![]() 978 63 62 |
![]() |
Сочинения Доклады Контрольные Рефераты Курсовые Дипломы |
РАСПРОДАЖА |
все разделы | раздел: | Биология |
Развитие центральной нервной системы в эмбриогенезе | ![]() найти еще |
![]() Молочный гриб необходим в каждом доме как источник здоровья и красоты + книга в подарок |
Сознание - не сопутствующее явление известных нейрофизиологических процессов, оно выполняет необходимую функцию в жизни общества. Благодаря способности к идеальному отражению сознание служит универсальным инструментом познания, с помощью которого человек проникает в сущность материального мира и его объективных свойств и закономерностей. Сознание дает человеку возможность мысленно предвосхищать свое поведение, свою практическую деятельность, целенаправленно планировать ее и предвидеть ее результаты. Оно позволяет человеку регулировать взаимоотношения с естественным и социальным внешним миром и планомерно управлять ими. Без сознания была бы невозможна специфически человеческая жизнь. 7. Человеческое сознание есть активный процесс постоянного духовного овладения внешним миром. Сознание обладает относительной самостоятельностью, которая проявляется прежде всего в его многогранном обратном воздействии на материальный мир и в относительно самостоятельных, присущих ему законах. В то время как психическая деятельность в различных формах характерна также для животных с развитой центральной нервной системой, сознание как высшая ступень развития психической деятельности возникает лишь под влиянием общественного труда вместе с языком, поэтому оно с самого начала имеет общественный характер. 8
Этапы формирования высшей нервной деятельности у ребенка. Развитие нервной системы Нервная система высших животных и человека представляет с обой результат длительного развития в процессе приспособительной эволюции живых существ. Развитие центральной нервной системы происходило прежде всего в связи с усовершенствованием восприятия и анализа воздейст ви й из внешней среды. Вместе с тем с овершенствовалась и способность отвечать на эти воздействия координированной, биологически целесооб разной реакцией. Развитие нервной системы шло также в связи с усложнением строения организмов и необходимостью согласования и регуляции работы внутренних органов. Для понимания деятельности нервной системы человека нео бходимо познакомиться с основными этапами ее развития в филогенезе. Во зн икн овение цен тральной нервн ой систем ы. У самых н изко организованных животных, например у аме бы, еще нет ни специальных рецепторов, ни специального двигательного аппарата, ни чего-либо похожего на нервную систему. Любым участком своего тела амеба может воспринимать раздражение и реагировать на него своеобразным движением образованием выроста протоплазмы, или псевдоподии.
Так, среди человекоподобных обезьян наиболее развитыми были крупные австралопитеки, но они все вымерли, а менее развитые гориллы и шимпанзе существуют до сих пор. При всей сложности психики высших животных в ней отсутствуют понятия характерная черта сознания. Нет и самосознания, самооценки, присущей человеческому разуму. Зато сильно развито бессознательное - инстинкты. Когда же и как из бессознательного родилось сознание, когда на Земле впервые засветилась мысль? О происхождении человека написано множество книг, и здесь нет нужды останавливаться на этой интереснейшей теме. Подчеркнем, однако, два важных обстоятельства. В постепенном становлении человека наблюдается прогрессивное развитие центральной нервной системы, ее постепенное усложнение - верный признак совершенствования психики. Второе не менее важное обстоятельство - ускорение эволюционного процесса. От появления первых млекопитающих до ответвления от них гоминид прошли сотни миллионов лет. Спустя еще примерно 10 миллионов лет появились австралопитеки. От них до первых питекантропов протекло еще около 4 миллионов лет
Многие из них не достаточно критичны к своему состоянию, эмоции их поверхностны, слишком внушаемы. Несмотря на то, что уровень развития психических функций при олигофрении находится в прямой зависимости от выраженности патологии, возможности социальной адаптации такого ребенка в значительной степени определяются условиями обучения и воспитания. Нарушение умственного развития детей, родителей, страдающих алкоголизмом, могут быть обусловлены не только олигофренией, но и задержанным темпом развития центральной нервной системы. В этих случаях дети, хотя и не являются умственно отсталыми, но по темпу своего психического развития отстают от своих нормально развивающихся сверстников. Эта группа детей в отечественной литературе обозначается как дети с задержкой психического развития (ЗПР), у которых отличается отставание в развитии таких умственных операций, как анализ, сравнение, синтез. Усилению или появлению генетических отклонений в поведении у детей способствует неправильное воспитание или отсутствие его как такового. Это случаи, когда дети брошены на произвол судьбы родителями, ведущими аморальный образ жизни, когда ребенок является лишним, отвергнутым и видит постоянные примеры жестокости, конфликтов и фальши со стороны взрослых.
О том, что эволюция биосферы существует, знают все. Но все ли представляют, куда направлен основной вектор этой эволюции? А он направлен на обеспечение максимальной независимости живого организма от окружающей его среды. Например, теплая кровь существенно расширяет диапазон температур, при которых животное может нормально функционировать. Более развитая центральная нервная система позволяет существенно снизить энергозатраты на поиск пищи и обеспечить организму большую безопасность. А куда направлен основной вектор эволюции Власти? Отвечаю. Он направлен на обеспечение максимальной независимости власти от народа. Посмотрите сами. Племенной вождь у всех на виду и очень уязвим. Любой недовольный результатами очередной неудачной охоты соплеменник может прервать его властные полномочия простым ударом дубиной по голове. Добраться до царя уже значительно труднее. Его власть защищена силовыми структурами и прикрыта авторитетом действующей религии. Но как подсказывает исторический опыт, эта защита не абсолютна. Достаточно много корон слетело с их обладателей часто вместе с головами
Уже в следующем периоде – олигоцене на территории современного Египта и на Аравийском полуострове существовали многочисленные узконосые обезьяны – египтопитеки и близкие роды. Это были ещё низшие обезьяны, многие из них широко распространились по Азии. Ещё раньше приматы попали в Новый Свет, вероятно, переплыв на плотах из унесённых бурями деревьев Атлантический океан, в то время узкий, не превышавший по ширине современного Средиземного моря (Американский материк тогда ещё не успел сместиться на запад). В интервале 20-9 млн. лет. назад найдено много остатков человекообразных обезьян. Ещё в прошлом веке из миоценовых слоёв Европы первым был описан дриопитек (от греч. слов и «дрис» - дерево, «питекос» - обезьяна). При передвижении по деревьям эти обезьяны цеплялись за ветви, подвешиваясь к ним руками, туловище при этом находилось в отвесном положении, а ноги были поджаты. У дриопитековых были особенности, позволявшие им идти по пути антропогенеза: высокое развитие центральной нервной системы, хорошее цветное бинокулярное зрение и хватательные конечности – не только передние, но и задние.
Кальция пентонат Пантотенат кальция (пантотеновая кислота, пантенол, витамин В5) является водорастворимым представителем группы В. Он помогает при построении клеток, отвечает за нормальный рост и нормальное развитие центральной нервной системы и жизненно необходим для хорошей работы надпочечников. Помимо этого, этот витамин участвует в преобразовании жиров и сахаров в энергию. Кальция пантотенат необходим для синтеза антител, для усвоения парааминобензойной кислоты и холина. Официальная среднесуточная норма для взрослых составляет 10 мг. Данный витамин синтезируют в организме кишечные бактерии. Значение. Кальция пантотенат способствует заживлению ран, помогает при инфекциях, способствуя синтезу антител. Также он применяется в лечении послеоперационного шока, и снижает побочные и токсичные эффекты многих антибиотиков. Лучшие натуральные источники кальция пантотената: завязь пшеницы, почки, печень, сердце, зеленые овощи, мясо, цельное зерно, отруби, пивные дрожжи, орехи, цыплята, патока. Суточная потребность в витаминах Поливитамины не оказывают заметного влияния на здоровье, так как действуют лишь профилактически. Организм становится более устойчивым к простудным заболеваниям и ко всем негативным факторам внешней среды.
Хеморепелленты не допускают вторжения аксонов в определенные «неблагоприятные» зоны. Проекции аксонов во время развития зачастую более сильно развиты, чем таковые у взрослых, у которых осуществляется усечение связей на основе механизмов, связанных с активностью и трофическими факторами. Функциональные синаптические контакты формируются быстро, однако сначала они не имеют характерной специализации, свойственной синапсам взрослых. Только по прошествии нескольких недель синапсы созревают и приобретают свойства синапсов взрослых. Характерной чертой развития центральной нервной системы всех позвоночных является первоначальное образование избыточного количества нейронов, часть из которых в дальнейшем погибает. Гибель нейронов регулируется при помощи конкуренции за трофические факторы. Фактор роста нерва является представителем семейства протеинов (нейротрофинов, euro rophi s), которые способны поддерживать активность определенных популяций нейронов. Упорядоченность связей, образованных нервными клетками между собой, а также между ними и другими тканями на периферии является одним из условий для нормального функционирования нервной системы.
Птицы - высокоорганизованные позвоночные животные, тело которых покрыто перьями, а передние конечности превращены в крылья. Способность передвигаться в воздухе, теплокровность и другие особенности строения и жизнедеятельности дали им возможность широко расселиться на Земле. Особенно разнообразны виды птиц в тропических лесах. Всего насчитывается около 9000 видов. Это высокоспециализированный и широко распространенный класс высших позвоночных, представляющий собой прогрессивную ветвь пресмыкающихся, приспособившихся к полету. О сходстве птиц с пресмыкающимися свидетельствуют общие признаки: 1) тонкая, бедная железами кожа; 2) сильное развитие на теле роговых образований; 3) наличие клоаки и другие. К числу прогрессивных черт, отличающих их от пресмыкающихся, относятся: а) более высокий уровень развития центральной нервной системы, обуславливающий приспособительное поведение птиц; б) высокая (41-42 градуса) и постоянная температура тела, поддерживаемая сложной системой терморегуляции; в) совершенные органы размножения (гнездостроение, насиживание яиц и выкармливание птенцов).Особенности строения Эволюция птиц шла по единому пути, связанному с освоением воздушной среды.
В связи с этим поверхность мембраны приобретает избыточный по сравнению с нормой положительный заряд, а уровень МП становится несколько выше исходного. Электрографическим проявлением гиперполяризации является положительный следовой потенциал. На этом заканчивается одиночный цикл возбуждения. 3. Субординационные взаимоотношения в ЦНС. Спинальный шок. Причины и механизмы его развития Центральная нервная система обеспечивает взаимную связь клеток, тканей, отдельных органов и систем, функциональной объединяя их в целостный организм. ЦНС осуществляет регуляцию всех процессов, связь организма с окружающей средой и приспособление к ее постоянным изменениям. Центральная нервная система состоит из спинного и головного мозга, которые построены из серого и белого вещества. Серое вещество представляет собой скопление тел нервных клеток с ближайшими участками их отростков, белое вещество состоит из нервных волокон, образующих проводящие пути. Большинство нервных клеток серого вещества спинного и головного мозга являются мультиполярными нейронами. Их можно разделить на вставочные и эфферентные.
В зависимости от условий внутриутробного развития организм новорожденного характеризуется широко варьированными физиологическими особенностями. Физиологическая незрелость младенца характеризуется не только отставанием в развитии физиологических функций, возникших у него уже во внутриутробный период, но и более поздним ослаблением их интенсивности по сравнению с физиологически зрелым новорожденным. В первые полгода жизни развитие движений ребенка характеризуется выраженностью безусловных рефлексов, на базе которых затем формируются условно-рефлекторные связи, совершенствующиеся в течение всей жизни. Развитие центральной нервной системы ребенка происходит на базе врожденных безусловных рефлексов. У физиологически зрелых новорожденных детей вызванные рефлексы проявляются в ответ на раздражение различных участков поверхности кожи. Прежде всего, это хватательный рефлекс (новорожденного, ухватившегося за пальцы взрослого, можно понять, его хватка способна выдержать массу тела). Подошвенный рефлекс, который вызывается штриховым раздражением поверхности кожи внутреннего края подошвы, характеризуется разгибанием большого пальца и сгибанием остальных.
Особенно яркие доказательства взаимосвязи психики и организма дали генетическое исследование и патология. Изучение развития нервной системы в филогенезе с показательной ясностью вскрыло соответствие между уровнем развития центральной нервной системы и психики. Изучение патологических случаев, особенно нарушения деятельности различных участков коры больших полушарий головного мозга, которые влекли за собой выпадение или нарушение психических функций, с полной доказательностью установило зависимость, существующую между психикой и деятельностью коры. Наконец, и в пределах нормального функционирования организма многообразно обнаруживается взаимосвязь в изменении физиологических и психологических функций. Эти факты нужно было теоретически интерпретировать, чтобы согласовать их с философскими предпосылками. В этих целях на основе дуалистических предпосылок, установленных Декартом, были выдвинуты две основные теории: теория психофизического параллелизма и теория взаимодействия. Обе эти теории исходят из внешнего противопоставления психических и физических процессов; в этом противопоставлении и заключается их основной порок.
Ни один из них не получил высшего образования. Будучи взрослыми, отличались нерешительностью, тяготились чувством собственной неполноценности. Дети, рожденные после развития у матери выраженного алкоголизма, имели резкие нарушения центральной нервной системы. Они отличались раздражительностью, злобностью, лживостью, иногда бывали агрессивны. Некоторые обнаруживали повышенную плаксивость. У большинства детей было выявлено слабоумие. Приведенные нами данные убедительно показывают роль окружения и воспитания в предупреждении нарушений поведения и патологии развития характера и личности у детей и подростков родителей, страдающих алкоголизмом. Заключение Дефект раннего воспитания, недостаточное интеллектуальное развитие наблюдаются, как правило, у детей из неблагополучных семей, особенно из семей, где родители злоупотребляют алкоголем. В тот период развития центральной нервной системы, а именно её высшего отдела – коры головного мозга, когда формируется сознательная и целенаправленная умственная деятельность, дети не получают в семье того запаса знаний, который им нужен.
Все эти формы объединяются в одну группу. Психофизический инфантилизм иногда имеет наследственную природу. В некоторых семьях отмечается, что и родители в детстве имели соответствующие черты. Вторая группа — задержка психического развития соматогенного происхождения, которая связана с длительными тяжелыми соматическими заболеваниями в раннем возрасте. Это могут быть тяжелые аллергические заболевания (бронхиальная астма, например), заболевания пищеварительной системы. Длительная диспепсия на протяжении первого года жизни неизбежно приводит к отставанию в развитии. Сердечнососудистая недостаточность, хроническое воспаление легких, заболевания почек часто встречаются в анамнезе детей с задержкой психического развития соматогенного происхождения. Ясно, что плохое соматическое состояние не может не отразиться и на развитии центральной нервной системы, задерживает ее созревание. Такие дети месяцами находятся в больницах, что, естественно, создает условия сенсорной депривации и тоже не способствует их развитию. Третья группа — задержка психического развития психогенного происхождения. Надо сказать, что такие случаи фиксируются довольно редко, так же как и задержка психического развития соматогенного происхождения.
Выявлена и безусловная зависимость адаптационных возможностей человека от особенностей строения и функционирования его нервной системы, от силы или слабости нервных процессов возбуждения и торможения, от их подвижности или инертности, их баланса. Вопрос о происхождении особенностей строения и функционирования нервной системы не до конца изучен. Однако однозначно установлено, что эти особенности в очень сильной степени также связаны и с условиями жизни и развития ребенка, включая условия его внутриутробной жизни. К неблагоприятным факторам, искажающим картину нормального развития плода и его нервной системы, относят переутомление, заболевания матери во время беременности, ее неполноценное питание, употребление алкоголя, наркотических веществ. Нарушения развития центральной нервной системы могут возникнуть у детей и как следствие внутриутробных, родовых или послеродовых травм и интоксикаций. В целом отмечается безусловная зависимость адаптивности от физического, психического, нравственного здоровья человека, применительно к предмету нашего разговора — от здоровья ребенка.
Параллельно со структурным развитием центральной нервной системы идет ее созревание, формирование механизмов, обеспечивающих непрерывное уравновешивание организма с внешней средой. В младшем школьном возрасте (7—11 лет) продолжается функциональное развитие нервной системы. В 7 лет по-прежнему отмечается преобладание процессов возбуждения, недостаточность внутреннего торможения: следовательно, остается повышенная истощаемость клеток коры, быстро наступает утомление с развитием охранительного торможения. С 8—9 лет внутреннее активное торможение усиливается, окончательно выявляется и закрепляется тип высшей нервной деятельности ребенка. Такое интенсивное развитие и функциональное совершенствование центральной нервной системы вызывает определенную напряженность в организме подростка, ведет к необычным реакциям на воздействие факторов внешней среды (различных перегрузок, травм и случайного или умышленного употребления алкоголя). Алкоголь, попадая в организм ребенка или подростка, проникает в кровь и мозг — самые богатые водой ткани нашего организма. Мозговая ткань детей значительно богаче водой, чем у взрослых, она очень быстро всасывает алкоголь.
Разные школы и направления , сложившиеся в этологии, отражают специфику подхода к этологии, существовавшую в “материнской” науке. Так, в этологии существуют физиологический, экологический и другие подходы. Мы остановимся на анализе экологического подхода к изучению поведения. Согласно экологического подхода, мы определим, во-первых, поведение как высший тип адаптаций к условиям обитания, связанный с прогрессивным развитием центральной нервной системы. Во-вторых, мы рассмотрим поведение как внешне проявляющийся результат глубинных психических, нейрофизиологических процессов, протекающих в мозгу животного, не вникая в сущность этих процессов. Экологический подход в этологии изучает различные формы поведения в связи с их биологической задачей, то есть изучает половое поведение, включающее гнездостроительное поведение и заботу о потомстве, территориальное поведение, оборонительное, ориентировочное, пищевое поведение и другие формы поведения. 5 . Особенности экологического подхода к этологии Простое отнесение различных форм поведения к группе реакций, обеспечивающих те или иные функции особи, не выходит за рамки просто описательной биологии отдельных видов .
И лишь соединение их в эволюционно-обусловленном порядке и соответствующем взаимодействии образует целостный организм как открытую систему, для которой характерны обмен веществ с окружающей средой и превращение энергии. Система уровней организации структуры тела животных на современном этапе эволюции показана на схеме: 2. Систематика ЦарствоЖивотные Тип Хордовые ПодтипЧерепные Класс Млекопитающие Отряд Приматы Подотряд Антропоиды Секция Узконосые обезьяны НадсемействоГоминоиды Семейство Гоминиды Род Человек Вид Разумный Подвид Существующий Homo sapie s sapie s 3. Основные черты сходства и различия Homo sapie s в системе животного мира. Тип Хордовые: скелет образован хордой - сильно вакуолизированной соединительной тканью, хорда обязательно присутствует хотя бы в одной из стадий онтогенеза центральная нервная система в виде трубки со щелью; в передней части пищеварительной трубке – глотке – расположены жаберные щели; кишечник находится под хордой, а она под нервной трубкой. Подтип Позвоночные: челюстной аппарат; активный образ жизни; конечности (плавники у рыб, пятипалая конечность у остальных классов); развитая центральна нервная система: головной и спинной мозг, органы чувств; череп; позвоночник; интенсивный обмен веществ; замкнутая кровеносная система, сердце; органы дыхания; органы выделения.
![]() | 978 63 62 |