![]() 978 63 62 |
![]() |
Сочинения Доклады Контрольные Рефераты Курсовые Дипломы |
РАСПРОДАЖА |
все разделы | раздел: | Экономика и Финансы | подраздел: | Бухгалтерский учет |
Внутренние стандарты аудиторских фирм | ![]() найти еще |
![]() Молочный гриб необходим в каждом доме как источник здоровья и красоты + книга в подарок |
осуществления аудиторской деятельности; Pформирует систему повышения квалификации членов Палаты, организует и контролирует ее работу; Pустанавливает обязательные для своих членов внутренние стандарты аудиторской деятельности и правила профессиональной этики, а также разрабатывает методические материалы по применению федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности, определенных в качестве внутренних стандартов Палаты; Pпроводит систематический внешний контроль качества аудиторской деятельности и соблюдения требований профессиональной этики, а также осуществляет проверку обоснованности поступающих жалоб на качество аудита и сопутствующих аудиту услуг, оказанных членами Палаты; применяет по итогам проведенных проверок установленные Уставом меры воздействия к допустившим нарушения членам Палаты; Pвзаимодействует с российскими и международными объединениями аудиторов и аудиторских организаций, их потенциальными клиентами, устанавливает и развивает деловые связи с ними; Pучаствует в разработке и обсуждении проектов
Большим удобством при проведении проверки оказывается доступность каждому аудитору данных отчетности и Главной книги непосредственно на своем рабочем месте (компьютеревоем рабочем месте ().и проверки оказывается доступность каждому аудитору данных отчетности и Главной книги непосредственно на ). По окончании подготовительного этапа можно приступать непосредственно к проверке. 2. Этап проверки. После выполнения мероприятий подготовительного этапа аудитор приступает к проведению проверки своего раздела. Очевидно, что результатом его работы должно быть выражение мнения о достоверности комплекса учетных задач, проверка которого ему поручена в соответствии с общим планом аудита. Разумеется, мнение должно быть обоснованным и выражено в форме, принятой внутренними стандартами аудиторской фирмы. Общая схема работы аудитора может содержать следующие этапы: планирование; изучение исходной информации; выражение мнения аудитора и составление отчета руководителю. Исследуя отдельную хозяйственную операцию, аудитор должен иметь следующие возможности: - в ходе работы обращаться к сформированной на подготовительном этапе локальной базе правил по своему разделу; - регистрировать в базе данных все проверенные операции и свои комментарии по ним; - регистрировать допущенные ошибки и нарушения по рассматриваемой хозяйственной операции, используя справочник типовых бухгалтерских ошибок.
В настоящее время действующие правила (стандарты) аудиторской деятельности включают: 1)Pфедеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности, утвержденные постановлениями Правительства РФ; 2)PПравила (стандарты) аудиторской деятельности, одобренные Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ. Всего в настоящее время действуют 31 федеральное правило (стандарт) аудиторской деятельности и 10 правил (стандартов) аудиторской деятельности, одобренные Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ. В отношении внутренних стандартов аудиторских организаций Законом об аудиторской деятельности установлено: 1)Pправила (стандарты), разработанные аудиторскими организациями, не должны противоречить федеральным правилам (стандартам) (п. 6Pст. 9PЗакона); 2)Pтребования правил (стандартов) аудиторской деятельности аудиторских организаций не могут быть ниже требований федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности и внутренних правил (стандартов) аудиторской деятельности профессионального аудиторского объединения, членами которого они являются (п. 6Pст. 9PЗакона); 3)Pв соответствии с требованиями законодательных и нормативных правовых актов Российской Федерации и федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности аудиторские организации вправе самостоятельно выбирать приемы и методы своей работы, за исключением планирования и документирования аудита, составления рабочей документации аудитора, аудиторского заключения, которые регламентируются федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности (п. 7Pст. 9PЗакона)
Перечень разделов, отражаемых в Общем плане аудита, утверждается внутренними стандартами аудиторской организации . Наметив конкретные цели аудита можно начать процесс сбора фактической информации. Аудитор определяет, какие свидетельства следует в данном случае собирать. Аудит опирается на определенный набор методов по его организации, которые помогают аудитору собрать достаточное количество свидетельств. Процесс аудирования включает в себя четыре фазы. Они показаны в таб. №2. Таблица №2 Планирование и разработка аудиторского подхода. В аудите существует множество способов, при помощи которых аудитор может собирать свидетельства, чтобы достичь всех стоящих перед ним целей. Выбор аудитором своего подхода определяется двумя важнейшими соображениями: необходимо собрать достаточное количество имеющих к делу свидетельств, чтобы аудитор мог взять на себя профессиональную ответственность, а кроме того, стоимость накопленных свидетельств должна быть минимальной. Первое условие более важно, но и минимизация стоимости также необходима, если аудиторская фирма хочет быть конкурентоспособной и приносить прибыль.
Исходя из вышеизложенного, предлагаем следующий технологический цикл проведения контроля качества аудита в отношении внутренних стандартов аудиторской организации (включающий два направления проверки): 1.PФактическая проверка предполагает проверку наличия разработанных и применяемых внутренних стандартов аудиторской организации. Проверка наличия разработанных и принятых внутренних стандартов в аудиторской организации должна проводиться системно по приведенным выше объектам стандартизации. В приложении 5 представлен «Контрольный лист по проверке наличия разработанных и принятых внутренних стандартов аудиторской организации», в котором сгруппированы все действующие стандарты в соответствии с приведенной выше классификацией объектов стандартизации. Таким образом, контрольный лист представляет собой проверочный тест, который следует заполнять в ходе проверки внутренних регламентирующих документов. 2.PПроверка соответствия. Данное направление включает проверку соответствия: 1)Pтребованиям, предъявляемым к назначению и разработке внутренних стандартов аудиторской организации, установленным положениями п. 2.12.16 правила (стандарта) «Требования, предъявляемые к внутренним стандартам аудиторских организаций»
Регулируют особенности аудита по видам: общий, страховой, банковый. Например, Приказ Минфина РФ от 07.03.2002 г. » 47 «Об утверждении положения о Департаменте организации аудиторской деятельности Министерства финансов в РФ»; 4)внутренние стандарты аудиторской деятельности, которые разрабатывают аудиторские организации и индивидуальные аудиторы на базе федеральных стандартов и практики аудита. Такие стандарты определяют качество работы и престиж аудиторских фирм, используются при проведении аудита и сопутствующих аудиту услуг. 2. В организационном плане систему регулирования аудиторской деятельности можно представить следующим образом. Министерство финансов РФ: 1) уполномоченный федеральный орган государственного регулирования аудиторской деятельности в РФ; 2) Совет по аудиторской деятельности при уполномоченном федеральном органе; 3) Департамент организации аудиторской деятельности VAHA; 4) акредитированные профессиональные объединения; 5) аудиторские организации, индивидуальные аудиторы. Отношения, возникающие при осуществлении аудиторской деятельности, могут регулироваться указами Президента РФ, которые не должны противоречить федеральному законодательству.
Стандарты определяют общий подход к проведению аудита, масштаб проверки, виды отчетов аудитора, вопросы методологии, а так же основные принципы, которым должны следовать все представители этой профессии. Соблюдение аудиторских стандартов позволяет обеспечить определенный уровень гарантии результатов аудиторской проверки. Если аудитор допускает отступление от них, то он должен объяснить причину этого. Назначение стандартов: 1) обеспечивают высокое качество аудит проверки. 2) содействуют внедрению в аудит практику новых научных достижений. 3) помогают пользователям понять процесс аудита. 4) повышают общественный имидж профессии аудитора. 5) устраняют излишний контроль со стороны государства. 6) помогают аудиторам вести переговоры с клиентом. 7) обеспечивают связь отдельных элементов аудиторского процесса. Аудиторские стандарты должны удовлетворять изменениям экономических условий. В соответствии с этими изменениями стандарты подлежат периодическому пересмотру. В настоящее время существуют аудиторские стандарты нескольких уровней: международные; национальные; внутренние (стандарты общественных аудиторских организаций и стандарты аудиторских фирм - внутрифирменные стандарты) Международные стандарты аудита (МСА) призваны унифицировать подход к аудиту в международном масштабе и содействовать развитию аудита в странах, где уровень профессионализма ниже общемирового.
Российские правила (стандарты) включают 11 групп, 10 из которых соответствуют группам международных стандартов: Первая группа «Вводные замечания» включает 3 стандарта и содержит перечень терминов по аудиторской деятельности, требования к внутренним стандартам аудиторских организаций, состав и содержание сопутствующих услуг. Вторая группа «Ответственность» состоит из 9-ти стандартов, посвященных ответственности аудиторов и аудиторских фирм. В них рассмотрены вопросы внутреннего и внешнего контроля аудиторской деятельности, проверки соблюдения нормативных актов при проведении аудита, права и обязанности лиц, осуществляющих аудит, письмо-обязательство аудиторской организации о согласии на проведение аудита. Третья группа «Планирование» представлена 3-мя стандартами, относящимися к планированию аудиторской проверки. Четвертая группа «Внутренний контроль» содержит 2 стандарта, которые имеют отношение к процедурам внутреннего контроля, в том числе к условиям компьютерной обработки данных у клиента. Пятая группа «Аудиторские доказательства» охватывает 9 стандартов, посвященных важнейшим аспектам аудита: методам сбора аудиторских доказательств, аналитическим процедурам, аудиторской выборке, использованию оценочных показателей в бухгалтерском учете и др.
Нормы, применяемые при этом, описаны в Правиле (стандарте) аудиторской деятельности «Планирование аудита» (одобрено Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ 25.12.1996 года, Протокол № 6). Процесс планирования аудита заключается в следующем: - Определении его стратегии и тактики; - Составлении общего плана аудиторской проверки; - Разработке аудиторской программы; - Определении объема конкретных аудиторских процедур; - Оценке объема аудиторской проверки. В соответствии с указанным стандартом аудиторская фирма или аудитор, работающий самостоятельно в качестве предпринимателя, должны планировать аудит еще до написания письма-обязательства и заключения договора с экономическим субъектом о проведении аудита. Качественное проведение аудиторской проверки невозможно без разработки общей стратегии дальнейшей работы и детального подхода, определения времени осуществления и объема аудиторских процедур. Объем планирования аудита всецело зависит от величины проверяемого предприятия, сложности данного аудита, предыдущего опыта аудиторской работы на данном предприятии и знания деятельности клиента.
Аудиторские организации и аудиторы в соответствии с требованиями законодательства, а также стандартов вправе самостоятельно выбирать приемы и методы своей работы. Однако некоторые стандарты, касаемые планирования, документирования, составления рабочей документации, аудиторского заключения являются обязательными. Для обеспечения единого подхода к проведению аудиторской проверки в аудиторской организации должны быть разработаны внутренние стандарты аудита, которые не должны противоречить федеральным и быть ниже их по требованию или международным, если аудиторская проверка проводится по МСА. Наличие системы внутренних стандартов в аудиторской организации является показателем профессионализма ее деятельности. Внутренние стандарты разрабатываются в соответствии с правилом (стандартом) аудиторской деятельности «Требования, предъявляемые к внутренним стандартам аудиторской организации». Внутрифирменные стандарты являются индивидуальными в каждой аудиторской организации. Их содержание в большинстве случаев – это закрытая информация.
Верхнем уровнем системы нормативного регулирования является закон «Об аудиторской деятельности», который является документом прямого действия, определяющий роль и место аудита в системе экономических отношений. Второй уровень системы нормативного регулирования представлен правилами (стандартами) аудиторской деятельности. Основное назначение документов этого уровня состоит в установлении единых базовых требований, определяющих нормативы по качеству и надежности аудита и обеспечивающих определенный уровень гарантии результатов аудиторской проверки при соблюдении этих требований. Документы третьего уровня, регулирующие аудиторскую деятельность должны носить вспомогательный характер и основная их цель -помощь в технической реализации требований правил (стандартов), в разработке прогрессивных приемов и рациональных способов организации аудиторской деятельности. На сегодняшний день в системе нормативного регулирования документы третьего уровня не проработаны и являются внутрифирменными стандартами аудиторских фирм.
При этом проверка различных элементов осуществляется по единой схеме, что позволит сократить затраты времени аудитора на проведение проверки, одновременно повысив его качество. Состав контрольных процедур следует, по нашему мнению, определить на стадии планирования, а сами процедуры разработать в форме внутрифирменных стандартов аудиторской фирмы. Наиболее перспективной является применяемая в настоящее время аудиторами трехступенчатая методика. Сначала выявляются общие недостатки в работе аудируемой организации, которые могут быть связаны с различными нарушениями и злоупотреблениями. Затем осуществляются контрольные действия, направленные на выявление признаков, указывающих на возможность совершения конкретных нарушений. Детальный контроль производится только на тех участках, на которых выявлены неблагоприятные отклонения. Наконец, с помощью модифицированной дублирующей методики выявляются конкретные нарушения и недостатки. Очевидно, что разработка таких методик требует знания особенностей деятельности организаций конкретной отрасли или региона.
Аудит - предпринимательская деятельность по независимой вневедомственной проверке БУ и финансовой отчетности организаций и ИП. Аудитор – квалификационный специалист. Цель: выражение мнения о достоверности финансовой отчетности и о соответствии БУ законодательству РФ. Особенности: Аудитор должен подтвердить во всех существенных отношениях отчетность, ее достоверность, обеспечить разумную уверенность пользователей в отсутствии существенных искажений в ней. Задачи: составе плана и программы проведения аудита, определение видов, источников и методов получения аудиторских доказательств, проведение аудиторской проверки, выражение мнения по результатам аудита о достоверности финансовой отчетности. Виды к-ля: 1) по субъектам проведения: государственный, ведомственный, вневедомственный (аудит, судебно-бухгалтерская экспертиза), внутрихозяйственный, общественный. 2) от времени проведения: предварительный, текущий, последующий. Уровни: I: ФЗ (Федеральное собрание, президент) II: постановления правительства III:стандарты АД (федеральные органы, регулирование АД (минфин, ЦБ, ведомства) IV:стандарты объединений (общественные организации аудиторов) V:внутрифирменные стандарты (аудиторская фирма).
Во второй столбец записываются показатели, взятые из бухгалтерской отчетности экономического субъекта. В третий пишутся цифры, характеризующие уровень существенности базовых показателей, они должны быть определены внутренней инструкцией аудиторской фирмы и применяться на постоянной основе. Применяемые при нахождении уровня существенности значения показателей определяются путем умножения значений показателей бухгалтерской отчетности на уровень их существенности и записываются в четвертом столбце. Далее находится среднее арифметическое значение показателей, применяемых для расчета уровня существенности: (3184 3413 1605 4350 2051) / 5 = 2921 тыс. руб. Наименьшее значение отличается от среднего на: (2921 - 1605) / 2921 x 100% = 45%. Наибольшее значение отличается от среднего на: (4350 - 2921) / 2921 x 100% = 49%. Поскольку и в том, и в другом случаях отклонение наибольшего и наименьшего показателей от среднего и от всех остальных является значительным, принимаем решение отбросить значения 1605 тыс. руб. и 4350 тыс. руб. и не использовать их при дальнейшем усреднении.
Важной особенностью аудита затрат является оценка правильности исчисления себестоимости продукции, которая выполняется путем арифметического контроля данных ведомости (производственного отчета) сводного учета затрат. При этом себестоимость выпуска продукции в условиях применения «позаказного» и «попередельного» метода учета затрат формируется как алгебраическая сумма затрат за период и изменений величины незавершенного производства, а в условиях нормативного метода - как алгебраическая сумма нормативной себестоимости выпуска продукции, изменений норм и отклонений от норм. Выявленные в ходе проверки отклонения фиксируются в рабочих документах аудитора, определяется их количественное влияние на показатели отчетности. Обобщая изложенное, можно охарактеризовать методику аудита затрат на производство как набор инструментов, необходимых аудитору для реализации основной цели и задач проверки данного раздела бухгалтерского учета, в состав которых входят: перечень информационных источников аудита затрат на производство; список системы нормативных документов, используемых при проведении аудита затрат на производство; возможные альтернативные решения отражения в бухгалтерском учете затрат на производство; тесты средств контроля для оценки системы внутреннего контроля и бухгалтерского учета в части затрат на производство; описание процедур проверки затрат на производство; макеты рабочих аудиторских документов, которые могут быть составлены в ходе аудита затрат на производство. В соответствии с п. 3.6 правила (стандарта) аудиторской деятельности «Требования, предъявляемые к внутренним стандартам аудиторской организации» методики аудиторской проверки учета затрат на производство и калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг) разрабатываются в дополнение к внутренним стандартам аудиторской организации, устанавливающим порядок проведения аудита19.
Х 18 Учет: Проверяет ли главный бухгалтер своевременность и правильность отражения данных выписок банка в регистрах бухгалтерского учета? Х 19 Верно ли отражаются в учете аккредитивы и расчеты по чекам из лимитированых (нелимитированных) чековых книжек? Х 20 Периодизация: Датируются ли платежные документы в журнале регистрации по дате, указанной в документе? Х 1 Показатели в столбце 3 должны быть определены внутренней инструкцией аудиторской фирмы и применяться на постоянной основе, в данном случае см.: Р.А.Алборов «Аудит в организациях торговли» с.92-94. Столбец 4 получают умножением данных столбца 2 на показатель столбца 3, разделенный на 100%.
С целью обеспечения единства толкования стандартов аудиторской деятельности используется также перечень терминов и определений по данной проблеме. На основании утверждённых стандартов аудиторской деятельности, аудиторские фирмы должны разрабатывать внутренние стандарты аудита, которые имеют вспомогательный характер и призваны обеспечить единый подход к аудиторской проверке в данной фирме. 2. Аудит банков: сущность, необходимость, значение. Профессия аудитора известна с глубокой древности. Еще в 200 г. до н. э. квесторы (должностные лица, ведавшие финансовыми и судебными делами в Римской империи) осуществляли контроль за государственными бухгалтерами на местах. Отчеты квесторов направлялись в Рим и заслушивались экзаменаторами. Подобная практика и стала основой термина «аудитор». Законодательной родиной аудита считается Великобритания, где впервые были приняты законы, вводящие обязательность аудиторской проверки и устанавливающие требования к качеству ее проведения. В России звание аудитора ввел Петр I. Аудиторов в России называли присяжными бухгалтерами. Они совмещали отдельные обязанности прокурора, делопроизводителя и секретаря.
К ним относятся: • аудиторы и аудиторские фирмы; • консультанты по финансовым вопросам; • специалисты в области ценных бумаг и фондовых бирж (брокеру и дилеры); • юристы и юридические фирмы; • регулирующие органы; • пресса и информационные агентства; • торгово-производственные агентства; • широкая публика. 1.3 Цели и задачи аудиторской деятельности Цели и задачи аудиторской деятельности весьма многогранны. Общая классификация аудиторской деятельности представлена на рис. 1.1. Исходя из приведенной классификации целесообразно рассматривать цели и задачи аудиторской деятельности. Примат в этом отношении принадлежит именно внешнему аудиту, цель и основные задачи которого приведены во Временных правилах аудиторской деятельности в Российской Федерации и российских правилах (стандартах) аудиторской деятельности. Аудиторская деятельность Аудит Сопутствующие аудиту услуги Внутренний Внешний Консультации по учету, налогообложению, составлению отчетности и др. Обязательный Инициативный Ведение учета Восстановление учета По специальным аудиторским заданиям Анализ хозяйственной деятельности и др. Рис. 1.1. Общая классификация аудиторской деятельности в России Главная цель внешнего аудита — дать объективные, реальные и точные сведения об аудируемом объекте.
![]() | 978 63 62 |