![]() 978 63 62 |
![]() |
Сочинения Доклады Контрольные Рефераты Курсовые Дипломы |
РАСПРОДАЖА |
все разделы | раздел: | Экономика и Финансы | подраздел: | Бухгалтерский учет |
Проверка расчетов предприятия с бюджетом по НДС | ![]() найти еще |
![]() Молочный гриб необходим в каждом доме как источник здоровья и красоты + книга в подарок |
Если в оплату выполненных работ получен вексель третьего предприятия и он передан векселедержателем другой организации (в оплату за поставку товаров, выполненные работы, оказанные услуги) до окончания срока платежа по нему, то в этом случае поступление средств по векселю отражается по дебету счетов учета денежных или других средств, иного имущества (в зависимости от конкретного содержания хозяйственной операции) и кредиту счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», субсчет «Векселя полученные». В данном случае вместо денежных средств поступают иные средства (а именно, строительные материалы), следовательно, моментом оплаты заказчиком выполненных строительных работ можно считать дату поступления строительных материалов. Такой порядок предполагает, что поступление материалов и передача векселя происходят одновременно, тогда эта операция отражается в учете следующими записями: 1)PДебет счета 10 «Материалы», Кредит счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», субсчет «Векселя полученные» оприходованы на склад материалы согласно первичным документам (без НДС); 2)PДебет счета 19 «НДС по приобретенным ценностям», Кредит счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», субсчет «Векселя полученные» отражен НДС по поступившим материальным ценностям; 3)PДебет счета 68 «Расчеты по налогам и сборам», Кредит счета 19 «НДС по приобретенным ценностям» отнесение на расчеты с бюджетом НДС по поступившим материалам; 4)PДебет счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», Кредит счета 68 «Расчеты по налогам и сборам» отнесение на расчеты с бюджетом НДС по выполненным строительно-монтажным работам, в оплату которых получен вексель
Если же все же оплата произошла, то выделение предполагаемой суммы НДС по счету расчетным путем не производится, к зачету эта сумма не принимается. 1.2. Цель и информационная база аудита расчетов с бюджетом по НДС. Цель аудита расчетов предприятия с бюджетом по НДС – подтверждение правильности расчета, полноты и своевременности перечисления налога в бюджет. Приступая к проверке расчетов с бюджетом по НДС, аудиторы должны пользоваться нормативными документами, с учетом всех внесенных в них изменений и дополнений. Нормативная база: - Налоговый кодекс РФ (ч.2) от 05.08.2000г. № 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000г.) с учетом изменений и дополнений. - ФЗ «Об аудиторской деятельности» от 07.08.2001 № 119 - Методические рекомендации по применению главы 21 был проведен налоговый аудит за первый квартал 2007года, были исследованы проблемы, связанные с отражением в бухгалтерском учете налога на добавленную стоимость на всех этапах хозяйственной деятельности, начиная от момента заключения договоров до расчета налоговых деклараций, исследованы проблемы, возникающие при начислении, уплате и возмещении (зачете) НДС: 1) Аудит хозяйственных договоров предприятия показал, что, как правило, в сумме договора НДС не выделяется отдельной строкой.
было отражено следующим образом: ДЕБЕТ 08 КРЕДИТ 60 P150 000Pруб.P приобретена автомашина; ДЕБЕТ 19 субсчет «Налог на добавленную стоимость по приобретенным основным средствам» КРЕДИТ 60 P27 000Pруб.P учтен НДС по приобретенной автомашине; ДЕБЕТ 08 КРЕДИТ 60 P400Pруб.P отражены в учете расходы на перегон автомашины; ДЕБЕТ 60 КРЕДИТ 50 P400Pруб.P произведена оплата за перегон машины; ДЕБЕТ 01 субсчет «Основные средства» КРЕДИТ 08 P150 400Pруб. (150 000 + 400)P введена в эксплуатацию приобретенная автомашина; ДЕБЕТ 68 субсчет «Расчеты по НДС» КРЕДИТ 19 субсчет «Налог на добавленную стоимость по приобретенным основным средствам» P27 000Pруб.P отнесен на вычет при расчетах с бюджетом НДС, оплаченный при приобретении машины; ДЕБЕТ 60 КРЕДИТ 51 P187 000Pруб.P произведена оплата поставщику за автомашину
Также на размер неучтенной недоимки по налогу на добавленную стоимость могут влиять: -искажение или сокрытие данных, представляемых налоговым органам; -неправильные классификация или расчет доходов, учитываемых при налогообложении в качестве освобожденных от налогообложения, при определении задолженности бюджету по НДС; -проведение в учете фиктивных сделок по расчетам между взаимозависимыми лицами в целях уменьшения суммы налога, подлежащего уплате в бюджет. Цель данной работы через проведение аудита расчетов с бюджетом по НДС конкретного предприятия - подтвердить достоверность бухгалтерской отчетности проверяемого экономического субъекта в части отражения задолженности перед бюджетом по НДС, а также отражения в пояснительной записке всех существенных обстоятельств, связанных с неурегулированными вопросами в сфере налогообложения. 1. Цель, сущность и нормативное правовое регулирование аудита расчетов с бюджетом по НДС 1.1 Нормативное правовое регулирование учета расчетов по НДС Приступая к проверке расчетов с бюджетом по НДС, аудиторы должны пользоваться нормативными документами, с учетом всех внесенных в них изменений и дополнений.
По общепринятой системе бухгалтерского учета была бы использована следующая корреспонденция бухгалтерских счетов (на примере реализации партии товара P1 и нематериального актива): Напомним еще об одном требовании законодательства, которое важно соблюсти. Речь идет о документальном оформлении реализации товаров, работ, услуг. Если предприятие является плательщиком НДС, то необходимо учесть требования пункта 3 статьи 168 Налогового кодекса РФ, и при осуществлении реализации товаров (работ, услуг) выставить соответствующие счета-фактуры не позднее пяти дней считая со дня отгрузки товара (выполнения работ, оказания услуг). 2.5.16. Учет расчетов по налогам и сборам. Организация налогового учета Для обобщения информации по налоговым платежам и расчетам с бюджетом используется единый для упрощенной и общепринятой форм бухгалтерского учета счет 68 «Расчеты по налогам и сборам». Аналитический учет на данном счете ведется по видам налогов. Помимо начисленного налога на доходы физических лиц, удержанного из заработной платы работников (КРЕДИТ 68 субсчет «Расчеты по НДФЛ»), и налогов, начисленных от реализации продукции (КРЕДИТ 68 субсчет «Расчеты по НДС»), малому предприятию следует ежеквартально начислять следующие налоги и сборы: Pналог на рекламу; Pналог на имущество предприятия; Pналог на прибыль
Программа планирования аудиторской проверки налогов включает : оценку системы внутреннего контроля на предприятии ; изучение мер, принятых при выполнении рекомендаций аудиторов по предыдущим проверкам; составление общего плана аудиторской проверки налогов; подготовку рабочих документов аудитора; разработку проведения аудита налогов и принципов составления квалифицированного аудиторского заключения. 9. Налоговые расчеты с бюджетом и внебюджетными фондами предложено использовать а финансовом анализе хозяйственно деятельности предприятия по различным методикам проведения финансового анализа налоговых платежей, в числе которых рассмотрены горизонтальный анализ, вертикальный анализ, трендовый анализ и анализ относительных показателей. Налоги, как любой другой институт учета, предмет финансового анализа налоговых платежей – оценка и выявление возможностей повышения эффективности функционирования хозяйствующего субъекта с помощью рациональной налоговой политики. 10. При проведении аудиторских проверок рекомендуется выделять налоговый фактор при планировании и возможные пути минимизации налоговых платежей. 11. Предложены методы проведения аудиторской проверки расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами на предприятии. Список литературы. Бюджетный кодекс РФ от 31.07.1998 №145ФЗ Налоговый кодекс РФ (часть первая) от 01.07.1998 №146 ФЗ Налоговый кодекс РФ (часть вторая) от 05.08.2000 №117 ФЗ А. А. Сучилин «Аудит расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами на предприятии» Методология проведения; М. 2001г.
В первой главе «Теоретические основы учета и аудита расчетов по налогу на добавленную стоимость» раскрыто понятие и сущность учета и аудита расчетов по налогу на добавленную стоимость, обоснована необходимость существования данного вида аудита, его значимость для оценки достоверности показателей как налоговой, так и финансовой отчетности. Представлено нормативное регулирование учета и аудита расчетов по НДС, рассмотрена методика аудиторской проверки расчетов с бюджетом по НДС. Вторая глава «Организация аудита операций по учету расчетов с бюджетом по налогу на добавленную стоимость в ООО «Мэйпл» посвящена анализу информационной базы налогового аудита, выделению этапов аудита, вопросам планирования и организации аудита расчетов с бюджетом по НДС исходя из предварительной оценки данных финансовой и налоговой отчетности. В третьей главе «Аудит операций по учету расчетов с бюджетом по налогу на добавленную стоимость в ООО «Мэйпл» излагается разработанная с учетом отраслевых особенностей методика аудита по налогу на добавленную стоимость.
Под аудиторской деятельностью понимается предпринимательская деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей (аудируемые лица). Цель аудита – выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации. Под достоверностью понимается степень точности данных финансовой (бухгалтерской) отчетности, которая позволяет пользователю этой отчетности на основании ее данных делать правильные выводы о результатах хозяйственной деятельности, финансовом и имущественном положении аудируемых лиц и принимать базирующиеся на этих выводах обоснованные решения. Основной целью аудита расчета с заказчиками является проверка правильности своевременного заключения договоров на реализацию услуг, определение порядка оплаты реализации услуг и анализ размера реализации услуг в кредит, размер предоплаты по договорам, порядок оплаты налогов, соответствие налоговых начислений учетной политике предприятия, проверка расчетов и начисления НДС, правильности исчисления НДС по авансам и начисления налога на прибыль по реализации услуг ниже себестоимости по данным бухгалтерского учета.
В целях организации бюджетного планирования деятельности структурных подразделений предприятия разрабатывается сквозная система бюджетов, объединяющая следующие функциональные бюджеты, охватывающие базу финансовых расчетов предприятия: - бюджет фонда оплаты труда, на основании которого прогнозируются платежи во внебюджетные фонды и некоторые налоговые отчисления; - бюджет материальных затрат, составляемый на основании норм расхода сырья, комплектующих, материалов и объема производственной программы структурных подразделений; - бюджет потребления энергий; - бюджет амортизации, включающий направления использования ее на капитальный ремонт, текущий ремонт и реновацию; - бюджет прочих расходов (командировочных, транспортных и т. п.); - бюджет погашения кредитов и займов, разрабатываемый на основании плана-графика платежей; - налоговый бюджет, включающий все налоги и обязательные платежи в бюджет, а также во внебюджетные фонды. Данный бюджет планируется в целом по предприятию. Разработка бюджетов структурных подразделений и служб основана на принципе декомпозиции, заключающемся в том, что бюджет более низкого уровня является детализацией бюджета более высокого уровня.
Если Сокольское ПАП приобретает основные средства, которые будут использоваться для непроизводственных нужд (в подразделениях, обслуживающих производств и хозяйств), а также для выпуска продукции (оказания услуг, выполнения работ), освобожденной от НДС, уплачиваемый при покупке налог на добавленную стоимость включается в первоначальную стоимость. Бухгалтерские проводки, отражающие приобретение основных средств, не требующих монтажа, представлены в таблице 13. Таблица 13 Бухгалтерские проводки, отражающие приобретение основных средств, не требующих монтажа Хозяйственная операция Дебет Кредит Отражена задолженность поставщику за поставку оборудования, не требующего монтажа (без учета НДС) 08-4 60 Отражена сумма НДС по приобретенному оборудованию 19-1 60 Произведена оплата поставщику за оборудование (включая НДС) 60 51 Оборудование введено в эксплуатацию и принято к учету в составе основных средств по первоначальной стоимости 01-1 08-4 Отнесен на расчеты с бюджетом НДС по оплаченному и принятому на учет оборудованию 68 19-1 Расходы в Сокольском ПАП на приобретение оборудования, требующего монтажа, и его доставку к месту эксплуатации учитываются на счете 07 «Оборудование к установке» (дебет счета 07, кредит счетов 60, 23, 70, 69, 71), где оно будет числиться до тех пор, пока его не передадут в монтаж (дебет счета 08, кредит счета 07).
В оценке доказательств при проведении проверки налога на прибыль и обязательств перед бюджетом аудитор должен использовать следующие критерии: требования законодательно – нормативных актов РФ по бухгалтерскому учету; требования налогового законодательства РФ по налогу на прибыль; требования международных стандартов финансовой отчетности. Источники формирования отчетной информации по налогу на прибыль представлены в таблице 2.Таблица 2. Источники формирования отчетной информации по налогу на прибыль Показатель отчетности Форма отчетности Источник информации Прибыль, рассчитанная по правилам бухгалтерского учета Отчет о прибылях и убытках Регистры бухгалтерского учета Прибыль, рассчитанная по правилам налогового законодательства Декларация по налогу на прибыль Регистры налогового учета Текущий расход по налогу на прибыль Отчет о прибылях и убытках, Декларация по налогу на прибыль Регистры налогового учета Текущее обязательство по налогу на прибыль Баланс, Декларация по налогу на прибыль Регистры бухгалтерского учета Отложенное налоговое обязательство или актив Баланс Регистры бухгалтерского и налогового учета Этапы аудиторской проверки расчетов с бюджетом по налогу на прибыль приведены в таблице 3.Таблица 3. Этапы аудита № п/п Наименование этапа Суть этапа 1 Планирование - оценка аудиторского риска и допустимой ошибки (уровня существенности); - анализ учетной политики; - составление программы аудита по существу, выбор аудиторских процедур. 2 Проведение аудита по существу - проведение аудиторских процедур; - детальное тестирование; - аналитические процедуры; - сбор аудиторских доказательств; - оформление рабочих документов. 3 Завершение аудита - обобщение и оценка результатов аудита; - документальное оформление результатов.
Помимо документов, которые предоставит аудитору для проведения аудита расчетов с бюджетом по НДС на предприятии клиент, необходимо подготовить рабочие документы аудитора, в которых будет отражен весь ход аудиторской проверки. Рабочие документы аудитора - записи аудиторов, соответствующие общепринятым стандартам - содержат обоснования выбора необходимых в данных условиях процедур и других решений, принимаемых в ходе проверки. Для проведения аудита налога на добавленную стоимость аудитору требуется следующий набор рабочих документов. 1. Непрерывно ведущиеся документы (содержат информацию по вопросам, интересующих аудитора в течение многих лет проверки одного и того же клиента): копии Устава; заметки о предприятии, его продукции; копии текущих контрактов; финансовые отчеты и аудиторские отчеты прошлых лет. 2. Текущие аудиторские административные документы (содержат информацию о начальных стадиях планирования проверки): письмо о приглашении аудиторов или договор на проведение аудиторской проверки; документ о назначении аудиторов для выполнения проверки; докладная записка о встречах с руководством предприятия-клиента; предварительный аналитический обзор; начальные оценки эффективности и материальности; памятная записка о планировании; расписание проверки; перечень вопросов по внутреннему контролю; перечень вопросов по управленческому контролю; перечень вопросов по компьютерному контролю; оценка системы внутреннего контроля; аудиторская программа; рабочий план счетов Главной книги. 3. Документы аудиторской информации (содержат информацию по основным вопросам проверки): записи о выполненных процедурах; аудиторские таблицы и расчеты; карточки-замечания; решения, принятые в ходе проверки; аудиторские свидетельства.
Действующее налоговое законодательство РФ создает основы для существования на единой территории страны различных режимов налогообложения в различных регионах страны. Из-за разницы в количестве и размерах ставок местных налогов и сборов, взимаемых на определенной территории, организация с абсолютно одинаковыми исходными данными платит налогов больше, чем точно такая же организация, зарегистрированная на другой территории1. К сожалению, надо отметить, что часто СЭЗ используются не для привлечения внешних инвестиций, а для регистрации фирм-однодневок, которые не ведут никакой деятельности, но используются для снижения налогов, т. к. через них проводится масса товаров и операций. Кроме того, появились «лжеэкспортеры», которые пытаются возместить из бюджета НДС по фиктивным документам. Многие организации, зарегистрированные в СЭЗ, сдают нулевую отчетность, что при проверке оказывается полной фикцией. По имеющейся информации, в некоторых областях России скоро появятся особые территории. Находящимся там предприятия, соблюдающим определенные условия, будут предоставлены налоговые каникулы.
При этом выявляются: причины отклонения данных от плановых, полнота и своевременность поступления предусмотренных бюджетом средств, правильность, законность и целесообразность произведенных расходов, использование резервов повышенной доходной базы и др. Последующий контроль тесно связан с предварительным контролем, который базируется на результатах контрольно – аналитической работы, проводимой после завершения бюджетного периода. Все виды бюджетного контроля основаны на определенных формах и методах их проведения. Основными методами бюджетного контроля являются: 1. Документальная проверка. Проводится непосредственно на предприятии, в организации и учреждении в присутствии должностных лиц. Источниками информации служат первичные документы, регистры бухгалтерского учета, бухгалтерская, статистическая и оперативно – техническая отчетность, схемы расходов и расчеты к ним и друга документация. Изъятие документов для проверки вне предприятия запрещена законом. В тоже время контрольным органам предоставлено право изымать у юридических лиц документы, свидетельствующие о сокрытии (занижении) прибыли (дохода) или сокрытии иных объектов налогообложения, если имеются достаточные основания полагать, что они могут быть уничтожены, заменены и т. д. 2. Камеральная проверка.
При этом выявляются: причины отклонения данных от плановых, полнота и своевременность поступления предусмотренных бюджетом средств, правильность, законность и целесообразность произведенных расходов, использование резервов повышенной доходной базы и др. Последующий контроль тесно связан с предварительным контролем, который базируется на результатах контрольно – аналитическойработы, проводимой после завершения бюджетного периода. Все виды бюджетного контроля основаны на определенных формах и методах их проведения. Основными методами бюджетного контроля являются: 1. Документальная проверка. Проводится непосредственно на предприятии, в организации и учреждении в присутствии должностных лиц. Источниками информации служат первичные документы, регистры бухгалтерского учета, бухгалтерская, статистическая и оперативно – техническая отчетность, схемы расходов и расчеты к ним и друга документация. Изъятие документов для проверки вне предприятия запрещена законом. В тоже время контрольным органам предоставлено право изымать у юридических лиц документы, свидетельствующие о сокрытии (занижении) прибыли (дохода) или сокрытии иных объектов налогообложения, если имеются достаточные основания полагать, что они могут быть уничтожены, заменены и т. д. 2. Камеральная проверка.
Лизинговая компания оптимальным образом страхует основные средства, исключая, таким образом, обычные риски, и добиваясь от страховых компаний наилучших условий - это общемировая практика. Лизинговая компания имеет возможность постоянно сотрудничать с надежными таможенными брокерами, что сокращает издержки и сроки растаможивания предмета лизинга. Лизинговая компания защищает интересы Лизингополучателя перед всеми субъектами рынка, включая и государство. В частности, лизинговая компания, имея опыт споров и арбитражей с налоговой инспекцией, обязательно возвращает из бюджета НДС, уплаченный поставщику или на таможне. Рядовое предприятие далеко не всегда рискует пускаться в споры и тяжбы с налоговой инспекцией. Пример расчета сравнительной эффективности кредита и лизинга. Приведем расчеты сметы выручки и затрат и движения денежных средств для предприятия, решившего приобрести оборудование (основные средства) для двух возможных способов: путем привлечения банковского кредита; путем долгосрочного финансового лизинга.
Расчеты с бюджетом по НДС на основе счетов-фактур В соотвветствии с Указом Президента РФ от 8 мая 1996 г. № 685 предприятия всех организационно-правовых форм с 1 января 1997 г. перешли на расчеты с бюджетом по НДС на основе применения счетов-фактур. Постановелнием Правительства РФ от 29 июля 1996 г. №514 утверждены: типовая форма счета-фактуры, порядок ведения журналов учета счетов-фактур двух видов: журнала учета выдаваемых покупателю счетов-фактур (1) и журнала учета поученных от поставщиков счетоов-фактур (2), форма книги продаж и книги покупок и требования к их ведению. Механизм применения счетов-фактур изложен в письме Госналогслужбы и Минфина РФ от 25 декабря 1996г. № ВЗ-6-03/890, № 109 “ О применении счетов-фактур при расччетах по НДС с 1 января 1997 г.”. Уже первые мкесяцы работы показали, что некоторые вопросы,касающиеся практической организации работы по реализаци положений, установленных данным нормативным документом, нуждаються в дополнительных разъяснениях. Из содержания письма (п.1) вытекает, что счета-фактуры являются инструментом дополнительного контроя за полнотой сбора НДС и не отменяют (а следовательно, сохраняют) все действующие формы расчетных и первичных документов, включая счета и счета-фактуры типовой формы 868 м 868а при применении счетов фактур отпадает сама собой (например, при методе расчета НДС на основе предъявленных расчетных документов).
Особенностью учета налогов на предприятиях основной деятельности железных дорог является то, что некоторые из них (налог на прибыль, налог на добавленную стоимость) вносят в бюджет в централизованном порядке через финансовую службу управления дороги. Налог на имущество, подоходный, земельный и другие налоги предприятия основной деятельности железных дорог вносят в децентрализованном порядке со своих расчетных счетов. Обобщение информации о расчетах с бюджетом по налогам и сборам, уплачиваемым предприятием, и налогам с персонала предприятия осуществляется на счете 68 «Расчеты по налогам и сборам». Аналитический учет по счету 68 «Расчеты по налогам и сборам» ведется по видам налогов. Счет 68 кредитуется на суммы, причитающиеся по налоговым декларациям (расчетам) взносу в бюджеты. Таким образом, у предприятий возникает кредиторская задолженность перед бюджетами. По дебету счета 68 отражаются суммы: фактически перечисленные в бюджет, суммы НДС, списанные со счета 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям». Таблица1. Бухгалтерские проводки по начислению основных видов налогов, уплачиваемых предприятием. Вид налога или сбора
![]() | 978 63 62 |