![]() 978 63 62 |
![]() |
Сочинения Доклады Контрольные Рефераты Курсовые Дипломы |
РАСПРОДАЖА |
все разделы | раздел: | География, Экономическая география |
Водные и почвенные ресурсы России. Растительный и животный мир | ![]() найти еще |
![]() Молочный гриб необходим в каждом доме как источник здоровья и красоты + книга в подарок |
Иногда возобновляемые ресурсы при расточительном использовании могут перейти в разряд невозобновляемых (напр., некоторые виды животных и растений могут быть полностью истреблены). К неисчерпаемым природным ресурсам относятся климатические ресурсы, энергия текущей воды, водные ресурсы в планетарном масштабе, а также солнечная энергия, тепловая энергия Земли. ПРИРѓДНЫЕ УСЛѓВИЯ, совокупность природных факторовP географического положения территории, природных ресурсов, живой и неживой природы и других компонентов и явлений географической среды, существующих вне зависимости от деятельности человека. К природным условиям относят рельеф, климат, режим рек и озёр, растительность, животный мир и пр. Природные условия оказывают существенное влияние на размещение производства, расселение людей, развитие сельского хозяйства и др. В то же время они, в отличие от природных ресурсов, непосредственно не участвуют в хозяйственной деятельности человека. Иногда одинаковые совокупности называют природными условиями и природными ресурсами, напр. климатические условия или ресурсы
Основные причины нерационального природопользования — отсутствие экономической заинтересованности производителей в бережном отношении к природе и недостаточность денежных средств, выделяемых для защиты окружающей среды. Истощаются наиболее доступные месторождения полезных ископаемых, происходит деградация возобновляемых природных ресурсов — почв, растительности, животного мира, окружающей среды в целом. В настоящее время площадь экологически неблагополучных зон составляет около 15% территории России7. Наиболее серьезные потери земельных ресурсов связаны с развитием эрозионных процессов, зарастанием сельхозугодий лесами и кустарниками, их заболачиванием. В настоящее время различными видами эрозии охвачено 300 млн. га; одни лишь овраги в европейской части страны занимают примерно 7 млн. га сельскохозяйственных угодий, и каждый гектар их выводит из оборота 2-3 га прилегающих угодий. Ежегодные потери гумуса на пашне в целом по России составляют 84,4 млн. т, или 0,62 т с 1 га. За последние 30-40 лет черноземы утратили треть своего гумуса, их плодородный слой уменьшился на 10—15 см.
Ведение кадастров осуществляется на федеральном, республиканском, краевом и областном уровнях. Их ведение возлагается на соответствующие государственные природоохранные органы. Этими органами ведутся следующие кадастры: земельный, водный, лесной, месторождений полезных ископаемых, животного мира, природнозаповедных объектов, лечебнооздоровительных ресурсов природы и т.Pд. Основные положения о кадастре определены в Федеральном законе РФ от 2 января 2000Pг. P28ФЗ «О государственном земельном кадастре». Государственному кадастровому учету подлежат земельные участки, которые расположены на территории РФ вне зависимости от форм собственности на землю, целевого назначения и разрешенного использования земельных участков. Ведение государственного земельного кадастра на всей территории РФ осуществляется по единой методике и представляет собой последовательные действия по сбору, документированию, накоплению, обработке, учету и хранению сведений о земельных участках. Правовой основой ведения водного кадастра является Водный кодекс РФ от 3 июня 2006Pг. P74ФЗ
Статья 18 Конституции Российской Федерации гласит о том, что в интересах настоящего и будущего поколений принимаются необходимые меры для охраны и научно-обоснованного рационального использования земли и ее недр, водных ресурсов, растительного и животного мира, для сохранения в чистоте воздуха и воды, обеспечения воспроизводства природных богатств и улучшения окружающей человека среды. Статья 67 гласит о том, что каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории, культуры и природы. Охране о загрязнения, порчи, повреждения, разрушения на территории РФ подлежат естественные экологические системы, озоновый слой атмосферы, земля, ее недра, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, леса и иная растительность, животный мир, микроорганизмы, генетический фонд, природные ландшафты. Природа и ее богатства являются национальным достоянием народов России, естественной основой их устойчивого социально-экономического развития и благосостояния человека. Закон РФ «Об охране окружающей природной среды» от 19 октября 1991 года в комплексе с мерами организационного, правового, экономического и воспитательного воздействия призван способствовать формированию и укреплению экономической безопасности на территории РФ.
Инженер Василий Мамонтов выстроил на основе этого весьма любопытную гипотезу. Он совершенно справедливо утверждает, что мы живем в богатом по разнообразию мире, и главные составляющие его - минералы, растительный, животный мир и мир человека - обладают различными, часто трудносравнимыми свойствами. Но существует параметр, позволяющий с помощью одной и той же размерности сравнить между собой внешние проявления этих составляющих. Это - время. Из всех размерностей универсальна лишь размерность времени. Оно характеризует быстроту перехода объекта из одного положения равновесия к другому, и продолжительность существования нового положения равновесия. Например, для дерева, сбрасывающего к зиме свою листву, такой период приблизительно равен полугоду: весной распускаются почки, летом дерево покрывает зеленая крона. Давайте сравним между собой составляющие окружающего нас мира: - период внешних изменений в минералах длится десять тысяч лет и больше; - период изменений в растениях измеряется месяцами, десятками дней. - период изменений, происходящих в животных и человеке - это доли секунды; - сознание, мысль, воображение человека, наверное, уже способны перестраиваться меньше чем за тысячные доли секунды
Понятие «природно-ресурсный потенциал» является динамичным. Это значит, что в процессе деятельности людей оно может изменять содержание. Природно-ресурсный потенциал, например, может уменьшаться в результате изъятия практически невозобновимых природных ресурсов (например, минерального сырья) или, наоборот, увеличиваться в результате улучшения судоходных качеств рек, озёр, увеличения запасов рыбы и т.п. Для большинства стран особо важное значение имеет оценка не только всей совокупности ПРП, но и особо – природных ресурсов, т.е. предпосылок для развития сельского хозяйства. Оценка природного агропотенциала включает оценку таких агроклиматических показателей, как почвенный покров, ирригационный потенциал, качество естественных пастбищ. Природные ресурсы классифицируются на исчерпаемые и неисчерпаемые. А исчерпаемые природные ресурсы в свою очередь подразделяются на минеральные (ископаемые), земельные, водные, растительные (табл. 1). Таблица 1. Классификация природных ресурсов. неисчерпаемые природные ресурсы Исчерпаемые природные ресурсы Солнечная энергия Животный мир Возобновляемые природные ресурсы Энергия морских приливов и волн Растительный мир Плодородие почв Энергия ветра Пространство обитания Не возобновляемые природные ресурсы Энергия земных недр Атмосферный воздух Полезные ископаемые Вода Глава 2 Экономико-географическая оценка природных ресурсов. 2.1 Оценка минеральных ресурсов: Недра края богаты различными полезными ископаемыми.
Экономический механизм природопользования Основными законодательными актами по охране природы в нашей стране являются Законы России «Об охране окружающей природной среды», «О плате за землю», «О недрах». Эти законы определяют регулирование отношений в сфере взаимодействия общества и природы с целью сохранения природных богатств и естественной среды обитания человека, предотвращения экологически вредного воздействия хозяйственной и другой деятельности, оздоровления и улучшения качества окружающей природной среды, укрепления законности и правопорядка в интересах настоящего и будущего поколений людей. В качестве объектов охраны природы приняты: естественные экологические системы и озонный слой атмосферы, земля, ее недра, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, леса и иная растительность, животный мир, микроорганизмы, генетический фонд, природные ландшафты. Законодательно регламентированный экономический механизм охраны природы предполагает следующие элементы. 1. Обязательность учета и социально-экономической оценки природных ресурсов государственными органами статистики и природопользования. 2. Система планирования, финансирования и материально-технического обеспечения экологических программ и мероприятий по охране окружающей природной среды.
Экоцид – сравнительно новое понятие. Оно впервые введено в УК РФ как новый вид преступных деяний. Экоцид – это массовое уничтожение растительного, животного мира (в том числе людей), отравление атмосферы или водных ресурсов, а также другие действия, которые могут привести к экологической катастрофе. За совершенные экологические преступления предусмотрены различные виды уголовной ответственности: лишение свободы, исправительно-трудовые работы, лишение права занимать определённые должности или заниматься определёнными видами деятельности, штрафы). С Совершение экоцида наказывается лишением свободы на срок от 12-ти до 20-ти лет. Применение мер уголовной ответственности не освобождает виновных лиц от возмещения вреда, причинённого экологическим преступлением. 3. Экологическое законодательство Российской Федерации Главным инструментом государственной экологической политики является экологическое законодательство. Основной источник экологического права – Конституция РФ. Именно в Конституции определены основы конституционного строя, права и свободы человека и гражданина, в том числе в области экологических отношений. Согласно ст.42 Конституции РФ, «каждый человек имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о её состоянии и на возмещение ущерба, причинённому его здоровью или имуществу экологическим правонарушением».
Биография Курильской проблемы Русские люди появились на Курильских островах еще в первой половине XVIIвека. Как русские острова они изображены на карте голландца Н.Витсона, изданной в 1687г. В течение XVIIIвека на Курильские острова не раз направлялись русские экспедиции, которые описывали их, изучали природные ресурсы, растительность, животный мир, налаживали контакты с местным населением. В 1738-1739гг. экспедиция М.Шпанберга подробно исследовала Курильские острова. А к середине XVIIIвека Россия фактически установила над этими островами права владения. Эти и другие факты признают многие современные японские исследователи. Японцы же впервые узнали о существовании южного острова Курильской гряды Кунашира лишь в 1754г. продвижение японцев на Курилы осуществлялось как захват территории. С.Накамура пишет: «Высадившись 28июля 1798г. на южном конце острова Итуруп, японцы опрокинули указательные столбы русских и поставили столбы с надписью: «Эторофу – владение Великой Японии» ». Попытки Японии силой отторгнуть Курилы вызывали протесты со стороны российского правительства. Прибывший в 1805г. в Японию для установления торговых отношений Н.П.Резанов, заявил японцам, что “на север от Матсмая (Хоккайдо) все земли и воды принадлежат российскому императору и чтобы японцы не распространяли далее своих владений”.
Объединяющей всю область чертой является положение ее на равнине, в бассейне реки Иртыш, по обеим сторонам этой мощной водной артерии. Равнинность большей части Западной Сибири оказывает влияние на все природные явления Омского Прииртышья. Широтная зональность - наиболее существенная природная закономерность в пределах области - выражена здесь в характере климата, стока, растительного и почвенного покрова, в составе животного мира и во всем комплексе природных условий. Природные географические зоны сменяются одна другой в направлении с севера на юг соответственно изменению количества поступающего радиационного тепла и осадков. Резкие границы провести между ними невозможно, зоны сменяются постепенно. Область имеет выгодное географическое положение, лежит почти в центре нашей стране на пересечении важных железнодорожных магистралей и крупного водного пути. Иртыш обеспечивает необходимые экономические связи с Тюменской областью и Восточным Казахстаном, а внутри области по реке осуществляются связи северных районов с областным центром и южными районами.
5.8. Экологическое обоснование генерального плана города (поселения) должно быть иллюстрировано картографическими материалами: ландшафтно-экологической картой города/поселения (картой существующего экологического состояния); факторными картами по компонентам природной среды (геологической, почвенной. растительности, животного мира, особо охраняемых территорий, защищенности грунтовых вод и т. д.); картой-схемой источников загрязнения городской среды и физических воздействий; картой расположения объектов историко-культурного наследия; картой прогнозируемого экологического состояния городской среды и пригородной зоны. 5.9. Выбор земельного участка под строительство населенного пункта (города) или его расширение должен осуществляться: с учетом санитарно-гигиенических и экологических показателей городской среды; исходя из рациональности использования природных, топливно- энергетических и других ресурсов, степени экологической опасности намечаемых градостроительных решений. 5.10. Проекты детальной планировки и проекты застройки отдельных частей города (поселения) разрабатываются в соответствии с решениями, принятыми в генеральном плане города (поселения), и ограничениями по природопользованию, согласованными со специально уполномоченными государственными органами в области охраны окружающей природной среды 3).
Закон определил объекты охраны окружающей природной среды, к которым отнесены естественные экологические системы , озоновый слой атмосферы, земля, её недра, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, леса и иная растительность, животный мир, микроорганизмы, генетический фонд, природные ландшафты. Были разграничены вопросы, входящие в компетенцию различных структур государственной власти, органов местного самоуправления. В законодательном порядке зафиксировано право граждан на охрану здоровья от неблагоприятного воздействия окружающей природной среды. Раздел III Закона определил экономические механизмы охраны окружающей природной среды и сформулировал перечень задач, на решение которых направлено действие указанных механизмов: - планирование и финансирование природоохранительных мероприятий; - установление лимитов использования природных ресурсов, выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду и размещение отходов; - установление нормативов платы и размеров платежей за использование природных ресурсов, выбросы и сбросы загрязняющих веществ и размещение отходов; - предоставление предприятиям, учреждениям и организациям, а также гражданам налоговых, кредитных и иных льгот при внедрении ими малоотходных и ресурсосберегающих технологий и нетрадиционных видов энергии, осуществлении других эффективных мер по охране окружающей природной среды; - возмещение в установленном порядке вреда, причиненного окружающей природной среде и здоровью человека.
Расход кислорода в промышленности и транспорте составляет в масштабе всей биосферы порядка 10% планетарной продукции фотосинтеза; в некоторых странах техногенное потребление кислорода превышает его производство растениями. В наши дни воздействие человека на природные системы становится направляющей силой дальнейшей эволюции экосистем. Наибольшее значение имеет влияние человека на возобновимые ресурсы (относящиеся к исчерпаемым). К этой группе относятся все формы живого и биокосного вещества: почвы, растительность, животный мир, микроорганизмы и т.д. Совокупность возобновимых ресурсов - не что иное, как глобальная экосистема Земли (или генофонд); она существует на основе фундаментальных закономерностей экологии. Для того, чтобы эксплуатация биологических ресурсов была разумной и способствовала действительному прогрессу социальной, культурной и научно-технической жизни человечества, нужно четко представлять себе механизмы влияния различных сторон деятельности человека на природные системы, знать закономерности реакции биологических объектов на антропогенные воздействия и на этой основе переходить к управлению экомистемами с целью поддержания их устойчивости и продуктивности.
Поэтому в настоящее время Министерство природных ресурсов РФ, в соответствии с постановлением Правительства РФ от 11 февраля 2002г., занимается лицензированием лишь деятельности по обращению с опасными отходами. Лицензия аннулируется (приостанавливается) лицензирующим органом в следующих случаях: По заявлению лицензиата. При обнаружении недостоверных данных в документах, необходимых для получения лицензии. При нарушении лицензионных условий и требований. Невыполнение законных предписаний уполномоченных государственных органов. Ликвидация юридического лица (прекращение регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя). Понятие и виды природных объектов. Природная среда – совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов. Компоненты природной среды – земля, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный, животный мир и другие организмы, озоновый слой атмосферы, околоземное космическое пространство, обеспечивающие в совокупности благоприятные условия для существования жизни на Земле.
Правда, 27 октября 1960г. был принят Закон РСФСР "Об охране природы в РСФСР", который содержал статьи по охране земель, недр, вод, лесов и иной растительности, животного мира. Однако заметной роли в регулировании природопользования и охраны природы этот закон не сыграл. Он не содержал эффективных природоохранных мер, механизма обеспечения их выполнения и не предусматривал мер юридической ответственности за нарушение собственных положений. В системе источников экологического права в этот период преобладали не законы, а подзаконные акты в виде постановлений Правительства СССР и РСФСР, ведомственных правил и инструкций. Забота об охране природы и лучшем использовании природных ресурсов была признана на сессии Верховного Совета СССР в сентябре 1972г. одной из важнейших государственных задач. При этом мероприятия по дальнейшему усилению охраны природы и улучшению использования природных ресурсов поручалось разработать Правительству СССР. Эти мероприятия впоследствии были предусмотрены не в законах, а в совместном Постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР "Об усилении охраны природы и улучшении использования природных ресурсов" от 29 декабря 1972г.
Развитие научно-технического прогресса и связанная с ним деградация природной среды обусловили необходимость усиления ее охраны, правового регулирования потребления отдельных природных компонентов: приняты Земельный (1991) и Водный (1995) кодексы, Закон о недрах (1995), Лесной кодекс (1997), утверждены Закон об охране атмосферного воздуха (1982) и Закон о животном мире (1995). Таким образом, охране от загрязнения, порчи, повреждения, истощения, разрушения подлежат: . естественные экологические системы, озоновый слой атмосферы; . земля, ее недра, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, леса и иная растительность, животный мир, микроорганизмы, генетический фонд, природные ландшафты. Особой охране подлежат государственные природные заповедники, природные заказники, национальные природные парки, памятники природы, редкие или находящиеся под угрозой исчезновения виды растений и животных и места их обитания. Понятие «регулирование» происходит от латинского слова regula - норма, правило и от немецкого reguliere - регулировать, поддерживать постоянство, стабилизировать некоторую величину, либо ее изменение по заданному правилу.
Рассмотрю подробнее из чего же финансируется механизм. Платность использования природных ресурсов 1.Платность природопользования включает плату за природные ресурсы, за загрязнение окружающей природной среды и за другие виды воздействия. 2. Плата за природные ресурсы (земля, лес и иная растительность, животный мир, рекреационные и другие природные ресурсы) взимается: - за право пользования природными ресурсами в пределах установленных лимитов; - за сверхлимитное и нерациональное использование природных ресурсов; - на воспроизводство и охрану природных ресурсов. 3. Плата за загрязнение окружающей природной среды и другие виды воздействия взимается за: - выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов и другие виды загрязнения в пределах установленных лимитов; - за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов и другие виды загрязнения сверх установленных лимитов. 4. Плата за нормативные и сверхнормативные выбросы, сбросы вредных веществ, размещение отходов перечисляется в бесспорном порядке на специальные счета внебюджетных государственных экологических фондов из средств предприятия, учреждения, организации. 5. Порядок исчисления и применения нормативов платы за использование природных ресурсов определяется Правительством Российской Федерации. 6. Внесение платы за использование природных ресурсов не освобождает природопользователя от выполнения мероприятий по охране окружающей природной среды и возмещения вреда, причиненного экологическим правонарушением.
Набор разного характера высотных зон и составляющих их поясов, подобный рассмотренным кавказским, типичный для горного макросклона, называют спектром высотной зональности. Его особенности обусловлены в первую очередь расположением в определенных широтах, в свойственных им широтном поясе и широтной зоне, а также в своем долготном секторе, отчего зависит степень континентальности горного климата и ландшафтов. Гвоздецким предложен следующий критерий отделения горных ландшафтов от равнинных. В одних случаях на довольно высоко приподнятых участках суши в силу их обширности широтная зональность ландшафтов может проявляться непосредственно (например, на равнинных просторах Монголии, у нас в основной части Среднесибирского плоскогорья). Эти ландшафты не должны относиться к горным. В других же случаях широтная зональность проявляется через спектр высотной зональности (в сыртовой области Тянь-Шаня, на лавовых плато Джавахетско-Армянского нагорья в Закавказье). В этих случаях, несмотря на наличие равнинных участков поверхности, ландшафты следует относить к классу горных. Высотная зональность проявляется во всех компонентах ландшафтов гор, не только в климате (точнее, свойствах атмосферы), почвах, растительности, животном мире, но также и в стоке и водных объектах, формах рельефа, геоморфологических процессах.
![]() | 978 63 62 |