![]() 978 63 62 |
![]() |
Сочинения Доклады Контрольные Рефераты Курсовые Дипломы |
![]() |
РАСПРОДАЖА |
все разделы | раздел: | Законодательство и право | подраздел: | Право |
Амнистия и помилование в Российской Федерации | ![]() найти еще |
![]() Молочный гриб необходим в каждом доме как источник здоровья и красоты + книга в подарок |
В этом случае течение сроков давности возобновляется с момента задержания осужденного или явки его с повинной. Сроки давности, истекшие к моменту уклонения осужденного от отбывания наказания, подлежат зачету. 3. Вопрос о применении сроков давности к лицу, осужденному к смертной казни или пожизненному лишению свободы, решается судом. Если суд не сочтет возможным применить сроки давности, эти виды наказаний заменяются лишением свободы на определенный срок. 4. К лицам, осужденным за совершение преступлений против мира и безопасности человечества, предусмотренных статьями 353, 356, 357 и 358 настоящего Кодекса, сроки давности не применяются. Глава 13. Амнистия. Помилование. Судимость Статья 84. Амнистия 1. Амнистия объявляется Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации в отношении индивидуально не определенного круга лиц. 2. Актом об амнистии лица, совершившие преступления, могут быть освобождены от уголовной ответственности. Лица, осужденные за совершение преступлений, могут быть освобождены от наказания, либо назначенное им наказание может быть сокращено или заменено более мягким видом наказания, либо такие лица могут быть освобождены от дополнительного вида наказания
Амнистия объявляется Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации в отношении индивидуально не определенного круга лиц. 2. Актом об амнистии лица, совершившие преступления, могут быть освобождены от уголовной ответственности. Лица, осужденные за совершение преступлений, могут быть освобождены от наказания, либо назначенное им наказание может быть сокращено или заменено более мягким видом наказания, либо такие лица могут быть освобождены от дополнительного вида наказания. С лип, отбывших наказание, актом об амнистии может быть снята судимость. Статья 85 Помилование -1. Помилование осуществляется Президентом Российской Федерации в отношении индивидуально определенного лица. 2. Актом помилования лицо, осужденное за преступление, может быть освобождено от дальнейшего отбывания наказания либо назначенное ему наказание может быть сокращено или заменено более мягким видом наказания. С лица, отбывшего наказание, актом помилования может быть снята судимость. Статья 86 Судимость 1. Лицо, осужденное за совершение преступления, считается судимым со дня вступления обвинительного приговора суда в законную силу до момента погашения или снятия судимости.
Неотвратимость действия Закона Статья 18. Лица, признанные виновными по данному Закону, не подлежат амнистии или помилованию. Статья 19. Уклонение от наказания или предварительного заключения определенного этим законом особо тяжкое преступление, караемое смертной казнью. Статья 20. Если Президент или члены Федерального Собрания попробуют уклониться от наказания или предварительного заключения определенного этим Законом, то они признаются особо опасными преступниками и подлежат немедленному наказанию согласно Статье 19 этого закона. Статья 21. Если исполнительные органы власти России по любым причинам в течение месяца не приведут в исполнение приговор по статье 20 настоящего Закона, то обязанность за его исполнение ложится на каждого гражданина России и ее иностранных друзей. Им дается право действовать в отношении этих преступников самостоятельно, любыми способами и в любой точке мира. Статья 22. Любой человек, исполнивший приговор по статье 21 этого Закона, становится Героем России и признается почетным гражданином Российской Федерации без каких-либо дополнительных представлений и указов. 8
Из этого перечня вопросов, составляющих предметы ведения Российской Федерации, можно сделать ряд важных выводов в отношении конституционных прерогатив Федерации, и в частности: а) только на федеральном уровне можно изменять Конституцию, принимать законы о гражданстве и др.; 6) на территории субъектов Федерации могут располагаться объекты федеральной собственности; в) только на федеральном уровне решаются вопросы ядерной энергетики, развития путей сообщения и деятельности в космосе; г) только федеральные органы власти вправе осуществлять внешнюю политику, объявлять войну и заключать мир; д) Вооруженные Силы являются едиными для всей страны, ни один субъект Федерации не вправе создавать собственные вооруженные формирования; е) судоустройство и прокуратура являются едиными для всей страны, только на федеральном уровне можно объявлять об амнистии и помиловании и др. Исключительные полномочия федеральных органов затрагивают далеко не все сферы деятельности граждан и общественной жизни. Но именно в этих сферах проявляется суверенитет и территориальное верховенство Российской Федерации, ее назначение обеспечивать общие интересы многонационального населения страны.
При совершении преступлений небольшой и средней тяжести судимость погашается по истечении 3 лет, при совершении тяжкого преступления – 6 лет, при совершении особо тяжкого преступления – 8 лет после отбытия наказания. Срок погашения судимости начинает исчисляться с момента отбытия основного и дополнительного наказаний. Судимость может быть снята актами амнистии, которая объявляется Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации в отношении индивидуально не определенного круга лиц, или помилования, которое осуществляется Президентом Российской Федерации в отношении индивидуально определенного лица. После погашения или снятия судимости гражданин может быть призван на общих основаниях. Ведение дознания либо предварительного следствия или наличие уголовного дела, переданного в суд (подп. «в» п. 3 ст. 23 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе»). В соответствии с пунктом 3 статьи 223 УПК РФ дознание производится в течение 20 суток со дня возбуждения уголовного дела. Этот срок может быть продлен прокурором, но не более чем на 10 суток
Закон определяет референдум Российской Федерации как всенародное голосование граждан Российской Федерации по законопроектам, действующим законам и другим вопросам государственного значения. Законом регламентируется характер вопросов, выносимых на референдум. Так, на общероссийский референдум в обязательном порядке выносится вопрос о принятии новой Конституции Российской Федерации, если Конституционное Собрание принимает решение о вынесении на всенародное голосование проекта новой Конституции Российской Федерации. Но определенные вопросы не могут выноситься на общероссийский референдум. Среди них вопросы: 1) изменения статуса субъектов РФ 2) досрочного прекращения или продления срока полномочий Президента РФ, Совета Федерации и Государственной Думы, а равно о проведении досрочных выборов Президента, Государственной Думы или досрочного формирования Совета Федерации либо об отсрочке таких выборов (формирования); 3) принятия и изменения федерального бюджета, использования и изменения внутренних финансовых обязательств государства; 4) введение, изменения и отмены федеральных налогов и сборов, и также освобождения от их уплаты; 5) принятия чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения; 6) амнистии и помилования.20 Вопросы, выносимые на референдум Российской Федерации не должны ограничивать или отменять общепризнанные права и свободы человека и гражданина и конституционные гарантии их реализации.
Это постановление Государственной Думой Федерального Собрания было принято 19.04.1995 г. По этому постановлению об амнистии был освобожден от наказания в виде лишения свободы, а также от наказаний, не связанных с лишением свободы большой круг лиц. б) Об объявлении амнистии в отношении лиц, совершивших общественно опасные деяния в связи с вооруженным конфликтом в Чеченской Республике. Этим постановлением, принятым Государственной Думой 12.03.1997 г. наряду с прочими предписаниями большой круг лиц освобождался от наказания. Амнистия объявляется обычно в связи со знаменательными датами в истории нашего государства или в связи с определенными событиями в стране. В последнее время акты об амнистии принимаются довольно часто. Последний такой акт государства был принят в мае этого года: «О порядке применения постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации «Об объявлении амнистии в связи с 55 – летием Победы в Великой Отечественной Войне 1941 – 1945 годов»» - от 26.05.2000, № 339-III- ТД. В отличие от акта амнистии, помилование осуществляется в отношении индивидуального лица.
С лица, отбывшего наказание, актом помилования может быть снята судимость”. Тем самым устанавливается, что с помощью акта помилования лицо не может быть освобождено от уголовной ответственности. Невозможно освободить от наказания и в момент вынесения приговора. Таким образом, помилование трансформируется из смешанного вида в разновидность освобождения от дальнейшего отбытия наказания. Существует мнение, что подобное сужение сферы действия помилования и тем самым изменение её юридической природы не совсем оправдано. Действительно, чаще всего помилование применяется к лицам, уже осуждённым и отбывающим наказание, в большинстве случаев - при замене смертной казни пожизненным заключением. Но помилование, так же, как и амнистия, является внесудебным актом. Это - прерогатива Президента Российской Федерации, который может применить любой вид освобождения на любой стадии уголовного процесса и по любому уголовному делу. 5.Различия между амнистией и помилованием Помилование и амнистия, несмотря на очевидное сходство, различаются между собой.
Из этого перечня вопросов, составляющих предметы ведения Российской Федерации, можно сделать ряд важных выводов в отношении конституционных прерогатив Федерации, и в частности: . только на федеральном уровне можно изменять Конституцию, принимать законы о гражданстве и др.; . на территории субъектов Федерации могут располагаться объекты федеральной собственности; . только на федеральном уровне решаются вопросы ядерной энергетики, развитие путей сообщения и деятельности в космосе; . только федеральные органы власти вправе осуществлять внешнюю политику, объявлять войну и заключать мир; . Вооруженные Силы являются едиными для всей страны, ни один субъект Федерации не вправе создавать собственные вооруженные формирования; . судоустройство и прокуратура являются едиными для всей страны, только на федеральном уровне можно объявлять об амнистии и помиловании и др. Исключительные полномочия федеральных органов затрагивают далеко не все сферы деятельности граждан и общественной жизни. Но именно в этих сферах проявляется суверенитет и территориальное верховенство Российской Федерации, ее назначение обеспечивать общие интересы многонационального населения страны.
Содержание Введение 1 Правовая природа амнистии и помилования Понятия амнистии и помилования Институты амнистии и помилования в системе российского права 2 Правовое регулирование амнистии и помилования 2.1 Характеристика законодательства об амнистии и помиловании в Российской Федерации 2.2 Процедура амнистии и помилования в Российской Федерации Заключение Глоссарий Список использованных источников Приложения Введение В последние годы ни один правовой институт в России не привлекал к себе столько внимания, как институты амнистии и помилования. Это было вызвано Указом Президента Российской Федерации от 28 декабря 2001 года № 1500 «О комиссиях по вопросам помилования на территориях субъектов Российской Федерации» с последующими изменениями, внесенными Указом Президента Российской Федерации от 16 марта 2007 года. В соответствии с первым из этих Указов была расформирована комиссия по вопросам помилования при Президенте Российской Федерации, возглавляемая А.Н. Приставкиным. Функции комиссии были переданы в субъекты Российской Федерации.
Постановление предписывало прекратить уголовные дела, находящиеся в производстве органов дознания, органов предварительного следствия и судов о преступлениях, совершенных до вступления постановления в силу в отношении, например, указанных категорий лиц, а также некоторых других. Этим же постановлением некоторым категориям осужденных сокращалась часть наказания12. Вместе с тем в акте об амнистии специально оговаривается его неприменение к отдельным категориям лиц. Например, указанное постановление Государственной Думы от 26 мая 2000 года (в редакции постановления Государственной Думы «О внесении изменений в постановление Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации «Об объявлении амнистии в связи с 55-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов» от 28 июня 2000 года13) не распространялось действие акта амнистии об освобождении от наказания и прекращении уголовных дел, находящихся в производстве, например, на лиц, осужденных за перечисленные в постановлении тяжкие или особо тяжкие преступления (или совершивших такие преступления); осужденных, являющихся злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания; осужденных, освободившихся из мест лишения свободы в порядке помилования или в соответствии с актами об амнистии после 1994 года и вновь совершивших преступления, а также на некоторые другие категории осужденных.
В соответствии с постановлением Государственной Думы «Об объявлении амнистии» от 24 декабря 1997 г. были освобождены от наказания в виде лишения свободы независимо от назначенного срока, а также от наказаний, не связанных с лишением свободы, лица, проходившие службу в составе действующей армии либо принимавшие участие в боевых действиях по защите Отечества; -награжденные орденами или медалями СССР либо Российской Федерации, являющимися государственными наградами; женщины, имеющие несовершеннолетних детей, а также беременные женщины; мужчины старше 60 лет и женщины старше 55 лет; инвалиды I или II группы, а также больные туберкулезом, отнесенные к I или II группе диспансерного учета, и целый ряд других лиц. Согласно Постановления Государственной Думы от 22 сентября 2006 г. № 3498-4 ГД «Об объявлении амнистии в отношении лиц, совершивших преступления в период проведения контртеррористических операций на территориях субъектов Российской Федерации, находящихся в пределах Южного федерального округа», в целях достижения гражданского мира и согласия, руководствуясь принципом гуманизма, в соответствии с пунктом Здравомыслов Б. В. Уголовное право РФ: Учебник (Общая часть). М., 2001. С. 439. 1Аскеров Э. Акты об амнистии и помиловании // Законность. 2005. № 11. С. 36.
Согласно Конституции РФ (ч. 1 ст. 70) государственные флаг, герб и гимн Российской Федерации, их описание и порядок официальной использования устанавливаются федеральным конституционным законом. Конституционно-правовой статус Российской Федерации находит свое конкретное юридическое выражение в закрепленных Конституцией РФ предметах ведения Российской Федерации, реализуемых органами её государственной власти. Под предметами ведения РФ понимаются те сферы государственной и общественной жизни, в которых федеральные органы государственной власти наделяются определенными полномочиями. Российская Федерация устанавливает систему федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядок их организации и деятельности. Она формирует федеральные органы государственной власти. В исключительном ведении Российской Федерации находятся судоустройство, прокуратура, уголовное, уголовно – процессуальное и уголовно – исполнительное законодательство, амнистия и помилование, гражданское процессуальное и арбитражное процессуальное законодательство, правовое регулирование интеллектуальной собственности, федеральное коллизионное право.
Помилование, как правило, не применяется к осужденным, совершившим умышленное преступление в период назначенного судами испытательного срока условного осуждения; злостно нарушающим установленный порядок отбывания наказания; ранее освобождавшихся от отбывания наказания условно-досрочно; ранее освобождавшихся от отбывания наказания по амнистии; ранее освобождавшихся от отбывания наказания актом помилования; которым ранее производилась замена назначенного судами наказания более мягким наказанием. Инструктивно-методическим обеспечением деятельности комиссий по вопросам помилования в субъектах Федерации занимается Управление Президента Российской Федерации по обеспечению конституционных прав граждан. Оно же готовит проекты решений Президента. Мы назвали вопросы, которые в соответствии с Конституцией РФ может решить только Президент. Однако чаще всего граждане обращаются к нему как к своей последней надежде для оказания воздействия на тех, кому положено решать соответствующий вопрос, однако орган или должностное лицо не делают этого.
Помилование, в отличие от амнистии, имеет более узкое содержание. В соответствии с п. «в» ст. 89 Конституции РФ осуществляет помилование Президент РФ. Статья 85 УК РФ устанавливает: «Помилование осуществляется Президентом Российской Федерации в отношении индивидуально определенного лица. Актом помилования лицо, осужденное за преступление, может быть освобождено от дальнейшего отбывания наказания либо назначенное ему наказание может быть сокращено или заменено более мягким видом наказания. С лица, отбывшего наказание, актом помилования может быть снята судимость»13. Акт помилования является юридическим основанием, обязывающим соответствующие правоохранительные органы выполнить содержащиеся в нем предписания. ЗаключениеВ заключение можно сделать следующие выводы: Юридическая ответственность — это возникшее в результате лично совершенного правонарушения и предусмотренное юридической нормой политико-правовое состояние, когда компетентный орган, должностное лицо или гражданин на основе закона или в специальной форме требует от правонарушителя отчет в совершенном деянии, возлагает на него определенную меру лишений, а правонарушитель претерпевает неблагоприятные последствия нарушения юридической нормы Юридическая ответственность классифицируется по различным основаниям.
Самостоятельное значение имеет и институт освобождения несовершеннолетних от наказания с применением мер воспитательного воздействия (ст. 92). В отличие от освобождения от уголовной ответственности, которое может осуществляться не только судом, но и прокурором, следователем или органом дознания с согласия прокурора, освобождение от наказания осуществляется только судом. 3. Понятие, юридическая природа, порядок объявления и применения амнистии и помилования Объявление амнистии означает освобождение от уголовной ответственности или наказания, полностью или частично, определенной категории лиц, не обозначенных индивидуально. Амнистия является проявлением гуманизма в уголовном праве. Амнистии объявляются обычно в связи со знаменательными датами в истории нашего государства или в связи с определенными событиями в стране. В УК РФ 1996 г. впервые включена отдельная статья, посвященная порядку объявления и правовым последствиям акта амнистии (ст. 84). Правом издания такого акта согласно ст. 103 Конституции РФ 1993 г. обладает нижняя Палата российского Парламента – Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации. Согласно ч. 1 ст. 84 УК амнистия объявляется в отношении индивидуально не определенного круга лиц.
Вследствие акта амнистии уголовное дело на стадии предварительного расследования подлежит прекращению, если выяснится, что расследуемое преступление подпадает под действие акта высшего органа государственной власти (в наше время и в нашей стране — Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации), который принимается в отношении индивидуально неопределенного круга лиц и который, не отменяя уголовного закона, карающего за данное преступление, предписывает прекратить начатое уголовное преследование, а если оно еще не начато, то и не начинать его. В отличие от акта помилования, относящегося к одному конкретному лицу или к нескольким, но всегда индивидуально определенным лицам, акт амнистии носит нормативный характер. Он всегда касается целой категории преступлений или групп субъектов, не обозначенных индивидуально. Эти категории определяются по различным признакам: по составу или тяжести совершенного преступления, по признакам субъекта преступления и т. д. По общему правилу акт амнистии распространяется на преступления, совершенные до его издания.
Из этого перечня вопросов, составляющих предметы ведения Российской Федерации, можно сделать ряд важных выводов в отношении конституционных прерогатив Федерации, и в частности: а) только на федеральном уровне можно изменять Конституцию, принимать законы о гражданстве и др.; 6) на территории субъектов Федерации могут располагаться объекты федеральной собственности; в) только на федеральном уровне решаются вопросы ядерной энергетики, развития путей сообщения и деятельности в космосе; г) только федеральные органы власти вправе осуществлять внешнюю политику, объявлять войну и заключать мир; д) Вооруженные Силы являются едиными для всей страны, ни один субъект Федерации не вправе создавать собственные вооруженные формирования; е) судоустройство и прокуратура являются едиными для всей страны, только на федеральном уровне можно объявлять об амнистии и помиловании и др. Исключительные полномочия федеральных органов затрагивают далеко не все сферы деятельности граждан и общественной жизни. Но именно в этих сферах проявляется суверенитет и территориальное верховенство Российской Федерации, ее назначение обеспечивать общие интересы многонационального населения страны.Предметы совместного ведения федерации и ее субъектовПод совместным ведением понимается отнесение определенных вопросов к компетенции в равной степени как Федерации, так и ее субъектов.
![]() | 978 63 62 |