![]() 978 63 62 |
![]() |
Сочинения Доклады Контрольные Рефераты Курсовые Дипломы |
РАСПРОДАЖА |
все разделы | раздел: | Медицина | подраздел: | Медицина |
Влияние эмоциональных отклонений на внутреннюю картину болезни (на примере онкологических больных) | ![]() найти еще |
![]() Молочный гриб необходим в каждом доме как источник здоровья и красоты + книга в подарок |
Выделяются: 1) карта путь как последовательное представление связей между объектами по определенному маршруту; 2) карта обозрение как одновременное представление пространственного расположения объектов. Для изучения карт когнитивных применяются разные методики: от простых зарисовок до шкалирования многомерного, позволяющего восстановить структуру образа по результатам метрических или порядковых оценок расстояний между точками карты. Выявлены тенденции: 1) к переоценке хорошо знакомых расстояний и недооценке мало знакомых; 2) к выпрямлению кривых с небольшой степенью кривизны; 3) к приближению пересечений к перпендикулярным. Искажениям может способствовать принадлежность пунктов карты к различным единицам таксономическим: так, расстояние между городами в одной стране кажется меньше, чем расстояние между городами разных стран, даже если на самом деле они равны. КАРТИНА БОЛЕЗНИ ВНУТРЕННЯЯ (внутренняя картина болезни) возникающий у больного целостный образ своего заболевания. Понятие введено А. Р. Лурией, продолжившим развитие идей А
Задачи исследования: 1. Исследование исходного уровня социально-психологического стресса онкологических больных, поступивших в онкодиспансер. 2. Изучение особенности эмоционального реагирования на болезнь у пациентов с онкологическими заболеваниями в процессе лечения и уточнения диагноза. 3. Исследование чувственного содержания внутренней картины болезни у онкологических больных. 4. Исследование эмоциональных нарушений у испытуемых в связи с подтверждением онкозаболевания. Гипотеза исследования: эмоциональные нарушения онкологических больных, неблагоприятно воздействуют на их отношение к своей болезни. 2.2 Описание выборки Исследование проводилось на базе Костанайского межобластного онкологического диспансера в абдоминальном отделении. В исследовании принимали участие пациенты с онкологическими заболеваниями (рак желудка и рак прямой кишки). Объем выборки – 40 человек, из них 24 мужчин (60%) и 16 женщин (40%). Возраст испытуемых составил 45-76 лет, средний возраст по группе- 53,5 лет. Длительность заболевания: 1год. Образовательный уровень испытуемых: среднее- 18 человек (45%), среднее специальное – 17 человек (42,5%), высшее – 5 человека (12,5%). 2.3 Описание методов исследования Выбор методов исследования обусловлен поставленными задачами.
Такие дети должны быть переведены в школы для тугоухих, где специальные приемы и методы позволят компенсировать их дефекты. Важнейшей задачей должно быть своевременное распознание тех причин, которые приводят к неуспеваемости различных групп детей, и диагностика различных форм неуспеваемости. Эта задача может быть выполнена лишь при ближайшем участии психологов, которые могут описать психологические особенности неуспевающих детей, выяснить основные причины задержки в их развитии и оказать существенную помощь в устранении описанных дефектов. Третьей сферой практического применения психологии является медицина. Известно, что протекание любой болезни зависит не только от болезнетворного агента и состояния организма, но и от того, как больной сам представляет свою болезнь, как относится к ней, как оценивает ее, иначе говоря, от того, что врачи терапевты называют «внутренней картиной болезни». Однако само отношение к болезни связано с рядом психологических факторов, особенностями эмоционального строя личности, характера тех обобщений, которыми располагает личность
Рассматривая эмоциональные процессы, в данном контексте, можно выделить следующие составляющие, подлежащие анализу: общий эмоциональный фон настроения больного, ситуативно обусловленные эмоциональные реакции, отношение к своему заболеванию, устойчивость или лабильность аффективных процессов, разнообразии эмоциональных реакций. Оценка своего заболевания и его переживание, когнитивная и эмоциональная составляющие внутренней картины болезни у больных с поражением базальных отделов лобных долей принимают диссоциированный характер, хотя при этом каждая из них не имеет адекватного уровня. Так, знание некоторых симптомов своего заболевания, возможность формального их перечисления больным с поражением правого полушария мозга сочетается с отсутствием целостного представления о своем заболевании и его переживания (анозогнозия). Излагая жалобы в ответ на вопросы, больной говорит как бы не о себе самом, игнорируя при этом значимые симптомы. Общий фон настроения характеризуется при этом благодушием, эйфорией, в ряде случаев - расторможенностью аффективной сферы.
Лири тест межличностной диагностики [Leary Т., 1955]. Психологическая методика, направленная на изучение интерперсональных отношений. Обследуемый сообщает о наличии определенных психологических качеств у себя, у супруги (супруга), своих отца и матери, характеризует личностные свойства, которые были бы желательны для партнера по браку и выделяет черты, которыми, по его представлению, его супруга должна была бы характеризовать его самого. В модификации Г.С. Васильченко и Ю.А. Решетняка [1972], методика применяется в сексопатологии. Имеются данные о результативности ее применения для изучения «внутренней картины болезни» при неврозах и в процессе психотерапии [Ташлыков В.А., 1981]. Лиссауэра форма прогрессивного паралича [Lissauer H., 1901]. Атипичная форма прогрессивного паралича, своеобразие которой обусловлено локализацией патологического процесса, поражающего преимущественно задние отделы головного мозга. Характерны очаговые психопатологические симптомокомплексы (афатико-агностико-апрактические расстройства, эпилептиформные припадки), слуховые галлюцинации
Отсутствие четких определений и ясной перспективы в начальный период болезни нередко приводит таких больных к мысли о самоубийстве. Они угрюмы, всем недовольны, трудны в коллективе. Их мучают сомнения. Тяжелые мысли лишают их сна, аппетита. Они замыкаются в себе, прислушиваются только к своим ощущениям. Дружеская беседа, уверенный тон и ободряющие разъяснения успокаивают их ненадолго. Снова и снова возникают новые мысли, новые сомнения, новые переживания. Такие больные очень долго выздоравливают, у них существует большая вероятность перехода болезни в хроническую форму . Р. Баркер придает большое значение интеллектуальным данным человека, оказывающим непосредственное влияние на формирование внутренней картины болезни и выделяет 5 типов восприятия больными своей болезни: избегание дискомфорта с аутизацией (характерен для пациентов с невысоким интеллектом), замещение с нахождением новых средств достижения жизненных целей (лица с высоким интеллектом), игнорирующее поведение с вытеснением признания дефекта (у лиц со средним интеллектом, но высоким образовательным уровнем), компенсаторное поведение (тенденции агрессивного переноса неадекватных переживаний на окружающих и др.), невротические реакции .
Во всех случаях психотерапия должна быть сразу же включена в комплекс лечения. Ошибочно думать, что первый тип реакции, т. е. позиция внешней уравновешенности, сдержанности в поведении, не требует включения психотерапевтического воздействия. Поведение больного далеко не всегда отражает так называемую внутреннюю картину болезни. Почти нет больных, которые восприняли бы абсолютно безразлично, хотя бы в подсознании, обнаружение у них диабета. Психогенная реакция вначале у многих больных переходит в анозогнозически-эйфорическое состояние. У сдержанных и внешне уравновешенных больных часто в дальнейшем развиваются тяжелые вегетативные расстройства: зуд, трофические нарушения, сыпь, изменения в сосудистой системе и т. п. У таких лиц нередки тяжелые формы диабета с патологией зрительного нерва и сетчатки. Именно такие «сдержанные» пациенты требуют особого внимания. Это прежде всего методы психотерапии в состоянии бодрствования, чаше косвенная, опосредующая или рассудочная. Гипнотерапия, которая нужна и для психопрофилактики осложнений, у них также возможна. Больные второй и особенно третьей группы нуждаются в активной психотерапевтической помощи.
Анозогнозическая внутренняя картина болезни формируется у личностей стеничных (сверхуверенных в себе), гипертимных (склонных к приподнятому, эйфорическому настроению), а также у легкомысленных людей. При работе с такими пациентами необходимо настаивать на обязательном, регулярном посещении лечебных процедур, подчеркивая их важность, объяснять возможность различных осложнений при недобросовестном отношении к лечению, делая акцент на том, что неблагоприятное течение заболевания или появление осложнений существенно снизит способность пациентов к социальному функционированию. Больных этой категории иногда не грех даже немного напугать, сгустив краски, однако очень осторожно, дабы не вызвать обратной, гипернозогнозической реакции. Пациенты старческого возраста нуждаются в особом внимании. Такие возрастные психические изменения, как снижение памяти, внимания, снижение подвижности психики в целом, ухудшение процессов приспособления психики к новым требованиям, эмоциональная лабильность, заострение характерологических черт, психологические проблемы (например, связанные с перенесенными утратами, ограничениями, чувством одиночества, покинутости, с «конфликтом поколений») делают их особенно уязвимыми для негативных психологических влияний.
Метод - синдромный анализ. 42. Типы психотропных препаратов и сферы их применения. (снят) 43. Недоразвитие психики и задержка психического развития. см. вопрос 28 44. Проблемы индивидуально-типологических различий. Психопатии как естественная типология личностей. 45. Роль психологических исследований в мультидисциплинарном изучении природы болезней. 46. Психологические проблемы клиники соматических заболеваний. Внутренняя картина болезни. Основная психологическая проблема в клинике соматических заболеваний - связь души и тела, психики и сомы. Сам факт связи несомненен (психические состояния сказываются на здоровье, и наоборот), а вот механизм непонятен. Эта проблема разрабатывается в двух аспектах, первый - влияние психологического на соматическое. Одна из возможных гипотез - что эту связь, психологическое воздействие на соматические функции, опосредует эмоционально-мотивационная сфера, лимбико-таламический блок. Исследования в этой области, в основном, касаются психосоматических болезней. Психосоматические болезни - это мультифакториальные заболевания, в этиологии и развитии которых существенную роль играют психические факторы.
Основными ее составляющими являются: преморбидные особенности психики; основные социальные последствия болезни; изменения внутренней позиции больного по отношению ко всей совокупности обстоятельств . Что же на сегодняшний день известно в общих чертах о влиянии соматической болезни на психическую сферу человека? В медицинской психологии наиболее актуальной остается проблема внутренней картины болезни, которую в свое время исследовал Р.А. Лурия. Он выделил два основных уровня: сенситивный, включающий в себя ощущения и переживания, размышления больного о своем состоянии. Р.А Лурия считает, что интеллектуальный уровень обладает большим влиянием на течение патологических процессов. В.В. Николаева выделила четыре уровня внутренней картины болезни: 1. Сенситивный уровень ощущений. 2. Эмоциональный – это различные виды реагирования на болезнь. 3. Интеллектуальный – представления больного о своем заболевании. 4. Мотивационный – отношение больного к своему заболеванию. . А.Р. Конечный и М. Боухал в работе «Психология в медицине» (Прага, 1974) выделяют следующие уровни: 1.
Для того, чтобы активизировать больного, включить его в систему лечения, врачу необходимо иметь представление от клинико-психологических и социально-психологических особенностях его “внутренней картины болезни”. Выделяют следующие компоненты отношения к болезни: познавательный (представление о неврозе), эмоциональный (переживание тяжести заболевания), мотивационно-поведенческий (личностная переработка изменений, вызванных болезнью, способы противодействия ей, роль при этом самого больного). В начале лечения представления врача и больного о причинах невроза значительно расходятся. Длительное рассогласование этих представлений приводит к нарушению отношений между терапевтом и пациентом, что снижает действенность психотерапии. Представление больных о причинах неврозов может быть различным. Большинство пациентов на начальном этапе лечения считает невроз последствием перенесенных, или, возможно, существующих заболеваний внутренних органов или органических расстройств нервной системы. Для этих больных необходимо интенсивное психотерапевтическая разъяснительная работа. У других пациентов преобладает представление о неблагоприятных влияниях социально-средовых факторов (семейные, бытовые и производственные проблемы).
При этом автор рассматривает феномен «объективной тяжести болезни» и «субъективной тяжести болезни» (Менделевич И.К., 1999) Термины «объективная» и «субъективная» автор заключает в кавычки, так как, по его мнению, практически невозможно количественно оценить тяжесть заболевания. Однако, относительно уровня развития медицины можно говорить о том, что некоторые заболевания тяжелее других (к примеру, на основании критерия летальности, вероятности потери трудоспособности и инвалидности). Субъективное отношение к болезни формируется на базе различных факторов, которые можно сгруппировать в социально-конституциональную группу и индивидуально-психологическую. При этом многие специалисты под социально-конституциональными параметрами понимают влияние пола, возраста и профессии человека, а под индивидуально-психологическими – свойства темперамента, особенности характера, качества личности, мировоззрение и т.д. Д.А. Шкуренко было подробно рассмотрено влияние различных факторов на формирование внутренней картины болезни (Шкуренко Д.А., 2002). ВОЗРАСТ. При формировании субъективного отношения к болезни и становлении определённого типа реагирования на неё возрастные особенности имеют очень большое значение.
Структура нозогений детерминируется психологическими, социальными, конституциональными (характерологический склад) и биологическими (объективные параметры соматического заболевания) факторами. Среди психологических и социальных влияний первостепенную роль играет отношение пациента к собственному заболеванию, которое в соответствии с концепцией внутренней картины болезни (А.Р. Лурия, 1977) может быть сведено к двум полярным позициям: гипернозогнозия (высокая субъективная значимость переживания телесного неблагополучия) и гипонозогнозия (низкая значимость соответствующих переживаний). Определенную роль в формировании нозогений играют и такие факторы, как формулировка диагноза (опасность для жизни, с которой он ассоциируется)6, возможность влиять на проявления болезни ("контролируемость" симптомов), ограничения, налагаемые соматическим страданием на бытовую и профессиональную деятельность. Среди клинических проявлений, влияющих на образование нозогенных реакций, необходимо выделить особенности динамики соматического заболевания с острыми нарушениями жизненно важных функций (ишемия миокарда, явления бронхоспазма и др.), которые сопровождаются витальным страхом и паническими атаками.
Напротив, у личностей тревожно-мнительных часто преобладает потребность в безопасности, вербальный тип мышления, склонность к анализу фактов, высокая интрапсихическая активность, что и предопределяет наибольшую результативность методов рассудочной, рациональной психотерапии в работе с ними. Установление типа отношения пациента к своему заболеванию и особенностей внутренней картины болезни важно для проведения соответствующей психокоррекции. Внутренняя картина болезни включает сенситивные компоненты (например, боль), эмоциональное реагирование человека на отдельные симптомы заболевания (страх, тревогу, надежду), рациональную и информационную стороны (представления о болезни и ее возможных последствиях, оценочные суждения). Таким образом, выделяют три уровня субъективной картины болезни: сенсорный, эмоциональный и интеллектуальный. Сенсорный уровень включает в себя отношение больного к своим болезненным ощущениям. Это отношение, не являясь показателем тяжести заболевания, влияет на адаптацию больного в условиях болезни. Эмоциональный уровень – это оценка больным своей болезни с точки зрения опасности и безопасности.
Личность в узком смысле выступает как субъект решения проблем и выбора поведения. Перспективу дальнейшего развития учения о личности ученые связывают, главным образом, с базисными категориями – отношения, деятельности, общения, установки и др. – с учетом их значения для разных разделов медицинской психологии, ее теории и практики. 1.2.Особенности изучения внутренней картины болезни Большинство исследователей понимают под внутренней картиной болезни все то, что испытывает и переживает больной, всю массу его ощущений, не только местных болезненных, но и его общее самочувствие, самонаблюдение, его представления о своей болезни, о ее причинах, все то, что связано для больного с приходом его к врачу, - весь тот огромный внутренний мир больного, который состоит из весьма сложных сочетаний восприятия и ощущения, эмоций, аффектов, конфликтов, психических переживаний и травм.5 По определению Гольдшейдера такая картина болезни является аутопластической. В общем виде она имеет следующие стороны: -сензитивную (локальные боли и расстройства – по закону распространения импульсов в более периферических отделах нервной системы); -эмоциональную (страх, тревога, надежда, т.е. эмоциональные переживания); -волевую (усилие справиться с болезнью, позаботиться об обследовании и лечении); -рациональную и информативную (знания о болезни и ее оценка).
Результаты изучения речевого прогнозирования при невротических расстройствах демонстрируют существенные отклонения по этому показателю в сравнении с психически здоровыми лицами (р 0.014). Между выделенными группами с разными типами отношения к болезни отмечены некоторые различия. Испытуемые с интрапсихической направленностью дезадаптации отношения к болезни (тревожный, ипохондрический, неврастенический, обсессивно-фобический, эйфорический типы внутренней картины болезни) характеризуются большей чувствительностью, мягкостью, неуверенностью в себе (по сравнению с испытуемыми с интерпсихической направленностью дезадаптации отношения к болезни (сенситивный и паранояльный типы внутренней картины болезни). Кроме того, этим испытуемым больше свойственны тревожность, озабоченность, склонность к мрачным раздумьям и чувство вины (по сравнению с группой испытуемых с интерпсихической направленностью дезадаптации отношения к заболеванию). Они обнаруживают наибольшую (в данной выборке) степень выраженности тревожности (то есть высокие значения по фактору «О» в методике 16-ФЛО Р.Кеттела). Несколько меньшую тревожность демонстрируют испытуемые с сенситивным и паранояльным типами внутренней картины болезни.
Болезнь как семиотическая система Тхостов А. Ш. Мифологическая природа симптома Положение о том, что болезнь как некоторая субъективная реальность и феномен культуры не сводится только к натуральным, организменным событиям, не нуждается в настоящее время в особых доказательствах (см.: Лурия, 1977; Николаева, 1976, 1987; Вассерман и др., 1990). Тем не менее, несмотря на свою очевидность, оно остается декларативным, не находя реализации в конкретных научных исследованиях, и тем более в повседневной клинической практике. Трудность заключается прежде всего в том, что и медицина, и в значительной мере психология строятся на методологических основаниях объективного метода, стремящегося свести всю реальность к чисто физическим (причинно-следственным) соотношениям. При этом в стороне остается совершенно фундаментальный факт особого семиотического характера, приобретаемого любым субъективным ощущением в контексте болезни: оно начинает означать не только само себя, но и то, что в принципе ему внеположено—болезнь. Подобное вторичное значение в медицинской психологии обычно квалифицировалось как интеллектуальный уровень внутренней картины болезни. Его формирование связано с усвоением существующих в культуре взглядов на болезни, их причины, механизмы и с семиологической точки зрения представления о болезнях могут быть интерпретированы как мифологические конструкции, описанные Р.
Положение о том, что болезнь как некоторая субъективная реальность и феномен культуры не сводится только к натуральным, организменным событиям не нуждается в настоящее время в особых доказательствах. Тем не менее оно остаётся декларативным, не находя реализации в конкретных научных исследованиях и в повседневной клинической практике. Трудность заключается прежде всего в том, что и медицина, и в значительной мере психология строятся на методологических основаниях объективного метода, стремящегося свести вссю реальность к причинно – следственным соотношениям. При этом в стороне остаётся особого семиотического характера, приобретаемого любым субъективным ощущением в контексте болезни: оно начинает означать не только само себя, но и то, что ему внеположено – болезнь. Подобное вторичное значение в медицинской психологии обычно квалифицировалось как интеллектуальный уровень внутренней картины болезни. Его формирование связано с усвоением существующих в культуре взглядов на болезни, их причины, механизмы. Мифология здоровья и болезни. Мифы о болезни и смерти относятся к числу наиболее распространённых и древних. В центре таких мифов находится основополагающее представление о болезнях как о чём-то внешнем и чужеродном.
![]() | 978 63 62 |