![]() 978 63 62 |
![]() |
Сочинения Доклады Контрольные Рефераты Курсовые Дипломы |
РАСПРОДАЖА |
все разделы | раздел: | Законодательство и право | подраздел: | Право |
Брачно-семейное и наследственное право по законам Хаммурапи | ![]() найти еще |
![]() Молочный гриб необходим в каждом доме как источник здоровья и красоты + книга в подарок |
Если в мусульманском праве использовался метод сравнительного права, когда одна школа заимствовала институты другой школы мусульманского права, то индусское право приспосабливалось к нуждам общественного развития путем широкого включения в свою систему обычаев, что делало его жесткие религиозные рамки весьма растяжимыми. Модификации традиционных концепций каждодневной практикой в значительной мере способствовала и возможность применения "принципов справедливости" как дополнительных указателей дхармы. Обращение к религиозному авторитету дхармашастр, к их традиционным правовым темам определило основные направления комментаторской деятельности по линии разработки частного права: брачно-семейного, наследственного, права личного статуса. И Даябхага и Митакшара посвящены регулированию отношений в больших индусских неразделенных семьях, а также отношений членов этих семей с другими лицами и с государством. Институт большой индусской неразделенной (объединенной) семьи определял в той или иной мере содержание почти всех норм средневекового индусского права
В случае неисполнения договора предусматривалась сложная и длительная процедура взыскания причиненного ущерба. По "общему праву" возможно было взыскать только причиненный ущерб, но нельзя было принудить к реальному исполнению обязательства, тогда на помощь могло прийти "право справедливости". Семейно-брачное и наследственное право. Вопросы, связанные с заключением брака и его расторжением, с личными отношениями супругов, относились к компетенции канонического права. Имущественные отношения супругов регулировались "общим правом". Приданое, приносимое женой, переходило в распоряжение мужа, который был вправе свободно распоряжаться движимым имуществом и владением, и пользованием недвижимым имуществом. Муж мог владеть и пользоваться недвижимым имуществом и пользоваться имуществом умершей жены, если у них остались дети. Юридическая личность жены растворялась в личности мужа. В области наследственного права основным видом наследования являлось наследование по закону. Первоначально земельные держания подлежали возврату после смерти вассала сеньору, с ХII века устанавливается обязанность заплатить наследником государственную пошлину-рельеф.
А это неизбежно предполагает их толкование. Конечно, уяснение содержания правовых предписаний возможно и вне связи с их реализацией. Таково научное истолкование древних источников права (законов Хаммурапи, Русской Правды и т.д.). Однако подобное уяснение текстов нормативных актов ничем не отличается от понимания содержания любых письменных источников. Например, законы XII таблиц, древнейший памятник римского права, изучают и понимают не по тексту самого акта, а по цитатам и пересказам более поздних авторов. Но подобное толкование не может быть охарактеризовано как специфическая деятельность юристов. Сущность толкования как специфической деятельности заключается в особенностях самого права как общественного явления. Данные свойства таковы, что вызывают необходимость толкования. Это нормативность, общеобязательность, системность, формальная определённость, государственная принудительность. Основу права составляют нормы правила общего характера. Причем нормативность права особого рода, поскольку это равный масштаб, применяемый к фактически неравным людям
Соответственно, осужденные, как особая категория граждан, обладают специальным правовым статусом осужденного, который в свою очередь подразделяется на правовые статусы лиц, отбывающих отдельные виды уголовного наказания, а также по иным основаниям, например, внутри специального статуса осужденного к лишению свободы выделяют специальный правовой статус осужденных, отбывающих лишение свободы в исправительной колонии, специальный правовой статус осужденных, отбывающих лишение свободы в колонии-поселении, специальный правовой статус осужденных-женщин, специальный правовой статус несовершеннолетних осужденных и т.д. Уголовное наказание не приводит к потере гражданства, поэтому специальный правовой статус осужденного базируется на общем правовом статусе граждан России. Это обстоятельство важно, так как способствует обеспечению законности при исполнении уголовного наказания, повышает его воспитательный потенциал и подчеркивает тот факт, что осужденные не ограничиваются в реализации ряда прав и несут обязанности, возложенные на граждан Российской Федерации (даже осужденные к лишению свободы пользуются без существенных ограничений правами в сфере трудовых, брачно-семейных, наследственных и иных правоотношений).
Русская Правда регулировала главным образом вопросы уголовного права, но она касалась и вопросов семейно-брачного, наследственного права и вопросов правового положения населения. По Русской Правде выделялись следующие слои населения: 1) князья (стояли над законом); 2) бояре (подчинялись закону и именовались княжьими людьми); 3) духовенство (их судила только церковь); 4) простые свободные люди (купцы, смерды и некоторые другие); 5) закуп (происходит от слова купы – «договора займа»; под закупом понимается уже зависимый работник, его зависимость от кредитора продолжалась до полной выплаты долга); 6) холопы (рабы); 7) рядовичи (от слова ряд – «договор»; они заключали договор о своем временном холопском положении). Русская Правда не содержала положений о праве собственности на землю, при этом устанавливались санкции за покушение на собственность, например за перепахивание межи устанавливался штраф – 12 гривен. Ответственность за покушение на имущество разных слоев населения устанавливалась различная. Русская Правда имела понятие деликтного обязательства
Общая характеристика рабовладельческого государства и права. Государство и право в странах Древнего Востока. Древний Египет. Источники знаний о государстве и праве Древнего Египта. Периодизация истории возникновения и становления Древнего Египта. Основные черты права. Источники права, обычаи, законы, административные распоряжения, судебная практика. Право собственности. Обязательственное право. Семейное и наследственное право. Уголовное право. Суд и процесс. Древний Вавилон. Источники знаний о государстве и праве Древнего Вавилона. Особенности возникновения и развития государства и права в Месопотамии. Основные черты права. Законы Хаммурапи - важнейший памятник древневавилонского права. Древняя Индия. Источники знаний о государстве и праве Древней Индии. Возникновение государства. Особенности общественного строя и правового положения населения. Система варн. Основные черты индийского права. Памятник древнеиндийского права - Законы Ману. Государство и право Древнего Китая. Периодизация истории государства и права. Общественный строй. Судебная система. Основные черты права. Источники права. Государство и право античного мира. Рабовладельческое государство и право в Древней Греции.
Предмет, методология, периодизация истории государства и права зарубежных стран Абсолютная монархия во Франции Общая характеристика первобытно-общинного строя. Протогосударства Возникновение государств на Востоке. Номовая государственность Зарождение государственности в Англии Деспотия как форма древневосточного государства. Основные источники права стран Древнего Востока Средневековое государство в Англии – органы государственного управления, социальная структура Становление сословно-представительной монархии в Англии Регулирование имущественных и брачно-семейных отношений по законам царя Хаммурапи Великая хартия вольностей 1215г. Преступление и наказание по законам царя Хаммурапи. Суд.Судоустройство Английский парламентаризм – становление, развитие Государства Древнего Китая Английский абсолютизм Государственность Древнего Египта. Право Древнего Египта Возникновение государств в Индии. Династия Маурьев Образование Священной Римской империи германской нации. Общественный и государственный строй Социальная структура индийского общества Золотая булла 1356г. – общая характеристика Источники права Древней Индии.
За мусульманским правом здесь сохранилась роль регулятора брачно-семейных, наследственных и некоторых других отношений среди мусульман (иногда и не мусульман), что объяснялось все еще сохранившимся пережитком феодализма и глубоким влиянием ислама на общественное сознание. В настоящее время ни в одной из рассмотренных стран мусульманское право не является единственным действующим правом. Но в то же время ни в одной мусульманской стране оно не потеряло своих позиций в качестве системы действующих правовых норм. Исключение составляет лишь Турция, где в 20 годы мусульманское право во всех отраслях было заменено законодательством буржуазного типа, составленным на основе заимствованных с западно- европейских моделей. В конечном счете направление и глубина воздействия мусульманского права на современные правовые системы той или иной страны обусловлены достигнутым ею уровнем экономического и культурного развития. Взяв за основу масштабы применения норм мусульманского права и степень их влияния на действующие законодательства, можно предложить следующую классификацию современных правовых систем стран Востока.
Каноническое право регулировало внутрицерковные отношения, а также значительную часть вне церковных, главным образом гражданско-правовых и даже уголовных правоотношений. К ведению церковных судов относились дела, связанные с "грехом". Сюда относились такие преступления, как ересь, вероотступничество, колдовство, святотатство, нарушение супружеской верности, кровосмешение, двоеженство, лжесвидетельство, клевета, подделка документов, ложная присяга, ростовщичество. Церковь монополизировала регулирование брачно-семейных отношений, право контроля за распределением имущества между законными наследниками и исполнение завещаний. Особую известность получила "инквизиция", т.е. суды для расправы с еретиками и всяким инакомыслием. РАННЕФЕОДАЛЬНАЯ МОНАРХИЯ (государство франков) Возникновение государства у франков связано с именем одного из военных вождей - Хлодвига из рода Меровингов: Под его предводительством на рубеже V- VI вв. франками была завоевана основная часть Галлии. Образование нового государства сопровождалось развитием в недрах франкского общества феодализма, становлением новых отношений собственности и формированием новых классов.
Церкви предстояло поддерживать и укреплятьэто установление: церковный устав Владимира Святого ей предоставил разбирать спору между мужем и женой «о животе», об имуществе. Впрочем, влияние церкви на семейный быт не ограничивалосьсферой действия формального церковного суда, регламентируемогоуставами: оставались отношения, которые она предоставляла чистонравственному суду духовника. Устав Ярослава наказывает жену,которая бьет своего мужа, но обратный случай обходит молчанием.Духовника не следует забывать и при разборе статей церковных уставов об отношениях между родителями и детьми. Здесь закон ограничивается простейшими, наименее терпимыми неправильностями семейной жизни, сдерживая произвол родителей в деле женитьбы илизамужества детей, карая детей, которые бьют своих родителей нетолько церковной, но и гражданской властью, как тяжких уголовныхпреступников. Зато предоставлен полный простор мужу и отцу какзавещателю: древнейшие памятники русского права не налагают никаких ограничений на его предсмертную волю, не следуя в этомсвоим византийским образцам. «Как кто, умирая, разделит свой домдетям, так тому и стаять»: такова основа наследственного права.Закон не предполагает, чтобы при детях возможны были вне семьикакие-либо другие наследники по завещанию.
Но настоящие проблемы имеют огромное значение; брачно-семейные нормы права являются своего рода квинтэссенцией политических, экономических, правовых институтов. Их внешняя несвязанность с политическими и экономическими задачами общества на самом деле фокусирует многие ключевые проблемы русского феодального общества. По сложившемуся к XIX в. в России брачному законодательству брак прекращался со смертью одного из супругов и оставшийся в живых мог вступить при отсутствии препятствий в новый брак. Случаи, в которых происходило расторжение брака, можно разделить на 2 категории: а) если один из супругов приговаривался к наказанию, связанному с лишением всех сословных прав, то брак расторгался по просьбе другого супруга. Но брак считался прекратившимся лишь после согласия на его расторжение другого супруга и по решению епархиального суда о расторжении брака. В случае безвестного отсутствия в течение 5 лет (этот срок был установлен по закону) покинутый супруг мог подать просьбу о расторжении брака; б) дела о разводе по искам одной из сторон.
Более того, он пытается провести параллели между установлениями Моисеева законодательства и актуальными для последней четверти XIX века тенденциями развития общественной мысли (всеобщая воинская повинность, отсутствие сословных привилегий и др.) . Однако приведенная им классификация сочетает в себе простоту и удобство поиска необходимых норм законов Моисея. Эта классификация, с некоторыми изменениями, и будет положена в основу данной работы: Законы о семейных отношениях Законы социально-экономические Вещное право Обязательственное право Наследственное право Законы государственные Государство и общество Государственное управление Уголовное право Суд и процесс Законы о семейных отношениях Рассмотрение семейного законодательства предлагается начать с юридического положения детей, которое, прежде всего, определяется степенью зависимости его от родителей. Как и в любом другом древнем обществе, первоначально такая зависимость была полной, включая право жизни и смерти. Достаточно вспомнить, как Авраам чуть было не принес в жертву своего сына Исаака (Быт., 22: 10). Однако впоследствии родительская власть была до некоторой степени ограничена.
Семейно-Наследственное право относится к медленно изменяемой сфере. С момента принятия христианства основы православной семьи долгие столетия оставались статичными, постепенно допускались к наследованию женщины, варианты наследования были строго ограничены (по обычаю, по закону, по завещанию). Отношения в семье основывались на власти отца, лишь в поздний феодальный период складывается принцип раздельности имущества. Это - основные тенденции в указанной области права. Ко времени Русской Правды мы не встречаемся со свидетельствами о приниженном положении женщины. По мнению некоторых исследователей, семья патриархального типа отражена в Русской Правде в понятии «вервь», то есть коллектива родственников, связанных общей ответственностью платежом «дикой виры». Однако, как следует из ряда статей Русской Правды, посторонние лица могли «вкладываться» в общую виру, не будучи родственниками. М.Косвен предложил гипотезу, согласно которой «вервь» Древней Руси - переходная форма от патриархальной семьи к индивидуальной. с сохранением коллективных порядков (патронимия).
Свод этих канонов был составлен в ХVI веке. Кроме того, источниками канонического права были нар мотивные акты римских пап, носивших название конституцией, булл и энциклик. Каноническое право регулировало внутрицерковные отношения, а также значительную часть внецерковных, главным образом гражданско-правовых и даже уголовных правоотношений. К ведению церковных судов относились дела, связанные с «грехом». Сюда относились такие преступления, как ересь, вероотступничество, колдовство, святотатство, нарушение супружеской верности, кровосмешение, двоежёнство, лжесвидетельство, клевета, подделка документов, ложная присяга, ростовщичество. Церковь монополизировала регулирование брачно-семейных отношений, право контроля за распределением имущества между законными наследниками и исполнение завещаний. Особую известность получила «инквизиция», т.е. суды для расправы с еретиками и всяким инакомыслием. РАННЕФЕОДАЛЬНАЯ МОНАРХИЯ (государство франков). Возникновение государства франков связано с именем одного из военных вождей-Хлодвига из рода Меровингов. Под его предводительством на рубеже V-VI вв. франками была завоевана основная часть Галлии.
Но настоящие проблемы имеют огромное значение; брачно-семейные нормы права являются своего рода квинтэссенцией политических, экономических, правовых институтов. Их внешняя несвязанность с политическими и экономическими задачами общества на самом деле фокусирует многие ключевые проблемы русского феодального общества. Принятие Русью христианства, ставшего официальной религией, заменившей язычество, было важнейшим историческим событием. Христианство было взято из Византии, чьей метрополией стала русская церковь. Поэтому в России были введены византийские нормы брачно-семейного права. Главным сборником законов стала Кормчая книга. Брачно-семейными делами занималась, как и в Византии, церковь. И я сразу хочу подчеркнуть, что русская церковь, вслед за Византией, не отвергала участия государственной власти в решении некоторых вопросов, относящихся к семейному праву. Принятие христианства означало не только подчинение русской церкви византийскому патриарху и распространение византийского законодательства, но и утверждение в обществе (и это, наверное, главное) христианских идей: о смысле брака, об отношениях в семье.
В конце классического периода было признано, что взрослая женщина, не состоящая под властью ни отца, ни мужа, самостоятельна в управлении и распоряжении своим имуществом, но не вправе принимать на себя ответственность по чужим долгам. На правовое положение римского гражданина оказывало влияние также умаление чести. Одной из самых серьезных форм умаления чести была i famia, бесчестие. I famia наступала: а) как следствие осуждения за уголовное преступление или за особо порочащее частное правонарушение, в результате присуждения по искам из таких отношений, где предполагается особая честность (договоры поручения, товарищества, хранения), из отношений по поводу опеки; б) непосредственно в силу нарушения некоторых правовых норм, касающихся брака, или ввиду занятия позорной профессией. В классическом периоде права ограничения, связанные с i famia, были довольно значительные. Perso ae i fames не могли представлять других в процессе, а также назначать процессуального представителя себе, также они могли быть ограничены в области семейно-брачного и наследственного права.
Правовые системы наиболее развитых арабских стран, с некоторыми отступлениями стали строится по двум основным образцам: романо-германскому (французскому) - Египет, Сирия, Ливан; и англосаксонскому - Ирак, Судан. За мусульманским правом здесь сохранилась роль регулятора брачно-семейных, наследственных и некоторых других отношений среди мусульман (иногда и не мусульман), что объяснялось все еще сохранившимся пережитком феодализма и глубоким влиянием ислама на общественное сознание. В настоящее время ни в одной из рассмотренных стран мусульманское право не является единственным действующим правом. Но в то же время ни в одной мусульманской стране оно не потеряло своих позиций в качестве системы действующих правовых норм. Исключение составляет лишь Турция, где в 20 годы мусульманское право во всех отраслях было заменено законодательством буржуазного типа, составленным на основе заимствованных с западноевропейских моделей. В конечном счете, направление и глубина воздействия мусульманского права на современные правовые системы той или иной страны обусловлены достигнутым ею уровнем экономического и культурного развития.
Нормы СК ст162-установление и оспаривание отцовства (материнства) определ-ся законод-вом гос-ва, гр-ном кот-го явл-ся ребенок по рождению) закон гражданства лица (lex pa riae)- при регулировании отношений с участием граждан закон места жительства лица (lex domi-cilii) это закон места нахождения вещи (lex rei si ae)- прав собственности, в наследственном праве закон места заключения сделки (lex loci co rac us) В области внешней торговли применяются и другие коллизионные привязки, прежде всего закон места нахождения продавца. Такая привязка содержится в отношении дог-ра купли-продажи В области торгового мореплавания применяется в ряде случаев закон флага (lex flagi). 26.Личный закон физического лица. Это lex perso alis. Два варианта его: 1) lex pa riale-закон граждансва,прим-ся в странах романо-германскойсистемы права (франция,германия,швейцария). Личным законом физич-го лица явл-ся закон того гос-ва гр-ном кот-го он явл-ся 2)lex domicilii-закон местожитеьсва,прим-ся в странах англосаксонской системы права (сша,канада,новая зеландия, австралия). lex perso alis-личный закон физич лица, как колиз-ная привязка прим-ся:1)когда надо установить законод-во какой страны надо использовать для определения начального момента возникновени и окончания правоспособности физич-го лица 2)для определения объма правоспособности 3)для определения момента полной дееспособности физич-го лица (для рф -18лет, сша -21год, кубы-16лет, иран-14лет) 4)для определения условий, порядка и последствий признания лица недееспособным,ограниченно деесспособным. Напр. Дети до 7лет недееспособны,до14 лет-частично дееспособны, с 14ле-относительно дееспособны 5)для определения порядка признания лица безвестно отсутствующим и объявления его умершим (в германии лицо признается умершим не ранее срока когда ему бы исполнилось 25 лет.
![]() | 978 63 62 |