![]() 978 63 62 |
![]() |
Сочинения Доклады Контрольные Рефераты Курсовые Дипломы |
РАСПРОДАЖА |
все разделы | раздел: | Законодательство и право | подраздел: | Право |
Государство и право от Древней Руси до конца ХХ века | ![]() найти еще |
![]() Молочный гриб необходим в каждом доме как источник здоровья и красоты + книга в подарок |
Результатом проведенного им анализа "Илиады" и "Одиссеи" явились обнаружение и раскопки древней Трои, а затем открытие крито-микенской культуры.) Дошедший до нас точный список хорезмшахов восходит к своему родоначальнику Сиявушу. Сын его Кей-Хосров, по преданию, подчинил себе "царство тюрок"; его потомки правили Хорезмом до конца Х века по Р. Х. Мы даже можем установить, какой именно тюркский народ признал над собою власть персидской династии. В предании о проповеди апостола Фомы хорезмийцы названы "гирканами". Ко временам апостольским Гиркания "стянулась" в небольшую область у юго-восточного побережья Каспия; но ещё жива была память о Великой Гиркании возглавлявшейся Хорезмом державе, простирающейся от дельты Волги до Арала и Урала. Само Каспийское море в то время называлось Гирканским, как впоследствии Хвалисским (Хорезмийским), а в русских народных сказках мы слышим о чудесном море Хвалынском. Хорезм сумел сохранить свою независимость даже от империи Александра Македонского, а после падения Греко-Бактрии восстановил свое государство почти в прежних пределах, под названием Кангюй
Дух нетерпимости, которым предки хотели оградить свою святую православную веру от чужой примеси, не позволял им искать образцов ни в истории языческого мира, ни в истории латинского запада.” Важнейшим политическим мероприятием, проведенным прави- тельством в конце 10 века, было официальное принятие Русью христианской религии. В современной научной и богословской литературе, затрагивающей проблему крещения Руси, наблюда- ются две противоположные тенденции. Богословы стремятся показать русское христианство явле- нием более древним, чем это было на самом деле. Они относят к 1 веку н.э. и связывают с миссионерской деятельностью в Восточной Европе апостола Андрея Первозванного. Многие считают, что потом после 988 года христианство с исключительной быстротой распространилось среди народов, населявших территорию древнерусского государства. Что представляется маловероятным так как в “Повести временных лет” на которую опираются богословы, ничего не говорится об обращении в христианство жителей Среднего Поднепровья и Приильменья.
Проблемы идеологии и культуры // Проблемы отечественной и всеобщей истории. Вып. 10. Л., 1987 Демидов А.И., Федосеев А.А. Основы политологии. М., 1995. Демин А.С. «Имение»: социально-имущественные темы древнерусской литературы // Древнерусская литература. Изображение общества. М., 1991. Демоз Л. Эволюция детства // Он же. Психоистория. Ростов н/Д, 2000. Джаксон Т.Н. Четыре норвежских конунга на Руси. Из истории русско-норвежских политических отношений последней трети X — первой половины XI в. М., 2000. Дмитриев Л.А. Петр Бориславич // Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вып. 1. (XI — первая половина XIV в.) / Отв. ред. Д.С. Лихачев. Л., 1987 Долгов В.В. «Концепция братолюбия» в политическом сознании Древней Руси // Государство и общество. История. Экономика. Политика. Право. 1999. № 1. Долгов В.В. Очерки истории общественного сознания Древней Руси XI–XIII веков. Учебное пособие. Ижевск: Издательский дом «Удмуртский университет», 1999. Древняя Русь. Быт и культура (серия «Археология») / Отв. ред. Б.А. Колчин, Т.И. Макарова. М., 1997 Дубов И.В
Древнейшие источники права на Руси Право у восточных славян возникло одновременно с государством, никакого так называемого общинного права до возникновения государства не существовало. Каковы же источники права в этот период? Прежде всего - обычное право, нормы которого до нас не дошли. Известно, что примерно в IX веке действовал так называемый Закон русский. Текст его до нас пока не дошёл. Вероятнее всего, что это был письменный сборник, в котором имелись нормы обычного права. Первый известный письменный источник права - это договор Олега с Византией 911 года. В нем и упоминается Закон русский, который содержал некоторые нормы уголовного права Древней Руси. Одна из статей этого Закона предусматривала ответственность за убийство - смертную казнь на месте преступления. Возникновение Древнерусского государства естественно сопровождалось формированием древнерусского права, исторически первым источником которого были правовые обычаи - нормы обычаев доклассового общества, санкционированные возникающим государством.
Свод законов Киевской Руси, «Русская правда», по средневековым понятиям выгодно отличался своей гуманностью. Телесные наказания и смертная казнь применялись крайне редко. Закон не признавал наследственных привилегий. Крестьяне оставались свободными и могли перемещаться по стране по своему желанию. Земельные владения предоставлялись или передавались по наследству с минимальными ограничениями. Те далекие времена на киевской земле были пронизаны духом свободы и веры в будущее. Киев, однако, был не единственным крупным городом древней Руси. К одиннадцатому веку Владимир-на-Клязьме во Владимиро-Суздальском княжестве также мог похвастаться многими великолепными церквями и дворцами, по праву считавшимися чудесами архитектуры своего времени, а ныне бесследно исчезнувшими. Их изысканные силуэты и наружная отделка стен соединяли в себе детали исконно русского стиля с элементами, пришедшими с Кавказа. Водные торговые пути связывали Владимир с Каспийским морем, местные князья зачастую брали в жены кавказских княжен. На севере Руси стояли вольный город-государство Новгород и его «меньший брат» — Псков
Споры и столкновения с князьями за их земли, их открытая вооруженная борьба стали хронической болезнью Киевской Руси, что привело ее к политическому распаду и образованию отдельных земель и княжеств. Вторая половина XII и начало XIII в.– это время упадка Киевской Руси, ее раздела на несколько княжеств, практически независимых друг от друга. К середине XII в. образовалось 15 княжеств, к началу XIII в. их уже было 50. Древнерусское государство исчезло. Из большого числа княжеств, на которые распалась Киевская Русь, наиболее значительными были Владимиро-Суздальское, Галицко-Волынское и Новгородская земля. Столицей старшего и самого могущественного русского князя вместо Киева становится Владимир-на-Клязьме. Переломным для Древней Руси стал XIII век. Монгольская держава, поглотившая огромные пространства Китая, среднеазиатских государств, Закавказья, в конце 30-х годов приступила к завоеванию Восточной Европы. В 1237 г. монголо-татары появились на русских землях. В течение двух лет они, руководимые Батыем, покорили Северо-Восточную Русь, а в 1239-1240 гг.– юго-западные русские земли, взяв и разорив древнюю столицу Руси – Киев.
Объединение древнерусского государства началось лишь с конца IX века. Основной формой налогообложения были поборы в княжескую казну, которые назывались дань. Первоначально она носила нерегулярный характер и имела вид контрибуции с побежденных народов, а затем превратилась в систематический прямой налог. Платили ее мехами, монетами, продуктами питания, изделиями ремесла. Единицей обложения данью выступал «дым», определявшийся количеством труб и печей в каждом хозяйстве. Дань взималась двумя способами: во-первых, повозом — когда она привозилась в Киев; во-вторых, полюдьем — когда князья сами ездили за ней. Кроме дани в Древней Руси было также и поземельное обложение. Традиционно поземельный налог должен всегда падать на чистый доход с земли. Однако способы определения дохода с земли в разное время и в различных странах были разнообразны. Самый старый способ состоял в измерении земли и обложении ее по количеству; в России же обложение производилось по сохам или плугам. Но уже на довольно ранней ступени цивилизации из-за несправедливости обложения земли по ее количеству этот способ изменяют: земли разделяют по их плодородию.
Но стоимость лита (100 солидов) говорит о том, что лит не может быть приравнен к рабу. В главе L Салической правды лит имеет право не только заключать сделки, но и возбуждать по ним иски, следовательно, у лита была известная материальна правоспособность и самостоятельность. Причем нигде не упоминается необходимость разрешения господина. Возможно, лит сидел на чужом участке и платил натуральный взнос. На Руси также существовали приближенные люди к князю. Просторная редакция упоминает о тиуне (княжеский или боярский приказчик, управитель), тиун огнищный (домоуправитель), конюшенный; за убийство одного из них нужно было выплатить 80 гривен. Убийство княжеского отрока или повара платы была 40 гривен. А убийство ремесленника, смерда-общинника, кормилец обошлось бы в 12 гривен. На лицо социальные различия между этими людьми. Основная масса населения разделялась на свободных и зависимых. Свободными были смерды- общинники. Смерд обладал правом собственности. Он мог наследовать свое имущество своим детям. В отличие от варварских государств в Древней Руси существовало много промежуточных форм между свободными и полностью зависимыми. Холоп был бесправным членом общества.
В своей курсовой работе я хочу обратиться к истокам, к корням писаного уголовного права Древней Руси - к “Русской Правде”, чтобы, проанализировав содержание этого уникального памятника древнерусского права, сравнить изложенные в нём правовые нормы с ныне действующими, проследить за их развитием, трансформацией, отмиранием некоторых из них. Также я попытаюсь сравнить право Древней Руси с другими памятниками средневекового права, выделив их общие черты и различия, тем самым, пытаясь найти общие закономерности и характерные особенности развития раннефеодальных государств в Европе. Наиболее обширным и подробнее других изложенным разделом является раздел, посвящённый преступлению и наказанию, а также судебному процессу в Древней Руси. Перечислив основные виды преступлений и наказаний за них, проанализировав принципы наступления уголовной ответственности за совершение преступлений различной тяжести, я попытаюсь разобраться в правовом положении различных слоёв населения, определить меру влияния на систему наказаний различных источников права, а также сравнить нормы, посвящённые преступлению и наказанию, в Русской Правде с нормами обычного славянского права, действовавшими до её создания, выявить в них общие и различные черты.
Также идет попытка сравнения право Древней Руси с другими памятниками средневекового права, выделив их общие черты и различия, тем самым, пытаясь найти общие закономерности и характерные особенности развития раннефеодальных государств в Европе. На данный момент в нашей исторической литературе господствует убеждение, что частная юридическая жизнь древней Руси наиболее полно и верно отразилась в древнейшем памятнике русского права - в Русской Правде. Насколько мне позволяет знание изучаемого материала, я полностью согласен с этим утверждением, ибо в Русской Правде охвачены чуть ли не все отрасли тогдашнего права. В этом документе достаточно подробно говорится о существовавших в то время договорах: купли-продажи (людей, вещей, коней, а также самопродажи), займа (денег, вещей), кредитования (под проценты или без), личного найма (в услужение, для выполнения определённой работы); в нём чётко регулируется правовое положение отдельных групп населения (зависимые и независимые), зафиксированы основные черты частного права.
Естественно, культура каждого племени и региона имела свои самобытные черты и испытывало влияние соседних земель и государств. Вместе с христианством Русь восприняла традиции античной, прежде всего греческой, культуры. Важно отметить, что русское искусство периода средневековья формировалось в борьбе двух укладов - патриархального и феодального, и двух религий - язычества и христианства. И как следы патриархального образа жизни еще долго прослеживается в искусстве феодальной Руси, так и язычества напоминало о себе почти во всех его видах. Процесс изживания язычества был стихийным, но все-таки делались попытки скорее укрепить новую религию, сделать ее близкой, доступной людям. Не случайно церкви строились на местах языческих капищ; в нее проникли элементы народного обожествления природы, а некоторым святым стали приписывать роль старых богов. Конечно, как всякое искусство средневековья, искусство Древней Руси X-XIII веков следует определенным канонам, прослеживающимся и в архитектурных формах, и в живописи. Созданы были даже образцы –«прореси», «подлинники», лицевые и толковые (в первых показывалась, как надо писать, во вторых это «толковалось»), но и следуя канонам, и вопреки им, умела проявить себя богатая творческая личность художника.
Вызов века и ответ на него – это бесспорно фундаментальная научная задача исследования будущего, требующая грамотного обобщения прошлого. Каждый прошедший век, решая свои проблемы с позиций достигнутого уровня развития, оставлял многое для следующего. В результате XXI век получил полярную экономику, где разрыв в доходности примерно пятой части населения с остальным миром достиг нескольких порядков. Объективно это обусловило появление мирового терроризма, надвигающуюся экологическую катастрофу и другие малоприятные явления. Ответ на вызов в России предполагает производство конкурентоспособных высокотехнологичных товаров, что возможно на первом этапе за счет господдержки в сочетании с концентрацией предпринимательских возможностей. И, конечно, Россия должна определиться с приоритетами. Наряду со стимулированием потребительского спроса необходимо обеспечить повышение конкурентоспособности за счет снижения энергоемкости российских товаров, которая за последние годы выросла примерно на треть. Эволюция экономической роли государства в условиях глобализацииВ конце XX века в связи с переходом от четко функционирующей государственной системы (административно-командной) к демократизации общества и формированию основ рыночных отношений была предпринята фронтальная атака на права и функции государства, продолжающаяся по отдельным направлениям и по сей день.
Дань собиралась путем полюдья - объезда киевскими дружинами территории подчиненного союза. На втором этапе союзы племенных княжеств подчинялись непосредственно. Местное княжение ликвидировалось и представитель киевской династии назначался в качестве князя-наместника. Земли древлян, дреговичей, радмичей и кривичей были подчинены в IX в. Земли древлян были подчинены к середине X века. Вятичи больше всех боролись за свою самостоятельность. Они были подчинены лишь ко второй половине X века, а непосредственно спустя примерно столетие. Волыняне и хорваты были сразу же подчинены Киеву в конце X века. Формирование территориальной структуры государства Русь завершилось в конце X века к этому времени была ликвидирована "автономия" всех восточнославянских союзов племенных княжеств (кроме вятичей). Изменилась и форма взымания дани. Теперь не было необходимости в полюдьи. Дань собиралась наместниками киевского князя. Две трети дани отправлялось в Киев, остальное распределялось между дружиной князя-наместника. Территории, управляемые князьями-вассалами получили название волость. Структура государства оформилась при князе Владимире. Он посадил на княжение в девяти крупнейших городах Руси своих сыновей: в Новгороде - Вышеслава, позже Ярослава; в Полоцке - Изяслава; в Турове - Святополка; на земле древлян - Святослава; в Ростове - Ярослава, позже Бориса; в Муроме - Глеба; в Тмутаркани - Мситислава.
УГОЛОВНОЕ ПРАВО ДРЕВНЕЙ РУСИ. Уголовное право складывалось на Руси, да и не только на Руси, как право феодальное, право - привилегия. Это ясно видно из статей Русской Правды. Так, личность и имущество холопов вообще не защищались, а личность и имущество зависимого крестьянина охранялись в меньшей степени, чем личность и имущество свободного человека, в особенности феодала. За убийство огнищанина или “княжьего мужа” виновный должен был выплатить князю штраф 80 гривен, за свободного человека - 40 гривен, а за убийство смерда - всего 5 гривен. В дальнейшем, при анализе документов, на эти элементы в работе будет обращаться внимание. О преступлениях и наказаниях за их совершение упоминают такие письменные источники, как русско-византийские договора и сочинения восточных авторов. Арабские источники VI- начала IX вв. касаются отдельных сторон жизни славян; источники, относящиеся ко второй половине IX-X вв., характеризуют некоторые порядки управления и суда. Вот что написал Ибн- Фодлан в своей “Записке” в 20-х годах X века: “Когда они поймают вора или разбойника, то приводят его к высокому толстому дереву, привязывают к нему на шею крепкую верёвку, привешивают его за неё и он остаётся висеть, пока не распадётся на куски.”. В русско-византийских договорах предусматриваются такие виды преступлений, как убийство (ст. 4 договора 911 г., ст. 13 договора 944 г.), нанесение телесных повреждений (ст. 5 договора 911 г., ст. 14 договора 944 г.), воровство (ст. 6 договора 911 г., ст. 6 договора 944 г.), некоторые другие. За убийство договорами предусмотрена смертная казнь или выплата штрафа семье потерпевшего, “аще ли убежить сотворивыи убииство, аще есть имовит”, т.е. если виновный, скрывшийся от правосудия, имеет какое-либо состояние.
И, наконец, Владимира Мономаха призывает в Киев на княжение опять же киевское вече. Владимиру Мономаху удалось достичь заметных успехов именно потому, что он стремился поддерживать реальные контакты с традиционным городским самоуправлением и вообще с “Землей”. После смерти Владимира, в XII веке эти принципы взаимоотношения князей с вечевым самоуправлением будут осуществляться в разных землях-княжествах. Такие взаимоотношения “Земли” и “Власти” значительно усилят княжества, что послужит одной из причин возникновения феодальной раздробленности. И как заметил А.Н. Насонов, переход к феодальной раздробленности не означал распада государства: наоборот это его укрепляло. § 3. Дискуссия о социальном строе Древней Руси Еще одна крупная проблема в истории IX–XI вв. — социальное устройство Древней Руси. В XIX веке отечественные историки придавали малое значение социальным факторам исторического процесса. Но после революции 1917 года, с утверждением в отечественной науке марксизма, изучение социальной истории постепенно выходит на первый план. В 20-е годы XX в. в советских общественных науках, в том числе и в исторической науке, утвердился так называемый формационный подход, опирающийся на принципы исторического материализма.
Содержание: Введение 1. Становление древнерусского права и общая характеристика источников древнерусского права 2. Русская Правда как свод законов Древней Руси 2.1 Характеристика Русской Правды 2.2 Основные черты гражданского права по Русской Правде. Право вещное, наследственное, обязательственное, семейно-брачное 2.3 Уголовное право по Русской Правде. Суд и процесс в древнерусском государстве Заключение Список использованной литературы Введение Становление светского права Древней Руси было длительным процессом. Его истоки восходят к племенным Правдам восточных славян. Они представляли собой обычно правовые системы, предназначенные для юридического регулирования всей совокупности социально-экономических и правовых отношений в каждом племени или союзе племен. Ко второй половине XIX в. в Среднем Поднепровье - Русской земле произошла унификация близких по составу и социальной природе Правд этих племен в Закон Русский, юрисдикция которого распространялась на территорию государственного образования славян с центром в Киеве.
Власть освящалась не только в связи с ее основной функцией защиты от внешней опасности, но и как призванная устанавливать и поддерживать внутренний общественный порядок. Одновременно и церковь становится влиятельной политической силой, выполнявшей ряд важных для государственного развития Древней Руси функций. Так, церковь являлась основным институтом социального контроля за властью, а кроме того, как организационная структура могла принимать на себя функции административного управления. Отношения между церковью и государством в Древней Руси построились на принципе разделения светской и духовной власти. В то же время в отличие от византийского императора киевский князь не возвышался над церковью, что обусловило ее значительную самостоятельность, широкие автономные права. Но и церковная организация на Руси (особенно на первом этапе) всецело зависела от светской власти: именно князь взял на себя обеспечение церкви (десятина), без поддержки князя с его дружиной невозможно представить достаточно быстрое распространение нового культа (а с ним и идеологии, и культуры, и новых правовых отношений) на обширной территории Восточной Европы.
Субъект преступления Понятие субъекта преступления Одним из элементов состава преступления выступает субъект преступного деяния. Лица, совершившие преступление, являются субъектами. Не могут быть субъектами преступления животные, даже если их поведение причиняет имущественный, социальный или иной вред. Иначе этот вопрос решался в уголовном праве древнего мира и средних веков. Истории известны случаи преследования животных, плативших жизнью за свою ярость. Современное законодательство ряда зарубежных стран также предусматривает возможность применения уголовных санкций к животным. Так, в 1990 г. в штате Техас был вынесен смертный приговор собаке по кличке Маркус за неоднократные нападения на людей. В российском законодательстве животные не признаются субъектами преступления. Они могут рассматриваться лишь в качестве орудий, если их используют в преступных целях. Исходя из классического принципа уголовного права — принципа личной виновной ответственности, понести ее может только физическое лицо. Названный принцип был провозглашен в XVIII в. в ходе Великой Французской революции.
![]() | 978 63 62 |