![]() 978 63 62 |
![]() |
Сочинения Доклады Контрольные Рефераты Курсовые Дипломы |
РАСПРОДАЖА |
все разделы | раздел: | Законодательство и право | подраздел: | Право |
Государство и социальное управление | ![]() найти еще |
![]() Молочный гриб необходим в каждом доме как источник здоровья и красоты + книга в подарок |
Будучи теоретическим по отношению к фактологическим и эмпирическим по отношению к теоретическому (классы, нации и т.п.), мезотеоретическое знание позволяет не только полнее объяснять, но и точнее предсказывать, прогнозировать изменения в структуре общества и при необходимости управлять соответствующими процессами в социальной структуре общества. 3. ПОЛИТИЧЕСКАЯ СФЕРА В переводе с греческого politike - политика - значит искусство управления государством, искусство управления людьми. Это слово древнего происхождения и соотносилось нередко с понятием "полис", с городом-государством типа Афин, с общением людей, регулированием общений в таком государстве. По Аристотелю (384-322 до н.э.), являвшемуся крупнейшим древнегреческим философом, написавшим сочинения "Политика" и "Афинская политая" (часть "Политии"), политика должна выполнять нравственно-воспитательную роль и содействовать государству в достижении общего блага и справедливости. Понятие справедливости неотрывно у него от представлений о государстве и праве, которое является, по его убеждению, "регулирующей нормой политического 45 общения"
Механизм государства, как система органов и учреждений, посредством которых обеспечивается выполнение внешних и внутренних функций государства, представляет собой живой, постоянно развивающийся организм. Эволюция его в конкретных исторических условиях обусловлена многими факторами, в том числе формой правления государства, социально-экономическими и политическими условиями, национальными особенностями, традициями управления и т.д. Устройство механизма государства и создание правовой базы его функционирования является одной из главных задач любой конституции. Весь огромный разветвленный горизонтально и вертикально механизм властвования должен работать согласованно, разделяя сферы регулирования, охватывая все стороны жизни общества. Этот вопрос особенно актуален для России в настоящее время, когда идет интенсивное государственное строительство, многое возникает вновь или кардинально обновляется. Здесь для нас может быть очень полезен мировой опыт старых демократий, нестареющие труды великих мыслителей и теоретиков. Многие декларированные в конституции СССР положения наполняются реальным содержанием: разделение властей, местное самоуправление, права человека и т.д. Непосредственно организация и деятельность государственного аппарата осуществляется на основе ряда принципов, под которыми понимаются руководящие идеи, начала, лежащие в основе его создания и функционирования, и проявляющиеся как в деятельности государственного аппарата в целом, так и в его отдельных частях, структурно обособленных единицах.
Это означает, что в новой функциональной реальности (перестраивающемся государстве) в одной плоскости деятельности оказались функционеры, с одной стороны, а с другой диссиденты и обыватели, ставшие государственными людьми. Каждый функционер (также как и диссидент и обыватель) был еще недавно приписан к определенному классу. Однако эта метка мало что значила для человека, который, если не становился ВРАГОМ НАРОДА, был обречен функционировать, диссидентствовать или просто выживать. Распад государства был связан с легализацией реальной социальной стратификации и социальной дифференциацией общества, при которой дистанция между стратами стала ощутимой. Легализация стратификации привела к тому, что разделение на классы перестало быть основанием для управления. Классовая структура ранее была идентична государству, вернее управлению им. Функционеры, диссиденты и обыватели могли существовать только в социалистическом государстве, как теневые проекции нормативной классовой структуры общества. После распада государства у людей исчезла жизненная опора, тот каркас, который давал возможность функционировать, обывательствовать и диссидентствовать
Следует учесть, что римские республиканские институты сложились как институты управления городом, а не империей. Этим во многом объясняется и смена республиканской формы правления на монархическую, тем более приемлемую, что монархический элемент присутствовал и в старой республиканской конституции Рима. Также успешные завоевательные войны превратили Рим из небольшого государства-города в столицу огромного государства, к управлению которыми старая государственная форма полиса была совершенно неприспособленна. В новых условиях оказалось невозможным и далее устранять рабовладельческие классы в завоеванных Римом провинциях от политической власти. Пожертвовав исключительным положением «римского народа», империя способствовала консолидации рабовладельцев на всей ее территории в господствующий класс, связанный единством коренных интересов. Таким образом, была создана достаточно прочная социальная база того политического режима, который при всех переменах просуществовал столь же долго, что и республика1 2. Установление принципата, его сущность и развитие.
Создатель новой кибернетики отнес к ее сфере и вопросы социального управления. Общественные кибернетические системы характеризуются гораздо более высокой сложностью, нежели технические или физиологические. Социальная кибернетика ставит перед общей кибернетикой новые, еще не решенные задачи. За прошедшие полтора столетия развития науки и техники многое в системе Ампера устарело. Но для своего времени это было замечательное исследование, с богатым запасом оригиналь 126 ных идей и тонкими предвосхищениями будущего развития. Некоторые достоинства системы Ампера делаются более выпуклыми в свете новейших представлений. Еще в древности Платон не раз говорил о кибернетике, поэтому его можно считать одним из предшественников А. М. Ампера, а в конечном счете и Н. Винера. А. М. Ампер предложил создать науку об управлении государством и наметил некоторые пути к ней, но то была лишь постановка задачи, предвидение дальнейшего развития. Он сформулировал общую идею новой науки, а Н. Винер решал конкретные задачи, построил для них математический аппарат, основанный на теории вероятностей, и предложил физическую интерпретацию управления как борьбы с энтропией
В самом общем смысле власть можно определить как способность и возможность оказывать определяющее воздействие на деятельность и поведение людей с помощью каких- либо средств: воли, авторитета, права, насилия и т. д. Суть власти состоит в реальной возможности властвующих подчинить своей воле подвластных. В перечисленных выше признаках государства мне хотелось бы отметить, что почти все они характеризуют государство, как организацию, обладающую властью. Говоря о признаках и свойствах нельзя не сказать о сущности государства, как одной из философских категорий, т. е. сущность — это совокупность наиболее важных устойчивых свойств, определяющих самые необходимые, глубинные связи и отношения предмета, явления, от которых зависят все их остальные свойства и признаки. Таким образом, проблема сущности государства — это проблема определения самой важной, определяющей его характеристики. Государство для решения своих задач действует, и притом действует весьма активно. Для общей характеристики деятельности государства в юридической науке выработано понятие «функции государства». В юридической науке под функциями государства принято понимать основные направления его деятельности, в которых выражаются сущность и социальное назначение, цели и задачи государства по управлению обществом в присущих ему формах и методах.
Функции государства — это основные направления его деятельности, выражающие сущность и социальное назначение, цели и задачи государства по управлению обществом в присущих ему формах и присущими ему методами. Функции государства подразделяются на внутренние и внешние. Внутренние функции нацелены на решение внутренних задач страны, показывают степень активности воздействия государства на данное общество, а внешние — на установление и поддержание определенных отношений с другими государствами. Внутренние и внешние функции тесно связаны между собой, взаимно дополняют друг друга. Охрана существующих форм собственности—функция, присущая всем государствам, ибо они охраняют и защищают свой экономический фундамент. Причем в обществах, где основной экономический потенциал сосредоточивался в руках того или другого класса (в эксплуататорских обществах), государственная деятельность нацеливалась на охрану рабовладельческой, феодальной, капиталистической частной собственности, за посягательства на которую устанавливались более суровые меры наказания, чем за посягательства на другие ее виды.
Структура механизма государства включает в себя: государственные органы, которые находятся в тесной взаимосвязи и соподчиненности при осуществлении своих непосредственных властных функций. Особенностью государственных органов является то, что они обладают государственно-властными полномочиями, т.е. такими средствами, ресурсами и возможностями, которые связаны с силой государства, с принятием общеобязательных управленческих решений (парламент, президент правительство, министерства, ведомства, государственные комитеты, губернаторы, администрации краев и областей и т.п.); государственные организации – это такие подразделения механизма государства (его «материальные придатки»), которые призваны осуществлять охранительную деятельность данного государства (вооруженные силы, службы безопасности, милиция, налоговая полиция и т.п.); государственные учреждения – это такие подразделения механизма государства, которые властными полномочиями (за исключением их администраций) не обладают, а осуществляют непосредственную практическую деятельность по выполнению функций государства социальной, культурной, воспитательно- образовательной, научной сферах (библиотека, поликлиника, больница, телеграф, научно-исследовательский институт, ВУЗ, школа, театр и т.д.); государственные предприятия – это такие подразделения механизма государства, которые тоже властными полномочиями (за исключением их администрации) не обладают, а осуществляют хозяйственно-экономическую деятельность, производят продукцию, либо обеспечивают производство, выполняют различные работы и оказывают многочисленные услуги для удовлетворения потребностей общества, извлечения прибыли (речь может идти о казенных заводах, фабриках и пр.); государственных служащих (чиновников), специально занимающихся управлением.
Оно, равно как и государственное начало, закреплено в нормах Хартии, конституций, законов и других правовых актах. Сочетание государственного и общественного в самоуправлении очень важно в практическом плане. С помощью единства этих двух начал решаются важнейшие общественно-государственные задачи. Таким образом, если смотреть на проблему широко, то можно трактовать органы государственного управления и органы местного самоуправления как элементы единой системы социального управления, публичной власти, обеспечивающей жизнедеятельность общества как единого целого. Чем больше государство, тем труднее ограничиться централизованным чиновничьим управлением, тем с большей необходимостью элементы самоуправления включаются в общее управление. Представляется необходимым: • разграничить полномочия между органами государственной власти и органами местного самоуправления; • создать систему правовых гарантий, обеспечивающих защиту прав и интересов местного самоуправления от необоснованного вмешательства в их деятельность должностных лиц и органов государственной власти.
Налоги могут быть элементом Вместе с тем в налогах заложены механизма, регулирующего большие возможности по регулированию демографические процессы, молодежную социально-экономических процессов в политику, иные социальные явления. стране со стороны государства. При Порядок налогообложения может умелом использовании они могут быть отражать признание государством сильным регулирующим механизмом в особых заслуг определенных категорий системе социального управления. граждан перед обществом (регулирования производства, (освобождение от налогов участников регулирование потребления, Великой Отечественной войны, Героев регулирования доходов населения). СССР и Российской Федерации и т. Помимо рассмотренных функций налогам Д.). свойственна и функция контроля. В Помимо рассмотренных функций налогам ходе налогообложения со стороны' свойственна и функция контроля. В государ-сТВУ^проводится контроль за ходе налогообложения со стороны финансово-хозяйственной государства проводится контроль за же-тельностью предприятий, финансово-хозяйственной организаций, учреждений, за деятельностью предприятий, получе-ниемдоходов гражданами^ организаций, учреждений, за источниками дтиу доходов, за получением доходов гражданами, ис-пользованием имущества, в том источниками этих доходов, за числе земли. « Учет всех этих использованием имущества, в том функций налогов только в числе земли. совокупности может обеспечить Учет всех этих функций налогов успешную налоговую политику, сделает только в совокупности может налоги эффективным механизмом обеспечить успешную налоговую воздействия на экономику страны политику, сделает налоги эффективным Основные новшества в этой области механизмом воздействия на экономику заключаются в следующем. страны. 1. Налоговый метод стал основным в формировании доходов государственной казны.
Налоги — один из древнейших финансовых институтов: они возникли вместе с появлением государства и использовались им как основной~йсточник средств для содержания органов госу-дарственной власти и материального обеспечения выполнения ими своих функций. Современные государства для пополнения своей казшЛ ис-пользуют и другие виды поступлен11и и платежеи. Но^а первое место среди них по своему значению и объему выступают налоги. Налоги — это обязательные и по юридической форме индивидуально безвозмездные платежи юридических и физических лиц, установленные органами государственной власти для зачисления в государственную бюджетную систему (или в указанных случаях — внебюджетные целевые фонды) с определением их размеров и сроков уплаты. Какова же роль налогов в обществе и государстве? Основная роль налогов —фискальная (от лат. fiscus —государственная казна), соответственно чему они используются как источник доходов государственной казны, предназначенной для удовлетворения интересов общества и государства. Вместе с тем в налогах заложены большие возможности по регулированию социально-экономических процессов в стране со стороны государства. При умелом использовании они могут быть сильным регулирующим механизмом в системе социального управления. (регулирования производства, регулирование потребления, регулирования доходов населения).
Независимо от содержания и направленности методы управления обладают: объективированной организационной формой, под которой понимается вид воздействия, т.е. индивидуальное предписание (приказ) или норма (правило) поведения; характером воздействия (непосредственное воздействие, косвенное воздействие посредством создания стимулирующих или ограничивающих условий); способом воздействия (единичный, коллегиальный, коллективный); временной характеристикой (краткосрочные и долгосрочные); тактическим и стратегическим характером. Сущность методов управления в государстве определяется его социальной природой. Субъекты государственного управления применяют методы воздействия в целях осуществления задач и функций государства, общества, для решения экономических, социальных, оборонных, правоохранительных и иных задач. Методы социального управления важно отграничивать от иных близких по своей значимости понятий: методов исследования процессов управления, методов осуществления отдельных функций управления, методов разрешения управленческих вопросов, познавательно-программирующих методов (системного анализа, исследования операций, моделирования, организационного проектирования, сетевого планирования).
С такой точки зрения эффективность власти должна оце-ниваться по степени защищенности сбалансированных интересов общества и государства: "Работу госаппарата можно признать дей-ствительно эффективной лишь в том случае, если он успешно решает проблему оптимальной защиты интересов государства и оптимальной защиты интересов населения, социальных групп и каж-дого человека. В этой двуединой задаче - важнейшая сторона поня- тия эффективности государственного аппарата" (27 с.84 ) Таким образом, можно попытаться выделить следующие кри-терии эффективности социального управления: - степень соответствия направлений, содержания и результатов деятельности управленческих структур и работников тем ее па-раметрам, которые определены функциями и статусом управлен-ческого работника. - законность решений и действий соответствующих управлен-ческих структур и работников, ибо соблюдение правовых и иных установленных норм является элементарной предпосылкой эффек-тивности управления. - реальность влияния управленческой деятельности на состояние и развитие управленческих объектов, поскольку любые управленческие решения и действия теряют всякий смысл, если они не направлены на управленческие объекты и, в конечном счете, не обеспечат и реального функционирования и развития; - глубина учета и выражения в управленческих решениях и действиях коренных и комплексных потребностей, интересов и целей людей - характер и объем взаимосвязей с трудовыми коллективами, широким кругом людей, демократизм деятельности, который при любых издержках всегда повышает ее обоснованность и резуль-тативность; - авторитетность решений и действий управленческих структур и работников; - правдивость и целесообразность управленческой информации, выдаваемой управленческими структурами и работниками.
Это означает, что именно народ является конечным источником власти, государственный же суверенитет носит представительный характер; 7) разделение законодательной, исполнительной и судебной властей государства, что не исключает единства их действий на основе процедур, предусмотренных конституцией, а также определенного верховенства законодательной власти, не нарушающие конституцию решения которой обязательны для всех; 8) приоритет в государственном регулировании гражданских отношений метода запрета над методом дозволения. Это означает, что в правовом государстве по отношению к гражданам действует принцип: «Разрешено все то, что не запрещено законом». Метод же дозволения применяется здесь лишь по отношению к самому государству, которое обязано действовать в пределах дозволенного - формально зафиксированных полномочий; 9) свобода и права других людей как единственный ограничитель свободы индивида. Правовое государство не создает абсолютной свободы личности. Свобода каждого кончается там, где нарушается свобода других. Социальное государство Социальное государство - это государство, стремящееся к обеспечению каждому гражданину достойных условий существования, социальной защищенности, соучастия в управлении производством, а в идеале примерно одинаковых жизненных шансов, возможностей для самореализации личности в обществе.
Практика показывает, что часто люди сталкиваются с проблемами, которые не могут решить самостоятельно, и люди вынуждены обращаться в управление социальной защиты населения для оказания им помощи. Социальная защита населения – это система принципов, методов, законодательно установленных государством социальных гарантий, мероприятий и учреждений, обеспечивающих предоставление оптимальных условий жизни, удовлетворение потребностей, поддержание жизнеобеспечения и деятельного существования личности, различных социальных категорий и групп; комплекс государственных мер социально-экономического и правового характера по обеспечению гарантированного государством минимального уровня материальной поддержки социально уязвимых слоев населения в период экономических преобразований и связанного с этим снижения их уровня жизни. В России право граждан на социальную защиту гарантировано Конституцией РФ и регламентировано законодательством РФ. Осуществляется за счет федерального, местных бюджетов, специально создаваемых фондов социальной поддержки населения, негосударственных фондов.
Важно, что российская классификация допускает отклонения от международных стандартов. Согласно последним, доходы должны делиться на общие доходы и полученные официальные трансферты. В свою очередь общие доходы группируются на текущие доходы и доходы от операций с капиталом. Платежи за использование природных ресурсов отражены в группе "налоговые доходы", что не соответствует международным стандартам. В части расходов в новой классификации используются в соответствии с международными рекомендациями функциональный, экономический и ведомственный принципы группировки бюджетных расходов. Традиционные и приоритетные для конкретного исторического этапа направления деятельности государства вытекают из его основных функций. Функциональная классификация расходов бюджетов Российской Федерации представляет собой группировку расходов бюджетов всех уровней, отражающую направления финансов на выполнение основных функций государства (государственное управление, обеспечение внутренней и внешней безопасности, международная деятельность, содействие научно-техническому прогрессу, социально-экономическое и культурное развитие).
В этом документе стратегической целью социально-экономического развития страны провозглашено повышение благосостояния её народа. Исходя из этой стратегической установки, в качестве главней задачи следует рассматривать стабилизацию социально-экономической ситуации и создание предпосылок устойчивогоэксномического роста на основе новой системы экономических отношений и активной структурной перестройки народного хозяйства. Социальная ориентация рыночной экономики предпологает смягчение таких черт модели чистого рыночного хозяйства, как эксплуатация чужого труда, безработица, социальная дифференциация и др. Она осуществляется посредством Конституции и всей системы законов демократического правового государства, четкого определения егофункций. Роль государства в управлении экономикой при переходе к рынку отнюдь не снижается, а во многих отношениях и возрастает. Реформирование экономики Беларуси связано с необходимостью установления приоритета проблем и задач стратегического и тактического плана на макро и микроэкономических условиях.
Формирование и движение бюджетных средств занимает центральное место в реализации экономической политики американского государства. Основное звено в финансовой системе США составляет бюджетный механизм федерального правительства. Налоги, дающие наиболее крупные и стабильные поступления, направляются в федеральный бюджет. На его долю приходится примерно 70% доходов и расходов.Но и местные органы управления обладают значительными собственными источниками финансовых ресурсов, в первую очередь за счет местных налогов. Причем в последние годы в США, как и в большинстве западноевропейских стран, наблюдается рост объема финансов местных органов управления, увеличение их удельного веса в общем, фонде мобилизуемых через финансовую систему средств.Одновременно на местные финансы перекладывается существенная часть расходов. В ряде отраслей производственной и социальной инфраструктуры финансы штатов и местных органов власти выступают в качестве основного источника финансовых ресурсов. Так, в финансировании за счет государства социального обеспечения, образования, здравоохранения, дорожного строительства, в содержании полицейского аппарата, включая противопожарную защиту, их удельный вес составляет от 70 до 90%, в охране окружающей среды и ландшафта, сохранении природных ресурсов, гражданском и жилищном строительстве – около 40%.К финансам местных органов управления в США относятся финансы графств, муниципалитетов, тауншитов (поселков в сельской местности), школьных дистриктов (округов), специальных дистриктов.
![]() | 978 63 62 |