![]() 978 63 62 |
![]() |
Сочинения Доклады Контрольные Рефераты Курсовые Дипломы |
РАСПРОДАЖА |
все разделы | раздел: | Законодательство и право | подраздел: | Право |
Законодательное регулирования рынка ценных бумаг | ![]() найти еще |
![]() Молочный гриб необходим в каждом доме как источник здоровья и красоты + книга в подарок |
деятельности на рынке ценных бумаг и деятельности по оценке и управлению имуществом паевых инвестиционных фондов; * определение стандартов деятельности инвестиционных (в том числе паевых), негосударственных пенсионных, страховых фондов и их управляющих компаний, а также страховых компаний на рынке ценных бумаг; * разработка проектов законодательных и иных нормативных актов, связанных с вопросами регулирования рынка ценных бумаг, лицензирования деятельности его профессиональных участников, саморегулируемых организаций профессиональных участников рынка ценных бумаг, контроля за соблюдением законодательных и нормативных актов о ценных бумагах, проведение их экпертизы; * разработка методических рекомендаций по практике применения законодательства Российской Федерации о ценных бумагах
Отсутствие федерального закона и системы государственного надзора за его исполнением усиливало криминогенность рынка ценных бумаг, незащищенность инвесторов. Без законодательного регулирования рынок ценных бумаг не мог выполнять своего основного назначения – быть источником средств для преодоления инвестиционного кризиса в хозяйственной жизни страны. Принятый в апреле 1996 г. Закон « О рынке ценных бумаг» открыл новые возможности для долговременного и стабильного развития рынка ценных бумаг. Для закона характерны: преемственность – учитывается практика российского рынка ценных бумаг 1990 – 1994 гг. и заданные за это время государственными органами исполнительной власти нормативные акты; непротиворечивость закона другим законодательным актам, например, Гражданскому кодексу; признание смешанной модели фондового рынка, где действуют как коммерческие банки, так и небанковские инвестиционные институты (профессиональные участники рынка ценных бумаг); сочетание либеральных принципов организации рынка с усилием государственного надзора за ним; единство государственного регулирования рынка ценных бумаг. 8 Закон «О рынке ценных бумаг» - комплексный законодательный акт, который регулирует рынок ценных бумаг как в целом, так и его отдельные сегменты.
Правительство РФ в пределах своих полномочий: организует реализацию внутренней и внешней политики Российской Федерации; осуществляет регулирование в социально-экономической сфере; обеспечивает единство системы исполнительной власти в Российской Федерации, направляет и контролирует деятельность ее органов; формирует федеральные целевые программы и обеспечивает их реализацию; реализует предоставленное ему право законодательной инициативы. Полномочия Правительства РФ в сфере бюджетной, финансовой, кредитной и денежной политики: 1) обеспечивает проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики; 2) разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение; 3) представляет Государственной Думе отчет об исполнении федерального бюджета; 4) разрабатывает и реализует налоговую политику; 5) обеспечивает совершенствование бюджетной системы; 6) принимает меры по регулированию рынка ценных бумаг; 7) осуществляет управление государственным внутренним и внешним долгом РФ; 8) осуществляет в соответствии с Конституцией, федеральными конституционными законами, федеральными законами, нормативными указами Президента РФ валютное регулирование и валютный контроль; 9) руководит валютно-финансовой деятельностью в отношениях Российской Федерации с иностранными государствами; 10) разрабатывает и осуществляет меры по проведению единой политики цен
Особенности регулирования рынка ценных бумаг США Современные, сложные и весьма эффективные рынки ценных бумаг в западных странах - результат их многовековой, стихийной эволюции в рамках принципиально не менявшейся рыночной экономики. Эти рынки и фондовые биржи, как их важнейший институт, развивались, отвечая на возникающие потребности экономики без какой-либо основополагающей концепции плана, программы и государственного руководства. Пробле-ма регулирования рынка ценных бумаг, и биржи в частности, возникла лишь в начале 30-х годов текущего столетия, когда биржевой крах оказался важнейшей составляющей глубочайшего экономического кризи-са 1929-1933 гг, поразившего западный мир. Законодательное регулирование рынка ценных бумаг США началось в 1933 году с принятия Закона о ценных бумагах (Securi ies Ac of 1933) и вплоть до 1940 года пополнялось отдельными актами и поправками, относящимися к регулированию различных секторов рынка ценных бумаг. Для участника рынка производных ценных бумаг представляют интерес два основополагающих закона, а именно: Закон о ценных бумагах (Securi ies Ac ) от 1933 года, определяющий механизм публичного размещения (public offeri g) производных ценных бумаг компаний-нерезидентов США, проводимого как самими компаниями так и уполномоченными ими лицами (u derwri ers), и Закон о фондовых биржах от 1934 года ( he Excha ge Ac ) регулирующий дальнейшее обращение ценных бумаг такого рода и правила регистрации прав собственности на них.
В соответствии с Законом "О рынке ценных бумаг" (ст. 40), Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг - это федеральный орган исполнительной власти по проведению государственной политики в области РЦБ, контролю за деятельностью профессиональных участников РЦБ через определение стандартов их деятельности и по определению стандартов эмиссии ценных бумаг. Ее полномочия не распространяются на процедуру эмиссии долговых обязательств Правительства РФ и ценных бумаг субъектов федерации. ФКЦБ вправе квалифицировать ценные бумаги и определять их виды в соответствии с законодательством. По закону (ст. 42) ФКЦБ осуществляет следующие функции: 1. Осуществляет разработку основных направлений развития рынка ценных бумаг и координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти по вопросам регулирования рынка ценных бумаг; 2. Утверждает стандарты эмиссии ценных бумаг, проспектов эмиссии ценных бумаг эмитентов, в том числе иностранных эмитентов, осуществляющих эмиссию ценных бумаг на территории Российской Федерации, и порядок регистрации эмиссии и проспектов эмиссии ценных бумаг; 3
Конкуренцию же здесь можно рассматривать в двух аспектах: внутреннем и внешнем. В качестве внутреннего аспекта здесь выступает конкуренция между ценными бумагами. Здесь на конкуренцию влияют такие факторы: количество и разнообразие эмитентов, количество аналогичных ценных бумаг, знание цен конкурентов. Во внешнем аспекте конкуренция рассматривается как конкуренция между различными видами рынков, для привлечения инвестиций, например, конкуренция между бюджетом, кредитным рынком и рынком ценных бумаг: при увеличении бюджетных ресурсов увеличиваются налоги, уменьшается масса денег и соответственно инвестиции. Регулирование рынка ценных бумаг Любая человеческая деятельность на данном этапе развития общества должна быть регулируема, не является исключением и рынок ценных бумаг. В законе «О рынке ценных бумаг» предусматривается как регулирование деятельности государственными органами, так и специальными организациями, функционирующими на рынке ценных бумаг. Для начала следует выделить систему регулирования рынка ценных бумаг - так называемую регулятивную инфраструктуру рынка, на данный момент эта система включает в себя: ·государственные органы регулирования; ·саморегулирующиеся организации; ·законодательные нормы рынка ценных бумаг; ·этику, традиции и обычаи рынка.
Пример: к биржевым торгам на фондовой бирже одной из республик готовится к продаже партия российских ценных бумаг. К ним обнаруживается значительный интерес, и устроители надеются, что торги пройдут успешно. Перед началом биржевого дня поступает устное распоряжение из аппарата Президента - российские бумаги к торгам не допускать. Отсутствие межреспубликанских органов регулирования рынка ценных бумаг, возможности введения квотирования и лицензирования на этом рынке по отношению к бумагам и инвестиционным институтам стран СНГ, политическая и экономическая нестабильность - все это делает страновые риски достаточно высокими (прежде всего по республикам бывшего СССР). Риск законодательных изменений - риск потерь от вложений в ценные бумаги в связи с изменениями их курсовой стоимости, ликвидности и т.п., вызванными появлением новых или изменением существующих законодательных норм (законы, указы президента, ведомственные нормативные акты и т.п.). Риск законодательных изменений может приводить, например, к необходимости перерегистрации выпуска ценных бумаг, изменению условий или заменам выпусков и вызывать существенные дополнительные издержки и потери для эмитента и инвестора.
Государство выполняет ряд важнейших функций на рынке ценных бумаг, среди них можно выделить следующие основные: наблюдение и регулирование исполнения этой программы, выработка разработка программы и стратегии развития рынка ценных бумаг, законодательных актов для реализации стратегии; установление требований к участникам рыночного процесса, установка различных стандартов; контролирование финансовой безопасности и устойчивости рынка, надзор за выполнением распоряжений по безопасности; обеспечение информированности всех без исключения инвесторов о состоянии рынка; формирование государственных систем страхования на рынке ценных бумаг; контроль и предупреждение чрезмерного вложения инвестиций в государственные ценные бумаги. На сегодняшний день известны две модели государственного регулирования рынка ценных бумаг, первая подразумевает, что государство максимально активно контролирует и вмешивается в регуляционный процесс на рынке и лишь небольшая часть передается саморегулирующимся организациям. Вторая модель прямо противоположна первой - роль государства в регулировании минимальна и основная доля регулирования принадлежит участникам рынка.
Брокерская фирма пользуется правами юридического лица. Отношения между биржей и брокерской конторой определяются только договором между ними. Брокер работает в брокерской конторе по контракту. Брокерская контора, выступая в качестве участника рынка, квалифицируется как инвестиционная фирма. Прибыль контор формируется за счет комиссионных от суммы сделок с клиентами. По российскому законодательству контора не может осуществлять деятельность на рынке ценных бумаг за счет привлеченных средств, кредита. В мировой практике допускаются также кредитные альянсы между брокерской конторой и коммерческими банками. Ну, а что касается биржевых маклеров – это персонал фондовой биржи, осуществляющий ведение торгов и регистрирующий устное соглашение брокеров на заключение сделки Глава 5. Государственное регулирование рынка ценных бумаг Правовую основу рынка ценных бумаг составляют законодательные акты о рынке ценных бумаг, которыми, в частности, предусматриваются следующие узловые вопросы: . юридический статус ценных бумаг; . разграничение прав и ответственности эмитента и посредника; . формы эмиссии ценных бумаг, включая вопрос наличной и безналичной эмиссии; . регистрация реестров владельцов ценных бумаг, создание депозитариев (т.е. организаций и отделов инвестиционных институтов для регистрации инвесторов и хранения сертификатов на ценные бумаги), гарантируующих полную сохранность прав инвестора; . защита имущественных прав инвесторов; . гарантия участникам рынка прав на капитал должников, прежде всего на уставной капитал; . контроль за эмиссией ценных бумаг; . контроль за действиями комерческих банков, исключающий злоупотребления с акциями предприятий (например, взятие под залог пакета акций за кредит предприятию на эмиссию этих же акций).
Вышеуказанные цели, преследуемые американским государством при формировании права о «securi ies», диктовали необходимость все более разнообразных форм государственного регулирования рынка «securi ies», повышения роли государства в обеспечении его надежного функционирования. Как полагают некоторые исследователи, «не только американский опыт, но и история других стран свидетельствует: альтернативы введения жесткого государственного регулирования рынка ценных бумаг не существует.» Возвращаясь к законодательному определению понятия “securi ies”, следует отметить, что оно не позволяет ни установить все виды “securi ies”, ни сформулировать исчерпывающе его существенные признаки. Действительно, с одной стороны в дефиниции “securi ies” перечисляются такие вполне понятные виды инструментов, как, например, акции, облигации. С другой стороны, определение “securi ies”, во-первых, содержит достаточно общие указания на инвестиционный контракт или на сертификат о наличии интереса или участия в любом соглашении о разделе прибыли и др., не раскрывая их содержания, и, во-вторых, даже в отношении определенных инструментов допускает применение формулы: «если из контекста не следует иного» Такую нерешительность и осторожность законодателя в четком установлении либо исчерпывающего перечня видов “securi y”, либо его всех существенных признаков призвана восполнить Федеральная комиссия по ценным бумагам, а так же судебная практика.
В условиях сжатия финансовых рынков и обострения проблемы ликвидности банков Банк России в сентябре 1998 года разработал положение о введении в обращение облигаций Банка России (ОБР) и начал операции с ними, в том числе Банк России предоставил банкам возможность использования указанных ценных бумаг в качестве залога под ломбардные, внутридневные кредиты и кредиты «over igh », а также возможность проведения с ними сделок РЕПО.Тема 9. Рынок ценных бумаг и его регулирование 1. Государственное участие в регулировании фондового рынка необходимо, поскольку этот рынок является очень масштабным и рискованным для финансовой безопасности страны. Особенно активную роль государство должно выполнять на начальных этапах становления рынка ценных бумаг в стране, т.к. только оно может "запустить" это рынок в его цивилизованной безопасной форме. Основные функции государства в регулирование рынка ценных бумаг: а) идеологическая и законодательная (концепция рынка, программа ее реализации и т.п.; б) концентрация ресурсов на цели создания рынка и его инфраструктуры; в) установление "правил игры" (требований к участникам, операционных и учетных стандартов); г) контроль за финансовой устойчивостью и безопасностью рынка (надзор за финансовым состоянием инвестиционных институтов, принятие мер по их оздоровлению, контроль за соблюдением правовых и этических норм, применение санкций); д) создание системы информации о состоянии рынка ценных бумаг и обеспечение ее открытости для инвесторов; е) формирование системы защиты инвесторов от потерь (в т.ч. государственные или смешанные схемы страхования инвестиций); ж) предотвращение негативного воздействия на фондовый рынок других видов государственного регулирования (монетарного, валютного, фискального, налогового); з) предупреждение чрезмерного развития рынка государственных ценных бумаг (отвлекающего часть денежного предложения инвестиционных ресурсов на покрытие непроизводительных расходов государства).
Во исполнение этого закона проводилось несколько исследований, на основании которых в 1940 г. были приняты закон об инвестиционных компаниях и закон об инвестиционных консультантах. Закон об инвестиционных консультантах, принятый в 1940 г., требует, чтобы лица или фирмы, получающие вознаграждения за оказание консультаций по вопросам инвестиций в ценные бумаги, были зарегистрированы в Комиссии по ценным бумагам и биржам и соблюдали законодательные нормы, направленные на защиту интересов инвесторов. Закон о контрактах между держателями акций и выпускающими их компаниями, принятый в 1939 г., стал следующим шагом в регулировании рынка ценных бумаг. Этот закон распространяется на ценные бумаги, выпускаемые по контрактам на сумму более 7 млн. долл. единовременно и предлагаемые для публичной продажи. Даже если эти бумаги зарегистрированы в соответствии с законом о ценных бумагах, они не могут быть предложены публике, если контракт на их выпуск не соответствует ряду специальных положений, установленных законом о контрактах.
Рост масштабов и объема производства, которые выдвинули перед об- ществом задачи, не имеющие решения в рамках индивидуального на- копления капитала, то есть, потребовалось объединение индивиду- альных капиталов в один большой капитал. 2. Организация производства могла осуществляться на долевых началах и с учетом интересов всех участников совместного производства. В России эти процессы начались сверху в соответствии с логикой ре- форм. Акционерные общества в России - это форма соединения тради- ций коллективного производства прежней системы с требованиями рынка и частной собственности. Поэтому коллективно-частная форма собственности и явилась средством разрешения противоречий. В современных условиях существует пакет законодательных актов, регу- лирующих деятельность акционерных обществ: - Закон об акционерных обществах; - Гражданский кодекс; - Указ Президента РФ о регулировании рынка ценных бумаг на основе Федеральной комиссии (ноябрь 1994); - Указ Президента РФ от 1 июля 1992 года 721 об организационных ме- рах по преобразованию государственных и муниципальных предприятий в акционерные общества открытого типа; - программа приватизации 1992 года и после 1 июля 1994 года; - Указ Президента РФ о мерах по защите прав акционеров 1769, 1993 год; - Положение о порядке выплаты дивидендов по акциям и процентов по облигациям.
Комиссии предоставлялись полномочия на фактически монопольное регулирование рынка ценных бумаг. 4. 1995 – 1997годы - законодательство России, направленное на цивилизованное регулирование рынка ценных бумаг. В основном это систематизированные законодательные акты. Первым важнейшим актом этого периода, конечно же, следует признать Гражданский кодекс России (части 1 и 2), в котором дается определение ценной бумаги, регулируются так называемые бездокументарные ценные бумаги, определяются конкретные виды ценных бумаг и раскрывается их содержание. В этот же период принят систематизированный Закон “Об акционерных обществах”, во многом устранивший конструктивные недостатки предыдущего законодательства, законы о рекламе, о финансово- промышленных группах, новые редакции антимонопольного и банковского законодательства. Важнейшим событием следует признать подписание 22 апреля 1996 года Президентом РФ Федерального закона “ О рынке ценных бумаг”, принятого 20 марта 1996 года Государственной Думой. Оно означало, что государство окончательно приняло и закрепило важность фондового рынка как средства инвестирования, регулирования инвестиционного процесса и сбережений частных накоплений населения и юридических лиц.
Цели и задачи регулирования РЦБ. Основы корпоративного права. Государственные органы регулирования рынка ценных бумаг. саморегулирование организации. Регулирование эмиссии и обращения ценных бумаг. Антимонопольное и валютное регулирование сделок с ценными бумагами. Основной целью государственного регулирования РЦБ является обеспечение надежности и роста ценных бумаг, выработка его модели, которая с учетом существующих в стране условий в наибольшей мере способствовала бы экономическому росту. Достижению этой цели способствует решение следующих задач: создание и обеспечение эффективного функционирования механизмов привлечения инвестиций в частный сектор российской экономики. создание условий для функционирования дефицита государственных бумаг. обеспечение условий и создание надежных механизмов инвестирования средств населения. разработка законодательной базы работы РЦБ. создание системы информации о состоянии РЦБ и обеспечение его открытости для инвесторов. обеспечение доверия инвесторов к РЦБ. создание цивилизованного рынка и интеграция его в мировой финансовый рынок.
Инвестиционные риски Общие Специфические Внешнеэкономические риски Внутриэкономические риски Риски инвестиционного профиля Риски объектов инвестирования Социально- политические риски Экологические риски Риск несбалансированности Страновый риск Риски связанные с мерами государственного регулирования Риск излишней концентрации Отраслевой риск Конъюнктурные риски Капитальный риск Региональный риск Инфляционные риски Селективный риск Временной риск Прочие риски Риск ликвидности Кредитный риск Операционный риск Рисунок 2. Классификация рисков инвестиционной деятельности При инвестиционном кредитовании или проектном финансировании снижение риска может обеспечиваться за счет предоставления гарантий государства. Экологический риск выступает как возможность потерь, связанных с природными катастрофами, ухудшением экологической ситуации. Риски, связанные с мерами государственного регулирования, включают риски изменения административных ограничений инвестиционной деятельности, экономических нормативов, налогообложения, валютного регулирования, процентной политики, регулирования рынка ценных бумаг, законодательных изменений.
1. Общие полномочия: • организация реализации внутренней и внешней политики РФ; • обеспечивает единство системы исполнительной власти, направляет и контролирует деятельность ее органов; • формирует федеральные целевые программы и обеспечивает их реализацию; • реализует предоставленное ему право законодательной инициативы. 2. Полномочия в сфере экономики: • антимонопольная политика; • прогнозирует социально - экономическое, инвестиционное развитие; • руководит таможенным делом и разрабатывает и реализует государственную политику в сфере международного экономического, финансового сотрудничества. 3. Полномочия в сфере бюджетной, финансовой, кредитной и денежной политики: • представляет Государственной Думе отчет об исполнении федерального бюджета; • налоговая политика; • осуществляет валютное регулирование, рынка ценных бумаг и управление государственным внутренним и внешним долгом. 4. Полномочия в социальной сфере.
Проверка финансового законодательства, своевременное исполнение финансовых обстоятельств перед бюджетом, налоговой службой, банками, между предприятиями. 3. Регулирующая функция. Она связана с вмешательством гос. через финансы (налоги, кредиты) в процессе воспроизводства. Заключается в бюджетном и финансовом планировании, гос. регулировании рынка ценных бумаг.7. Финансовая система РФ, ее сущность и составляющие. Финансовые потоки и их взаимосвязь Это система форм и методов образования, распределения и использования фондов денежных средств гос. и предприятия. Она включает в себя следующие виды или блоки финансовых отношений: 1. Гос. бюджетную систему. 2. Внебюджетные специальные фонды. 3. Гос. кредит (центр финансы, регулируются на макро уровне). 4. Фонды страхования. 5. Финансы предприятия различных форм собственности. Гос бюджетная система включает в себя федеральный бюджет, бюджеты субъектов федерации (89), местные бюджеты. Внебюджетные фонды (4 фонда, 20 др. фондов). Гос. кредит – представляет собой форму экономических отношений между физическими и юридическими лицами, где гос. выступает в роли заемщика. (93 г. для покрытия дефицита бюджета были выпущены ГКО и Золотые сертификаты, 91 г. были выпущены гос. облигации, 95 г. – облигации федерального займа) Фонды страхования.
![]() | 978 63 62 |