![]() 978 63 62 |
![]() |
Сочинения Доклады Контрольные Рефераты Курсовые Дипломы |
РАСПРОДАЖА |
все разделы | раздел: | Охрана правопорядка | подраздел: | Криминалистика и криминология |
Криминалистическая экспертиза следов транспортных средств | ![]() найти еще |
![]() Молочный гриб необходим в каждом доме как источник здоровья и красоты + книга в подарок |
КОЛЕСНИЧЕНКО Алексей Никифорович (19231985), доктор юридических наук, профессор, зав. кафедрой криминалистики Харьковского юридического института, автор первого фундаментального исследования общетеоретических проблем криминалистической методики. Осн. труды: Предъявление личности для опознания. Харьков, 1955; Общие положения методики расследования отдельных видов преступлений. Харьков, 1976. КОЛЕЯ АВТОМОТОТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА, в трасологии расстояние между средними линиями беговых дорожек одинарных колес или средними линиями промежутков спаренных колес, расположенных на одной оси. См. Следы транспортных средств. КОЛИЧЕСТВЕННЫЙ АНАЛИЗ, в экспертных исследованиях определение содержания или количественных соотношений компонентов в анализируемом объекте. Помимоспецифичности и предела обнаружения (см. Качественный анализ) характеризуется точностью, отражающей близость результатов к истинным значениям. КОЛИЧЕСТВЕННЫЙ ПРИЗНАК, числовое определение свойства или качественного признака объекта экспертизы. КОЛЛЕКЦИИ КРИМИНАЛИСТИЧЕСКИЕ, собрания различных объектов-образцов (оружия, боеприпасов, подошвенных частей обуви, паст для авторучек и др.), служащие для розыскных, идентификационных и диагностических целей
Основные задачи криминалистической экспертизы следов транспортных средств – установление тождества транспортного средства, определение групповой принадлежности, а также установление механизма возникновения следов и положения транспортных средств в момент происшествия. Заключение. Криминалистика – это наука о технологии и средствах практического следоведения (поисково-познавательной деятельности) в уголовном судопроизводстве. Следы – межотраслевое, междисциплинарное понятие. Широкое распространение оно получило в обыденной речи. Мало кому незнакомы выражения типа “наследить”, “последствия”, “наследство”, идти по следу, по горячим следам, следы остаются. О следах преступлений говорится в уголовно-процессуальном законе, в некоторых других законах, во множестве подзаконных актов, регулирующих деятельность по выявлению, раскрытию, пресечению, предотвращению преступлений. В криминалистической трактовке следы – это прежде всего то, что оставляют преступники на месте происшествия. Следы – это то, что ищут и изучают сыщики, следователи, эксперты, прокуроры и судьи, познавая по ним, что требуется выявить и доказать.
Следы транспортных средств, их виды и криминалистическое значение. Осмотр, фиксация и изъятие следов транспортных средств. Основы экспертизы следов автотранспортных средств. Тема VII. Криминалистическое оружиеведение Понятие криминалистического оружиеведения. Объекты криминалистического оружиеведения. Вопросы, разрешаемые экспертами в данной сфере. Судебная баллистика. Огнестрельное оружие. Основные сведения об огнестрельном оружии, боеприпасах. Криминалистическая взрывотехника. Следы выстрела, их обнаружение, осмотр и изъятие с места происшествия. Установление направления и дистанции выстрела. Холодное оружие и его виды. Осмотр и исследование холодного оружия и следов его применения. Основные группы взрывчатых веществ и их криминалистическая характеристика. Тема VIII. Криминалистическое почерковедение и автороведение Понятие криминалистического почерковедения и автороведения. Документ - вещественное доказательство как объект криминалистического исследования. Навыки письма. Закономерности формирования и изменения навыков письма
Причем происходит не механическое внедрение их в экспертную технику, не элементарное заимствование, а синтезирование, преобразование, в соответствии со своеобразной целенаправленностью их применения. Следует различать общую и частную методики каждого рода, вида судебной экспертизы и уровень их развития. Частные методики создаются по отдельным ее видам и разновидностям. Например, в судебно-технической экспертизе документов имеются частные методики для исследования реквизитов документов, идентификации и дифференциации материалов, из которых изготовляются документы (бумага, чернила) и т.д. В судебно-трасологической экспертизе разработаны методики исследования отпечатков папиллярных узоров и кожного покрова человека, следов транспортных средств и т.д. Вместе с тем в целом судебно-техническая экспертиза документов или судебно-трасологическая и другие роды криминалистической экспертизы имеют общие методики экспертного исследования, объединенные единством задач, предмета, общностью изучаемых свойств и признаков объектов.
Первоначальные следственные действия: допрос заявителя, осмотр места происшествия, допрос свидетелей, принимаются оперативные меры к установлению и розыску скрывшегося преступника, назначается криминалистическая экспертиза следов взлома, орудий и инструментов, иных следов, обнаруженных на месте происшествия, при необходимости проводится инвентаризация имущества. Если преступник задержан с поличным в момент совершения кражи или сразу же после нее, производится личный обыск задержанного и его допрос, допрос потерпевшего, заявителя, свидетелей и участников задержания; если кража совершена из квартиры или с иного объекта осмотр места происшествия, назначение экспертиз. Если уголовное дело о краже возбуждается по непосредственному усмотрению органа дознания (на основе оперативных материалов), составляется план расследования и в соответствии с ним определяются характер и последовательность первоначальных следственных действий. Обычно это: задержание и допрос подозреваемого, обыски у него и его связей, установление и допрос потерпевших или ответственных за имущество лиц, осмотр места происшествия и назначение необходимых экспертиз. Осмотр места К. служит одним из основных средств получения представления об обстановке совершения преступления, его следах и иных вещественных доказательствах
Понятие звена судебной системы. Суды основного, среднего и звена. 2. Следы транспортных средств и их криминалистическое значение. Способы их обнаружения, фиксации и изъятия. 3. Предупреждение преступлений среди освобожденных из мест лишения свободы. Проректор по учебной части Зав.кафедрой Министерство образования РФ Аттестационное задание (тест) для студентов по специальности 350900-Таможенное дело по блоку специальных дисциплин Задание№ 13 1. Понятие судебной инстанции. Суды первой , второй (кассационной), апелляционной и надзорной инстанции. 2. Способы обнаружения, фиксации и изъятия следов ног. Вопросы, решаемые при их трассологическом исследовании. 3. Условно-досрочное освобождение и замена наказания более мягким.Проректор по учебной части Зав.кафедрой Министерство образования РФ Аттестационное задание (тест) для студентов по специальности 350900-Таможенное дело по блоку специальных дисциплин Задание№ 14 Свойства и классификация папилярных узоров рук. Способы их обнаружения, фиксации и изъятия. Вопросы, решаемые дактилоскопической экспертизой. Особенности отбывания лишения свободы в отдельных видах исправительных учреждений. Понятие правосудия и его признаки.
Виды экспертиз. Должностными лицами таможенных органов могут назначаться следующие экспертизы, перечень которых не является исчерпывающим: а) идентификационные; б) материаловедческие; в) товароведческие; г) экспертизы наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров; д) технологические; е) экспертизы, связанные с исследованием объектов интеллектуальной собственности, в том числе информационных продуктов; ж) искусствоведческие; з) криминалистические, в том числе: - трассологические (исследование следов рук, исследование следов обуви, исследование следов транспортных средств, исследование следов орудий взлома и инструментов, исследование следов производственных механизмов и инструментов на изделиях (документах); - экспертизы пломб и запорно-пломбировочных устройств; - экспертизы замков и иных запирающих устройств; - почерковедческая экспертиза; и) технико-криминалистическое исследование документов: - исследование оттисков печатей и штампов; - исследование подписей от имени определенных лиц (при технической подделке подписей); - исследование машинописных текстов; - установление изменений в тексте документа; - установление содержания документа; - исследование способа изготовления и материала документа.
Однако в криминалистической практике следы принято подразделять также по наиболее часто встречающимся объектам следообразования. на следы рук, следы ног, следы орудий взлома и инструментов, следы транспортных средств и прочие.Глава II: Использование следов рук в расследовании и раскрытии преступлений.§1. Строение и свойства папиллярных узоров рук человека. Кожный покров человека состоит из двух основных слоев: наружного (эпидермиса) и собственно кожи (дермы). Собственно кожа или дерма имеет два слоя: сетчатый и сосочковый. Последний из них имеет форму возвышений, высота которых на различных участках кожи тела различна. На одних частях тела они на поверхность кожи не выступают (гладкая кожа), а на других образуют линейные возвышения в виде гребешков (папиллярных линий), расстояние между которыми от 0,4 до 1,2 мм. Такими линиями покрыты ладони и ступни ног человека, на которых образуются папиллярные узоры. Рассмотрим теперь строение папиллярного узора кисти руки чело века. На листе бумаги (на доске мелом) зарисовать кисть руки и обозначить на ней зоны папиллярного узора: - 1-5 - ногтевых фаланг пальцев рук; - 6-9 - средних фаланг пальцев рук; - 10-14- основных фаланг пальцев рук; - тенар №1 - возвышенность на ладонной поверхности руки большого пальца; - тенар №2-№4-подпальцевые участки ладонной поверхности руки; - гипотенар -участок со стороны ребра ладони.
Подробное исследование следов относится к предмету транспортной трасологии. Под следами транспортных средств понимают: 1. Следы, отображающие внешнее строение отдельных частей транспортного средства, например, шин, гусениц, упора-подставки мотоцикла, бампера автомобиля, части кузова и т.д. 2. Части, составляющие с транспортным средством одно целое и отделившиеся от него при происшествии - например, обломок ручки от дверцы или от бруса (доски) кузова, осколки фары и др. 3. Вещества, используемые при эксплуатации транспортных средств – смазочные масла, тормозная жидкость, незамерзающая жидкость в радиаторе. Следы, связанные с дорожно-транспортным происшествием, можно условно разбить на виды по механизму образования: на статические и динамические. По событиям, обусловивших их возникновение: 1. Следы столкновения - образуются от встречного, бокового (углового) или попутного движений сталкивающихся средств транспорта и при ударе движущегося транспорта с неподвижным транспортом или предметом. При этом на сталкивающихся объектах появляются следы вдавливания, скольжения, разлома, наслоения, отслоения, соскабливания. Эти следы 1978 Сорокин В.С., Дворкин А.Н. Обнаружение и фиксация следов. М 1974. Судебно-трасологическая экспертиза.Выпуск №-М1972. Трасология и трасологическая экспертиза. Учебник. - М.: ИМЦ ГУК МВД России, 2002. - 376с. Трасология. Справочник криминалиста: Т.1. Гомеоскопия. - Волгоград. ВЮИ МВД России, 1997. Турчин Д.А. Теоретические основы учения о следах в криминалистике.
Следы по положению частей в результате следового контакта имеют зеркальное отображение: то, что наблюдается на объекте справа, в следе отображается слева. 1.3. Система и классификация следов в трасологии Систематичность, последовательность и полнота изучения следов в значительной мере обусловлена научно выработанной и обоснованной их классификацией. Впервые в бывшем СССР классификацию следов по видам образовавших их объектов дал Н.Д. Вороновский в книге «Уголовная техника» (1931 г.). В 1947 г. вышла в свет работа Б.И.Шевченко «Научные основы современной трасологии». В ней впервые наиболее полно разработана классификация следов на основе механизма их возникновения и в связи с этим введена специальная терминология получившая широкое распространение в криминалистической науке и практике. Система трасологии Теоретические основы трасологии Гомеоскопия Механоскопия Следы животных Следы ног человека Следы рук человека Следы орудий взлома Следы механизмов Следы зубов человека Следы иных частей тела человека Следы транспортных средств Следы производственных механизмов Гомеоскопия (лат. –homo –человек и греч.
2. Классификация и виды трасологических экспертиз. ---------------------------------------------- Все трасологические экспертизы можно разделить на три группы: 1) экспертиза следов человека (гомеоскопические): - дактилоскопические; - следов ног, обуви человека; - следов зубов человека; - следов губ и других частей тела человека; - следов перчаток и следов других элементов одежды человека. 2) экспертиза следов орудий и инструментов (механоскопические): - следов транспортных средств; - следов орудий взлома и инструментов; - следов производственных механизмов; - пломб и закруток; - замков и других запирающих устройств; - установления целого по частям; - механических повреждений одежды. 3) экспертиза следов ног (лап) и зубов животных.
Без такого учета невозможно установить психологический контакт с допрашиваемым, что является необходимым условием достижения цели допроса. И особенно важно учитывать процессуальное положение допрашиваемого, роль и действия подозреваемого или обвиняемого в расследуемом событии, в преступном сообществе. Подготовка к допросу как стадия следственного действия , включает в себя: собирание исходных данных; тактическое обеспечение допроса. 2. Особенности тактики производства следственных действий на последующих этапах расследования. При осмотре местности, связанной с задержанием членов организованной группы, можно выявить места, с которых преступники осуществляли наблюдение за обстановкой, за поведением потерпевшего (например, при вымогательстве — могут быть обнаружены окурки, следы ног, микрочастицы, следы транспортных средств и др.) и соответственно определить жилые и иные объекты, где можно выявить возможных свидетелей. При осмотре автомашины преступников обследованию подлежат салон автомашины, багажник. Все, что имеет отношение к данному событию и изобличению виновных, должно быть изъято (оружие, документы, ценности, расписки потерпевших и др.). Тщательному осмотру подлежат и все изъятые с места происшествия и задержания предметы и другие объекты с целью выявления и фиксации имеющихся на них следов (рук, красителей) и различного рода микроследов.
Для их обнаружения применяется визуальный способ. Слабо видимые поверхностные следы транспортных средств выявляются с помощью косо падающего освещения. Отдельные, наиболее четкие участки поверхностных следов фотографируются или зарисовываются и при возможности копируются на липкие пленки. Следы повреждений на транспортном средстве фиксируются путем их детальной фотосъемки. Следы наслоений изымаются, по возможности, вместе со следоносителем или же отделяются от объекта и упаковываются в соответствии с правилами изъятия микрочастиц. Обнаруженные на месте происшествия предметы с отобразившимися на них следами транспортных средств, а также предметы, отделившиеся от транспортного средства, перечисляются в протоколе и приобщаются к делу в качестве вещественных доказательств. Анализ следов транспортных средств позволяет установить вид и модель автомашины, мотоцикла, велосипеда, трактора и т.д. И в ряде случаев идентифицировать транспортное средство, оставившее следы. Анализ совокупности обнаруженных следов способствует установлению места дорожно- транспортного происшествия, направления и скорости движения транспортных средств и до и после него, причины механизма происшествия, характера действий отдельных его участников. 7. Следы орудий взлома и инструментов.
Для их обнаружения применяется визуальный способ. Слабо видимые поверхностные следы транспортных средств выявляются с помощью косо падающего освещения. Отдельные, наиболее четкие участки поверхностных следов фотографируются или зарисовываются и при возможности копируются на липкие пленки. Следы повреждений на транспортном средстве фиксируются путем их детальной фотосъемки. Следы наслоений изымаются, по возможности, вместе со следоносителем или же отделяются от объекта и упаковываются в соответствии с правилами изъятия микрочастиц. Обнаруженные на месте происшествия предметы с отобразившимися на них следами тракторных средств, а также предметы, отделившиеся от транспортного средства, перечисляются в протоколе и приобщается к делу в качестве вещественных доказательств. Анализ следов транспортных средств позволяет установить вид и модель автомашины, мотоцикла, велосипеда, трактора и т.д. И в ряде случаев идентифицировать транспортное средство, оставившее следы. Анализ совокупности обнаруженных следов способствует установлению места дорожно-транспортного происшествия, направления и скорости движения транспортных средств и до и после него, причины механизма происшествия, характера действий от дельных его участков. 7. Следы орудий взлома и инструментов.
При таких задержаниях работники отдела используют максимум осторожности, соблюдая все правила по технике безопасности. Осуществляя контроль над охотничьими угодьями тремя способами указанными выше, плюс пассивный способ (засада). При таком способе маршрутного патрулирования, выбирается маршрут работниками отдела по ходу рейда. Добравшись до места назначения инспектора, проводят рекогносцировку (оценивают обстановку). И тут начинается еще один из маршрутных способов – поиск. Он представляет собой действия поисковой группы либо бригады в целом, направленные на обнаружение и задержание браконьеров, точное местонахождение которых порой бывает неизвестно. Поводом к поиску могут быть заявления очевидцев незаконной охот, обнаружение следов браконьерства, остатки животного, кровь, следы транспортных средств, самих браконьеров. В этих случаях поиск ведется по ориентировочным сведениям: по следам, уликам, сведениям граждан и с учетом накопленных данных подобного рода браконьерстве. Поиски ведут в любое время суток способами указанными выше, ночью с выключенным светом автотранспорта, а днем с биноклем. От инспекторов требуется быть специалистами по наблюдениям постоянно фиксировать в памяти все, что встречается на пути.
Если при непосредственном преследовании преступник уходит в разных направлениях, то, исходя из наличия сил, начальник организует преследование по каждому направлению, при недостатке сил – по одному из них. Одновременно начальник группы сообщает об этом розыскным нарядам, действующим на этих направлениях, и докладывает руководителю операции. В том случае, если группа потеряет преступника из виду, она обязана продолжать преследование по следам, не допуская их уничтожения. Чтобы не потерять следы, необходимо обращать внимание на их отличительные признаки: форму, отпечатки подошвы обуви, ступни, длину шага, ширину и форму полозьев лыж и т. д. Различают видимые следы (следовые дорожки, заломы веток, лежки, остатки пищи, утерянные вещи и т.д.) и невидимые (индивидуальный запах человека, животного, запахи душистых масел, бензина и др.). В практике видимые следы принято делить на три основные группы: следы человека, домашних животных и зверей, следы транспортных средств. В зависимости от твердости грунта видимые следы бывают объемными (вдавленными) и поверхностными. Поверхностные следы подразделяются на окрашенные (известка, мел и др.) и бесцветные. Объемные следы образуются на снегу, песке, рыхлой почве и хорошо видны.
Границы осмотра определяются в зависимости от характера происшествия и места его совершения. В их определении могут оказать помощь пояснения потерпевших, свидетелей и других лиц. Не следует пренебрегать и иными источниками информации. Не стоит опасаться расширения границ осмотра, так как нередко на прилегающих к месту происшествия участках территории обнаруживаются ценные для расследования преступления доказательства (следы транспортных средств, обуви, брошенные орудия преступления, похищенные вещи и др.). После определения границ осмотра решается вопрос о способе его осуществления: каким способом охватить подлежащее осмотру пространство; в каком направлении двигаться при осмотре; в какой последовательности производить осмотр отдельных участков места происшествия; каким способом исследовать отдельные элементы обстановки места происшествия; на что обратить внимание и что в последующем необходимо фиксировать в протоколе осмотра и другими средствами. В труднодоступной местности, при отсутствии надлежащих средств сообщения а также в случаях, если производство следственного действия связано с опасностью для жизни и здоровья людей, следственные действия, предусмотренные ч. 1 ст. 170 УПК могут производиться без участия понятых, о чем в протоколе следственного действия делается соответствующая запись.
Не облагаются транспортным налогом следующие транспортные средства: 1) весельные лодки, а также моторные лодки с двигателем мощностью не свыше 5 лошадиных сил; 2) автомобили легковые, специально оборудованные для использования инвалидами, а также автомобили легковые с мощностью двигателя до 100 лошадиных сил (до 73,55 кВт), полученные (приобретенные) через органы социальной защиты населения в установленном законом порядке; 3) промысловые морские и речные суда; 4) пассажирские и грузовые морские, речные и воздушные суда, находящиеся в собственности (на праве хозяйственного ведения или оперативного управления) организаций, основным видом деятельности которых является осуществление пассажирских и (или) грузовых перевозок; 5) тракторы, самоходные комбайны всех марок, специальные автомашины (молоковозы, скотовозы, специальные машины для перевозки птицы, машины для перевозки и внесения минеральных удобрений, ветеринарной помощи, технического обслуживания), зарегистрированные на сельскохозяйственных товаропроизводителей и используемые при сельскохозяйственных работах для производства сельскохозяйственной продукции; 6) транспортные средства, принадлежащие на праве хозяйственного ведения или оперативного управления федеральным органам исполнительной власти, где законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба; 7) транспортные средства, находящиеся в розыске при условии подтверждения факта их угона (кражи) документом, выдаваемым уполномоченным органом; 8) самолеты и вертолеты санитарной авиации и медицинской службы.
![]() | 978 63 62 |