![]() 978 63 62 |
![]() |
Сочинения Доклады Контрольные Рефераты Курсовые Дипломы |
РАСПРОДАЖА |
все разделы | раздел: | Законодательство и право | подраздел: | Право |
Избирательные системы на муниципальных выборах: законодательство и практика проведения выборов | ![]() найти еще |
![]() Молочный гриб необходим в каждом доме как источник здоровья и красоты + книга в подарок |
Тогда как средневековые коммуны все еще продолжали использовать малонадежные избирательные системы с не уточненными правилами, «изменчивыми, запутанными и подвергавшимися частым переделкам» (Дюфурк), что создавало предпосылки для фальсификаций и насилия, и прибегали к жеребьевке и кооптации, монашеские же ордена, несмотря на давление извне, уже практиковали детально разработанные и весьма совершенные правила проведения выборов. Первый свод этих правил «Liber super electionibus» («Книга о проведении выборов») датируется 1254 годом. Этот труд Лоранса де Сомеркота посвящен исключительно церковным выборам. В принципе, можно утверждать, что практика проведения выборов в современном мире берет свое начало не в греческой и римской античности, как считалось долгое время (ибо избирательная практика древних, кстати говоря, весьма примитивная, была предана забвению после германских нашествий, а частично даже и до них), а в тех избирательных системах, которые на протяжении веков без всяческого принуждения или фальсификации использовались Церковью в целом и монашескими орденами в частности
Избирательные системы и их типы Избирательная система – это порядок организации и проведения выборов, закрепленный в юридических нормах, способы определения результатов голосования и порядок распределения депутатских мандатов. Избирательная система в широком смысле – порядок формирования выборных (представительных) органов государства. Избирательная система регулируется правовыми нормами, которые в совокупности образуют избирательное право. Избирательная система в узком смысле – система распределения мест в выборных органах после установления результатов голосования. Выбор той или другой избирательной системы влечёт за собой большие изменения в расстановке политических сил. Избирательная система в каждой стране создается в зависимости от того, как понимают интересы своей партии и общества, каковы политические традиции и культура. Поэтому политики осторожно подходят к изменениям избирательного законодательства. Нарушение баланса сил в стабильном обществе всегда ведет к непредсказуемым последствиям, может дестабилизировать политическую жизнь.
Однако имеются и неоспоримые преимущества: Pзначительное ускорение подведения итогов голосования; Pоблегчение труда избирательных комиссий, снижение рисков от ошибок, связанных с усталостью;[Так, на 95 тысячах избирательных участков, создаваемых в РФ при проведении выборов федерального уровня, члены комиссии приступают к подсчету голосов после 1314 часов напряженной работы на участке] Pиспользование многоязычных интерфейсов; Pудобства для избирателей с ограниченными физическими возможностями (например, незрячим избирателям предоставляется аудиоинтерфейс через наушники); Pприменение достоверных технологий, надежных решений и стандартов, возможность их распространения на другие области общественных услуг, где используется компьютер. Поэтому сегодня не подвергается сомнению необходимость продолжения работы над системами электронного голосования. По мнению специалистов по избирательным технологиям, вопрос не в том, нужно ли электронное голосование, а в том, как подготовить и оптимально внедрить его в практику. В августе 2007 года в Республике Казахстан на 1512 избирательных участках применялась система электронного голосования
В нем исследуются фундаментальные научные проблемы становления и развития современного избирательного права и избирательного процесса в России, детально рассматриваются источники избирательного права, основные виды избирательных систем, международные избирательные стандарты, освещаются правовой статус и роль участников избирательного процесса и иные составные элементы организации и проведения выборов. Глава I. Выборы в системе государственной власти Демократия неотделима от выборов, ибо «власть народа» (именно так переводится слово «демократия» с древнегреческого) в современном государстве, в отличие от Древних Афин с населением в двадцать тысяч жителей, немыслима вне выборных представителей власти. Выборы – это не только существенный признак, атрибут демократии, но и ее стержень, необходимое условие. Демократия – режим, при котором правители назначаются посредство свободных и честных выборов. Избирательная система есть порядок организации и проведения выборов в представительные учреждения или индивидуального руководящего представителя (например, президента страны), закрепленный в юридических нормах, а также сложившейся практикой деятельности государственных и общественных организаций ().
Статьи Конституции в соответствии с традициями англосаксонской системы права содержат, помимо основного содержания, значительное число «деталей». Статья I содержит положения о Конгрессе США, включая порядок формирования палат, требования к депутатам и сенаторам и др. Статья II посвящена в основном исполнительной власти. Статья III содержит положения о судебной власти. Статья IV направлена на некоторую унификацию федеральной системы: признание актов, официальных документов и судебных решений, принятых в одном штате, другими штатами, право граждан одного штата на все льготы и привилегии граждан других штатов, а также вопросы выдачи граждан одного штата правосудию другого и разграничение юрисдикции штатов. Статья V регулирует вопросы изменения Конституции. Статья VI содержит нормы о признании долгов и обязательств конфедерации и др. Статья VII определяет порядок ратификации данной Конституции и сообщает о принятии ее Конвентом. По порядку изменения Конституция США относится к особо жестким. 30. ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА В США Институты непосредственной демократии (выборы) регулируются Конституцией США и федеральным законодательством только частично или вообще не регулируются
Какой вид избирательной системы применяется в РФ при проведении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ? Охарактеризуйте стадии избирательного процесса Пропорциональная избирательная система. Голосование проводится по спискам избирательных объединений. Определяется избирательная квота - наименьшее число голосов, необходимое для избрания одного депутата. Избирательная квота определяется делением количества голосов, поданных по округу, на количество распределяемых в округе мандатов. Число мест в Думе, полученных списком, определяется путем деления количества голосов, поданных за список, на избирательную квоту. Прежде всего, происходит регистрация избирателей и включение их в избирательные списки. Данную работу проводят Центральная избирательная комиссия РФ, избиркомы субъектов РФ, окружные комиссии, территориальные (городские, районные и др.) и участковые избирательные комиссии. Затем происходит выдвижение кандидатов. Право выдвижения кандидатов (списков кандидатов) принадлежит избирательным объединениям или непосредственно избирателям.
По характеру правовых предписаний, содержащихся в федеральном избирательном законодательстве и конкретных законах о выборах, система избирательного права разделяется на нормы и институты общей и особенной части. Институты общей части устанавливают универсальные принципы избирательного права, исходные начала организации избирательного процесса, общий правовой режим осуществления отдельных стадий, процедур и избирательных действий. Институты особенной части определяют конкретные процедуры и условия реализации норм материального избирательного права в ходе подготовки и проведения выборов. Институциональное разделение избирательного права получает свое формальное отображение в общей и особенной частях избирательных кодексов, которые уже приняты в ряде субъектов Российской Федерации (в Воронежской, Белгородской областях, Республике Башкортостан). Принципиально новым юридическим элементом современной системы избирательного права являются гарантии избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации.
Резюмируя вышесказанное, можно выделить следующие одиннадцать задач наблюдения за выборами: а) осуществление контроля за избирательным процессом; б) предотвращение нарушения процедур проведения выборов; в) содействие повышению доверия к институту выборов; г) увеличение политической активности граждан; д) контроль точности подсчета голосов; е) вскрытие фактов нарушения избирательного законодательства; ж) публичное освещение событий дня голосования; з) оценка выборов; и) побуждение власти к поиску и принятию соответствующих мер в случаях фиксации правонарушений; к) содействие в совершенствовании избирательных практик; л) соотнесение национального законодательства с международными нормами. 1.3 Правовой статус наблюдателя В зависимости от государственной принадлежности наблюдатели бывают национальные (внутренние), и международные (иностранные).
Вакантные места членов Палаты депутатов, избираемых по системе пропорционального представительства, замещаются кандидатами той же партии, которые остались на первых местах в соответствующих региональных списках. Применяемая избирательная система и количество избирательных округов могут быть различными для каждых выборов. Федеральная избирательная комиссия на основе анализа служебных записок и проектов, подготовленных соответствующими органами, а также учитывая количество политических партий, предполагающих участвовать в выборах, оценку поведения избирателей на выборах и имеющиеся мнения о применении избирательной системы, принимает решение о выборе избирательной системы, которая будет применяться на данных выборах. Несомненный интерес представляет смешанная избирательная система, применявшаяся на муниципальных выборах во Франции. Суть ее состоит в следующем: голосование ведется строго по партийным спискам, но распределение мандатов осуществляется последовательно по мажоритарной и пропорциональной системе. Как это происходит? Вся территория муниципалитета представляет собой единый многомандатный округ. Политические партии выставляют списки кандидатов (каждый список включает столько кандидатов, сколько депутатов избирается в муниципальный совет).
СОДЕРЖАНИЕ ВСТУПЛЕНИЕ 3 1. ПОНЯТИЯ И ПРИНЦИПЫ ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ПРАВА РФ 4 2. ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА РФ: ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ, ПОРЯДОК ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ ВЫБОРОВ 7 2.1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ 7 2.2. ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ГОЛОСОВАНИЯ 8 2.3. ПОРЯДОК ПОДСЧЕТА ГОЛОСОВ 9 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 10 ВСТУПЛЕНИЕ Конституция РФ гласит: «Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме. Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей.» . Граждане Российской Федерации по настоящему получили право «избирать и быть избранными» только с принятием Конституции России 1993 года. В предыдущие годы выборы по сути своей являлись безальтернативными, а значит, лишь декларативными, но отнюдь не демократическими. Государственная власть научилась использовать всю мощь государственного механизма (государственной машины) для достижения собственных целей.
Причем открытым, по сути, является и перечень субъектов соответствующих нарушений. На усмотрение суда передается решение вопроса о том, могут ли нарушения избирательного законодательства на той или иной стадии проведения выборов со стороны избирательных комиссий, органов государственной власти, органов местного самоуправления, редакций средств массовой информации, предприятий, организаций, учреждений и их должностных лиц, отдельных граждан или их групп послужить основанием для отмены решения избирательной комиссии об итогах голосования, результатах выборов. Такая конструкция закона позволяет отменить решение избирательной комиссии об итогах голосования, результатах выборов в случае нарушения установленного законом порядка образования избирательных округов, избирательных участков, нарушений порядка деятельности избирательных комиссий в течение всего срока проведения выборов. Возможно, рассматриваемые полномочия суда могут показаться эффективным средством для гибкого реагирования на нестандартные ситуации, зачастую возникающие при проведении выборов.
Он состоит из двух палат — Совета Федерации и Государственной Думы. По аналогии с зарубежной практикой Совет Федерации часто называют верхней палатой, а Государственную Думу — нижней', поскольку многие федеральные законы, принимаемые Государственной Думой, подлежат рассмотрению и одобрению Советом Федерации. Формирование палат Федерального Собрания. В Государственной Думе, состоящей из 450 депутатов, представлены все граждане Российской Федерации. Государственная Дума избирается сроком на 4 года. Ее депутатом может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах. Одно и то же лицо не может одновременно являться членом Совета Федерации и депутатом Государственной Думы. Кроме того, депутат Государственной Думы не может быть депутатом иных представительных органов государственной власти и органов местного самоуправления (ст. 96, 97 Конституции). Конституция не определяет, как, по какой избирательной системе избираются в Государственную Думу депутаты. Выборы депутатов Государственной Думы 2-го созыва в 1995 г. проходили на основе Федерального закона от 21 июня 1995 г.1. Половина — 225 депутатов избирались в одномандатных избирательных округах (т.е. в каждом округе избранным считается один депутат) на основе мажоритарной системы, а другие 225 депутатов — на основе пропорциональной системы2 по единому федеральному избирательному округу по федеральным спискам кандидатов в депутаты, выдвинутых избирательными объединениями и избирательными блоками.
Политическое господство двухпартийной системы обеспечивается поддержкой правящего класса, особенностями избирательной системы и государственного устройства, порядком финансирования выборов, силой традиций. Ни Демократическая, на Республиканская партии не имеют формального членства. Принадлежность к той или иной партии определяется по опросам общественного мнения, проводимым обычно перед президентскими выборами. Обе партии имеют однотипную организационную структуру, представляющую собой совокупность штатных, окружных, городских партийных организаций, обладающих высокой степенью автономности. Их главная задача - обеспечить поддержку своих кандидатов президенты и вице-президенты со стороны избирателей. Высшими партийными органами являются национальные съезды партий, созываемые в год президентских выборов для выдвижения кандидатов, а также для утверждения предвыборных партийных платформ. Текущее руководство осуществляют Национальные партийные комитеты, избираемые из представителей всех штатов и территорий страны. Комитеты координируют деятельность партийных комитетов штатов, обеспечивают их связь со своими фракциями в конгрессе, ведут организационную и пропагандистскую работу среди избирателей, определяют процедуру отбора делегатов на партийные съезды, назначают сроки и место проведения съездов, проводят кампании по выборам в конгресс, в законодательные собрания штатов и местные органы власти.
ПЛАН. 1. Понятие избирательной системы и избирательного права; 2. Принципы проведения выборов в Российской Федерации; 3. Регистрация (учет) избирателей, составление списков избирателей, образование избирательных округов и избирательных участков; 4. Избирательные комиссии; 5. Выдвижение, регистрация и статус кандидатов; 6. Предвыборная агитация; 7. Порядок голосования, подсчета голосов избирателей, установление результатов выборов и их опубликование; 8. Финансирование выборов. Ответственность за нарушение избирательных прав граждан; 1. Понятие избирательной системы и избирательного права Под избирательной системой в Российской Федерации понимается порядок выборов Президента Российской Федерации, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, порядок выборов в иные федеральные государственные органы, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и избираемые непосредственно гражданами Российской Федерации в соответствии с федеральными законами, порядок, используемый при выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, а также при выборах в органы местного самоуправления, проводимых в соответствии с федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Федерации.
Если референдум назначен судом, то организация и проведение местного референдума занимается избирательная комиссия муниципального образования, а обеспечивает проведение местного референдума исполнительный орган государственной власти субъекта федерации. Итоги референдума должны быть опубликованы, обнародованы. Решение, принятое на референдуме подлежит обязательному исполнению на территории муниципального образования и оно не нуждается в утверждении каким-либо органом государственной власти, или органами местного самоуправления и их должностными лицами. Органы местного самоуправления обеспечивают реализацию в рамках своих полномочий решений, принятых на референдуме. На местный референдум могут быть вынесены вопросы только находящиеся в ведении соответствующего муниципального образования: вопросы местного значения, закрепленные в ст.ст. 14-16 ФЗ-131. За исключением: 1) о досрочном прекращении, или продлении срока, полномочий органов местного самоуправления; о приостановлении осуществления ими своих полномочий; а также проведения досрочных выборов, либо об отсрочке этих выборов; 2) вопрос о персональном составе органов местного самоуправления; 3) об избрании депутатов и должностных лиц, об утверждении, а также даче согласия на их назначение на должность и освобождение от должности; 4) вопрос о принятии/изменении местного бюджета, исполнения/изменения финансовых обязательств муниципального образования; 5) вопрос о принятии чрезвычайных и срочных мир по обеспечению здоровья и безопасности населения.
Его нормы направлены на регулирование избирательных правоотношений и, подобно другим конституционно-правовым нормам, устанавливают права и обязанности их участников1. В данном реферате речь идет о прямых выборах, в которых участвуют, как правило, только граждане, в представительные органы РФ, органы субъектов Федерации и местного самоуправления, а также о прямых выборах соответствующих должностных лиц. Целью данного реферата является определение понятия избирательной системы, рассмотрение принципов проведения выборов и их содержание, социального назначения выборов, а также выявление основных проблем избирательной системы. 1. Понятие избирательной системы и избирательного права Под избирательной системой в Российской Федерации понимается порядок выборов Президента РФ, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания, порядок выборов в иные федеральные государственные органы, предусмотренные Конституцией РФ и избираемые непосредственно гражданами Российской Федерации в соответствии с федеральными законами, порядок, используемый при выборах в органы государственной власти субъектов Федерации, а также при выборах в органы местного самоуправления, проводимых в соответствии с федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Федерации2.
Приведенный перечень не является исчерпывающим, в нем отражены основные принципы процесса. Выделяются следующие обязательные стадии избирательного процесса: 1) назначение выборов; 2) образование избирательных округов; 3) образование избирательных участков; 4) составление списков избирателей; 5) формирование избирательных комиссий; 6) выдвижение и регистрация кандидатов; 7) предвыборная агитация; 8) голосование; 9) подсчет голосов, установление итогов голосования; 10) определение результатов выборов и их опубликование. Факультативной стадией является повторное голосование, которое проводится при использовании мажоритарной системы абсолютного большинства, когда в результате голосования ни один из кандидатов не набрал необходимого числа голосов и не был избран. 2. Порядок назначения выборов Стадии избирательного процесса – это этапы организации и проведения выборов, в рамках которых совершаются предусмотренные законами избирательные действия, а также избирательные процедуры, обеспечивающие реализацию избирательных прав граждан Российской Федерации и иных участников выборов, целостность, завершенность и легитимность процесса при формировании представительного органа, избрании выборного должностного лица.
Избиратели имеют право никому и никогда не сообщать о своем выборе того или иного депутата. Избирательные бюллетени не подлежат нумерации, и никто не в праве пытаться идентифицировать использованный бюллетень. Избиратель заполняет избирательный бюллетень в закрытой кабине или в особой комнате. В этих помещениях во время заполнения избирательных бюллетеней запрещается присутствие кого бы то ни было, включая и членов избирательной комиссии. Бюллетень опускается в избирательный ящик лично. Обязательность и периодичность проведения выборов. Выборы органов государственной власти и местного самоуправления являются обязательными и проводятся в сроки, установленные Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями, уставами, законами субъектов РФ, уставами муниципальных образований. Выборы органов или депутатов назначает уполномоченный на то орган или должностное лицо в соответствии со сроками, установленными законом. Голосование может быть назначено только на календарный выходной день. Не допускается назначение голосования на праздничный день. Если соответствующим органом выборы не назначаются, то это вправе сделать соответствующий суд общей юрисдикции.
![]() | 978 63 62 |