![]() 978 63 62 |
![]() |
Сочинения Доклады Контрольные Рефераты Курсовые Дипломы |
РАСПРОДАЖА |
все разделы | раздел: | Законодательство и право | подраздел: | Право |
Конституционно-правовой статус Конституционного Суда Российской Федерации | ![]() найти еще |
![]() Молочный гриб необходим в каждом доме как источник здоровья и красоты + книга в подарок |
ЦБ России независим от государственных органов, но все его имущество государственное. Это в корне отличает его от ФРС США, имущество которой принадлежит частным лицам-банкирам, а не американскому государству. Статьей 75 Конституции Российской Федерации установлен особый конституционно-правовой статус Центрального банка Российской Федерации, определено его исключительное право на осуществление денежной эмиссии (часть 1). То есть по главному закону страны именно ЦБ нужно заниматься тем, чем он занимается.[122] Вывод напрашивается сам собой: при внешней схожести систем их внутренний смысл совершенно разный. В России государство использует Центральный банк для достижения государственных Целей, а в США Центральный банк использует государство для достижения финансовых целей в масштабах всего мира. Наш ЦБ — копия ФРС. Разница в том, что наш ЦБ находится под контролем властей страны. Власти же США, напротив, находятся под контролем ФРС Оставим в покое США. Поговорим о нашем ЦБ. Что более всего волнует рядового гражданина нашей страны? [.] Скачки курсов рубля по отношению к мировым валютам. [.] Почему наш ЦБ продолжает покупать стремительно теряющие доверие американские доллары? Начнем с ответа на второй вопрос: покупает потому что таким и никаким другим образом устроен нынешний финансовый мир
Только ему передана функция защиты и обеспечения устойчивости рубля. При этом какое-либо вмешательство в его деятельность по осуществлению указанных функций не допускается (ст. 75). Конституционно-правовой статус Центрального банка Российской Федерации обеспечивается целым рядом других норм Конституции. Следует подчеркнуть также тот факт, что принцип независимости Центрального банка исключает его из системы разделения властей, поскольку разделение властей предполагает особый механизм «сдержек и противовесов», не допускающий независимости одних органов государственной власти от других. Весьма примечательно то обстоятельство, что применительно к таким ветвям власти, как законодательная, исполнительная и судебная, Конституция использует термин «самостоятельные»1. Независимости в их взаимоотношениях не может быть. На этот факт неоднократно обращал внимание и Конституционный Суд РФ. Заключая вопрос о конституционных рамках статуса Банка России, можно отметить следующие его основные черты2. 1. Центральный банк Российской Федерации имеет самостоятельный конституционный статус. 2. Центральный банк Российской Федерации не входит в систему ни одной из ветвей государственной власти. 3. Центральный банк Российской Федерации осуществляет особые по своей правовой природе функции государственной власти. 4. Другие органы государственной власти не могут вмешиваться в осуществление конституционных функций Центрального банка Российской Федерации. 5. Принцип независимости Центрального банка исключает какие-либо «сдержки и противовесы» со стороны других органов государственной власти. 6. Статус Центрального банка установлен непосредственно Конституцией и может быть изменен только в порядке пересмотра самой Конституции. 7. Центральный банк является постоянно действующим конституционным органом.
Раздел 2 Конституции РФ содержит заключительные и переходные положения, цель которых, соответственно, обеспечить стабильность правовой системы государства в переходный период, а изменения таких положений могут нарушить эту стабильность. Кроме того, многие нормы разд. 2 фактически перестали быть действующими в связи с окончанием установленного для них переходного периода и принятием соответствующих законов на основе действующей Конституции РФ. Конституция РФ — конституция кодифицированная (консолидированная), т. е. представляет собой единый, достаточно лаконичный документ, содержащий принципиальные положения, закрепляющие и регулирующие различные аспекты общественных отношений. Этим она отличается от некодифицированных конституций некоторых государств, например, Великобритании, Израиля, состоящих из большого набора различных источников, в том числе и неписаных. Структурно Конституция РФ состоит из преамбулы (содержащей декларативные, хотя и достаточно значимые положения) и двух разделов. Раздел 1 в содержательном плане является основным и включает девять глав. В гл. 1 «Основы конституционного строя» изложены принципиальные положения относительно основ государственного и общественного устройства современной России. Гл. 2 «Права и свободы человека и гражданина» содержит характеристику различных аспектов конституционно-правового статуса личности в Российской Федерации. В гл. 3 «Федеративное устройство» закреплены основные принципы российского федерализма
В настоящее время нормативные указы Президента, (а также постановления Правительства), принятые по вопросам, относящимся к законодательной области, имеют соответствующую, близкую к закону, юридическую силу до принятия и вступления в силу закона по данному вопросу. В части первой ГК РФ прямо записано: «В случае противоречия указа Президента Российской Федерации или Постановления Правительства Российской Федерации настоящему Кодексу или иному закону применяется настоящий Кодекс или соответствующий закон»12. Законодательство имеет свою четкую систему, классификацию законов Законы подразделяются на: а) конституцию, конституционные; б) обыкновенные. К числу конституционных законов относятся, прежде всего, законы, вносящие изменения и дополнения в Конституцию, а также законы, необходимость издания которых предусмотрена непосредственно конституцией. В Конституции РФ 1993 г. названо четырнадцать таких конституционных законов. Примером последних могут быть законы о Правительстве Российской Федерации (ст. 114), о Конституционном Суде Российской Федерации (ст. 128), об изменении конституционно-правового статуса субъекта Российской Федерации (ст. 137 Конституции РФ).
Выдача лиц, обвиняемых в совершении преступления, а также передача осужденных для отбывания наказания в других государствах осуществляются на основе федерального закона или международного договора Российской Федерации. Статья 64 Положения настоящей главы составляют основы правового статуса личности в Российской Федерации и не могут быть изменены иначе как в порядке, установленном настоящей Конституцией. Глава 3 ФЕДЕРАТИВНОЕ УСТРОЙСТВО Статья 65 1. 2.PПринятие в Российскую Федерацию и образование в ее составе нового субъекта осуществляются в порядке, установленном федеральным конституционным законом. Статья 66 1.PСтатус республики определяется Конституцией Российской Федерации и конституцией республики. 2.PСтатус края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа определяется Конституцией Российской Федерации и уставом края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа, принимаемым законодательным (представительным) органом соответствующего субъекта
Достаточно вспомнить таких отечественных исследователей, как И.Д. Мамонова, А.Ю. Симановский. М.И. Сухов. A.M. Тавасиев, Г.А. Тосунян, А.А. Хандруев. Также значительное внимание данной теме уделяют зарубежные исследователи, такие как Р. Барт. Д. Виттас, А. Демиргук-Кант. Г. Каприо, РЛевайн. М. Росси. Л. Саммерс, Дж. Стиглиц. 1. Правовые основы надзора ЦБ РФ за деятельностью кредитных организаций 1.1 Правовой статус ЦБ РФ Центральный банк Российской Федерации (Банк России) был учрежден 13 июля 1990 г. на базе Российского республиканского банка Госбанка СССР. Статьей 75 Конституции Российской Федерации установлен особый конституционно-правовой статус Центрального банка Российской Федерации, определено его исключительное право на осуществление денежной эмиссии (часть 1) и в качестве основной функции – защита и обеспечение устойчивости рубля (часть 2). Статус, цели деятельности, функции и полномочия Центрального банка Российской Федерации определяются также Федеральным законом банкиров // Банковское дело в Москве - №9 - 2005г. 6 Мурычев А.В. Банковский надзор: каким ему быть? // Деньги и кредит. - 2007. - №4. 7 Смирнов И.Е. Подготовлен законопроект о мегарегуляторе финансовых рынков // Управление в кредитной организации. - №6. - 2006 г. 8 См. например: Ларина Л. Мегарегулятор: Fes i a le e // Банковское дело в Москве. - №9. - 2005 г.
В мире выработаны три формулы решения этой проблемы: – установление исключительной компетенции федеральных органов власти; – совместной компетенции органов власти федерации и ее субъектов; – установление исключительной компетенции субъектов федерации. (США, ФРГ, Австралия). В РФ также используется эта модель, которая отражена в ст. 71 Конституции (перечень вопросов находящихся в ведении Федерации); в ст. 72 (вопросы находящиеся в совместном ведении Федерации и субъектов); ст. 73 закрепила остаточную компетенцию субъектов, без перечня вопросов. Одной из основ Конституционного строя РФ является разграничение предметов ведения и полномочий между органами Федерации и субъектов только на основе Конституции, Федеративного договора и иных договоров по этим вопросам. Это призвано воспрепятствовать решению данного вопроса внеправовых формах, путем произвольного принятия законов.1 3. Конституционно-правовой статус субъектов РФ Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов.
Методологической основой исследования является синтез системно-функционального подхода, рассчитанного на перспективу практического применения результатов исследования и когнитивного (познавательного) метода, предполагающего техническую структуризацию исследуемой проблемы, рассматриваемой как сложноподчиненную систему, состоящую из отдельных, но взаимосвязанных между собой элементов и подсистем. Хронологические рамки начинаются последним десятилетием XX века и заканчиваются современностью. Территориальные рамки определяются необходимостью сочетания глобального и регионального уровней анализа. Главное внимание уделено региону, опыт которого имеет существенное значение для России – Тюменская область. Целью реферата является изучение перспектив реинтеграции сложноподчиненных субъектов (на примере Тюменской области). Для достижения цели мной были поставлены следующие задачи по изучению: Конституционно-правового статуса сложносоставных субъектов; Практики РФ по укрупнению субъектов; Перспектив реинтеграции Тюменской области. Глава 1. Конституционно-правовой статус сложносоставных субъектов Российской Федерации Проблема статуса сложносоставных субъектов имеет немаловажное значение для совершенствования субъектного состава Федерации, поскольку автономные округа и включающие их в свой состав край и области сегодня часто рассматриваются в качестве первого эшелона укрупнения.
Разработкой этой тематики занимались такие современные ученые правоведы как Козлова Е.И., Кутафин О.Е., Катков Д.Б., Корчиго Е.В., Кодлаев В.М., Хропанюк В.Н. и др. При освещении темы федеративного устройства неотъемлемой компонентой становится, практически в каждом издании учебной литературы, именно освещение аспектов правового положения в нем субъектов федерации, их взаимодействие и значение в составе России. Глава І. Понятие автономии в Российской Федерации 1.1 Понятие и содержание статуса автономийИтак, как мы говорили выше, Россия является федеративным государством, а федерация (от лат. foedus - союз, объединение) - одна из основных форм политико-территориальной организации государства, сложная структура которой состоит из двух или более государств или государственно-подобных образований (штатов, провинций, земель), обладающих конституционно закрепленной политической самостоятельностью вне пределов прав и полномочий общего государства в целом1. Для того чтобы рассмотреть конституционно-правовой статус автономий в Российской Федерации, необходимо разобраться, непосредственно с понятием автономии и содержанием статуса данных образований, как субъектов РФ.
Месяцы, отпущенные ей Конституцией России должны были стать временем конструирования прочной законодательной авторитетной власти в Российской Федерации, а также обеспечить функционирование палаты первого созыва и создать правовую базу для работы Государственной Думы и Совета Федерации следующих созывов. Поэтому V Госдуме как никогда предстояла огромная работа. С принятием 12 декабря 1993 года новой Конституции России, Госдума должна была принять множество федеральных законов, определяющих статус Правительства, систему судебных органов, деятельность Конституционного, Верховного, Высшего арбитражного судов Российской Федерации, Уполномоченного по правам человека, порядок принятия и образования в составе Российской Федерации новых субъектов. Должна быть закреплена государственная символика, порядок введения чрезвычайного положения на территории России и в отдельных ее областях, порядок введения военного положения. Так что V Госдуме предстояла огромная работа, какой не будет у Госдумы следующих созывов, именно в этой области. Без принятия блока федеральных конституционных законопроектов было бы немыслимо избрание VI Думы и других ветвей власти, и тем более их нормального функционирования.
Основ законодательства СССР и союзных республик о судоустройстве в СССР такое полномочие получили и верховные суды союзных республик. В ст. 58 Закона РСФСР от 8 июня 1981 г. "О судоустройстве РСФСР" было указано, что пленум Верховного Суда республики " рассматривает материалы изучения судебной практики и судебной статистики. и дает руководящие разъяснения судам по вопросам применения законодательства РСФСР". Итак, впервые такое право закреплено и в Конституции Российской Федерации 1993 г., в ее ст. 126, за исключением положения, что эти разъяснения являются руководящими. Таким образом, рассмотрение правового положения Верховного суда Российской Федерации актуально и важно для изучения судебной системы России. Правовое положение Верховного суда Российской Федерации, его структура Состав Верховного суда РФ, его полномочия и правовой статус Итак, деятельность Верховного суда в РФ, его статус, правовое положение, устанавливается Конституцией Российской Федерации и Конституционным законом "О судебной системе Российской Федерации".
Принципиально важным является и право граждан на объединения, в том числе и создание различных политических партий, на свободу непосредственного выражения своих мнений и убеждений. Активная жизненная позиция личности особенно важна в современный период как одна из форм общественного контроля за деятельностью государственных органов и должностных лиц и любых их попыток нарушить конституцию, действующие законы или права личности. При этом гражданину предоставляется право не только выражать свое мнение о конкретных государственно-правовых решениях, но и обращаться в суд с требованием отменить решение, если оно не соответствует закону, принято с превышением полномочий либо ущемляет права граждан. Существенной особенностью правового статуса личности в Российской Федерации явились конституционные новеллы, закрепившие дополнительные гарантии личности на жизнь, свободу и личную неприкосновенность. Согласно Конституции Российской Федерации, никто не может быть лишен жизни произвольно. Смертная казнь может применяться в качестве исключительной меры наказания за особо тяжкие преступления против жизни.
Автономия в Российской Федерации. 17. Избирательная система Российской Федерации. 18. Правовой статус депутата в Российской Федерации. 19. Формирование, структура и компетенция палат Федерального Собрания РФ. 20. Законодательный процесс в Федеральном Собрании РФ. 21. Правовой статус и акты Президента РФ. 22. Правительство России: порядок формирования, компетенция, акты, его место в системе органов власти. 23. Конституционные основы судебной власти в Российской Федерации. 24. Конституционные основы местного самоуправления в Российской Федерации.РАЗДЕЛ 1 Понятие и предмет конституционного права РФ как отрасли права. Конституционно-правовые нормы, правоотношения, источники конституционного права РФ. Наука конституционного права. Нормы конституционного права РФ закрепляют и регулируют, главным образом, важнейшие общественные отношения, составляющие основы конституционного строя, правового положения личности, государственного устройства, организации и деятельности органов государства и местного самоуправления. При этом нормы конституционного права могут одновременно входить и в другие отрасли права в качестве основы, на которой строится соответствующая отрасль. Например, ст. 37 Конституции РФ, закрепляющая свободу труда и право на труд, содержит прежде всего нормы конституционного права, но в то же время представляет собой основу отрасли, именуемой "трудовое право".
Следует отметить, что внутренняя организация этих подсистемы имеет свои особенности. Так, система военных судов прямо связана с организацией Вооруженных Сил. Среднее звено системы арбитражных судов - федеральные арбитражные суды округов - образуется вне связи с административным делением. В районах арбитражными суды не образуются. Конституционный Суд Российской Федерации не имеет подведомственных судов, организационно и процессуально не связан с существующими в некоторых республиках конституционными судами. Эффективное функционирование судебной системы предполагает создание автономной инфраструктуры организационного и материального обеспечения деятельности судов, исполнения судебных решений и приговоров. Согласно п. «о» ст. 71 Конституции вопросы судоустройства, в том числе установление системы судов в ее полном объеме, находятся в ведении Российской Федерации. Это означает, что субъекты Федерации не могут по своему усмотрению произвольно учреждать виды судов, не предусмотренные федеральным конституционным законом о судебной системе, не вправе устанавливать порядок организации и деятельности существующих на их территории федеральных судов.По своему статусу к федеральным судам относятся: Конституционный, Высший Арбитражный, Верховный суды Российской Федерации, военные суды.
Конференции судей военных судов округов (флотов), а в период между конференциями - избираемые ими Советы судей обсуждают и решают вопросы, круг которых определен п. 3 ст. 17 Закона о статусе судей. Для решения вопросов, указанных в ст. 18 названного Закона (отбора кандидатов на должность судьи, приостановления и прекращения полномочий судьи и др.), на конференциях судей избираются квалификационные коллегии судей. Они образуются из равного числа судей военных судов гарнизонов и им равных и соответствующих вышестоящих судов. Высшая квалификационная коллегия судей РФ образуется из числа судей общих, арбитражных и военных судов всех уровней.Полномочия военных судов РФ В Федеральном конституционном законе «О военных судах Российской Федерации» несколько изменена существовавшая ранее подсудность дел военным судам. Так, в нормах ч. ч. 1 и 2 ст. 7 Закона закреплено, что военным судам подсудны только те гражданские дела, которые возбуждаются по жалобам военнослужащих и граждан, проходящих военные сборы, на действия (бездействие) и решения органов военного управления и воинских должностных лиц, а также дела по аналогичным жалобам граждан, уволенных с военной службы или прошедших военные сборы, если нарушение их прав, свобод и интересов произошло в период прохождения ими военной службы, военных сборов.
Множественность субъектов РФ не исключает наличия общих черт их конституционно-правового статуса. Конституционно-правовой статус субъекта Российской Федерации характеризуется следующими основными для всех видов субъектов Российской Федерации моментами: Все субъекты РФ являются неотъемлемыми составными частями РФ и не обладают правом сецессии (правом выхода из состава РФ). Все субъекты РФ равноправны во взаимоотношениях с федеральными органами власти. При этом это равноправие не означает тождества субъектов РФ в государственно-правовом отношении, так как на статус ряда субъектов большое внимание оказывают этнические начала их образования, а сами эти субъекты являются формой государственно-правового выражения самоопределения народов и наций в составе РФ. Субъекты РФ самостоятельно образуют органы государственной власти и обладают на своей территории всей полнотой государственной власти вне пределов ведения и полномочий РФ и полномочий РФ по предметам совместного ведения. Иными словами, территориальное верховенство субъектов РФ в пределах собственной компетенции обусловливает наличие у них учредительной власти, выражающейся в принятии конституций и уставов, собственного законодательства.
Российской Федерацией заключен также и ряд других международных соглашений, в которых рассматриваются вопросы гражданства. Заключение Рассмотрев конституционно – правовые основы института гражданства Российской Федерации, можно сделать вывод, что наиболее важной составной частью института, составляющего основы правового статуса личности, которые утверждены в действующей Конституции Российской Федерации, является совокупность норм, регулирующих именно гражданство. Конституционно-правовой институт основ статуса личности отражает существенные исходные начала, определяющие положения человека в обществе и гражданстве, принципы их взаимоотношения. Отсюда мы и выводим гражданство как один из элементов правового статуса личности. В нашей стране вопросы гражданства встают наиболее остро. В процессе движения за обретение суверенитета, в ходе которого достичь его иногда пытаются любой ценой, нарушаются, прежде всего, права и свободы некоренного населения, проживающего на территории бывших союзных республик. Все более тревожной становится практика деления граждан на своих и чужих. Выдвигая заслон подобной практике, Россия подписала двусторонние соглашения с Эстонией, Латвией, Украиной и другими суверенными государствами.
Конференции судей военных судов округов (флотов), а в период между конференциями - избираемые ими Советы судей обсуждают и решают вопросы, круг которых определен п. 3 ст. 17 Закона о статусе судей. Для решения вопросов, указанных в ст. 18 названного Закона (отбора кандидатов на должность судьи, приостановления и прекращения полномочий судьи и др.), на конференциях судей избираются квалификационные коллегии судей. Они образуются из равного числа судей военных судов гарнизонов и им равных и соответствующих вышестоящих судов. Высшая квалификационная коллегия судей РФ образуется из числа судей общих, арбитражных и военных судов всех уровней. Полномочия военных судов Российской Федерации. В Федеральном конституционном законе "О военных судах Российской Федерации" несколько изменена существовавшая ранее подсудность дел военным судам. Так, в нормах ч. ч. 1 и 2 ст. 7 Закона закреплено, что военным судам подсудны только те гражданские дела, которые возбуждаются по жалобам военнослужащих и граждан, проходящих военные сборы, на действия (бездействие) и решения органов военного управления и воинских должностных лиц, а также дела по аналогичным жалобам граждан, уволенных с военной службы или прошедших военные сборы, если нарушение их прав, свобод и интересов произошло в период прохождения ими военной службы, военных сборов.
![]() | 978 63 62 |