![]() 978 63 62 |
![]() |
Сочинения Доклады Контрольные Рефераты Курсовые Дипломы |
РАСПРОДАЖА |
все разделы | раздел: | Законодательство и право | подраздел: | Право |
Конституционные основы прокурорского надзора | ![]() найти еще |
![]() Молочный гриб необходим в каждом доме как источник здоровья и красоты + книга в подарок |
Вообще рассмотрение тяжб о том, является ли тот или иной земский закон или постановление какого-то земства или общины в этом смысле конституционным, составляет более трех четвертей работы Конституционного суда. Чуть иначе обстоит дело с правами бизнеса общины могут вводить и запреты, но на так называемой исключительной основе: это означает, что община или земство могут, например, принять законное постановление о запрете строить на своей территории завод, но тогда обязательно любой если потом строительство какого-то другого завода будет разрешено, а перед этим кому-то иному было отказано, то это будет основанием и для вмешательства имперского прокурорского надзора, и для иска (со стопроцентной вероятностью выигрыша) того лица, кому отказали. Кроме того, общины и земства, принимая такие запреты, всегда помнят, что большая часть земли вообще не входит ни в какую общину или земство (см. выше). Поэтому, запретив на своей территории строительство, например, большого торгового центра, община рискует, что застройщик либо договорится с соседней, либо построит его чуть в стороне на ничейной (в плане земского деления) земле; то есть торговый центр все равно будет примерно на том же месте, но налоги от него пойдут уже не им
Нормы, составляющие основу прокурорского надзора в стадии возбуждения уголовного дела, закреплены в частности в статьях 144, 146, 147 УПК РФ. Так, в соответствии с п.5 ст.144 УПК РФ отказ в приеме сообщения о преступлении может быть обжалован прокурору; в соответствии с п.1 ст.146 УПК РФ при наличии повода и основания, предусмотренных статьей 140 УПК РФ, орган дознания, дознаватель или следователь возбуждают уголовное дело с согласия прокурора, получив постановление о возбуждении уголовного дела прокурор незамедлительно дает согласие на возбуждение уголовного дела либо выносит постановление об отказе в даче согласия на возбуждение уголовного дела или о возвращении материалов для дополнительной проверки. При осуществлении прокурорского надзора в стадии возбуждения уголовного дела велико значение актов высших судебных органов РФ – Конституционного Суда РФ и Верховного Суда РФ, принимаемых в пределах их компетенции по вопросам, связанным с возбуждением уголовного дела. Эти акты формируют единообразие понимания нормативных актов всеми субъектами права и, как следствие, содействуют выработке единой правоприменительной практики в сфере деятельности органов и учреждений прокуратуры.
Трудящиеся, участвовавшие в работе первых советских судов и следственных комиссий, расследовали дела и судили не по писаным законам, которых еще не было, а руководствуясь своим революционным правосознанием. Каждый участвовавший в процессе чувствовал себя ответственным следователем, судьей. Приговоры народно-революционных судов пользовались огромным авторитетом у трудящихся. В первое время после Октября кое-где сохранились и дореволюционные суды, особенно мировые. Жизнь требовала внести единообразие в систему советских судебных и следственных учреждений. 22 ноября 1917Pг. Советское правительство приняло первый декрет о суде. Он прежде всего определил, что все дореволюционные окружные суды, судебные палаты, правительствующий Сенат, военные и морские суды, институты судебных следователей, прокурорского надзора, присяжной и частной адвокатуры упраздняются, а действие института мировых судей приостанавливается. Взамен прежних образовывались новые выборные советские судебно-следственные учреждения, организуемые на широких демократических основах
Первоначально принципы, положенные в основу организации и деятельности прокуратуры, формулируются как основополагающие идеи, которые при одобрении законодателем воплощаются в нормы права, закрепленные в Конституции РФ, Законе о прокуратуре Российской Федерации и других законодательных актах. Данные нормы права реализуются в организации прокурорской системы и ее функционировании. Таким образом, принципы прокурорского надзора — это руководящие начала, взятые законодателем за основу правового регулирования организации и деятельности прокуратуры. Они складываются непроизвольно, будучи причинно обусловлены целями и задачами, ставящимися государством перед прокуратурой. Принципы должны быть такими, чтобы осуществляемый на их основе прокурорский надзор оказался способным выполнить поставленные перед прокуратурой задачи, обеспечить достижение результативности целей. При учреждении прокуратуры в 1922 г. разгорелась острая дискуссия по поводу того, должна ли она подчиняться только центру, или только местным органам власти, либо находиться в двойном подчинении.
Последнее выражается в первую очередь в том, что законодательная власть (земская, поскольку в имперской власти нет законодательной ветви), то есть Земская Дума, не является представительской властью. То есть депутат любой из палат является по Конституции не представителем избравших его людей, а лишь нанятым ими для законотворческой деятельности работником. Поэтому как проводника жалоб или просьб избирателей его никто не будет выслушивать (пусть обращаются сами либо через конституционного представителя главу общины), а с предложениями будут, но как любого другого гражданина. По той же причине в структуре российской власти нет института омбудсменов, или уполномоченных по правам человека, которые еще 40 лет назад имели место на всей территории будущей Империи и в России, и в европейских странах. О причинах этого я беседовал с начальником Имперского прокурорского надзора Муртазой Султановым. Кстати, неправославное имя у опричника свидетельствует не о его вероисповедании опричник не может быть не православным,P а о том, что этот человек по национальности принадлежит к одному из народов-союзников (в данном случае к башкортам) и воспользовался своим правом не проходить породнения и оставаться по документам башкортом и соответственно в миру называться не крестильным именем, а данным при рождении
Специализированные федеральные суды по рассмотрению гражданских и административных дел учреждаются путем внесения изменений и дополнений в ФКЗ о Суд.С. Полномочия, порядок образования и деятельности специализированных федеральных судов устанавливается ФКЗ. Отбор кандидатов на должности судей осуществляется на конкурсной основе. В части 3 ст. 128 КРФ сказано, что полномочия, порядок образования и деятельности высших судебных органов и иных федеральных судов устанавливаются федеральным конституционным законом, что имеет основополагающее значение для авторитета судебной власти и обеспечения ее независимого правового статуса. Такие законы приняты. Это Федеральный конституционный закон “О Конституционном Суде Российской Федерации” от 21 июля 1994 г., Федеральный конституционный закон “Об арбитражных судах в Российской Федерации” от 28 апреля 1995 г. и Федеральный конституционный закон “О судебной системе Российской Федерации” 5.2. Прокурорский надзор: его понятие, направления, отрасли и их общая характеристика. В соответствии со ст. 21 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры осуществляют надзор за исполнением законов федеральными министерствами и ведомствами, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также соответствие законам, издаваемых ими правовых актов.
Прокуратура выступает как орган надзора за соблюдением законности в оперативно-розыскной деятельности. Все ее указания, отдаваемые органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, обязательны к исполнению. Вместе с тем согласно ч.2 ст.24 Федерального закона "Об органах федеральной службы безопасности в РФ" сведения о лицах, оказывающих органам федеральной службы безопасности содействие на конфиденциальной основе, а также об организации, о тактике, методах и средствах осуществления деятельности органов федеральной службы безопасности в предмет прокурорского надзора не входят. Правовыми актами в области оперативно-розыскной деятельности являются указы и распоряжения Президента Российской Федерации, акты Федерального Собрания, постановления и распоряжения Правительства РФ, решения Конституционного Суда РФ и Верховного Суда РФ, приказы, указания и инструкции Генерального прокурора РФ, приказы, указания, инструкции руководителей центральных государственных органов, в том числе Председателя ГТК. РФ, наделенных правами на осуществление оперативно-розыскной деятельности. Согласно ст. 224, 225, 226 Таможенного кодекса Российской Федерации и пункту 6 ст. 13 Закона "Об оперативно-розыскной деятельности" в системе таможенных органов сформированы оперативно-розыскные подразделения и отделы собственной безопасности, которые функционируют в структуре центрального аппарата ГТК РФ, в региональных таможенных управлениях и таможнях.
По приказу Генерального прокурора РФ от 25 апреля 1996 г. 25 в целях улучшения организации работы, обеспечения углубленного, комплексного изучения актуальных проблем прокурорского надзора и разработки на этой основе обоснованных предложений по укреплению законности и правопорядка, усилению борьбы с преступностью в центральном аппарате Генеральной прокуратуры РФ образованы постоянно действующие рабочие группы по следующим направлениям деятельности: - соблюдение политических, социальных и других прав и свобод граждан; - обеспечение конституционных прав граждан в уголовном судопроизводстве; - вопросы борьбы с бандитизмом, умышленными убийствами и другими насильственными преступлениями против личности; - вопросы борьбы с правонарушениями и преступлениями в сфере экономики; - борьба с терроризмом, проявлениями политического экстремизма; - исполнение законодательства об охране природной среды; - вопросы борьбы с коррупцией; - соблюдение прав несовершеннолетних, профилактика правонарушений; - вопросы исполнения законодательства о военной реформе; - вопросы исполнения налогового и таможенного законодательства.
Аргументируя эти точки зрения, Г.И. Бровин полагал, что социально- экономическое и политическое содержание общественных отношений в деятельности прокурорского надзора определяется государственно-правовыми нормами, закрепленными в Конституции СССР, в конституциях союзных и автономных республик, а также принятым в их развитие Положением о прокурорском надзоре в СССР. Он рассматривал прокурорский надзор как особую, специфическую, так называемую правоохранительную государственную деятельность, именуемую высшим надзором. 1.3. Роль конституционного права в демократических преобразованиях в России.Являясь ведущей отраслью российского права, конституционное право играет определяющую роль в жизни общества, в демократических преобразованиях, происходящих в России. Провозгласив человека, его права и свободы высшей ценностью и закрепив в качестве обязанности государства признание, соблюдение и защиту прав и свобод человека и гражданина, конституционное право России обеспечивает гуманизацию всех конституционно-правовых институтов, выражающуюся прежде всего в отказе от приоритета общественных, государственных интересов над личными, в построении таких взаимоотношений государства и гражданина, в основе которых лежали бы приоритеты интересов личности, взаимной ответственности государства и личности.Установленные нормами конституционного права принципиальные положения, связанные с отношением государства к человеку, служат предпосылкой решения проблем правового регулирования статуса человека и гражданина в Российской Федерации, ориентиром для совершенствования системы основных прав и свобод человека и гражданина в условиях развития демократического общества, образуют основу не только конституционно организованного общества, но и правовой защиты этого общества от возрождения попыток подавления личности, ущемления ее прав, игнорирования индивидуальных интересов и потребностей людей.
Структура системы законодательства строится как «по вертикали» (принцип субординации), так и «по горизонтали» (принцип координации). В основе иерархии нормативно-правовых актов (вертикальная структура) всегда лежит конституция. Горизонтальное строение характеризуется наличием разветвленной системы законодательных отраслей. Своеобразием отличаются системы законодательства в федеративных государствах. Примером здесь может служить законодательство России, в состав которого входят как общефедеральное законодательство, так и законодательные подсистемы субъектов Федерации. Список литературы 1.Конституция РФ. 2.Алексеев С.С. Государство и право. Начальный курс. М.: Юридическая литература, 2004. 3.Законность в Российской Федерации. Сборник статей. М, 2006. 4.Клочков В.В. Требования законности: понятие, виды, генезис.//Конституционная законность и прокурорский надзор. М., 2006. 5.Кудрявцев В.Н. Право как элемент культуры. Право и Власть. М., 2006. 6.Лазарев В.В. и др. Общая теория права и государства. М., 2004. 7.Матузов Н.И. Право и личность. Общая теория права. Н. Новгород, 2003. 8.Новый юридический энциклопедический словарь. М, 2007.
Законность применения на практике средств исправления осужденных и правовая защита этих лиц обеспечиваются системой гарантий, включающей в себя: право осужденных направлять предложения, заявления, жалобы и порядок их рассмотрения; контроль органов государственной власти и органов местного самоуправления; судебный и ведомственный контроль, прокурорский надзор, общественный контроль за соблюдением законов администрацией учреждений и органов, исполняющих наказания; возможность посещения иными лицами этих учреждений и органов. Правовое положение осужденных в российском уголовно-исполнительном законодательстве формулируется исходя из общих принципов положения человека и гражданина в обществе и государстве, подлежащего защите с учетом требований международных стандартов обращения с осужденными. В основу правового положения осужденных закладываются четыре фундаментальных положения: 1) права человека и гражданина, закрепленные в Конституции и других конституционных и иных законах РФ; 2) права и ограничения, содержащиеся в уголовно исполнительном законодательстве и иных нормативных правовых актах, касающихся исполнении уголовных наказаний; 3) права осужденных и правила обращения с осужденными, содержащиеся в международных стандартах; 4) содержание наказания, личностные характеристики осужденного. 2. Особенности правового положения лиц, отбывающих лишение свободыОсужденные к лишению свободы отбывают наказание в исправительных учреждениях в пределах территории субъекта РФ, в котором они проживали или были осуждены.
МЕЖДУНАРОДНЫЙ ТАВРИЧЕСКИЙ ЭКОЛОГО-ПОЛИТОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ Юридический факультет Кафедра: Конституционное право КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА 1 по дисциплине: КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО УКРАИНЫ тема: ЦЕЛИ,ЗАДАЧИ И ФУНКЦИИ ПРОКУРАТУРЫ УКРАИНЫ . - 3 - ТЕМА:ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И ФУНКЦИИ ПРОКУРАТУРЫ УКРАИНЫ П Л А Н 1.ВВЕДЕНИЕ 2.ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОКУРАТУРЫ УКРАИНЫ 2.1 Прокуратура в свете Конституции - Основного Закона Украины 2.2 Правовые основы деятельности прокуратуры 2.3 Основные функции прокуратуры 2.4 Принципы организации и деятельности прокуратуры 2.5 Рассмотрение заявлений и жалоб органами прокуратуры 3.ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР 3.1 Предмет общего надзора 3.2 Полномочия прокурора при осуществлении своих функций 3.3 Протесты,предписания,представления и постановления прокурора 4.ЗАКЛЮЧЕНИЕ 5.ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА. - 4 - В В Е Д Е Н И Е Закон Украины "О прокуратуре" принят 5 ноября 1991 г. Верховным Советом Украины. Его принятие явилось выражение возросшего значения законности в условиях глубокой правовой реформы,происходящей в новом суверенном государстве и роли прокурорского надзора в её обеспечении.
Правосудие осуществляется в рамках гражданского, уголовного, арбитражного и конституционного процессов. Все принципы правосудия (независимость судей и подчинение их только закону, гласность, национальный язык судопроизводства, принцип законности и др.) в одинаковой мере касаются гражданского, уголовного и арбитражного судопроизводства. Однако формы реализации этих принципов в каждой из отраслей свои, что в определенной степени характеризует само понятие правосудия. Судами разрешаются дела на основе норм материального (уголовного, гражданского, семейного, трудового, административного) права, которое преподается в рамках учебного процесса по соответствующим дисциплинам. Понятия и правовое положение суда, органа дознания и следователя тесно связаны с правовыми институтами, изучаемыми дисциплинами «Уголовный процесс», «Гражданский процесс», «Арбитражный процесс» и «Конституционное право». В рамках курса изучаются система, структура и компетенция Министерства юстиции РФ и его территориальных органов, система органов, осуществляющих правосудие, прокурорский надзор, и иных правоохранительных органов.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ Конституция РФ. Уголовный Кодекс РФ. Уголовно-процессуальный Кодекс РФ. Постановление КС РФ №18-П от 08.12.2003. Приказ Прокуратуры РФ от 5 июля 2002 г. № 39 «Об организации прокурорского надзора за законностью уголовного преследования в стадии досудебного производства». Гриненко А.Б. Конституционные основы досудебного уголовного процесса Российской Федерации. – М. 2006. Жданов А. Законность или обоснованность ареста // Российская юстиция. - 2003. - №1. Ковалев М.А. Процессуальные вопросы прокурорского надзора в стадии возбуждения уголовного дела: Автореф. дисс. на соиск. учен. степени канд. юрид. наук. М., 2004. Комментарий к Конституции Российской Федерации / Под общ. ред. Ю.В. Кудрявцева. – М.: Юристъ, 2001. Конституция Российской Федерации: Проблемный комментарий /Отв. ред. В.А. Четвернин. – М.: Юристъ, 2002. Комментарий к УПК РФ. Под ред. А.Я. Сухарева. –
Идея о целесообразности и необходимости такого режима общественно -политической жизни и, следователь-но, такого реально правомерного поведения, при котором не осталось бы места для произвола. Среди принципов-гарантов соблюдения законности прежде всего надо назвать следующие: -Глашатаем и вершителем закона является исключительно государство, и только на основе им же установленных законов. -Закрепление основ общественного и государственного строя, основных прав и обязанностей граждан, компетенция органов государства, принципов российской правовой системы и правосудия в конституции страны-Основном законе государства, -Полное соответствие текущего законодательства нормам и принципам конституции, верховенство закона по отношению ко всем иным государственным актам, всеобщность требований соблюдения законов, в том числе подзаконность государственного управления, -Равенство всех граждан перед законом и судом, право граждан на жалобу, в том числе на обращение в суд при грубом нарушении их конституционных прав и свобод административными органами, развитие правосознания населения и юридическая его информированность, умение каждого защищать свои права и законные интересы, выполнение граж-данами своих юридических обязанностей, -Четкая правовая регламентация нормотворческой деятельности государственных органов, распостранение законности на область законодательствования, своевременная кодификация и упорядочение всех нормативно-правовых актов, устранение противоречий между между этими актами и пробелов в законодательстве ясность и доступность нормативно-правого материала, -Демократические принципы судопроизводства, осуществление правосудия только судом, независимость суда и подчинение только закону, признание правосудия высшей юридической гарантией законности и неприкосновенности личности, ее прав и свобод а также действие презумпции невиновности, право обвиняемого на защиту с момента предварительного расследования, -Централизованный прокурорский надзор за всеобщим соблюдением законов, единством их понимания и применения на всей территории страны, за неотвратимостью ответственности в каждом случае виновного нарушения правопорядка, за справедливостью, обоснованностью и законностью наказания, за соблюдением требований законности в управлении и охране правопорядка.
Российские власти как до, так и после Октябрьской революции 1917 г. не были заинтересованы в единой и мошной силе. выступающей на конституционной основе против всей государственной машины подавления, субъективизма и произвола. Адвокатуре уделялась лишь роль вспомогательного винтика в репрессивном механизме государственного "правосудия". Результаты этой порочной политики, наверное. еще долго будут расхлебывать новые поколения российских юристов: до сих пор Россия "славится" обвинительным уклоном на предварительном следствии и судебном разбирательстве, до сих пор российские адвокаты лишены права на равных со следствием и прокуратурой вести собственное расследование и представлять в суде свои доказательства в пользу клиента; поэтому российская Фемида всегда держит свои весы с гирями, заведомо перетягивающими в сторону обвинение. До сих пор прямая адвокатская деятельность не защищена законом: при желании любой милицейский или прокурорский начальник запросто подводит под нее статьи Уголовного кодекса: только в последние месяцы возбужден ряд уголовных дел против добросовестных и непокорных адвокатов, некоторые из них взяты под стражу; в прессу выдается тенденциозная информация, дискредитирующая деятельность адвокатов.
Соответственно в ходя кассационного пересмотра суд самостоятельно оценивает как имеющиеся в деле, так и новые материалы, поступившие в суд с кассационной жалобой (представлением), но и на основе своей оценке доказательств вправе устанавливать новые факты. 4. Суд второй инстанции наделен широкими полномочиями по устранению судебных ошибок (ст.ст. 361, 365 ГПК РФ). Кассационное производство составляет в Гражданском процессуальном кодексе Российской Федерации от 14.11.2002 г. № 138-ФЗ самостоятельный правовой институт. Значение кассационного пересмотра решений состоит в том, что: - этот способ обеспечивает соблюдение законности в работе судов первой инстанции; - это эффективный способ защиты субъективных прав и законных интересов граждан и организаций от актов судебной власти; - это самостоятельная форма прокурорского надзора; - материалы кассационного производства образуют базу для научного анализа действующего права и практики его реализации. Кассационная инстанция в Арбитраже. Кассационная жалоба на решение суда, вступившее в законную силу и на постановление апелляционной инстанции этого суда, как следует из самого названия, может быть подана, когда нечто нас не неустраивающее уже вступило в законную силу и стало обязательным для исполнения.
Духовными гарантиями самоуправления выступают: система духовных ценностей и ориентаций д-ти человека и общества в целом, уровень культуры,. Специальные (юридические) гарантии мсу представляют собой правовые средства обеспечения д-ти мсу, которые установлены как на фед так и на уровне субъектов федерации. Целевое назначение гарантий состоит в том, чтобы обеспечить правовыми средствами организационную и материально- финансовую самостоятельность органов мсу в решении вопросов местного значения, защиту прав мсу и создание благоприятных возможностей для их наиболее полной реализации. 5. прокурорский надзор за деятельностью органов мсу ЛЕКЦИИ 6. понятие территориальных основ мсу. территориальные основы мсу предс собой сов-ть муниципально- правовых норм, закрепляющих и регулирующих территориальную орг-ю мс: формир-е и состав тер-ии мо, порядок их установления и изм-я. Вопросы орг-ии власти в гос-ве неразрывно связано с его тер-ым устр-вом, т.к. функц-ие органов власти осущ-ся в границах определенных территориальных единиц, на которые делится территория гос-ва.
![]() | 978 63 62 |