![]() 978 63 62 |
![]() |
Сочинения Доклады Контрольные Рефераты Курсовые Дипломы |
РАСПРОДАЖА |
все разделы | раздел: | Законодательство и право | подраздел: | Право |
Меры предупреждения преступлений среди персонала ОВД Украины: социально-психологический аспект | ![]() найти еще |
![]() Молочный гриб необходим в каждом доме как источник здоровья и красоты + книга в подарок |
Установлена административная ответственность за распитие спиртных напитков в обществ. местах. Лица, подверженные П., по решению администрации и обществ, организаций могут быть лишены премий и некоторых дополнит, социальных льгот. Одновременно ведётся борьба с домашним производством крепких спиртных напитков. Лица, виновные в изготовлении или сбыте самогона, чачи, браги и др. крепких спиртных напитков домашней выработки, несут административную, а при повторных действиях — уголовную ответственность. Предусмотрены меры предупреждения П. среди молодёжи: запрещена продажа всех алкогольных напитков несовершеннолетним, допуск их в рестораны, кафе, пивные бары и т.п. в вечернее время без сопровождения родителей. Запрещен приём несовершеннолетних на работу, связанную с производством, хранением или торговлей спиртными напитками. Законодательством союзных республик (например, Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 19 июня 1972) предусматривается административная ответственность лиц, виновных в доведении несовершеннолетних до состояния опьянения (штраф в размере до 30 руб.)
УДК 343.91-057.36(477)О.А.МАРТЫНЕНКО, канд. юрид. наукНациональный университет внутренних делПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЙ СРЕДИ ПЕРСОНАЛА ОВД УКРАИНЫ: ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ АСПЕКТ Рассмотрены основные направления превенции преступлений среди персонала органов внутренних дел, касающихся организационно-управленческих аспектов работы с личным составом. Вопросы организации эффективной работы ОВД, равно как и проблема предупреждения правонарушений, совершаемых персоналом ОВД Украины, были предметом отдельного рассмотрения в работах Н.И. Ануфриева, А.М. Бандурки, В.П. Ворушило, Н.Н. Курко, С.С. Лукаша, Н.П. Матюхиной, А.П. Нагорного, А.В. Негодченко, А.С. Новакова, Е.Е. Синявской, А.А. Стародубцева. Научная новизна данной публикации заключается в обобщении имеющихся в отечественной и зарубежной криминологии идей относительно усовершенствования работы с персоналом с позиций создания ведомственной стратегии превенции преступлений среди личного состава ОВД. Исследователи, занимавшиеся проблемой соблюдения законности в органах внутренних дел, среди превентивных мер организационно-управленческого характера указывают на приоритетное значение подбора, подготовки и расстановки кадров, усовершенствование воспитательной работы с персоналом .
Согласно этой новейшей доктрине, всякое принуждение или насилие над кем бы то ни было непозволительно, а потому на преступ ника следует действовать исключительно лишь словом вразумления. Достоинство этой доктрины заключается в нравственной чистоте ее намерения, недостаток же ее в том, что это намерение не осуществляется предлагаемым способом. Этот принцип страдательного отно шения к преступникам, отрицая всякое принуждение вообще, исключает не только меры отмщения и устрашения (в чем он прав), но также и меры предупреждения преступлений и воспитательного воздействия на преступников. Государство с этой точки зрения не имеет п рава запереть, даже на время, злостного убийцу, хотя бы из обстоятельств дела было ясно, что он будет продолжать свои злодеяния; оно точно так же не имеет права поместить преступника в более нормальную среду, хотя бы даже исключительно для его собственно го блага. Соответственно этому и для частного человека признается здесь непозволительным силою удержать злодея, бросающегося на свою жертву: позволяется только обратиться к нему со словами вразумления
Механизм действия криминогенных факторов на состояние законности представлен с учетом правовых, социальных, организационно-управленческих и других аспектов деятельности правоохранительных органов. В соответствии с данной схемой автором предлагается комплекс мер по предупреждению преступности среди персонала ОВД Украины с учетом современных разработок европейской криминологической науки. Монография рассчитана на широкий круг научных работников, преподавателей, аспирантов, студентов юридических вузов и факультетов, работников правоохранительных органов. ББК 65 (4УКР) 2я 73 ISB 099-610-143-2 © Мартыненко О.А., 2005 © Харьковский национальный университет внутренних дел, 2005 © Захаров Б.Е., художественное оформление, 2005 Оглавление Список сокращений, содержащихся в тексте ВВЕДЕНИЕ Раздел 1. Полиция и общество 1.2 Проблема соблюдения принципа законности в деятельности полиции различных стран мира. Раздел 2. Историко - криминологический анализ состояния дисциплины и законности в правоохранительных органах на территории Украины. 2.1 Становление профессиональной этики и служебной дисциплины в работе полиции времен Российской империи 2.2 Соблюдение дисциплины и законности в органах внутренних дел УССР 2.3 Общее положение дел в милиции Украины 1991–2005 гг. Раздел 3. КРИМИНОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕСТУПЛЕНИЙ И ИНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ В ПОДРАЗДЕЛЕНИЯХ ОВД 3.1 Преступления среди сотрудников ОВД: вопросы уголовно-правовых и криминологических дефиниций. 3.2 Количественно-качественные показатели преступлений и иных правонарушений в подразделениях ОВД Украины. 3.3 Характеристика личности сотрудников ОВД, совершивших преступления и иные правонарушения Раздел 4.
Данная методика исходит из предположения, что при обычных приемах обсуждения и решения проблем возникновению новаторских идей препятствуют контрольные механизмы сознания, которые сковывают поток этих идей под давлением привычных, стереотипных форм принятия решений. После проведения «мозговой атаки» общая масса высказанных идей анализируется в расчете на то, что среди них окажется по крайней мере несколько содержащих наиболее удачные решения. Методы социально-психологического тренинга. Методы социально-психологического тренинга делятся на две группы: игровые методы и сенситивный метод (метод тренировки межличностной чувствительности). Игровые методы. Игровые методы предназначены для выработки и принятия управленческих решений. Например, для коммерческого персонала такая игра способствует выработке управленческих решений в производственно-хозяйственных ситуациях, особенно при необходимости учета, многочисленных факторов, не все из которых могут быть однозначно количественно определены. Принято считать, что игровые методы делятся на операционные и ролевые
Анализируется опыт европейских полицейских организаций и возможность его использования в практике отечественных правоохранительных структур. Ключевые слова: предупреждение преступлений среди работников органов внутренних дел; международные стандарты правоохранительной деятельности; совершенствование правовой базы. Процесс трансформации социальных институтов Украины, выдвинувший в числе наиболее актуальных проблему реформирования органов внутренних дел Украины, поставил среди вопросов, требующих в связи с этим своего разрешения на научном и практическом уровне, необходимость разработки правовых мер предупреждения преступлений среди личного состава. Вопросам укрепления дисциплины и законности в ОВД Украины в разное время были посвящены работы Н.И. Ануфриева, А.М. Бандурки, В.П. Ворушило, Д.А. Кобзина, А.П. Нагорного, А.В. Негодченко, А.С. Новакова, Е.Е. Синявской. С.А. Шалгуновой. В российской криминологии проблемы детерминации и предупреждения правонарушений среди сотрудников милиции рассмотрены С.А. Алтуховым, А.Н. Варыгиным, К.А. Прохоровым. В работах указанных авторов проблема правовых мер предупреждения преступлений была рассмотрена либо частично, без необходимой степени обобщения, либо применительно к отдельным подразделениям и службам ОВД.
Прокуратура принимает участие в разработке органами государственной власти мер предупреждения преступлений и других правонарушений, в работе по совершенствованию и разъяснению законодательства. На прокуратуру не могут возлагаться функции,не предусмотренные законами Украины (ст.5 Закона Украины "О прокуратуре"). 2.4 Органы прокуратуры Украины: 1) составляют единую централизованную систему,которую возглавляет Генеральный прокурор Украины,с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим; 2) осуществляют свои полномочия на основании соблюдения Конституции Украины и действующих на территории республики законов,независимо от каких бы то ни было органов государственной власти,должностных лиц, а также решений общественных объединений или их органов; 3) защищают в пределах своей компетенции права и свободы граждан на началах их равенства перед законом,независимо от национального или социального происхождения,языка,образования,отношения к религии,политических убеждений,служебного или имущественного положения и других признаков; 4) применяют меры к устранению нарушений закона,от кого бы они не исходили,восстановлению нарушенных прав и привлечению в установленном законом порядке к ответственности лиц,допустивших эти нарушения; 5) действуют гласно,информируют государственные органы власти, общественность о состоянии законности и мерах по ее укреплению.
Прокуратура принимает участие в разработке органами государствен- ной власти мер предупреждения преступлений и других правонарушений, в работе по совершенствованию и разъяснению законодательства. На прокуратуру не могут возлагаться функции,не предусмотренные законами Украины (ст.5 Закона Украины "О прокуратуре"). 2.4 Органы прокуратуры Украины: - 8 - 1) составляют единую централизованную систему,которую возглавляет Генеральный прокурор Украины,с подчинением нижестоящих прокуроров вы- шестоящим; 2) осуществляют свои полномочия на основании соблюдения Конститу- ции Украины и действующих на территории республики законов,независимо от каких бы то ни было органов государственной власти,должностных лиц, а также решений общественных объединений или их органов; 3) защищают в пределах своей компетенции права и свободы граждан на началах их равенства перед законом,независимо от национального или социального происхождения,языка,образования,отношения к религии,полит- ических убеждений,служебного или имущественного положения и других признаков; 4) применяют меры к устранению нарушений закона,от кого бы они не исходили,восстановлению нарушенных прав и привлечению в установленном законом порядке к ответственности лиц,допустивших эти нарушения; 5) действуют гласно,информируют государственные органы власти, общественность о состоянии законности и мерах по ее укреплению.
Прокуратура принимает участие в разработке органами государствен- ной власти мер предупреждения преступлений и других правонарушений, в работе по совершенствованию и разъяснению законодательства. На прокуратуру не могут возлагаться функции,не предусмотренные законами Украины (ст.5 Закона Украины "О прокуратуре"). 2.4 Органы прокуратуры Украины: 1) составляют единую централизованную систему,которую возглавляет Генеральный прокурор Украины,с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим; 2) осуществляют свои полномочия на основании соблюдения Конституции Украины и действующих на территории республики законов,независимо от каких бы то ни было органов государственной власти,должностных лиц, а также решений общественных объединений или их органов; 3) защищают в пределах своей компетенции права и свободы граждан на началах их равенства перед законом,независимо от национального или социального происхождения,языка,образования,отношения к религии,политических убеждений,служебного или имущественного положения и других признаков; 4) применяют меры к устранению нарушений закона,от кого бы они не исходили,восстановлению нарушенных прав и привлечению в установленном законом порядке к ответственности лиц,допустивших эти нарушения; 5) действуют гласно,информируют государственные органы власти, общественность о состоянии законности и мерах по ее укреплению.
Это вполне обоснованно, поскольку молодое поколение является естественным резервом социального развития, а нарушения уголовного закона несовершеннолетними свидетельствуют о существующих недостатках воспитания, условий для включения молодежи в жизнедеятельность общества. Распространенность преступлений среди лиц данной возрастной группы, их качественные характеристики не без оснований могут расцениваться как прогностические для всей преступности. Не случайно предупреждение преступлений среди несовершеннолетних рассматривается в масштабах мирового сообщества как важнейший аспект предупреждения преступности в обществе в целом. Несмотря на ряд негативных тенденций в структуре преступности несовершеннолетних, следует отметить ярко выраженный процесс гуманизации уголовной политики, проводимой в отношении несовершеннолетних в последние годы, что нашло отражение и в расширении оснований для применения уголовных наказаний альтернативных лишению свободы. Однако, приходится констатировать тот факт, что в России сегодня по различным причинам в отношении несовершеннолетних почти невозможно применять какие-либо иные меры наказания, не связанные с лишением свободы, кроме условного осуждения.
М.,1988. 10. Кафаров Т.М. Проблема рецидива в советском уголовном праве. Баку, 1972.11. Уголовный закон. Опыт теоретического моделирования. М., 1987. 12. Криминология ( учебник ). М.,1979. 13. Курляндский В.И. Уголовная ответственность и меры общественного воздействия. М., 1965. 14. Шмаров И.В. Предупреждение преступлений среди освобождённых от наказания ( Проблемы социальной адаптации ). М.,1974. 15. Кривошеин П.К. Повторность в советском уголовном праве. Киев, 1990. 16. Полубинская С.В. Цели уголовного наказания. М., 1990. 17. Филимонов В.Д. Общественная опасность личности отдельных категорий преступников и её уголовно – правовое значение. Томск. 1973. 18. Малков В.П. Повторность преступлений. Казань, 1970. 19.Семериева Н.К. Множественность преступлений.
Этим я хочу сказать, что число наказаний за тяжкие преступления уменьшилось, а число наказаний за проступки увеличилось. Это связано с экономической обстановкой в стране, с часто назначаемыми амнистиями в последнее время, с ростом числа преступлений совершаемых несовершеннолетними. Я считаю, что необходимо постоянно проводить профилактику по предупреждению преступлений среди несовершеннолетних, также уменьшение роста преступности зависит от улучшения материального положения граждан, от борьбы с незаконным оборотом наркотиков и т.д. Виды наказаний 1999 2000 год год Лишение свободы на определенный 14% 8% срок Исправительные 21% 24% работы Заключение.В заключение мне хотелось бы отметить следующее. Проведенные криминологические исследования показывают, что назначение краткого срока лишения свободы приводит к росту рецидива, так как администрация исправительного учреждения не в силах использовать в полной мере все средства исправительного воздействия. Цели наказания не достигаются, утрачивается основной смысл применения нормы - оказать эффективное исправительно - предупредительное воздействие на осужденного.
Ломброзо пытался описать характерный облик такого преступника путем измерений черепа, роста, веса, выявления аномалий строения тела и т. д. На этом основании он пришел, например, к чудовищному выводу о “прирожденной преступности” ряда деятелей французской буржуазной революции, Парижской коммуны и представителей I Интернационала. Так был сделан первый шаг к использованию биологических теорий для борьбы с политическими противниками. Позже Ломброзо, руководствуясь теми же исходными положениями, назвал еще 16 групп факторов, влияющих на преступность, весьма разнообразных и в значительной степени несопоставимых (сюда входили метеорологические, географические, экономические и другие данные, а также расовые признаки). Система мер предупреждения преступлений, по Ломброзо, включала лечение, пожизненную изоляцию и прямое физическое уничтожение “прирожденных” преступников. Несомненно, здесь были заложены основы для внедрения в практику человеконенавистнических мер, получивших государственное признание при фашизме. Откровенную реакционность взглядов Ломброзо пытались смягчить его ученики и последователи. Э. Ферри — автор итальянского фашистского уголовного кодекса, затушевывая прямолинейность ломброзианского биологизма, выделял наряду с антропологическими и социальные факторы, влияющие на преступность.
Ломброзо пытался описать характерный облик такого преступника путем измерений черепа, роста, веса, выявления аномалий строения тела и т. д. На этом основании он пришел, например, к чудовищному выводу о «прирожденной преступности» ряда деятелей французской буржуазной революции, Парижской коммуны и представителей I Интернационала. Так был сделан первый шаг к использованию биологических теорий для борьбы с политическими противниками. Позже Ломброзо, руководствуясь теми же исходными положениями, назвал еще 16 групп факторов, влияющих на преступность, весьма разнообразных и в значительной степени несопоставимых (сюда входили метеорологические, географические, экономические и другие данные, а также расовые признаки). Система мер предупреждения преступлений, по Ломброзо, включала лечение, пожизненную изоляцию и прямое физическое уничтожение «прирожденных» преступников. Несомненно, здесь были заложены основы для внедрения в практику человеконенавистнических мер, получивших государственное признание при фашизме. Откровенную реакционность взглядов Ломброзо пытались смягчить его ученики и последователи. Э. Ферри — автор итальянского фашистского уголовного кодекса, затушевывая прямолинейность ломброзианского биологизма, выделял наряду с антропологическими и социальные факторы, влияющие на преступность.
Этим подчёркивается фактически условный характер применения принудительных мер воспитательного воздействия в отношении несовершеннолетних. Предупреждение преступлений среди несовершеннолетних. Уголовная статистика на протяжении длительного времени фиксирует тенденцию постоянного все более интенсивного роста преступности несовершеннолетних как на всей территории бывшего Союза ССР, так и на территории Российской Федерации. Число несовершеннолетних, совершивших преступления, увеличилось в 1992 г. по сравнению с 1966 г. в 2,4 раза, с 1985 г. - на 52,5%, в том числе только по сравнению с 1991 г. на 18%.1 В Российской Федерации в 1992г. несовершеннолетними совершено столько преступлений, сколько в 1988 г. по всему бывшему СССР, а если это сравнение провести по показателям 1961 г. (год, с которого ведется постоянное статистическое наблюдение по стабильным показателям), то в 4,7 раза больше. В 1993г. число выявленных несовершеннолетних, совершивших преступления, увеличилось по сравнению с 1992 г. еще на 8,4% и составило 203,8 тыс. человек или 16,1% от общего числа преступников всех возрастных групп.
: ИСПРАВЛЯТЬ ИЛИ НАКАЗЫВАТЬ? Личность человека, совершившего преступление, является объектом изучения многих наук. Очевидно, что, несмотря на несовпадение угла зрения той или иной науки на преступника, должен быть общий методологический подход к решению проблемы о сущности и понятии его личности. Формирование такого подхода включает в себя решение логически связанных между собой вопросов: что такое личность преступника, какие признаки составляют ее содержание, какова ее роль в совершении преступления, как воздействовать на нее, чтобы достичь целей уголовного наказания и предотвратить преступление Личность человека – это совокупность социально-психологических свойств и качеств, в которых отражены связи и взаимодействие человека с социальной средой посредством практической деятельности. 1. Криминогенная личность Важное место в современной стратегии предупреждения преступности принадлежит индивидуальному подходу. Личностный фактор, его значение и роль в ходе общественного развития признан социальными науками, хотя путь, который привел отечественную философию и социологию к этому выводу, был нелегким.
Поэтому меры предупреждения этой преступности могут носить экономический, социальный, политический, организационный, правовой, технический и даже воспитательный характер. Очевидным представляется то обстоятельство, что предупреждение различных должностных преступлений, прежде всего, связано с оптимальным решением фундаментальных социально-экономических проблем жизни нашего общества. Минимизация и оптимизация фактического неравенства в России – одно из кардинальных направлений социально-экономической политики государства и более или менее эффективной стратегии предупреждения коррупционных преступлений. Еще одним комплексом мер предупреждения коррупционной преступности, является избавление значительной части населения от материальной нужды. Здесь и более эффективное использование бюджетных средств, адресная защита социально слабых слоев населения, повышение заработной платы государственным служащим и др. В целях предупреждения должностных преступлений должен более эффективно работать механизм государственного контроля за деятельностью в сфере исполнительной власти.
В условиях рынка экономические методы управления неизбежно получат дальнейшее развитие, повысится действенность и результативность экономических стимулов, что позволит поставить каждого работника и коллектив в такие экономические условия, при которых появиться возможность наиболее полно сочетать личные интересы с рабочими целями. Однако, акцентирование внимания на экономических методов стимулирования, зачастую приводит к снижению внимания к социально –психологическим аспектам мотивации, определяющим внутреннюю мотивацию персонала. Приведенная схема классификации методов стимулирования является классической. В современном менеджменте применяются и иные группировки методов стимулирования. Укрупненно все методы стимулирования можно так же сгруппировать в следующие четыре вида: 1. Экономические стимулы всех типов (зарплата во всех ее разновидностях, включая контрактную, премии, льготы, страховки, беспроцентные кредиты и т.п.). Успешность их воздействия определяется тем, насколько коллектив понимает принципы системы, признает их справедливыми, в какой мере соблюдается неотвратимость поощрения (наказания) и результатов работы, их тесная связь во времени. 2. Управление по целям.
![]() | 978 63 62 |