![]() 978 63 62 |
![]() |
Сочинения Доклады Контрольные Рефераты Курсовые Дипломы |
РАСПРОДАЖА |
все разделы | раздел: | Законодательство и право | подраздел: | Право |
Меры процессуального принуждения | ![]() найти еще |
![]() Молочный гриб необходим в каждом доме как источник здоровья и красоты + книга в подарок |
Только суд вправе принять решение о применении указанный в законе мер процессуального принуждения, ограничивающих права, и свободы человека и гражданина. Только суд вправе принять решение о применении к лицу принудительной меры медицинского характера. Это придает судебному разбирательству значение важнейшей стадии процесса, а суд выделяет из всех иных органов, ведущих производство по делу, ставит его в особое положение, обязывая выступать гарантом прав и свобод человека и гражданина. Принцип осуществления правосудия только судом не ограничивается судебным разбирательством в суде первой инстанции, а характеризует все судебные стадии процесса. В каждой из них правосудие осуществляется в тех формах, какие соответствуют характеру и назначению разрешаемых в данной стадии задач. Принцип определяет такой правовой режим, при котором отмена или изменение судебных решений допускается не иначе как вышестоящим судом и в порядке осуществления правосудия по уголовным делам. Ни одно судебное решение не может быть отменено или изменено каким бы то ни было государственным органом, в том числе высшей государственной властью
Данное постановление может быть проверено в органе второй инстанции. 9. Принцип диспозитивности. Участники административно-юрисдикционного производства по собственному усмотрению могут распоряжаться своими правами; обращаться или не обращаться с жалобами в органы административной юстиции, знакомиться или не знакомиться с материалами дела, заявлять ходатайства, пользоваться услугами переводчика, обжаловать постановления по делам об административных правонарушениях. 10. Принцип устности. Участники процесса по делам об административных правонарушениях дают устные объяснения , которые записываються в соответсвующие протоколы. Таким образом, в производстве по делам об административных правонарушениях уполномоченными на то органами административной юрисдикции реализуются общеюрисдикционные принципыя. имеющие свою специфику, обусловленную административно-правовой природой возникающих правоотношений, регулируемых посредством применения административно-процессуальных норм. Принципы процесса определяют средства достижения его целей. Основными же элементами процессуальной формы являются группы норм, регулирующих; -цели производства; -задачи и принципы производства; -круг его участников, их права и обязанности; -систему совершаемых действий, их последовательность, стадии производства; -сроки совершения действий; -виды и условия использования доказательств; -подведомственность дел, властных действий; -содержание и порядок оформления процессуальных документов; -виды, размеры и порядок применения мер процессуального принуждения; -порядок возмещение процессуальных расходов.
Важной гарантией является установление судебного контроля за законностью и обоснованностью ареста и продления срока содержания под стражей (ст. 220, 220 УПК). Строгое соблюдение этих гарантий должностными лицами и государственными органами по делам, находящимся в их производстве, позволит надежно охранять права и свободы личности и обеспечить нормальный ход уголовного судопроизводства. Поскольку иные меры процессуального принуждения являются следственными действиями, направленными, как правило, на собирание доказательств, основания, условия и порядок их производства регламентируются соответствующими разделами УПК. Меры же пресечения, будучи чисто принудительными средствами, занимают особое место в системе норм уголовно-процессуального права. 2. Понятие мер пресечения, основания и порядок их применения Под мерами пресечения понимаются меры уголовно-процессуального принуждения, применяемые при наличии оснований и в порядке, установленном законом, уполномоченными на то должностными лицами к обвиняемому, подсудимому, а в исключительных случаях - к подозреваемому с целью помешать им скрыться от дознания, следствия и суда, воспрепятствовать установлению истины по делу, продолжать преступную деятельность, а также для обеспечения исполнения приговора
Применение норм уголовно-процессуального права выражается в осуществлении этими органами процессуальной деятельности в направлениях и формах, предусмотренных законом, в организации деятельности других участников судопроизводства в соответствии с представленными им законом правомочиями и отведенными функциями, в использовании в необходимых случаях мер процессуального принуждения. Правоприменительная деятельность органов внутренних дел характеризуется следующими признаками: а) носит государственно-властный характер (например, деятельность следователя по расследованию уголовного дела); б) содержание правоприменительной деятельности органов внутренних дел выражается в издании на основе норм права индивидуальных правовых предписаний (актов); в) индивидуальные правовые предписания (акты) органов внутренних дел относятся к определенным жизненным ситуациям и адресуются конкретным лицам (например, совершено преступление и следователем выносится постановление о привлечении подозреваемого к уголовной ответственности); г) применение норм права органами внутренних делосуществляется в строго установленном законом порядке.
При этом основанием для допуска защитника к участию в деле является не только процессуально оформленное положение лица в качестве подозреваемого при наличии данных о том, что против конкретного лица ведется уголовное преследование, такое лицо имеет право на помощь адвоката. Пункт 4Pч. 2 ст. 49 УПК предусматривает участие защитника в уголовном деле с момента объявления лицу, подозреваемому в совершении преступления, постановления о назначении судебно-психиатрической экспертизы. Эта норма закона призвана учитывать то обстоятельство, что подозреваемый не всегда понимает смысл постановления о назначении судебно-психиатрической экспертизы, поэтому участие защитника в подобных ситуациях необходимо. Таким же правом пользуется и лицо, не привлеченное в качестве обвиняемого из-за тяжелого психического состояния. Защитник также участвует в уголовном деле с момента начала осуществления иных мер процессуального принуждения или иных процессуальных действий, затрагивающих права и свободы лица, подозреваемого в совершении преступления (п. 5Pч. 2 ст. 49 УПК)
И надо иметь в виду, что аморально содержать пожизненно убийц за счет налогоплательщиков, в число которых входят и жертвы преступлений. Один из императоров России, когда ему предложил заточить в острог крупного чиновника, сказал, что его казна не настолько обильна, чтобы за ее счет кормить бездельников. Недавно Минюст РФ вошел в Госдуму с пакетом законопроектов, направленных на либерализацию системы наказаний и мер процессуального принуждения. Главный мотив этой инициативы: колонии и тюрьмы переполнены, негде содержать заключенных, нет денег на строительство новых ИТУ. Ряд выступавшиx затрагивали проблему общественного мнения. Опросы населения показывают: свыше 80% граждан отрицательно относятся к отмене смертной казни. Можно по-разному использовать эти данные: проигнорировать их, использовать для снобистских выводов о незрелости общественного правосознания и т.д. Но тогда как оценивать положение Конституции РФ о том, что единственным источником власти в РФ является его многонациональный народ (ст.2)? Однако вернемся к идее гуманизма, как определяющей многие наши решения.
В случаях, требующих дополнительной проверки этот срок не может быть более десяти суток. В ряде случаев при получении первичной информации фактических данных, т.е. оснований для возбуждения уголовного дела, бывает недостаточно. В этих случаях проводится так называемая доследственная проверка, или проверка в соответствие со ст. 109 УПК. Доследственная проверка может иметь следующую форму: . прокурорская проверка; . административное расследование (следователь, оперативный уполномоченный, инспектор пожарного надзора и т.д.); . служебное разбирательство (например, командир войсковой части, начальник ОВД и др.); . оперативная проверка. В ходе доследственной проверки могут проводиться организационные действия и мероприятия, направленные на получение фактических данных об исследуемом событии. Следственные действий за исключением осмотра места происшествия при этом проводиться не могут! В ходе доследственной проверки проводятся: . получение объяснений (нет ответственности за отказ от дачи показаний и за дачу заведомо ложных показаний, нельзя применять меры процессуального принуждения); . истребование материалов; . осмотр места происшествия (в случаях не терпящих отлагательства); . ревизия; . документальная проверка; . административное изъятие предметов и документов; . гласные оперативно-розыскные мероприятия; . судебно-медицинское освидетельствование; . исследование веществ и объектов; . административный досмотр; . иные действия и мероприятия, направленные на получение фактических данных.
В необходимых случаях подозреваемый и обвиняемый могут быть подвергнуты принудительному освидетельствованию и экспертизе, у них могут быть получены образцы для сравнительного исследования. Мерам процессуального принуждения в отношении подозреваемого посвящены разделы 3.3 и 3.4. В современных условиях развития нашего государства практическая деятельность лиц и органов, ведущих борьбу с преступностью немыслима без применения ими уголовно-процессуального принуждения. Обвиняемые и подозреваемые сохраняют свободу воли при совершении инкриминированного им преступления, и, значит, применение к ним принудительных мер процессуального характера есть результат свободного выбора ими определённого варианта поведения. В отношении подозреваемого в отдельных случаях применяются превентивные меры в виде предварительного ареста, избрание других мер пресечения, отстранение от должности, наложение ареста на имущество и т.д. В отношении незаконных и необоснованных действий и актов должностных лиц (органов), ведущих судопроизводство, действует механизм отмены или изменения этих актов, прекращения дела, оправдания невиновного, возвращение дела на одну из предшествующих стадий процесса, где было допущено нарушение.
Особую важность в усилении борьбы с преступностью имеет умелое использование мер процессуального принуждения. Их своевременное и обоснованное применение в уголовном судопроизводстве способствует раскрытию каждого преступления, обеспечивает неотвратимость ответственности лиц, совершивших преступление. Повышение эффективности мер процессуального принуждения выступает как одно из наиболее результативных средств интенсификации борьбы с преступностью. С одной стороны, использование мер принудительного характера существенно ограничивают права и законные интересы личности, но с другой стороны, без их применения в ряде случаев осуществление уголовно-процессуальной деятельности невозможно. Целью настоящей работы является рассмотрение такого действия, как обыск, потому что обыск как мера уголовно-процессуального принуждения значительно ограничивает провозглашенные Конституцией РФ право на личную неприкосновенность и право на неприкосновенность жилища. Как бы тщательно не готовился преступник к совершению преступления, каких бы действий не принимал к сокрытию следов преступления, в подавляющем большинстве случаев он не в состоянии предвидеть и уничтожить без исключения все то, что может послужить против него уликой.
Смысл презумпции невиновности, как объективного правового положения состоит не в том, что следователь и прокурор, направляя дело с обвинительным актом в суд, могут сомневаться в виновности обвиняемого, - в этом они стали бы на путь прямого нарушения законности, - а в том , что субъективное убеждение органов следствия, прокуратуры и даже суда в виновности обвиняемого, независимо от объёма тех мер процессуального принуждения, которые по законы могут быть к нему применены, не означает признание лица виновным до вступления приговора в законную силу.1 § 4 Представление прокурора и частное определение суда. Выявление причин и условий, способствовавших совершению преступлений, входит составной частью в предмет доказывания. Выявление причин и условий, способствовавших совершению преступления, и принятие мер к их устранению является обязанностью органа осуществляющего правосудие (ст.221 УПК). Представления и частные определения являются важными актами правоохранительной деятельности, осуществляемой на стадиях предварительного следствия и судебного разбирательства.
Мы поддерживаем автора в том, что при планировании необходимо учитывать особенности процессуальных задач, но считаем, что и криминалистических задач следственных действий тоже. С учетом этого они могут классифицироваться на: 1) действия, которые определяют момент возникновения и направления расследования дела (вынесение постановлений о возбуждении дела, о передаче дела по подследственности, о выделении или соединении дел, о прекращении дела, о направлении дела в суд для применения принудительных мер медицинского характера и др., составление обвинительного заключения); 2) действия, от которых зависит процессуальное положение участников расследования преступного события (вынесение постановления о принятии дела к своему производству, о признании потерпевшим или гражданским истцом, о принятии решения о привлечении к уголовной ответственности в качестве обвиняемого, о привлечении в качестве гражданского ответчика, разрешение заявлений об отводах); 3) действия, обеспечивающие обнаружение, фиксацию доказательств (допросы, следственные осмотры, освидетельствования, обыски, выемки, следственные эксперименты, экспертизы, истребование письменных и вещественных доказательств и др.); 4) действия, направленные па обеспечение меры процессуального принуждения (задержание, применение меры пресечения, принятие решения о приводе, наложение ареста на имущество и т. д.); 5) действия, направленные на обеспечение гарантии прав лиц, участвующих в процессе расследования преступления (разъяснение участникам процесса их прав, меры попечения о детях и охраны имущества заключенного под стражу, предъявление обвинения, ознакомление с материалами дела и др.); 6) действия по определению мер, направленных на устранение обстоятельств, которые способствовали преступлению . А. М. Ларин осуществил классификацию с точки зрения процессуальных задач, которые должны учитываться при планировании.
Участники уголовно-процессуальных отношений различны по своей правовой природе, как различна их роль в сфере уголовного судопроизводства, что в свою очередь определяет характер и объем их прав и обязанностей. Круг субъектов уголовно-процессуальных отношений значительно шире круга субъектов материальных правоотношений. В силу публично-правового начала, присущего уголовному судопроизводству, специфической особенностью каждого уголовно-процессуального отношения является участие в нем представителя государственной власти (следователь, прокурор, суд). Без властного начала в уголовно-процессуальных отношениях невозможно развитие уголовного судопроизводства, достижение стоящих перед ним задач. Так, властные полномочия проявляются при применении мер процессуального принуждения, прекращении уголовного дела или его направлении в суд, принесении прокурором протеста на приговор, отмене постановления следователя и т. п. Носителями этих властных полномочий являются на предварительном следствии и дознании следователь, начальник следственного отдела, лицо производящее дознание, прокурор; в стадии предания суду - суд или судья; в судебном разбирательстве, при рассмотрении дела в кассационной и надзорной инстанциях - суд.
УПК знает 7 видов мер пресечения: подписка о невыезде, личное поручительство, наблюдение командования воинской части, присмотр за несовершеннолетним обвиняемым, залог, домашний арест, заключение под стражу. При избрании меры пресечения учитываются тяжесть преступления, сведения о личности подозреваемого, обвиняемого, его возраст, состояние здоровья, семейное положение, род занятий и другие обстоятельства. Об избрании меры пресечения дознаватель, следователь, прокурор или судья выносит постановление, а суд – определение. Заключение под стражу в качестве меры пресечения применяется только по судебному решению (постановлению судьи). Мера пресечения отменяется, когда в ней отпадает необходимость, или изменяется на более строгую или более мягкую, когда изменяются основания для избрания меры пресечения. Иные меры процессуального принуждения. К иным мерам процессуального принуждения, помимо задержания и мер пресечения, относятся (глава 14 УПК РФ): 1. Обязательство о явке (в отношении подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего, свидетеля). 2. Привод (в случае неявки по вызову подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего, свидетеля без уважительных причин). 3. Временное отстранение подозреваемого, обвиняемого от должности (соответствующее постановление судьи выносится по ходатайству дознавателя, следователя, возбужденному с согласия прокурора). 4. Наложение ареста на имущество (на основании судебного решения, для обеспечения исполнения приговора в части гражданского иска, других имущественных взысканий, возможной конфискации имущества, полученного в результате преступных действий либо нажитого преступным путем). 5. Денежное взыскание (в пользу государства, до 25 МРОТ, налагается судом, за неисполнение участниками уголовного судопроизводства своих процессуальных обязанностей, нарушение порядка в судебном заседании).
Дело в том, что любые судебные процедуры, любой процесс - это судопроизводство. Просто уголовный процесс или уголовное судопроизводство имеют ту особенность, что часто необходимо правоохранительным органам до суда осуществить определенные действия достаточно быстро и эффективно с тем, чтобы суд мог применить меры пресечения, иные меры процессуального принуждения и т.д. Но, тем не менее, это именно судопроизводство. Кстати, мы является свидетелями того, что сфера судебного контроля в рамках уголовного процесса все более расширяется. Постановлением Конституционного Суда предусмотрена возможность обжаловать вопросы, связанные с возбуждением уголовного дела. Нельзя не указать в связи с этим, что арест по Конституции РФ должен осуществляться судом, а не прокуратурой, но во Второй части Конституции в разделе "Заключительные (переходные) положения" установлены такие нормы, которые оставляют впредь до принятия Уголовно-процессуального кодекса право ареста за прокуратурой. Это вызывает и будет вызывать впредь много коллизий, непонимания со стороны юристов других стран, потому что нигде обвинительная власть не имеет полномочий арестовывать людей.
В #M12291 9038502УПК РСФСР#S соответствующие изменения будут внесены два года спустя - Законом от 23 мая 1992 г., т. е. тогда, когда судебная реформа примет масштабные формы. Этим же законом будет введен судебный контроль за законностью #M12291 841501245ареста#S, содержания под стражей и продления срока содержания лица под стражей; исключена норма, не допускавшая участие адвоката в #M12291 841502269дознании#S. Позиции адвоката в #M12291 841501681уголовном судопроизводстве#S, как видим, существенно укреплялись, появлялись новые средства для активной защиты обвиняемого. В том же ряду находятся и нормы #M12291 9004937Конституции РФ #S1993 года раздела «Права и свободы человека и гражданина». Среди них, как известно, и судебный порядок применения важнейших мер процессуального принуждения, и требования к доказательствам, допустимым при осуществлении правосудия, и принцип #M12291 841500152презумпции невиновности#S, и право каждого на судебную защиту и квалифицированную юридическую помощь. Все это отнюдь не формальные решения. Допуск адвоката в #M12291 841501681уголовном судопроизводстве#S с ранних этапов расследования создавал реальные гарантии обеспечения прав подозреваемого и обвиняемого, ибо действенность процессуального контроля адвоката обеспечивалась его новыми важными полномочиями.
Судебный пристав по обеспечению установленного порядка деятельности судов: обеспечивает в судах безопасность судей, заседателей, участников судебного процесса и свидетелей; выполняет распоряжения председателя суда, а также судьи или председательствующего в судебном заседании, связанные с соблюдением порядка в суде; исполняет решения суда и судьи о применении к подсудимому и другим гражданам предусмотренных законом мер процессуального принуждения; обеспечивает охрану зданий судов, совещательных комнат и судебных помещений в рабочее время; проверяет подготовку судебных помещений к заседанию, обеспечивает по поручению судьи доставку к месту проведения судебного процесса уголовного дела и вещественных доказательств и их сохранность; поддерживает общественный порядок в судебных помещениях; взаимодействует с военнослужащими воинской части (подразделения) по конвоированию лиц, содержащихся под стражей, по вопросам их охраны и безопасности; предупреждает и пресекает преступления и правонарушения, выявляет нарушителей, а в случае необходимости задерживает их с последующей передачей органам милиции; осуществляет привод лиц, уклоняющихся от явки в суд или к судебному приставу-исполнителю; участвует по указанию старшего судебного пристава в совершении исполнительных действий; проходит специальную подготовку, а также периодическую проверку на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия. 2. Судебный пристав по обеспечению установленного порядка деятельности судов при исполнении служебных обязанностей имеет право: обращаться за помощью к сотрудникам милиции, органов безопасности, военнослужащим внутренних войск, а судебные приставы военных судов также к военному командованию; применять физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие в случаях и порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом. Статья 12. Обязанности и права судебных приставов-исполнителей 1.
У подозреваемого и обвиняемого появился защитник на ранних этапах расследования, появилась возможность судебного обжалования мер процессуального принуждения. Возросли требования к доказательствам (проблема недопустимости доказательств, полученных с нарушением федерального законодательства), что также создает новые правовые возможности защиты. Пробуждается интерес к судебному красноречию с возрождением суда присяжных. Важное значение для успешной деятельности адвоката имеет его независимость от государственных органов и органов коллегии адвокатов при определении средств и способов защиты интересов клиента, единственными критериями которых является законность и нравственная безупречность. И действующее до середины 2002 г. Положение об адвокатуре, и уголовно- процессуальное законодательство в качестве гарантий независимости адвоката указывают на адвокатскую тайну, недопустимость его допроса об обстоятельствах, ставших известными адвокату в связи с исполнением им обязанностей защитника или представителя. Проекты Закона об адвокатуре идут по пути расширения этих гарантий, включая в себя особые условия привлечения адвоката к уголовной ответственности и средства, обеспечивающие его иезопасность при отправлении профессиональных обязанностей.
Необходимо отметить, что привлечение лица в качестве подозреваемого и применение к нему мер процессуального принуждения имеют различные правовую природу, цели и основания, причем лицо задерживается или арестовывается потому, что оно подозревается, а не наоборот, как это вытекает из логики действующего УПК. По своей правовой природе привлечение в качестве подозреваемого - это действие, направленное на появление нового участника уголовного процесса, формирование у лица соответствующего правового статуса, первый шаг в направлении возложения уголовной ответственности. Лицу объявляется сущность подозрения, предоставляется возможность выразить свое отношение к нему, реализовать свои права, прежде всего, право на защиту. В свою очередь, задержание и применение меры пресечения являются мерами процессуального принуждения, которые, хотя и вносят изменения в правовой статус подозреваемого, но не порождают его. Их цели и назначение имеют превентивный характер, направленный на создание условий для нормального, безопасного и объективного ведения расследования.
![]() | 978 63 62 |