![]() 978 63 62 |
![]() |
Сочинения Доклады Контрольные Рефераты Курсовые Дипломы |
РАСПРОДАЖА |
все разделы | раздел: | Законодательство и право | подраздел: | Право |
Особенность дознания по делам, по которым обязательно производство предварительного следствия | ![]() найти еще |
![]() Молочный гриб необходим в каждом доме как источник здоровья и красоты + книга в подарок |
Так, оперативно-розыскные подразделения криминальной, милиции могут проводить опрос граждан, наводить справки, вести наблюдение и др. (ст. 6 Закона РФ "Об оперативно-розыскной деятельности в РФ" от 13 марта 1992 г.)1. Указание в уголовно-процессуальном законе на возможность проведения оперативно-розыскной деятельности (ст. 118, ч. 4, ст. 127 УПК) свидетельствует о ее роли в расследовании и раскрытии преступлений, но не придает ей процессуального характера. Данные, полученные в ходе оперативно-розыскных мероприятий, могут быть использованы как доказательства только после их получения и проверки следователем по правилам УПК. Дознание, как процессуальная деятельность и оперативно-розыскная деятельность осуществляются разными подразделениями в составе криминальной милиции и милиции общественной безопасности (местной милиции). Взаимодействие органов дознания и следствия в расследовании выражено в законе "О милиции", где сказано, что "Основными задачами криминальной милиции является предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений по делам, по которым обязательно производство предварительного следствия, а также организация и осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия..." (ст. 8)
В своей деятельности милиция подчиняется Министерству внутренних дел Российской Федерации, Министерству внутренних дел и Управлениям внутренних дел республик, краев и областей - субъектов Российской Федерации. Кроме того милиция общественной безопасности (местная милиция) подчиняется еще соответствующим местным органам власти". Из сказанного выше видно, что криминальная милиция строится по вертикали, т.е. подчиняется только вышестоящему органу Министерства внутренних дел, вплоть до Министерства внутренних дел Российской Федерации. Милиция общественной безопасности подчиняется также и по горизонтали - местным органам власти и управлениям, что позволяет принимать во внимание местные условия и особенности в области борьбы с правонарушениями. Криминальная милиция. В соответствии со ст. 8 закона РФ "О милиции" основными задачами криминальной милиции являются предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, по делам по которым обязательное производство предварительного следствия, а также организация и осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от исполнения уголовного наказания, без вести пропавших и иных лиц в случаях, предусмотренных законодательством.
Следователь в письменном виде уведомляет обвиняемого и его защитника, а также потерпевшего и его представителя о продлении срока предварительного следствия. (в ред. Федерального закона от 04.07.2003 N 92-ФЗ) Статья 163. Производство предварительного следствия следственной группой 1. Производство предварительного следствия по уголовному делу в случае его сложности или большого объема может быть поручено следственной группе, о чем выносится отдельное постановление или указывается в постановлении о возбуждении уголовного дела. О конституционно-правовом смысле части второй статьи 163 см. Определение Конституционного Суда РФ от 11.07.2006 N 300-О. 2. Решение о производстве предварительного следствия следственной группой, об изменении ее состава принимает руководитель следственного органа. В постановлении должны быть перечислены все следователи, которым поручено производство предварительного следствия, в том числе указывается, какой следователь назначается руководителем следственной группы. К работе следственной группы могут быть привлечены должностные лица органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность
Признание доказательств полученными ненадлежащим субъектом при проведении следственных действии органом дознания 1. При проведении тех следственных действий, которые орган дознания не правомочен проводить по делам, требующим обязательного производства предварительного следствия. Перечень дел, по которым обязательно должно производиться предварительное следствие, дан в ст.126 УПК РСФСР (в статье 164 по проекту УПК). В соответствии с частью 1 статьи 119 УПК РСФСР (частью 1 статьи 174 проекта УПК) орган дознания по таким делам может провести: осмотр, обыск, выемку, освидетельствование, задержание и допрос подозреваемых, допрос потерпевших и свидетелей. Перечень этих следственных действии является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит. Все эти следственные действия орган дознания может провести только после возбуждения уголовного дела. 2. Орган дознания признается ненадлежащим субъектом при проведении следственных действий после истечения установленного законом срока. По делам, по которым производство предварительного следствия обязательно, дознание должно быть закончено не позднее десяти суток со дня возбуждения дела (часть 1 статьи 121 УПК РСФСР), по проекту УПК (часть 2 статьи 174) — не позднее пятидневого срока со дня возбуждения дела.
решение следователя, лица, производящего дознание, прокурора, принятое при производстве предварительного следствия и дознания, кроме обвинительного заключения; 13) «Заключение прокурора» — мнение прокурора, высказываемое им в предусмотренных Законом случаях в суде; 14) «Уголовный Закон» — Уголовный кодекс Российской Федерации; (в ред
Таким образом, категория оперативного управления, как и категория юридического лица, служит общей универсальной предпосылкой участия учреждений в разнообразных отношениях. Право оперативного управления возникает там, где необходимо признать гражданскую правосубъектность, то есть статус юридического лица за организацией, не являющейся собственником закреплённого за ним имущества. В соответствии со ст. 298 ГК РФ учреждение не вправе отчуждать или иным способом распоряжаться закреплённым за ним имуществом и имуществом, приобретённым за счёт средств, выделенных ему по смете, например, сдавать в аренду, предоставлять в залог, реализовывать имущество, предоставленное собственником. К сожалению, есть случаи противозаконного использования имущества, закреплённого за различными учреждениями системы МВД России на праве оперативного управления. Милиция РФ согласно ст. 7 Закона о милиции подразделяется на криминальную милицию и милицию общественной безопасности (местную милицию). Основными задачами криминальной милиции являются предупреждения, пресечение и раскрытие преступлений, по делам, о которых обязательно производство предварительного следствия, а также организация и осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от исполнения уголовного наказания, без вести пропавших и т.д. (ст.8 Закона о милиции). В состав криминальной милиции входят оперативно-розыскные подразделения: подразделения уголовного розыска, подразделения по борьбе с преступлениями в сфере экономики, экспертно-криминалистические подразделения, подразделения по борьбе с незаконным оборотом наркотиков, подразделения по борьбе с организованной преступностью.
В остальной своей части построение органов военной прокуратуры соответствует построению военных судов. Нижним звеном системы являются прокуратуры гарнизонов, армий, флотилий и соединений, а средним звеном - прокуратуры видов ВС, военных округов, групп войск и флотов. Органы военной прокуратуры возглавляет заместитель генерального прокурора РФ - Главный военный прокурор. Структуру и штаты органов военной прокуратуры устанавливает Генеральный прокурор РФ. Свои полномочия органы военной прокуратуры осуществляют в Вооруженных Силах РФ , других войсках и воинских формированиях, созданных в соответствии с федеральными закономи. 53 ПОЛНОМОЧИЯ И ФОРМЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ДОЗНАНИЯ. Дознание является формой предварительного расследования. Органы дознания - милиция, командиры воинских частей, органы гос-безопасности, начальники тюрем, колоний, СИЗО, ЛТП, органы гос-пожарного надзора, органы пограничной охраны, капитаны судов, начальники зимовок, таможенные органы. Существует 2 формы дознания - дознание по делам, по которым обязательно производство предварительного следствия, начатое органом дознания, состоит из производства неотложных следственных действий по установлению и закреплению следов преступления.
Выполнив указания о доработке материалов, оперативный работник при наличии признаков состава преступления, подследственного следователю, направляет их, через начальника следственного подразделения, как правило, тому же следователю для принятия решения в соответствии с требованиями УПК.Решение об отказе в возбуждении уголовного дела по материалу, возвращенному для доработки, орган дознания принимает самостоятельно. В тех случаях, когда в ходе дополнительной проверки выясняется, что не требуется обязательного производства предварительного следствия, орган дознания возбуждает уголовное дело и проводит дознание в порядке, предусмотренном уголовно-процессуальным законом. При несогласии с выводами начальника следственного подразделения (следователя) руководитель органа внутренних дел направляет все материалы со своими письменными возражениями вышестоящему руководителю следственного подразделения, который в 10-дневный срок, а при необходимости - незамедлительно принимает решение по существу. Уголовные дела о преступлениях, по которым обязательно производство предварительного следствия, оперативные работники возбуждают и проводят по ним неотложные следственные действия, предусмотренные уголовно-процессуальным законодательством, когда необходимо пресечь преступление либо следователь не может немедленно приступить к расследованию, а промедление в реагировании на сообщение о подготавливаемом или совершенном преступлении может привести к утрате возможности задержания виновных с поличным, получения важных доказательств и обеспечения полного возмещения материального ущерба.
Исходя из сказанного можно сделать вывод, что роль предварительного расследования весьма велика. От его оперативности, своевременности и объективности во многом зависит законность, обоснованность и справедливость судебного приговора. Высококачественное и умело проведенное расследование дает суду возможность правильно разобраться в существе совершенного преступления, виновности или невиновности подсудимого, избрать справедливую меру наказания, а также решить все другие вопросы, связанные с постановлением приговора. Основными задачами криминальной милиции являются: выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, по делам о которых обязательно производство предварительного следствия, а также организация и осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от исполнения уголовного наказания, без вести пропавших и иных лиц в случаях, предусмотренных законодательством. Криминальная милиция оказывает содействие милиции общественной безопасности в исполнении возложенных на нее обязанностей. В настоящее время в состав криминальной милиции входят оперативно- розыскные (уголовного розыска, борьбы с экономическим преступлениями, борьбы с незаконным оборотом наркотиков), научно-технические и иные подразделения, необходимые для решения стоящих перед ней задач и оказания помощи милиции общественной безопасности.
Задачами криминальной милиции являются предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, по которым обязательно производство предварительного следствия (как правило, относящиеся к тяжким и особо тяжким преступлениям), а также организация и осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от исполнения наказания, без вести пропавших, и иных лиц в случаях предусмотренных законодательством. Основными задачами милиции общественного порядка и обеспечение общественной безопасности, предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений, раскрытие преступлений, по делам о которых производство предварительного следствия не обязательно, а также оказание в пределах своей компетенции помощи граждан, должностным лицам, предприятия, учреждениям и организациям. Вопрос №9. Какие органы обеспечения безопасности в РФ Вам известны? Ответ: Органами обеспечения безопасности являются: Вооруженные Силы, федеральные органы безопасности, органы внутренних дел, внешней разведки, обеспечения безопасности законодательной, исполнительной, судебной властей и их высших должностных лиц; налоговой службы; налоговой полиции; пограничные войска, внутренние войска; службы обеспечения безопасности средств связи и информации; таможенная служба; Вопрос №10.
Создание, реорганизация и ликвидация подразделений криминальной милиции осуществляется в порядке, который определяет также Правительство РФ. Начальники крим. милиции ( далее КМ) субъектов РФ назначаются на должность и освобождаются от неё министром ВД РФ и являются по должности заместителями соответствующих министров республик или начальников ОВД. Начальники КМ районов, городов и районов в городах назначаются на должность и освобождаются от неё министрами ВД республик, начальниками ГУ субъектов и являются по должности заместителями начальников соответствующих ОВД. Согласно ст. 8 ФЗ «О милиции», основными задачами КМ являются : предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, по делам о которых обязательно производство предварительного следствия , а также организация и осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от исполнения уголовного наказания, без вести пропавших и иных лиц, в случаях, предусмотренных законодательством. Милиция общественной безопасности (местная милиция; далее ММ). В соответствии с Положением о милиции общественной безопасности от 12.02.93 г., в городах, районах ММ создаётся и функционирует в качестве самостоятельного структурного звена в составе соответствующих управлений (отделов) ВД.
Никакие другие органы государства таким правом не обладают; их обращение о привлечении лица к уголовной ответственности может рассматриваться только как повод к возбуждению уголовного дела. Прокурор вправе возбудить уголовное дело о любом преступлении, независимо от подследственности дела. Это вытекает из возложенной на прокурора функции уголовного преследования, выполняя которую, ". он в случае факта нарушения закона. возбуждает уголовное дело" . Следователь возбуждает уголовные дела в пределах своей компетенции, исходя из правил о подследственности (ст. 126 УПК России). Орган дознания возбуждает уголовные дела в пределах компетенции, определяемой ст. 117 УПК России. Вместе с тем орган дознания вправе возбудить и дело, по которому обязательно производство предварительного следствия (ст.
Это правило относится и к случаям, когда лицо обвиняется в преступлениях, одно из которых совершено им в возрасте до. 18 лет, а другое - после достижения совершеннолетия” (Сборник постановлений Пленумов по уголовным делам, “Спарк”, с. 468). Но с момента совершеннолетия не применяются правила ст. 394, 395, 399, 401, 4012, 402, поскольку на лиц, достигших 18 лет и обладающих полной гражданской дееспособностью, предусмотренные в этих случаях меры и гарантии не распространяются. В частности, прекращается функция законного представителя.Лицо считается достигшим возраста 14, 16, 18 лет по истечении суток, на которые приходится дата рождения, т. е. со следующих суток.В случае установления возраста экспертизой (ст. 392) за дату рождения принимаются последние сутки года рождения, установленного экспертизой. Если экспертиза определяет возраст максимальным и минимальным количеством лет, то за дату рождения принимаются последние сутки года рождения, соответствующего минимальному возрасту.По всем делам несовершеннолетних обязательно производство предварительного следствия.
Раскрытие преступлений, по делам, по которым обязательно производство предварительного следствия, является одной из основных задач криминальной милиций, как это указано в ч.1 ст. 8 Закона «О милиции». В соответствии с требованиями ст. 151 УПК России по делам о преступлениях, предусмотренных ч.2 ст. 222 УПК, обязательно производство предварительного следствия. Поэтому поручения по ним должны направляться начальнику криминальной милиции, который по должности является заместителем соответствующего начальника городского (районного) отдела (управления) внутренних дел. Однако во всех случаях необходимо учитывать специфику расследуемого преступления, которой безусловно обладают указанный вид преступления. Для их успешного раскрытия часто необходимо взаимодействие с подразделениями ППС. Эти подразделения как определено в ч.2 ст.9 Закона «О милиции» входят в состав милиции общественной безопасности и находятся в подчинении начальника милиции общественной безопасности, который также, как и начальник криминальной милиции, является по должности одним из заместителей начальника соответствующего ОВД (УВД).
Это, в свою очередь, позволяет обоснованно принять решение об окончании предварительного расследования, а собранные доказательства признать достаточными для составления обвинительного заключения. 2. Процессуальный порядок окончания предварительного следствия по делам, направленным в суд с обвинительным заключением Процессуальный порядок окончания предварительного следствия по делам, направленным в суд с обвинительным заключением, урегулирован гл. 30 УПК РФ и распространяется только на уголовные дела, по которым обязательно производство предварительного следствия. В соответствии со ст. 215 УПК РФ следователь, признав, что все следственные действия по уголовному делу произведены, а собранные доказательства достаточны для составления обвинительного заключения, уведомляет об этом обвиняемого и разъясняет ему право на ознакомление со всеми материалами уголовного дела как лично, так и с помощью защитника, законного представителя, о чем составляется протокол в соответствии со ст.
При ответе на него необходимо иметь в виду, что министр внутренних дел непосредственно организует работу Министерства и руководит деятельностью органов внутренних дел. Он же устанавливает полномочия своих заместителей и распределяет обязанности между ними, устанавливает обязанности других должностных лиц системы МВД России (п. 10 Положения о МВД России). Кроме того, в соответствии с новой редакцией п. 17 ст. 5 УПК РФ полномочиями начальника органа дознания (каковым является начальник органа внутренних дел) наделен заместитель начальника органа дознания, то есть заместитель начальника органа внутренних дел. В этой связи полагаем, что министр внутренних дел РФ своим нормативным правовым актом (например, приказом) может делегировать полномочия начальника органа дознания соответствующим руководителям, в частности, начальникам криминальной милиции и милиции общественной безопасности, которые непосредственно организуют работу по раскрытию преступлений и охране общественного порядка. Учитывая, что основными задачами криминальной милиции является предупреждение, пресечение, выявление и раскрытие преступлений, по делам о которых в большинстве случаев обязательно производство предварительного следствия, свои процессуальные полномочия она использует в основном для проведения неотложных следственных действий в порядке ст. 157 УПК РФ. Милиция общественной безопасности в большей части выполняет задачи по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений, по делам о которых производство предварительного следствия необязательно, поэтому именно она выполняет основную работу по производству дознания в порядке п. 1 ч. 3 ст. 151 УПК РФ и именно в ее структуре действуют специализированные подразделения дознания, состоящие из дознавателей и их непосредственных начальников.
Поэтому представляется, что в процессе организации и осуществления розыска обвиняемого (подозреваемого), в том числе по уголовному делу, по которому приостановлено следствие, необходимо четкое, эффективное и своевременное взаимодействие оперативных работников, которым поручено производство розыска, со следователем. Вместе с тем, задержание разыскиваемого лица, особенно производимое органом дознания не на месте производства предварительного следствия (в другом городе, области), как правило, связано с необходимостью проведения ряда процессуальных действий (задержание, допрос, предъявление обвинения). Объявляя розыск обвиняемого или подозреваемого, следователь не решает вопроса о виде розыска. Какой вид розыска объявлять, решает орган дознания. Как правило, вначале ведется местный розыск. Если он не дал результата, орган дознания объявляет федеральный розыск. Если и он не дал результата, то при наличии основания объявляется международный розыск. При объявлении международного розыска в отношении обвиняемого согласно ч. 5 ст. 108 УПК РФ может быть избрана мера пресечения в виде заключения под стражу .
Никакие другие органы государства таким правом не обладают; их обращение о привлечении лица к уголовной ответственности может рассматриваться только как повод к возбуждению уголовного дела. Прокурор вправе возбудить уголовное дело о любом преступлении, независимо от подследственности дела. Это вытекает из возложенной на прокурора функции уголовного преследования, выполняя которую, ". он в случае факта нарушения закона. возбуждает уголовное дело" . Следователь возбуждает уголовные дела в пределах своей компетен- ции, исходя из правил о подследственности (ст. 126 УПК России). Орган дознания возбуждает уголовные дела в пределах компетенции, определяемой ст. 117 УПК России. Вместе с тем орган дознания вправе возбудить и дело, по которому обязательно производство предварительно- го следствия (ст.
![]() | 978 63 62 |