![]() 978 63 62 |
![]() |
Сочинения Доклады Контрольные Рефераты Курсовые Дипломы |
РАСПРОДАЖА |
все разделы | раздел: | Законодательство и право | подраздел: | Право |
Политическая и правовая мысль о происхождении государства и права | ![]() найти еще |
![]() Молочный гриб необходим в каждом доме как источник здоровья и красоты + книга в подарок |
Природу сделали предметом изучения греческие философы. Интересовали космогонические и космологические вопросы: возникновение и строение мира, Земли, Солнца, звезд. (Дж. Бруно «О бесконечной Вселенной и мирах», «О природе вещей», Гегель «Философия природы»). Суть древнегреческого мышления-сведение к первооснове. Взгляды философов были неодинаковы. Но при всей неоднозначности и видоизменений позиций сохранялась основная задача: связать фрагменты человеческих знаний воедино. Тем самым проблема первоначала смыкалась с другой проблемой: единства и многообразие мира выражал характерную для философской мысли задачу синтеза человеческих знаний. Постепенно в сферу философии вошли вопросы общественной жизни людей, ее политический — правового устройства. (Платон «Государство», Аристотель «Политика», Т.Гоббс «О гражданине», Гегель «Философия права»). Подобно натурфилософам провозвестникам естествознания, социально-философская мысль подготовила почву для позитивных, конкретных социально-политических знаний и дисциплин. Уточнение специфической проблематики философской науки привело в ходе ее развития к вычленению в самой философии различных сторон в качестве более или менее самостоятельных, а иногда и резко отличных разделов
Гегель о происхождении государства и стадиях развития права. Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770--1831) --гениальный мыслитель, творческие достижения которого представляют собой заметную веху во всей истории философской и политическо- правовой мысли. В наиболее цельном и систематическом виде учение Гегеля о государстве и праве изложено в “Философии права” (1820) -- одном из самых значительных произведений в истории политических и правовых учений. Философия права-- важная составная часть всей гегелевской системы философии. Тремя основными ступенями диалектически развивающегося духа, по Гегелю, являются: субъективный дух (антропология, феноменология, психология), объективный дух (право, мораль, нравственность) и абсолютный дух (искусство, религия, философия). В этой связи существенно иметь в виду два момента: 1) материал гегелевского политико-правового учения (право, государство, общество и т. п.) относится к ступени объективного духа и представляет собой его объективацию, внешнее обнаружение и образование; 2) политико-правовая теория Гегеля, систематически разработанная им как философия права, есть именно философское учение об объективном духе, т. е. анализ объективного духа с позиции абсолютного духа.
Найдер поставил под вопрос этот тезис. Несмотря на то, что без государства как органа легитимного насилия не может существовать общество, оно берется в гражданском обществе под контроль. То же должно произойти и с корпорациями. В этой новой доктрине, которая до определенных пределов (через адвокатскую службу общества потребителей, бюро лучшего сервиса, суды по потребительским делам и пр.,) действует в США, учтены не только гражданские свободы и права индивида, но и экономические права, которые относятся в классическом либерализме скорее к благам. Лит.: Современный либерализм. М., 1998; Held О. Models of Democracy. Stanford, 1987; Held D. Prospects for Democracy. North, South, East, West. Stanford, 1993; Isaac K. Civies for Democracy. Wash., 1992; Liberalism and the Good, ed. by R. B. Douglass, G. M. Mare, H. S. Richardson. N. Y.-L., 1990; PelczynskiZ. A. The State and Civil Society. N.Y., 1984. В. Г. Федотова ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО(лат. jus civilis) — одно из основных понятий политически-правовой мысли, зародившееся в античности и получившее особое развитие в 17—18 вв. в учениях Г
Последнее же приводит не только к тому, что «расстояние между государем и народом становится слишком велико и государству начинает недоставать внутренней связи», но и к тому, что в политическом режиме устанавливаются признаки открытого игнорирования прав и свобод народных масс, признаки деспотизма. В этих условиях, как следует из Общественного договора по Руссо, народ может реализовать свое естественное право на сопротивление. При этом, заключает он, восстание, которое приводит к убийству или свержение с престола какого-нибудь султана, это акт столь же закономерный, как и те акты, посредством которых он только что распоряжался жизнью и имуществом своих подданных. «Одной только силой он держался, одна только сила его и низвергает». Из всего сказанного о естественно-правовой теории происхождения государства и права следует, что ее сторонники исходят из того, что народ обладает естественным, неотчуждаемым правом не только на сознание государства на основе Общественного договора, но и на его защиту. В Декларации прав человека и гражданина (1789), программном документе Великой Французской революции (1789–1794), записано: «Люди рождаются и остаются свободными и равными в правах».
И если проблема «идеальности» вообще совпадает с проблемой «духовного вообще», то «духовное» (— «идеальное») вообще и противостоит «природному» не как отдельная душа — «всему остальному», а как некоторая куда более устойчивая и прочная реальность, сохраняющаяся несмотря на то, что отдельные души возникают и исчезают, иногда оставляя в ней след, а иногда и бесследно, даже не коснувшись «идеальности», «духа»! Гегель поэтому и видит заслугу Платона перед философией в том, что тут «реальность духа, поскольку он противоположен природе, предстала в ее высшей правде, предстала именно организацией некоторого государства»[6], а не организацией некоторой единичной души, психики отдельного лица, тем более — отдельного мозга. (Заметим в скобках, что под «государством» Гегель — как и Платон — понимает в данном случае вовсе не только известную политически-правовую организацию, не государство в современном смысле этого термина {только}, а всю вообще совокупность социальных установлений, регламентирующих жизнедеятельность индивида — и в ее бытовых, и нравственных, и интеллектуальных, и эстетических проявлениях, — словом, все то, что составляет своеобразную культуру «некоторого полиса», города-государства, все то, что ныне называется культурой народа вообще или его «духовной культурой» в особенности, — законы жизни данного полиса вообще; о «законах» в этом смысле и рассуждает платоновский Сократ
А если формально политические права и свободы закрепляются в законе, то отсутствует механизм их реализации, а также реальные возможности для пользования ими. Контроль пронизывает и сферу личной жизни людей. Демагогия, догматизм становятся способом идеологической, политической, правовой жизни. Тоталитарное государство выступает против экономически и соответственно политически свободного человека, всячески ограничивает предприимчивость работника. Тоталитарный режим использует полицейский сыск, поощряет и широко использует доносительство, сдабривая его “великой” идеей, например борьбой с врагами народа. Поиск и мнимые происки врагов становятся условием существования тоталитарного режима. Именно на “врагов”, “вредителей” списываются ошибки, экономические беды, обнищание населения. Милитаризация - также одна из основных характеристик тоталитарного режима. Идея о военной опасности, об “осажденной крепости” становится необходимой, во-первых, для сплочения общества, для построения его по принципу военного лагеря. Тоталитарный режим агрессивен по своей сути и агрессия помогает достичь сразу несколько целей: отвлечь народ от его бедственного экономического положения, обогатиться бюрократии, правящей элите, решить геополитические проблемы военным путем.
Законы по своему наименование органа, принявшего его); значению, и, прежде всего по юридической юридические нормы группируются в силе, делятся на основные и обыкновенные. нормативных актах по определенным Основные законы - это конституции: структурным образованиям (разделам, конституция, в отличие от других главам, статьям);Виды нормативно - законодательных актов, имеет правовых актов: Сущность высшей основополагающий характер; юридической силы заключается в следующем: конституция является ядром системы права. никто, кроме органов законодательной Она представляет собой базу для текущего власти, не вправе принимать или отменять законодательства, определяет его характер; законы; все правовые акты государства должны издаваться в соответствии с конституция обладает высшей юридической Основным Законом (Конституцией). Если силой и верховенством; конституция, в подзаконный акт противоречит закону, то отличие от текущего законодательства, этот акт должен быть приведен в характеризуется стабильностью. соответствие с законом, либо отменен; Конституция - это единый правовой акт, закон не подлежит утверждению или обладающий особыми юридическими приостановлению никем, кроме специально свойствами, посредством которого народ уполномоченного на то органа учреждает основные принципы устройства законодательной власти. государства и общества, закрепляет Действие нормативно - правового акта. охраняемые государством права, свободы и Нормативно - правовой акт действует во обязанности человека и гражданина. времени, по территории, предметам действия Обыкновенные законы представляют собой и по кругу лиц, на которых акты текущего законодательства, которые распространяются нормы данного акта. посвящены различным сторонам политической, Действие нормативного акта во времени экономической и социальной жизни общества. начинается с момента его вступления в Обыкновенные законы по своей внутренней законную силу.
Они выступают, с одной стороны, против ликвидации государственной власти, ибо без неё пока просто не обойтись, а, с другой стороны, не могут согласиться и с теми, кто данную власть абсолютизирует, выводит её из–под социально–правового контроля. Речь идёт о представителях концепции правового государства, которые в качестве средства, организующего государственную власть, называют право. В этой связи идея правового государства выступает одной из форм своеобразного компромисса различных идеологий, той «золотой серединой» (мерой), к которой предлагали стремиться ещё древние мудрецы. Именно через право было больше всего возможностей выразить и осуществить общественные интересы, именно оно, в отличие от других социальных норм (морали, обычаев, традиций, религиозных норм и т.п.) носило формально определённый (письменный) характер и могло детально регламентировать компетенцию органов государства, что облегчало контроль за его исполнением. Все эти качества права послужили той объективной основой, что позволило использовать его в виде своеобразного «лекарства» от злоупотреблений властью со стороны государства, чиновничества.2. Идея правовой государственности в истории политико–правовой мысли.Идея утверждения права в общественной жизни своими корнями восходит еще к тому периоду в истории человечества, когда возникали первые государства.
Государство стремится буквально объединить общество с собой, полностью его огосударствить. В экономической жизни происходит процесс огосударствления в тех или иных формах собственности. В политической жизни общества личность, как правило, ограничивается в правах и свободах. А если формально политические права и свободы закрепляются в законе, то отсутствует механизм их реализации, а также реальные возможности для пользования ими. Контроль пронизывает и сферу личной жизни людей. Демагогия, догматизм становятся способом идеологической, политической, правовой жизни. Тоталитарное государство выступает против экономически и соответственно политически свободного человека, всячески ограничивает предприимчивость работника. Тоталитарный режим использует полицейский сыск, поощряет и широко использует доносительство, сдабривая его “великой” идеей, например борьбой с врагами народа. Поиск и мнимые происки врагов становятся условием существования тоталитарного режима. Именно на “врагов”, “вредителей” списываются ошибки, экономические беды, обнищание населения.
Государство образуется постепенно, в течение длительного времени и неразрывно связано с существованием человеческого общества. (2, стр. 18) Теории происхождения государства и права. Существует множество теорий происхождения государства и права. Такой плюрализм научных взглядов обусловлен историческими особенностями развития общества, своеобразием тех или иных регионов мира, идеологическим приверженностями авторов, задачами, которые они ставят перед собой, и другими причинами. (3, стр. 28)§ 1. Естественно-правовая теория. Естественно-правовая теория происхождения государства и права (теория естественного права) является одной из старейших и наиболее распространенных правовых доктрин. Е.Н Трубецкой писал, что вопрос о естественном праве и его теории «есть центральный, жизненный вопрос философии права. (1, стр. 113) Отдельные положения этой теории развивались еще в V-IV веках до н.э. софистами Древней Греции. Софисты исходили из того, что в основе образования права нет ничего вечного, неизменного. Все, что называется правом или правдой, составляет результат соглашения людей, искусственное изобретение человеческого ума.
Текущее законодательство нашей страны пошло дальше других Конституций. В Законе «О нормативных правовых актах» (ст. 20) и в Законе «О международных договорах Республики Беларусь» установлено, что нормы права, содержащиеся в международных договорах Республики Беларусь, вступивших в силу, являются частью действующего в стране законодательства. Из всего выше сказанного я хотела бы сделать вывод, что нормативно- правовой акт является одним из основных, важнейших, существенных источников права в Беларуси. Хотя белорусской правовой системой признается в качестве источников права и такие разновидности правовых норм, как санкционированный обычай. Правовой обычай достаточно широко используется в международном праве, во внешней торговле. Беларусь как субъект международного права руководствуется обычаями, регулирующими международно-правовые отношения, а также отношения в сфере внешней торговли. 3. Общая характеристика иных источников права. Правовой обычай – санкционированное государством правило поведения, которое сложилось в результате длительного повторения людьми определенных действий, благодаря чему закрепилось как устойчивая норма.
В свою очередь, законы по степени важности подразделяются на основные (конституции), конституционные, органические и обычные. В РФ И.п. являются: Конституция РФ, федеральные #M12291 820001655конституционные законы#S, федеральные законы, регламенты и др. нормоустанавливающие постановления палат Федерального Собрания РФ, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, подзаконные нормативные акты отраслевых федеральных органов #M12291 820001487исполнительной#S власти, имеющие нормативный характер постановления высших федеральных судов, #M12291 820001947международные договоры#S и соглашения РФ, договоры о разграничении предметов ведения между органами гос. власти РФ и органами гос. власти субъектов РФ, конституции, уставы и др. нормативные акты субъектов РФ, договоры между субъектами РФ, акты органов местного самоуправления. Классификация источников права (основные источники): 1. Правовой обычай – санкционированное государством правило поведения, которое стало юридической нормой вследствие своего общего значения и длительного применения.
Рассмотрим, какие доводы заставили Руссо изменить свою точку зрения. 5. СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ. Мысль, что государство возникает на добровольном союзе, отмеченная в «Рассуждении о неравенстве», более подробно описана в «Политической экономии» и позднее в «Общественном договоре» (1762). Ж.-Ж.Руссо выступил для своего времени с радикальной политической программой, лейтмотивом которой была идея демократической организации государственной жизни посредством «общественного договора», утверждающего «царство разума» и обеспечивающая народный суверенитет. Общественный договор появляется тогда когда «человеческий род погиб бы не измени он своего образа жизни». В его основу положена общая воля, в результате которой «каждый член превращается в неразделимую часть целого». Переход от «естественного состояния» к гражданскому изменяет человека; но при этом награждает его многими преимуществами: а, именно, создает из «ограниченного животного разумное существо – человека». Человек же в гражданском состоянии приобретает моральную свободу, «ибо поступать лишь под воздействием своего желания есть рабство, а подчиняться закону, который ты сам для себя установил, есть свобода».
Однако они осуществляются самостоятельно и не нацелены на изменение международных отношений. Второй проявляется в действиях международной организованной преступности, участники которой могут быть далеки от каких-либо политических целей, а их акции могут быть направлены против конкурирующих преступных организаций в другой стране. Терроризм, представляющий собой опасность глобального масштаба, в современных условиях, по существу, превратился в угрозу политическим, экономическим, социальным институтам государства, правам и фундаментальным свободам человека. Нам уже грозит ядерный терроризм, терроризм с применением отравляющих веществ, информационный терроризм. Кроме многочисленных террористических организаций, существует и множество поддерживающих эти организации государственных структур и даже государств-спонсоров терроризма. В основном это развитые западные и арабские нефтедобывающие страны. Совершенно очевидно, что явление терроризма становится особенно опасным, если оно создается и поддерживается государственными режимами, особенно диктаторского, националистического, сепаратистского типа.
Таким образом, лингвистика является одним из необходимых инструментов в политической антропологии и политической социологии. Структуралистский подход. – заменяет генетическое или функционалистское исследование изучением политического, осуществленным исходя из структурных моделей. Политические структуры, как и всякие общественные структуры, представляют абстрактные системы, обнаруживающие принципы, которые объединяют основополагающие элементы конкретных политических обществ. В статье, посвященной «структуре власти у хаджераев», т.е. группе населения в Чаде, Ж. Пуйо уточняет и развивает возможности структуралистского метода в политической антропологии.9 Динамический подход. – он дополняет частично предшествующий подход, исправляя его в нескольких пунктах. Этот подход помогает ухватить динамику структур, так же как системы отношений, которая их конструирует: то есть принять в рассмотрение несовместимости, противоречия, напряжения и внутренне присущее всему обществу движение. Он тем более необходим для политической антропологии, так как в политической области последние схватываются лучше всего и история очень четко ставит свою отметку. Глава II. Политическая антропология о происхождении государства Эгалитарные и неэгалитарные локальные группы В рамках политантропологии было создано множество теорий о происхождении государства, об эволюции систем лидерства и власти в доиндустриальных обществах.
Рассмотрим наиболее значимые из этих теорий. Первую из выше названных концепций развивают прежде всего естественно-правовая и органическая теории. Так, авторы естественно-правовой теории происхождения государства (Г. Гоббс, П. Гольбах , Д. Дидро, Ж.-Ж. Руссо) считали, что государству предшествует естественное состояние человека, а само оно - результат юридического акта, своеобразного “общественного договора”, положившего конец “войне всех против всех”. Государство в их трактовке является порождением воли народа, изобретением человеческого разума. Органическая теория возникновения государства (Платон, Аристотель) исходит из того, что общество и государство – единое целое, социальный организм, действующий по аналогии с человеческим. Поэтому изолированное существование человека вне государства невозможно. По мнению одного из последователей этой теории Г.Спенсера, государство появляется одновременно со своими составными частями – людьми и будет существовать до тех пор, пока существует человеческое общество. Государственная власть в данном случае трактуется как господство целого над своими составными частями, ее цель - обеспечение благополучия всего народа.
В настоящее время в свете новых подходов к пониманию права особую значимость приобретает деление его на три элемента, на естественное, позитивное и субъективное право. Первый элемент — естественное право, состоящее из социально-правовых притязаний, содержание которых обусловлено природой человека и общества. Важнейшая часть естественного права — права человека, или, иначе говоря, возможности, которые общество и государство способны обеспечить каждому гражданину. Второй элемент — позитивное право. Это — законодательство и другие источники юридических норм, в которых получают официальное государственное признание социально-правовые притязания граждан, организаций, социальных групп. Третий элемент — субъективное право, т. е. индивидуальные возможности, возникающие на основе норм позитивного права и удовлетворяющие интересы и потребности его обладателя. 50. Естественное и позитивное право. Основной тезис теории естественного права (Гроций, Гоббс, Чокк, Монтескье, Руссо и др.) заключается в том, что наряду с правовыми нормами, установленными государством, право включает в себя также естественное право.
Различают следующие основные формы (источники) права: правовой обычай – санкционированное государством правило поведения, которое сложилось в обществе в результате его многократного и длительного применения; юридический прецедент (судебная практика) – судебное или административное решение по конкретному юридическому делу, которому государство придает общеобязательное значение; нормативно-правовой акт – это акт правотворчества, в котором содержатся нормы права. Среди современных источников права нормативно-правовой акт занимает ведущее место. Он объединяет в себе общеобязательные правила поведения, которые создаются и охраняются государством. К нормативно-правовым актам относятся конституции, другие законы, нормативные решения органов исполнительной власти. Следует выделить четыре критерия для классификации источников медицинского права: Юридическая сила; Предмет регулирования; Характер правового регулирования; Сфера действия. В соответствии с первым критерием (юридическая сила), нормативно-правовые акты делятся на законы и подзаконные акты. Закон – нормативно-правовой акт, принимаемый высшим представительным органом государства в особом законодательном порядке, обладающий высшей юридической силой и регулирующий наиболее важные общественные отношения с точки зрения интересов и потребностей населения страны.
![]() | 978 63 62 |