![]() 978 63 62 |
![]() |
Сочинения Доклады Контрольные Рефераты Курсовые Дипломы |
РАСПРОДАЖА |
все разделы | раздел: | Охрана правопорядка | подраздел: | Уголовное право |
Обратная сила закона. Теория и практика применения на примере преступлений против собственности | ![]() найти еще |
![]() Молочный гриб необходим в каждом доме как источник здоровья и красоты + книга в подарок |
P9 «О некоторых вопросах применения судами уголовно-процессуальных норм, регламентирующих производство в суде присяжных» признано утратившим силу постановлением Пленума от 22 ноября 2005Pг. P23. 408.PПостановление Пленума от 18 января 1995Pг. P1 «О некоторых вопросах применения судами Федерального закона от 1 июля 1994Pг. О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс РСФСР и Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР признано утратившим силу постановлением Пленума от 6 февраля 2007Pг. P8. 409.PПостановление Пленума от 25 апреля 1995Pг. P5 «О некоторых вопросах применения судами законодательства об ответственности за преступления против собственности» признано утратившим силу постановлением Пленума от 6 февраля 2007Pг. P8. 410.PПостановление Пленума от 25 июня 1996Pг. P5 «О судебной практике по делам о хищении и незаконном обороте оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ» признано утратившим силу постановлением от 12 марта 2002Pг. P5. 411.PПостановление Пленума от 25 октября 1996Pг. P8 «О ходе выполнения судами Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 14 апреля 1988Pг
Изучение практики борьбы с преступлениями против собственности показывает, что они преобладают в структуре ежегодно регистрируемой преступности. Так, в 2004 г. кражи составили 36,7% от общего массива зарегистрированных преступлений, грабеж и разбой - 8,5%, менее распространены, оказались мошенничество - 2,7%, присвоение или растрата - 1,9% 1. В группе преступлений против собственности наиболее высокую социальную опасность представляют корыстно-насильственные деяния, особенно разбой. Актуальность темы обусловлена тем, что разбой - одно из наиболее опасных преступлений, направленных не только против собственности, но и против личности. В последние годы насилие получило широкое распространение и стало частым явлением в повседневной жизни. Значительная часть корыстно-насильственных преступлений совершается с применением или угрозой применения огнестрельного или иного оружия. Общественная опасность разбоя определяется, во-первых, характером непосредственных объектов посягательства, которыми являются собственность, а также здоровье потерпевшего, во-вторых, двойной мотивацией преступления - корыстной и насильственной.
В УК РФ отягчающее обстоятельство в виде совершения преступления в состоянии опьянения не предусмотрено. В статье 23 содержится норма, в соответствии с которой «лицо, совершившее преступление в состоянии опьянения, вызванном употреблением алкоголя, наркотических средств или других одурманивающих веществ, подлежит уголовной ответственности». (8) Лечебно-трудовые профилактории в Российской Федерации ликвидированы. К главе 21 «Преступления против собственности» 3.10. Постановление Пленума Верховного Суда СССР «О судебной практике по делам о хищениях государственного и общественного имущества» (1) от 11 июля 1972Pг. P4 (с изм. и доп., внесенными постановлениями Пленума Верховного Суда СССР от 21.09.1977 P13; от 27.11.1981 P6; от 26.04.1984 P7)[239] Хищения государственного и общественного имущества являются опасными посягательствами на социалистическую собственность. Суды в борьбе с этими преступлениями обеспечивают в основном правильное применение законов об ответственности виновных и возмещении ущерба, причиненного государственным и общественным организациям расхитителями, а также лицами, нерадиво относящимися к хранению и расходованию народного добра
В случае совершения правонарушения используется закон, который действует на момент совершения правонарушения. Но как быть, если во время совершения правонарушения действовал один закон, а во время применения мер ответственности — другой? В этом случае действует правило, что закон, усиливающий ответственность, не имеет обратной силы, а закон, смягчающий ответственность, имеет обратную силу. Рассмотрим обратную силу закона на примерах. Так, если кража, совершенная организованной группой, была совершена до 1 января 1997 г., т.е. до вступления в силу нового Уголовного кодекса, когда за это наказание была предусмотрена ответственность в виде лишения свободы на срок от 2 до 7 лет (ст. 144, ч. 2 УК РСФСР), а к уголовной ответственности лицо привлекалось после 1 января 1997 г., то оно будет признано виновным и осуждено по статье 158 части 2 УК РФ, предусматривающей в виде санкции лишение свободы сроком от 2 до 6 лет. Современная редакция уголовного закона предусматривает еще более мягкое наказание за данный вид преступления (лишение свободы сроком до 5 лет).
Само понятие "государственное преступление" впервые появилось в официальном правовом акте. В Особенной части УК на первом месте перечислены наиболее опасные государственные преступления — контрреволюционные. Контрреволюционным признавалось всякое действие, направленное на свержение завоеваний пролетарской революцией, власти рабоче-крестьянских Советов и правительства, а также помощь той части международной буржуазии, которая стремилась к свержению советского строя путем интервенции или блокады, шпионажа, финансирования прессы и т. п. средствами. Cт. 67 УК 1924 г. вводила принцип обратной силы закона (наказания за активные действия против рабочего класса и революционного движения, проявленные на ответственных постах при царском строе).86 На деле эта реформа, смысл которой внешне заключался в устранении различий в двух видах преступлений, усилила эти различия и превратила чрезвычайные меры в узаконенные и постоянные. ЧК была органом временным и чрезвычайным, ГПУ — постоянным и официальным, наделенным такими полномочиями, которых никогда не давали ЧК.87 С образованием ОГПУ как союзного органа и самостоятельного наркомата власть его возросла. УК 1922 г. возрождает ряд методов царской юстиции
Принцип гуманизма предполагает также установление в уголовном праве и применение минимума принудительных мер, необходимых для защиты личности, общества и государства от преступных посягательств и предупреждения преступлений. Принцип гуманизма находит отражение и в положениях об обратной силе уголовного закона. Обратная сила уголовного закона является исключением из правила, по которому применяется закон времени совершения преступления и которое содержит возможность применения нового закона к деяниям, совершенным до его издания или вступления в силу. При этом решение принимается в пользу правонарушителя. Такой порядок применения новых законов принят всеми цивилизованными государствами и закреплен в ст. 15 Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 г., заключенного государствами под эгидой ООН . На практике и в доктрине возникал вопрос об обратной силе законов, не меняющих наказание, но устанавливающих более длительные сроки давности уголовного преследования или более жесткие условия условно - досрочного освобождения осужденных, отбывающих наказание.
Долгое время СССР, а затем и Казахстан не могли присоединиться к Бернской Конвенции, так как национальное законодательство не обеспечивало такого высокого уровня охраны авторских прав. И лишь сегодня, когда уровень охраны, предоставляемый казахстанским законодательством, достиг так называемого уровня “Бернской” Конвенции, появилась реальная возможность присоединиться к Бернской Конвенции, что Казахстан и сделал, став с 10 ноября 1998 года полноправной ее участницей. Признавая значимость этих правовых решений, необходимо выяснить наиболее важный для практики вопрос о том, как будут применяться нормы закона Конвенции? На какие события и факты распространяют они свое действие, в отношении создания и использования каких произведений они будут иметь силу, являются ли объектом охраны лишь произведения, созданные после даты вступления в силу закона или международного договора или же охрана предоставляется с обратной силой? Общая теория права, определяя обратную силу закона как распространение его на случаи или факты, имевшие место до вступления его в силу, гласит, что по общему правилу действует принцип: "закон обратной силы не имеет".
Наконец, именно в таких ситуациях и предусмотрено применение конституционного положения о ретроактивном действии (обратная сила) закона. Когда закон вводится в действие через полгода, а нормы, смягчающие уголовную ответственность или устраняющие ее вовсе, начинают действовать непосредственно после его официального принятия. Подтверждением этим рассуждениям должны служить не только нормы Конституции России и уголовного права, но прежде всего здравый смысл и целесообразность, на которых и зиждется закон, регулирующий отношения граждан в демократическом правовом государстве. В итоге выясняется, что законодатель с самого начала был прав, и "оплошность" свою он допустил намеренно, хотя и был не до конца последовательным. В Федеральном законе о введении в действие УК РФ должна была найти отражение норма, предусматривающая немедленное (то есть с 29 июня 1996 г.) исключение из УК РСФСР составов, предусматривающих уголовную ответственность за деяния, не признаваемые преступными по новому УК РФ. Проблемы при правоприменение норм уголовного закона возникают также при квалификации преступлений, совершенных при соучастии нескольких лиц. Нетрудно представить ситуацию, когда организатор, подстрекатель или пособник совершили деяние до 1 января 1997 г. (или же до вступления в силу дополнений уголовного кодекса) исполнитель - позднее этого срока, т.е. после вступления в силу нового кодекса.
Блум "Обратная сила закона" 1965 г. деятельности или один из способов совершения преступления; исключает из материальных составов какое-либо из альтернативных общественно опасных последствий либо сдвигает их границу (минимально необходимый для криминальности деяния или установления квалифицированной ответственности за него предел) в сторону увеличения тяжести; ограничивает ответственность путем конкретизации способа совершения преступления и причиняемых последствий; ограничивает применение уголовной ответственности дополнительным условием и виде, например, административной преюдиции; исключает квалифицирующие, т.е. усугубляющие ответственность признаки (рецидив, размер ущерба и т.п.); заменяет ранее известный закону квалифицирующий признак на однородный, но более узкий и потому смягчающий ответственность (например, повторность — на систематичность); исключает из альтернативы один из мотивов, одну из целей преступления или форм его вины либо ограничивает применение нормы посредством указания специального мотива, цели или вины как обязательных признаков состава данного преступления (например, в состав деяния, ранее считавшегося преступным независимо от мотивов его совершения, вводит такой мотив, как корысть); расширяет перечень обстоятельств, смягчающих ответственность, или сужает круг обстоятельств, отягчающих ее (указанные обстоятельства столь разноплановы, что могут относиться не только к диспозиции нормы, но и к другим ее элементам, однако во избежание повторений они приведены здесь)1; - в санкции расширяет сферу действия условного осуждения или отсрочки исполнения приговора либо облегчает обязанности, возлагаемые на лиц, к которым они применимы; ослабляет элемент кары, содержащийся в том или ином виде наказания (например, смягчает режим отбывания лишения свободы); расширяет перечень лиц, к которым не может быть применено данное наказание (в частности, смертная казнь) или сужает основания для его 1.
По той же причине должно быть заранее известно, какое именно (в каких пределах) наказание или взыскание будет применено к тем, кто совершит именно, такое правонарушение. Придание обратной силы закону, усиливающему наказание или взыскание, недопустимо потому, что социальное назначение и запретов и санкций (угрозы за их нарушение) состоит том, чтобы повлиять на выбор той или иной линии поведения (если бы знал, что будет караться столь строго - то не совершил бы). Напротив, закон отменяющий запрет или облегчающий наказание, взыскание, обязательно должен иметь обратную силу, потому что строгое наказание за деяние, которое ранее считалось преступлением, а теперь не считается или наказывается менее строго, не только противоречит гуманизму и справедливости, но и уравнивает в общественном сознании, преступные и непреступные деяния, деяния опасные и менее опасные. Законность ответственности и в том, что исследование обстоятельств дела о правонарушении, применение и реализация санкций, особенно строгих, осуществляется в процессуальной форме, содержащей гарантии объективного рассмотрения и решения дела с обеспечением прав и законных интересов лица, привлеченного к ответственности.
Придание обратной силы закону, усиливающему наказание или взыскание, недопустимо потому, что социальное назначение и запретов и санкций (угрозы за их нарушение) состоит в том, чтобы повлиять на выбор той или иной линии поведения (если бы знал, что будет караться столь строго — то не совершил бы). Напротив, закон, отменяющий запрет или облегчающий наказание, взыскание, обязательно должен иметь обратную силу, потому что строгое наказание за деяние, которое ранее считалось преступлением, а теперь не считается или наказывается менее строго, не только противоречит гуманизму и справедливости, но и уравнивает в общественном сознании преступные и непреступные деяния, деяния опасные и менее опасные. С законностью тесно связана обоснованность ответственности, под которой понимается, во-первых, объективное исследование обстоятельств дела, сбор и всесторонняя оценка всех относящихся к делу доказательств, аргументированность вывода о том, было ли совершено правонарушение, виновно ли в этом лицо, привлеченное к ответственности, подлежит ли применению предусмотренная законом санкция; во-вторых, определение конкретной меры наказания, взыскания, возмещения вреда в точном соответствии с критериями, установленными законом.
Придание обратной силы закону, усиливающему наказание или взыскание, недопустимо потому, что социальное назначение и запретов и санкций (угрозы за их нарушение) состоит в том, чтобы повлиять на выбор той или иной линии поведения (если бы знал, что будет караться столь строго — то не совершил бы). Напротив, закон, отменяющий запрет или облегчающий наказание, взыскание, обязательно должен иметь обратную силу, потому что строгое наказание за деяние, которое ранее считалось преступлением, а теперь не считается или наказывается менее строго, не только противоречит гуманизму и справедливости, но и уравнивает в общественном сознании преступные и непреступные деяния, деяния опасные и менее опасные. С законностью тесно связана обоснованность ответственности, под которой понимается, во-первых, объективное исследование обстоятельств дела, сбор и всесторонняя оценка всех относящихся к делу доказательств, аргументированность вывода о том, было ли совершено правонарушение, виновно ли в этом лицо, привлеченное к ответственности, подлежит ли применению предусмотренная законом санкция; во-вторых, определение конкретной меры наказания, взыскания, возмещения вреда в точном соответствии с критериями, установленными законом.
Мне думается, что некоторая неясностность при употреблении понятий «заказное убийство» и «наемное убийство» возникает из-за их различных сфер применения : «заказное убийство» - понятие употребляемое криминологией, «убийство по найму» - конкретный квалифицирующий признак убийства и оперируют им теория и практика уголовного права. Законодатель формулирует данный квалифицирующий признак как «убийство из корыстных побуждений или по найму». Как следует понимать такую формулировку ? Думается, что элемент корысти является обязательным для возможности инкриминировать убийство, совершенное по найму. Корысть - это квалифицирующий признак ряда преступлений, в том числе и убийства. Корыстный мотив характерен прежде всего для имущественных преступлений. Но закон не связывает понятие корысти только с преступлениями против собственности. Представляется, что корысть присуща только тем преступлениям, при совершении которых виновный стремится получить материальную выгоду. Корыстный мотив при убийстве охватывает материальную выгоду в самом широком смысле. Ее нельзя сводить только к завладению имуществом и деньгами, хотя как показывает практика, убийство из корыстных побуждений чаще всего совершается для того, чтобы завладеть имуществом и деньгами.
Раньше возникали дискуссии по поводу существования теоретической базы бухгалтерского учета, так как бухгалтерский учет развивался главным образом на основе практики. Бухгалтеры, тем не менее, пытались создать теорию бухгалтерского учета; несмотря на то, что были предложены разнообразные теоретические концепции, лишь некоторые из них получили всеобщее признание. Бюллетени стандартов бухгалтерского учета и отчетности - бюллетени, издаваемые Объединенными органами по бухгалтерскому учету и содержащие рекомендации для бухгалтеров о том, как отражать в отчетности амортизацию, товарно-материальные запасы, слияния, аренду и т.д. таким образом, чтобы минимизировать расхождения в отражении одних и тех же операций в разных компаниях. Эти бюллетени не имеют силы закона, однако содержат лучшие примеры бухгалтерской практики; аудиторам рекомендуется следовать положениям этих бюллетеней при вынесении - временной определенности фактов хозяйственной деятельности. В системе бухгалтерского учета организации формируется информация для внешних и внутренних пользователей. В отношении информации для внешних пользователей цель бухгалтерского учета состоит в формировании информации о финансовом положении, финансовых результатах деятельности и изменениях в финансовом положении организации, полезной широкому кругу заинтересованных пользователей при принятии решений.
Важнейшим, помимо прочего, является принцип ответственности за поступки, а не за мысли, ибо фундаментальным признаком преступления является противоправное деяние. Уголовная ответственность должна наступать исключительно за виновное деяние. Отсутствие умысла либо неосторожности должно освободить от бремени ее несения, что также является важнейшим принципом. Специфические черты наказания также определяют наличие у последнего особенных принципов. Так, для наказания свойственны принципы: гуманизма, который предполагает человеческое отношение к преступнику (целью наказания не является причинение страданий виновному лицу); принцип однократности применения наказания; принцип неприменения обратной силы закона, устанавливающего или отягчающего положение виновного; принцип усиления наказания за рецидив (ч. 5 ст. 17 УК ПМР) и так далее. Помимо всего сказанного уголовной ответственности и наказанию свойственны и общие принципы, отражающие, впрочем, специфику каждого из рассматриваемых институтов. Так, принцип законности применительно к уголовной ответственности означает строгое соблюдение и исполнение законов в процессе возложения ответственности, а в случае наказания – означает, что виды последнего предусмотрены исключительно уголовным законом, и наказуемость деяния определяется в соответствии с Кодексом.
По той же причине должно быть заранее известно, какое именно (в каких пределах) наказание или взыскание будет применено к тем, кто совершит именно такое правонарушение. Придание обратной силы закону, усиливающему наказание или взыскание, недопустимо потому, что социальное назначение запретов и санкций (угрозы за их нарушение) состоит в том, чтобы повлиять на выбор той или иной линии поведения (если бы знал, что будет караться столь строго – то не совершил бы). Напротив, закон, отменяющий запрет или облегчающий наказание, взыскание, обязательно должен иметь обратную силу, потому что строгое наказание за деяние, которое ранее считалось преступлением, а теперь не считается или наказывается менее строго, не только противоречит гуманизму и справедливости, но и уравнивает в общественном сознании преступные и непреступные деяния, деяния опасные и менее опасные. Законность ответственности и в том, что исследование обстоятельств дела о правонарушении, применение и реализация санкций, особенно строгих, осуществляется в процессуальной форме, содержащей гарантии объективного рассмотрения и решения дела с обеспечением прав и законных интересов лица, привлеченного к ответственности.
Она возможна при соблюдении ряда условий. К ним относятся следующие: юридическая ответственность должна охватывать все сферы общественных отношений, где совершаются или могут быть совершены правонарушения; юридическая ответственность наступает либо за нарушения прав и законных интересов, либо за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей; практика применения мер юридической ответственности должна быть последовательной и непротиворечивой; санкции должны соответствовать тяжести, характеру совершенного правонарушения, характеру и функции того или иного вида юридической ответственности; недопустимость изъятия, исключения из правил об обязательности юридической ответственности в отношении отдельны категорий субъектов права или отдельных лиц; недопустима обратная сила закона, отягчающего ответственность. Таким образом, главное требование законности с точки зрения данного принципа заключается в том, чтобы ответственность имела место лишь за деяние, предусмотренное законом, и только в пределах закона. § 3 Понятие и виды гарантий законности.
Этот фундаментальный конституционный принцип имеет всеобщее применение. Им нужно пользоваться независимо от того, идёт ли речь о законах или о нормативных актах органов исполнительной власти. Действует принцип: то, что делается для общества, должно делаться на глазах общества. Конституционные нормы ст. 54 о том, что «закон, устанавливающий или утягощающий ответственность обратной силы не имеет», и ст. 57 о том, что «законы, устанавливающие новые налоги или более ухудшающие положение налогоплательщиков обратной силы не имеют», являются важными конституционными юридическими гарантиями. Недопустимость обратной силы закона обеспечивает правовую стабильность для предпринимателя. В качестве примера можно привести Указ Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 года №2285 «Вопросы соглашений о разделе продукции при пользовании недрами», п. 11 которого гласит: если в течение срока действия соглашения законодательными актами Российской Федерации будут установлены нормы, ухудшающие коммерческие результаты деятельности инвестора в рамках соглашения, в него вносятся изменения, обеспечивающие инвестору коммерческие результаты, которые могли быть получены при применении норм законодательства, действовавших на момент заключения соглашения.
![]() | 978 63 62 |