![]() 978 63 62 |
![]() |
Сочинения Доклады Контрольные Рефераты Курсовые Дипломы |
РАСПРОДАЖА |
все разделы | раздел: | Законодательство и право | подраздел: | Право |
Правовое положение лиц, отбывающий наказание | ![]() найти еще |
![]() Молочный гриб необходим в каждом доме как источник здоровья и красоты + книга в подарок |
Межведомственные нормативные правовые акты. Прямые ссылки на необходимость принятия нормативных правовых актов совместно несколькими органами федеральной исполнительной власти или одним из них по согласованию с другим содержатся в ст. 52, 101, 108, 112 УИК РФ. Субъектами реализации данных предписаний помимо Минюста России являются Минздравсоцразвития России, Минобрнауки России и др. Совместные акты в соответствии с полномочиями, делегированными этим органам УИК РФ, конкретизируют его положения, определяют организационные мероприятия, детализируют выполнение его требований в области медико-санитарного обеспечения осужденных, их общеобразовательного и профессионально-технического обучения и т.д. Например, приказ Минюста России № 61, Минобрнауки России № 70 от 27 марта 2006 г. «Об утверждении Положения об организации получения основного общего и среднего (полного) общего образования лицами, отбывающими наказание в виде лишения свободы в исправительных колониях и тюрьмах уголовно-исполнительной системы»; приказ Минздравсоцразвития России № 640, Минюста России № 190 от 17 октября 2005 г. «О порядке организации медицинской помощи лицам, отбывающим наказание в местах лишения свободы и заключенным под стражу»; приказ Минздрава России № 316, Минюста России № 185, Фонда социального страхования РФ № 180 от 14 августа 2003 г. «Об утверждении Порядка проведения экспертизы временной нетрудоспособности осужденных к лишению свободы лиц, привлеченных к оплачиваемому труду, и выдачи им документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность»
Правовое положение осужденных неодинаково, как различны виды наказаний, которые назначаются осужденному за совершенное преступление. Есть наказания без изоляции осужденного от общества (например, штраф, увольнение от должности, конфискация имущества), которые затрагивают лишь отдельные сферы жизнедеятельности человека, - его имущественные или трудовые отношения. Имеется наказание в виде лишения свободы, которое существенно изменяет правовой статус гражданина вследствие применения к нему наиболее суровых карательных правоограничений. Независимо от вида уголовного наказания правовой статус осужденных испытывает влияние и иных факторов. В числе таких факторов важное место занимают международные акты, гарантирующие соблюдение прав человека, и цивилизованные нормы обращения с лицами, отбывающими наказание или подвергнутыми заключению в той или иной форме. Действующее уголовно- исполнительное законодательство в основном отвечает принятым на себя Россией как правопреемницей СССР международным нормам и стандартам. Однако сложность современного этапа социально-экономического развития России не позволяет реализовать некоторые положения международных актов в законодательстве и практике органов, исполняющих наказания. 1. ПОНЯТИЕ ПРАВОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ ЛИЦ, ОТБЫВАЮЩИХ НАКАЗАНИЯ Правовое положение лиц, отбывающих наказание, является важнейшим институтом уголовно-исполнительного права, социально-правовая значимость которого проявляется в следующем.
); 13) ежемесячные или ежеквартальные вознаграждения (надбавки) за выслугу лет, стаж работы; 14) премии и вознаграждения (в том числе в натуральной форме), носящие систематический характер, независимо от источников их выплаты; 15) оплата труда квалифицированных рабочих, руководителей, специалистов организаций, привлекаемых для подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников; 16) суммы, начисленные за выполненную работу лицам, привлеченным для работы в данную организацию согласно специальным договорам с государственными организациями на предоставление рабочей силы (военнослужащих, лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы) как выданные непосредственно этим лицам, так и перечисленные государственным организациям; 17) оплата труда лиц, принятых на работу по совместительству; 18) оплата труда (вознаграждение) работников несписочного состава: а) вознаграждение лиц, не состоящих в списочном составе работников организации, за выполнение работ по договорам гражданско-правового характера, предметом
Основы и кодексы расширили предмет исправительно-трудового законодательства так как они регулировали 4 вида наказаний - лишение свободы, исправительные работы, ссылку и высылку. Исполнение наказания в виде направления в дисциплинарный батальон до 1983 г. регулировалось Положением о дисциплинарном батальоне Вооруженных Сил СССР 1966 г. 21 апреля 1983 г. было утверждено новое Положение о дисциплинарном батальоне в Вооруженных Силах СССР. 15 марта 1983 г. Указом ПВС СССР было принято Положение о порядке и условиях исполнения уголовных наказаний, не связанных с мерами исправительно-трудового воздействия на осужденных. Положение определяло правовые основы в виде лишения права занимать определенные должности, или заниматься определенной деятельностью, штрафа, общественного порицания, конфискации имущества, лишения воинского или специального звания. В качестве основных средств исправления и перевоспитания осужденных ИТК называет: режим отбывания наказания, общественно полезный труд, политико- воспитательную работу, общеобразовательное и профессионально-техническое обучение осужденных. В ИТК 1970 г. впервые были определены основы правового положения лиц, отбывающих наказания в виде лишения свободы, ссылки, высылки и исправительных работ.
Продолжать?! PPPPPИ что тут можно добавить?.. ИЗ-ЗА ЖЕЛЕЗНОГО ЗАНАВЕСА ИЗ-ЗА ЖЕЛЕЗНОГО ЗАНАВЕСА PPPPPМинюстом России признан утратившим силу приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 08.06.2005 79 "Об утверждении Положения о порядке формирования и деятельности самодеятельных организаций осужденных в исправительном учреждении Федеральной службы исполнения наказаний» и утвержден новый приказ Минюста России, определяющий порядок формирования и деятельности самодеятельных организаций осужденных в исправительных учреждениях. PPPPPНовым приказом с 1 января 2010 г. в исправительных учреждениях упраздняются секции дисциплины и порядка, которые формировались из числа осужденных. Одной из задач названной секции являлось содействие администрации учреждения в соблюдении лицами, отбывающими наказание, правил внутреннего распорядка. PPPPPПриказом установлено правило, запрещающее членам самодеятельных организаций осуществлять командно-распорядительные и контрольные функции в отношении других осужденных. PPPPPИзменения направлены на недопущение передачи администрацией исправительного учреждения своих полномочий по надзору и контролю за осужденными лицам, отбывающим наказание, и предотвращение конфликтных ситуаций между осужденными
Это обуславливает наличие особых требований к нормативным правовым актам, закрепляющим правовое положение осужденных, к ограничениям их общегражданских прав и свобод. Кроме того, закрепление правового положения осужденных означает одновременно установление пределов и форм деятельности персонала учреждений и органов, исполняющих наказания, иначе говоря – гарантию обеспечения законности в деятельности персонала при исполнении уголовных наказаний. Исполнение осужденными возложенных на них обязанностей и реализация принадлежащих им прав и законных интересов образуют тот правовой режим отбывания наказания, который составляет основу для достижения поставленных перед наказанием целей, в первую очередь – исправление осужденных. Социально обоснованная регламентация правового положения осужденных представляет собой важный инструмент их правового и нравственного воспитания, привития уважения к закону, правам и законным интересам других лиц. Правовое положение лиц, отбывающих наказания, в самом общем виде можно определить как основанное на общем статусе граждан России и устанавливаемое с помощью правовых норм положение осужденных во время отбывания уголовного наказания.
Воспитательная работа с осужденными к лишению свободы: 1. Воспитательная работа с осужденными к лишению свободы направлена на их исправление, формирование у осужденных уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития, на повышение их образовательного и культурного уровня. 2. Участие осужденных в проводимых воспитательных мероприятиях учитывается при определении степени их исправления, а также при применении к ним мер поощрения и взыскания. 3. Распорядком дня исправительного учреждения могут быть предусмотрены воспитательные мероприятия, участие в которых обязательно для осужденных. 4. Воспитательная работа с осужденными проводится с учетом индивидуальных особенностей личности и характера осужденных и обстоятельств совершенных ими преступлений. Основные формы и методы воспитательной работы с осужденными к лишению свободы: 1. В исправительных учреждениях осуществляется нравственное, правовое, трудовое, физическое и иное воспитание осужденных к лишению свободы, способствующее их исправлению. 2. Воспитательная работа с осужденными организуется дифференцированно с учетом вида исправительного учреждения, срока наказания, условий содержания в индивидуальных, групповых и массовых формах на основе психолого- педагогических методов. 3. Для организации воспитательной работы с осужденными в исправительных учреждениях создается материально-техническая база в соответствии с нормами, утвержденными Правительством Российской Федерации. 23. Правовое положение лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы.
Законность применения на практике средств исправления осужденных и правовая защита этих лиц обеспечиваются системой гарантий, включающей в себя: право осужденных направлять предложения, заявления, жалобы и порядок их рассмотрения; контроль органов государственной власти и органов местного самоуправления; судебный и ведомственный контроль, прокурорский надзор, общественный контроль за соблюдением законов администрацией учреждений и органов, исполняющих наказания; возможность посещения иными лицами этих учреждений и органов. Правовое положение осужденных в российском уголовно-исполнительном законодательстве формулируется исходя из общих принципов положения человека и гражданина в обществе и государстве, подлежащего защите с учетом требований международных стандартов обращения с осужденными. В основу правового положения осужденных закладываются четыре фундаментальных положения: 1) права человека и гражданина, закрепленные в Конституции и других конституционных и иных законах РФ; 2) права и ограничения, содержащиеся в уголовно исполнительном законодательстве и иных нормативных правовых актах, касающихся исполнении уголовных наказаний; 3) права осужденных и правила обращения с осужденными, содержащиеся в международных стандартах; 4) содержание наказания, личностные характеристики осужденного. 2. Особенности правового положения лиц, отбывающих лишение свободыОсужденные к лишению свободы отбывают наказание в исправительных учреждениях в пределах территории субъекта РФ, в котором они проживали или были осуждены.
Естественно, можно сделать вывод, что указанная система относится только к законопослушным гражданам, система личных прав осужденных к лишению свободы носит несколько иной характер, в ней отсутствует ряд элементов, присущих системе личных прав и свобод законопослушных граждан. В силу предписаний правовых норм, лица, отбывающие наказание в исправительных учреждениях, соответственно полностью лишены права на неприкосновенность жилища (сотрудники администрации вправе беспрепятственно обыскивать места их проживания), права на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений (они подвергаются цензуре), права на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства (прямой законодательный запрет на указанное право отсутствует, однако это следует из сущности самого наказания). Перед тем как непосредственно перейти к рассмотрению конкретных личных конституционных прав осужденных к лишению свободы, следует отметить, что реализация некоторых из них идентична порядку их осуществления законопослушными гражданами и достаточно полно отражена в многочисленных литературных источниках (например, конституционное право на охрану чести и достоинства).
Еще одним уровнем отражения моральных и нравственных норм в российском уголовном законодательстве, является внесение в правовые нормы установлений, отражающих позитивные моральные стандарты общества, например такие, как проявление снисхождения к отдельным категориям людей в силу их незащищенности, особой жизненной ситуации. Примером такого положения может, в частности, служить статья 81 УК РФ, согласно которой лицо может быть освобождено от наказания в связи с болезнью: "1. Лицо, у которого после совершения преступления наступило психическое расстройство, лишающее его возможности осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими, освобождается от наказания, а лицо, отбывающее наказание, освобождается от дальнейшего его отбывания. Таким лицам суд может назначить принудительные меры медицинского характера. 2. Лицо, заболевшее после совершения преступления иной тяжелой болезнью, препятствующей отбыванию наказания, может быть судом освобождено от отбывания наказания ”.
В административном порядке были подвергнуты по сути дела уголовному наказанию - высылке - многие народы, проживающие на территории России. Третий тезис, содержащийся в статье, повторяет идею, выраженную в ст. 1 УК, а именно: никакой нормативный акт, кроме Уголовного кодекса, не может устанавливать преступность деяния, наказание за него или иные уголовно - правовые последствия. Значение принципа законности, сформулированного в рассматриваемой статье, не ограничивается сказанным. Распространяясь на весь Кодекс, включая его Общую и Особенную части, этот принцип также требует, чтобы: а) содержание всех уголовно - правовых норм понималось в точном соответствии с текстом (т. е. не допускалось ни расширительное, ни ограничительное их толкование; б) лицо, признанное виновным в совершении преступления (в том числе и отбывающее наказание), несло обязанности и пользовалось правами, установленными законом, а не какими - либо ведомственными инструкциями; в) правовое положение лиц, с которых снята судимость, не подвергалось бы никакому ограничению по сравнению с положением несудимых граждан.
Признаки специального субъекта по своему содержанию и характеру свойств весьма разнообразны. В действующем законодательстве их можно разделить на три большие группы: 1) признаки, характеризующие социальную роль и правовое положение субъекта; 2) физические свойства субъекта; 3) взаимоотношение субъекта с потерпевшим. Наиболее многочисленной является первая группа. Сюда входят следующие подгруппы признаков: гражданство (гражданин Российской Федерации, иностранный гражданин либо лицо без гражданства); должностное положение лица (должностное лицо вообще или отдельные виды должностных лиц: руководитель организации, представитель власти, сотрудник правоохранительного органа, судья, прокурор и т.д.); профессия, род деятельности, характер выполняемой работы (лицо, управляющее транспортным средством; спортсмен; врач; педагог; частный нотариус; частный аудитор; капитан судна и т.д.); отношение к военной службе (военнослужащий, призывник); участие в судебном процессе (свидетель, потерпевший, эксперт, переводчик); осуждение или заключение под стражу (лицо, осужденное к лишению свободы; лицо, отбывающее наказание или находящееся в предварительном заключении); судимость (лицо, ранее судимое за однородное преступление; лицо, ранее два или более раза судимое за хищение).
Уголовное законодательство Российской Федерации обеспечивает безопасность человека. 2. Наказание и иные меры уголовно-правового характера, применяемые к лицу, совершившему преступление, не могут иметь своей цепью причинение физических страданий или унижение человеческого достоинства. Статья 8. Основание уголовной ответственности Основанием уголовной ответственности является совершение деяния, содержащего все признаки состава преступления, предусмотренного настоящим Кодексом. ГЛАВА 2 ДЕЙСТВИЕ УГОЛОВНОГО ЗАКОНА ВО ВРЕМЕНИ И В ПРОСТРАНСТВЕСтатья 9. Действие уголовного закона во времени 1. Преступность и наказуемость деяния определяются уголовным законом, действовавшим во время совершения этого деяния. 2. Временем совершения преступления признается время совершения общественно опасного действия (бездействия) независимо от времени наступления последствий. Статья 10. Обратная сила уголовного закона 1. Уголовный закон, устраняющий преступность деяния, смягчающий наказание или иным образом улучшающий положение лица, совершившего преступление, имеет обратную силу, то есть распространяется на лиц, совершивших соответствующие деяния до вступления такого закона в силу, в том числе на лиц, отбывающих наказание или отбывших наказание, но имеющих судимость.
Уголовное законодательство Российской Федерации обеспечивает безо- пасность человека. 2. Наказание и иные меры уголовно-правового характера, применяемые к лицу, совершившему преступление, не могут иметь своей целью причинение физических страданий или унижение человеческого достоинства. Статья 8. Основание уголовной ответственности Основанием уголовной ответственности является совершение деяния, со- держащего все признаки состава преступления, предусмотренного настоящим Кодексом. Глава 2. ДЕЙСТВИЕ УГОЛОВНОГО ЗАКОНА ВО ВРЕМЕНИ И В ПРОСТРАНСТВЕ Статья 9. Действие уголовного закона во времени 1. Преступность и наказуемость деяния определяются уголовным законом, действовавшим во время совершения этого деяния. 2. Временем совершения преступления признается время совершения об- щественно опасного действия (бездействия) независимо от времени наступ- ления последствий. Статья 10. Обратная сила уголовного закона 1. Уголовный закон, устраняющий преступность деяния, смягчающий нака- зание или иным образом улучшающий положение лица, совершившего преступ- ление, имеет обратную силу, то есть распространяется на лиц, совершивших соответствующие деяния до вступления такого закона в силу, в том числе на лиц, отбывающих наказание или отбывших наказание, но имеющих суди- мость.
Она не содержит исчерпывающего перечня элементов содержания права на образование, и, помимо этого, входящие в нее нормы включают весьма расплывчатые формулировки и довольно нечеткие гарантии реализации права граждан на получения различных видов образования. В связи с этим узловые положения Основного закона государства о праве граждан в сфере образования получили свое развитие в текущем законодательстве. Центральное значение здесь имеют федеральные законы «Об образовании» и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». Кроме того, учитывая, что в законодательном порядке все тонкости отразить невозможно, для конкретизации положений Конституции и этих законов существует целая система подзаконных нормативно-правовых актов, регулирующих основные вопросы реализации рассматриваемого нами права (постановления правительства, приказы Министерства образования, уставы образовательных учреждений и др.). Среди них особый интерес, обусловленный предметом нашего исследования, представляет Положение о порядке организации получения основного общего и среднего (полного) образования лицами, отбывающими наказание в исправительных колониях и тюрьмах от 9 февраля 1999г.
В статье 4 Уголовно-исполнительного кодекса РФ говорится о том, что федеральные органы исполнительной власти вправе принимать основанные на законе нормативные правовые акты по вопросам исполнения наказания. По нашему мнению, необходимо уточнить пределы такого подзаконного регулирования. Целесообразно указать, прежде всего, на необходимость соблюдения принципа уважения прав и законных интересов человека и гражданина, обеспечения человеческого достоинства осужденного к лишению свободы. Это связано с тем, что подзаконное нормативное регулирование не может ограничивать законодательно закрепленные права лиц, содержащихся в исправительных учреждениях, вводить не предусмотренные законом запреты для них. Поэтому, на наш взгляд, необходимо сделать прямое указание в действующем законодательстве, что порядок реализации прав осужденных к лишению свободы, устанавливаемый в подзаконных нормативных актах в соответствии с Конституцией и федеральными законами (например, в Положении о порядке организации получения основного общего и среднего (полного) образования лицами, отбывающими наказание в виде лишения свободы), не может вести к дополнительному ограничению или ущемлению этих прав.
Полномочия законных и общественных представителей, органов и представителей юридических лиц определены законами, уставами или положениями. В связи с этим руководители юридических лиц предъявляют суду удостоверения, подтверждающие их служебное положение или полномочия; общественные представители — удостоверения либо поручения соответствующих организаций; законные представители — свидетельства органов загса или удостоверения органов опеки и попечительства; добровольные представители — доверенности, выданные и оформленные в соответствии с законом. Доверенность от имени юридического лица выдается его руководителем. Полномочия адвоката удостоверяются ордером, выдаваемым юридической консультацией. Доверенности, выдаваемые гражданами, удостоверяются в нотариальном порядке. Они также могут быть удостоверены предприятиями, где работает или учится доверитель, жилищно-эксплуатационной организацией по месту жительства доверителя, администрацией стационарного лечебного учреждения, в котором гражданин находится на излечении, соответствующей воинской частью, если доверенность выдается военнослужащим, администрацией исправительно-трудового учреждения, если доверенность выдается лицу, отбывающему наказание в виде лишения свободы.
Лицо, совершившее преступление, при отбитии уголовного наказания в местах, ограничивающих его свободу, не в состоянии реализовать ряд гражданских, политических и других прав и обязанностей, составляющих его правоспособность. 5. От религиозных убеждений субъекта. В правовом государстве, где провозглашается и гарантируется свобода вероисповедания, верующие могут по причине своих религиозных убеждений отказаться от осуществления ряда прав и обязанностей, которыми они обладают как граждане государства. К индивидам или субъектам правоотношений относятся граждане государства, иностранные граждане и лица без гражданства, находящиеся на территории данного государства. Индивидуальный субъект правоотношения не физическое, а чисто юридическое понятие. Субъект правоотношения – это не то же самое, что и человек, - это только одно его свойство, созданное объективным правом. Совокупность всех принадлежащих гражданину прав, свобод и обязанностей называется правовым статусом. Термин «правовой статус» употребляется для характеристики правового положения лица в целом, а термины «правоспособность» и «дееспособность» употребляются применительно к участию тех или иных лиц в правоотношениях.
![]() | 978 63 62 |