![]() 978 63 62 |
![]() |
Сочинения Доклады Контрольные Рефераты Курсовые Дипломы |
РАСПРОДАЖА |
все разделы | раздел: | Законодательство и право | подраздел: | Право |
Правопонимание | ![]() найти еще |
![]() Молочный гриб необходим в каждом доме как источник здоровья и красоты + книга в подарок |
В целом юснатурализму присущи как гуманитарные достоинства (концепция естественных и неотчуждаемых прав человека, отрицание произвольного государственного правотворчества и т. д.), так и недостатки (отсутствие формализованного принципа отличия права от неправа, недооценка роли позитивного права, смешение права с моралью, религией и т. д., отсутствие концепции правового закона, дуализм одновременно действующих систем естественного и позитивного права с безусловным подчинением государства и его позитивного права естественному праву и т. д.). 3. Предмет философии права Из предшествующего анализа разных типов правопонимания и соответствующего понимания следует, что, согласно либертарно-юридическому подходу, предмет философии права это право (как сущность) и закон (как публично-властное, официально-обязательное явление) в их различении и соотношении (совпадении или несовпадении). Из изложенного ясно также, что любая концепция правопонимания (и соответственно любая концепция философии права) это одновременно (понятийно свернуто или текстуально развернуто) и соответствующая концепция понимания и понятия государства (и соответствующая концепция философии государства)
Остальные категории являются выработкой юридической науки и для отдельно взятого человека не несут определенный смысл, не влияют вообще или их влияние чрезмерно мало: 1) Внешнее выражение – активное, пассивное; 2) Социальная значимость – необходимое, желательное, допустимое; 3) Зависимость реализации прав и свобод – возможное, должное; 4) Форма реализации права – использование, исполнение, соблюдение, применение; 5) Правовые последствия – возникновение, изменение, прекращение правовых отношений; 6) Субъекты – индивидуальные, коллективные; 7) Сферы общественной жизни – политическая, экономическая, социальная, духовная; 8) Сфера действия права – публичное, частное. Государство обязано культивировать правовое поведение в гражданах. Развитие право сознания и правопонимание в каждом человеке, положительно влияет и на общую культуру общества. Показывая тем самым и его прогресс. Но так же важнейшей задачей государства должно являться контроль за правонарушениями. А для точного разграничения правомерного поведения от правонарушения не обходимо определить и то, и другое.
Во-первых, она изучает государство и право в целом, выясняет общие закономерности их возникновения, развития и функционирования. Предмет же любой отраслевой науки задан границами определенных общественных отношений, рамками соответствующей отрасли права. Во-вторых, теория государства и права исследует общие для всех отраслевых наук вопросы (учение о правоотношениях, правонарушениях, юридической ответственности, правопонимании и др.). В-третьих, она играет методологическую роль в юриспруденции. Без ее выводов, научных категорий отраслевые науки обойтись не могут. Значительно меньше теория государства и права взаимосвязана с прикладными науками. Это обусловлено тем, что последние не в полной мере относятся к юридическим наукам, поскольку включают в свое содержание данные естественных, технических и других наук. Например, судебная медицина – использование медицинской науки в судебной деятельности, а криминалистика опирается на достижения технических наук. § 3. Теория государства и права как учебная дисциплина, ее задачи и функции Концепция высшего юридического образования ориентируется на подготовку высококвалифицированных, широко образованных специалистов, способных к активному творческому участию в государственно-правовой жизни, обладающих надлежащей политической и правовой культурой
Нормативное правопонимание составляет основу совершенствования законодательства, ибо в реальности существует не "право вообще", а определённые формулировки законов и других актов государства, составляющие систему норм. Тем самым утверждается значимость законодательной власти в системе разделения властей. Нормативное понимание права позволяет выявить какие отношения и чья воля нашли свое выражение в законе. В праве всегда воплощается коллективная воля (классовая или общенародная). Однако её формирование организуется государством, а не самой социальной группой, классом или народом. Краеугольный камень нормативизма - соблюдение права и закона. Закон создаётся государством; всё, что создаёт государство, верно и правомерно. Эта теория является апологией сильного государства, порядка в обществе, основанного на строгом следовании закону. Но исходя из легитимности государственной власти как таковой, эта теория не учитывает содержание деятельности этой власти. Социологическая школа отдаёт первенство правовым отношениям.
Однако это не означает, что после его смерти правопонимание исчезает совсем. Такие элементы правопонимания, как знания, оценки, могут передаваться другим людям, а исследователь-ученый оставляет после себя еще и письменные представления о праве. Другими словами, образ права, сложившийся в умах наших предшественников и выразившийся в виде той или иной концепции, оказывает заметное влияние на формирование правопонимания у потомков. При рассмотрении различных теорий и взглядов о праве необходимо учитывать следующие обстоятельства: • во-первых, исторические условия функционирования права и рамки культуры, в которых жил и работал «исследователь»; • во-вторых, то, что результат правопонимания всегда зависит от философской, нравственной, религиозной, идеологической позиции познающего его субъекта; • в-третьих, что берется в качестве основы той или иной концепции (источник правообразования или сущность самого явления), что понимается под источником права (человек, Бог или космос) и под его сущностью (воля класса, мера свободы человека или природный эгоизм индивида); • в-четвертых, устойчивость и долгожительство концепций в одних случаях и их динамичность, способность адаптироваться к развивающимся общественным отношениям – в других
В нём отчётливо проявляются правосознание и правовые установки граждан, должностных лиц, служащих, их правовая культура. Правопонимание находит выражение в информированности и знании закона и обусловленных этим действий или бездействия. Смысл закона в целом и его отдельных положений воспринимается, естественно, разными людьми неодинаково. Субъективизм - налицо. Поэтому столь важна проблема толкования законов в целях устранения коллизий, а также в целях их правильного применения. Толкование, как способ устранения коллизий, будучи объективно необходимым и полезным, нередко порождает новые, ещё более острые коллизии, так как зачастую одни и те же акты, события интерпретируется различными официальными и неофициальными структурами, общественными группами, лидерами и гражданами по разному, что в свою очередь является выражением их противостояния, а в конечном счёте - раскола общества. По-разному, например, трактуется современное законодательство о приватизации, выборах, налогах, собственности, предпринимательстве. Сама Конституция вызывает далеко не одинаковые оценки с точки зрения её общей концепции и степени легитимности.
Выделение на основе различия права и закона двух типов правопонимания ( юридического и легистского), которые охватывают все возможные трактовки права, включая все возможные трактовки права, но не отрицая значительных различий между разными подходами внутри самих этих типов правопонимакния. Это обстоятельство необходимо выделить будто любой вариант различения права и закона носит естественноправовой характер и исходит из признание той или иной версии естественного права. Для легистского правопонимания право обозначает как «волеустановленное право», то как «официальное право», то как «позитивистское право». Для юридического правопонимания право это не просто произвольное и субъективное властное веление, а нечто объективное и самостоятельное, обладающее своей ( не зависящий от воли законодателя ) собственной природой , своей сущностью и своей спецификой. Этим принципом права является принцип формального равенства, выражающий сущность и особенности права, его отличие от других социальных явлений, норм и регуляторов.
Такие права могут быть названы непосредственно-социальными; «непосредственными» в том смысле, что они существуют и действуют безотносительно к тому, объективированы ли они в каких-то опосредствующих внешних формах, или нет. По отношению к ним право как юридическое явление выступает в качестве «позитивного права» - права, которое создается людьми, выражено в писаных нормах, содержится в документах, которые можно увидеть, потрогать. Принципиальное различие между двумя типами правопонимания заключается в различении права и закона. Для юридического правопонимания вопрос о сущности права является подлинным вопросом, в отличие от легистского (позитивистского) правопонимания, для которых правом является официально данное и реально существующее право. «Позитивисты видят в праве общеобязательность, формальную определенность, принудительность. «Принудительность и формальная корректность» – в этом позитивисты видят сущность права и его отличие от морали. Например, библейская заповедь «не прелюбодействуй» – это моральный запрет; но если он будет выражен в форме закона, принятого в рамках особой процедуры, и подкреплен принудительной силой государства, то, с точки зрения позитивистов, он превратится в правовой запрет» .
Ульяновский Государственный Технический Университет Реферат на тему: «Политика сильной власти Александра Гамильтона» Выполнил: студент гр. Эд-33 Мамаев А.Ю. Проверил: Ульяновск 2003г. Содержание 1. Биография А. Гамильтона ст.3 2. Политические взгляды Гамильтона ст.8 3. Правопонимание Гамильтона .ст.11 ЗАКЛЮЧЕНИЕ .ст.13 Список использованных источников ст.14 Биография А. Гамильтона ГАМИЛЬТОН, АЛЕКСАНДР (Hamil o , Alexa der) (1755–1804), выдающийся государственный деятель и первый министр финансов США. Родился на острове Невис в Британской Вест-Индии 11 января 1755. Отец Гамильтона оставил семью, его мать умерла, когда мальчику было 13 лет. Чтобы заработать на жизнь, он поступил на работу в счетоводческую контору. В 1772 перебрался в Америку и на следующий год поступил в Кингз-колледж (ныне Колумбийский университет), где после года учебы получил степень бакалавра искусств. В колледже он начал писать политические статьи для «Нью-Йорк джорнэл». Прежде чем ему исполнилось двадцать лет, опубликовал два памфлета – Полное оправдание мер, предпринятых Конгрессом, в ответ на обвинения их противников и Ответ фермеру, которые были изданы, по обычаю того времени, анонимно.
Время действия закона характеризуют два момента: вступление в силу (начало действия закона) и утрата силы (прекращение действия закона). «Рождение» закона, как и его «жизнь», — это не единовременный акт, а протяженный во времени процесс, состоящий из следующих этапов: а) принятие, б) подписание, в) предание гласности г) вступление в силу. Момент вступления уголовных законов в силу устанавливается в общем, законодательстве каждого государства и потому до некоторой степени зависит от усмотрения законодателя, могущего «привязать» его к любому из перечисленных этапов. В одних случаях, как свидетельствует практика, законы вступали в силу с момента их принятия, в других—с момента подписания, в третьих—с момента опубликования, в четвертых— спустя определенное время после опубликования. Однако усмотрение законодателя в свете современного правопонимания должно быть весьма ограниченным: при любых обстоятельствах закон не должен вступить в силу ранее, чем он опубликован. Обнародование (опубликование) закона — чрезвычайно важная акция, ибо главное благо, которое несет правовое государство — упорядоченность и предсказуемость жизни.
Во втором случае, их нужно тщательно анализировать в тех последовательностях и связях, которые присущи развивающемуся юридическому противоречию. В качестве первого элемента юридического конфликта выделим прежде всего различия в правопонимании как базовые для формирования массового правого сознания. Обострившийся спор между пониманием права как общечеловеческих ценностей и как "писаного права", норм, законов и иных актов, приобрёл очевидную практическую направленность. Выделившиеся правовые конфликты переходят далее в стадию юридического спора, когда можно рассчитывать на успех путём договорённости и соглашений, посредством приостановления и отмены незаконных актов, проведения судебных разбирательств. Окончательное решение может вести либо к восстановлению прежнего юридического состояния, либо к формированию нового. Юридический конфликт может быть причиной, а затем составной частью другого конфликта - политического, социального, межнационального, экономического и т. д. Выступать сначала как повод, как "спичка", а потом в качестве элемента более общей конфликтной ситуации.
Правоприменительная практика рассмотрена Курбским, как и Пересветовым как в судебном, так и во внесудебном ее вариантах. Современный ему суд и практика объективного вменения, которая также рассматривается как проявление беззакония. Уделяет внимание Курбский и критике различных форм внесудебной расправы с неугодными лицами. В государстве не стало свободы и безопасности для подданных, не говоря уже о том, что царь ввел “постыдный обычай”, затворив все “царство русское словно в адовой твердыне”, и если кто из “земли твоей поехал в другие земли ты того называешь изменником”. Правопонимание Анализ правопонимания Курбского показывает, что у него, очевидно, прослеживается представление о тождестве права и справедливости. Только справедливое, утверждает он, может быть названо правовым, в законе должны быть воплощены справедливость и правда, а насилие является лишь источником беззакония. Излагая свои требования к правотворчеству, Курбский подчеркивает, что закон должен содержать реально выполнимые требования, ибо беззаконие – это не только соблюдение законов, но и принятие жестких законов.
Упадок в делах государства и сопутствующие ему военные неудачи Курбский связывает с падением правительства и введением опричнины. Роспуск Рады знаменовал полное и безусловное сосредоточение ничем не ограниченной власти в руках Ивана IV. В правопонимании Курбского ясно прослеживается представление о тождестве права и справедливости. Только справедливое может быть названо правовым, так как насилие — источник беззакония, а не права. Излагая свои требования к правотворчеству, Курбский подчеркивает, что закон должен содержать реально выполнимые требования, ибо беззаконие — это не только не соблюдение, но и создание жестоких и неисполнимых законов. Такое законотворчество, по мнению Курбского, преступно. В его политико-правовых воззрениях намечаются элементы естественно-правовой концепции, с которой связаны учения о государстве и праве уже в Новое время. Представления о праве и правде, добре и справедливости воспринимаются как составные компоненты естественных законов, посредством которых божественная воля сохраняет на земле свое высшее творение — человека.
У софистов, например, различие между естественным правом (правом по природе) и правом условным (полисными законами, установленными по соглашению, произволу и т. д.) означало различение, а зачастую и прямое противопоставление естественного (природного) и политического (условного). Своеобразие позиции Аристотеля обусловлено тем принципиальным обстоятельством, что под «природой» он и в вопросе о праве имеет в виду именно политическую природу человека: ведь человек, согласно Аристотелю, есть по своей природе существо политическое. Вообще при рассмотрении тех или иных естественно-правовых концепций важно установить, что, собственно говоря, имеется в виду под понятиями «природа», «естественное» и т. д. в соответствующих учениях. Данный момент имеет существенное значение для характеристики также и других аспектов правопонимания. Под условным (волеустановленным) правом в концепции Аристотеля подразумевается все то, что в последующем словоупотреблении стало обозначаться как позитивное (положительное) право. К условному праву он относит установления закона и всеобщих соглашений. Причем он говорит о писаном и неписаном законе. Под неписаным законом, тоже относящимся к условному (позитивному) праву, имеются в виду правовые обычаи (обычное право).
Нормы jus aequum (в их противопоставлении к jus i iquum) как раз и представляют собой реализацию требований jus i ia (правды и справедливости), конкретно-определенное преломление и выражение принципа естествен- стр. 15 ного права (и в то же время права вообще) применительно к изменчивым обстоятельствам, потребностям и интересам реальной жизни данного народа в соответствующее время. В целом для правопонимания древнеримских юристов характерно постоянное стремление подчеркнуть аксиологические (ценностные) черты права, присущие понятию права качества необходимости и долженствования. Не всякое сущее, обладающее позитивной санкцией, но лишь надлежащее и должное представляет собой право. Причем о долженствовании речь идет по преимуществу в аксиологической плоскости (с учетом кардинальной связи и взаимопронизанности справедливости и права). Показательно в этом отношении, в частности, следующее положение Павла: "Говорится, что претор высказывает право, даже если он решает несправедливо: это (слово) относится не к тому, что претор сделал, но к тому, что ему надлежало сделать ".
Это последнее значение было опорой двух других. Если церковь хотела иметь нерушимые законные права, государство должно было принять эти права как законное ограничение своего собственного главенства. Аналогичным образом права государства являлись законным ограничением главенства церкви. Эти две державы могли сосуществовать мирно только благодаря взаимному признанию верховенства права над каждой из них"12. В данном заключении есть некоторая доля преувеличения, однако верно то, что условия развития юридического мировоззрения Нового времени были созданы в эпоху Средневековья. В Новое время западноевропейское правопонимание дополнилось принципиально важной идеей автономности личности, как таковой, и соответственно идеей субъективного права, которой не существовало на Востоке. Понятие субъективного права не известно ни китайцам, ни японцам13. Мыслители Нового времени источник естественного права видели уже не в универсальном законе природы или в божественном разуме, но в самой природе человека. Осознание автономности личности произошло в условиях распада феодальных сословий и корпораций, когда индивид освобождался от опеки со стороны коллектива и начала складываться идея субъективного права как эманации индивидуальной воли.
Много сил он отдавал работе в кодификационном отделе и в комиссии по финляндским законам, но в конце 90-х годов, в связи с тяжелой болезнью, вынужден был оставить профессуру и административные должности. Скончался Н.М. Коркунов в 1904 г., только-только перейдя пятидесятилетний рубеж. Учение Н.М. Коркунова о праве и государстве несет на себе яркий отпечаток его индивидуальности, несмотря на определенную идейную зависимость от немецкой философско-правовой традиции. Профессору Коркунову удалось обосновать одну из первых в России "широкую" социологическую концепцию права, в соответствии с которой право "не перекрывается" государством, а относится к самой сути общества, сосуществуя в нем на разных уровнях и в самых различных формах. Соответственно Коркунов выделял в праве не только нормативный аспект, но и социально-деятельный, воплощающийся в правовых отношениях, а также аспект психический, обеспечивающий то, что сегодня можно назвать социально-ценностной легитимацией права. Фактически, мыслитель предвосхитил последующие попытки правовой теории выйти на интегральный вариант правопонимания,3 в рамках которого возможно примирение нескольких научно значимых подходов к праву и установление "единого понятия права, обнимающего все явления правовой жизни".4 Осуществить замысел в полной мере не удалось.
По-другому классовый подход к праву был реализован в трудах Е. Б. Пашуканиса, и прежде всего в его книге “Общая теория права и марксизм. Опыт критики основных юридических понятий” (1-е издание -- 1924 г.). В этой и других своих работах он ориентировался по преимуществу на представления о праве, имеющиеся в “Капитале” и “Критике Готской программы” Маркса, “Анти-Дюринге” Энгельса, “Государстве и революции” Ленина. Для Пашуканиса, как и для Маркса, Энгельса и Ленина, буржуазное право -- это исторически наиболее развитый, последний тип права, после которого невозможен какой-либо новый тип права, какое-то новое, послебуржуазное право. С этих позиций он отвергал возможность “пролетарского права”. По характеристике Пашуканиса, всякое юридическое отношение есть отношение между субъектами. “Субъект -- это атом юридической теории, простейший, неразложимый далее элемент”. Правопонимание при таком негативном подходе к праву вообще с позиций коммунистического отрицания его как буржуазного феномена, по сути дела, предстает как правоотрицание.
![]() | 978 63 62 |