![]() 978 63 62 |
![]() |
Сочинения Доклады Контрольные Рефераты Курсовые Дипломы |
РАСПРОДАЖА |
все разделы | раздел: | Законодательство и право | подраздел: | Право |
Прокурорский надзор и ведомственный контроль за законностью отказа в возбуждении уголовного дела | ![]() найти еще |
![]() Молочный гриб необходим в каждом доме как источник здоровья и красоты + книга в подарок |
Генеральный прокурор СССР А. М. Рекунков провел сотни коллегий, совещаний, активов, координационных заседаний и других мероприятий, направленных на укрепление законности и правопорядка в стране, усиление прокурорского надзора во всех сферах деятельности. Им были подписаны многие основополагающие приказы и указания о коренной перестройке деятельности органов прокуратуры на всех участках, в том числе, о надзоре за исполнением законов при рассмотрении уголовных дел в суда х, о подборе, расстановке, профессиональной подготовке и воспитании кадров, о повышении роли общего надзора в обеспечении социалистической законности и другие. При нем было введено и «Обязательство работника советской прокуратуры», которое стало приниматься в торжественной обстановке, в условиях широкой гласности. За время руководства Рекунковым органами прокуратуры были проведены глобальные проверки во всех ведущих союзных министерствах и ведомствах, комплексно изучена работа прокуратур всех союзных республик, многих автономных республик, краев и областей, с заслушиванием результатов на заседаниях коллегии Прокуратуры СССР. А. М
Ранее для осуществления указанных мер необходима была санкция прокурора. По моему мнению, указанные изменения в системе правосудия своевременные и необходимые, так как обеспечивают защиту прав и свобод граждан. Лишают прокуратуру несвойственной ей функции - взятие под стражу и арест граждан, оставляя за ней только прокурорский надзор за точным исполнением законов. Считаю, что для построения подлинно демократического государства необходимо вывести из органов прокуратуры, МВД, СБУ Украины следственные подразделения в самостоятельный орган Министерства юстиции. Обеспечив тем самым им непредвзятость, освобожденность от каких-либо ведомственных интересов, независимость и самостоятельность в проведении предварительного следствия. И С П О Л Ь З О В А Н Н А Я Л И Т Е Р А Т У Р А 1.Конституция (Основной Закон) Украины. -принята Верховной Радой Украины 28 июня 1996 г. 2.Басков В.И. Прокурорский надзор за исполнением законов при рассмотрении уголовных дел в судах. М.: Ю.Л., 1986 г., с.287. 3.О прокуратуре:Закон Украины от 5 ноября 1991 г. 4.Юридический энциклопедический словарь.- М.:Луч,- 1984. 5.Юридичний словник.-К.: УРЭ.-1983.
Для выражения интересов судей как носителей судебной власти образуются органы судейского сообщества (Всероссийский съезд судей, конференции судей субъектов РФ, Совет судей РФ, советы судей субъектов РФ, общее собрание судей судов, Высшая квалификационная коллегия судей РФ, квалификационные коллегии судей субъектов РФ) – важнейший институт обеспечения независимости судей. 44. ПРИОСТАНОВЛЕНИЕ И ПРЕКРАЩЕНИЕ ПОЛНОМОЧИЙ СУДЬИ Полномочия судей могут быть приостановлены только решением квалификационной коллегии судей. Приостановление полномочий – временное отстранение судьи от исполнения им своих обязанностей, основанием для которого является: – признание судьи безвестно отсутствующим решением суда, вступившим в законную силу; – возбуждение уголовного дела в отношении судьи либо привлечение его в качестве обвиняемого по другому уголовному делу; – участие судьи в предвыборной кампании в качестве кандидата в состав органа законодательной власти Федерации, субъекта РФ; – избрание судьи в состав органа законодательной власти Федерации, субъекта РФ
Направления деятельности прокуратуры неравнозначны и могут быть классифицированы на три вида. Первый вид, включающий первые четыре направления, представляют отрасли прокурорского надзора. Второй вид включает пятое направление, характерное для работы органов прокуратуры в борьбе с преступностью. Третий вид составляют два важнейших участка работы - участие в рассмотрении дел судами и поддержание государственного обвинения. Кадровая служба в органах прокуратуры определяется сложившейся системой управления и в этой связи отражает ее трехуровневую (трехзвенную) структуру. Единство и централизация системы органов прокуратуры, подчиненность нижестоящих прокуроров вышестоящим нашли преломление в целях, задачах, направлениях кадровой работы. Тема курсовой работы: «Особенности прокурорского надзора за исполнением законов при рассмотрении уголовных дел суде». Объектом исследования в курсовой работе является объективная реальность, то есть это те нормативные правовые акты, которые отражают и регулируют особенности прокурорского надзора за исполнением законов при рассмотрении уголовных дел суде.
Однако управление по надзору за исполнением законов о федеральной безопасности и межнациональных отношениях Генеральной прокуратуры сочло данный вывод следствия преждевременным и на этом основании отменило постановление в целом и возвратило материалы на дополнительную проверку, не высказав при этом каких-либо претензий по поводу отказа в возбуждении дела по измене Родине. Но сотрудники следственного управления министерства безопасности не согласились с мнением работников прокуратуры и заявили о несостоятельности претензий последних по поводу полноты проверки сведений в отношении Горбачева и дважды обжаловали решение об отмене их постановления и о возвращении материалов на дополнительную проверку. Оппозиционная пресса смаковала инцидент: если Генеральный прокурор признает обоснованность доводов следствия и оставит в силе постановление следственного управления МБ России об отказе в возбуждении уголовного дела против Горбачева по части 1 статьи 171 У К РСФСР вследствие амнистии, объявленной указом президента России от 18 июня 1992 года для лиц, перешагнувших шестидесятилетний рубеж, то создастся прецедент, когда впервые в истории нашего государства действия высшего руководителя страны будут официально квалифицированы как преступные
Сущность и задачи прокурорского надзора за исполнением законов при рассмотрении уголовных дел в судах Важной гарантией точного соблюдения законности ив уг.судопроизводстве явл.прокурорский надзор.Этот надзор осущ.прокурорами во всех судебных инстанциях, начиная с районного (городского) суда и кончая Верховным судом.Осуществляя надзор в суде по уг.делам, прокуроры в пределах своей компетенции: 1.проверяют законность решений судьи при подготовке уг.дела к рассмотр.в судебном заседании;2.осуществляя уг.преследование в суде, выступают в качестве гос.обвинителей; 3.дают заключение по вопросам, возник. в ходе судебного разбирательства; 4.предъявляют иски, если этого требует охрана гос-ых и общест.интересов, прав и законных интересов граждан, и поддерживают их в суде; 5.опротестовывают незаконные и необоснованные приговоры, определения и постановления судов; 6.дают заключения в судах кассационной и надзорной инстанций по уг.делам, рассматриваемым по протестам и жалобам; 7.проверяют законность и своевоеменность обращения к исполнению приговоров, определений и постановлений судов;8.осуществ.надзор за исполн.приговоров, опред, и постан.судоа;9.принимают меры в случаях, предусмотр.з-ом, к пересмотру приговоров, постанов., опред, постановлений судов в порядке надзора и возобновлению уг.дел по вновь открыв.обстоят-ам.-
Проблема незаконного отказа возбуждения уголовных дел у «блюстителей порядка», стоит чуть ли не на первом месте. Проведенная в 2003 г. прокурорская проверка в Московской области (а именно прокуратура по долгу службы осуществляет контроль исполнения законов в государстве) показала, что в 2003 году из 76664 заявлений и сообщений о совершенных и готовящихся преступлениях больше трети – 27622 – остались без движения: по ним были приняты решения об отказе в возбуждении уголовных дел.2 Понятно, что заявление заявлению рознь, что людям в милицейской форме порой приходится иметь дело и с сутяжниками, и с теми, кто 1999. № 2. Ст. 233. 12. «О судебной системе в Российской Федерации» Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ // Собрание законодательства Российской Федерации, 1997. № 1. Ст. 1. 13.»О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод и
В случае отказа от ознакомления с делом следователем должен составляться протокол об этом. Многие ученые подчеркивают, что составление протокола целесообразно во всех случаях ознакомления с делом. В таком случае в нем должно быть отражено: кто, где, в каком объеме знакомился с делом, какие при этом были сделаны ходатайства и заявления9. Не до конца решены в действующем законодательстве вопросы, связанные с приостановлением дела, и отказом возбуждении уголовного дела. Так, в последние годы наблюдается рост дел, приостановленных по ч. 3 ст. 195 УПК. Закон не предусматривает право потерпевшего знать о принятом следствием решении, знакомится с материалами приостановленного дела. В таком случае потерпевший по сути лишен возможности отстаивать свои права. Данный законодательный пробел должен быть восполнен. Необходимо также учитывать, что во многих случаях пострадавшее в результате противоправных действий имущество потерпевшего может быть застраховано, и для получения страховки потерпевшему необходимо представить справку о приостановлении уголовного дела.
Особенностью процессуального положения прокурора в надзорной инстанции является и то, что в той стадии речь идет о законности и обоснованности уже вступившего в законную силу приговора. В связи с этим осуществление функции надзора переходит к вышестоящим прокурорам. Выступающий с заключением в надзорной инстанции прокурор, должностное положение которого строго определено законом, не является представителем государственного обвинения. Он дает заключение независимо от позиции, занимаемой по тому же делу государственным обвинителем и прокурором, участвовавшим в судебном заседании кассационной инстанции. Нельзя отдавать предпочтение процессуальному значению прокурорского надзора в одной стадии перед другой. Надзор прокуратуры за законностью рассмотрения судами уголовных дел одинаково важен как в суде первой инстанции, так и при кассационной проверке уголовных дел, а также при рассмотрении дел в порядке надзора. Здесь имеет значение лишь объем прокурорской деятельности. Если в суде первой инстанции предметом прокурорского надзора являются все без исключения уголовные дела (по части из них прокурор поддерживает государственное обвинение, остальные проверяются прокурором и кассационный срок), то в суде кассационной инстанции рассматривается лишь часть от рассмотренных в суде первой инстанции (уголовные дела, рассматриваемые по первой инстанции Верховным Судом Республики Беларусь, в кассационном порядке не рассматриваются вовсе).
САРАТОВСКИЙ ВОЕННЫЙ КРАСНОЗНАМЁННЫЙ ИНСТИТУТ ВНУТРЕННИХ ВОЙСК МВД РФ кафедра УП и К Предмет: уголовный процессКУРСОВАЯ РАБОТА на тему « Поводы и основания к возбуждению уголовного дела » СОДЕРЖАНИЕ: ВВЕДЕНИЕ3 §1. Общая характеристика стадии возбуждения уголовного дела5 §2. Понятие и система поводов к возбуждению уголовного дела9 §3. Понятие оснований к возбуждению уголовного дела19 ЗАКЛЮЧЕНИЕ25 Список литературы26 введениЕ Возбуждение уголовного дела – этап, который не может миновать ни одно расследование. Именно возбуждение уголовного дела является процессуальной основой всего уголовного судопроизводства. Важность задач, разрешаемых на данном этапе уголовного процесса, определяет его значение. Своевременное и законное разрешение вопроса о возбуждении уголовного дела надежно обеспечивает защиту интересов российского государства, прав и законных интересов граждан и юридических лиц от преступных посягательств. В стадии возбуждения уголовного дела обеспечивается необходимое реагирование органов власти на каждый преступный факт. В деятельности прокурорских, судебных работников разрешение вопроса о возбуждении уголовного дела занимает важное место.
Если орган дознания, принявший заявление (сообщение) о преступлении, некомпетентен возбуждать уголовное дело, он должен направить полученное заявление или сообщение в надлежащий орган, руководствуясь нормами закона о подследственности или подсудности. В этом случае орган дознания обязан принять меры к предотвращению или пресечению преступления, а равно к закреплению следов преступления, о чем сообщается органу, которому передается заявление (сообщение). Об отказе возбуждения уголовного дела по основаниям, предусмотренным в ст. 24 УПК РФ в случае отсутствия события преступления и по другим законным основаниям, при этом решение об отказе в возбуждении уголовного дела имеет важное юридическое значение: им завершается первая стадия уголовного процесса. В данном решении констатируется, что расследования по поводу конкретного заявления или сообщения о преступлении не будет, следовательно, судопроизводство завершено, т.к. не было преступления. Мотивировать отказ в возбуждении уголовного дела – значит указать в постановлении как обстоятельства, установленные в результате рассмотрения поступившего заявления (сообщения) о преступлении и явившиеся основанием для отказа в возбуждении уголовного дела, так и конкретные данные, подтверждающие названные обстоятельства, со ссылкой на их источники. о возбуждении уголовного дела, принятии его к своему производству.
Без наличия удостоверения, подтверждающего сдачу квалификационного экзамена, лицо не должно допускаться к следственной работе. В-четвёртых, наделить квалификационную комиссию правом лишать лицо удостоверения следователя и дознавателя в случае допуска им нарушений законности в процессе правоприменительной деятельности. Из ст.186 УПК РК необходимо убрать положение о том, что уголовное дело возбуждается с согласия прокурора, но в тоже время обязать следователя и дознавателя уведомлять прокурора о принятии этого процессуального решения с направлением материалов дела. Данные меры позволят установить необходимый баланс процессуальной самостоятельности следователя и дознавателя, обеспечить эффективный надзор со стороны прокурора за соблюдением законности при возбуждении уголовного дела, соблюсти права граждан, потерпевших от преступных посягательств.1.3 Процессуальная самостоятельность следователя при избрании, изменении и отмене меры пресеченияСтатья 139 УПК РК закрепляет право следователя на избрание меры обвиняемому меры пресечения: «При наличии достаточных оснований полагать, что обвиняемый скроется от дознания, предварительного следствия или суда, либо воспрепятствует объективному расследованию и разбирательству дела в суде, или будет продолжать заниматься преступной деятельностью, а также для обеспечения исполнения приговора орган, ведущий уголовный процесс, в пределах своих полномочий вправе применить к этому лицу одну из мер пресечения, предусмотренных статьей 140 настоящего Кодекса».
Прокуроры призваны содействовать обеспечению твердого правового режима переориентации экономического механизма на основы рыночной экономики, внедрению принципов хозяйственного расчета, самофинансирования и самоокупаемости. Особую остроту в настоящее время приобретает задача по исполнению законов в следующих направлениях: об охране от всяких посягательств общегосударственной собственности; о соблюдении государственной и трудовой дисциплины; об охране природы и рационального использования ее ресурсов; о борьбе с пьянством, алкоголизмом и наркоманией; о защите прав и законных интересов граждан. При осуществлении надзора за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры строят вою работу, исходя из задач, сформулированных в Законе «О прокуратуре РФ» и УПК. Прокуроры должны обеспечить осуществление надзора таким образом, чтобы каждое преступление было быстро и полно раскрыто; ни одно лицо, виновное в совершении преступления, не избежало установленной законом ответственности; задержание лиц, подозреваемых в совершении преступления, производилось не иначе как в порядке и по основаниям, установленным в законе; никто не подвергался незаконному и необоснованному привлечению к уголовной -4-ответственности или иному ограничению в правах; никто не был заключен под стражу без санкции прокурора или судебного решения; соблюдался установленный законом порядок возбуждения уголовных дел, применения указанных в законе мер процессуального принуждения; при расследовании преступления неуклонно соблюдались требования закона о всестороннем , полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела, выяснялись как уличающие, так и оправдывающие обвиняемого обстоятельства, а также отягчающие и смягчающие его ответственность; выявлялись причины совершения преступления и способствующие им условия, принимаемые следственными органами меры по их устранению; обеспечивались конституционные гарантии неприкосновенности и жилища, требования принципа презумпции невиновности.
РФ либо только Генеральным прокурором РФ; - может расследовать любую категорию уголовных дел, вне зависимости от правил подследственности; - рассматривает жалобы на отказ в возбуждении и на незаконное возбуждение уголовного дела, может при этом отменить как то, так и другое решение; - проверяет законность самого возбуждения уголовного дела, для чего ему направляется копия каждого постановления о возбуждении каждого уголовного дела, по новому Уголовно-процессуальному кодексу РФ, вступающему в силу 1 июля 2002г., уголовное дело может быть возбуждено только с санкции прокурора; - до вступления в силу нового Уголовно-процессуального кодекса РФ санкционирует обыск, выемку почтово-телеграфной корреспонденции и тому подобные следственные действия; - до вступления в силу нового Уголовно-процессуального кодекса РФ проверяет законность задержания, санкционирует заключение под стражу и его продление, принудительное помещение лица в больницу для экспертизы (если лицо, которое хотят поместить в больницу, не является задержанным); - санкционирует применение залога и отстранение от должности; - рассматривает жалобы на действия дознавателя, следователя, начальника следственного отдела, лица, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность; - может в любой момент изъять уголовное дело у следователя для проверки; - может изъять любое уголовное дело у следователя для самостоятельного производства; - имеет право обязательных указаний следователю и дознавателю; - санкционирует продление сроков предварительного расследования; - проверяет законность прекращения уголовного дела по реабилитирующим (оправдывающим) основаниям; - дает согласие на прекращение дела по нереабилитирующим основаниям; - по окончании предварительного расследования проверяет (и санкционирует) итоговое решение следователя по уголовному делу (например, обвинительное заключение); - имеет право проверки оперативно-служебных документов, послуживших основаниям для оперативно-розыскных мероприятий, за исключением сведений о тактике, методах и средствах оперативной деятельности, о лицах, внедренных в организованные преступные группы, о штатных негласных сотрудниках, о негласных осведомителях; - может давать указания о прекращении незаконных оперативно-розыскных мероприятий; - может давать указания о проведении отдельных оперативно-розыскных мероприятий по делам, находящимся в его производстве; - проверяет законность рассекречивания материалов оперативно-розыскной деятельности, составляющих государственную тайну.
Понятие и юридическая природа освобождения от уголовной ответственности Достижение целей общего и специального предупреждения в ряде случаев возможно без привлечения виновных лиц к уголовной ответственности или же при их осуждении, но с освобождением от реального отбывания наказания полностью или частично путем замены наказания мерами общественного воздействия. Таким образом, задача совершенствования системы наказаний не связанных, с лишением свободы, и практика их применения должна решиться на основе всестороннего учета социальных факторов. В то же время расширение применения этих уголовно-правовых мер, являясь перспективной линией в области борьбы с преступностью посредством наказания, должна основываться на учете состояния преступности, обеспечивать выполнения задачи убеждения и принуждения. Вследствие этого уголовное право имеет институты освобождения от уголовного дела и наказания. Освобождение от уголовной ответственности может заключаться, в отказе возбуждения уголовного дела или же в его прекращении. Освобождение от уголовной ответственности и наказания в основном отличается друг от. Друга следующими чертами: 1) основаниями их применения. Освобождение от уголовной ответственности осуществляется, за исключением давности привлечения к уголовной ответственности, в тех случаях, когда совершенное преступление не представляет большой общественной опасности.
Основные положения этого принципа закреплены в ч. 2 ст. 15 Конституции РФ. Этот общеправовой принцип имеет непосредственное отношение к уголовному процессу. В уголовно-процессуальном законодательстве он конкретизируется в установлении порядка производства по уголовным делам. В обязанность дознавателя, следователя, прокурора, суда входит строгое соблюдение материальных и процессуальных законов (при возбуждении уголовного дела, предварительном расследовании, назначении дела к судебному заседанию, судебном разбирательстве, проверке законности и обоснованности приговора в вышестоящих инстанциях и т.д.). Закон обязателен для всех субъектов уголовного процесса. Для органов государства, осуществляющих производство по делу, соблюдение материальных и процессуальных законов составляет их обязанность перед государством и личностью, за нарушение которой к ним могут быть применены различные санкции, а процессуальные акты, вынесенные с нарушением закона, признаны недействительными. В уголовном процессе законность стоит на постулате: дозволено то, что разрешено законом. В тех случаях, когда-то или иное действие существенно затрагивает права и свободы личности, данное правило дополняет содержащиеся в законе запреты, не позволяющие отступать от установленного им порядка производства конкретного действия (применение ареста, производство обыска, освидетельствование и т. д.). Ясно, что такой принцип как законность не стоит в одном ряду с собственно процессуальными принципами, несоразмерен им, так как он охватывает собой весь корпус процессуальных начал и соотносится с ними как общее и особенное.
Во-вторых, общество и государство с учетом развития гражданских институтов, экономических отношений совершенствуют правовую систему, отдельные ее отрасли, в том числе и право уголовное. Именно уголовное право, обеспечивая охрану интересов личности, в целях эффективности такой охраны нередко изменяет свое отношение к деяниям. Оно либо исключает их из сферы своего воздействия, либо оставляет в своем «ведении», но при этом изменяет их оценку, что влечет улучшение или ухудшение уголовно-правового положения лиц, совершивших преступления. Такого рода изменения создают ситуацию, когда преступления совершаются в период действия одного закона, а возбуждение уголовного дела, предъявление лицу обвинения, рассмотрение уголовного дела в суде, вынесение судом обвинительного приговора, вступление его в силу, исполнение назначенного судом наказания осуществляются в период действия другого закона. Это порождает правотворческую и правоприменительную проблемы, связанные с применением закона, который бы в большей степени обеспечивал охрану соответствующих интересов, прав и свобод личности.
Стоящие перед органами прокуратуры задачи будут успешно выполнены лишь при том условии, если сами прокуроры и следователи будут строго придерживаться требований закона и норм уголовного процесса. Принцип законности в уголовном судопроизводстве является одним из основополагающих принципов в организации и деятельности органов дознания и предварительного, следствия. Некоторые следователи, да и прокуроры считают, что при раскрытии преступлений и их расследовании любые средства пригодны, лишь бы раскрыть преступление и установить виновное лицо. Излишне говорить о порочности такой позиции: не любые, а только те из них, которые основаны на законе, исходят из закона, опираются на закон. Установленный законом порядок возбуждения уголовного дела, предъявления обвинения, избрания меры пресечения, производства отдельных процессуальных действий вовсе не лишает их исполнителей инициативы, проявления творческого отношения к делу, иначе говоря, не «формализует» производство по делу. Правильное применение закона обеспечивает успешное производство по делу и вместе с тем гарантирует исполнителей от ошибок, которые затем оборачиваются грубыми нарушениями законности и приводят к существенному лишению или ограничению прав и законных интересов участников процесса.
![]() | 978 63 62 |