![]() 978 63 62 |
![]() |
Сочинения Доклады Контрольные Рефераты Курсовые Дипломы |
РАСПРОДАЖА |
все разделы | раздел: | Законодательство и право | подраздел: | Право |
Противодействие легализации преступных доходов: методологические основы | ![]() найти еще |
![]() Молочный гриб необходим в каждом доме как источник здоровья и красоты + книга в подарок |
Длительный успех в борьбе против финансирования терроризма требует всестороннего и стратегического подхода, который включает следующие элементы: (1) энергичные действия по установлению, пресечению и ограничению источников финансирования тех, кто привлекает финансовые средства, и пособников террористов; (2) надлежащие законные меры, включая эффективное уголовное преследование с целью открытого привлечения к ответственности финансирующие организации и пособников террористов, а также сообщения действующим и потенциальным источникам финансирования, что их действия будут иметь значительные правовые и общественные последствия; (3) строгий контроль за благотворительными обществами, включая их зарубежные отделения, с целью принятия необходимых мер, чтобы эти организации не поддерживали террористов и экстремистских элементов; (4) строгое обеспечение соблюдения санкций согласно резолюции 1267 Совета Безопасности ООН; и (5) строгое соблюдение международных стандартов по противодействию легализации преступных доходов и борьбе
Как уже говорилось, необходим переход от формального надзора к содержательному, т.е. отход от формальных процедур надзора за деятельностью банков к их качественному анализу. В рамках этого направления важно принятие новой редакции закона о банкротстве кредитных организаций, который позволил бы более эффективно проводить процедуры банкротства с меньшими потерями для кредиторов и клиентов банков. Актуальной проблемой является выявление и предотвращение «раздувания» банками своего капитала - сейчас разработаны механизмы выявления схем обманного увеличения капиталов. Важным элементом является и укрепление системы противодействия легализации преступных доходов и финансирования терроризма. Р.Х.Марданов выразил благодарность банкам республики за активное участие в этой работе. Благодаря совместным усилиям Россия была исключена из «черных списков» FA F. Эффективный надзор невозможен без качественной информации, получаемой от банков, поэтому требуется совершенствование системы информации. В основу этого будет положен иной тип взаимоотношений между Банком России и кредитными организациями - теперь они рассматриваются как элементы единой банковской системы, обеспечивающей экономику деньгами.
PСуммы денежных взысканий (штрафов) за нарушение законодательства Российской Федерации подлежат зачислению в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации в следующем порядке: 1)Pза нарушение законодательства Российской Федерации об основах конституционного строя Российской Федерации, о государственных символах Российской Федерации, государственных наградах, гражданстве Российской Федерации, о государственной власти Российской Федерации, о государственной службе Российской Федерации, о выборах и референдумах Российской Федерации, об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации, о внешней политике и международных отношениях, о военном и чрезвычайном положении, об обороне и безопасности государства, о воинской обязанности и военной службе, о Государственной границе Российской Федерации, о государственном оборонном заказе, о государственном материальном резерве, об экспортном контроле, об использовании атомной энергии, о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию
Для достижения указанной цели необходимо было решить следующие задачи: - определить социально - правовую природу данного явления, а так же степень его общественной опасности и характер негативных последствий; - проанализировать тенденции в практике применения уголовно - правовых норм о легализации преступных доходов; - обобщить судебно - следственную практику о преступлениях, предусмотренных ст.ст. 174 и 1741 УК РФ, и на этой основе выявить эффективность уголовно - правовых мер, направленных на противодействие легализации преступных доходов; - провести детальный анализ обязательных и факультативных признаков, составов преступлений, предусмотренных ст.ст. 174 и 1741 УК РФ, и выявить неточности в диспозициях этих норм; - на основе опыта уголовно - правовой борьбы с легализацией преступных доходов разработать и обосновать предложения по совершенствованию действующего уголовного законодательства. Объектом исследования является совокупность общественных отношений, возникающих в процессе противодействия легализации преступных доходов, регулируемых международным правом, гражданским, уголовным, уголовно-процессуальным и иным федеральным законодательством.
В Министерстве обороны Украины взаимодействие с АТЦ по вопросам антитеррористической борьбы осуществляет Главное управление Военной службы правопорядка Вооруженных Сил Украины. На Вооруженные Силы Украины возложена задача противодействия террористическим угрозам, которые могут быть осуществлены с использованием воздушного пространства. На сегодняшний день существующие возможности Воздушных Сил Вооруженных Сил Украины позволяют иметь дежурное радиолокационное поле и обеспечивать контроль над воздушным пространством. Обозначенными силами и способами ПВО прикрывают важнейшие государственные объекты, в том числе от террористической угрозы с использованием воздушного пространства. I.1.8. Предупреждение и противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма Большое значение в области противодействия терроризму придается вопросу о предупреждении его финансирования. Исполняя требования резолюции Совета Безопасности ООН 1267 (1999), 1333 (2000), 1337 (2001), 1390 (2002), 1455 (2003), Украина осуществляет меры по блокированию в случае выявления средств и других финансовых ресурсов лиц, причастных к террористической деятельности
Указом Президента РФ от 21.07.1995 г. № 746 настоящий Указ признан утратившим силу, но интересно было бы узнать экономический эффект от его действия. Мнение о том, что деньги, пусть и «грязные», должны быть инвестированы в экономику страны и тем самым способствовать ее процветанию, вызывает ряд сомнений. Во-первых, где гарантии, что легализованные доходы обязательно будут инвестированы в российскую экономику? И, во-вторых, допуска преступно нажитые доходы в легальный сектор экономики, мы тем самым способствуем укреплению позиций их владельцев, а, в конечном счете, – криминализации государства в целом. Мировым сообществом уже накоплен определенный опыт в сфере противодействия легализации преступных доходов. С 80-десятых годов прошлого века эта проблема приобрела международное значение. Особо опасный характер указанной деятельности объясняется ее тесной связью с такими криминальными явлениями, как организованная преступность, незаконное производство, торговля наркотиками, международный терроризм, контрабанда, незаконный оборот наркотиков, оружия, незаконная банковская деятельность, незаконная предпринимательская деятельность, уклонение от уплаты налогов, таможенных и иных платежей.
И.В. Козлов Легализация преступных доходов представляет собой сложный процесс, включающий множество разнообразных элементов. Знание обозначенного процесса необходимо для целей организации процесса противодействия легализации преступных доходов в надлежащем порядке. От того, насколько правильно классифицирован процесс, в существенной мере зависит эффективность мер противодействия. Рассмотрим и проанализируем предложенные учеными модели, описывающие структуру процесса легализации преступных доходов. Трехфазная модель (рис. 1), была разработана экспертами FA F и нашла наибольшую поддержку среди теоретиков борьбы с легализацией преступных капиталов. Она предполагает выделение в едином процессе легализации преступных доходов следующих стадий: размещение (рlасеme — англ.), расслоение (layeri g — англ.) и интеграцию (i egra io — англ.) денежных средств. Указанные три стадии могут осуществляться одновременно или частично накладываться друг на друга. Это зависит от имеющегося механизма отмывания и от требований, предъявляемых преступной организацией. Как указывает ФАТФ , размещение — это перевод наличных денежных средств в мобильные финансовые инструменты, территориальное удаление от мест их происхождения.
Представляется очевидным, что раскрытие данной темы по всем направлениям взаимодействия банков с финансово-надзорными органами не могло бы быть полностью отражено в одной диссертации из-за большого объема, выходящего за допустимые рамки данной работы, поэтому тема исследования посвящена более узкой специфики такого взаимодействия. А именно, в настоящем исследовании речь пойдет о взаимодействии банков с органами финансового надзора с целью предупреждения, выявления и пресечения деятельности отдельных экономических субъектов, вовлекающих банковскую систему в криминальную деятельность и использующих ее в целях отмывания преступных доходов. В частности, будут рассмотрены аспекты эффективной организации работы Банка России и кредитных организаций в данном направлении, в том числе по формированию оптимальной системы внутрибанковского контроля и использованию информационно-технологических разработок. Актуальность написания работы по данной теме возникла вследствие последних законодательных инициатив в Российской Федерации, напрямую затрагивающих деятельность кредитных организаций в области противодействия легализации преступных доходов.
Совершенствование нормативно-правового регулирования отношений в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, ифинансированию терроризма и методологического обеспечения деятельности кредитных организаций по контролю операций с денежными средствами или иным имуществом, подлежащих обязательному контролю, а также по выявлению сомнительных операций I—IV кварталы Финансовые рынки Финансовые рынки 15. Участие в работе по развитию законодательства, регулирующего деятельность центрального депозитария I—II кварталы 16. Участие в работе по развитию законодательства об организованных рынках ибиржевойторговле II—III кварталы 17. Участие в работе по развитию законодательства, регулирующего клиринговую деятельность I—II кварталы 18. Участие в работе по совершенствованию законодательства в части создания условий для секьюритизации финансовых активов I—II кварталы 19. Участие в работе по развитию законодательства о рынке ценных бумаг в части правового определения компенсационных механизмов на данном сегменте рынка III—IV кварталы 20.
Приведем основные Федеральные законы, регулирующие банковскую деятельность: - Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» от 10 июля 2002 года № 86-ФЗ (с изменениями и дополнениями) определяет статус, цели деятельности, функции и полномочия Банка России. - Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» от 02.12.1990 года №395-1 (с изменениями и дополнениями) определяет понятия кредитной организации (банка, небанковских кредитных организаций), банковской системы Российской Федерации, перечень банковских операций и сделок; устанавливает основы создания, функционирования и ликвидации кредитных организаций в Российской Федерации. - Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» от 25 февраля 1999 года №:40-ФЗ (с изменениями и дополнениями) устанавливает порядок и условия осуществления мер по предупреждению несостоятельности (банкротства) кредитных организаций, а также особенности оснований и процедур признания кредитных организаций несостоятельными (банкротами) и их ликвидации в порядке конкурсного производства. - Федеральный закон «О защите конкуренции» от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ (с изменениями и дополнениями) регулирует отношения, влияющие на конкуренцию на рынке ценных бумаг, банковских услуг, страховых услуг и рынке иных финансовых услуг и связанные с защитой конкуренции на рынке финансовых услуг. - Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» от 7августа 2001 года № 115-ФЗ (с изменениями и дополнениями) направлен на защиту прав и законных интересов граждан, общества и государства путем создания правового механизма противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
Аналогичный вывод напрашивается и по законопроектам по легализации доходов, полученных преступным путем. Как представляется, проблема легализации теневого капитала должна базироваиться на следующих принципах: - благоприятные для бизнеса изменения правохозяйственных условий (налоговая политика, приватизация, внеэкономическая деятельность), причем изменения, носящие упреждающий характер к необходимому усилению карательных мер; - четкое разграничение капиталов криминальных элементов и теневиков- хозяйственников и учет данного разделения в законодательных актах по борьбе с организованной преступностью и коррупцией, о легализации преступных доходов, в Уголовном Кодексе. - формирование нового отношения к отечественным предпринимателям, в том числе к “новым русским”, проживающим за рубежом, отношения на основе эффективной программы репартации капиталов и превращения их в инвестиционный ресурс России; - укрепление доверия к власти, предполагающего в качестве одной из мер демонстрацию эффективной защиты населения от финансовых мошенничеств, защиты сбережений, капиталов и самого института частной собственности; - Установление общественного контроля за деятельностью хозяйствующих субъектов в границах правового поля.
Для этого необходимо:22. на регулярной основе обновлять и вносить коррективы в Национальные списки НС, ПВ и прекурсоров в соответствии с требованиями МККН;23. совершенствовать государственный контроль за культивированием, производством, изготовлением, распределением, международной торговлей и использованием растений, веществ и препаратов, перечисленных в списках и таблицах международных конвенций;24. осуществлять государственный контроль за ввозом, вывозом, производством и продажей специальных химикатов и реализации наркотиков, находящихся под национальным и международным контролем. Борьба с незаконным оборотом наркотиков Борьба с незаконным оборотом наркотиков, с их незаконным транзитом через территорию республики, является важным фактором сдерживания их распространения и незаконного потребления. Деятельность в этом направлении предусматривает проведение правоохранными ведомствами КР таможенных, уголовно-правовых, административно-правовых и иных мероприятий, в том числе:25. выявление и пресечение преступной деятельности лиц и организаций, занимающихся контрабандой и незаконными операциями с наркотиками, легализацией преступных доходов, а также пресечение срастания представителей органов государственной власти и управления со структурами наркобизнеса;26. материально-техническое и кадровое укрепление подразделений правоохраниетльных органов, непосредственно занятых борьбой с незаконным оборотом наркотиков;27. осуществление мероприятий по обнаружению и ликвидации дикоросов наркотикосодержащих растений и их незаконных посевов;28. сотрудничество в этой области с зарубежными и международными правоохранительными органами и организациями;29. обеспечение реализации субрегиональных проектов Международной Программы ООН по контролю над наркотиками.
Проблемы использования офшорных фирм Следует помнить, что при использовании офшорных фирм у компаний могут возникнуть определенные проблемы. Отметим лишь две наиболее распространенные. Включение офшорной зоны в "черные списки" Многие офшорные зоны находятся под пристальным вниманием государственных органов и международных организаций, которые борются с отмыванием преступных доходов (см. об этом ниже). В российском законодательстве список таких государств установлен указанием Банка России от 12.02.99 № 500-У "Об усилении валютного контроля со стороны уполномоченных банков за правомерностью осуществления их клиентами валютных операций и о порядке применения мер воздействия к уполномоченным банкам за нарушения валютного законодательства". Все операции с резидентами этих государств становятся объектом повышенного внимания со стороны Центробанка. Другой нормативный документ, который доставляет много хлопот владельцам офшорных компаний, - Федеральный закон от 13.07.01 № 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем".
Следует обратить внимание, что с недавнего времени в финансовой сфере начал действовать ещё один орган – Комитет Российской Федерации по финансовому мониторингу (КФМ России), образованный Указом Президента РФ от 1 ноября 2001 г. №1263. Этот федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный принимать меры по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и координирующей деятельностью в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти. КФМ подотчётен Министерству финансов РФ, а обязанности председателя Комитета исполняет первый заместитель министра финансов. Правовую базу деятельности КФМ России составляет Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём». Основные задачи Комитета включают: 1) сбор, обработку и анализ информации об операциях с денежными средствами или иным имуществом, подлежащих контролю в соответствии с законодательством Российской Федерации; 2) создание единой информационной системы и ведение федеральной базы данных в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём; 3) направление соответствующей информации в правоохранительные органы в соответствии с их компетенцией при наличии достаточных оснований, свидетельствующих о том, что операция, сделка связанны с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путём; 4) осуществление в соответствии с международными договорами Российской Федерации взаимодействия и информационного обмена с компетентными органами иностранных государств в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём; 5) представление Российской Федерации в международных организациях по вопросам противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём.
Кроме того, Союз будет обеспечивать высокий уровень безопасности посредством профилактики и борьбы с преступностью, расизмом и ксенофобией, координировать сотрудничество полицейских и судебных органов, способствовать сближению национальных уголовных законов и развитию правосудия на основе взаимного признания судебных решений по гражданским и уголовным делам (Ar . III-158). Акты в форме европейских законов и рамочных законов в сфере судебного и полицейского сотрудничества будут приниматься Советом по инициативе Комиссии или по предложению четверти членов ЕС (Ar . III-165). В рамочных законах Совет может устанавливать признаки составов преступлений для гармонизации национальных уголовных законодательств. К таким преступлениям Конституция отнесла: терроризм, торговлю людьми, особенно женщинами и детьми, незаконный оборот наркотиков, фальшивомонетничество, коррупцию, легализацию преступных доходов, компьютерные преступления и организованную преступность. Данный перечень может быть расширен на основе решения Совета (Ar . III-172). Конституция подробно определяет правовой статус Европола и Евроюста, а также предусматривает возможность учреждения посредством решения Совета Офиса Европейского Прокурора (Ar . III-175). Согласно статье 29 Амстердамского договора обеспечение безопасности граждан Европейского союза в рамках «пространства свободы, безопасности и правопорядка» достигается посредством трех основных инструментов: - сотрудничества полицейских сил, таможенных и других компетентных органов государств-членов как непосредственно, так и в рамках Европейского полицейского ведомства; - сотрудничества между судебными и другими компетентными органами государств-членов; - сближения норм уголовного законодательства государств-членов.
Также в состав комиссии на постоянной основе входят также и Европейская комиссия и Совет сотрудничества Персидского залива, и порядка 20 наблюдателей. Именно эта организация является на сегодняшний день локомотивом в борьбе с “грязными” финансами, их владельцами, а также условиями, способствующими развитию легализации преступных доходов. ФАТФ также составляет чёрный список государств ( CC lis ) в той или иной степени отказывающихся сотрудничать по вопросам легализации. Россия была исключена из списка в октябре 2003, а принята в состав ФАТФ в середине 2003 года. В России деятельность по координации борьбы с отмыванием осуществляет Федеральная служба по финансовому мониторингу, которая является составной частью государственного аппарата и по своему правовому статусу относится к федеральным органам исполнительной власти. Банки обязаны знать клиентов “в лицо”. Государство в лице Центробанка и Федеральной службы по финансовому мониторингу продолжает завинчивать гайки в сфере банковского обслуживания граждан и организаций.
Систему органов внутреннего контроля составляют: Общее собрание акционеров банка; Совет директоров банка; Правление банка; Председатель Правления банка, его заместители; Ревизионная комиссия банка; Главный бухгалтер банка, его заместители; Руководители филиалов, их заместители; Главные бухгалтеры филиалов, их заместители; Служба внутреннего контроля; Ответственный сотрудник (структурное подразделение) по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма; Иные структурные подразделения банка, определенные Положением о системе внутреннего контроля банка. ОАО КБ «Севергазбанк» осуществляет следующие операции: • привлечение денежных средств физических и юридических лиц во вклады (до востребования и на определенный срок); • размещение указанных выше привлеченных денежных средств от своего имени и за свой счет; • открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц; • осуществление расчетов по поручению физических и юридических лиц, в том числе банков-корреспондентов, по их банковским счетам; • инкассацию денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов и кассовое обслуживание физических и юридических лиц; • куплю-продажу иностранной валюты в наличной и безналичной формах; • привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов; • выдачу банковских гарантий; • осуществление переводов денежных средств по поручению физических лиц без открытия банковских счетов (за исключением почтовых переводов).
Первый признак публичного договора в правовом режиме договора банковского счета имеется (п. 2 ст. 846), а второй – отсутствует. Договор банковского счета на практике оформляется, как правило, двумя способами: путем составления и подписания договора в виде единого документа; без такого документа. Статья 7 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем» (далее 115-ФЗ) возложила на банки обязанность идентифицировать по предъявленным документам личность клиента, который открывает счет. Кредитным организациям запрещено открывать счета (вклады) на анонимных владельцев. Этой же статьей 115–ФЗ определено, что для открытия счета клиенту необходимо представить в банк следующие документы: 1) заявление; 2) копию решения о создании организации; 3) копию устава (положения), 4) карточку образцов подписей и оттиска печати. В банк должны быть представлены: 5) свидетельство о постановке налогоплательщика – владельца счета на учет в налоговом органе (п. 1 ст. 86 НК РФ); 6) документ, подтверждающий его регистрацию в качестве страхователя в исполнительных органах Фонда социального страхования Российской Федерации Банки обязаны в течение 5-ти дней сообщать об открытии счетов организаций и индивидуальных предпринимателей налоговым органам (п. 1 ст. 86 НК РФ) и исполнительному органу Фонда социального страхования РФ по месту регистрации владельцев счетов.
![]() | 978 63 62 |