![]() 978 63 62 |
![]() |
Сочинения Доклады Контрольные Рефераты Курсовые Дипломы |
РАСПРОДАЖА |
все разделы | раздел: | Законодательство и право | подраздел: | Право |
Процессуальная самостоятельность следователя при принятии решения (согласно законодательству Республики Казахстан) | ![]() найти еще |
![]() Молочный гриб необходим в каждом доме как источник здоровья и красоты + книга в подарок |
Полномочия следователя. Самостоятельность следователя. При расследовании преступлений все решения о направлении следствия, производстве следственных действий следователь принимает самостоятельно и несет ответственность за ход и результаты расследования (ст. 127 УПК). Процессуальная самостоятельность следователя обеспечивается тем, что закон предоставляет ему право не согласиться с указаниями прокурора, которые касаются существа расследования, - о привлечении в качестве обвиняемого, квалификации преступления, объеме обвинения, направлении дела в суд или прекращении производства по делу. Во всех этих случаях следователь может не выполнять указания прокурора и представить дело со своими возражениями вышестоящему прокурору, который либо отменяет эти указания, либо поручает производство следствия другому следователю. Процессуальные права следователя проявляются и в его взаимоотношениях с органами дознания. Следователь вправе по расследуемым делам давать органам дознания поручения и указания о производстве розыскных или следственных действий (например, о розыске подозреваемого, его задержании, о розыске похищенного имущества)
В соответствии с УПК РФ следователи обладают широкой процессуальной самостоятельностью в принятии решений при производстве предварительного расследования, за исключением случаев, когда предусмотрено получение санкции прокурора или решение суда; руководитель СОГ (прокурор или начальник следственного отдела) вправе давать следователю указания о производстве предварительного следствия. Такие указания даются следователю в письменной форме и являются обязательными для исполнения. Однако, в случаях несогласия следователя с указаниями о привлечении в качестве обвиняемого, о квалификации преступления и объеме обвинения, о направлении дела для предания обвиняемого суду или о прекращении дела следователь вправе представить дело вышестоящему прокурору с изложением своих возражений и приостановить их выполнение. В этом случае прокурор или отменяет указание нижестоящего прокурора (начальника следственного отдела) или исключает данного следователя из состава следственно-оперативной группы по данному делу и поручает его производство другому следователю.
А руководящий состав партизанских отрядов и специальных диверсионно-разведывательных групп должен был обладать хотя бы минимумом специальных знаний. Вот для восполнения этого пробела и была создана специальная школа в Астрахани. В ее обязанность входила подготовка командно-политических кадров и специалистов, о которых говорилось выше, для оккупированных районов юга страны, в первую очередь на Астраханском направлении. На случай дальнейшего продвижения противника предусматривалась закладка тайных баз продовольствия и боевого снаряжения для будущих партизанских отрядов и диверсионных групп в районах Калмыцкой степи, еще не захваченных противником, в Приволжских районах низовья Волги и даже в Дагестанской автономной республике. Курсанты Астраханской спецшколы P005 осваивали отечественное и трофейное оружие, способы минирования, подготовку всевозможных фугасов из подручных материалов, изучали тактику диверсионных действий и работы в условиях полного отрыва от баз Снабжения и самостоятельности в принятии решений, а также действиям в условиях голой степи
Нормативные документы, издаваемые правоохранительными органами по отдельным проблемам взаимодействие, а также договоры и соглашения, заключенные с конкретным государственным органом. В них вопросы взаимодействия получают дальнейшую конкретизацию с учетом местных условий. Взаимодействие такие можно определить как основанную на законодательных актах совместную, согласованную деятельность следователя с органами дознания, базирующуюся на свойственных ей принципах и знаниях возможностей друг друга и осуществляемую в целях успешного раскрытия, расследования и предотвращения преступлений5. К основным принципам Криминалистика: Учебник для вузов МВД России. Т. 2: техника, тактика, организация и методика расследования преступлений. (под ред. Сматоринского Б.П.). -Волгоград, ВСШ МВД РФ. -1994. -С. 253. 6 Там же. 10 1. Соответствие совместной деятельности требованиям закона; 2. Организующая роль и ответственность следователя за своевременное и качественное расследование преступления, его процессуальная самостоятельность в принятии решений; 3.
Таким образом, значение процессуальной формы, ее социальная ценность состоят в том, что она обеспечивает режим законности в процессе, создает условия для достоверных выводов по делу, содержит гарантии защиты прав и законных интересов участвующих в деле лиц, способствует воспитательному воздействию процесса. Процессуальная форма включает и некоторые правила, имеющие процедурный, ритуальный характер. Однако и эти правила имеют существенное значение. Так, например, правило о том, что присутствующие в зале судебного заседания, не исключая состава суда, выслушивают приговор стоя (ст. 318 УПК), продиктовано уважением к суду и его решению, выносимому от имени государства. з5. Уголовно-процессуальные акты. Их виды и значение Одним из проявлений процессуальной формы является правило о том, чтобы все процессуальные действия и принятые решения были письменно закреплены в определенных актах -процессуальных документах. Закон устанавливает такую форму этих актов, которая дает возможность полно отразить в них ход и результаты проведения следственных и судебных действий, принятое решение, а в дальнейшем использовать полученные данные при расследовании, рассмотрении, разрешении уголовного дела и проверке законности и обоснованности проведенных действий и принятых решений. "Без предусмотренных законом процессуальных документов нет уголовного процесса, нет дела, а следовательно, и нет его сущности"
Например, статья 492 Уголовно-процессуального Кодекса Республики Казахстан требует обязательного участия в производстве по делу родителей или иных законных представителей несовершеннолетнего подсудимого. Они имеют право участвовать в исследовании доказательств на судебном следствии, давать показания, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, приносить жалобы на действия и решения суда. Законодательством Республики Казахстан регламентировано право на свободу и личную неприкосновенность граждан, несовершеннолетних в особенности. В соответствии с принципами и нормами международного права и международных договоров национальное законодательство в этой части расширено и усовершенствовано. Действующие в системе Министерства внутренних дел Республики Казахстан Центры временной изоляции, адаптации и реабилитации несовершеннолетних являются структурными подразделениями органов внутренних дел, деятельность которых определяется в соответствии со статьей 11 Закона Республики Казахстан , Кудрявцев В.Н., Эминов В.Е., М.2001 г., 7. Лейкина Н. С. Личность преступника и уголовная ответственность. М, 2002. 8. Криминология: Учебник / Под ред. проф. А.И. Долговой. - М., 2004. 9. Башкатов И.Л. Психология групп несовершеннолетних правонарушителей. - М.,1993. 10. Мельникова Э.Б. Как уберечь подростка от конфликта с законом. -- М.: Изд-во БЕК, 1998. 11. Прозументов Л.М. Групповая преступность несовершеннолетних и ее предупреждение. -- Томск: Изд-во Томского ун-та, 1993. 12. Энциклопедия преступлений и наказаний. Дети - преступники. / Ред. Ю.И. Иванов. - Мн.: Литература, 1996. 13. Уголовный кодекс Республики Казахстан от 1997. 14. Интернет источники- ewzz.kz, www.mvd.kz 1 Башкатов И.Л. Психология групп несовершеннолетних правонарушителей. - М.,1993. 2 Криминологические проблемы профилактики правонарушений молодежи. Киев. 2001. 3 Буянов М.И. «Ребенок из неблагополучной семьи». М. Просвещение, 2000.
Функции фондовой биржи: а) создание постоянно действующего рынка; б) определение цен; в) распространение информации о товарах и финансовых инструментах, их цена и условия обращения; г) поддержание профессионализма торговых и финансовых посредников; д) выработка правил. К котировке на фондовой бирже допускаются только ценные бумаги, которые прошли листинг, т.е. удовлетворяют определенным требованиям, предъявляемым к ценным бумагам данной биржей. На разных биржах существуют различные критерии допуска ценных бумаг к котировке. Это правовой статус ценных бумаг, степень капитализации рынка, минимальное количество акций, способы распределения акций у акционеров и т.п. Согласно законодательству Республики Казахстан фондовая биржа организуется в форме акционерного общества, являясь юридическим лицом. Действует биржа на основании законов республики и своего устава. Учредителями фондовой биржи могут выступать юридические лица, имеющие лицензию на право ведения профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг. Внебиржевой рынок охватывает рынок операций с ценными бумагами, совершаемых вне фондовой биржи. Через этот рынок проходит а) большинство первичных размещений; б) торговля бумагами худшего качества.
Не позднее месячного срока по представлению должны быть приняты необходимые меры и о результатах сообщено прокурору (ст. 21 УПК). Санкция – решение прокурора в случаях, когда органу дознания или следователю необходимо ограничить конституционные права и законные интересы подозреваемого или обвиняемого (заключение под стражу, залог, отстранение от должности). Утверждение – применяется прокурором в случаях, когда решение, принятое следователем, в последующих стадиях производства по делу становится также прокурорским решением; например, обвинительное заключение (ст. 217 УПК). Реализация этих, как и многих других, надзорных полномочий прокурора в сочетании с процессуальной самостоятельностью следователя, тесным взаимодействием его с органами дознания обеспечивает успешное раскрытие преступлений, устранение причин и условий, способствующих их совершению. 2.2. Военные суды: их структура, полномочия и место в судебной системе. На территории РФ действуют следующие виды судов: Осуществляющие конституционный контроль Общие суды Военные суды Арбитражные суды КСРФ ВСРФ ВАСРФ Военная коллегия ВСРФ 10 федеральных судов округа документы, представленные для совершения нотариального действия, не соответствуют требованиям законодательства.
Следователь вправе принять решение о прекращении уголовного дела в рамках своей компетенции, определенной ст. ст. 38, 151 УПК РФ. Однако его компетенция в принятии указанного процессуального решения значительно шире, чем у органа дознания (дознавателя). Так, следователь в предусмотренных законом случаях вправе прекращать уголовные дела, по которым производится не только предварительное следствие, но и дознание. В соответствии с п. 16 ч. 2 ст. 37 УПК РФ прокурор вправе самостоятельно прекратить производство по любому уголовному делу, а согласно п. 6 ч. 3 ст. 38 УПК РФ дать соответствующее указание следователю на прекращение уголовного дела. При этом следователь, пользуясь процессуальной самостоятельностью, может не выполнить указание прокурора о прекращении уголовного дела и обжаловать это решение вышестоящему прокурору. Вышестоящий прокурор, не согласившись с мнением следователя, не может дать указание о прекращении дела, а обязан передать уголовное дело другому следователю (ч. 4 ст. 38 УПК). Дознаватель не обладает процессуальной самостоятельностью следователя, поэтому указания прокурора о прекращении уголовного дела для него обязательны (ч. 4 ст. 41 УПК РФ). 6. Решение о прекращении уголовного дела должно быть принято в течение сроков, установленных для производства дознания (ст. 223 УПК РФ) и предварительного следствия (ст. 162 УПК РФ). 7. При прекращении уголовного дела должны быть соблюдены права и законные интересы участников уголовного судопроизводства, а именно: своевременное извещение о прекращении уголовного дела; предоставление возможности ознакомиться с его материалами; разрешение заявленных ходатайств; вручение либо направление копий постановления о прекращении уголовного дела; разъяснение права на предъявление гражданского иска в порядке гражданского судопроизводства; разъяснение права и порядка обжалования принятого решения.
Пробелы в гражданско-процессуальном законодательстве РК, касающиеся механизма обращения судебных решений к немедленному исполнению, фактически позволяют судам и судьям действовать по своему усмотрению, что в условиях общего низкого уровня правовой культуры и распространения пресловутой коррупции в значительной степени снижают уровень защиты прав и законных интересов граждан и предпринимателей. Наверное, назрела необходимость внесения соответствующих изменений в гражданско-процессуальное законодательство РК либо принятия соответствующего постановления Пленума Верховного суда РК, который может разрешить те проблемы, которые, на наш взгляд, имеются в процессуальном законодательстве РК в части немедленного исполнения судебных решений. Список литературы В настоящей статье законодательство Республики Казахстан используется по состоянию на 22 декабря 2000 г. Статья 207 ГПК КазССР излагается в редакции по состоянию на 30 июня 1998 г. См.: Казахстанская правда. 2000 г., 27 июля. № 187-188. См.: Юридическая газета. 2000 г., 15 ноября. № 49. Казахстанская правда. 2001, 9 января. № 7-8. Сборник постановлений Пленума Верховного суда СССР. 1924-1986. М., 1987. С. 374.
Не позднее месячного срока по представлению должны быть приняты необходимые меры и о результатах сообщено прокурору. Санкция – решение прокурора в случаях, когда органу дознания или следователю необходимо ограничить конституционные права и законные интересы подозреваемого или обвиняемого (заключение под стражу, залог, отстранение от должности). Утверждение – применятся прокурором в случаях, когда решение, принятое следователем, в последующих стадиях производства по делу становится также прокурорским решением; например, обвинительное заключение. Реализация этих, как и многих других, надзорных полномочий прокурора в сочетании с процессуальной самостоятельностью следователя, тесным взаимодействием его с органами дознания обеспечивает успешное раскрытие преступлений, устранение причин и условий, способствующих их совершению. Надзор за исполнением законов администрацией органов и учреждений, исполняющих наказание, и иные назначаемые судом меры принудительного характера, администрацией мест содержания задержанных под стражу.
Расследование именуется предварительным не потому, что имеет второстепенное значение в уголовном процессе, а потому, что именно здесь создаются необходимые предпосылки для успешного решения дела по существу. Расследование называется предварительным и по той причине, это оно приводит к предварительным выводам и предшествует разбирательству в суде уголовных дел. Суд, рассматривая дело в судебном заседании, не связан выводами органов предварительного расследования. В стадии судебного разбирательства осуществляется собственное, то есть судебное исследование доказательств - судебное следствие. Однако предварительное расследование не теряет от этого своего важного назначения в уголовном процессе. Оно должно быть произведено так, чтобы у суда были все возможности правильно разрешить уголовное дело, вынести законный, обоснованный и справедливый приговор. Как и возбуждение уголовного дела, предварительное расследование включает в себя сложный многообразный комплекс процессуальных действий и решений. Закон не устанавливает их строгой последовательности, как это сделано применительно к судебному разбирательству: следователю, органу дознания и дознавателю предоставлено право в зависимости от конкретных обстоятельств определять самостоятельно (за исключением случаев, когда необходима санкция прокурора или разрешение суда) очередность производства следственных и иных процессуальных действий и принятия решений.
Принята Инструкция о порядке размещения и взаимодействия контролирующих органов на границе, которая определяет порядок проведения комплексного контроля автотранспортного средства, с выдачей талона прохождения контроля, обеспечивающего его дальнейшее движение по территории Республики Казахстан без дополнительных проверок, размещения контролирующих органов в зданиях таможен и обеспечения контроля по принципу «единая остановка» Кроме того, принятое решение по созданию единых контрольно-пропускных пунктов, как показывает практика, также позволяет эффективно взаимодействовать государственным контролирующим органам, сокращает время на прохождение таможенных формальностей, экономии денежных средств, предупреждает случаи простоев на границе, способствует доверительным отношениям представителей контролирующих органов с участниками внешнеэкономической деятельности. Рассмотрим организацию государственного контроля в КПП и функции контролирующих органов. Согласно ст. 9 Закона Республики Казахстан от 13 января 1993 г 1872-XII О Государственной границе Республики Казахстан железнодорожное, автомобильное, морское, воздушное и иное сообщение через Государственную границу Республики Казахстан осуществляется в пунктах пропуска через Государственную границу Республики Казахстан, определяемых Правительством Республики Казахстан в соответствии с законодательством Республики Казахстан и международными договорами Республики Казахстан.
Однако указанное, не повлекло за собой каких-либо больших сдвигов в направлении усиления процессуальной самостоятельности следователя. Прокурор по-прежнему продолжал руководить следствием, давая обязательные для исполнения указания, санкционируя многие действия и решения следователя, осуществляя надзор за ним. Более того, при желании он мог взять на себя производство расследования. Кроме того, Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 14 декабря 1965 г. в УПК РСФСР была введена статья 127-1, по которой начальник следственного отдела получил право дачи указаний, обязательных к исполнению следователем по уголовным делам, и ряд иных процессуальных полномочий, ограничивающих процессуальную самостоятельность следователя. Уголовно-процессуальное законодательство советского периода возлагало на следователя обязанность всестороннего, полного и объективного исследования обстоятельств дела, как смягчающих, так и отягчающих ответственность, собирание как обвинительных, так и оправдательных доказательств. По сути, решая эти поставленные перед ним законодателем задачи, следователь должен был обвинять и защищать одновременно, а также разрешать дело по существу.
Прокурор осуществляет надзор за законностью действий обвинительной камеры, обладая обширными полномочиями. Прокурор может воздействовать на решения о квалификации полицейских служащих, вправе отстранять их от должности в случае нарушений служебной дисциплины и требований закона. По законодательству Франции (Ордонанс № 59-1 от 2 января 1953 г., и др.), ст. 31 и 32 Уголовно-процессуального кодекса, прокуратуры городов, районов, районов в городах как прокуратуры низового звена. Есть и специализированные прокуратуры: военная, транспортная, природоохранная и другие. Правоохранительные органы Республики Казахстан (Казахстана) Конституцией Республики Казахстан, принятой 30 августа 1995г., Республика Казахстан объявлена унитарным государством с президентской формой правления, с единой государственной властью, осуществляемой в соответствии с принципом ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Президент Республики Казахстан обеспечивает согласованное функционирование всех ветвей государственной власти и ответственность органов власти перед народом.
Во-вторых, с точки зрения научной организации труда и этики взаимоотношений между руководителем следственного органа и следователем, прокурором и руководителем следственного органа, а также органом дознания и дознавателем первые должны иметь возможность брать на себя ответственность за решения, в необходимости принятия которых они не убедили своего поднадзорного или подконтрольного. Такой подход, думается, только укрепит процессуальную самостоятельность следователя, дознавателя, но не наоборот. Например, в ч. 6 ст. 148 УПК РФ предусмотрено, что, признав отказ следователя в возбуждении уголовного дела незаконным или необоснованным, прокурор выносит мотивированное постановление о направлении соответствующих материалов руководителю следственного органа для решения вопроса об отмене постановления об отказе в возбуждении уголовного дела». Из приведенных положений логически напрашивался следующий шаг - завершить урегулирование данных вопросов, для чего следовало наделить руководителя следственного органа правом отменять незаконное постановление следователя и направлять материалы для дополнительной проверки либо сразу принимать решение о возбуждении уголовного дела.
Обязанность осуществления уголовного преследования по делам публичного и частно-публичного обвинения возлагается на государство в лице прокурора, следователя, дознавателя. Обязанность осуществления уголовного преследования по делам частного обвинения возлагается на частного обвинителя (потерпевшего), его законных представителей и представителей. Вместе с тем, уголовное преследования по делам частного обвинения может осуществляться и государством, если преступление совершено в отношении лица, находящегося в зависимом состоянии или по иным причинам не способного самостоятельно воспользоваться принадлежащими ему правами (ч.4 ст.20 УПК РФ). Свобода оценки доказательств. Свобода оценки доказательств судом вытекает из принципа независимости и процессуальной самостоятельности судей. Все решения по делу судьи принимают, руководствуясь своими внутренними убеждениями, основанными на совокупности всех собранных, проверенных и оцененных судом доказательств. Уголовно-процессуальный закон подчеркивает и процессуальную самостоятельность следователя, позволяя ему обжаловать ряд наиболее важных указаний начальства вышестоящему надзирающему прокурору, не исполнять эти указания до принятия решения.
С расчетного счета производятся почти все платежи организации: оплата поставщикам за материалы, работы, услуги, погашение задолженности бюджету, внебюджетным фондам, получение денег в кассу для выдачи заработной платы, материальной помощи, премий и т.д. Безналичные перечисления, а также выдача денег, с этого счета банком осуществляются на основе приказа организации (подписи на документах) – владельцем расчетного счета или с его согласия (акцепта). В особых случаях банк принудительно списывает денежные средства с расчетного счета по документам других организаций (по приказам финансовых органов) суммы просроченных налогов и сборов, по исполнительным листам, по удовлетворению исков. Указом Президента РБ от 29 июня 2000г, №359 установлен порядок расчетов между юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в Республике Беларусь. В соответствии с данным указом при осуществлении платежей с текущих (расчетных) счетов в белорусских рублях субъекты хозяйствования обязаны соблюдать установленную очередность платежей, за исключением: расчетов с кредиторами, производимых ликвидируемыми юридическими лицами, а также индивидуальными предпринимателями, в отношении которых приняты решения о прекращении предпринимательской деятельности; расчетов наличными денежными средствами по платежам в бюджет (в том числе государственные целевые бюджетные фонды) и в государственные внебюджетные фонды, осуществляемых через юридические лица, уполномоченные, согласно законодательству Республики Беларусь, взимать такие платежи.
![]() | 978 63 62 |