![]() 978 63 62 |
![]() |
Сочинения Доклады Контрольные Рефераты Курсовые Дипломы |
РАСПРОДАЖА |
все разделы | раздел: | Законодательство и право | подраздел: | Право |
Управление развитием муниципального образования | ![]() найти еще |
![]() Молочный гриб необходим в каждом доме как источник здоровья и красоты + книга в подарок |
Будучи открытой системой, муниципальное образование имеет множественные и различные по характеру связи с внешней средой. Внешняя среда является для муниципального образования источником материальных ресурсов, энергии, информации. Следует отметить, что муниципальные образования как сложные системы функционируют в настоящее время в России в условиях несформированности внутренней среды и нестабильности внешней. В этой связи управление развитием муниципального образования требует, в первую очередь, точного и грамотного определения целей совместной деятельности субъектов муниципального управления – местной власти и населения. Целеполагание представляется наиболее важным и значимым элементом управления. Первичное формирование целей и задач деятельности муниципального образования происходит при установлении статуса муниципального образования и определении его компетенции. Исходя из общественно-государственной природы местного самоуправления, выделяют два основных источника полномочий местной власти: 1. Государство. Оно возлагает основные обязанности по развитию муниципального образования на органы местного самоуправления посредством законодательного определения вопросов местного значения и полномочий в различных сферах (гл. 3 Закона о местном самоуправлении 2003 г., отраслевые федеральные законы и законы субъектов РФ). 2. Население
Поэтому в анализе эффективности управления должно учитываться отношение жителей к результатам управленческой деятельности местных властей и степень взаимодействия различных субъектов в управлении развитием. Вместе с тем проведенное исследование показывает, что результаты реализации решений, принимаемых властными структурами без согласования с определенной целевой группой, далеко не всегда соответствуют ее ожиданиям. Разработанная автором система индикаторов оценки эффективности управления развитием муниципальных образований учитывает достоинства существующих методик оценки и позволяет исключить имеющиеся в них недостатки. Она состоит из двух частей: с помощью первой оцениваются результаты развития, во второй сгруппированы индикаторы оценки процесса управления развитием. Модель оценки уровня социально-экономического развития муниципального образования, построенная с помощью математического инструментария специализированного статистического программного обеспечения на основе качественного подхода к управлению развитием, облегчает самоконтроль результативности управления местным развитием.
На формирование конкретной организационной структуры местной администрации оказывает влияние несколько факторов, основными из которых являются: 1. Тип муниципального образования. Он предопределяет перечень вопросов местного значения, из которого складываются полномочия администрации. 2. Цели и задачи социально-экономического развития муниципального образования. В зависимости от выбранных приоритетов развития будут «усиливаться» те звенья управления, на которые возложены функции по достижению соответствующих целей и решению задач. 3. Размер территории, численность и состав населения муниципального образования. В крупных городах выстраиваются более сложные структуры администрации, предусматривающие, в том числе, и наличие территориальных структурных подразделений. 4. Уровень развития производства и рыночной инфраструктуры. В более развитом в указанном отношении муниципальном образовании существует больше возможностей для аутсорсинга, т. е. передачи отдельных функций администрации, не носящих властного характера, более эффективному исполнителю. 5. Различные местные особенности – географические, природные, демографические, исторические
Это означает, что за небольшим исключением (см. Гражданский Кодекс Российской Федерации) органы местного самоуправления могут осуществлять правоотношения, предусмотренные для юридических лиц гражданским законодательством. Таким образом, новое гражданское законодательство приравнивает (за некоторыми исключениями) муниципальные образования к субъектам рыночных отношений. Такое положение предъявляет к органам местного самоуправления достаточно высокие требования по управлению хозяйственной деятельностью, в целом – по управлению развитием города. В условиях, когда местные органы управления были составной частью государственного управления, и при этом экономика всей страны управлялась административными методами, в методологии управления проектами не было необходимости. Сейчас достижения этого направления в управленческой науке начинают практически использоваться во многих сферах жизни. Учитывая специфику муниципального управления, о которой говорилось в предыдущих главах, нет необходимости полностью переносить всю методологию управления проектами в муниципальное управление Однако, по-видимому, некоторые элементы этой методологии могут быть применены в управлении развитием муниципального образования.
Требования повсеместного внедрения программно-целевых методов управления обусловливают необходимость формирования новых – проектных (программно-целевых) структур, основанных на широком межведомственном взаимодействии с привлечением отдельных структурных подразделений в качестве главных исполнителей конкретной задачи на определенный период времени. При таком подходе для решения приоритетных вопросов развития муниципального образования разрабатываются целевые программы, представляющие собой систему мероприятий, увязанную по ресурсам и времени. Для реализации программы предусматривается выделение необходимых ресурсов и формирование временного коллектива работников, которые на период действия программы находятся в некоторой степени в двойном подчинении: своему непосредственному руководителю и ответственному исполнителю программы. Как правило, проектные структуры образуются в администрациях в виде комиссий рабочих групп. Использование программно-целевых методов в построении организационной структуры администрации требует проведения сложной работы по регламентации деятельности структурных подразделений
По истечении определенного периода времени, например одного года, или в случае серьезных изменений внешней среды муниципального образования вновь организуется деятельность творческого коллектива (возможно, с участием новых лиц, но при условии сохранения основного «костяка» творческого коллектива) для внесения корректировок в стратегические установки развития муниципального образования . Предложенный поэтапный процесс разработки и выполнения основных задач стратегического управления муниципального образования позволяет организовать процесс деятельности, выработать основу стратегического управления развитием муниципального образования. Таким образом, разработанная стратегия позволит определить готовность муниципального образования к эффективному реагированию на выявленные факторы влияния внешней среды и объединить ресурсы внутри муниципального образования. Кроме того, стратегия развития муниципального образования свидетельствует о способностях муниципального образования вести слаженную планомерную работу и по привлечению внешних ресурсов для его развития (использование в переговорах с инвесторами, подготовленные PR-акции по формированию привлекательного имиджа муниципального образования в различных средствах массовой информации и Интернете).
Структура и штаты других органов местного самоуправления утверждаются главой города в пределах соответствующих расходов местного бюджета. Положения об этих органах местного самоуправления утверждаются в установленном законом порядке. Структурные подразделения администрации города юридическими лицами не являются и подчиняются заместителям главы города или непосредственно главе города. Положения о структурных подразделениях администрации утверждаются главой города или по его поручению заместителями главы администрации города. Ст.19 Устава г. Волгодонска закрепила основные положения городской Думы, которая как уже было сказано, является представительным органом местного самоуправления г. Волгодонска. Дума является юридическим лицом, имеет гербовую печать. Численный состав депутатов городской Думы первого и второго созывов - 15 депутатов. Срок полномочий депутатов Думы - 4 года. К исключительной компетенции Думы относится: 1) принятие общеобязательных правил по предметам ведения муниципального образования, предусмотренных Уставом города; 2) утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении; 3) принятие планов и программ развития муниципального образования, утверждение отчетов об их исполнении; установление местных налогов и сборов; 4) установление порядка управления и распоряжения муниципальной собственностью; 5) контроль за деятельностью органов местного самоуправления, должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных Уставом города. (ст. 21 Устава г.Волгодонска), кроме того этой же статьей предусмотрены другие полномочия.
В качестве цели управления муниципальным имуществом Концепция провозглашает «обеспечение доходной части бюджета для решения социально- экономических проблем города, повышение благосостояния и жизненного уровня населения, создание благоприятной среды для проживания». В данном нормативном правовом акте большое внимание опять же уделяется муниципальным унитарным предприятиям и учреждениям. В частности, относительно муниципальных предприятий говорится, что существующее законодательство не позволяет эффективно управлять ими (см. далее). Концепция управления имуществом муниципального образования «Город Архангельск» рассматривает также вопросы управления недвижимостью и приватизации. Так, в сфере управления недвижимостью в качестве основных зафиксированы следующие цели: . максимально возможное повышение доходности объектов муниципальной недвижимости; . наиболее эффективное выполнение городом своих социальных функций в процессе использования муниципальной недвижимости; . стимулирование за счёт недвижимости развития реального сектора экономики, «сделать доступ предпринимателей к объектам недвижимости максимально простым и удобным»; . вовлечение в хозяйственный оборот объектов незавершённого строительства.
Материалы семинара «Основы территориального стратегического планирования на принципах широкого общественного участия», 28 июня - 1 июля 1999г. Санкт-Петербург. Материалы съезда депутатов представительных органов государственной власти и местного самоуправления Пермской области 25-26 апреля 2000г. Публикации Международного журнала «Проблемы теории и практики управления». Концепция комплексной целевой программы развития муниципальных образований и реализации конституционных полномочий местного самоуправления в Пермской области. 2000г. Концепция социальной политики в Пермской области. Материалы межрайонных семинаров депутатов представительных органов местного самоуправления муниципальных образований Пермской области 1997-1999г. ГЛАВА 1. УПРАВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫМ РАЗВИТИЕМ ТЕРРИТОРИИ КАК ВИД СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ. ПОНЯТИЕ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ. Социальное управление как вид человеческой деятельности возникает из необходимости организации совместной деятельности людей и порождается разделением труда (в основе которого лежит неравенство способностей) и социально историческими условиями конкретного общества.
РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК ВОЛОГОДСКИЙ НАУЧНО-КООРДИНАЦИОННЫЙ ЦЕНТР ЦЭМИ РАНОБЗОР научной литературы по теме «РАЗРАБОТКА СИСТЕМЫ МОНИТОРИНГА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»Исполнитель: Аспирант ВНКЦ ЦЭМИ РАН Э.О Прокофьева.Вологда 2000 СОДЕРЖАНИЕ Обзор научной Список использованной Современный этап развития общества характеризуется резким возрастанием роли и значения информации в управлении социально-экономическими процессами. Наличие полной своевременной и достоверной информации о процессах, происходящих в различных отраслях и сферах жизнедеятельности города, является необходимым условием организации эффективного управления его развитием. В то же время перед муниципальными органами власти и управления стоят проблемы: эффективной организации сбора информации ввиду огромного количества показателей, характеризующих социально-экономическое положение муниципального образования; объективной оценки происходящих в городе изменений; прогнозирования развития социально-экономических процессов; своевременной разработки регулирующих воздействий, направленных на поддержку позитивных и ослабление негативных тенденций.
Конкретные виды муниципальных образований устанавливаются в соответствии с законами субъектов РФ с учетом исторических и иных местных традиций (так, в соответствующих законах республик в составе РФ используются национальные названия муниципальных образований: кожууны, сумоны, арбаны, улусы и т.п., не меняющие, однако, принципа территориального или поселенческого объединения населения). Реализация населением конституционного права на местное самоуправление возможна либо непосредственно, либо через создаваемые им органы местного самоуправления и избираемых должностных лиц. Оставляя за непосредственными формами прямого волеизъявления населения (местный референдум, сход и т.п.) право на принятие решений по принципиальным, наиболее существенным вопросам местного значения (на него могут быть вынесены вопросы распоряжения муниципальной собственностью, строительства или приобретения объектов муниципального хозяйства, планы и программы развития муниципального образования), необходимо признать, что регулярная, повседневная деятельность по осуществлению местного самоуправления и, в частности, по управлению муниципальным хозяйством, практически невозможна вне системы органов местного самоуправления, наделенных определенной компетенцией, необходимой для осуществления возложенных на них населением функций.
Администрация города Екатеринбурга выполняет отдельные государственные полномочия в случае их передачи федеральными и областными законами в установленном порядке (ст. 21). Итак, исполнительный орган местного самоуправления (местная администрация) осуществляет составление и исполнение местного бюджета. Проект местного бюджета разрабатывает финансовый орган муниципального образования (отдел, управление или департамент финансов). Проект местного бюджета составляется на основании прогноза социально-экономического развития муниципального образования, решений органов местного самоуправления, а также необходимости финансирования за счёт бюджета тех или иных затрат. Разработка прогноза социально-экономического развития муниципального образования осуществляется исполнительным органом местного самоуправления (местной администрацией). В прогнозе отражаются основные тенденции и динамика социально-экономического развития муниципального образования. Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Федерации обеспечивают муниципальным образованиям минимальные местные бюджеты путем закрепления доходных источников для покрытия минимально необходимых расходов местных бюджетов.
Вышеупомянутым Федеральным законом № 199 уже предусмотрено, что органы местного самоуправления вправе устанавливать за счет средств местных бюджетов дополнительные меры социальной поддержки для отдельных категорий граждан. Принятие такого рода положений не имеет целесообразности, поскольку их реализация нарушает концепцию четкого разграничения полномочий между уровнями публичной власти, а также создает дополнительные трудности по определению реальной потребности органов местного самоуправления в финансовом обеспечении собственных полномочий. Социально-экономическое развитие муниципальных образований обеспечивается органами местного самоуправления за счет не только финансовых ресурсов, но и материальных средств. Положения 131-го ФЗ указывают на необходимость принятия специального Федерального закона, устанавливающего особенности возникновения, осуществления и прекращения права муниципальной собственности, а также порядок учета муниципального имущества. Однако наивно полагать, что эффективность управления муниципальной собственностью и увеличение доходов от ее использования связаны лишь с наличием надлежащей нормативно-правовой базы и четким исполнением органами местного самоуправления соответствующего законодательства.
Порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность органов местного самоуправления, а также иные вопросы организации и деятельности указанных органов определяются уставом муниципального образования. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государства. Представительный орган муниципального образования обладает правами юридического лица. В исключительной его компетенции находятся: 1) принятие устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений; 2) утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении; 3) установление, изменение и отмена местных налогов и сборов в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах; 4) принятие планов и программ развития муниципального образования, утверждение отчетов об их исполнении; 5) определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности; 6) определение порядка принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий и учреждений, а также об установлении тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений; 7) определение порядка участия муниципального образования в организациях межмуниципального сотрудничества; 8) определение порядка материально-технического и организационного обеспечения деятельности органов местного самоуправления; 9) контроль за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения.
Под социальной политикой в узком смысле при анализе управления социальным развитием муниципального образования понимается деятельность субъектов управления различного уровня, направленная на управление социальным развитием муниципального образования, на обеспечение материальных и культурных потребностей его членов и на регулирование процессов социальной дифференциации. Местная социальная политика, как неотъемлемый компонент системы управления социальной сферой муниципальных образований, в процессе своей разработки и реализации должна исходить из совокупности основополагающих методологических принципов, присущих любой научно обоснованной системе управления. Под социальной сферой понимается социально-культурный комплекс муниципального образования. Входящие в социально-культурный комплекс социальной сферы отрасли образования, здравоохранения, культуры, занятости, социальной поддержки объединены общей целью, содержанием и тенденциями развития. Особенностью сферы социального регулирования является преобладание в ней учреждений, финансируемых за счет средств местного бюджета. Местное самоуправление составляет одну из важнейших частей механизма управления, который позволяет оптимально сочетать интересы и права человека и местные, региональные, общегосударственные интересы.
В ходе реализации реформы местного самоуправления возникла необходимость усовершенствования системы статистической информации о различных аспектах социально-экономического развития муниципальных образований. В связи с этим совместно с территориальным органом Федеральной службы государственной статистики по Костромской области разработана программа статистических наблюдений и составлен план ее реализации. Подготовлен перечень статистической отчетности для включения в систему показателей муниципальной статистики, что поможет сформировать основные показатели, характеризующие экономическое развитие муниципальных образований области разных типов – муниципальных районов, городских округов, городских и сельских поседений, по полному кругу хозяйствующих субъектов, что в свою очередь позволит более полно и объективно формировать прогнозы социально-экономического развития муниципальных образований40. Также к направлениям деятельности в муниципальном образовании в переходный период можно отнести: отработка схем управления во всех отраслях муниципальных образований; принятие основополагающих законов по: установлению границ и статусов муниципальных образований; по численности и срокам полномочий глав и депутатов, вновь образуемых муниципальных образований; внесение изменений в Избирательный кодекс; назначение выборов в представительные органы местного самоуправления и глав муниципальных образований во вновь образуемые поселения; решение вопросов разграничения и перераспределения имущества между областным, районным и поселенческим уровнями; проведение организационной работы по использованию кодов ОКАТО административных центров муниципальных образований, применяемых для зачисления платежей по уровням бюджетной системы, определение администраторов поступлений в бюджет и порядку заполнения полей расчетных документов, оформляемых плательщиками на перечисление налогов, сборов и иных платежей, доведение указанной информации до органов местного самоуправления и налогоплательщиков.
Последний этап замены характеризуется процессами поддержания его в актуальном состоянии. Возможны стратегии замены систем по критерию интегральных эксплуатационных расходов или по принципу переоценки. Информационное обеспечение деятельности органов местного самоуправления должно быть направлено на реализацию генеральной цели: «Обеспечить устойчивое комплексное развитие муниципального образования и достойную жизнь его жителям». Для реализации этой цели и управления социально-экономическим развитием муниципального образования органам местного самоуправления необходима соответствующая информация – муниципальные информационные ресурсы. В современных условиях управление социально-экономическим развитием муниципальных образований должно осуществляться на основе учета всей совокупности факторов, влияющих на общество, опираться на точные расчеты, глубокий анализ возможностей районов и городов, достоверную оценку результатов деятельности различных предприятий и организаций. Поэтому высокая эффективность управления таким сложным объектом, как муниципальное образование, может быть достигнута только на основе использования новых информационных технологий, позволяющих формировать необходимые муниципальной администрации информационные ресурсы .
При досрочном прекращении полномочий представительного органа муниципального района, сформированным не путем муниципальных выборов, а иным способом, представительные органы поселений, расположенные в границах муниципального района, обязаны в течение одного месяца избрать в состав представительного органа муниципального района других депутатов.6 §2. Принимаемые акты и компетенция Согласно ст. 15 Федерального закона 1995 г.7 к исключительному ведению представительных органов местного самоуправления относятся: а) принятие общеобязательных правил по предметам ведения муниципального образования, предусмотренных его уставом; б) утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении; в) принятие планов и программ развития муниципального образования, утверждение отчетов об их исполнении; г) установление местных налогов и сборов; д) установление порядка управления и распоряжения муниципальной собственностью; е) контроль за деятельностью органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных уставами муниципальных образований.
![]() | 978 63 62 |