![]() 978 63 62 |
![]() |
Сочинения Доклады Контрольные Рефераты Курсовые Дипломы |
РАСПРОДАЖА |
все разделы | раздел: | Законодательство и право | подраздел: | Право |
Участие государственных и муниципальных образований в отношениях, регулируемых гражданским законодательством | ![]() найти еще |
![]() Молочный гриб необходим в каждом доме как источник здоровья и красоты + книга в подарок |
Возможность участия государства в отношениях гражданско-правового характера прямо предусмотрена российским законодательством. Так, в соответствии с п. 1Pст. 124 части первой Гражданского кодекса РФ 1994Pг. Российская Федерация и ее субъекты, а также муниципальные образования «выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений гражданами и юридическими лицами». К ним, в соответствии с п. 2Pуказанной статьи, «применяются нормы, определяющие участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, если иное не вытекает из закона или особенностей данных субъектов». Что касается конкретных направлений внешнеэкономической деятельности Российского государства и его субъектов, то эти вопросы регулируются, в частности, главами 2 и 3 Федерального закона «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» от 13 октября 1995Pг. Их положениями допускается заключение внешнеторговых контрактов с иностранными юридическими лицами как на уровне самой РФ, так и на уровне ее субъектов
Несмотря на то, что и Конституция РФ, и Гражданский кодекс РФ последовательно занимают позицию нахождения земли и других природных ресурсов в государственной собственности, не разделяемой на собственность Российской Федерации и ее субъектов, вопрос о субъекте такого права собственности остается открытым, что недопустимо в условиях наличия земельных участков в обороте. Проблема бессубъектности государственной собственности на земельные участки должна, по нашему мнению, решаться путем установления права общей совместной собственности Российской Федерации и субъекта Российской Федерации на земельные участки, находящиеся в пределах границ указанного субъекта. Так, например, все сформированные земельные участки на территории Ярославской области, не переданные в собственность граждан и юридических лиц, будут являться объектами права общей совместной собственности Российской Федерации и Ярославской области, на территории города Москвы - права общей совместной собственности Российской Федерации и города Москвы. Бытует мнение, что гражданским законодательством России не допускается общая собственность на имущество с участием публичных образований. Между тем, в главе 16 Гражданского кодекса РФ говорится об абстрактных лицах и участниках долевой и совместной собственности, а в п. 2 ст. 124 прямо говориться о том, что к Российской Федерации, субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям применяются нормы, определяющие участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, если иное не вытекает из закона или особенностей данных субъектов.
Другие организационные формы предполагают организацию юридической личности, или основываются не на единоличном хозяйствовании, а на объединении средств, труда, или строятся на базе государственного, а не частного имущества. Все субъекты обладают властными полномочиями, но в гражданских правоотношениях выступают на равных началах с иными участниками этих отношений, гражданами и юридическими лицами. К ним применяются нормы, определяющие участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, если иное не предусмотрено законом или не вытекает из особенностей данных субъектов. 23. Государство и государственные образования как субъекты коммерческой деятельности Субъектами коммерческой деятельности являются: 1) государство РФ и республики, входящие в состав Российской Федерации; 2) государственные образования (края, области, автономная область, автономные округа, города федерального значения); 3) муниципальные образования (местное самоуправление в поселениях, населенных пунктах). Российская Федерация – суверенное, целостное, федеративное государство, состоящее из равноправных субъектов
Следовательно, гражданско-правовое положение органов государственной власти должно быть четко определено в законе. Представляется целесообразным в рамках гражданского права отграничить правовой статус государственных учреждений, являющихся органами государственной власти и созданных для осуществления управленческих функций, от других государственных учреждений, созданных для осуществления социально-культурных и иных функций некоммерческого характера. В связи с этим главу 5 Гражданского кодекса «Участие Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в отношениях, регулируемых гражданским законодательством» необходимо дополнить статьей следующего содержания: «Порядок участия органов государственной власти в отношениях, регулируемых гражданским законодательством. Органы государственной власти являются государственными учреждениями власти, создаваемыми в порядке, установленном законом. Особенности правового положения государственных учреждений власти определяются настоящим Кодексом и иными правовыми актами».
Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования субъекты гражданского права 1.PРоссийская Федерация, субъекты Российской Федерации: республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа, а также городские, сельские поселения и другие муниципальные образования выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений гражданами и юридическими лицами. 2.PК субъектам гражданского права, указанным в пункте 1 настоящей статьи, применяются нормы, определяющие участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, если иное не вытекает из закона или особенностей данных субъектов. СТАТЬЯ 125. Порядок участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в отношениях, регулируемых гражданским законодательством 1.PОт имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять
СОДЕРЖАНИЕ. Введение.2 стр. Граждане (физические лица).3 стр. Юридические лица. А. Сущность юридического лица. 8 стр. Б. Образование и прекращение юридических лиц.11 стр. С. Виды юридических лиц.16 стр. Участие Российской федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образованийв отношениях, регулируемых гражданским законодательством.23 стр. Задача.26 стр. Список использованной литературы.27 стр. ВВЕДЕНИЕ. Тема моей курсовой работы - , выделяя его признаки: организационное единство, имущественная обособленность, хозяйственная компетенция. ответственность, возможность обращаться за защитой нарушенных хозяйственных прав. Как видим, эти же признаки в интерпретированной форме включены в современное определение юридического лица. Однако, здесь имеется некоторое расхождение с реальным положением вещей. Вынесенное в определение слово организация (фр. orga isa Д.И.Мейер Русское гражданское право. М.: Статус, 1997 г. (переиздание 1902г.) О.А.Красавчиков Сущность юридического лица.//Советское государство и право №1, 1976г. там же. io
В упомянутой статье Гражданского кодекса РФ (п. 2 ст. 124) устанавливается также, что к публично-правовым образованиям (Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальные образования) применяются нормы, определяющие участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, если иное не вытекает из закона или особенностей данных субъектов. Одной из таких особенностей является, например, суверенитет государства. Следствием суверенного характера государства как участника внешнеторговой деятельности стало появление принципа судебного иммунитета государства, в соответствии с которым государство не может быть привлечено судом к ответственности без его на то согласия. В соответствии со статьей 127 Гражданского кодекса РФ особенности ответственности Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, с участием иностранных юридических лиц, граждан и государств должны быть определены специальным федеральным законом об иммунитете государства и его собственности.
Подчеркивая особенность государства как субъекта частного права, его тем самым выводят из общего ряда субъектов. Вместе с тем конструкция «особого лица» таит в себе и рад проблем. Следуя этой трактовке, необходимо пояснять, в чем состоят особенности государства как субъекта гражданского права. Однако законодатель идет по иному пути, распространяя на государство нормы, которые определяют участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, если иное не вытекает из закона или особенностей данных субъектов (п. 2 ст. 124 ГК). Таким образом, государство приравнено к юридическому лицу, но не названо таковым. Гражданская правоспособность государства. Правоспособность государства не может был» тождественна правоспособности различных физических и юридических лиц. В чем-то она шире, а в чем-то – уже. Ряд возможностей может принадлежать только государству, например, приобретать имущество, не имеющее наследников, или выпускать государственные ценные бумаги. Выделена также особая сфера отношений, в которые, исходя из их природы, могут вступать и другие субъекты гражданского права, однако это им прямо запрещено. Такая сфера обычно называется государственной монополией.
Конституция Российской Федерации; 2. Гражданский Кодекс Российской Федерации, 1994 г.; 3. Гражданский Процессуальный Кодекс РСФСР; 4. «Основы гражданского законодательства СССР», 1991 г.; 5. Закон РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках»; 6. Закон Российской Федерации «Об авторском праве и смежных правах». 7. Гражданское право, (под редакцией Ю.К. Толстого и А.П. Сергеева). С.-П. 1996г.; 8. С.С. Алексеев. “Государство и право”. М.1996г.; 9. Лекционная тетрадь по гражданскому праву. Статья 2. Отношения, регулируемые гражданским законодательством. Участники регулируемых гражданским законодательством отношений являются граждане и юридические лица. В регулируемых гражданским законодательством отношениях могут участвовать также Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования (Статья 124). Правила, установленные гражданским законодательством, применяются к отношениям с участием иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено федеральным законом. Статья 606. Договор аренды. По договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
5. Уставной фонд унитарного предприятия на праве хозяйственного ведения (ст. 114): - уставной фонд полностью оплачивается собственником до государственной регистрации; - размер уставного фонда – не меньше суммы, определённой Законом об унитарных предприятиях (в настоящее время не принят); - если стоимость чистых активов по окончании финансового года меньше размера уставного фонда, то уполномоченный орган обязан уменьшить уставный фонд, о чём предприятие извещает кредиторов. 15. Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования – субъекты гражданского права. 1. Статьи 124, 125: - РФ, субъекты РФ и муниципальные образования выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с юридическими и физическими лицами.
К указанным лицам относятся граждане, юридические лица, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования. Правила, установленные гражданским законодательством, применяются и к отношениям с участием иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено федеральным законом (п. 1 ст. 2 ГК). Когда действие гражданско-правового нормативного акта ограничивается определенной территорией Российской федерации, то указанный акт действует только в отношении тех лиц, которые находятся на данной территории. 2. Понятие и системы гражданского законодательства Нормы гражданского права находят свое выражение в статьях различных правовых нормативных актов, которые принято именовать источниками гражданского права. Указанные нормативные акты в совокупности образуют гражданское законодательство. Вместе с тем следует иметь в виду, что в ГК понятие «гражданское законодательство» используется в узком смысле. Статья 3 ГК включает в понятие «гражданское законодательство» только ГК и принятые в соответствии с ним иные федеральные законы. Иные акты, содержащие нормы гражданского права, выведены за пределы понятия «гражданское законодательство». Однако ст. 71 Конституции «гражданское законодательство» используется в широком смысле, охватывающем не только законодательные, но и иные нормативные акты, содержащие нормы гражданского права.
Примером этого может служить п. 1, 2 ст. 1, 124 ГК РФ: " Российская Федерация, субъекты РФ . выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами", таким образом, выражается принцип равенства участников внешнеторговой деятельности, их недискриминации. Государство выступает в сфере внешнеэкономической деятельности в двух ипостасях: Во-первых, государство, как носитель государственной власти в нормативном порядке регулирует имущественные и другие отношения, устанавливают содержание и пределы правосубъективности физических и юридических лиц, а также самого государственного образования, принимает меры по созданию благоприятных условий для доступа граждан на рынки других государств. Государство лицензирует определенные виды деятельности, осуществляют регулирование внешнеэкономической деятельности в рамках своей компетенции. Во-вторых, государство на равных с другими участниками имущественного оборота вступают в гражданско-правовые отношения. Иногда бывает довольно сложно отделить друг от друга две ипостаси, в которые вступает государство - равноправный партнер и государство - носитель власти.
СОДЕРЖАНИЕТема 1. Общая характеристика гражданского права Тема 2. Источники гражданского права Тема 3. Гражданские правоотношения. Основания возникновения, изменения и прекращения гражданских правоотношений. Тема 4. Субъекты гражданских правоотношений Тема 5. Объекты гражданских правоотношений Тема 6. Сделки Тема 7. Представительство Тема 8. Сроки Тема 9. Осуществление и защита гражданских прав Тема 10. Общие положения права собственности Тема 11. Право частной, государственной и муниципальной собственности Тема 12. Право общей собственности Тема 13. Вещные права лиц, не являющихся собственниками Тема 14. Защита права собственности и иных вещных прав Список литературы Приложения Тема 1. Общая характеристика гражданского права 1. Статья 2 Гражданского кодекса РФ определяет отношения, регулируемые гражданским законодательством. Они и составляют в совокупности Предмет гражданского права. Гражданское законодательство определяет правовое положение участников гражданского оборота, основания возникновения и порядок осуществления права собственности и других вещных прав, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности (интеллектуальной собственности), регулирует договорные и иные обязательства, а также другие имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников.
Министерство внутренних дел Российской Федерации Белгородский юридический институт Кафедра гражданско-правовых дисциплин Дисциплина «Гражданское право» Реферат На Тему: «Понятие права государственной собственности» Подготовил: Слушатель 345 группы Конев П.Л. Проверил: Преподаватеть кафедры Стеклов И.А. Белгород 2008 § 1. Понятие права государственной собственности В нашей стране государственная собственность долгое время оставалась ведущей формой собственности и имела наибольший удельный вес. Концентрация имущества в государственной собственности и, как следствие, ограничение имущественной сферы и правомочий других собственников, исключение частной собственности как таковой не дало положительных результатов. В настоящее время законодательством закреплено равенство всех участников гражданских правоотношений, включая и государство (ст. 2 ГК). Условиями, обеспечивающими равенство субъектов в отношениях собственности, явилось лишение государства ряда преимуществ (отказ от неограниченной виндикации государственного имущества, от нераспространения исковой давности на требования о возврате государственного имущества из чужого незаконного владения и некоторых других льгот) и закрепление за всеми собственниками равного права на защиту их собственности (п. 4 ст. 212 ГК). В связи с переходом к обществу с рыночной экономикой субъекты РФ, как государственные образования, выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами (п. 1 ст. 124 ГК). Российская Федерация отказалась от иммунитета в качестве особого субъекта права в сфере гражданских правоотношений внутри страны.
Нахождение таких норм в разных законах затрудняет реализацию названной нормы ГК РФ. Не реализована крайне важная в современных условиях норма, закрепленная в ст. 127 ГК РФ, о принятии Закона об иммунитете государства и его собственности. В нем следует установить особенности ответственности Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, с участием иностранных юридических лиц. Это чрезвычайно актуально в связи с подготовкой России к вступлению в ВТО, а также в отстаивании национальных интересов в обладании континентальным шельфом в районе хребта Ломоносова в Северном Ледовитом океане. Итак, главная задача совершенствования гражданского законодательства состоит в преодолении его отставания, установлении четкого его отграничения от предпринимательского, бюджетного, земельного, жилищного законодательства, что в первую очередь требует принятия тех законов, которые обозначены в самом ГК РФ. Необходимо элиминировать отношения с участием государства из ГК РФ и подготовить Федеральный закон об участии государства в предпринимательской деятельности, предусмотрев в нем правовые предпосылки для проведения государственной политики в бизнесе.
Термин «муниципальное образование» впервые в российском законодательстве появляется в ч. 1 ГК РФ и служит для обозначения населенной территориальной единицы, являющейся субъектом отношений, регулируемых гражданским законодательством. При этом в ГК РФ определения ему не дается. В последующем, при разработке проекта Федерального закона 1995 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», этот термин используется в более широком смысле и обозначает базовые субъект и объект отношений, связанные с реализацией права на местное самоуправление. Итак, цель работы – охарактеризовать три типа муниципального образования: поселение, муниципальный район, городской округ. Для этого проведем анализ Федерального Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». 1. Территории муниципальных образований: поселения, муниципального района, городского округа За время действия Закона РФ 1991 г. и Федерального закона 1995 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» в Российской Федерации зарегистрировано в качестве муниципальных образований: – 427 городов областного (республиканского, краевого и окружного) значения из 590 (72%); – 1596 районов из 1856 (83%); – 160 городов районного значения из 499 (33%); – 453 поселков из 1900 (28%); – 8407 сельских округов из 24275 (34%); – а также 197 городских района и – 291 населенный пункт1.
Тот факт, что в указанной норме АПК не упомянуты муниципальные образования, вряд ли можно оправдать какой-то особой логикой законодателя. Налицо несоответствие названной нормы положениям главы 5 Гражданского кодекса, согласно которым предусматривается равный правовой статус Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований как участников отношений, регулируемых гражданским законодательством. Полагаем, что это несоответствие нуждается в устранении путем внесения необходимых изменений в арбитражно-процессуальное и гражданско-процессуальное законодательство. К вопросу о конституционно-процессуальной правосубъектности муниципальных образований и органов местного самоуправления Муниципальные образования в принципе не являются субъектами конституционного процесса. Органы местного самоуправления также не упоминаются в качестве заявителей, имеющих право направить в Конституционный Суд РФ запрос о соответствии Конституции РФ нормативных актов и договоров, или в качестве стороны в споре о компетенции. Права местного самоуправления подлежат конституционно-правовой защите на федеральном уровне либо по запросам судов и жалобам граждан на нарушение их конституционных прав в процессе конкретного нормоконтроля (проверка конституционности закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле), либо в рамках абстрактного нормоконтроля (разреше-ние дел о соответствии Конституции нормативных актов и договоров) по запросам названных в части 2 статьи 125 Основного закона субъектов.
Чтобы соответствовать этому понятию совместная деятельность граждан должна обладать еще, как минимум, двумя свойствами. Во-первых, эта деятельность должна быть независимой от персонального состава ведущих ее граждан и, во-вторых, лица, участвующие в организация, не должны отвечать своим имуществом за результаты ее деятельности. Следовательно, по российскому законодательству "юридическое лицо" - это правовое понятие, с помощью которого могут описываться специфические социальные образования - организации или объединения. При осуществлении деятельности в Российской Федерации юридическое лицо должно подчиняться соответствующим нормам российского права, а также положениям трудового договора, заключенного Российской Федерацией о соответствующим государством. В ст.2 4.1 Гражданскою кодекса РФ 1994 г. говорится, в частности, что правила, установленные гражданским законодательством, применяются к отношениям с участием иностранных граждан, . и иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено федеральным законодательством, В от • 127 того же Кодекса заявляется, что особенности ответственности РФ и субъектов Российской Федерации в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, с участием иностранных юридических лиц, граждан и государств определяются законом об иммунитете государства и его собственности.
![]() | 978 63 62 |