![]() 978 63 62 |
![]() |
Сочинения Доклады Контрольные Рефераты Курсовые Дипломы |
РАСПРОДАЖА |
все разделы | раздел: | Законодательство и право | подраздел: | Право |
Функции следователя при расследовании налоговых преступлений | ![]() найти еще |
![]() Молочный гриб необходим в каждом доме как источник здоровья и красоты + книга в подарок |
Процветает двойной счет достижений и взаимное недоверие между полицейскими и налоговыми инспекторами. Практически все налоговые работники считают налоговую полицию сборищем бездельников. Накопилось много вопросов к полиции по количеству расследований налоговых преступлений, по поводу странной реализации арестованного имущества и т. д. По мнению бизнесменов, которым в данном случае вполне можно доверять, в налоговой полиции существенно больше коррупционеров, чем в налоговой службе. В налоговой полиции в 1998 году было более тридцати восьми тысяч сотрудников, причем две трети из них – офицеры в звании старше капитана, включая около ста двадцати генералов. Вместе со ста восемьюдесятью тысячами налоговых инспекторов (четыре пятых из них- женщины с мизерной зарплатой) это дает колоссальную цифру. У нас самая большая налоговая армия в мире и фактически нулевой результат. Я сразу стал выступать за создание Министерства доходов в составе Госналогслужбы, налоговой полиции и Комитета валютно-экспортного контроля (ВЭК). Наше реформаторское правительство меня не поддержало. Г. Боос при Е
При проведении комплексной экспертизы каждый эксперт проводит исследования в пределах своей компетенции. Криминалисты считают, что при расследовании налоговых преступлений могут быть произведены следующие экспертизы: 1. Судебно-бухгалтерская экспертиза. Отметим, что до настоящего времени имеются разногласия в толковании термина «судебно-бухгалтерская экспертиза». Одни специалисты определяют судебно-бухгалтерскую экспертизу как процессуально-правовую форму применения экспертно-бухгалтерских знаний в целях получения источника доказательств по уголовным (арбитражным) делам, другие – как исследование материала дела специалистом-бухгалтером и дача им в соответствии с его специальными знаниями заключения по поставленным следователем или судом вопросах, которые относятся к явлениям хозяйственной жизни, получившим отражение в бухгалтерском учете. 2. Судебно-товароведческая экспертиза. Данная экспертиза проводится с целью исследования продукции, решения вопросов о её качестве, сортности и возможной стоимости. 3. Криминалистическая экспертиза документов.
Прокурор вправе принять к своему производству или поручить подчиненному ему прокурору или следователю расследование любого преступления (ст. 31 «О прокуратуре РФ»). В соответствии с законодательством РФ, используя предоставленные им полномочия, прокурорские работники обязаны пресекать нарушения прав и законных интересов физических и юридических лиц при проведении оперативно-разыскной деятельности, принимать своевременные меры к их восстановлению, возмещению причиненного вреда и при наличии оснований привлечению к ответственности виновных должностных лиц. Руководители органов прокуратуры обязаны создавать условия, обеспечивающие защиту от разглашения сведений, содержащихся в представляемых прокурору оперативно-служебных документах. 31.PНадзор за исполнением законов органами, исполняющими наказание и назначаемые судом меры принудительного характера Предметом надзора являются законность нахождения лиц в местах содержания задержанных, предварительного заключения, исправительно-трудовых и иных органах и учреждениях, исполняющих наказание и меры принудительного характера, назначаемые судом; соблюдение установленных законодательством РФ прав и обязанностей задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера, порядка и условий их содержания; законность исполнения наказания, не связанного с лишением свободы (ст. 32 ФЗ «О прокуратуре РФ»)
Например, в Германии налоговая полиция (служба, проводящая налоговые расследования) существует с 1934 года. В ФРГ нет единого закона о налоговой полиции. Она подчиняется административным предписаниям. В целом деятельность данной службы регламентируется налоговым законодательством, касающимся общего порядка налогообложения. Согласно этому закону, к основным задачам налоговой полиции в Германии относятся: - расследование налоговых преступлений и нарушений порядка исчисления и уплаты налогов; - определение базы налогообложения в случаях налоговых преступлений и нарушений порядка исчисления и уплаты налогов; - выявление неизвестных налоговых преступлений и обстоятельств, являющихся основанием для возникновения обязанности уплаты налога . Основаниями для начала деятельности налоговой полиции могут быть налоговые проверки налогоплательщиков и третьих лиц. а также самостоятельные проверки, проводимые налоговой полицией в связи с расследованием других преступлений, инициатива прокуратуры. В Германии четко выделяются две области деятельности налоговой полиции: - уголовное преследование; - налоговый розыск. Функции налоговой службы в Германии выполняют федеральное ведомство по финансам, а также земельные финансовые ведомства, подчиняющиеся соответственно федеральному Министерству финансов страны.
При определении модификаций налогового расследования исходя из источника сведений, ставших основанием для его проведения, следует выделить налоговое расследование: – проводимое по результатам налогового контроля; – осуществляемое на основании заявления физического или юридического лица; – проводимое на основании данных, полученных налоговой администрацией в результате оперативно-аналитического поиска или финансовой разведки; – осуществляемое на основании сведений, полученных от иных государственных правоохранительных или контрольных организаций. В зависимости от правового поля, в котором осуществляется налоговое расследование, существуют следующие модификации налогового расследования: – в правовом режиме налогового законодательства; – правовом режиме налогового и административного законодательства; – правовом режиме оперативно-розыскного и уголовно-процессуального законодательства; – смешанном правовом режиме. К модификациям налогового расследования, классифицируемым по характеру противоправного посягательства, относятся следующие: – налоговое расследование налогового правонарушения; – административное расследование административного правонарушения в налоговой сфере; – налоговое расследование налогового преступления; – налоговое расследование факта противоправного деяния в налоговой сфере, информация о котором недостаточна и не позволяет квалифицировать содеянное
К налоговым преступлениям относятся уклонение от уплаты налогов, контрабанда, а также подделка гербовых и акцизных марок укрывательство лица, совершившего налоговое преступление. К налоговым правонарушениям относятся «менее тяжкие правонарушения» - нарушения порядка исчисления и уплаты налогов. При выполнении своей основной задачи – расследование налоговых преступлений – сотрудники налоговой полиции имеют те же права и обязанности, что и сотрудники уголовной полиции: -обыск; -выемка документов; -арест имущества; -задержание и предварительное заключение подозреваемого; -просмотр деловых документов (записных книжек, выписок счетов; -изъятие документов; -получение необходимых сведений практически от всех государственных и частных учреждений (кроме спецслужб). С 2002 г. инспекторы, осуществляющие налоговые проверки впервые получили право доступа к системам обработки данных налогоплательщика. При обнаружении признаков налогового преступления и наличии достаточного количества фактических улик инспектор незамедлительно обязан сообщить об этом компетентным органам.
Прокурор вправе принимать к своему производству или поручить подчиненному ему прокурору или следователю расследование любого преступления. Компетенция органов прокуратуры по расследованию дел об уголовных преступлениях определена статьей 126 УПК. К их числу отнесены дела о наиболее опасных и сложных для расследования преступлениях. Следователи прокуратуры и сами прокуроры могут осуществить расследование по любому уголовному делу независимо от его конкретной подследственности. Правомочия следователя установлены частью 1 статьи УПК. При производстве предварительного следствия все решения о направлении следствия и производстве следственных действий следователь принимает самостоятельно, за исключением случаев, когда законом предусмотрено получение санкции от прокурора, и несет полную ответственность за их законное и своевременное проведение. При этом отношение надзирающего прокурора и следователя основываются на принципе самостоятельности последнего. Следователь может не исполнять указания прокурора, в указанных процессуальным законом случаях, представив свои возражения вышестоящему прокурору, который либо соглашается с следователем и отменят полученные им указания, либо соглашается с ними, но тогда дело передается другому следователю.
Одной из процессуальных функций следователя является пресечение преступлений и принятие мер к устранению обстоятельств, способствующих совершению преступлений. Эта функция вытекает из общей цели уголовного судопроизводства – способствовать предупреждению и искоренению преступлений. Стать 21 УПК обязывает следователя выявлять причины и условия, способствовавшие совершению преступления, и принимать меры к их устранению. Выявление указанных причин и условий достигается в процессе исследования обстоятельств дела. Самостоятельным направлением в деятельности следователя является розыск обвиняемого. Эта функция достаточно чётко выражена в уголовно- процессуальном законодательстве: при неизвестности места нахождения обвиняемого следователь принимает необходимые меры к его розыску (ч. 1 ст. 196 УПК). Суммируя изложенное, а также учитывая те мнения, которые изложены в предыдущем параграфе, можно сказать, что следователь осуществляет следующие процессуальные функции:1) рассмотрение заявлений и сообщений о преступлении; 2) исследование обстоятельств дела; 3) ограждение граждан от неосновательного обвинения в совершении преступления; 4) обвинение в совершении преступления; 5) обеспечение возмещения материального ущерба, причинённого преступлением, и исполнения приговора в части конфискации имущества; 6) пресечение преступлений и принятие мер к устранению обстоятельств, способствующих совершению преступления; 7) розыск обвиняемого (обвиняемых), место нахождения которых неизвестно; 8) разрешение уголовных дел. § 3. Соотношение функций следователя.
Основными задачами взаимодействия являются: - обеспечение контроля за соблюдением налогового законодательства, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующие бюджеты налогов, сборов и других обязательных платежей; - выявление, раскрытие и расследование налоговых преступлений; - привлечение к установленной законом ответственности лиц, совершивших налоговые преступления и обеспечение полного возмещения материального ущерба, причиненного ими государству; - розыск лиц, совершивших налоговые преступления и скрывшихся от следствия и суда; - профилактика налоговых правонарушений; - выявление и пресечение фактов коррупции в налоговых органах и подразделениях налоговой полиции, обеспечение безопасности деятельности сотрудников этих служб; - повышение деловой квалификации кадров. Правовую основу взаимодействия составляют: Закон "О федеральных органах налоговой полиции", уголовно-процессуальный кодекс России, другие законы. Указы Президента РФ, ведомственные (межведомственные) приказы и инструкции, а также межведомственные договоры и соглашения. Так, в ст. 9 Закона прямо указано, что федеральные органы налоговой полиции решают поставленные перед ними задачи во взаимодействии с налоговыми и иными государственными органами. Ст. 10 (п.п. 5, 6) обязывают их оказывать содействие налоговым органам, органам внутренних дел, прокуратуры, предварительного следствия.
Основными направлениями налоговой полиции являются предупреждение, выявление, расследование налоговых преступлений или административных правонарушений. Статьи 36 и 37 Налогового кодекса Российской Федерации закрепляют общий статус (полномочия и ответственность) органов налоговой полиции, более подробно правовое положение этих органов устанавливается Законом Российской Федерации от 24 июня 1995 г. "О государственных органах налоговой полиции", а так же целым комплексов законодательных и иных нормативных актов. Поскольку органы налоговой полиции – это правоохранительные органы, то в своей деятельности они руководствуются актами, регулирующими правоотношения по осуществлению государственного и общественного порядка. К числу таких актов относятся: Федеральный закон от 12 августа 1995 года "Об оперативно-розыскной деятельности", Уголовный кодекс Российской Федерации, Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации, и Кодекс об административных правонарушениях. Выступая участниками налоговых правоотношений, органы налоговой полиции вправе пользоваться полномочиями, представленными законодательством налоговым органам при исполнении служебных обязанностей, и в рамках возложенных на них задач по выявлению, предупреждению и пресечению налоговых преступлений и правонарушений.
После передачи дела орган дознания может производить по нему следственные и розыскные действия только по поручению следователя. В случае передачи дела, по которому не обнаружено лицо, совершившее преступление, орган дознания продолжает принимать оперативно-розыскные меры для установления преступника, уведомляя следователя о результатах. Дознание по делам, по которым следствие не обязательно, производится по тем же правилам, что и предварительное следствие, но за небольшими исключениями. Предварительное следствие осуществляется следователями прокуратуры, органов внутренних дел и органов безопасности по уголовным делам, отнесенным к их ведению (ст. 126 УПК). Однако прокурор вправе принять к своему производству или поручить подчиненному ему прокурору или следователю расследование любого преступления (ст. 31 Закона о прокуратуре РФ). При производстве предварительного следствия все решения о направлении следствия и производстве следственных действии следователь принимает самостоятельно, за исключением случаев, когда законом предусмотрено получение санкции прокурора.
Расследование налоговых преступлений и нарушений в особо крупных размерах. 2. Защита работников ГНС, 3. Борьба с злоупотреблениями и нарушениями внутри ГНС (взяточничество). Таможенная служба. Насчитывает 40.000 человек. Включает ГТК - Государственный Таможенный Комитет и таможенные посты и терминалы (границы, аэропорты). Назначение таможенной службы : - контроль за перемещением товаров через государственную. границу, за своевременную уплату таможенных пошлин; - валютный контроль. Отдельных органов управления требуют и государственные внебюджетные фонды(ПФ,ФЗ,ОМС). Страхование. 1. Страховые компании. (ок. 2000 ) 2. Негосударственные пенсионные фонды как разновидность страховых организаций. Росстрахнадзор - осуществляет контроль за деятельностью страховых организаций - до середины 1996 года - автономный, затем преобразовался и вошел в состав Минфина. Финансы предприятий и организаций. Существуют 2 группы органов : 1. финансовые компании (профессиональные участники рынка ЦеБу - фондовые биржи, брокерские и дилерские компании, инвестиционные фонды, ПИФы) - они управляют финансовыми отношениями других предприятий через операции с ЦеБу. 2. органы управления финансами в отраслях коммерческого и некоммерческого типа.
Могут быть предъявлены для опознания и лица (например, взяткодатель ( свидетелю, подтверждающему факт посещения им должностного лица в определенное время на рабочем месте). Заключение Расследование взяточничества является сложным и значительным по объему процессом. При расследовании данного преступления необходимо учитывать, проверять и перепроверять значительный массив данных, которые затрагивают самые разные области научного знания. Без специализированной методики расследования взяточничества невозможно учесть, выделить и систематизировать те данные, которые впоследствии лягут в основу доказательств по делу. Методика поможет рационально организовать деятельность следователя, укажет, на какие моменты в расследовании необходимо обратить внимание, какие следственные действия необходимо осуществить, чтобы выполнить задачи, поставленные перед предварительным расследованием, соблюсти законность. При расследовании взяточничества следует учитывать и воспользоваться сложившимися благоприятными ситуациями (такими как ревизия, проверка налоговыми органами и т. д.), а в необходимых случаях их создавать.
Итак, предварительное расследование – это урегулированная уголовно- процессуальным законом, осуществляемая под надзором прокурора деятельность органов дознания и предварительного следствия по раскрытию преступлений, изобличению виновных, обеспечению обоснованного привлечения их в качестве обвиняемых, по установлению путем доказывания всех обстоятельств уголовного дела для создания предпосылок судебного решения по данному уголовному делу. 2 Традиционно выделяют два вида (формы) предварительного расследования: Дознание Предварительное следствие Общие черты: Единые цели и задачи Одни и те же средства, используемые в деятельности органов дознания и следствия, – следственные действия, предусмотренные УПК Использование властных функций органов государства и в ходе дознания, и в ходе предварительного следствия Возможность применения на законных основания мер, ограничивающих права и свободы граждан Различия: Проводится органом дознания (ст. 117 Проводится следователем (ст. 125 УПК) УПК) Производство расследования для следователя – это его основная и единственная функция Следователь обладает большей процессуальной самостоятельностью и независимостью, чем орган дознания и дознаватель Сроки дознания меньше сроков предварительного следствия В ходе дознания потерпевший, гражданский истец и гражданский ответчик не знакомятся с материалами уголовного дела Существуют три возможных варианта осуществления стадии предварительного расследования: 1.
Кроме того, зачастую на разрешение эксперта ставились правовые вопросы или вопросы, требующие оценки тех или иных действий виновных лиц. В такой ситуации действенным средством защиты могло стать только обжалование в суд действий следователя по назначению экспертизы. В настоящее время новый УПК РФ обязывает следователя ознакомить с постановлением о назначении экспертизы также и подозреваемого и его защитника. Достаточно распространено нарушение органами следствия ст.20 УПК РСФСР о полном и всестороннем исследовании всех обстоятельств дела, в частности, не проверяются в полном объеме версии обвиняемых в свою защиту , что является основанием для направления уголовного дела прокурором для проведения дополнительного расследования. Следует остановиться на специальном основании прекращения уголовного дела по налоговым преступлениям, которое введено примечанием 2 к статье 198. Лицо, впервые совершившее уклонение от уплаты налогов или таможенных платежей, освобождается от уголовной ответственности, если оно способствовало раскрытию преступления и полностью возместило причиненный ущерб.
Для расследования особо значительных преступлений создаются оперативно-следственные группы. Такую группу обычно возглавляет ответственный работник оперативно-розыскной службы. Включенные в группу следователи МВД оказываются в его непосредственном подчинении. Этот руководитель беззастенчиво узурпирует процессуальные функции следователя, принимая на себя наиболее важные действия и решения. Пример тому - дело об убийстве священника Меня, которое в результате такого неправомерного вмешательства осталось нераскрытым. Оспаривая данный пример, В.Ф. Статкус пишет: "Каждому профессионалу известно, что это преступление расследовалось следователями прокуратуры Московской области, и следователи органов внутренних дел к нему не имели никакого касательства"11. Это правда, но не вся правда. Оперативно-следственную группу по этому делу возглавил ответственный работник МВД РФ. В состав криминальной милиции входят наряду с прочими также научно-технические подразделения, сотрудники которых производят экспертизы по уголовным делам.
Приказы делились на две категории: 1) с общей судебной функцией - судные приказы и 2) со специальной подсудностью. К первой категории относился, например, Разбойный приказ, к подсудности которого были отнесены дела о кражах, грабежах, разбоях и побоях. Дела о кражах и разбоях подлежали возбуждению и расследованию по инициативе властей. Дела о грабежах и побоях «заводились» и рассматривались только при наличии жалобы потерпевшего. Расследование проводили губные старосты по месту совершения преступления и судебные приставы. К расследованию привлекались наделыцики - лица, обязанные отыскивать доказательства. Задержание с поличным исключало расследование и влекло передачу дела в суд. К компетенции Сыскного приказа относились дела о государственных преступлениях, клевете на царя, угрозах царю, а также дела об убийстве. Сыск (розыск) проводился с применением пыток подозреваемого, допросов свидетелей и очных ставок, проведения повального обыска. Функции следователя и судьи совмещались, если дело не подлежало передаче для разбирательства в Боярскую думу или царю.
Судебный следователь по реформе 1860 г. совмещал обязанности обвинителя и защитника: он должен был собирать доказательства как обличающие виновного в совершении преступления, так и доказательства невиновности лица в совершенном преступлении. То есть фактически он выполнял функцию предварительного расследования. Взаимодействие судебного следователя с полицией как органом дознания определялось руководящей ролью следователя, который мог проверять и дополнять дознание, проведенное полицией, отменять решения, принятые при производстве дознания. Уездный суд имел право приостановить и прекратить производство следствия, давать следователям предписания, рассматривать жалобы на их действия, отменять их распоряжения, проверять действия следователя, осуществлять передачу дел от одного следователя к другому (ст. 23 «Учреждения судебных следователей»). То есть уездный суд имел все права по контролю и надзору за судебным следователем. Надзор за производством предварительного следствия осуществляли также губернские прокуроры и уездные стряпчие.
![]() | 978 63 62 |