![]() 978 63 62 |
![]() |
Сочинения Доклады Контрольные Рефераты Курсовые Дипломы |
РАСПРОДАЖА |
все разделы | раздел: | Законодательство и право | подраздел: | Право |
Экологическое воспитание и экологическое образование в РФ | ![]() найти еще |
![]() Молочный гриб необходим в каждом доме как источник здоровья и красоты + книга в подарок |
Необходимыми условиями для выживания человечества стали грамотное экологическое поведение человека, бережное отношение и любовь к природе, знания о нашей планете, о среде обитания, в которой живет человек, о его месте и значении в этой среде. Одним из важных направлений развития этого знания являются понимание взаимосвязей и взаимовлияния человека окружающего его мира. Во многих странах, в том числе и в России, в последние годы экологическое воспитание и образование относят к одной из важнейших государственных проблем. Создаются системы непрерывного экологического образования и развития. Первой ступенью этих систем является дошкольное воспитание и образование. В этом возрасте формируются основы мировоззрения человека, его отношения к окружающему миру. Природа, по высказыванию великого чешского педагога Я. А. Коменского, – это единство макро– и микромира. Человек, этот своеобразный микромир, должен научиться чувствоватьприроду, жить и действовать по законам, которые справедливы для всего живого.[7] В связи с этим, несомненно, одним из важнейших в образовательно-воспитательной деятельности центра будет развитие экологического направления
Но, обогащенный этим опытом, он постоянно прогнозирует устранение отрицательных последствий для настоящего и будущего людей, для всей окружающей среды. Вторую группу составляют субъективные причины. Среди них необходимо отметить, в о-п е р в ы х — недостатки организационно-правовой и экономической деятельности государства по охране окружающей среды. В о-в т о р ы х, дефекты экологического воспитания и образования. Несмотря на достижения общественного и технического прогресса, конец XX в., к сожалению, характеризуется господством потребительской психологии человека по отношению к природе. Человек родился и вырос на потребительской психологии по отношению к природе. Он всегда рассматривал природу прежде всего как источник своего существования, как ресурс, а не как объект его забот и охраны. Несмотря на многочисленные дискуссии о рациональном природопользовании, которые, естественно, усилились на рубеже двух веков, психология основной массы людей осталась на потребительском уровне. Об этом свидетельствуют многочисленные данные социологических опросов населения, и в частности, одного из опросов, проведенных среди москвичей. В нем было .поставлено два вопроса.
Это приводит к состоянию общемировой нестабильности и социальной напряженности. Культурное достижение человечества (превышение рождаемости над смертностью) также влечет за собой негативное последствие увеличивается антропогенное давление на биосферу. Это ведет к дефициту естественных природных ресурсов. Снизить антропогенное давление ученые предлагают путем депопуляции, контроля численности населения. По этому вопросу есть и другие мнения. 67 ПУТИ РЕШЕНИЯ ГЛОБАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ Специальные исследования глобальных проблем включают в себя также комплекс мер по их разрешению. Но наряду с принятием юридических нормативных документов, развитием экологического воспитания и образования, ужесточением санкций за нарушения и преступления, разработкой социальных программ по регулированию рождаемости и иного многим ученым решение глобальных проблем видится в изменении самого человека, его культуры. Это изменение должно быть направлено на восстановление гармонии человека и непрерывно изменяющегося мира. Культурные изменения должны привести к рождению новых ценностей социальных, этических, духовных, которые составят культурную атмосферу будущего
Например, в США с 1976 г. запрещена эксплуатация всех открытых свалок, до сего дня преобладающих в России. Препятствуют процессу широкого вовлечения отходов в хозяйственный оборот и низкие цены на первичное сырье, не включающие в себя как уже говорилось, затраты на воспроизводство природных ресурсов и охрану окружающей среды. Еще одна проблема, которая пока, может быть, не очень ощущается в России, но существует и будет усугубляться — проблема корпоративных интересов. Производители железной руды, в принципе, не заинтересованы в широком использовании металлолома, производители пластиковых бутылок против рециркуляции алюминиевых банок, а вместе они не хотят оборота стеклянных емкостей. Согласованием этих интересов должно заниматься государство через рычаги субсидий, налоговой политики и т.п. Наконец, еще одна причина безразличного отношения к отходам — существенные пробелы в экологическом воспитании и образовании, свойственные как обычным потребителям, так и лицам, принимающим законодательные и исполнительские решения в масштабах страны.ВЫВОДЫЗагрязнение атмосферы, воды или почвы происходит, если концентрация химических веществ, поступающих в эти среды, либо воздействие на них, повышается до уровня, превышающего способности экосистем к самовосстановлению, т.е. возможности ассимиляционного потенциала окружающей среды.
Основной обязанностью преподавателя является контроль за деятельностью учащихся, а также за тем, чтобы работа была доведена до конца, а школьники научились работать систематически и равномерно; 5) синтез общественных и индивидуальных форм трудовой деятельности. Необходимо обеспечение возможности работы детей в коллективе, их сотрудничества в различных общественных организациях, а также и возможности их самостоятельной трудовой деятельности, что подразумевает развитие ответственности у школьников. 44 ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ Экологическое сознание представляет собой систему экологических знаний: фактов, данных, выводов, синтез понятий о взаимоотношениях в среде флоры и фауны и в целом в окружающей среде. Экологическое сознание понимается как совокупность эстетических чувств и экологической ответственности. Экологическое мышление – еще одна категория, определяющая умение продуктивно использовать экологические знания в процессе создания промышленных и сельскохозяйственных объектов. Экологическое сознание осуществляет ряд функций. 1. Просветительная функция обеспечивает помощь в осознании природы как среды обитания человека и как эстетического идеала. 2. Развивающая функция формирует у детей процесс осмысления экологических явлений, нахождения закономерностей, выводов, заключений относительно состояний природы. 3. Воспитательная функция выражается в развитии у учеников нравственного и эстетического отношения к природе. 4. Организующая функция являет собой процесс активизации природоохранительной деятельности учащихся. 5. Прогностическая функция формирует уде-тей навыки прогнозирования вероятных последствий различных действий человека в природе
Не получил поддержки и проект “Стратегии экологического образования в Российской Федерации”, который разрабатывался в 1998–1999 гг. Из-за недостаточности организационно-методологического обеспечения на федеральном уровне в 1990-х годах развитие экологического образования в ряде субъектов Российской Федерации пошло по пути разработки и реализации регионального компонента экологического образования. Впервые это было сделано в Амурской и Нижегородской областях, где в 1992–1993 гг. приступили к разработке региональных программ экологического образования и соответствующих учебно-методических материалов по экологическому образованию школьников и подготовке учительских кадров. В Курганской области в 1993–1994 гг. разработали и апробировали “сквозную” эколого-образовательную программу для 2–11 классов. В Свердловской области в 1993 г. была рекомендована к внедрению комплексная программа “Экологическое воспитание и образование населения области”. В последующем это было сделано и в других субъектах Российской Федерации. В ряде субъектах Российской Федерации в 1995–2002 гг. были приняты законы об экологическом образовании, подписаны указы глав администраций.
Научный - ведущие идеи, теории и концепции, характеризующие здоровье человека и природную среду его обитания; происхождение, эволюцию и организацию природных систем как объектов использования и охраны. Ценностный - экологические ориентации человека на различных этапах истории общества; цели, идеалы, идеи, характеризующие человека и природу как универсальные ценности; понятие экономической оценки окружающей среды, ущерба, наносимого ей, затрат, необходимых на ее восстановление и предотвращение ущерба. Нормативный - система нравственных и правовых принципов, норм и правил, предписаний и запретов экологического характера. Критерием эффективности экологического воспитания и образования могут служить как система знаний на глобальном, региональном, локальном уровнях, так и реальное улучшение окружающей среды своей местности, достигнутое усилиями школьников. 3. ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ПРИРОДОВЕДЕНИЯ. Как известно, воспитание в широком смысле слова – это процесс и результат развития личности под воздействием целенаправленного обучения и воспитания.
Успех экологического воспитания и образования в школе зависит от использования разнообразных форм работы, их разумного сочетания. Эффективность определяется также преемственностью деятельности учащихся в условиях школы и условиях окружающей среды. В курсе природоведения уделяется большое внимание формированию знаний учащихся о правилах индивидуального поведения в природе. Учащимся разъясняется, что соблюдение правил поведения при общении с природой - одна из важнейших мер охраны природы. Важным примером формирования у учащихся знаний о правилах поведения в природе являются упражнения в применении этих правил на практике. На предметных уроках, уроках-экскурсиях, на уроках трудового обучения, чтения. По природоведению проводятся экскурсии с целью ознакомления и изучения поверхности и растительности окружающей местности, выявления их особенностей. Но вся работа лишь тогда окажет влияние на чувства и развитие учащихся, если у них будет свой собственный опыт общения с природой. Поэтому большое место в системе работы по воспитанию любви к природе должны занять экскурсии, прогулки, походы.
Ученик открывает знание новое для него. Он может выразить его в простых формах (вопрос, формулировка, опорный сигнал). Таким образом, словосочетание «творческое усвоение знаний» означает, что на уроке изучения нового материала ученик проходит все этапы научного творчества, открывая субъективно новые знания и выражая его в доступных формах. 2.1 Анализ современных учебников по естествознанию и экологии с целью выявления в них потенциала проблемного подхода. В практической части работы проанализируем 7 учебников, реализующих задачи экологического воспитания и образования в разных классах. Целью проводимого исследования является выявление элементов проблемного обучения в учебниках. Для анализа были выбраны следующие учебники: 1. Хрипкова А.Г. Естествознание. 5 класс. 2. Хрипкова А. Г.Естествознание. 6 класс. 3. Хрипкова А.Г. Естествознание. 7 класс. 4. Алексеев С.В. Экология. 10- 11 класс. 5. Криксунов Е.А., Пасечник В.В. Экология. 10- 11 класс. 6. Мамедов Н.М., Суравегин И.Г., Глазачев С.Н. Основы общей экологии.
В законодательном порядке гражданам должно быть предоставлено право защищать не только личные нтересы, но и публичные. Под влиянием происходящих в 90-е годы в России перемен в политической, экономической и социальной сферах идет процесс более активного развития экологического законодательства в трех взаимосвязанных направлениях: а) создания массива собственно экологических законов и иных нормативных правовых актов; б) совершенствования природоресурсного законодательства; в) экологизации хозяйственного, гражданского, уголовного и иных отраслей в системе российского законодательства а) 19 декабря 1991 г. был принят головной комплексный акт отрасли экологического права — Закон РСФСР «Об охране окружающей природной среды». Закон предусмотрел ряд новых инструментов в обеспечении охраны окружающей среды или усовершенствовал имеющиеся. Это касается регулирования экологических прав граждан и общественных формирований, экологической экспертизы, экономического механизма охраны окружающей среды, экологического воспитания и образования, юридической ответственности за экологические правонарушения.
В-четвертых, центральная тема закона — человек, охрана его жизни, здоровья от неблагоприятного воздействия окружающей среды. Человек в законе рассматривается в двух аспектах: как субъект воздействия на окружающую среду, несущий ответственность за последствия своей деятельности, и как объект такого воздействия, наделенный соответствующими правами и гарантиями на возмещение причиненного вреда. В-пятых, нормы закона закрепляют механизм его исполнения. Итакой механизм состоит из системы, включающей экономическое стимулирование субъекта в охране окружающей природной среды в сочетании с мерами административно-правового воздействия на нарушителей эколого-правовых предписаний. Закон закрепляет экономический механизм охраны окружающей среды как меру экономического стимулирования, а также обязательность государственной экологической экспертизы, меры государственного экологического контроля, его правомочия по ограничению, приостановлению, прекращению деятельности экологически вредных объектов, меры административной, уголовной ответственности за экологические правонарушения, возмещение вреда природной среде и здоровью человека, экологическое воспитание и образование.
Еще раз подчеркнем, что разработка этих норм и правил должна базироваться на знаниях о закономерностях функционирования и развития компонентов окружающей среды, человеческого общества и создаваемых им техногенных систем. Впрочем, не все отношения человека с окружающей средой можно регламентировать с помощью норм экологического права. Важную роль в этом должны играть мораль, этика, религии, традиции. Определив таким образом объект экологии, сформулируем теперь понятие о ее предмете как совокупности знаний о регламентации взаимодействия и совместного функционирования природных и антропогенных объектов окружающей среды. Экология - это наука о регламентации взаимодействий человека с окружающей средой на основе правовых и моральных норм и правил. В рамках такого определения принципиально другое содержание получает термин "экосистема": совокупность природных и антропогенных систем, функционирование и взаимодействие которых регламентируется на основе установленных правовых и моральных норм и правил. Эти нормы и правила имеют юридические, моральные и экономические аспекты. Поскольку экологическое мировоззрение только начинает формироваться, ведущую роль в соблюдении установленных норм и правил будут играть экономические механизмы (плата за природопользование, загрязнение окружающей среды, штрафы, компенсационные выплаты, различные квоты и т.д.). Однако в стратегическом плане основным станет экологическое воспитание и образование ибо, только сформировав экологическое мировоззрение у большинства населения Земли, можно будет надеяться на переход к ноосфере.
Привлечение к административной и уголовной ответственности за экологические преступления. Предъявление исков в суд, арбитражный суд о взыскании ущерба, причиненного экологическим правонарушителем. 6. Организация заповедного дела, охрана памятников природы, ведение Красной книги, экологическое воспитание и образование. 7.Международное сотрудничество. Указанные в перечне вопросы и задачи призваны решать все управленческие структуры. Разграничение сферы деятельности их идет по двум направлениям: пространственному и ресурсовому. Согласно первому, представительные и исполнительные органы Федерации осуществляют указанные полномочия в масштабе всей территории России. Органы субъектов Федерации реализуют свои полномочия в границах представляемых ими административно-территориальных образований (областей, краев и т. д.). Однако в рамках одного и того же территориального пространства могут находиться ресурсы разного значения: республиканского, краевого, областного, муниципального ведения или же представляющие исключительную федеральную собственность.
При разработке "Основных положений" в разделе "Охрана среды обитания человека" указанного документа предусмотрены следующие основные направления деятельности: • создание для людей здоровой среды обитания в городских и сельских поселениях; • развитие системы природных комплексов рекреационного и курортно- оздоровительного назначения; • улучшение качества продуктов питания; • обеспечение населения качественной питьевой водой; • предотвращение загрязнения атмосферного воздуха и водных объектов; • обеспечение радиационной безопасности населения; • предупреждение и уменьшение опасного воздействия природных явлений, техногенных аварий и катастроф; • экологическое воспитание и образование населения. Цели и задачи программы по оздоровлению окружающей среды 1. Создание благоприятной окружающей среды: • улучшение качества атмосферного воздуха; • улучшение качества воды; • удаление отходов и борьба с загрязнением почвы; • улучшение условий профессиональной деятельности; • система экологического мониторинга. 2. Стабилизация и улучшение социально-экономического положения населения: • улучшение качества медицинской помощи населению; • обеспечение занятости населения; • улучшение социальной поддержки населения; • организация помощи и труда инвалидов. 3. Формирование здорового образа жизни: • физическая активность; • уменьшение потребления табака, алкоголя, психотропных средств; • сбалансированное питание; • экологическое воспитание и образование. 4. Улучшение состояния здоровья населения: • здоровье матери и ребенка; • здоровье детей и молодежи; • сохранение здоровья в старости; • лучшие возможности для инвалидов; • уменьшение числа несчастных случаев (травмы, отравления); • сокращение распространенности сердечно-сосудистых заболеваний; • борьба с онкологическими заболеваниями; • сокращение распространенности инфекционных болезней; • уменьшение числа психических расстройств и самоубийств; • снижение уровня хронических болезней.
Вследствие этого, следует показать, что уровень экологической культуры прямо пропорционален экологической обстановке в мире, находится в прямой зависимости от экологического воспитания. От уровня экологического воспитания, экологической культуры зависит вопрос выживания человечества, сможет ли человек остаться на нашей планете, или его ждёт вымирание или деградация с последующей мутацией. Именно такую дисциплину как “экологическая культура” сегодня возложена миссия спасения человечества, выработки механизмов противодействия вымиранию и гибели. Поэтому необходимо внимательнейшим образом подойти к проблеме экологического кризиса, и противодействовать ему посредством образования и путём пересмотра, как достижений цивилизации, так и всего законодательства. Экологическая ответственность на прямую связана с экологическим воспитанием и с такими качествами личности, как самоконтроль, умение предвидеть ближайшие и отдаленные последствия своих действий в природной среде, критическое отношение к себе и другим. Соблюдение моральных требований, связанных с отношением к природе, предполагает развитую убежденность, а не страх за возможное наказание и осуждение со стороны окружающих. «В соответствии с Программой мероприятии по реализации Концепции экологического образования и воспитания подрастающего поколения, утвержденной постановлением Кабинета Министров РК от 3 февраля 1997 года за №137, Министерства образования культуры и здравоохранения РК и Министерства экологии и природных ресурсов РК утвердили национальную программу экологического образования в которой приняты во внимание общие принципы экологической политики в области экологического образования, выработанные ООН, ЮНЕСКО, ЮНЕП и другие, определены собственные специфические периоды роста и развития системы экологического образования и воспитания.
В настоящее время человечество уже реально осознало необходимость бережного отношения к окружающей природной среде. Законы, по которым действует природа, были всегда, и лишь теперь люди практически осознали это, их противоречивую связь с основными направлениями социальной жизни, пытаясь что-то сделать, чтобы воскресить уже почти погибшее, исправить испорченное, не допустить и ограничить дальнейшее разрушение природы. Возникшая проблема была бы быстро и эффективно решена, как это неоднократно случалось в истории науки, если бы не одно важное обстоятельство. Дело в том, что сохранение экологического равновесия требует от общества больших усилий. Проявление таких усилий должно начинаться с качественно нового отношения между природой и обществом, веществом естественным и социальным. Такое экологическое воспитание и образование - процесс длительный: необходимо изменить устойчивое "завоевательное" отношение к природе. Ведь все, что человек мог и может создать для себя и удовлетворения своих потребностей, он заимствует из природы. Поэтому, не потребляя в той или иной мере природного вещества, человек просто не сможет существовать как биологический вид.
Формирование экологической культуры как специфической формы организации деятельности на основе знаний, умений, навыков, ценностных ориентаций и идеалов обуславливает потребность в экологическом воспитании и образовании. В программе по экологии для начальной школы сформулированы следующие направления; разработка методического обеспечения экологического образования с учётом вариативных моделей; обобщение опыта экологического воспитания и образования школьников. В современной концепции воспитания экологической культуры (Б.Т. Лихачёв, Н.С. Дежникова, И.Д. Зверев) основополагающее значение имеет технологический аспект, в основе которого лежат современные образовательные технологии (игровые, тренинговые, компьютерные и т.д.) Основой методов и форм воспитания экологической культуры являются: воспитывающие ситуации (выбора, проблемные, игровые, трудовые), экологические знания, построенные на предыдущем опыте. К формам воспитания экологической культуры можно отнести следующие: традиционные учебные занятия, экологические игры, экологические сказки, экологическая тропа, практикумы, опыты и т.д. - те технологические приёмы, которые, во-первых, в наибольшей степени отвечают потребностям и возможностям младшего возраста, а во-вторых, позволяют изменить потребительское отношение учащихся к природе.
Пример этого — всплеск природоохранной активности во всем мире за последние 20 лет — от поражающих докладов Римского клуба и судьбоносных международных экологических форумов до выработки десятков локальных, региональных и международных программ сохранения и возобновления природных ресурсов, ландшафтов, территорий и акваторий, развития экологического воспитания и образования, появление многочисленных экологических материалов в средствах массовой информации, возникновения сотен «зеленых движений» и организаций во всех уголках мира. С 1990 г. во многих странах мира (с 1991 г. — в Украине) принимаются новые законы об охране окружающей природной среды, ужесточается контроль за соблюдением природоохранного законодательства. Следовательно, новый подход современной экополитики к проблеме сохранения биосферы и стабильного развития нашего общества, новый взгляд на биосферу базируются на принципах современной и будущей человеческой деятельности: этических и эколого-экономических. Литература 1. Білявський Г.О., Бутченко Л.І. Основи екології: теорія та практикум. К.: Лібра, 2007. – 368с. 2. Білявський Г.О. та ін. Основи екології. – К.: Либідь, 2008. – 408с. 3. Даценко И.И., Банас О.С., Баранский Р.И. Химическая промышленность и охрана окружающей среды. К.: В.ш., 2006. – 176с. 4. Скалкин Ф.В. и др. Энергетика и окружающая среда. – Л.: Энергоиздат, 2007. – 280с. 5. Батлук В.А. Основы экологии и охрана окружающей природной среды. Л.: Афиша, 2001. – 335с. 6. Концепции современного естествознания. С.Х. Карпенков. 7. Т.Я. Кубницкая. Концепции современного естествознания.
![]() | 978 63 62 |