![]() 978 63 62 |
![]() |
Сочинения Доклады Контрольные Рефераты Курсовые Дипломы |
РАСПРОДАЖА |
все разделы | раздел: | Астрономия, Авиация, Космонавтика | подраздел: | Авиация |
Авиаракетно-космическая промышленность США | ![]() найти еще |
![]() Молочный гриб необходим в каждом доме как источник здоровья и красоты + книга в подарок |
Роберт Сименз, занимавший в начале 60-х годов пост заместителя директора НАСА, а впоследствии назначенный министром ВВС США, отмечал, что одним из самых ценных результатов работ над национальной космической программой США следует признать появление так называемых космических команд - коллективов высококвалифицированных специалистов из промышленности, университетов и правительственных организаций. Эти люди, овладевшие новейшими научными знаниями, отвечают самым высоким техническим и административным требованиям. Они составляют "растущий потенциал для решения задач в области освоения и использования космического пространства, которые стоят перед страной в настоящее время и появятся в будущем"19. Однако именно на ученых и инженеров, которые наряду с высококвалифицированными рабочими принесли Америке славу государства, сумевшего высадить своих граждан на лунную поверхность и благополучно вернуть их на Землю, пришлась основная тяжесть кризиса в авиационно-космической промышленности США. Первые признаки сокращения занятости рабочей силы на предприятиях авиационно-космической промышленности появились в 1967-1968 годах
В промышленности представлены все отрасли и подотрасли. В МГРТ особо выделяются автомобилестроение, электроника, авиаракетно-космическая промышленности, велико значение нефтяной. Сельское хозяйство – многоотраслевое. Совершен переход к агробизнесу. Основной тип сельскохозяйственных предприятий – высокоспециализированные фермы. США дают 50% мирового экспорта зерна. США занимают первое место в мире по развитию всех видов транспорта. Вместе с Канадой образуют особый североамериканский тип транспортной системы. Автомобиль является массовым средством передвижения. Очень большое развитие получила сфера нематериального производства и услуг (2/^ всех занятых), что свидетельствует о вступлении страны в стадию постиндустриального развития. Для территориальной структуры хозяйства характерна концентрация экономической жизни в приокеанских и приозерных районах. Региональная политика направлена на смягчение территориальных диспропорций. Зависимость экономики США от внешней торговли меньше, чем зависимость зарубежной Европы, но она возрастает. Большая часть торговли приходится на Канаду и Японию, страны Западной Европы, l/^ – на развивающиеся страны. Макрорайоны США. Северо-восток – самый маленький по площади.
Кампания фонда «Икс-Прайс» по организации конкурса на разработку космического корабля, способного выполнять недорогие суборбитальные полеты, является многообещающим предприятием. Привлечение к конкурсу различных групп специалистов позволит на альтернативной основе выбрать рациональные технические идеи, удачные конструктивные решения и с привлечением минимальных финансовых средств решить актуальнейшую задачу. И кто знает, может уже завтра любой из нас сможет купить билет в космос Глава 16 НАСЛЕДНИКИ «ШАТТЛА» Понятно, что и по ту сторону границы конструкторская мысль не стоит на месте. Периодически появляются проекты и программы, призванные так или иначе заменить в отдаленной перспективе систему «Спейс Шаттл». О некоторых из этих проектов я и расскажу в этой главе. Программа «RLV» («Venture Star») Программа «РЛВ» («RLV» сокращение от английского «Reusable Launch Vehicle», «Космический корабль многоразового использования») осуществляется в тесной кооперации НАСА с аэро-космической промышленностью США. С помощью технологии «Одной ступенью на орбиту» («Single-Stage-To-Orbit») намечается существенно снизить стоимость вывода полезной нагрузки на орбиту (до 2000 долларов за килограмм) и тем самым увеличить конкурентоспособность космических носителей на мировом рынке ракетно-космических услуг
Так по общей стоимости продукции в мире лидируют США, Япония и Германия, в машиностроении которых представлена практически вся номенклатура производств. Постепенно все большее значение в структуре отрасли приобретают электроника, роботостроение, автомобильная и авиаракетно-космическая промышленность, особенно в машиностроении высокоразвитых стран. В то же время такие отрасли, как судостроение, производство подвижного состава для железных дорог, станкостроение (ярко видно на примере России) переживают период упадка и постепенно теряют свое хозяйственное значение. В самом машиностроении мира в последние годы развивается процесс интернационализации производства, осуществляемый в основном между промышленно развитыми странами. Широкое распространение ТНК получили также в странах Латинской Америки, привлекательность которых обусловлена следующими факторами: огромный потребительский рынок, невысокая насыщенность рынка, сравнительная дешевизна рабочей силы, благоприятный инвестиционный климат. Значительные изменения наблюдаются и в самом производственном процессе, в который постепенно внедряются системы автоматизированного проектирования, основанные на станках с ЧПУ, ЭВМ, а также гибкие автоматизированные производства.
САН-ДИЕГО (San Diego) - город на юго-западе США, шт. Калифорния, порт на Тихом ок. 1,1 млн. жителей (1990), с пригородами 2 млн. жителей. Авиаракетно-космическая, радиоэлектронная, судостроительная и др. отрасли машиностроения. Химическая, пищевая (в т. ч. плодоконсервная) промышленность. Университет. Миссия Сан-Диего де Алькала (1769). В пригороде Ла-Ойя постройки И. Джилла, Институт биологических исследований (1959-66, архитектор Л. Кан). Климатический курорт. САНДИЙСКАЯ ЛАБОРАТОРИЯ - научно-исследовательский центр Управления энергетических исследований США. Основан в 1945 в Сандии (Sandia) (пригород Альбукерке, шт. Нью-Мексико). Исследования по проблемам использования ядерной энергии. САНДИНИСТСКИЙ ФРОНТ НАЦИОНАЛЬНОГО ОСВОБОЖДЕНИЯ (СФНО) в Никарагуа основан в 1961. В 1961-79 СФНО возглавлял борьбу против режима Сомосы. САНДИНО (Sandino) Аугусто Сесар (1895-1934) - национальный герой Никарагуа; с 1926 возглавлял борьбу против войск США (оккупировавших Никарагуа в 1912), приведшую к освобождению страны (1933). Вероломно убит
Размещение населения определяется прежде всего географией городов. Главные мегаполисы Северо-Восточный (Бостон, Вашингтон), Приозёрный (Чикаго – Питсбург , Калифорнийский (Сан-Франциско – Лос-Анджелес). Сельское население живет на фермах и в компактных поселениях. Хозяйство. США первенствует во многих старых, новых, особенно новейших отраслях. В промышленности представлены все отрасли подотрасли. В МГРТ особо выделяются автомобилестроение, электроника, авиаракетно-космическая промышленность, велико значение нефтяной. Сельское хозяйство – многоотраслевое. Совершен переход к агробизнесу. Основной тип сельскохозяйственных предприятий – высокоспециализированные фермы. США занимают первое место в мире по развитию всех видов транспорта. США дают 50% мирового экспорта. Вместе с Канадой образуют особый североамериканский тип транспортной системы. Автомобиль является массовым средством передвижения. Очень большое развитие получила сфера нематериального производства и услуг, что свидетельствует о вступлении страны в стадию постиндустриального развития.
Промышленность США отличается высоким уровнем, производственной и территориальной концентрацией. Она ориентируется на выпуск как массовой, серийной продукции, так и особо сложной, уникальной. В промышленности США представлены все существующие отрасли, подотрасли и виды производства. Среди них выделяют: во-первых, автомобилестроение, во-вторых, авиаракетно-космическую промышленность, в-третьих, микроэлектронику, в-четвертых, биотехнологию и биоиндустрию. По размерам сельского хозяйства США превосходят любую другую страну мира. Производительность труда в агробизнесе растет быстрее, чем в промышленности. Многоотраслевое сельское хозяйство обеспечивает продовольствием не только страну, но и дает значительную продукцию для импорта. На США приходится около половины мирового экспорта зерна. Основной тип сельского хозяйства – это ферма, производящая главную часть продукции на продажу. При этом в условиях агробизнеса получила большое развитие постадийная специализация, когда происходит расчленение единого производственного процесса на отдельные звенья.
Высокая наукоемкость и производительность труда при низкой капиталоемкости содействовали превращению этой сферы в базу НТП, обеспечивающую перестройку всего хозяйства, комплексную механизацию и электронизацию (табл. 13). За последние 30 лет повысилась доля общего машиностроения и приборостроения при снижении удельного веса транспортного машиностроения, а также электротехники в структуре этой сферы. Наибольшие изменения произошли в 80-х годах под воздействием военно-промышленного комплекса (отсюда рост авиаракетно-космической промышленности и электротехники) и усилившейся конкуренции Японии в области электроники и автомобильной промышленности. Характерна высокая монополизация машиностроения. Автомобилестроение. Автомобиль давно превратился в символ американской жизни. Автомашины имеют 4/5 всех семей. На производстве и сборке автомобилей, в торговле, ремонте и техобслуживании их занято почти 6 млн человек. Автомобильная промышленность — крупнейший потребитель нефти, свинца, синтетического каучука, а также крупный покупатель стали, производимой в стране.
По размерам территории США занимают среди стран мира четвертое место. ЭГП США весьма выгодное, на всех этапах оно благоприятствовало развитию страны. По государственному строю США федеративная республика, состоящая из 50-ти штатов. На отдельно выделенном округе Колумбия расположена столица США – Вашингтон. По численности населения США занимает 3-е место в мире Абсолютный годовой прирост населения составляет 2.5 млн. человек. Решающую роль в формировании национального состава населения США сыграла иммиграция. В США сформировалось три меглополиса, крупных городских образований, БосВаш (Бостон – Вашингтон); ЧиПитс (Чикаго – Питтсбург); СанСан (Сан-Франциско – Сан-Диего). Промышленность США отличается высоким уровнем производственной и территориальной концентрацией. Она ориентируется на выпуск как массовой серийной, так и особо сложной, уникальной продукции. В промышленности представлены все существующие виды производства. Одно из самых главных – автомобилестроение. Также, авиаракетно-космическая и электроника. Очень велико значение нефтяной промышленности.
Растущая безработица (особенно в крупнейших городах) стимулирует рост наркомании и преступности. Общая характеристика хозяйства. Еще в конце XIX века, обогнав Великобританию, США вышли на первое место в мире по объему промышленного производства. И ныне они первенствуют в производительности труда, в большинстве наукоемких производств. Им удалось также сохранить свое преимущество и в некоторых традиционных отраслях промышленности и сельского хозяйства, а также в непроизводственной сфере. На США приходится более 3/4 всего выпуска авиаракетно-космической, 2/3 электронно-вычислительной (особенно промышленной и военной) техники, более 1/ добычи угля и мощности АЭС, около 1/3 сбора зерновых в западном мире. Государство вмешивается во все отрасли хозяйства и оказывает значительное влияние на структуру и размещение производства. С помощью налоговых льгот и кредита оно поощряет рост новейших отраслей промышленности и способствует созданию новых промышленных районов. Также в значительной мере финансируются государством научные исследования, особенно для производства вооружения. Государственные электростанции, снабжающие фермеров электроэнергией, ускорили интенсификацию сельскохо-зяйственного производства и превратили его в своеобразную индустриальную отрасль.
Особенно это относится к таким сферам, как финансирование различного рода научно- исследовательских работ в области ядерной физики и электронике, космической промышленности и др. То же относится и к содержанию различного рода спецслужб. В принципе, в наше время, любое правительство хорошо развитой страны располагает крупными денежными средствами, не контролируемыми парламентом. Эти суммы могут быть скрыты в различных статьях государственных расходов или не учтены в публикуемом государственном бюджете. Таким путем скрытого финансирования была создана, например, атомная бомба в США. Ее создание стоило правительству 2 млрд. долларов. Основными объектами внимания промышленного шпионажа являются патенты, чертежи, секреты производства, технологии, структура издержек; экономический шпионаж кроме промышленных секретов охватывает и макроэкономические показатели и включает в себя разведку природных ресурсов, выявление промышленных запасов; в связи с развитием маркетинга большую ценность приобретает сбор информации о вкусах и доходах различных социальных групп общества.
По результатам этих пусков ОКБ-52 представило проект 6,3-тонного беспилотного ракетоплана Р-1, оснащенного М-образным складным (средняя часть вверх, концы вниз) крылом переменной стреловидности, и его пилотируемого варианта Р-2. Перегрузка на спуске должна была составить всего 3,5-4 g, в отличие от 9-11 g на СА Восток. Сделали уже макеты машин, но после снятия благоволившего к Челомею Н.С.Хрущева воздушно-космическую тематику у ОКБ-52 отобрали. Занимался крылатыми кораблями и А.Н.Туполев, но пока о них известно крайне мало: опытный экземпляр беспилотного ВКС 130 был построен, а его пилотируемый вариант 136 должен был называться Красная звезда. К 1965 г. из всех минавиапромовских программ осталась одна известная сегодня под названиями 50-50 и спираль, разрабатывавшаяся в ОКБ Микояна под руководством Г.Е.Лозино-Лозинским. ОК "Буран" задумывался как военная система. Вот как вспоминал об этом в 1994-м году директор головного в ракетно-космической промышленности Центрального НИИ машиностроения Ю.А.Мозжорин: Программа имеет свою предысторию. В 1972 г. Никсон объявил, что в США начинает разрабатываться программа Space Shu le.
В Украине два больших космических центра: в Днепропетровске КБ "Южное" - производитель известных МКБР СС-18 и СС-24 с раздельными главными частями, участник создания носителя "Энергия" и разработчик отечественных носителей "Зенит", и комплекс предприятий в Харькове, занимающих ведущие позиции в космической промышленности СНГ в производстве бортовой электроники и систем управления. В сегодняшнее время на мировом рынке запуска спутников доминирует западноевропейский консорциум "Aria es pase". На него приходится 60 процентов всех запусков. Остальные 40 процентов осуществляют США, Китай, Россия и Украина. Перед Национальным космическим агентством Украины стоит проблема уменьшения стоимости запусков. Её можно решить путем усовершенствования конструкции и стандартизации компонентов разных типов ракетоносителей, автоматизацией запуска, использованием новых легких конструкционных материалов. А для этого нужно широкое международное сотрудничество с ведущими космическими государствами мира, прежде всего с Россией. Выводы Приведенный в данной работе анализ только важнейших проблем функционирования различных видов транспорта, ожидающих своего неотложного решения, свидетельствует об их масштабности, сложности и определяющем значении для общего развития экономики Украины.
Это прежде всего стагфляционный характер в сочетании с долговременными структурными кризисами. Так же, как в середине 70-х годов, воспроизводство в период кризиса было дополнительно разрушено резким скачком цен на топливо и энергию, "нефтяным шоком" 1979 г. Наибольшие трудности выпали на долю энергоемких отраслей - черной и цветной металлургии, химической промышленности, а также автомобилестроения. Как и в предшествовавшем кризисе, падение промышленного производства было усилено в результате резкого сокращения экспорта - на 11% за 1981 - 1982 гг. Дополнительным фактором обострения социально- экономических противоречий в США явился наметившийся в 1970-е гг. второй этап развертывания научно-технической революции. Быстрое развитие получают наукоемкие отрасли, ракетно-космическая промышленность, фармацевтика. В то же время целый ряд "старых" отраслей - металлургическая, текстильная, судостроительная и другие - находятся в состоянии депрессии или кризиса. Прогрессивная по сути структурная перестройка хозяйства США несет с собой усиление экономической нестабильности и рост безработицы. Начиная с 1983 г. экономика США, преодолев депрессию, вступила в очередную фазу подъема.
Если количество русских, украинцев и белорусов увеличилось с 1979 г. в среднем на 6%, то узбеков, таджиков и туркменов от 34 до 45%1. К середине 80-х гг. СССР обладал развитой инфраструктурой промышленности и сельского хозяйства, что позволяло ему иметь определенные успехи в экономике, прежде всего в военной (космическая промышленность, военно-промышленный комплекс), и в основном обеспечивать себя на минимально допустимом уровне продуктами питания и товарами широкого потребления. Социальные и национальные противоречия в стране открыто не проявлялись. СССР обладал огромными природными богатствами, несопоставимыми ни с одной из стран мира. Несмотря на определенные достижения в экономическом и социальном развитии (в частности, к середине 1970-х гг. СССР достиг военно-стратегического паритета по уровню вооружений с США и всем блоком НАТО), Советское государство оказалось в глубоком кризисном состоянии. Главной причиной его являлось падение темпов роста промышленности, происходившее на фоне быстрого индустриального развития передовых держав мира: США, Японии, Канады, стран Западной Европы.
СССР обладал развитой инфраструктурой промышленности и сельского хозяйства, что позволяло ему иметь определенные успехи в экономике, прежде всего в военной (космическая промышленность, военно-промышленный комплекс), и в основном обеспечивать себя на минимально доступном уровне продуктами питания и товарами широкого потребления. Социальные и национальные противоречия в стране открыто не проявлялись. СССР обладал огромными природными богатствами, несопоставимыми ни с одной из стран мира. Несмотря на определенные достижения в экономическом и социальном развитии (в частности, к середине 1970-х гг. СССР достиг военно-стратегического паритета по уровню вооружений с США и всем блоком НАТО), Советское государство оказалось в состоянии глубокого кризиса. Главной его причиной являлось падение темпов роста промышленности, происходившее на фоне быстрого индустриального развития передовых держав мира: США, Японии, Канады, стран Западной Европы. Проводимая советским руководством со времен Ленина политика, направленная на конфронтацию со странами «мирового капитала» и имевшая конечной целью установление советского варианта социализма во всем мире, зашла в тупик1.
И это маленькое господство в части воздушного пространства досталось Соединенным Штатам. А ведь могло быть у Советского Союза. Но тогдашнее правительство СССР посчитало новую теорию очередной чисто научной и совершенно не интересной с практической точки зрения гипотезой. Другой масштабной научной разработкой стал космический аппарат «Буран». Он принципиально отличался своей конструкцией от использовавшихся в то время, в целях освоения космического пространства, ракет. Конструкторский план «Бурана» был предложен выдающимся русским ученым Королевым как раз в 1980-х годах. По началу проект был поддержан советским правительством. Аналога разработкам «Бурана» не было ни у кого в мире. Даже Соединенные Штаты Америки не имели ни чего подобного. Правительство Советского Союза какое-то время финансировало развитие проекта «Буран». Через некоторое время Королеву отказали в финансировании дальнейшего развития проекта. Отказ был обоснован принятым решением, что стране космический корабль «Буран» не нужен. Вовремя подсуетилась разведка Соединенных Штатов. Выражаясь простым языком, США просто украли Российскую разработку. На основе чертежей конструкторского бюро Королева, американская космическая промышленность, внеся свои небольшие коррективы, создала знаменитые на весь мир космические корабли «Шаттл».
На долю Франции приходится 17% промышленного и 20% сельскохозяйственного производства Западной Европы. Экономика Франции отличается мощной индустриальной базой и диверсифицированным производством с хорошо развитыми стратегически важными отраслями (авиаракетостроение, энергетика, транспорт и связь, агропромышленный сектор). Из месторождений полезных ископаемых наиболее значительны запасы каменного угля, железной руды, бокситов, газа, урановых руд, калийных солей. Важное место в экономике страны занимают научные исследования и информационное обслуживание. Франция ведет научные исследования по широкому кругу проблем: атомная энергетика, авиационная техника, оборудование средств связи, некоторые виды электроники промышленного назначения. Среди стран ОЭСР Франция занимает 4 место по совокупным расходам на НИОКР, уступая США, Японии и Германии, и 5 место по объему расходов промышленных фирм на НИОКР (после США, Японии, Германии и Великобритании). Расходы на НИОКР сконцентрированы в небольшом числе отраслей: 75% всего объема НИОКР в промышленности приходится на электронику, авиаракетостроение и космическую промышленность, автомобилестроение, химию, фармацевтику и энергетику, 19% - на долю отраслей военно-промышленного комплекса.
![]() | 978 63 62 |