![]() 978 63 62 |
![]() |
Сочинения Доклады Контрольные Рефераты Курсовые Дипломы |
РАСПРОДАЖА |
все разделы | раздел: | Педагогика |
Роль художественной литературы в духовно-нравственном развитии будущего офицера | ![]() найти еще |
![]() Молочный гриб необходим в каждом доме как источник здоровья и красоты + книга в подарок |
Сейчас, когда слово «воспитание» из забвения вновь выходит на авансцену педагогики как глобальная задача гуманизации нового поколения, роль художественной литературы в развитии личности неизмеримо возрастает: из средства развлечения илиPинформации она должна стать источником саморазвития и творческой самоактуализации личности, ее духовногоPвозвышения. Вся система литературно-художественного воспитания находится на стыке двух миров мира литературы и мира ее читателей, творчества писателя, творчества читателя. Ее задача слить эти миры: литературу включить во внутреннюю жизнь ребенка, а его внутреннюю жизнь включить в литературу. На этом «совмещенном поле» и происходит влияние художественного произведения на личность, реализуется духовный потенциал и литературы, и читателей. Бытует мнение, что степень влияния книги на ребенка всецело зависит от уровня понимания прочитанного, которыйPопределяется умением анализировать текст. Сотни пособийPсозданы на тему анализа литературных произведений: стилей, композиции, жанра, языка, идейного содержания и т.п
В первую очередь это относится к нашему прошлому, которое мы, оказывается, знаем очень поверхностно. Что заботило, радовало и тревожило русских людей, чем они занимались, как, трудились, о чем мечтали, рассказывали и пели, что передавали своим детям и внукам? Ответить на эти вопросы сегодня — значит восстановить связь времен, вернуть утерянные ценности. Обратиться к истокам поможет фольклор, ведь его содержание — жизнь народа, человеческий опыт, просеянный через сито веков, духовный мир русского человека, его мысли, чувства, переживания. Роль художественной литературы во всестороннем воспитании детей раскрывается в работах Е.А. Флериной, М.М. Кониной, Н.С. Карпинской. Особенности восприятия художественной литературы дошкольниками — в работах А. В. Запорожца, Е.А. Флериной, Т.А. Репиной, Л.Я. Панкратовой, Л.М. Гурович Для решения задач всестороннего воспитания детей средствами литературы, формирования личности ребенка, его эстетического развития важен правильный отбор художественных произведений. Отбор литературы соответствует педагогическим принципам, разработанным на основе общих положений эстетики. Литературное произведение должно нести познавательные, эстетические и нравственные функции, т.е. быть средством умственного, нравственного и эстетического воспитания.
Следовательно, содержательную часть практикума необходимо было дополнить и обновить с учетом современного уровня развития отечественной и зарубежной гендерной психологии. Данное издание практикума по гендерной психологии существенно отличается от своего первого варианта. Хотя общее количество текстов практически не изменилось, 15 методических разработок являются совершенно новыми, а остальные обновлены и дополнены в теоретической и в практической частях. Новые методические разработки посвящены весьма актуальным темам, которые ранее не были включены в практикум в силу неразработанности в методическом плане. Эти темы раскрывают такие проблемы, как роль феминизма в развитии гендерных исследований в психологии, гендерный аспект родительства, роль художественной литературы в воспитании детей и взрослых и др. Достаточно широко представлена проблема сексуальности с позиций гендерного подхода, обсуждается также такая актуальная для гендерного направления тема, как насилие в семье. В методических разработках использованы ссылки практически на все отечественные работы по гендерной проблематике, которые появились в последние годы; немало использовано также и зарубежных источников
По его мнению, принцип народности ведет не только к познанию и правдивому отражению жизни народа, но и к активной борьбе за народные интересы, за осуществление сокровенных нравственных надежд народа, Н.Г. Чернышевский писал: «Значение каждого русского великого человека измеряется его заслугами Родине, его человеческое достоинство - сила его патриотизма» (48, С. 137). В «Очерках гоголевского периода русской литературы» он показал роль художественной литературы, как средства воспитания у молодежи, в первую очередь, действенного патриотизма, активной жизненной позиции, выработки стойких убеждений, развития эстетических воззрений и вкусов. Подобно другим педагогам-демократам, , Н.Г. Чернышевский отстаивал принцип сочетания в обучении естественных и гуманитарных дисциплин, одновременно указывая на необходимость освобождения учебных программ от устаревших, оторванных от жизни предметов. В своих философских сочинениях, в работе «Антропологический принцип в философии», он выдвинул идею единства физических и духовных начал в человеке от связи человека с природой.
И в этом смысле литература, действительно, имеет самое прямое отношение к социальным институтам, оказываясь именно такой формой организации общественной жизни людей, которая призвана регулировать их социальные действия и социальные связи. Место и роль художественной литературы в процессе личностного развития в период детства Исключительное значение искусству и, в частности, художественной литературе в процессе врастания (вхождения) индивида в культуру и его личностного становления придавал Л. С. Выготский [7]. Согласно точке зрения основоположника культурноисторической концепции, литературу и ее содержание можно рассматривать как носителей идеальной формы психики, которая присваивается и субъективируется в ходе индивидуального развития, т.Pе. становится реальной формой психики и сознания индивида. Через литературу, где объединены все основные, по мнению Л. С. Выготского, посредники развития реальной формы (взрослый автор и слово), субъект входит в культуру, приобщается к ее наследию, а культура соответственно входит в него
Объем работы 110 страниц печатного текста, приложение – 37 страниц. Во введении обосновывается актуальность выбранной темы, описывается проблема, ставятся цель и задачи, выбраны объект и предмет исследования. В первой главе «Духовно-нравственное воспитание как педагогическая проблема» изложены теоретические подходы к пониманию проблемы духовно-нравственного воспитания младших школьников. Во второй главе – «Роль телевидения в формировании духовно-нравственных ценностей» рассмотрены СМК на современном этапе развития общества и их взаимодействие с современной школой. В третьей главе «Содержание опытно-педагогической работы экспериментального характера по выявлению воздействия телевидения на духовно-нравственное развитие учеников младшей школы» приводятся результаты формирующего эксперимента. В заключении приведены выводы по исследованию, глоссарий дает значение педагогических терминов используемых в работе (содержит 61 понятие). Библиография содержит 53 наименования изученной литературы. Глава 1. Нравственное воспитание как педагогическая проблема. 1.1. Теоретические основы к пониманию духовно-нравственных ценностей.
Так что каждый современный автор невольно чувствует на себе оценивающий взгляд, он как бы стоит перед судом великих мертвых. И каждому современному автору этот суд выносит приговор, не подлежащий обжалованию, потому что состав этого суда – олицетворение процесса духовного развития человечества, олицетворение культуры. С другой стороны, из этого видно непонимание той роли, которую играет художественная литература, с точки зрения научного культуроведения, и которая состоит в формировании культуры художественной речи. В соответствии с Ю.В. Рождественским, " роль художественной речи сводится к образованию, то есть созданию и введению в употребление основных языковых средств. Поскольку язык художественной литературы занимает центральное место в разработке языковых средств, он, при определенной ограниченности лексического состава, ориентированного на массовое применение, отбирает и совершенствует "ядро литературного языка" . Такое понимание роли художественной литературы объясняет и критерии для отбора литературных произведений в список обязательной литературы: " для отбора классических произведений в хрестоматию конечным критерием для суждения педагога являются показания лингвиста, который усматривает динамику развития языка и отбирает из художественной литературы соответствующие примеры.
В соответствии с поставленной целью были определены задачи исследования: 1. Осуществить историко-педагогический анализ и выявить истоки идеи духовно-нравственного воспитания учащихся в учебно- воспитательном процессе. 2. Конкретизировать философский аспект теории духовно- нравственного воспитания подрастающего поколения. 3. Определить основные проблемы духовно-нравственного воспитания в условиях деятельности и реформирования современной российской школы. 4. Обосновать особенности парадигмы духовно-нравственного воспитания учащихся в условиях гуманизации системы российского образования. 5. Выявить педагогическую роль здоровье сберегающих технологий в становлении целостной гармонично развитой личности. Методы исследования: При проведении исследования был применен комплекс методов, соответствующих исследовательским задачам: - изучение и анализ аксиологической, философской, психолого-педагогической и этнопедагогической литературы; - изучение и обобщение передового педагогического опыта; - теоретический анализ и синтез; Структура работы – обусловлена целями и задачами исследования и состоит из введения, двух разделов, заключения, списка литературы. Глава 1. Научно-методологические основы духовно-нравственного развития личности по средствам здоровье сберегающих технологий. 1.1. Понятия здоровье сберегающих технологий, функции, принципы работы, классификация.
Это осуществлялось на основе выполнения следующих процедур: а) отнесение выявленных проблем к различным сферам социокультурной жизни (художественной, исторической, духовно-нравственной, экологической, политической) и определение их носителей (в качестве которых выступают различные категории и группы населения г.Полярные Зори); б) анализ факторов, определяющих историко-культурную самобытность города; в) характеристика материально-технических, кадровых и финансовых ресурсов. На основании этой информации каждая команда сформулировала свое видение приоритетов развития культуры в Полярных Зорях. Далее, в процессе межгрупповой дискуссии эти позиции были подвергнуты всестороннему обсуждению и в итоге участники игры пришли к согласованному мнению о приоритетах поддержки и развития сферы культуры, включающих: сохранение и использование культурно-исторического наследия; развитие художественной жизни города, поддержка традиционного народного творчества; развитие детского творчества, поддержка молодых дарований; совершенствование организации культурно-досуговой деятельности и развлечений; благоустройство города, эстетическое развитие городской среды; развитие туристско-экскурсионного дела; развитие межрегиональных, межнациональных и международных контактов и сотрудничества в сфере культуры.
Классицизм Русская культура второй половины XVIII в. отражает черты подымающейся нации. Возрастает общественная роль художественной литературы, которая постепенно теряет прежний анонимный и рукописный характер. Передовые писатели выступают активными борцами за идеи просветительства; возникают первые литературные журналы. Главное содержание культурного процесса середины XVIII в. — становление русского классицизма, идейной основой которого была борьба за мощную национальную государственность под эгидой самодержавной власти, утверждение в художественных образах могущества абсолютной монархии. Хотя русские писатели и художники обращались к опыту опередившего их в развитии западноевропейского классицизма, они стремились придать этому течению черты национального своеобразия. Хорошо об этом сказал Ломоносов: «Чтобы ничего неугодного не ввести, а хорошего не оставить, надобно смотреть, кому и в чем лучше последовать». В отличие от западноевропейского классицизма, в русском классицизме, полном пафоса гражданственности, были сильны просветительные тенденции и резкая обличительная сатирическая струя.
Перед современной школой стоят задачи, связанные с созданием условий для интеллектуального и духовно-нравственного развития учащихся, для подготовки интеллигентного человека; для воспитания в каждом школьнике потребности в самообразовании, самовоспитании и саморазвитии; для формирования у учащихся широкого и гуманного взгляда на мир. Система урочной и внеурочной работы в школе по всем учебным дисциплинам должна быть направлена на решение указанных задач. ИЯ является деятельностным учебным предметом, который обладает образовательным, воспитательным и развивающим потенциалом, создающий прочную основу для формирования интеллигентного человека. В целях обеспечения непрерывности языкового образования общеобразовательная школа предоставляет учащимся, закончившим базовый курс обучения в 9 классе, возможность продолжить изучение ИЯ на старшем этапе (10 – 11 классы). Рассмотрим характерные особенности обучения ИЯ на старшем этапе. Согласно материалам сборника, содержащего комплект программно- нормативных документов для 10 - 11 классов , таковыми являются: 1) более активное взаимодействие всех видов речевой деятельности (чтения, говорения, аудирования, письма); 2) использование аутентичных, проблемных публицистических и художественных текстов в качестве источников информации, затрагивающих актуальные темы современности; 3) большая инициативность и спонтанность речи учащихся, в которой могут затрагиваться нестандартные ситуации общения; 4) основные виды диалогической речи – свободная беседа, групповое обсуждение предложенной проблемы, преобладание диалога – обмена мнениями; 5) построение развернутых собственных высказываний на основе текста и самостоятельно, с достаточной аргументацией по поводу прочитанного или услышанного.
Эмоциональная заторможенность (частичная) выражает скрытую агрессию и сопровождается немотивированными негативными действиями ребенка. У третьей части детей первой группы развита способность эмоционального сопереживания и "заражения", отмечается гибкость перехода из одного эмоционального состояния в другое. Все переживаемые эмоции, по мнению родителей, носят ситуативный характер. Во всех семьях первой группы принято открыто выражать свои эмоции и чувства, что способствует, по мнению родителей, развитию эмоциональной сферы ребенка. Родители первой группы часто рассказывают ребенку о чувствах, эмоциях, отношениях между людьми. В своих беседах с ребенком стараются научить его понимать эмоциональные состояния других и своих собственных и правильно на них реагировать. Для этого используют чтение сказок, просмотр мультфильмов и детских фильмов, конкретные жизненные ситуации. Оказывает помощь матерям в данном вопросе чтение специальной литературы (духовно-нравственной, психологической и др.) Проанализировали представления родителей об эмоциональных особенностей детей второй группы.
Плеханов сам признавал огромное воздействие, которое оказала наша революционно-демократическая критика, в особенности критика Чернышевского, на развитие его взглядов. Критика эта была острой «социальной критикой»; в силу специфических условий царской России она в большой мере сублимировала революционную энергию, часто не находившую себе выхода в области публицистики и непосредственной практически-политической деятельности. Главной своей задачей наша революционно-демократическая критика считала, согласно формуле Добролюбова, неоднократно приводимой П., «разъяснение тех явлений действительности, которые вызвали известное художественное произведение». Признание огромной общественно-идейной роли художественной литературы было одной из основных предпосылок этой критики. В отношении общей направленности П. продолжал в своей литературно-критической деятельности традиции «социальной критики». Но самое содержание «социальной критики» является у П. радикально иным, потому что, став марксистом, П. подошел к социальной действительности с мерилом и требованиями «четвертого сословия».
Почти каждый десятый респондент затруднился высказать свое суждение относительно значения культуры для специалиста с высшим образованием. Такая позиция настораживает тем, что в ней четко прослеживается недооценка значительной частью студенчества важности социокультурных качеств для специалиста-интеллигента любого профиля, непонимание того, что вне культурного развития личности не может быть и полноценного специалиста. В этом - одно из направлений своеобразно-прагматического технократизма, порожденного принижением роли социокультурного и духовно-нравственного факторов повышения эффективности профессионально-трудовой деятельности. Отношение к культуре личности как к чемуто необязательному, вторичному во всей совокупности качеств, необходимых специалисту, наиболее характерно для студентов технических вузов и факультетов. Примитивизация, одномерность взглядов студентов на культуру показывают, насколько актуальна сегодня проблема гуманитаризации высшего образования. Превращение вузов в высокоорганизованную культурную среду предполагает активную деятельность всех субъектов духовно-нравственного воспитания студентов по созданию в каждом вузе такой социокультурной атмосферы, которая стимулировала бы развитие культурно-эстетических потребностей студентов, воспитывала бы у них стремление к освоению подлинно культурных ценностей.
Билет № 1Вопрос № 1. Литературоведение – наука о литературе. Она охватывает различные области изучения литературы и на современном этапе научного развития делится на такие самостоятельные научные дисциплины: теория литературы (изучает социальную природу, специфику, закономерности развития и общественную роль художественной литературы и устанавливает принципы рассмотрения и оценки литературного материала), история литературы (исследует процесс литературного развития и определяет место и значение в этом процессе различных литературных явлений) и литературная критика (задача - всесторонний анализ тех или иных литературных явлений и оценка их идейно-художественной значимости для современности). Эти дисциплины находятся в непосредственной связи и взаимодействии. Литературоведение также располагает дополнительными дисциплинами: историографией (собирает материалы, связанные с историческим развитием литературоведения), текстологией (устанавливает неизвестные сведения о литературных произведениях) и библиография (указатель книг). Вопрос № 2. Композиция (от лат. compo ere - составлять, соединять) - построение произведения, соотношение всех его элементов, создающее целостную картину жизни и способствующее выражению идейного содержания.
Методы изучения: изучение и анализ психолого-педагогической литературы, программно-методического обеспечения дошкольного образования; диагностика уровня развития образной речи детей; констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты. Методологической основой нашего исследования являются теории развития детской речи (О.С. Ушакова, Е.М. Струнина, Н.В. Гавриш), психолого-педагогические исследования особенностей речи (А.Н. Гвоздев, Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин). 1. Теоретические основы развития словаря дошкольников в процессе ознакомления с художественной литературой 1.1 Роль художественной литературы в воспитании чувств и развитии речи детей Произведения художественной литературы раскрывают перед детьми мир человеческих чувств, вызывая интерес к личности, к внутреннему миру героя. Научившись сопереживать с героями художественных произведений, дети начинают замечать настроение близких и окружающих его людей. В них начинают пробуждаться гуманные чувства – способность проявить участие, доброта, протест против несправедливости.
Что входит в структуру речевого дефекта ребенка с 3ПP? •нарушения звукопроизношения и звукоразличения отсутствие нарушений звукопроизношения и звукоразличения нарушения лексико-грамматического строя речи отсутствие нарушений лексико-грамматического строя речи 4.Какими синдромами не сопровождается ЗПР? гиперактивность гипервозбудимость • импульсивность • невнимательность гиперзаторможенность Какая из сторон личностно-социального развития страдает наименее при ЗПР - мотивация - самооценка - произвольно-волевая регуляция - нравственное развитие 6.Какие занятия проводит с детьми с ЗПР дефектолог, а какие - воспитатель? (поставить букву Д - дефектолог или В - воспитатель или по необходимости В и Д) ознакомление с окружающим миром и развитие речи (интегрированныйкурс) ознакомление с художественной литературой музыкальное занятие развитие звуковой культуры речи подготовка к обучению грамоте физкультурное занятие развитие элементарных математических представлений изобразительная деятельность обучение сюжетно-ролевой игре 7.Кто проводит с детьми фронтальные, подгрупповые и индивидуальные занятия (поставить букву И - индивидуальные, Ф - фронтальные или П – подгрупповые занятия) дефектолог воспитатель психолог музыкальный руководитель инструктор по физкультуре 8.Что относится к причинам низкого уровня готовности к школьному обучению детей с ЗПР? социальная ситуация развития ребенка уровень сформированности элементарных математических представлений, навыков чтения и письма недоразвитие ведущей, а также типичных для данного возраста видов деятельности (игры, учения, элементарного труда и др.) состояние здоровья (соматического и нервно-психического) 9.Какие классы открыты в начальной школе для детей с ЗПР? коррекционно-развивающего обучения коррегирующего обучения вспомогательного обучения компенсирующего обучения 10.Каково количество детей с ЗПР в начальной школе? (от общего количества первоклассников) 10% 25% 35% 4.4 Вопросы к зачету (итоговый контроль) 1.
Положение о том, что формирование социокультурного и кросскультурного феномена духовно-нравственного развития возможно только средствами педагогически обоснованной и дидактически разработанной культуроразвивающей и культуротворческой технологии, интегрирующей все содержательные дисциплины учебно-воспитательного процесса в единое социокультурное и кросскультурное пространство образовательного учреждения. Таким образом, суммируя вышеприведенные положения, можно представить такую технологию, которая строится, во-первых, на Диалоге в сфере языка и искусства. (Языковое и художественное творчество, т.е. живая культура, есть диалог одного субъекта с другим, одного культурного сознания с другим.) Во-вторых, в нее должен быть включен основной элемент развития и саморазвития (образ, метафора, выведенные из аутентичных текстов мифа, фольклора, исторических и художественных материалов и т.д.), посредством которого идет освоение духовно-нравственного социокультурного и кросскультурного пространства субъектом культурного развития.
![]() | 978 63 62 |