![]() 978 63 62 |
![]() |
Сочинения Доклады Контрольные Рефераты Курсовые Дипломы |
РАСПРОДАЖА |
все разделы | раздел: | Педагогика |
Обучение изложению в коррекционной школе 8 вида | ![]() найти еще |
![]() Молочный гриб необходим в каждом доме как источник здоровья и красоты + книга в подарок |
Читать лекции заочникам сложно и трудно. Поэтому было бы ошибкой поручать чтение лекций начинающим и малоопытным преподавателям. Выявление закономерностей психологической теории обучения в высшей школе, таким образом, тесно связано с рассмотрением особенностей психологии студенческого возраста (в среднем 17-23 года). Лекция - ответственное публичное выступление, произносимое, как правило, в форме монолога. Лектору перед аудиторией приходится говорить "набело", без всяких вариантов, без исправлений. При чтении лекции невозможно "зачеркнуть" речевые ошибки, что легко сделать за письменным столом. Все это требует от лектора при подготовке лекции серьезной работы над языком н стилем изложения. Простота и легкость изложения являются главным достоинством лекции в высшей школе. Путаное и неясное изложение имеет две причины: 1) недостаточно глубокое понимание лектором вопроса, о котором он говорит; 2) неумение лектора просто изложить слушателям понимаемую им мысль. В конечном итоге обе эти причины устраняются в результате упорной подготовительной работы лектора над содержанием и формой лекции
Далее описано проектирование автоматизированной информационной системы «Школьник» для обработки и хранения данных об учащихся, разработка структуры базы данных автоматизированной системы, а также использование фреймовой организации базы данных для реализации запросов к системе. Список литературы Гаврикова Л.П., Кремер О.Б., Подвальный С.Л. Управление индивидуализированным обучением в коррекционной школе. – Воронеж: Издательство «Научная книга», 2004. – 104 с.
Специального рассмотрения требует вопрос о доступности такого построения учебных предметов в средней школе. Не вступает ли данный подход в противоречия с задачей устранения чрезмерной усложненности в изложении материала Не приведет ли это к еще большей усложненности Нет, такая опасность не угрожает . Наоборот ,именно этот путь позволяет снять трудности учащихся в изучении ранее принятых программ и одновременно не только снизить , но и повысить научный уровень образования. Основания для такого утверждения дают надежные научные данные, полученные при изучении процесса усвоения разных предметов и на разных уровнях образования. После всего сказанного у читателя возникает законный вопрос "Если предлагаемый способ решения поставленных задач так хорош и так широко известен, то почему же он до сих пор не стал достоянием массовой практики , а в течении почти тридцати лет все еще является достоянием экспериментальных школ ,делом отдельных энтузиастов " Объясняется это тем , что экспериментальные образцы нового типа обучения разработаны психологами Для того чтобы по этим образцам построить практику обучения в массовой школе, необходим большой объем прикладных методических работ
Еще сложнее, когда меняются пропорции. Дальше вещь изготовляется по готовому образцу, затем по представлению (по памяти). Выполнение поделки по техническому рисунку и чертежу — это уже более сложные формы наглядности, которыми вспомогательная школа пользуется лишь на старших годах обучения. Отдельные этапы трудового обучения тесно связаны между собой: в пропедевтике труда ученик получает первые трудовые установки, первые навыки обращения с инструментом и материалом. Эти установки и навыки развиваются и укрепляются в бытовом труде и профессиональном обучении. Они переносятся учеником в его работу по общеобразовательным предметам. Иллюстративный и профессиональный труд развивает конструктивное мышление, вскрывает нечеткость представлений, переводит эти нечеткие представления в представления более четкие, более полно отражающие предмет. Как показывают исследования, в процессе обучения учащихся коррекционной школы труду большое внимание должно быть уделено не только выработке трудовых навыков и умений, но и развитию познавательных компонентов трудовой деятельности.
Прекрасно понимая, что эти его предложения натолкнутся на стену сословных предрассудков, Ломоносов пытается пробить в ней брешь таким вот здравомысленным и благородным увещеванием: «Против этого не должны быть предубеждены обучающиеся в Гимназии юные дворяне, ибо науки являются путем к дворянству, и все идущие по этому пути должны смотреть на себя как на вступающих в дворянство. А затем все принятые и не принадлежащие к дворянству должны в отношении обращения с ними, как и в смысле одежды, быть на том же положении, какое подобает принадлежащим к дворянству. На военной службе числятся и дворяне и недворяне, так нечего стыдиться этого и при обучении наукам». Замечательно это уподобление: здесь в подтексте мысль, что военная служба и служение науке равно полезны для отечества, благородны, доблестны и почетны. Что касается собственно учебной программы гимназии, то необходимо иметь в виду, что с момента ее основания преподавание в ней велось «с немецкого». Ломоносов решительно порывает с этой порочной практикой. Он вводит в программу гимназического обучения курсы («классы», «школы») русского языка, русского красноречия и русской истории
Целью приведенных ниже вариантов уроков является отработка обучения учащихся средних школ видо-временной системе английского глагола на основе коммуникативной методики и на материале группы настоящих и прошедшего неопределенного времен. Представляется целесообразным отведение двух академических часов (2х45 мин.) на каждый из уроков для более тщательного изучения материала. В тексте использованы сокращения: =учитель ( eacher), P=pupil (ученик).Урок 1Тема урока: изучение особенностей he Prese Co i uous e se, he Prese I defi i e e se. План урока: Организационная часть (2-3 мин.) Краткий обзор пройденного материала (около 10 мин.) Изучение нового материала и практические упражнения: 3.1.) he Prese Co i uous e se (около 35 мин.) 3.2.) he Prese I defi i e e se (около 35 мин.) 4) Домашнее задание (4-5 мин.)Примерное содержание частей урока, варианты упражнений и рекомендации преподавателю по ведению урока: he Prese Co i uous e se Введение в he Prese Co i uous e se можно осуществить следующим образом: а) в форме вводной беседы: «Нам часто приходится рассказывать о действиях или событиях, происходящих в момент разговора.
Коррекция развития детей вспомогательной школы, особенно младшего возраста, должна осуществляться преимущественно в тех видах деятельности, которые характерны для детей раннего и дошкольного возраста. Основным методом обучения должна стать организация постоянной активной предметно – практической деятельности глубоко умственно отсталых детей на всех уроках. В предметно – практической деятельности дети вспомогательной школы могут овладевать знаниями и умениями в такой степени, чтобы были осуществлены принципы сознательности и доступности обучения. Задача коррекционно – воспитательной работы — нравственное воспитание, формирование правильного поведения. Необходимость социальной адаптации детей вспомогательной школы, общение со средой нормальных людей ставит перед специальными учреждениями серьезные задачи нравственного воспитания, выработки у них общепринятых норм поведения. Часто наблюдаемые у детей вспомогательной школы негативизм, упрямство, агрессивность, двигательное психическое беспокойство создают большие трудности их воспитания, эти отрицательные черты – обычно следствие не только органических особенностей ребенка, но и условий: неустройство быта, беспорядок требований, плохой пример, отсутствие четкого режима.
Среди больных ДЦП имеются дети с различной степенью тяжести нарушений, вплоть до тяжелой, ведущей к пожизненной инвалидности. Специалисты разного профиля, разрабатывающие методы лечения и обучения детей с церебральным параличом (Семенова К.А., Мастюкова Е.М., Ипполитова М.В., Бабенкова Р.Д., Симонова Н.В., Калижнюк Э.С., Мамайчук И.И., Левченко И.Ю., Кузнецова Г.В.), среди других трудностей становления познавательной деятельности, указывают на трудности формирования изобразительной деятельности и графических навыков у детей с ЦП. Особую значимость это имеет в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте. В работах Сакулиной М.П., Комаровой Т.С., Кузина В.С., Сокольниковой Н.М., Шорохова Е.В. и др. отмечается, что успешное освоение изобразительной деятельности способствует интеллектуальному развитию ребенка, помогает в формировании других видов деятельности. Данных по изучению особенностей формирования и коррекции изобразительной деятельности у детей с ЦП в доступной литературе необоснованно мало. Это препятствует организации коррекционной работы в пропедевтическом периоде и затрудняет последующее обучение детей в школе, в частности, овладение письмом, изобразительной деятельностью, как школьными предметами.
Проблемное изложение тесно связано с применением в обучении исследовательского метода (отметим, что М. Н. Скаткин приводит конкретный пример использования проблемного изложения в IV классе, однако в определенных условиях оно может применяться и в начальном обучении в виде решения детьми особых познавательных задач). Позиции М. Н. Скаткина, изложенные им в отношении необходимости использования новых методов обучения в начальной школе и в отношении возможности и целесообразности формирования у младших школьников теоретических понятий, имеют принципиально важное значение для разработки проблем дидактики, методики обучения, детской и педагогической психологии, призванных вместе эффективно решать вопросы развивающего начального обучения. На наш взгляд, эти позиции, во-первых, связаны с передовым опытом учителей начальных классов40, во-вторых, соответствуют современным тенденциям дальнейшего совершенствования начального образования в нашей стране41, в-третьих, учитывают общие достижения дидактической мысли42. Рассмотрим особо третий из перечисленных пунктов. Советские дидакты при анализе социального опыта, который школа передает подрастающим поколениям, выделили в нем среди других общих элементов опыт творческой, поисковой деятельности при решении новых проблем.
В Санкт-Петеpбуpге имеется целая сеть специализиpованных коppекционных учебно-воспитательных учpеждений (школ и школ-интеpнатов) для детей- инвалидов с pазличными видами отклонений в pазвитии: с наpушениями опоpно- двигательного аппаpата, интеллекта, для глухих и слабослышащих, для слепых и слабовидящих детей (всего 11). Ежегодно примерно 185 человек заканчивает коррекционные школы. Кpоме того, небольшую часть составляют дети-инвалиды, обучающиеся на дому пpи массовых школах (11%, что составляет около одной тысячи человек в год). Таким образом, ежегодно вступают в трудоспособный возраст и нуждаются в профессиональном обучении не менее 1200 - 1300 детей- инвалидов. В пpоцессе пpофдиагностики в коррекционных школах гоpода было выявлено, что пpофпланы имеются только у 47% выпускников и только у 26% они адекватны. По данным бюро медико-социальной экспертизы Санкт-Петербурга в 1999 году из вновь освидетельствованных и переосвидетельствованных инвалидов получили направление на профессиональное обучение в ВУЗах 14,6 % инвалидов.
В соответствии с индивидуальными особенностями детей (возраст, диагноз заболевания) в системе образования могут функционировать следующие виды учреждений: детский дом (для детей раннего, дошкольного, школьного возрастов, смешанный); детский дом-школа; школа-интернат для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; санаторный детский дом; специальный (коррекционный) детский дом для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с отклонениями в развитии; специальная (коррекционная) школа-интернат для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с отклонениями в развитии. В этих видах учреждений содержание и обучение воспитанников осуществляются на основе полного государственного обеспечения. Реализация государственных гарантий обеспечивается путем создания устойчивой системы и соответствующих условий. 1.2. Организация финансирования расходов бюджета на образование Основу формирования расходов на содержание учреждений общего и профессионального образования составляют «производственные» показатели деятельности.
Основными методами работы были: изучение и анализ психолого-педагогической, методической филологической литературы по избранной теме; наблюдение за процессом обучения школьников на уроках чтения в специальной коррекционной школе 8 вида; обобщение опыта учителей специальной (коррекционной) школы 8 вида; изучение психолого-педагогической документации, характеризующей здоровье и развитие учащихся; анализ упражнений и заданий, выполненных учащимися. Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения, включающего дидактические материалы, использованные в ходе обучающего эксперимента. 1. Теоретические основы развития связной письменной речи у умственно отсталых детей 1.1. Характеристика психофизиологического состояния учащихся с нарушением интеллектуального развития старшего возраста. Под умственной отсталостью следует понимать стойкое необратимое нарушение познавательной деятельности, возникшее в результате органического поражения головного мозга . В данном определении четко выделяются два взаимосвязанных диагностических критерия: психолого-педагогический (стойкое нарушение познавательной деятельности) и клинический (органическое поражение головного мозга).
Содержание работы кружка может быть разнообразным, важно только, чтобы оно не дублировало, а дополняло соответствующие разделы и темы программ трудового обучения. В кружках желательно объединять учащихся, которые имеют определенный интерес к данному виду практической деятельности и желание заниматься в данном кружке. Но в нашем случае такое желание нужно возбуждать у школьников специальной коррекционной школы VIII вида разными средствами: перспективой самостоятельного изготовления красивых вещей, возможностью приобрести полезные знания и навыки и др. Во многом интерес учащихся к работе в кружке поддерживается и развивается в ходе занятий. Поэтому занятия нужно планировать и проводить так, чтобы учащиеся узнавали новое, успевали выполнять намеченную часть практической работы, их изделия действительно были красивы и нравились всем, обстановка была спокойной и доброжелательной, обеспечивалась свобода общения учащихся друг с другом и с руководителем. Очень важно, чтобы руководитель кружка совместно с учащимися составлял план работы. При его составлении педагог должен увлечь кружковцев перспективой изготовления изделий, которые они сами выбрали из предложенных руководителем.
Сейчас нет уже расхождений относительно обучения таких детей. Из возможных видов образовательных услуг чаще всего называют специальную школу домашнему обучению, обычной школе со специальным классом отдают предпочтение все меньшее число людей. Представители различных слоев населения имеют достаточно хорошую осведомленность о тех видах деятельности, которые могут быть доступными для умственно отсталых лиц в качестве их профессионального труда. Заботу о трудоустройстве умственно отсталых все больше возлагают на органы социальной защиты; семье и школе в решении этой проблемы отведено скромное место. Вместе с тем в общественном мнении есть и негативное отношение: достаточно велико число людей, считавших, что лица с нарушениями интеллекта не могут работать в обычных коллективах, более половины опрошенных отказали им в возможности пользоваться всеми правами, предусмотренными Конституцией, в том числе и правом создания семьи. Различные исследования учащихся специальных коррекционных школ-интернатов показало, что степень готовности к самостоятельной жизни выпускников крайне низка по большинству адаптационных факторов, Круг познавательных интересов детей чрезвычайно беден, 70% подростков с нарушенным и 67,9% с сохранным интеллектом предпочитают пассивные формы досуговой деятельности.
Заключение В результате изучения психолого-педагогической литературы мы установили, что связная речь, являясь самостоятельным видом речемыслительной деятельности, вместе с тем выполняет важную роль в процессе воспитания и обучения детей, т.к. она выступает в виде средства получения знаний и средства контроля за этими знаниями. В современных психологических и методических исследованиях отмечается, что умения и навыки связной речи при спонтанном их развитии не достигают того уровня, который необходим для полноценного обучения ребенка в школе. Этим умениям и навыкам нужно обучать специально. Нами была выбрана данная тема, которая, по нашему мнению, является актуальной в наше время, особое внимание было обращено на проблему, отраженную в гипотезе: старшие дошкольники с ОНР (с III уровнем речевого развития) значительно отстают от нормально развивающихся сверстников в овладении навыками связной монологической речи. У этих детей отмечаются трудности планирования развернутых высказываний и их языкового оформления. Для их высказываний (пересказ, различные виды рассказов) характерны: нарушение связности и последовательности изложения, смысловые пропуски, лексические затруднения, низкий уровень фразовой речи.
Успешное формирование речи и усвоение программы обучения у данного контингента детей эффективно лишь в школе специального назначения, где используется особая система коррекционного воздействия. Первоначально эти школы обеспечивали образование в объёме 4 классов массовой школы. Наряду с задачами общеобразовательной школы общего типа в данном учреждении выдвигаются в специфические задачи: преодоление различных видов нарушений устной и письменной речи; устранение связанных с ними особенностей психического развития в процессе коррекционно-воспитательной работы в учебное и внеучебное время; профессионально-трудовая подготовка. Школа состоит из двух отделений. В I отделение школы принимаются дети с диагнозом: алалия, афазия, дизартрия, ринолалия, заикание, имеющие общее недоразвитие речи тяжёлой степени, препятствующее обучение в общеобразовательной школе. При комплектовании классов учитывается в первую очередь уровень речевого развития и характер первичного дефекта. Во II отделение зачисляются дети, страдающие тяжёлой формой заикания при нормальном развитии речи.
Поэтому и содержание образования состоит из тех же взаимосвязанных элементов. Деятельность учителя в обучении, с одной стороны, обусловлена целью обучения (содержанием образования), закономерностями усвоения и характером познавательной деятельности учащихся, а с другой – сама обуславливает деятельность учения, реализацию закономерностей усвоения и результат усвоения. Виды содержания образования, его функции в формировании личности, способы его обусловливают и методы обучения данному виду содержания или его части. Таким образом, общедидактические методы обучения не изобретаются, не конструируются, а выводятся как следствие объективных свойств содержания образования и способов его усвоения. Всего методов обучения пять: 1) информационно-рецептивный, 2) репродуктивный, 3) проблемного изложения, 4) эвристический, 5) исследовательский. Каждый из методов отличается сочетанием деятельности учителя и учащихся, а также способами их деятельности. Это не классификация методов, а их номенклатура, выступающая как систематизация всего многообразия приемов обучения. Литература.1. Выбор методов обучения в средней школе. / Под ред. Ю.К.Бабанского. – М.: Педагогика, 1981. 2. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. Ю.К.Бабанский. – М.: Просвещение, 1985. 3. Педагогика. И.П. Подласый. – М.: Владос, 1999. 4. Дидактика средней школы. /Под ред. М.Н. Скаткина. 2-е изд. М., 1982. 5. Куписевич Ч. Основы общей дидактики. М., 1986. 6. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. М., 1981. 7. Данилов М.А. К вопросу о методах обучения в советской школе. – Советская педагогика, 1956, №10. 8. Перовский Е.П. Проблема методов в обучении. – Советская педагогика, 1956, №12. 9. Райков Б.Е. Общая методика естествознания. – М., 1947.
Эффективность трудовой подготовки учеников коррекционных школ VIII вида во многом зависит от организации завершающего этапа трудового обучения, в большинстве случаев в учреждениях начального профессионального образования (УНПО). В училищах сроки профессиональной подготовки рабочих по многим специальностям составляют 1-2 года. Такие же сроки устанавливаются и для подготовки умственно отсталых лиц. При этом не учитываются трудность и медленный темп их обучения, отставание от нормы не только в психическом, но часто и в физическом развитии. В связи с этим представляется целесообразным увеличить сроки обучения в специальных группах УНПО до 3-х, а иногда и до 4-х лет. В настоящее время, прежде всего из-за резкого снижения потребности в рабочих кадрах (особенно молодых), школы для лиц с интеллектуальной недостаточностью поставлены перед необходимостью продолжать профессиональное обучение своих выпускников (а в ряде случаев и трудоустраивать их) на предприятиях при школе. Имеется ввиду, что в некоторых случаях при школе создается малое производство, учредителями которого являются специальное учреждение и предприятие. Так, при УВК 102 г.Москвы (директор Г.В. Васенков) создано малое производственное предприятие "Федоровец", которое занимается подготовкой выпускников к полиграфическим работам.
![]() | 978 63 62 |