телефон 978-63-62
978 63 62
zadachi.org.ru рефераты курсовые дипломы контрольные сочинения доклады
zadachi.org.ru
Сочинения Доклады Контрольные
Рефераты Курсовые Дипломы
путь к просветлению

РАСПРОДАЖАРазное -8% Все для ремонта, строительства. Инструменты -30% Товары для дачи, сада и огорода -30%

все разделыраздел:Законодательство и правоподраздел:История отечественного государства и права

Древнерусская керамика

найти похожие
найти еще

Совок большой.
Длина 21,5 см. Расцветка в ассортименте, без возможности выбора.
21 руб
Раздел: Совки
Забавная пачка денег "100 долларов".
Купюры в пачке выглядят совсем как настоящие, к тому же и банковской лентой перехвачены... Но вглядитесь внимательней, и Вы увидите
60 руб
Раздел: Прочее
Карабин, 6x60 мм.
Размеры: 6x60 мм. Материал: металл. Упаковка: блистер.
44 руб
Раздел: Карабины для ошейников и поводков
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ КРЫМСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Евпаторийский педагогический факультет Кафедра истории и правоведения РЕФЕРАТ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «СПЕЦКУРС ПО КУЛЬТУРЕ КИЕВСКОЙ РУСИ» НА ТЕМУ: ДРЕВНЕРУССКАЯ КЕРАМИКА Выполнила: студентка 2-го курса группы 21-ЕИП Чижик В.А. Научный руководитель Ставицкий .А.А. ЕВПАТОРИЯ – 2005 1. ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ КЕРАМИКИ КАК ОТРАСЛИ ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА 1.1. ГОНЧАРНОЕ ДЕЛО Говоря о керамике Древней Руси невозможно не упомянуть известного русского учёного Б.А. Рыбакова Он говорит о двух системах горнов: — «двухъярусную с прямым пламенем» и «горизонталь­ную с обратным» (более совершенную). По своему происхождению первую систему, распространенную в небольших русских городах он связывает с устройством провинциальных римских горнов (гепдельбергского типа, а донецкий вариант — с фанагорийским), а вторую, встречаемую в более крупных городах, следует сближать с керченскими позднеримскими печами». Несмотря на то, что Рыбаков выводит типы русских горнов из гептельбергского, фангорийского, а также из керченских более поздних горнов, он, однако, почему-то забывает называть причину, дающую право ему это делать. Обязательное применение горнов городскими мастерами повело к образованию термина «гърнъчаръ» гончар. Т.И. Макарова тоже подтверждает тот факт, что гончары были в городах, но она говорит, что «гончары, как правило, селились на окраинах городов», образуя гончарные «концы» и слободы»1. Вспоминая о гончарных концах нужно возвратиться опять-таки к «Ремеслу Древней Руси» и воспользоваться выдержкой из этой книги: «Гончарные концы Новгорода убедительно свидетельствуют в пользу возросшего значения городского гончарного дела. Ранний русский город IX—X вв. был местом первого применения I-го гончарного круга. Отсюда, из городских мастерских на княжеских и боярских дворах новая техника начала распространяться вширь, проникая в деревню. Городская посуда Смоленска и Чернигова уже в X в. далеко опередила по своему качеству деревенскую. Городские гончары значительно лучше готовили глиняное тесто, не применяя грубых примесей вроде дресвы. Существенно отличаются изделия городских гончаров от деревенских большой тщательностью отделки, большим разнообразием форм. По сравне­нию с деревней, гончарное дело в русских городах сделало значительные успехи. Целые кварталы крупных городов получили название по гончарам»1. Способ загрузки горна удалось проследить только во Вщиже несмотря на плохую сохранность горна. Вщижский горн был раздавлен в тот момент, когда обжиг посуды подходил уже к концу, но еще не был завершен. Рыбаков Б.А. приводит пять типов гончарных горнов, найденных в донецком городище. Вот что он пишет по этому поводу: «В Донецком городище (остатки русского города Донца, куда прибежал князь Игорь Святославич из половецкого плена) раско­пано пять горнов. Четыре из них очень близки к вщижскому и райковецкому, но отличаются существенной конструктивной деталью: топочное помещение разделено вдоль глиняной подпорной стенкой, на которой лежит центральная часть череня. О горнах пишет также Т.И. Макарова, но она в отличие от Рыбакова даёт краткую характеристику. Она пишет: «Техника производства керамических изделий изменялась очень медленно.

Эта мастерская была устроена, как считает автор, в связи с отделочными работ в Успенском соборе. Площадь печи, судя по сохранившейся части, превышала 2 м кв. стены печи были выложены из плинфы толщиной 3 кв. м, высота печи неизвестна. Толщина глиняного свода достигала 7 см. Огнеупоры могли выдерживать температуру выше 1500, но рабочая температура печи не поднималась выше 12000. Температурный интервал, остававшийся в резерве, свидетельствует в пользу высоких свойств печи, принадлежащий по этим параметрам к специализированным печам нового типа, а не к универсальным печам нового типа, а не к универсальным, более приметивным. Стекловаренные горшки в виде сильно расширяющегося усечённого конуса обычны для эпохи средневековья. Толщина их стенок достигала 1 см, толщина дна 0,6 см. В качестве материала использовалась высококремнеземистая глина. Обломы фрагментов имели светло-жёлтый цвет. Остатки глиняного пода были найдены в Любыче (Рыбаков Б.А., 1964 б). Археологические наблюдения над раскопанными мастерскими стеклоделов и в частности находки больших слитков стекла без каких-либо следов производства по варке стекла позволяют предположить, что мастерские были двух типов. Крупных и технически высоко оснащённых мастерских варили стекло и в тоже время изготовляли и разнообразную продукцию. Другие мастерские были шире распространены и имели более простое оборудование; в них занимались лишь переработкой лишь переработкой полуфабрикатов, т.е. слитков стекла в браслеты, бус и т.д, а также переработкой и стеклянного боя. Такие мастерские встречены в Новгороде: например, в слое начала XIV в. во дворе усадьбы, стоявшей на углу Великой и Холопьей улиц, обнаружен развал мастерской. Здесь среди разных находок обнаружено несколько крупных слитков крупного стекла голубого и зелёного оттенков. Вероятно, тут работал ремесленник по изготовлению стеклянных перстней, бус и браслетов». О том, что на территории Киевской Руси были мастерские по производству стекла пишет и Тихомиров М.Н. Он делает ссылки на Хвойко В.В. в своей книге «Древнерусские города» и пишет о мастерской по производству стекла, которая находилась в Киеве. Таким образом, исходя из всего выше написанного, подводим итоги. В Древней Руси наряду с другими отраслями промышленности развивается гончарное дело и стеклоделие. Основными центрами развития являются города Киев и Новгород, а также другие города Киевской Руси. На протяжении I X –XIII вв. усовершенствуются технологии изготовления данных отраслей производства. В городах появляются гончарные горны, усовершенствуются гончарные круги, что же касается деревень, то здесь тоже есть гончарство и стеклоделие, только используются другие технологии, более устаревшие и примитивные. В целом период развития гончарного дела и стеклоделия можно условно разделить на такие периоды: до образования Киевской Руси (VII-VIII вв.) и до монголо-татарского нашествия наблюдается подъём, упадок происходит во время монголо-татарского нашествия, после нашествия опять наблюдается подъём, но уже не такой значительный, как ранее. 2. АРХИТЕКТУРНАЯ КЕРАМИКА 2.1. КИРПИЧИ В Киевской Руси, начиная с эпохи Владимира быстро развивается светское и церковное зодчество.

Такая конструкция круга позволяла гончару изредка действовать ногами для ускорения движения или остановки. Отсюда оставался только один шаг к переходу на круг ножного типа. Посредствующим звеном между ручным и ножным кругом был ручной круг тяжелого типа, диаметр которого доходил до 40—50 см. Для увеличения инерционной силы круг иногда оковывали же­лезной шиной. Верхний накладной кружок с клеймом и подсыпкой песка исчезает. Поиски средств увеличения инерции свидетель­ствуют о стремлении гончаров получить непрерывное вращение круга, которое при малом весе круга недостижимо. Введение в дело ног гончара, вращающих нижнюю плоскость круга, сразу разрешило проблему непрерывного вращения и осво­бодило обе руки мастера. Гончарный круг при этом претерпел сле­дующие изменения: верхний круг стал меньше, веретено длиннее, нижний круг значительно возрастает в размере и весе, становясь маховиком всей системы. Веретено для устойчивости перехвачено в верхней части, а нижний конец вращается на порплице, вры­той в землю или вбитой в пол. Еще больше изменений претерпевает способ формовки посуды. При изготовлении на ручном кругу гончар обязательно должен провести большую подготовительную работу по формовке основы сосуда. Для этой цели в Восточной Европе и Западной Сибири, как это выяснено М. В. Воеводским, применялась так называемая «лен­точная» техника предварительной лепки сосуда. Глина раскаты­валась на длинные валики, которые слегка сплющивались с боков и укладывались по спирали, образуя тело будущего горшка. При ручной копке все ограничивалось сглаживанием пазов и приданием сосуду необходимых выпуклостей и венчика. При работе на ручном кругу легкого типа эту заготовку из глиняной спирали ставили на круг (предварительно посыпав круг песком для устранения при­липания), и гончар, подталкивая круг левой рукой, правой рукой формовал сосуд, сглаживал неровности, заравнивал пазы между глиняными лентами. Ручная лепка при работе на простейшем гончарном кругу отни­мала у гончара значительную часть времени, но без нее мастер был бессилен сформовать сосуд на медленно вращавшемся кругу, кото­рый двигался неровными толчками. Ножной гончарный круг совершенно устранил предварительную, черновую ручную лепку: на быстро вращающийся круг мастер бросал кусок глины («омятево», на Украине — «балабух») и вытя­гивал из него сосуд любой формы, пользуясь пластичностью глины. Подсыпка песка была уже ненужна, так как гончар был заинтересован в том, чтобы глиняный ком возможно плотнее сидел на круге. Готовый сосуд срезался ниткой, оставлявшей на дне дуго­образные следы. Какой же тип гончарного круга бытовал в Киевской Руси? Про­дукция, полученная на каждом типе круга, отличается целым ря­дом особых признаков: 1. Ручной круг легкого типа: а) следы ленточной техники, б) углубление на дне от маленького кружка, в) клеймо, г) подсыпка песка, д) допустима незначительная асимметричность (от колебаний оси и круга), особенно в тонких верхних частях, а также дрожание и непараллельность орнаменталь­ных линий. 2. Ручной круг тяжелого типа: а) следы ленточной техники, б) гладкое дно, срезанное ниткой, в) клейма быть не может, г) подсыпка отсутствует, д) полная симметрия и частота орнаментальных линий. 3. Ножной круг: а) нет следов ленточной техники»1.

Молочный гриб необходим в каждом доме как источник здоровья и красоты
Молочный гриб необходим в каждом доме как источник здоровья и красоты + книга в подарок

 Тайны Русского каганата

Russian Oriental Studies. – V. 5. N. – Y., 1999 Санкина С. Л. Возвращаясь к норманнской проблеме // Этнографическое обозрение. – 1998. № 2 Сборник материалов, относящихся к истории Золотой Орды. – Т. II. М. – Л., 19 41 Святной Ф. Что значит в Несторовой летописи выражение «поидоша из немец», или Несколько слов о Варяжской Руси. – СПб., 1844 Седов В. В. Древнерусская народность. – М., 1999 Седов В. В. К этногенезу волжских болгар // Российская археология. – 2001. № 2 Седов В. В. Русский каганат IX в. // Отечественная история. – 1998. – № 4. Седов В. В. Славяне в древности. – М., 1994 Седов В. В. Славяне в раннем Средневековье. – М., 1995 Сказания о начале славянской письменности. – М., 1981 Славяне и Русь: Проблемы и идеи. – М., 1998 Смiленко А. Т. Слов’яни та iх сусiди в степовому Поднипровi (II – XIII ст.). – Киiв, 1975 Смиленко А. Т. К изучению лепной керамики пеньковских памятников // Древняя Русь и славяне. – М., 1978 Смирнов К. Ф. Сарматские катакомбные погребения Южного Приуралья – Поволжья и их отношение к катакомбам Северного Кавказа // Советская археология. – 1972. № 1 Соловьев С. М. Сочинения. Кн. 1. – М., 1988 Солодовник Э. И

скачать реферат Русские в Золотой Орде (положение, следствия, борьба)

Прежде всего, это предметы, связанные с православием, - каменные и металлические крестики, иконки, детали церковного убранства. Не менее выразительна древнерусская керамика, резко отличающаяся от ордынской. При раскопках золотоордынских памятников обнаружены височные кольца, перстни, подвески, имеющие восточнославянское происхождение, сосуды и украшения из стекла, сваренного по русскому рецепту, костяные стили («писала») - острия, которыми на Руси процарапывали буквы по бересте и воску. Эти вещи свидетельствуют о русском происхождении некоторых жителей ордынских поселений. В результате монгольских завоеваний роль рабского труда значительно возросла. Основная масса русских, попадавших в Орду - в результате похода или набега, за долги по уплате дани, - становились рабами. Кого же предпочитали брать в плен завоеватели? Так, Плано Карпини, итальянский монах-францисканец, посланный с грамотой к монголам папой Иннокентием IV в 1245 году, сообщает в своих записках, что при взятии осажденного города «татары спрашивают, кто из них (жителей) ремесленники, и их оставляют, а других, исключая тех, кого захотят иметь рабами, убивают топором».

Горшок эмалированный с крышкой, 1,5 л.
Горшок эмалированный, с крышкой. Объем: 1,5 литра.
359 руб
Раздел: Горшки обычные
Набор посуды "Кухонный №5".
С помощью данной игрушечной посуды девочки смогут примерить на себя ответственную роль хранительниц домашнего очага, научиться сервировать
383 руб
Раздел: Кухонная посуда
Светильник "Плазма №4".
Размер светильника: 19х11х11 см. Диаметр лампы - 9 см. Плазменный светильник в виде шара на подставке, при включении создаёт внутри
1078 руб
Раздел: Необычные светильники
 Тайны Русского каганата

Салтово-маяцкая культура. / Материалы и исследования по археологии СССР. – № 142. М., 1967. С. 167. 192 По этому поводу специалист по археологии алан Северного Кавказа В. А. Кузнецов резонно заметил: «Скорее наоборот, ибо салтово-маяцкая культура в известной мере является отпочкованием от аланской культуры» (см.: Кузнецов В. А. Рецензия на кн.: Плетнева С. А. От кочевий к городам. – М., 1967 // Советская археология. – 1969. № 2. С. 296—300). 193 Новосельцев А. П. Хазарское государство… С. 108—109. 194 Флеров В. С. Лощеная керамика салтово-маяцкой культуры как исторический источник. – Автореферат диссертации на соискание ученой степени канд. ист. наук. – М., 1981. 195 Афанасьев Г. Е. Где же археологические свидетельства существования Хазарского государства? // Российская археология. – 2001. № 2. С. 45. 196 Там же. С. 50 – 55. 197 Новосельцев А. П. Образование Древнерусского государства и его первый правитель // Вопросы истории. – 1991. № 2 – 3. С. 6. 198 Новосельцев А. П. Образование Древнерусского государства и его первый правитель // Вопросы истории. – 1991. № 2 – 3. С. 6. 199 Плетнева С. А

скачать реферат Путешествие по радуге

Грандиозный по своим размерам, поражающий зрителей фантастическим силуэтом своих пятнадцати глав, архитектурный облик церкви неразрывно связан с ее керамическим убранством. Внутри и снаружи храм был облицован рельефными поливными разноцветными изразцами. На терракотовых кафелях - изображения растений, изящных ваз с цветами, птиц, зверей, затейливые орнаменты. Ярославские каменных дел мастера, как и знаменитые москвитяне Осип и Иван Старцевы, украсили кирпич, воспроизведя умело и тонко в долговечном материале художественные приемы, выработанные при резьбе по дереву. Колонки, пояса, квадратные углубления в наружной поверхности собора подчеркивают красоту кирпича, его декоративные качества. И всюду мы видим изразцы - они сияют в широких углублениях зеленью, желтизной, белыми и темно-лиловыми красками, нескончаемыми цветными лентами опоясывают стены. Николай Рерих сравнивал убранство и роспись ярославских церквей с итальянскими соборами, украшенными мастерами Возрождения. Древнерусская керамика была подлинно народным видом искусства, жизнерадостным, прекрасным; она не могла не пленять и поколения совсем других эпох.

 Тайная история Украины-Руси

Но беда заключалась в том, что по словам того же Любора Нидерле, «этот славянский тип был в сущности не чем иным, как украшенной волнистым орнаментом римской посудой широко распространенной в северных римских провинциях от нижнего Дуная до Рейна. Очевидно, славянам приходилось общаться с римлянами на пограничных территориях у Дуная, когда там в I-IV веках употреблялся этот тип керамики, который и был заимствован славянами». Получается, что древние славяне даже горшка своего не изобрели, а только по-обезьяньи «слямзили» его римский провинциальный вариант, который растиражировали в бесчисленном множестве копий от Одера до Днепра! Обидно, черт возьми, для гордого панславистского самосознания! А тут появляется Хвойка и демонстрирует на Одиннадцатом археологическом съезде в Киеве замечательный расписной черепок прямо из окрестностей древнерусской столицы! Нет, кучу черепков! Можно сказать, даже целый ларек для сдачи тары! И громогласно заявляет, что вся эта обожженная глина принадлежит «славянской ветви арийского племени». Все, естественно, в восторге! Настолько в восторге, что даже не замечают явной нестыковки

скачать реферат Славянские и неславянские племена

Раскопками с 1874 (основные исследователи — М. Ф. Кусцинский, В. И. Сизов, С. И. Сергеев, Д. А. Авдусин) вскрыто около 850 насыпей. Основной обряд погребения — трупосожжение. Находки: бытовая утварь, украшения, керамика, орудия труда, монеты (арабские и византийские), реже — оружие (стрелы, топоры, мечи, кольчуги, шлемы). Найден сосуд с древнейшей русской надписью (см. Гнездовская надпись), а также древнейшие на Руси бритва и ножницы шарнирного типа. Погребальный инвентарь отражает становление феодализма на Руси, развитие ремесла, торговли (в т. ч. внешней). В Г. к. наряду с единичными погребениями богатых воинов раскопано большое количество погребений, принадлежащих представителям низших социальных слоев. Среди погребённых главным образом славяне, а также скандинавы и балты. Попытки обосновать участие варягов в образовании Древнерусского государства (см. Норманская теория) некоторыми находками в Г. к. неосновательны, т.к. скандинавских погребений мало, и, кроме того, большинство Г.- к. насыпано в конце 10 в., т. е. через 100 лет после легендарного «призвания варягов».

скачать реферат Русские народные художественные промыслы

В 19 веке производились фарфор, фаянс и полуфаянс. В наше время традиции гжельской керамики продолжает завод художественной керамики в посёлке Турыгино. Хохлома. На реке Узоле, в древних заволжских лесах раскинулись старинные русские деревни - Новопокровское, Хрящи, Кулигино, Сёмино. Отсюда и ведет свою историю известный во всем мире хохломской промысел. В этих деревнях и поныне живут мастера-художники, которые расписывают деревянную посуду, продолжая традиции отцов, дедов и прадедов. Однако установить время появления хохломской росписи исследователям пока не удалось. Ведь деревянную посуду и другую утварь долго не хранили. От частого применения она изнашивалась, приходила в негодность. Её выбрасывали или сжигали, заменяя новой. До нас дошли изделия хохломских мастеров в основном лишь XIX века. Но различные документальные сведения указывают на то, что промысел зародился в более раннее время, возможно в XVII веке. Характерная для хохломы оригинальная техника, где роспись киноварью и черной краской исполнялась по золотому фону, находит аналогии в древнерусском искусстве.

скачать реферат Проблема происхождения славян

Это, по всей вероятности, было преимущественно балтское население. По всей вероятности, именно здесь и произошел первый контакт славян с балтами, вполне объясняющий и схождения и расхождения тех и других в языке. Именно здесь, в рамках этой культуры южный темнопигментированный брахикефал пересекся со светлыми долихокранами и ассимилировал их. §4. Среднее Поднепровье в скифо-сарматское время При всей важности именно этнической истории Среднего Поднепровья для уяснения многих аспектов позднейшей истории славянства и формирования древнерусского государства, белых пятен здесь еще очень много. Слабо исследованы белогрудовская (XII–X вв. до н. э.) и чернолесская культуры, в частности, их соотношение с тшинецкой, хотя и указывается на — важную в данном случае — связь с Центральной Европой. Не прослежены и переходы к последующим культурам. Есть тому объективные причины: один из главных показателей культуры (материальной и духовной) — погребальный обряд — у племен с трупосожжениями весьма упрощен и оставляет археологам практически одну керамику. О.Н. Трубачев, полемизируя с археологами, воспринимающими изменения в материальной культуре как смену этносов, не без иронии замечает, что смена орнамента на сосудах вообще может не означать ничего, кроме моды, которая, конечно, и в древности захватывала разные племена и народы.

скачать реферат Освоение наследия древнерусского искусства в архитектуре рубежа XIX-XX вв.

Причудливый рисунок, построенный на извивах линий, распространяется на все части здания: излюбленный модерном мозаичный фриз, или пояс поливных керамических плиток в блеклых  декадентских тонах, переплеты витражных окон, узор ограды, балконные решетки, на композицию лестницы, даже на мебель и т.д. Во всем господствуют капризные криволинейные очертания. В модерне можно проследить определенную эволюцию, две стадии развития: первая – декоративистская, с особым увлечением орнаментом, декоративной скульптурой и живописностью (керамика, мозаика, витраж); вторая – более конструктивистская. Модерн прекрасно представлен в Москве. В этот период здесь строятся вокзалы, гостиницы, банки, особняки богатой буржуазии, доходные дома. Особняк Рябушинского у Никитских ворот в Москве (1900-1902, архитектор Ф.О. Шехтель) – типичный образец русского модерна. Обращение к традициям древнерусской архитектуры, но через приемы модерна, не копируя натуралистически детали средневекового русского зодчества, что было характерно для псевдорусского стиля середины XIXвека, а свободно варьируя его, стремясь передать сам дух Древней Руси, породило так называемый неорусский стиль начала XX века (иногда называемый неоромантизмом).

Щетка-сметка для снега со скребком и водосгоном, телескопическая, поворотная голова.
Телескопическая усиленная рукоятка из алюминиевого с функцией установки фиксированной длины. Поворотная голова с фиксацией в 5 положениях
944 руб
Раздел: Автомобильные щетки, скребки
Пенал двухсекционный "Динозавр", 19x11x5 см.
Пенал двухсекционный, без наполнения. Размер: 19x11x5 см. Материал: ткань.
475 руб
Раздел: Без наполнения
Настольная игра "Тримино".
"Тримино" настольная игра для тех, кто умеет просчитывать ходы, создавать хитроумные комбинации и не боится блефовать. Здесь не
714 руб
Раздел: Домино детское
скачать реферат История древнерусской культуры

От древнеримской строительной техники идут приемы кладки из тонкого кирпича – плинфы на известковом с примесью толченой керамики растворе. Из византийской техники были заимствованы и системы расчета конструкций. Первым известным каменным храмом на Руси была церковь Успения Богородицы (989 – 996 гг.), которая рухнула во время взятия Киева монголо-татарами в 1240 г. Хотя каменное строительство на Руси велось главным образом византийскими зодчими, эти постройки отличались от византийских. Приезжим мастерам приходилось считаться с заказчиками, воспитанными в традициях деревянного зодчества. Также приходилось использовать и непривычные строительные материалы. В результате древнерусское зодчество уже на ранней стадии имело своеобразный характер и во второй половине XI в. выработало собственные традиции. 6. Живопись Киевской Руси. Искусство Киевской Руси связано с религией тематикой, содержанием и формой. Поэтому для него характерно следование канону, т.е. использование устойчивого набора сюжетов, типов изображения и композиции.

скачать реферат Культурология

События последней трети XVII в. показали, что, отстаивая свои политические интересы, церковная власть превратилась в серьезное препятствие на пути прогресса. Она мешала сближению страны с западными государствами, усвоению их опыта и проведению необходимых реформ. Россия же жаждала новой правды, правды мирской, истинной. Она стояла на пороге Просвещения. 8.5. Художественная культура и искусство Русская культура – это, по выражению Д.С. Лихачева, громадное разнообразие возможностей, идущее от множества истоков – учителей. До принятия христианства в Х в. культура Руси имела многовековую историю. Уникальный памятник – самый большой древнерусский курган вблизи Чернигова, получивший в местной традиции название «Черная могила» (уникальны не только его размеры – высота 11 метров и устройство насыпи, но и обрядность, а также погребальный инвентарь), обнаруживает все разнообразие внешних и внутренних связей Древней Руси: восточноевропейский доспех, славянская керамика, скандинавский сидячий божок, византийские монеты и т.д. Оформление вещей из Чернигова, в частности оковки питьевого рога, позволяет проследить хазарское наследие, включавшее иранскую традицию, в отдаленной перспективе – скифскую.

скачать реферат Русский изразец

Помимо конструктивного значения при сушке и креплении изразцов, румпы древнерусских изразцов являются исключительно ценным материалом для распознавания самих изразцов. Различные типы коробчатой румпы красных изразцов первой половины XYII-го века и фасонной румпы поливных изразцов второй половины того же столетия, отсутствие у первых и наличие у вторых оформленных углов – уже сами по себе помогают ориентироваться в типе и датировке изразца. Приводимые рисунки профилей изразцовых румп второй половины XYII-го века дают возможность дифференцировать соответственные изразцы по различным районам производства. Оригинальность и неповторимость в других районах румпы изразцов Великого Устюга, с которыми автор настоящей работы первоначально знакомился как с анонимными в музее, помошли ему установить по этому и ряду других признаков существование на севере одного из крупных самостоятельных центров изразцового производства, которое может быть объединено понятием Северо-двинской школы 4. Изразец в архитектуре русского средневековья Древнерусский изразец заметен и любим и в музейной экспозиции, и в архитектурном декоре – привлекает нарядностью, сочной декоративностью сюжетов, орнаментов, яркими цветами, звучность которых подчеркнута блестящей фактурой поливной керамики.

скачать реферат Емь летописная

Несмотря на фантастичность преданий и позднейшие наслоения, все-таки они являются не менее интересными источниками чем, например, исландские саги давно получившие признание в исторической науке. Надо полагать, что предания имели под собой реальную историческую основу. Кроме того, фантастичными оказываются только детали, описываемые в преданиях,— ни одно из них, записанных на реке Емце, не содержит сведений, что в регионе обитало какое-то иное племя, а не емь Постоянны в преданиях и военные столкновения еми с новгородцами. В настоящее время летописные данные повсеместно используются археологами для воссоздания этнической истории путем синтеза источников. Описываемый же регион в археологическом отношении изучен очень слабо. На реке Емце средневековых памятников вообще не обнаружено, немного их пока на Онеге, Средней Двине и Нижней. Ваге. На «Емецком волоке». Н.А. Макаровым были найдены два селища — Пустынька и Шестово. Первое, по мнению автора раскопок, принадлежит славянскому населению, а второе относится ко второй половине I тысячелетию нашей эры. И содержит лепную гладкостенную керамику, украшенную под венчиком поясками гребенчатого штампа, что характерно для веской орнаментальной традиции На Нижней Bare известен лишь Корбальский могильник с набором инвентаря XI—XII веков, в котором можно отметить древнерусскую круговую керамику, широко-лезвийный топор с полукруглым выемом в основании, западноевропейский денарии, стеклянные бусы, бронзовые зооморфные украшения, подковообразные фибулы, крест-тельник и так далее — то есть налицо смешанный славяно-финский комплекс.

скачать реферат Проблема происхождения русского народа в отечественной литературе советского и пост-советского периодов

Корни славянского этногенеза восходят к пастушеским племенам, носителям культуры шнуровой керамики, выделившимся из «индоевропейской общности» — таков теперь его взгляд на начальный период славянской истории. Территория древнейшего славянского языкового единства (I тыс. н. э.) очерчивается им теперь на основании лингвистических материалов в виде широкой полосы, идущей от Среднего Днепра по Северному Прикарпатью через бассейн Верхней Вислы до верховьев Одера. П. Н. Третьяков отказался от признания черняховской культуры славянской. Древнейшей археологической культурой, представлявшей ранних славян на территории Восточной Европы, он считает только зарубинецкую культуру. Зарубинецкие племена вначале (II в. до н. э.) продвигались от Верхнего Днестра и Среднего Днепра на север и северо-восток, в Заднепровье, на Двину и Сож, а затем, после гибели черняховской культуры, разгромленной гуннами, начали движение на юг, в область Южного Буга, Нижнего Дуная и в районы Днепровского лесостепного левобережья. Их культура и является культурой антов, представленной памятниками типа Корчак—Пеньковка. Археологические материалы третьей четверти I тыс. н. э., помнению П. Н. Третьякова, свидетельствуют не только о проникновении ранних славян на юг, но также и о продвижении отдельных славянских групп в области, заселенные их северо-западными и восточными соседями: балтами и финно-утрами, которые по мере притока славянского населения подвергались ассимиляции. П. Н. Третьяков особое внимание уделяет доказательствуположения о том, что на всех доступных современному исследованию этапах формирования древнерусской народности шел активный процесс ассимиляции славянами неславянских этнических групп в Восточной Европе.

Детская каталка "Вихрь", фиолетовая.
Маленькие гонщики в возрасте от 1 до 3 лет будут в восторге от маневренной машинки "Вихрь". Легкая и невероятно простая в
561 руб
Раздел: Каталки
Набор чернографитных карандашей для правшей STABILO EASYgraph, 2 штуки.
Первые трехгранные чернографитные карандаши, специально разработанные для левшей и для правшей. Твердость - HB. Карандаши позволяют
347 руб
Раздел: Чернографитные
Набор цветных карандашей Trio, 12 цветов, утолщенные.
Набор цветных карандашей 12 цветов. Трехгранная форма карандаша предотвращает усталость детской руки при рисовании и позволяет привить
482 руб
Раздел: 7-12 цветов
скачать реферат «Хазарская легенда» и её место в русской исторической памяти

Как обычно, истина при этом сильно пострадала. Но мы этим предметом заниматься не станем, а сразу сузим предмет обсуждения и обратимся к восточной ветви загадочного славянского протонарода.   Сведений о составлявших ее племенах, мягко говоря, недостаточно – потому сочинить какую-то связную «древнеславянскую историю» ни у кого толком не получилось и получиться не могло. При этом археологических данных у ученых немало, а будет еще больше – но это ничего не изменит. Дабы создать интересную для общества историю, потребны яркие маяки, «психологические вешки» – то, что человек в состоянии легко запомнить: даты, личности, конкретные события, или хотя бы безымянные произведения искусства. Обломки керамики и погребения различного характера могут рассказать специалистам много интересного – но вряд ли произведут переворот в общественном сознании. Безличная история не завлекательна – она не трогает общество, не вызывает эмоций и за редчайшими исключениями обречена находиться на периферии общественного сознания. Но жалеть об отсутствии «до-древнерусской» истории незачем – и уж совершенно точно ее не надо выдумывать. Ну не было у древних славян ни письменности, ни архитектуры наподобие созданной индейцами майя – и что же теперь поделать? С устной культурой чуть сложнее – не исключено, что она-то как раз была, но совершенно не сохранилась.

скачать реферат Совершенствование программы развития туризма Псковской областии

Здесь в XIII веке был сделан список “Слова о полку Игореве”. Псковский историко-архитектурный и художественный музей ведет свою историю от небольшого музея открытого по инициативе псковской интеллигенции в 1876 году. В настоящее время центральный комплекс музея находится на улице Некрасова, 7 и занимает несколько зданий: Поганкины палаты - памятник гражданской архитектуры Пскова XVII века, бывшую художественно-промышленную школу, возведенную в начале XX века, а также современный корпус, построенный в семидесятых годах нашего столетия, - они составляют сейчас единое целое. Высокий уровень изобразительного и прикладного искусства, свойственный творчеству древних псковских мастеров, характеризует самые различные виды художественного наследия Пскова: иконопись, фреска, книжную миниатюру, ювелирные изделия, резьбу по камню и дереву, керамику. Исключительный интерес для туристов могут представлять древнерусские памятники города Печоры. Город этот расположен прямо на государственной границе России и Эстонии. При въезде в Псков из Прибалтики своеобразной прелюдией к величественной музыке древнего Пскова наиболее открыто и торжественно звучит Изборск - “псковский пригород”, расположенный в тридцати километрах от Пскова.

скачать реферат Юго–Западная Русь: земли и населения

Особенно славилось древнерусское искусство ювелиров, умевших обрабатывать драгоценные металлы, делать из них украшения. Они знали, как чеканить, гравировать и золотить изделия, украшать их так называемой зернью — маленькими металлическими шариками, припаянными на поверхность. Талантливые древнерусские мастера передавали секреты своего искусства подмастерьям и ученикам. Древнерусские зодчие сооружали прекрасные деревянные и каменные строения, архитектура которых славилась во всем мире. Они использовали опыт и традиции античной архитектуры и строительной техники, применяли собственные изобретения при использовании кирпича - плинфы, цементовки (раствор, состоящий из извести, толченого кирпича, керамики), камня и т. д. Украшением Киева стали такие сооружения, как Десятинная церковь, Софийский собор, Золотые ворота (главный въезд в город), Успенский собор, ряд каменных княжеских теремов. Развивалась архитектура в Чернигове (Спасский собор), Переяславе (Михайловский собор), Галиче и многих других городах. Многие сооружения сохранились и до сих пор.

скачать реферат Архитектура Древнего Новгорода, Киева, Владимира

В первой половине одиннадцатого века он расширяет границы древнего Киева и возводит величественный ансамбль каменных зданий. В «Повести временных лет» под 1037 годом об этом сказано так: « Заложи Ярослав город великий Киев, у него же града суть Златыя врата; заложи же и церковь святыя Софья, митрополью, и посемь церковь на Златых вратах камену святыя Богородица благовещенье; посемь святого Георгия манастырь и святыя Орины». Созданная в далеком одиннадцатом веке София Киевская во все времена восхищала и продолжает восхищать людей как выдающееся произведение искусства. Еще древнерусский писатель Илларион сказал о ней: « Церкви дивна и  славна всем округниим странам » Вокруг Софийского собора возвышались патрональные Ирининская и Георгиевская церкви, каменные княжеские и боярские дворцы, деревянные жилища киевлян. С Софией Киевской связаны многие события политической, общественной и культурной жизни Древней Руси. Здесь проходили торжественные церемонии «посажения » на великокняжеский престол, встречи иностранных послов, заключались договоры о мире между князьями.

телефон 978-63-62978 63 62

Сайт zadachi.org.ru это сборник рефератов предназначен для студентов учебных заведений и школьников.