![]() 978 63 62 |
![]() |
Сочинения Доклады Контрольные Рефераты Курсовые Дипломы |
РАСПРОДАЖА |
все разделы | раздел: | Законодательство и право | подраздел: | История отечественного государства и права |
Западноевропейский вариант средневекового общественного устройства | ![]() найти еще |
![]() Молочный гриб необходим в каждом доме как источник здоровья и красоты + книга в подарок |
Мое отдельное восхищение М. Делягину, моему соавтору, самому блестящему уму современности, человеку, поражающему глубиной и широтой кругозора. В. В. Шеянов Введение Глобальный выбор человечества между прогрессом и варварством В последнее десятилетие в литературе, посвященной общественным проблемам, сначала тихо, почти неслышно, а затем все громче и громче зазвучал качественно новый термин: архаизация. В переводе с политкорректного на русский деградация, скатывание в, казалось бы, навсегда канувшее в Лету прошлое, возвращение средневекового общественного устройства, которому, оказывается, отнюдь не мешают современные технологические достижения. Это опровержение казавшейся незыблемой идеи неуклонного прогресса человечества как технологического, так и социального кажется дикостью и безумием, однако наглядные примеры налицо в самых разных сферах общественной жизни. Прощай, образование! Более всего бросаются в глаза изменения в сфере образования. Не только в нашей стране во всем мире система, призванная путем воспитания молодежи формировать нацию, вырождается в вульгарный инструмент социального контроля. (Соответственно, и наука, являющаяся естественным продолжением системы образования, вырождается в набор все более сложных ритуалов и в средство поддержания нового социального слоя, все реже называемого «учеными» и все чаще «научными работниками».) Строго говоря, система образования является основным инструментом не только обучения, но в первую очередь воспитания молодежи и, таким образом, способом, которым общество непосредственно воссоздает себя в будущем
Становление государственности на территории Центральной Азии. Южной Сибири и Поволжья в раннем средневековье (VI—XI вв.) связано с образованием Тюркского каганата, традиции которого были унаследованы Уйгурским каганатом, государствами кыргызов на Верхнем Енисее, кимаков и кипчаков на Иртыше, Болгарским государством и Хазарским каганатом в Поволжье и на Северном Кавказе. Единство общественного устройства, этнокультурного родства и сходство политической организации всех этих государств позволяет рассматривать время их существования и преобладания в Великой Степи как относительно цельный историко-культурный период - период степных империй. Следует определиться с термином «империя» применительно к государствам, созданным кочевниками Азии. Не пытаясь универсализировать свой вариант определения, отметим, что понятие «империя» распространяется нами только на полиэтнические образования, созданные военной силой в процессе завоевания, управляемые военно-административными методами и распадающиеся после упадка политического могущества создателя империи.
Ну-ну, пойте и дальше, мы послушаем, как слушали Бердяева. Сейчас нас загнали в болото, мы проворонили страну — развесили уши. Бывает. Но история на этом не кончается, мы ваши песенки слушаем и на ус мотаем. Некоторые из ваших, совестливые или боязливые, начали извиняться. Ах, мы целили в коммунизм, а попали в Россию. Как мило! Я, мол, целился в пуговицу на пиджаке, а человека убил нечаянно. Но и таких совестливых немного. Остальные так и бредут за трехголовыми сиамскими близнецами «Сахаров-Солженицын-Шафаревич». Каждого близнеца в спину тычет какая-нибудь Боннэр. А попробуйте представить себе, какое жизнеустройство хотело бы навязать нам это трехголовое существо? Молчат головы, цедят невразумительные афоризмы. Жить не по лжи! Разделить СССР на 150 нормальных государств! Ликвидировать промышленность, это «путь к обрыву». Бринкен тоже изрек с умным видом — насадить в России «оптимальную модель общественного устройства западноевропейского типа». В переводе на русский язык это значит сократить численность «генетически неполноценных» до 15 миллионов — Трубу обслуживать, нефть качать для «белой кости»
Макиавелли, в котором он описывает способы создания сильного государства: а) «Государь»; б) «История Флоренции»; в) «О гражданине». 3. Как монах Т. Кампанелла назвал книгу, в которой он изложил свой проект идеального общественного устройства? а) «Утопия»; б) «Кодекс природы»; в) «Город Солнца». 4. Как называется западноевропейское искусство XII-XIV вв., которое отличалось господством линии, вертикализмом композиции, неразрывной связью архитектуры и скульптуры? а) барокко; б) готика; в) романтизм; г) академизм; д) классицизм; 5. Имя философа Средневековья, сформулировавшего пять доказательств бытия Бога: а) Петр Абеляр; б) Бенедикт Нурсийский; в) Фрэнсис Бэкон; г) Фома Аквинский; д) Франциск Ассизский; 6. Назовите немецкого философа, автора учения о феноменологии, значительно повлиявшего на европейскую культуру XX в.: а) Ф. Ницше; б) Э. Гуссерль; в) К. Ясперс. 7. Какая из мировых религий является наиболее ранней по своему происхождению? а) христианство; б) ислам; в) буддизм. 8. Какой известный философ исходным пунктом своей теории элитарного искусства сделал антропологическое разделение людей на два типа: «людей пользы» (массу) и «людей гения», обладающих особой эстетической одаренностью? а) А. Шопенгауэр; б) Г. Гегель; в) Б. Спиноза. 9. Наивысшие достижения европейской живописи барокко XVII в. связаныс именем а) А. Дюрера; б) П. Рубенса; в) Рембрандта; г) Ф. Гойи 10. Художественной доминантой века Просвещения явилась: а) живопись; б) литература; в) скульптура; г) музыка ТЕСТ № 1 (12) 1.
Эти классы близки разделению целей на собственно цели, конечные цели и самоцели, но не тождественны им. Называются они «цель-идеал», «цель-оптимум», «цель-норма». Сами по себе ни идеал, ни оптимум, ни норма к цели не сводятся. Социальный идеал — это особый специфический способ познания и освоения действительности, особое функциональное состояние общественного сознания, которое концентрированно отражает в образе желательного будущего потребности дальнейшего развития, одна из форм опережающего отражения действительности человеческим сознанием, система представлений о совершенном общественном устройстве, совокупность высших ценностей в той или иной мировоззренческой системе. Оптимум — совокупность наиболее благоприятных условий, наилучший из возможных вариант решения задачи или путь достижения цели. Норма (применительно к контексту) – особая разновидность шаблона – стереотипа сознания и поведения, обязательный для всех стандарт, образец, пример, модель, служащий единицей отсчета для сравнения, определения уровня развития или достижения
Все они служили как бы «приводными ремнями» от партийно-государственного руководства к массам, конденсировали социально-политическую энергию народа, не находившую при отсутствии гражданских свобод какого-либо иного легального выхода, и направляли ее на решение «очередных задач советской власти». Заключение Учитывая все вышесказанное было бы упрощением характеризовать общественное устройство СССР 30-х годов только как «материализованную идеологию». По справедливому замечанию историков М.М. Горинова и С.В. Леонова, «в широком историческом контексте формирование в СССР системы «государственного социализма» вписывалось в переживавшийся миром болезненный, переломный этап глобальной структурной перестройки – перехода к регулируемому рыночному хозяйству, представляя собой один из «крайних», экстремальных вариантов общественного развития, а именно ультралевый (в отличие от ультраправого – фашистского и в противоположность неолиберальному «центристскому» – североамериканскому и западноевропейскому). На выбор Россией данного варианта развития повлияла не только конкретная обстановка в стране и в мире в 20–30-х годах, обусловившая необходимость ускоренной технологической модернизации экономики, а следовательно, возрастания роли государства как фактора развития, но также революционные (особенно военно-коммунистические) и многовековые российские традиции, связанные с гипертрофированной ролью государства, «антилиберализмом» массового сознания, преобладанием в нем уравнительно-коллективистских начал». Список литературы 1. Кузнецова Н.В. История России. Часть III. Волгоград: Издательство «Братья Гринины», 1999. 2. Романюк М.Д. История России. 20-й век. М.: Издательство «Проспект», 2001. 3. Щекотов И.В. История Отечества. М.: Издательство «Проспект», 1997.
Философской основой анархизма являются индивидуализм, субъективизм, волюнтаризм. Возникновение Анархизма связано с именами Штирнера (Шмидта), Прудона, Бакунина и Кропоткина. В общем и целом, анархисты требуют немедленного уничтожения государства, не признавая возможности его использования для подготовки к революции. Анархистское учение отрицает необходимость государственной власти и политической организации общества, а также общественные движения, провозглашающие своей целью освобождение человека от всех видов политического, экономического и духовного принуждения. Анархизм во всех вариантах обязательно включает: 1) Полное отрицание существующего общественного строя, основанного на политической власти; 2) Представление об идеальном общественном устройстве, исключающем принуждение; 3) Определенный (чаще революционный) способ перехода от первого состояния ко второму. Идейная традиция отрицания политической власти восходит к античности. Элементы анархизма обнаруживаются уже у стоиков и киников, а позднее в учениях средневековой секты катаров и некоторых течений анабаптистов в период Реформации.
Он создавал не подражания, но метафоры "классической Москвы", выражение ностальгической мечты о реставрации "золотого века" российского дворянства. Развивался и вариант неоклассики, основанный на обращении к итальянскому маньеризму, где ведущими фигурами были Иван Жолтовский и петербуржец Владимир Щуко. Российский неоклассицизм претендовал на формирование крупных ансамблей и монументальных объектов, подчиняющих себе окружение. Западноевропейский неоклассицизм начала века, напротив, замыкался в проблемах отдельного объекта, его тектонической структуры. В рамках российского неоклассицизма был создан универсальный каркас профессиональной культуры, системные начала которого стали основой развития как авангарда, так и "пост-авангардных" направлений. В "левом" искусстве России начала века воскресал бескомпромиссный радикализм утопии Платона, согласно которой государство не будет процветать, если художники не начертят его по божественному образцу на "чистой доске". Идею очищения от прошлого, приведения государства и культуры к состоянию чистого листа символизировал "Черный квадрат" Казимира Малевича - символ "нуля формы", к которому необходимо привести общественное устройство и культуру, прежде чем создавать новое, следуя императивам утопии.
Но освоение арабами наследия античности в определенной мере из- за влияния ислама было односторонним. Охотно переводились сочинения по точным, философским наукам, меньше внимания уделялось художественной и исторической литературе. В основе арабо-мусульманской научной мысли лежит идея космической детерминированности всех земных явлений и процессов, зависимости всего земного от движения небесных сфер. Это породило характерную особенность научного менталитета арабского Востока “философичность”. Вся наука арабо- мусульманского средневековья называлась “фальсафа”, т.е. философия. Пытаясь постигнуть устройство мироздания, в поисках принципов идеального общественного устройства и гармоничного развития личности ученые считали небходимым предварительно познать не только мир в целом, но и его составляющие. Поэтому в круг интересов интеллектуальной элиты входили все известные тогда науки, изучающие мироздание. Это придавало арабо- мусульманской научной мысли такую существенную черту, как энциклопедичность. Ученый (философ) был одновременно математиком, врачом, звездочетом-прорицателем и часто поэтом. Вот почему научно-философские труды нередко облекались в форму поэзии.
Язычество и христианство, взращённые на Руси—два относительно самостоятельных пласта русской культуры, причудливое переплетение культуры в традициях, верованиях, народном эпосе, возможно, и явило миру такую загадочную русскую душу. Ставшее духовной основой русской культуры, православие ориентировало человека не на суетность мира, а на неиссякаемую веру в торжество вечного непреходящего: Истины, Добра, Красоты, Совести.14 Впоследствии духовная жизнь на Руси определялась явлением, которое принято обозначать как православно-языческий синкретизм. Возникшая на Руси ситуация «двоеверия», «двукультурья» сказывалась на всех уровнях средневекового общественного сознания. Двоеверие оказывало большое воздействие и на развитие философско-мировоззренческих идей, включая нравственные нормы, эстетические представления, формы общественного устройства. Мифологическое мировоззрение продолжало жить под покровом новых религиозных образов и обрядов, являясь той основой, на которую наслаивались достижения византийской православной культуры.
Вторая четверть XIX в. - время осмысления политических и социальных вопросов, поднятых декабристами, а также поисков путей их решения. Общественная мысль стремилась к выработке понимания таких проблем как роль народа в общественном движении, Россия - Запад и отношение к западноевропейскому политическому и социальному устройству. Наряду с главным вопросом - отношением к крепостничеству и самодержавию - решение этих проблем вело к появлению различных течений общественной мысли и их размежеванию. С осмыслением важнейших социально - политических вопросов связан повышенный интерес в России к немецкой классической философии. Диалектика, идея развития, становилась знамением антифеодальных сил. В 30-40-е годы произведения Фихте, Шиллинга Гегеля были широко известны в среде интеллектуальной молодежи, изучались в университетских кружках. “Брожение умов” заставило правительство искать пути усиления идеологического влияния на умственную, идейную жизнь общества. В середине 30-х годов вырабатываются “коренные начала” официальной идеологии - самодержавие, православие, народность, - которые должны были сохранить политическую и социальную стабильность, составить нравственную основу воспитания в обществе и стать “последним якорем спасения” России.
Иван IV считал, что только сильная единоличная власть самодержца может сплотить общество и спасти от раздоров. В чем он видел главное зло демократии? "Там особь каждо о своем печеся"14. Индивидуализм, права личности категорически отвергались. Главный аргумент царя против демократического устройства: при самодержавии царство процветает, при самоуправлении граждан - падает. Особенно нападал Иван Грозный на Польшу. Король на польском престоле был не "помазанник Божий", а избирался шляхтой. Поэтому польский король Си-структуры, а граждан. Шло расширение электората» был отм "императивный" мандат, который сковывал депутатов. Общинна мократия и Земский собор являлись теми элементами, которые связь-Россию с Европой, но .средневековой. Общественное сознание русского народа формировалось в условиях Московского царства. Сейчас много говорят о русской идее, об бом предназначении русского народа. Массовыми тиражами изд соответствующая литература16. Делается попытка вывести рус идею из Киевской Руси, хотя тогда не было России, не было рус народа.
С этой целью активизируется процесс глобализации экономики и формирования неоэкономической системы, в которой подавляющему большинству стран мира, к которым сегодня относится и Россия, отведена роль сырьевых придатков, ресурсной базы развитых постиндустриальных стран. Процесс глобализации вызывает неприятие большинства населения планеты и вынуждает искать альтернативные формы общественного устройства. Современное мировое развитие базируется на научно-технической революции, требующей постоянного обновления техники и технологии, что, в свою очередь, требует творческой самоотдачи работников. Такое отношение к работе невозможно традиционными методами управления наемным персоналом, внешним контролем над работниками. Отчуждение работников от собственности и управления не отвечает характеру современных производительных сил и потребностям их дальнейшего развития. Одним из вариантов противодействия экономической глобализации, успешного развития научно-технической революции является кооперативная форма самоорганизации людей.
Возрождение проявлялось и вошло в историю как период необыкновенного взлёта искусства. Если раньше произведения искусства служили церковным интересам, то есть были культовыми предметами, то теперь создаются произведения, чтобы удовлетворить эстетические потребности. Гуманисты считали, что жизнь должна приносить удовольствие и средневековый монашеский аскетизм ими отвергался. Огромную роль в становлении идеологии гуманизма сыграли такие итальянские писатели и поэты, как Данте Алигьери (1265 - 1321), Франческо Петрарка (1304 - 1374), Джованни Боккаччо (1313 – 1375). Собственно, они, особенно Петрарка, и явились основоположниками и ренессансной литературы, и самого гуманизма. Свою эпоху гуманисты воспринимали как время расцвета, счастья и красоты. Но это не значит, что она была лишена противоречий. Главным из них было то, что она оставалась идеологией элиты, в народные массы новые идеи, не проникали. Да и у самих гуманистов было иногда пессимистическое настроение. Страх перед будущим, разочарование в человеческой природе, невозможность достижения идеала в общественном устройстве пронизывают настроения многих деятелей Возрождения.
Управление находилось в руках Чингизидов для обозначения которых употребляется термин “султан”. Султаны - Чингизиды составляли высшее сословие социальной иерархии - ак-суйек (белая кость); только султана можно было провозгласить ханом. Традиционный десятичный военно-организационный принцип разделения вооруженных сил кочевников, зародившийся еще у сунну и гуннов, распространенный у древних тюрок и в улусах найманов и киреитов ХП и начала XIII вв., достигший расцвета в военной организации Чингиз-хана и его первых наследников, неоднократно фиксируется и в военной структуре казахов в периоды их военной консолидации и усиления центральной власти в казахском обществе, хотя и носил, как представляется, эпизодический характер. Монгольские завоевания и их последствия представляют последние страницы казахстанского средневековья. Хотя монголы принесли в казахские степи собственное общественное устройство, уже на рубеже XIII-XIV вв. они приняли ислам и потом смешались, породнились с кыпчаками, и все они стали точно кыпчаки, - как пишет арабский летописец Ал-Омари.
Но ко времени вступления на престол она хорошо изучила страну и общество, которыми теперь управляла. Она понимала, что между отвлечёнными рассуждениями западноевропейских просветителей о свободе и российской реальностью - огромная разница. Около половины помещичьих крестьян находились на положении рабов. На крепостном праве держалось всё помещичье хозяйство. Крепостное право стало привычным, будничным явлением, естественным состоянием для крестьян. Кроме того, Екатерина была убеждена, что русский народ духовно не развит и пока не готов сам заботиться о себе. К столь радикальным изменениям в судьбе, как отмена крепостного права, его нужно готовить постепенно в течение длительного времени. Россия была не готова к новому общественному устройству, и ставить вопрос об отмене крепостного права в России она не могла. Крестьянская война под управлением Е.И. Пугачёва (1773 - 1775 гг.). В 60 - 70-е гг. по стране прокатилась мощная волна выступлений крестьян, казаков, работных людей. Особое беспокойство императрицы вызывали выступления казаков. Со времён Ивана Грозного на окраинах империи стали образовываться поселения вольных людей - казаков.
Ссылка на то, что то или иное высказывание заимствовано из прошлого, была в средние века почти обязательна. Авторитеты управляли духовной жизнью. Средневековая этика преподавалась и проповедовалась при помощи стереотипных историй, иллюстрировавших урок и неустанно повторявшихся моралистами и проповедниками. Эти сборники примеров составляют длинный ряд средневековой нравоучительной литературы. Гнет древних авторитетов ощущался не только в интеллектуальной сфере. Он чувствовался во всех областях жизни. Это печать традиционного крестьянского общества, где истина и тайна передаются из поколения в поколение. Сила традиции обретала особую мощь в применении к общественному устройству. В основе феодального права и практики лежала кутюма, то есть обычай. Доказательством истины в феодальную эпоху было «извечное» существование чего-либо. К доказательству авторитетом, то есть доказанной древностью, прибавлялось доказательство чудом. По всей вероятности, доказательство чудом стало сначала употребляться для определения святости, которая сама по себе исключительна.
Другими словами, роль личности обратно пропорциональна стабильности и прочности общества. 2.2.2. Роль личности в динамике изменений общественного устройства Однако, и стабильность, и особенно нестабильность имеют много вариантов, каждый из которых обладает очень существенными особенностями (плюс, конечно, конкретные вещи). Так застой отличается от прочности в условиях нормального территориального или экономического роста; и тем более от условий быстрого роста. Устойчивость может быть и при медленной деградации или упадке. Даже при стабильности многое зависит от того, насколько общественный строй “зарегулирован” на одну личность. Варианты общественной ломки тоже многообразны: реформа отличается от революции, мирная революция отличается от гражданской войны и т.п. Поэтому исключительно важными оказываются представления об изменениях в обществе как о процессе смены его состояний (фаз). Далее для примера будет показана одна из ряда моделей такого процесса, состоящего из 4 фаз: стабильное общество типа монархии; общественный предреволюционный кризис; революция, создание нового порядка.
![]() | 978 63 62 |