![]() 978 63 62 |
![]() |
Сочинения Доклады Контрольные Рефераты Курсовые Дипломы |
РАСПРОДАЖА |
все разделы | раздел: | История |
Истоки римской цивилизации | ![]() найти еще |
![]() Молочный гриб необходим в каждом доме как источник здоровья и красоты + книга в подарок |
В греко-римскую эпоху этой границей были Геркулесовы Столбы, выход из "моря тьмы" (Атлантического океана); в средние века непреодолимый "черный котел" (на экваторе); в начале эпохи Возрождения мыс Бурь (Доброй Надежды) и Магелланов пролив. Уже в XVIIIXIX веках некоторые ученые упорно искали истоки американских цивилизаций в культурах Европы, Древнего Востока и Средиземноморья. Так родилась гипотеза о проникновении в Западное полушарие финикийских (карфагенских), а позднее греческих и римских мореплавателей, основанная на свидетельствах современников о высоком мореходном искусстве этих народов, а также на туманных сообщениях древних авторов о далеких морских путешествиях на запад, за пределы Геркулесовых Столбов. Финикийцы действительно были довольно искусными и отважными мореходами. Доказательством этому служат их плавания вокруг Африки и, возможно, в Индию (страна Офир), о которых рассказывают письменные источники. еще более поразительными следует считать их успехи в освоении прибрежных вод Атлантики. В 1749 году на острове Корву (Азорские острова) был найден кувшин с карфагенскими монетами 330320 годов до н.Pэ.P явное доказательство пребывания там карфагенских мореходов
Условно, днем основания Рима и всей Римской цивилизации считается 21 апреля 753 года до н. э., финал наступил тогда, когда был свергнут последний Римский император Ромул Августул., это произошло 23 августа 476 г н.э. Таким образом, Римская цивилизация просуществовала 12 веков, которые разбиваются на три периода: царский 8-6 вв. до н.э., период римской республики 4-1 вв. до н.э., период римской империи 1 в. до н.э.- 5 в. н. э. Этот последний период делится на два этапа: принципата 30 г. до н.э-.284 г н.э. и доминиата- 284- 476г н.э. Истоки Римской цивилизации. Важнейшим центром Средиземноморской империи был город Рим, население которого выросло до 1—1,5 млн. жителей. В отдельных частях огромной державы возникли в I—III вв. н.э. другие большие города. Столицу империи и другие большие города украшали великолепные крупные здания — храмы местных и общеимперских божеств, дворцы, “базилики”, портики для прогулок, а также различного вида здания для общественных развлечений, театры, амфитеатры, цирки. В амфитеатрах шли представления — травля зверей, бои гладиаторов, публичные казни. В цирках происходили скачки на запряженных четверками лошадей колесницах — “квадригах”.
Театр республиканской эпохи. Истоки римской драмы и театра восходят к сельским праздникам сбора урожая, справлявшимся по деревням еще в те времена, когда Рим представлял собой лишь небольшую общину Лациума. Участники этих праздников, ряженые, обменивались, по словам Горация (Послания II, I, 139-155), насмешливыми, грубоватыми песнями, называвшимися фесценнинами. Позже, во время борьбы между патрициями и плебеями, в фесценнинах стали находить отражение и социальные столкновения того периода: по свидетельству того же Горация, фесценнинские насмешки не щадили и знати. О дальнейшем развитии этих первых ростков драмы любопытные сведения даёт римский историк Тит Ливии (Римская история, кн. 7, гл. 2). В связи с моровой язвой в Рим были приглашены (в 364 до н. э.) для совершения умилостивительной церемонии этрусские актёры. Танцуя под аккомпанемент флейты, они производили красивые телодвижения, но не сопровождали их ни словами, ни жестами. Этрусским актёрам стала потом подражать рим. молодёжь, к-рая прибавила к пляске диалог и жестикуляцию
Далее, в системе ценностей римлян особое отношение к иностранцам и ко всему иностранному, а именно они считали, что все иностранной имеет цену только тогда, когда оно работает на Рим. Введем периодизацию, определим хронологические рамки существования Римской цивилизации, она уникальна тем, что период ее существования мы можем назвать не только с точностью о столетия и даже до года, но и даже с точностью до дней. Условно, днем основания Рима и всей Римской цивилизации считается 21 апреля 753 года до н. э., финал наступил тогда, когда был свергнут последний Римский император Ромул Августул , варварским вождем Адаакром., это произошло 23 августа 476 г н.э. Таким образом Римская цивилизация просуществовала 12 веков, которые разбиваются на три периода царский 8-6 вв. до н.э., период римской республики 4-1 вв. до н.э., период римской империи 1 в. до н.э.- 5 в. н. э. Этот последний период делится на два этапа: принципата 30 г. до н.э-.284 г н.э. и доминиата- 284- 476г н.э. 2. Истоки Римской цивилизации. Отвечая на вопрос об истоках Римской цивилизации, необходимо ответить на вопрос о ее территориальном расположении. Итак, колыбель Римской цивилизации город Рим возник на юго-западе Европы, на Аппенинском полуострове, который греки называли Италией, по названию одного из племен, населявших эту территорию.
То, что мы называем Возрождением, как мы уже отмечали в других случаях, было никаким не возрождением, но смертью многих вещей. Выдавая себя за возвращение к греко-римской цивилизации, оно заимствовало лишь самую поверхностную ее сторону, так как именно последняя могла получить отражение в письменных источниках. Во всяком случае, подобное возвращение, будучи далеко не полным, являлось чем-то в высшей степени искусственным, так как означало восстановление внешних форм, покинутых духом жизни уже много столетий назад. Что же касается традиционных наук Средневековья, то после нескольких последних проявлений приблизительно на этом временном рубеже они исчезли так же безвозвратно, как науки далеких цивилизаций, разрушенных тем мли иным катаклизмом. Но на этот раз на их месте не появилось ничего аналогичного. С этого времени существуют лишь "профаническая философия" и "профаническая наука", основанные на полном отрицании подлинного интеллекта, на сведении знания к его самым низшим уровням эмпирическому и аналитическому изучению фактов, не связанных с Принципом, на расстворении в бесконечном количестве малозначительных деталей, на накоплении необоснованных гипотез, бесконечно разрушающих друг друга, и на фрагментарных точках зрения, не способных привести ни к чему иному, кроме как к узко практическому использованию
И все же нельзя не отметить, что к середине I тысячелетия н.э., в конце античности, в Средиземноморье дали о себе знать тенденции к сближению различных эстетических принципов, в значительной степени определившие культурное развитие раннего средневековья. Конец римского искусства формально и условно может быть определен падением Империи. Вопрос же о времени возникновения римского искусства-весьма спорный. Распространение на территории Апеннинского полуострова в I тысячелетии до н.э. высокохудожественных произведений этрусков и греков способствовало тому, что только начинавшее формироваться римское искусство оказывалось незаметным. Ведь долгое время, c VIII до VI в.в. до н.э., Рим был небольшим поселением среди множества других италийских, этрусских и греческих городов и поселений. Однако даже из этого отдаленного прошлого, куда уходят истоки римского искусства, сохраняются фибулы с латинскими именами, цисты и такие монументальные бронзовые изваяния, как Капитолийская волчица. Вряд ли поэтому правомерно начинать историю искусства древнего Рима, как это иногда делают, с I в. дон.э., не учитывая хотя и небольшой количественно, но очень важный материал, который со временем, нужно думать, будет возрастать.
РИМСКИЙ ТЕАТР Истоки римского театра. Истоки римского театра и драмы восходят,как и в Греции,к обря- довым играм,богатым карнавальными элементами.Таков,например,праз- дник Сатурналий-в честь италийского божества Сатурна.Особеннос- тью этого праздника было "переворачивание" привычных обществен- ных отношений:господа на время становились "рабами",а рабы-"гос- подами". Одним из истоков римского театра и драмы были сельские праздни- ки сбора урожая.Еще в отдаленные времена,когда Рим представлял со- бой небольшую общину Лациума,по деревням справлялись праздники в связи с окончанием жатвы.На этих праздниках распевались веселые грубоватые песни-фесценнины.Как и в Греции,обычно обычно выступа- ли при этом два полухория,которые обменивались шутками подчас яз- вительного содержания.Зародившись еще при родовом строе,фесценни- ны существали и в последующие века,и в них,по свидетельству Гора- ция, находила отражение социальная борьба между плебеями и патри- циями. Существовала и другая форма примитивных зрелищ-сатура.Основой для сатур послужили мимические танцы этрусских плясунов.В 364 г. до н.э. Рим постигло моровое поветрие.Чтобы умилостивить бо- гов,решили устроить сценические игры.Из Этрурии были приглашены актеры-плясуны,которыет исполняли свои танцы под аккомпанемент флейты.Этрусским актерам стала подражать римская молодежь,кото- рая прибавила к пляске шуточный диалог,написанный нескладными стихами,а также жестикуляцию.Так возникли сатуры (в переводе зна- чит "смесь").Сатуры были драматическими сценками бытового и коми- ческого характера,включавшими в себя диалог,пение,музыку и танцы.
Вслед за тем наступил спокойный, во внутреннем отношении, период Македонской династии, подобный периоду римской цивилизации от Августа до Марка Аврелия. В это время были крещены славяне, частично венгры и половцы, а несториане (те же византийцы по культуре) обратили в христианство большую часть центральноазиатских кочевников, за исключением монголов. Это фаза исторического существования. Но к концу XI в. сила и энергия византийского этноса ослабели: Византийская империя потеряла Малую Азию, Сербию и подверглась нападениям норманнов, разоривших Эпир и Македонию. Энергичные императоры династии Комненов использовали силы крестоносцев для войны с мусульманами, чем на время задержали падение империи. Но в конце XII в. возник конфликт между греками и «франками» (т.е. западноевропейцами), захватившими в 1204 г. Константинополь, Македонию и Грецию. Очень важно отметить, что количество крестоносцев, осаждавших город с население в несколько сот тысяч, было около 22 – 25 тыс. человек, но против них сражалась только наемная варяжская дружина, а горожане позволяли себя беспрепятственно убивать и грабить.
Творение не было бы творческим, если бы оно не поглощало в себе все существующее на небе и на земле.4. Аргументы «против»С предложенной Тойнби теорией «локальных цивилизаций» согласны далеко не все исследователи. Наиболее развернутая критика содержится в трудах П.А. Сорокина (1889—1968). По его мнению, достаточно спросить, насколько достоверна общая схема теории подъема и упадка цивилизаций, как оценки сразу меняются. Труд, вообще говоря, слишком обширен и явно перенасыщен пухлыми цитатами из Библии, мифологии, поэзии. Стремление использовать чрезмерно развернутые поэтические и символические образы помешали автору более четко выстроить свою теорию и сделать ее значительно доступнее. П.А. Сорокин считает, что, несмотря на поразительную эрудицию, Тойнби обнаруживает либо незнание, либо сознательное пренебрежение многими социологическими трудами, да и знание истории у него неровно. Оно превосходно в отношении эллинской (греко-римской) цивилизации, но значительно скромнее в отношении других цивилизаций. Его знакомство с накопленным знанием по теории искусства, философии, точных наук, права и некоторых других тоже не всегда достаточно. По мнению П.А. Сорокина, труд Тойнби имеет два коренных дефекта, относящихся не к деталям, а к самой сердцевине его философии истории: во-первых, к «цивилизации», избранной Тойнби в качестве единицы исторического исследования, во-вторых, к концептуальной схеме генезиса, роста и упадка цивилизаций, положенной в основу его философии истории.
История индо-европейских цивилизаций или кто основал Киев История древности полна тайн и загадок. Расшифровке одной из них, повествующей об истоках древней цивилизации араттов на берегах Днепра, их культовом сооружении «Каменная Могила» в Причерноморье, возникновении династии Кеянидов, их миграции в Месопотамию после Всемир-ного потопа и возвращении на родные земли, а также о союзнике предводителя гуннов Аттилы князе Кие (но без братьев и сестры), создавшем вначале «ставку» на одной из перепав через Днепр (Борисфен), а затем превратившей её в постоянную «резиденцию», посвяена эта статья. На сегодняшний день существует множество как косвенных, так и прямых свидетельств того, что история нынешнего Витка человеческой цивилизации началась около двенадцати тысяч лет назад. Хотя ещё полстолетия тому, официальная наука началом-начал считала цивилизацию Древнего Египта, отстоящую от нашего времени на 6-7 тысячелетий. Несостоятельность этой точки зрения сегодня уже не стоит и обсуждать, особенно после относительно недавних сенсационных находок в капище “Каменная Могила” в Причерноморье и раскопках культурного наследия древнего Триполья в Украине.
За ними последовали другие тевтонские племена, и эти переселения продолжались около полутора веков. Племена, которые пришли в Британию в это время, называют общим именем – англо-саксы, однако существовали и отдельные от них поселения ютов. К концу 6 в. они завоевали и заняли восточную половину острова, от Ла-Манша и почти до Ферт-оф-Форта. Кельты были вытеснены на запад и север, хотя не существует достаточных свидетельств того, что они полностью покинули восточные земли. Победа саксов в сражении у Бата (577) привело к завоеванию долины Нижнего Северна на границе с Уэльсом; победа англов близ Честера в 613 открыла путь к Ирландскому морю. Вместе эти две победы вбили двойной клин в западные кельтские территории и закрыли возможность объединения кельтов, разделив кельтов Шотландии, Уэльса и Корнуолла. Римская цивилизация почти не задела англо-саксов. В отличие от франков, вторгшихся в Галлию, они не создавали своих поселений рядом с более развитыми кельтами и не ассимилировали их культуру. Они сохраняли свой собственный язык, развивали собственную культуру и назвали новую землю по-своему – Англией, землей англов.
Вмешательство гуманистов Раннехристианская теория исторической периодизации не сталкива- лась с возражениями до XIV века, когда итальянские гуманисты впервые провели широкий пересмотр этой концепции. Недовольные претензиями Германии на то, что она - единственная наследница Рима, и воодушевленные растущими богатством и властью своих своих собственных государств, итальянские гуманисты азартно приступили к исследованию столетий, прошедшие со времени падения Рима до их времени. Для итальянцев Рим был цивилизацией-прародительницей. Как никто другой из европейцев, итальянцы испытывали почти племенную гордость высокими достижениями культуры своих классических предков. Они проводили четкую границу между культурным великолепием Римской цивилизации и временем "варварского мрака", последовавшим за гибелью Империи. Начиная с XI века итальянцы, сопротивляясь господству императоров-германцев Священной Римской Империи, резко отвергали и моральные основания этого господства - то, что германцы считали себя законными наследниками римских императоров.
Крупнейшими римскими городами были Сердика ( в настоящее время София), Никопо- лис ад Иструм ( развалины у Никуп к северу от города Велико Тырново ), Филипополис ( ныне Пловдив ) После того как Мизия и фракия вошли в экономическую и культурную область влияния Латинского мира, они вступают в период интенсивного развития, о котором свидетельствуют многочисленные памятники и археологические ценности. Нашествия варваров воспрепятствовало развитие римской цивилизации, а позднее, с начала 4 века, начали угрожать господству Византийской империи, возникшей после распада Римской империи на две части - Западную и Восточную. Готы и гунны, чередуясь, переправлялись через Дунай, уничтожали города и истребляли часть населения. В 6 веке императору Юстинияну удалось восстановить большую часть разрушений и вернул этим районам империи их прежний блеск. Но вскоре нашествия, на этот раз аваров, возобновились. Что касается славян, то они начали проникать на Балканы еще в конце 5 века. Во второй половине 6 века их нашествия участились и они начали оседать на правом побережье Дуная.
Рим – исторически первая цивилизация, основанная на требовании соблюдения хорошо разработанных законов. Огромный интерес представляет римское право (Законы XII таблиц), а также отношение граждан к законам своего государства. В ходе развития римской цивилизации были заложены основы гражданского общества – самоорганизации населения. Правда, оно не противостояло государству, а было его основой, что обуславливалось спецификой полиса как гражданской общины. Достижения античности – это достижения свободного человека. "Классическая" эксплуатация рабов – исключение, а не правило для греко- римской цивилизации: утверждение рабовладельческого способа производства в Римской империи (II в. до н.э. – III в. н.э.) было одним из основных факторов гибели античного мира. Римский полис обеспечивал существование и развитие римской цивилизации лишь на определённом этапе истории. Наступил момент, когда интересы дальнейшего развития требовали преодоления полиса как типа государства, подводили к необходимости образования значительно более крупных и иначе устроенных государств.
Это процесс, связанный с развитием общеевропейского искусства, в котором римское начало играть роль особенную -- интерпретатора и хранителя художественного наследия античной эпохи при одновременном выявлении собственно своих римских принципов. Заключение Итак, в своей работе я попыталась проследить основные вехи развития римской культуры и ответить на вопрос о роли заимствованней. Мне кажется, что говорить о римском наследии как о заимствованном не справедливо. Слишком много своего было привнесено римской цивилизацией, в противном случае не был бы так велик интерес к ней сегодня. Что же касается кризиса империи, то мы видим, что основные причины скрывались внутри самого общества, а, следовательно, частично и в культуре, им насаждаемой. Искусство, вслед за обществом нуждалось в коренных переменах, в притоке новых сил и идей для своего возрождения и обновления, но ход истории нельзя изменить, и некогда могущественная империя пала от рук варваров. Захватчиков активно поддержали порабощенные народы рабы, что лишний раз подтвердило глубокий кризис внутри общества. В ходе работы я узнала много новых интересных фактов, которые и попыталась отразить наиболее полно.
Историческое значение этого времени заключалось в следующем: 1) Приобщение славяно-финского мира к ценностям христианства. 2) Создание условий для полнокровного сотрудничества племен Восточно- европейской равнины с другими христианскими племенами и народностями. 3) Русь была признана как христианское государство, что определило более высокий уровень отношений с европейскими странами и народами. Русская церковь, развивавшаяся в сотрудничестве с государством, стала силой объединяющей жителей разных земель в культурную и политическую общность. Перенесение на русскую почву традиций монастырской жизни придало своеобразие славянской колонизации северных и восточных славян Киевского государства. Миссионерская деятельность на землях, населенных финоязычными и тюркскими племенами, не только вовлекла эти племена в орбиту христианской цивилизации, но и несколько смягчала болезненные процессы становления многонационального государства (это государство развивалось на основе не национальной и религиозной идеи. Оно было не столько русским, сколько православным. Когда же народ потерял веру - государство развалилось). Приобщение к тысячелетней христианской истории ставило перед русским обществом новые культурные, духовные задачи и указывало на средства их решения (освоение многовекового наследия греко-римской цивилизации, развитие самобытных форм литературы, искусства, религиозной жизни).
Особенное распространение в V в. в Галлии имела ересь выходца из Британии Пелагия, отвергавшего основной догмат церкви о греховной природе людей, якобы обремененной первородным грехом Адама, и на этом основании отрицающего рабство, угнетение и социальную несправедливость. Пелагианство в своеобразной религиозной форме, путем подчеркивания совершенной сущности человека оправдывало различные формы социального протеста низов римского общества против усиливающейся эксплуатации, фискального гнета и норм рабовладельческого права. Различные по формам своего проявления массовые народные движения расшатывали отживающие общественные отношения и стоящее за ними деспотическое государство — Западноримскую империю. Коренные изменения социально-экономической структуры, государственной организации происходили в условиях усиливающегося притока варварских племен к римским границам, их постоянных прорывов и грабежей пограничных и глубинных территорий. Живущие вдоль римского пограничного лимеса племенные федерации франков, свевов, алеманов, бургундов, вандалов, готов и других племен переживали процесс разложения родового строя и формирования раннеклассовых отношений, который был ускорен мощным влиянием римской цивилизации.
Оно было не столько русским, сколько православным. Когда же народ потерял веру-государство развалилось). Приобщение к тысячелетней христианской истории ставило перед русским обществом новые культурные, духовные задачи и указывало на средства их решения (освоение многовекового наследия греко-римской цивилизации, развитие самобытных форм литературы, искусства, религиозной жизни). Заимствование становилось основой для сотрудничества, из осваиваемых достижении Византии постепенно вырастали ранее неведомые славянам каменное зодчество, иконопись, фресковые росписи, житийная литература и летописание, школа и переписка книг. Крещение Руси, понимаемое не как кратковременное действие, не как массовый обряд, а как процесс постепенной христианизации восточнославянских и соседствовавших с ними племен крещение Руси создало новые формы внутренней жизни этих сближавшихся друг с другом этнических групп и новые формы их взаимодействия с окружающим миром. Норманская теория И все-таки еще к середине IX в. земли по Днепру оставались тихой заводью — как в культурно-экономическом, так и в политическом отношении.
![]() | 978 63 62 |