![]() 978 63 62 |
![]() |
Сочинения Доклады Контрольные Рефераты Курсовые Дипломы |
РАСПРОДАЖА |
все разделы | раздел: | История | подраздел: | Историческая личность |
Концепции отечественной истории: В.О. Ключевский, С.М. Соловьев, Н.М. Карамзин | ![]() найти еще |
![]() Молочный гриб необходим в каждом доме как источник здоровья и красоты + книга в подарок |
На основе почвенничества складываются философско-исторические взгляды Достоевского. История человечества, полагает он, развивается благодаря движению народов к идеалу, к Богу. Драматизм ее состоит в том, что народы, реализуя неотъемлемое право на свободу, способны в определенные эпохи пойти по ложному пути, отпасть от Бога. Каждый народ имеет свою историческую миссию, скрытую в глубинах народного духа. Особую роль Достоевский отводил рус. народу, "народу-богоносцу" с его страдальческой, искупительной миссией, открывающей человечеству дорогу к Царству Божию. Оригинальные философско-исторические идеи развивали выдающиеся рус. историки (Татищев, Карамзин, С. М. Соловьев, Ключевский), сосредоточившись гл. обр. на ключевых проблемах отечественной истории. Ключевский стремится выявить взаимосвязи политических и экономических отношений, что, по его мнению, позволяет найти объективный критерий периодизации рус. истории, понять ее движущие силы и тенденции. Во 2-й пол. XIXPв. в России бурно развивается социологическая мысль, в рамках к-рой создавались и философско-исторические концепции (Ковалевский, Лаппо-Данилевский); Ковалевский, являясь противником субъективного метода, полагал, что в основе исторического процесса лежат объективные законы прогрессивного эволюционного развития
Труд Ключевского привлекает яркими характеристиками историческихдеятелей, оригинальной трактовкой источников, широким показом культур-ной жизни русского общества. Распространение марксизма в конце 19 века вызвало волну новой ин-терпретации фактов русской истории. В этой концепции исходной точкойявляется социально-экономический детерминизм в изучении истории, чтоопределило трактовку исторического процесса как смену общественно-эко-номических формаций, основное содержание которого - борьба классов.История производства и идеологии, государства и права, политическихсобытий и религии, науки и искусства определялась центральным тезисом- приматом классовой борьбы. Марксистская концепция отечественной истории, с благословения Лени-на, была создана большевиком Михаилом Николаевичем Покровским (1868 -1932) в впервые нашла свое отражение в работе "Русская история в самомсжатом очерке", а затем изложена в его фундаментальном труде "Русскаяистория с древнейших времен" в 5-ти томах. М.Покровский считается родоначальником школы советских историков.Эта школа является единственной у нас в стране и до сегодняшних дней.В основе всех учебников, множества исторических трудов, изданных в со-ветское время, лежит марксистская, историко-материалистическая концеп-ция понимания истории.
Илья Деревянко Военный аппарат России в период войны с Японией (1904 1905 гг.) Монография ВВЕДЕНИЕ Глубокие социально-политические перемены, происходящие в нашей стране, не могли не вызвать пересмотра и переоценки всей концепции отечественной истории (что в значительной степени еще предстоит сделать историкам в будущем). В первую очередь это коснулось истории «советской», но не только: переоцениваются события и выдающиеся личности дореволюционной эпохи, например столыпинская политика, личность Николая II и т. д. Исторический процесс нечто цельное, но при его изучении можно выделить различные отрасли истории экономическую, политическую, военную и т.п. Каждая из этих отраслей имеет свои объекты исследования. Один из объектов изучения политической истории анализ отечественной государственности и ее политических институтов, в том числе государственного аппарата управления. Изучение аппарата управления предполагает исследование таких вопросов, как функции, компетенция органов управления, их организационное устройство, взаимоотношения с выше и нижестоящими органами, анализ кадрового состава ведомства, основных направлений деятельности управленческого аппарата
Христианские принципы, пишет философ, должны быть единственными принципами политической деятельности. На этой основе Владимир Соловьев приходит к выводу, что Россия должна ближайшей своей целью видеть соединение православной церкви с католической, осознать свое мессианское предназначение соединить божественное и человеческое (т.е. Восток и Запад), и только достижению этой цели должна способствовать ее политика . России необходимо так поступать и в силу ее особой религиозности, и потому, что так должно действовать любое христианское государство. Первое, что нужно для этого сделать, – это вступить в открытую полемику с Римом для решения спорных религиозных вопросов, мешающих воссоединению. Такая точка зрения вызвала недовольство многих. Между В.С. Соловьевым, с одной стороны, и известным славянофилом И. С. Аксаковым и религиозным консерватором А. А. Киреевым, с другой, развернулась полемика . Далее, бросая взгляд на отечественную историю, В.С. Соловьев утверждал, что все лучшие ее страницы связаны с отречением от национального эгоизма и следованием христианскому принципу открытости, со смелостью принимать иностранное для своего совершенствования.
Городецким на совещании в ЦК ВКП(б) летом 1944 года заявил, что обвинение в великодержавном шовинизме «чаще всего играет роль фигового листка, тщетно скрывающего другой порок, имя которого космополитический интернационализм». Достижения в разработке «русской темы» к началу Отечественной войны Как только определились контуры новой концепции отечественной истории, с ее позиций стали систематически выявляться изъяны прежнего подхода. К примеру, анализ содержания выходившей с конца 1920-х годов Малой Советской Энциклопедии обнаруживал, что история борьбы русского народа за независимость давалась в ней схематично и убого, то и дело встречалось стремление принизить великий народ; ни слова ни о борьбе со шведскими феодалами в XIIIPв., ни о битве 1240 года, ни о Ледовом побоище; об Александре Невском в первом издании говорится лишь, что он «оказал ценные услуги новгородскому торговому капиталу», во втором издании его имя вовсе выброшено; первое издание внушает читателям, что ни татарского ига, ни порабощения не было, что это «названия, данные русскими историками-националистами», во втором издании в статье о монгольском нашествии всего четыре строки, сообщающих, что «монгольское нашествие утвердившееся в европейской феодальной и буржуазной истории обозначение движения монголов в Европе в XIII веке»; важнейшему историческому событию Куликовской битве уделено всего 10 строчек; «Слово о полку Игореве» трактуется только как история неудачного похода русских; Кутузов обрисован как серый посредственный генерал, известный тем, что «потерпел поражение при Аустерлице» (Правда. 1938. 7 июля)
До сих пор мы читаем "Илиаду" в переводе Н.И.Гнедича. Важнейшая проблема национальной культуры, в частности литературы, - народность художественных произведений, эволюция самого этого понятия. Поиск сущности народности первоначально связывался с растущим интересом к отечественной истории. По мнению Н.М.Карамзина, ключ к пониманию самобытности русской литературы надо искать в истории, что и определило широкое развитие исторического жанра в искусстве романтизма. Народность в этот период отождествлялась с национальной самобытностью, т.е. с особенностями уклада народной жизни, быта, костюма и т.д. Идейные искания 30-40-х годов все более находили отражение в глубоком осмыслении понятия "народность". Если официальная народность исходила из "беспредельной преданности и повиновения самодержавию", то в понимании передовых деятелей культуры народность означала "верность изображения картин русской жизни" Развивая и углубляя понятие народности литературы, классики русской критики в качестве необходимого ее условия считали соответствие изображаемого писателем в своих произведениях жизненной праве. По мнению В.Г.Белинского, истинно народное произведение то, которое отвечает объективным интересам народа.
Сначала наступала Азия, полагал Соловьев, а примерно с XVI в. в наступление перешла Россия — передовой форпост Европы на Востоке. «История России» С.М. Соловьева написана на высоком профессиональном уровне, до сих пор используется специалистами. Она знакома всем, кто интересуется отечественной историей. Однако стиль изложения в ней несколько суховат, в этом отношении она уступает «Истории» Карамзина. Учеником Соловьева был Василий Осипович Ключевский (1841-1911). Он сменил своего учителя на кафедре русской истории в Московском университете. В соответствии с духом времени Ключевский проявлял большой интерес к социально-экономическим вопросам. Он старался проследить процесс складывания крепостных отношений на Руси, выявить их суть с экономической и юридической точек зрения. Ключевский обладал незаурядным даром живого, образного изложения. Его «Курс русской истории», составленный на основании университетских лекций, до сих пор имеет широкую читательскую аудиторию. Ключевский вел тихую, размеренную жизнь, внешне небогатую событиями. «В жизни ученого и писателя,— говорил он — главные биографические факты — книги, важнейшие события — мысли».
Ярким выразителем одной из крайних точек зрения в рамках «революционной» концепции был С. М. Соловьев, который своей «Историей России» сделал крупный вклад в научное исследование эпохи правления Петра. Он интерпретирует петровский период как эру ожесточенной борьбы между двумя диаметрально противоположными принципами государственного управления и характеризует реформы как радикальное преобразование, страшную революцию, рассекшую историю России надвое и означавшую переход из одной эпохи в истории народа в другую. Среди ученых, отстаивающих «эволюционную» концепцию, особенно выделяются В. О. Ключевский и С. Ф. Платонов, историки, глубоко исследовавшие допетровский период и в своих курсах лекций по отечественной истории настойчиво проводившие мысль о наличии преемственности между реформами Петра и предшествующим столетием. Вторая из наиболее отчетливых поставленных проблем в общей дискуссии о реформах Петра содержит в себе вопрос: в какой мере для реформаторской деятельности были характерны планомерность и систематичность? У С. М. Соловьева, по мнению Баггера, реформы представлены в виде строго последовательного ряда звеньев, составляющих всесторонне продуманную и предварительно спланированную программу преобразований, имеющую в своей основе жесткую систему четко сформулированных целевых установок.
Периодизация русской истории К. очень близка к периодизации В. Н. Татищева и М. М. Щербатова. Все они отождествляют историю страны с историей государства, а историю государства - с историей самодержавия. Однако К. внес много нового как в понимание общего хода русской истории, так и в оценки отдельных исторических событий. В отличие от Татищева и Щербатова, видевших в удельной системе только движение назад и результат неразумной политики великих князей, деливших государство между сыновьями, К. считал, что удельная система была феодальной и "сообразна с обстоятельствами и духом времени" и что она была свойственна всем странам Западной Европы. "История" К. содействовала повышению интереса к отечественной истории в различных слоях русского общества. Она знаменовала новый этап в развитии дворянского направления в русской исторической науке. Историческая концепция К. стала официальной концепцией, поддерживаемой государственной властью. Своим духовным отцом считали К. славянофилы. Отрицательно отнеслись к "Истории" К. представители прогрессивного лагеря (декабристы, В. Г. Белинский, Н. Г. Чернышевский). Критическое отношение встретила "История" К. со стороны представителей складывавшейся русской буржуазной историографии (М. Т. Каченовский, Н. А. Полевой, С. М. Соловьев). Список литературы
В молодости он состоял адъютантом при фаворите императрицы Григории Орлове и сделал придворную карьеру. Уже в 70-е годы XVIII в. проявил интерес к истории, искусству и литературе. Коллекционер древностей, историк-любитель, издатель памятников, он был действительным членом Российской Академии, президентом Академии художеств. Русский историк В.О.Ключевский назвал графа Мусина-Пушкина "антикварием-публицистом". Мусин-Пушкин был поклонником историка В.Н.Татищева, вокруг него объединялся "Кружок любителей отечественной истории", куда входили Н.Н.Бантыш-Каменский, И.П.Елагин, А.Ф.Малиновский, И.Н.Болтин и др. Он не делал тайны из своего собрания. В его библиотеке работали многие ученые рубежа XVIII - XIX вв., в том числе и Н.М.Карамзин. Имя Мусина-Пушкина вошло в историю культуры в связи с открытием и опубликованием "Слова о полку Игореве", однако именно им было осуществлено также первое издание "Русской Правды" и "Поучения" Владимира Мономаха. Будучи обер-прокурором Святейшего Синода, коллекционер имел возможность инспектировать монастырские библиотеки. Многие архивные собрания находились в XVIII в. в плачевном состоянии.
Отечественную историю Соловьев разрабатывал по неизученным архивным источникам. На кафедре истории Соловьева сменил выдающийся исследователь и лектор В.О.Ключевский, славу которого составил его «Курс русской истории». Среди молодых историков 80—90-х гг. выделялись П.Н.Милюков, А.А.Кизеветтер, М.К.Любавский, Н.А.Рожков, М.М.Богословский, Ю.В.Готье. Всеобщую историю с успехом преподавал с конца 60-х годов В.И.Герье, а затем его ученик П.Г.Виноградов и М.С.Корелин. Свою научную и лекторскую деятельность на кафедре всеобщей истории с успехом начал в 90-х гг. Р.Ю.Виппер. На кафедре русской литературы работали академик Ф.И.Буслаев, Н.С.Тихонравов, сосредоточившие свое внимание на древнерусской письменности, заметно продвинув ее исследование. Изучение западноевропейской литературы возглавили Н.И.Стороженко, А.Н.Веселовский. Выдающееся значение приобрели труды по языкознанию Ф.Ф.Фортунатова, Ф.Е.Корша, В.Ф.Миллера. В Московском университете началась научная и преподавательская деятельность А.А.Шахматова. Свет юридического факультета составляли С.А.Муромцев (впоследствии – один из главных деятелей кадетской партии, председатель Первой Государственной думы ), пропагандировавший в своих лекциях идеи правового государства; правовед, социолог, историк и этнограф М.М.Ковалевский; А.И.Чупров. На кафедре философии преподавали П.Д.Юркевич, М.М.Троицкий, В.С.Соловьев, Л.М.Лопатин, а также известные философы братья князья С.Н. и Е.Н. Трубецкие. Во многом благодаря этим именам в России образовалась солидная философская традиция. Большой подъем переживали и естественные и точные науки, сосредоточенные на физико-математическом факультете.
Тем не менее, содержание очерка предполагает достаточность информации для знакомства с конкретной темой.(10, С. 35 - 36) Библиографические очерки – произвольно построенное, разноплановое информационное повествование о литературном явлении с ярко выраженным личностным отношением. Библиографические очерки порою представляют собой обзор критических и публицистических работ (книг и статей), посвященных тому или иному явлению литературы. Библиограф знакомит читателя с разнообразными, порою разноречивыми оценками и толкованиями произведений, привлекших внимание литературной общественности.(28, с. 85) Двадцать лет назад ни в массовых библиотеках, ни в домашних собраниях не существовало классических работ по отечественной истории – не было ни Н.М. Карамзина, ни В.О. Ключевского, ни С.М. Соловьева, ни Н.И. Костомарова. Потребовалось несколько лет перестройки в политике и экономике, чтобы библиографы могли взяться за создание серии, назначение которой: воспитание исторического сознания на материале отечественной истории, формирование исторического мышления, патриотических установок у читателей, культуры изучения истории. В конце 1980-х гг. библиографы Российской Государственной библиотеки (РГБ (тогда еще ГБЛ) СВ. Бушуев и Г.Е. Миронов начали работу над серией историографических очерков «История государства Российского», которая вылилась в трехтомник, охватывающий период с IX по XIX в.
Схожая точка зрения, но с позиций марксистской историографии приводилась М.Н. Покровским и Б.И. Сыромятниковым - оба этих историка основывают свое мнение относительно революционного характера преобразований на переменах в расстановке классовых сил в начале 18 века. В западной литературе также имеются отдельные примеры оценки реформ как революции или по крайней мере «трансформации». Существует еще один взгляд на эту проблему, более нейтральный, а именно - «эволюционная» концепция. Среди ученых, отстаивающих эту концепцию необходимо выделить В.О. Ключевского, С.Ф. Платонова. Эти историки, глубоко исследовавшие допетровский период, и в своих опубликованных курсах лекций по отечественной истории настойчиво проводящие мысль о преемственности между реформами Петра и предшествовавшим столетием. Они категорически против данной Соловьевым характеристики 17 века как эпохи кризиса и распада. В противоположность такому взгляду они утверждают, что в этом столетии шел позитивный процесс создания предпосылок для реформаторской деятельности, и была не только подготовлена почва для большинства преобразовательных идей Петра Великого , но и пробуждено «общее влечение к новизне и усовершенствованиям». «17 столетие не только создало атмосферу, в которой вырос и которой дышал преобразователь, но и начертало программу его деятельности, в некоторых отношениях шедшую даже дальше того, что он сделал.
Введение. В сложные моменты истории зачастую проявляется неспособность (или нежелание) объективно оценивать действительность. Не является исключением и понятие «социальная работа». В современных трудах, посвященных социальной работе, как правило, исследуется или современное положение дел в этой сфере, или зарубежный опыт, который зачастую рассматривается в историческом развитии. Истоки социальной работы следует искать еще в древности. Уже тогда, как отмечали историки, славянские народы отличались гуманным отношением к соплеменникам и даже к бывшим врагам. Нищелюбие же — добродетель, состоящая в оказании помощи нищим, одна из обязательных добродетелей канонизированных русских князей. По мнению А. Гуревича, «исцеление больных, раздача богатств, щедрые подаяния милости» — основные доказательства святости. В русских летописях они имели определенную формулу: многих канонизированных русских князей характеризовали как «мнихолюбив», «страннолюбив», «нищелюбив». Такие историки, как Н. Карамзин, В. Ключевский, С. Соловьев используют применительно к раннему периоду княжеской помощи христианские понятия «нищелюбие», «милосердие» и более позднему — светское понятие «благотворительность».
ЮЖНЫЙ ИНСТИТУТ МЕНЕДЖМЕНТА Реферат по Отечественной истории на тему: Российская империя при Петре I: политические, социально-экономические и культурные преобразования. г. Краснодар 2000 г. Содержание: Введение. Политические преобразования. Социально-экономические преобразования. Культурные преобразования. Заключение. Список литературы. Введение. Ни одно имя в русской истории не обросло таким огромным числом легенд и мифов, в основе которых таится историческая ложь, как имя Петра. Читаешь сочинения о Петре, и характеристики его, выдающихся русских историков, и поражаешься противоречию между сообщаемыми ими фактами о состоянии Московской Руси накануне восшествия Петра на престол, деятельностью Петра и выводами, которые они делают на основе этих фактов. Первый биограф Петра Крекшин обращался к Петру: . Используемая литература. Б. Башилов. Петр I и исторические результаты совершенной им революции. Валишевский. Петр Великий. Зызыкин. Государство и церковь при Петре. Зызыкин. Патриарх Никон. М. Клочков. Население Руси при Петре Великом по переписям того времени. Том 1. С. Петербург. 1911 г. К. Ключевский. Курс русской истории. Г. К. Лукомский. Русская старина. Мюнхен. Изд-во Орхис. Соловьев. История России. Т. XXVI. 1 Зызыкин. Государство и церковь при Петре. 2 Зызыкин. Патриарх Никон. 3 Валишевский. Петр Великий. 4 М. Клочков. Население Руси при Петре великом по переписям того времени. Том 1. С. Петербург. 1911 г. 5 Г. К. Лукомский. Русская старина. Мюнхен. Изд-во Орхис. стр. 86. 6 Соловьев. История России. Т. XXVI, стр. 259.
Московский технический университет связи и информатики. К Философии и истории.афедра: Реферат по отечественной истории на тему: «Русский либерализм XIX века». Подготовила: студентка группы ЭБ0301 Якушева Юлия Алексеевна. доцент Перегонцева Галина Ивановна. Проверила: Оглавление 1 Введение.3 1.1 Обоснование выбора темы3 1.2 Понятие либерализма3 2 Зарождение либерализма в России. 4 3 Либерализм в эпоху Александра I.5 3.1 Курс реформ Александра I.5 3.2 Реформы М.М. Сперанского.8 3.3 Проблемы реформ Александра I.9 4 Идейное развитие либерализма в царствование Николая I.11 4.1 Течения общественной мысли при Николае I.11 4.2 Либеральные концепции Б.Н. Чичерина.13 5 Реформы Александра II.17 5.1 Состояние либеральной мысли в начале царствования.17 5.2 Реформы Александра II.18 5.3 Половинчатость реформ Александра II и кризис Российского либерализма.20 6 Контрреформы Александра III.22 7 Последние либеральные реформы Российской империи.23 8 Заключение.27 9 Список использованной литературы . 24 1Введение. 1.1Обоснование выбора темы Вся история России состоит из чередования периодов либеральных реформ и последующей реакции.
Постепенно сама эта живопись, как и вся допетровская старина, предавалась забвению. Древняя, восходящая к Византии художественная система в сильно упрощенном виде сохранялась лишь в крестьянском иконописании, центрами которого были несколько «иконописных» сел – Палех, Мстера и Холуй. Приверженность к древней иконе, как и ко всему допетровскому строю жизни, в известной степени продолжала существовать только в народной – крестьянской и отчасти купеческой среде. Но, к счастью, это забвение древних национальных корней не было в России окончательным. Через сто лет после петровских реформ к ним обратилась новая, созданная как раз в результате реформ русская культура, русская интеллигенция. Растущее значение России, ее победа над Наполеоном в Отечественной войне 1812 г, послужили мощным толчком для развития национального самосознания. У просвещенных людей, у историков, писателей, поэтов возник интерес к прошлому страны, к ее истории. И уже второе десятилетие Х1Х века было ознаменовано появлением «Истории государства Российского» Н. М. Карамзина – труда, в котором, по словам А. С. Пушкина, «древняя Россия, казалось, была найдена, как Америка – Коломбом».
Основные концепции изучения истории (христианская, марксистская, цивилизационная). В основе современных концепций понимания истории лежат две научных парадигмы: 1. Исаак Ньютон определил вселенную как некий гигантский механизм, в котором любое событие определяется причинно-следственными отношениями. В рамках этой парадигмы заключены три концепции понимания истории. Активное участие в формировании христианской концепции принимали первые русские летописцы (Иоанн Метрополит, Карамзин). Основные проблемы - это проблемы начала и конца человеческой истории, проблема смысла человеческой истории, проблемы движущих сил человеческой истории. Безусловно, положительными факторами для данной концепции является наличие богатых и многочисленных источников, развитый понятийный аппарат и международные традиции. Несколько неудобным является наличие мощного религиозно-фантастического элемента, или элемента веры. Марксистская концепция основывается более всего на материальной стороне жизни человечества, все зависит от распределения материальных благ в мире.
![]() | 978 63 62 |