![]() 978 63 62 |
![]() |
Сочинения Доклады Контрольные Рефераты Курсовые Дипломы |
РАСПРОДАЖА |
все разделы | раздел: | История | подраздел: | Историческая личность |
Османская империя в конце нового времени. Революция 1908-1909 гг | ![]() найти еще |
![]() Молочный гриб необходим в каждом доме как источник здоровья и красоты + книга в подарок |
Энвер-паша (18811922) видный турецкий политический и военный деятель. Сыграл видную роль в организации и осуществлении младотурецкой революции 1908 1909 гг. В 1911 г. руководил обороной Триполитании в ходе итало-турецкой войны 19111912 гг. Один из создателей и руководителей партии «Единение и прогресс». В годы Первой Балканской войны возглавил оборону Адрианополя и спас Стамбул от захвата болгарскими войсками. Активный сторонник военного союза с Германией. В период Первой мировой войны военный министр Османской империи. Начальник турецкого Генерального штаба. Главный виновник поражения турецких войск на Кавказе в 1914 г. В 1915 г. был одним организаторов геноцида армян в Османской империи. Одной из главных целей Турции в войне считал «включение» всех тюркских народов России в состав Османской империи. В 1918 г. приказал турецким войскам захватить г. Баку. После капитуляции Турции бежал в Германию. В 1920 г. Энвер, заручившись поддержкой Секта, прибыл в Советскую Россию. Большевистское руководство хотело использовать Энвер-пашу для «антиимпериалистической» пропаганды среди народов Востока. В конце 1921 г. возглавил басмаческое движение в Восточной Бухаре
Однако эта концепция не смогла удовлетворить национальных интересов православных народов, поскольку изначально несла "низкий структурный тип цивилизации типа "цивилизация - османский бейлик (княжество)". Все это привело к тому, что в политике Османской империи (особенно после младотурецкой революции 1908 г.) постепенно стали преобладать идеи панисламизма и пантюркизма, заменившие собой первоначальную идеологию "османизма". На практике политика панисламизма вылилась в неприкрытый шовинизм, привела в 1915 году к геноциду армянского населения империи. Народы Балканского полуострова, находясь на линии социокультурного разлома мусульманского и христианского миров, более динамично реагировали на социально-экономические и политические изменения в Европе. С начала XVIII века на Балканах начинается процесс складывания самостоятельных наций. В.И. Фрейдзон в этой связи отмечал: "Складывание большинства наций в Европе протекало либо в пределах многонациональных государств (в частности у западных и южных славян), либо в условиях политической раздробленности этноса (немцы, итальянцы; некоторые территории последних в XVIII-XIX вв. находились под австрийской властью).
Но рядом с администрацией функционировали административные комитеты партии младотурок, контролировавшие решения властей. При правительстве — Центральный комитет. Войска присягнули в том числе и комитетам. Официальная программа новой власти предусматривала предоставление избирательных прав только владеющим турецким языком, аграрно-налоговую реформу, укрепление государственности на основе идей османизма. В апреле 1909 г. султан инициировал контрреволюционное выступление верных двору отрядов. Младотурецкая армия вступила в Стамбул, мятеж был подавлен. После этого Абдул-Хамид был низложен. Революция 1908–1909 гг. завершилась полным переходом власти к партии младотурок при номинальном правлении нового султана Мехмеда V. Реформы младотурецкого правительства были направлены на сохранение национального турецкого государства. Однако внешнеполитическое положение империи все более усложнялось: в 1913 г. она лишилась всех европейских владений. Участие страны в Первой мировой войне на стороне Германии окончилась поражением
Министерство образования и науки Республики Казахстан СЕВЕРО-КАЗАХСТАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ АКАДЕМИКА МАНАША КОЗЫБАЕВА Исторический факультет Кафедра всемирной истории и политологии Дипломная работа по теме: Турция во второй половине ХІХ в. – первой половине ХХ в. Национальная революция под руководством Кемаля Ататюрка Петропавловск 2008 г. Аннотация Темой данной дипломной работы Андыбаева Еркина Тулендовича является - «Турция во второй половине ХІХ в. - первой половины ХХ в. Национальная революция под руководством Кемаля Ататюрка». Работа состоит из Введения, двух Глав, Заключения и списка литературы. Основное место в работе занимает история Османской империи в конце нового времени, когда она превращается в полуколонию европейских держав и переживает кризис в экономике и государственности. В самом начале ХХ в. в Османской империи имело место два значимых события - младотурецкая революция и первая мировая война. Основное содержание дипломной работы раскрывается во второй главе. Здесь характеризуется начало освободительного движения в стране под руководством Кемаля Ататюрка.
Литературные споры новейшего времени (1901-1908 гг.). С. 21.}. Но у Арцыбашева чрезмерная расположенность к "поэзии ужасов жизни" объясняется прежде всего (а может быть, и только этим) его личной страдальческой судьбой. Как мы уже знаем, с молодых своих лет нес он тяжкий крест неизлечимой болезни, что годы и годы его были наполнены мученическим единоборством с призраком собственной смерти, в конце концов победившей его, сведшей преждевременно в могилу, не дав ему дожить и до пятидесяти. Однако многие из его современников об этом узнали, только прочитав панихидную речь Д. В. Философова, дружба с которым - уже в изгнании - скрасила последние годы жизни М. П. Арцыбашева. "Тяжелый недуг, - говорил на вечере памяти своего друга и соратника Философов, - ни минуты не давал ему покоя. Сколько раз Арцыбашев, как бы извиняясь за недостаток своей работоспособности, говорил: - Поймите, ведь мне все время приходится бороться со смертью!.. Когда человек умирает, а особенно такого масштаба, как Арцыбашев, у оставшихся в живых всегда пробуждается ощущение вины перед умершим, ощущение виноватости
Несколько крупных выступлений курдов отмечено в Турции в эпоху Младотурецкой революции 1908–1909, во время Иранской революции 1905–1911 и накануне Первой мировой войны. Все они были подавлены. Подъемом курдского движения в Турции и Иране пытались воспользовались в первую очередь Россия и Англия, а с конца века и Германия, стремившиеся к установлению своего политического и экономического влияния над ними. На рубеже XIX–XX вв. появились первые ростки курдского национализма как идеологии и как политики: его носителями стали курдская пресса и зачатки курдских политических организаций. Второй раздел Курдистана и борьба за его независимость и объединение. После Первой мировой войны державы Антанты произвели передел азиатских владений Османской империи, входившей в побежденный Четверной Союз, в том числе и принадлежавшей ей части Курдистана. Его южная часть (Мосульский вилайет) была включена в Ирак, мандат над которым от имени Лиги Наций получила Англия, юго-западная (полоса вдоль турецко-сирийской границы) – вошла в Сирию, подмандатную территорию Франции.
НОВАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА 1921 - 1929 гг. Новая экономическая политика является одной из проблем, постоянно привлекающих внимание исследователей и лиц, изучающих историю России. После 7-летнего периода войн и революций новое большевистское правительство, еще не имевшее опыта управления страной в условиях мирного хозяйственного строительства, смогло в период политического кризиса весны 1921 г. выработать экономическую политику, позволившую за короткий срок восстановить экономику и начать дальнейшее успешное ее развитие. 1. Международная обстановка после Гражданской войны. Осенью 1918 г. закончилась Первая мировая война. Период с 1918 по 1923 гг. характеризуется в мировой истории послевоенным революционным подъемом. За ним в 1923 - 1929 гг. последовала временная частичная стабилизация капитализма, сменившаяся кризисом и углублением межимпериалистических противоречий (1929 - 1939 гг.), которые привели ко Второй мировой войне. Первая мировая война привела не только к росту революционного движения. Рухнули Германская, Австро-Венгерская, Османская империи, возникли новые государства. Ситуация в мире значительно изменилась.
К периоду формирования было бы отнесено время с конца XIII в. до XV в.; расцвет пришелся бы на конец XV в. — до середины XVI в., когда правили великие султаны Мехмед II Завоеватель, Селим Грозный и Сулейман Великолепный; упадок, признаки которого обозначились в конце царствования Сулеймана Великолепного, неумолимо приблизился к порогу Нового времени, точнее, к окончанию Первой мировой войны, фатальной как для этой империи, так и для Романовых и Габсбургов. Но так уж ли верна эта схема, преобладавшая в истории Османской империи до последнего времени? Можно ли действительно говорить об упадке в XVII-XVIII вв.? Как мы увидим позже, такая оценка все больше подвергается сомнению сегодня. Богатые архивные материалы, оставленные империей, позволяют переосмыслить османское прошлое, не отдавая приоритета периоду процветания, но, напротив, пытаясь лучше понять эпоху заката. Между тем для более удобного чтения и понимания, мы решили все-таки следовать обозначенным выше трем стадиям, хотя и корректируем такой подход, в чем-то устаревший. С конца XIII в. и до XV в. формируется и развивается эмират, управляемый вначале Эртогрулом и его сыном Османом, которому предстоит, благодаря их последователям, познать замечательную судьбу под названием Османская империя.
Китай продолжал оставаться обычной «восточной деспотией». Правитель пользовался неограниченной властью, а все подданные считались подданными своего государя. До начала ХХ в. все еще сохранялись основные характеристики императорской власти, которые появились еще в Древнем Китае - правитель именовался Сыном Неба, что прямо указывало на его божественное происхождение. К концу нового времени почти не изменились и органы центральной власти. Они были представлены шестью главными ведомствами: церемоний, чинов, налогов, судебных и военных дело, общественных работ. Сведения со всей страны поступали в одно из соответствующих министерств, обрабатывались и потом в виде документов ложились на стол императора. Несмотря на огромные масштабы китайской империи и сложность системы государственного управления, император был хорошо информирован о происходящем в его державе, которая была вполне «управляемой». Благодаря системе почтовых станций самые важные известия оперативно поступали из провинции в столицу. Так, например, из столицы в самый отдаленный регион провинции Гуандун известия доходили за две недели.
Таков трехтомный труд Ф. Броделя (1902–1985) «Материальная цивилизация, экономика и капитализм XV- XVIII вв.». Немало трудностей возникает при определении хронологических и географических границ культуры Нового времени. Выбор временных рамок периода зависит от выбора его определяющих признаков. Капиталистические тенденции в экономике прослеживаются уже в XV–XVI вв., буржуазный тип личности и образ жизни складываются в XV–XVI вв. Как в таком случае разграничить Новое время и позднее средневековье (XVI-XVII вв.), включать ли в эпоху модерна Возрождение (XIV-XVI вв.) и Реформацию (XVI-XVII вв.)? В 70-80-е годы нашего столетия ряд западных социологов (Д. Белл, А. Тофлер) и философов (Ф. Лиотар, Ф. Джеймисон) стали утверждать, что во второй половине XX в. на смену индустриальному приходит постиндустриальное общество, а модерн сменяется постмодерном (пост – «после»). Эти концепции вызвали возражения. Так, немецкий философ и социолог Ю. Хабермас не считает эпоху модерна завершенной. О конце Нового времени, новой истории и переходе к новейшей истории говорилось и в советской литературе в связи с революцией 1917 г.
Османская империя к этому времени стала переживать глубокий всеобъемлющий кризис. Во второй четверти XIX в. в европейской политике обозначился восточный вопрос. Вследствие этого освободительная борьба балканских христианских народов за освобождение от турецкого владычества усилилась. В этой борьбе балканские народы стремились опереться на Россию. Это вызывало раздражение Турции. Еще одной причиной враждебных отношений России с Турцией были события на Кавказе. Кавказ - магическое и самое беспокойное место на Земле. Это гигантская крепость, разделяющая Европу и Азию, омывается двумя морями - Черным и Каспийским; в горах Кавказа берут начало две крупнейшие реки - Терек и Кубань. С глубокой древности Кавказ пережил множество войн, миграций, стихийных бедствий. Кавказские горы издавна были населены племенами горцев - чеченцев, ингушей, лезгинов, осетин, черкесов и др. Чтобы выжить, горцы все выше и выше карабкались в горы, враждовали между собой и жили за счет войн и набегов. Мужчины здесь рождались воинами. Горские народы были многочисленны, относились к разным языковым, этническим группам, находились на разной стадии развития, исповедывали разные религии, враждовали между собой и никому не подчинялись.
То, что для человека западной культуры кажется самой важной частью религии – а именно структура, которая «отличает» ее от всех других религий и устанавливает является ли человек католиком или протестантом, если не считает себя тем или другим, и не соглашается с какими-то параграфами веры, - является для восточной культуры самым несущественным аспектом, так как восточный человек инстинктивно стремится «отбросить все внешние различия, чтобы вновь обнаружить всех там, где все сходится в одной центральной точке» (Сатпрем). Для того, чтобы сравнить культуры запада и востока нужно учесть отличия по многим аспектам то есть различия в искусстве, науке, религии, моральных устоях, политических устройствах, и составляющих этого. Приведем основные сравнительные характеристики в которых можно найти общее и различное в культурах востока и запада особенно эти различия проявляются в средние века, поэтому будем использовать эти примеры. . Возрождение в Европе и на Востоке. Средневековой Китай. Термин «средние века» как известно появился в Европе в XV в. в кругах ученых-гуманистов и употреблялся ими для обозначения исторической полосы жизни европейских народов, лежащей между «древним миром», существование которого считалось гуманистами закончившимся в V в. падением Западной Римской империи, и новым временем, как воспринимали гуманисты свою эпоху.
Древний человек был предельно теоцентричен, даже, можно сказать, болен Богом; все остальное его по-настоящему не интересовало, лишь «постольку-поскольку», ввиду суровой необходимости выживания. Вначале это проявлялось в религиозно-мифологических культах, обычаях, ритуалах, позже вопрос о Боге приобрел философскую форму и стал известен в виде вопроса об истине, о бытии, о сущем, о благе и т.п. Бог и боги являлись людям в эпифаниях (богоявлениях), длинный ряд которых оканчивается на Эпифании всех эпифаний — пришествии Иисуса Христа. Но и после этого эллинские искатели мудрости, превратившиеся в св. Отцов Церкви, не успокаиваются. Продолжается поиск истины о Боге: Кто Он, что Он, Каков Он? Как действует по отношению к людям и миру? Как стать ему угодным и спастись? Все Средневековье жило под знаком этого тяготения и жажды Бога, уже открывшегося, но остающегося сокрытым и доступного отчасти только подвижникам, святым и мистикам. Однако положение радикально меняется с наступлением Ренессанса, Нового времени, революций и капитализма. Полюс основного интереса европейского человечества перемещается с Бога на человека.
Совет вполне импонировал царю во-первых, возможность опробовать в море свое детище – корабли, сооруженные кумпанствами, а во-вторых, удобным случаем для России предстать перед Османской империей в новом качестве – как морская держава. Отправке флота к границе морских владений Османской империи – Керчи, равно как и морскому путешествию Украинцева через Черное море в Стамбул, придавалось значение военной демонстрации перед султанским двором. К Керчи предполагалось направить эскадру в составе 12 линейных кораблей, 4 галер, 13 бригантин и 11 галионов. После восьми месячных усилий Украинцева договор был подписан. Константинопольский договор, подписанный 3 июля 1700 г., включал 14 статей: первая устанавливала перемирие на 30 лет, а вторая предусматривала передачу принадлежащих городков, предварительно разоренных, османской империи. Принципиальное значение имела четвертая статья договора, оставлявшая Азов со всеми городками во владении России. На родину посольство возвращалось сухим путем и прибыло в Москву 10 ноября, т. е. после того, как Россия объявила войну Швеции и началась, осада Нарвы.
Однако «Национальная конституция» («Положение») не затрагивала основных вопросов социально-политической жизни народа. Одновременно законы Танзимата не были осуществлены и в Западной Армении; господствовавшие здесь паши, шейхи и беи и слышать не хотели о них. Таким образом положение армянского народа оставалось тяжелым. Более того, начиная с середины XIX века национальный гнет и эксплуатация усилились.В 1850—1860-х гг. в Османской империи поднялась новая волна национально- освободительного движения. Вспыхнули восстания против турецкого господства в Черногории, Герцеговине и Болгарии. Произошли волнения и в азиатской части империи—среди арабов и курдов.Султанское правительство, верное себе, со всей жестокостью подавило эти восстания и вместе с тем приняло ряд мер для предотвращения подобных волнений среди других подвластных ему народов. Высокая Порта не теряла из поля зрения и Западную Армению, где также нашли благодатную почву идеи национально-освободительной борьбы.Стремясь предотвратить повстанческое движение среди западных армян, турецкое правительство сделало все, чтобы помешать их национальной консолидации.
Ихтиофауна представлена самыми различными видами рыб, обитающих в морских бассейнах Турции. В основном это кефалевые, скумбриевые, сельдевые, осетровые и др. ИСТОРИЧЕСКИЙ ОЧЕРК Турецкое господство возникло в Малой Азии в конце 13- нач. 14 вв. В результате завоевательных войн сложилась обширная Османская империя (14-16 вв.), которая вступила в первую мировую война на стороне германского блока и потерпела поражение согласно Мудросскому перемирию. 30 сентября она прекратила свое существование. К концу 19-ная 20 вв. Турция была превращена в полуколонию европейских держав. Буржуазная миадотурецкая революция 1908 г. привела к свержению деспотического режима султана и установлению конституционной монархии. После 1-ой мировой войны державы Атланты приступили к разделу территорий Турции. В 1919 г. в Анталье Мустафа Кемаль, лидер национального освободительного движения, энергично принялся за организацию борьбы против оккупантов, за создание нового государства, 23 апреля 1920 г. в Анкаре собрался новый парламент - Великое национальное собрание Турции (ВНСТ).
Однако "зулюм" не мог остановить рост прогрессивных сил в стране. В конце 19 в. политическими преемниками "новых османов" выступили младотурки, первой организацией которых был учреждённый в 1889 тайный комитет "Единение и прогресс". Созреванию революционной ситуации в Турции содействовали усиление в нач. 20 в. национально-освободительной борьбы балканских народов и связанное с этим обострение Восточного вопроса, общий революционный подъём на Востоке под влиянием Революции 1905-07 в России, положившей начало "пробуждению Азии". Опираясь главным образом на офицерство, младотурки подняли в июле 1908 вооруженное восстание, заставившее султана Абдул-Хамида II восстановить действие конституции 1876 и созвать парламент (Младотурецкая революция 1908). Однако своей политикой, направленной на ограничение революции, младотурки облегчали выполнение замыслов внутренней и внешней реакции. 4 В апр. 1909 реакционные круги организовали в Стамбуле контрреволюционный мятеж с целью восстановления неограниченной власти султана. Попытка не удалась, и Абдул-Хамид II лишился трона (султаном парламент избрал безвольного Мехмеда V), но с этого времени сами младотурки стали переходить на реакционные позиции.
Крымско-татарские орды доходили до предместий Москвы и даже захватывали Александровскую слободу - резиденцию победителя Казани, Астрахани и Сибирского ханства на Тоболе - первого русского царя Ивана IV Грозного. Эта борьба за гегемонию в евразийском наследии Золотой Орды затянулась до конца XVII столетия, когда Московское государство прекратило выплату дани, правда нерегулярную, так называемых «поминок», Крымскому ханству. И произошло это в правление царя Петра I, преобразовавшего Московское государство в Российскую империю. Став частью исторического прошлого, это соперничество оставило о себе память и в виде многочисленных российских княжеских родов тюркского происхождения, истоки формирования которых относятся как ко времени Золотой Орды, так и к более поздней эпохе, когда после ее распада в течение XV-XVII в. на постордынском пространстве складывался новый баланс политических сил в борьбе за наследие Улуса Джучи в виде двух основных «полюсов» этой борьбы - Русского государства, эволюционировавшего в течение трех веков от Великого княжества Московского до Российской империи, и Крымского юрта (чья мощь во многом обуславливалась поддержкой и союзническими отношениями с Османской империей), к которым, так или иначе, тяготели Ногайская Орда, Казанское, Астраханское, Сибирское (на Тоболе) и Казахское ханства.
![]() | 978 63 62 |