![]() 978 63 62 |
![]() |
Сочинения Доклады Контрольные Рефераты Курсовые Дипломы |
РАСПРОДАЖА |
все разделы | раздел: | История | подраздел: | Историческая личность |
От России к СССР эпоха войн и революционных потрясений (1900-1921 гг.) | ![]() найти еще |
![]() Молочный гриб необходим в каждом доме как источник здоровья и красоты + книга в подарок |
Оппоненты могут возражать, что программа правительства Николая II предусматривала ликвидацию неграмотности к 1920 г., да, дескать, её выполнению помешали первая мировая война, революция и гражданская война. Оппонентам следует знать, что, во-первых, у России не было причин вступать в войну следовало продолжать мирный политический курс П.А.Столыпина, и тогда не было бы ни революции, ни гражданской войны; а, во-вторых, вместо указа о «кухаркиных детях», закрывшего доступ к образованию «черни», ещё Александр III имел возможность издать указ о ликвидации неграмотности и развитии народного образования, что могло бы создать при праведной внутренней политике верноподданную государству кадровую основу для разрешения проблем общественного развития многонациональной цивилизации России путём реформ без революционных потрясений. [256] В справедливости сказанного многие смогли убедиться на собственном опыте и опыте своих детей и внуков после того, как пробуржуазные реформаторы пришли к власти. [257] Даже в 1970-е гг., когда дипломы большинства советских вузов не признавались в развитых капиталистических странах, выпускники наших вузов превосходили их выпускников в области фундаментальной подготовки, благодаря чему легко осваивали прикладную фактологию, на которой строилась и строится вся (за редкими исключениями) западная система высшего профессионального образования
На смену капиталистической общественно-экономической формации закономерно приходит социализм. Октябрь открыл новую эпоху в истории России и человечества - эпоху социализма. 2) либерально-демократическая: Октябрьские события случайный зигзаг истории, вырвавший на 70 лет Россию из русла цивилизованного развития. 3) Модернизационная школа. Октябрьская революция результат исторической модернизации. Преодоление отсталости и архаизма. Модернизация сыграла свою роль в поднятии экономического потенциала страны, но ее извращенческий характер быстро исчерпал прогрессивные возможности революции. 4) Историко-объективистская. Карсаев: по существу своему политика большевиков была если и не лучшим, то во всяком случае достаточным и при данных условиях может быть единственно пригодным средством для сохранения русской государственности и культуры. Питерим-Сорокин: большевики гениально примазались к историческому процессу. Значение: укрепление государственного начала дало нации исторический шанс удержать свои позиции в эпоху двух войн . революционных потрясений. 5) национально-патриотическая.
Назвав Гейне провозвестником будущего и «антигуманистом», он в немногих словах раскрыл содержание, которое вкладывал в это понятие применительно к переживаемому моменту истории. В эпоху величайших революционных потрясений, когда «человек весь пришел в движение», ясно обозначился кризис старого гуманизма, «трещит по швам гуманистическая цивилизация», во всем мире звучит «колокол антигуманизма». Блок не настаивает на самом термине, но констатирует: «Мир омывается, сбрасывая с себя одежды гуманистической цивилизации». В вихре социальных и политических революций («имеющих космические соответствия») рождается новый творец истории, новый человек, уже не расщепленный на человека «этического», «политического», «гуманного» и т. п. (следствие раздробления самой буржуазной цивилизации на множество отдельных мелководных ручейков), но целостный «человек-артист». (Понятие «артист» Блок взял у Вагнера, который ставил его в неразрывную связь со стихийными, народными, революционными движениями.) Доклад вызвал оживленные прения
Особенно крупным было движение в Тамбовской губернии под руководством эсера Антонова. К крестьянским восстаниям добавилось восстание в Кронштадте, начавшееся 1 марта 1921 года и подавленное только 17 марта. Основными требованиями восставших был отказ большевиков от власти, отмена партийной диктатуры. Главным лозунгом, сближавшим и крестьян Антонова, и моряков Кронштадта, был лозунг "Вся власть Советам, а не партиям!". По стране прокатилась волна рабочих забастовок, стало очевидно, что политика военного коммунизма ведёт страну к экономическому и политическому краху. На Х съезде РКП(б) было принято решение об отмене продразвёрстки и замене её продналогом, разрешении частной торговли. Это были первые шаги по реализации новой экономической политики (НЭПа). Тесты к теме 7 От России к СССР: эпоха войн и революций (конец XIX - первая четверть XX вв.) 1. Портсмудский мир был подписан с: а) Японией; б) Кореей; в) Китаем. 2. Какой характер имела первая
Загадочная война: Корейский конфликт 1950-1953 годов. М., 2000. С. 20, 36). На 20 июля 1950 г. в составе авиации КНА числилось 92 самолета 57 штурмовиков, 35 истребителей и 25 подготовленных летчиков (См.: Попов И.М., Лавренов С.Я., Богданов В.Н. Корея в огне войны. Москва Жуковский, 2005. С. 94). [1102] Россия (СССР) в войнах второй половины XX века. М., 2002. С. 85; Войны и вооруженные конфликты второй половины XX века. /Под общ. ред. Б.В. Громова. М., 2003. С. 26 [1103] Орлов А.С., Гаврилов В.А. Тайны Корейской войны. М., 2003. С. 27. [1104] Россия (СССР) в войнах второй половины XX века. М., 2002. С. 85; Войны и вооруженные конфликты второй половины XX века/ Под общ. ред. Б.В. Громова. М, 2003. С. 26. [1105] Обухов А. Записки военного советника. В кн. Интернационалисты. Смоленск, 2001. С. 138-139. [1106] Иванов В.В. Причины и следствия боевых действий // Россия и АТР. Владивосток, 2003 4. С. 121. [1107] Посев. 2000. 7. С. 42. [1108] О том, что войска Южной Кореи напали на позиции КНА и спровоцировали переход ее в контрнаступление, официально объявил 26 июня 1950 г. глава правительства КНДР Ким Ир Сен
Билеты для экзамена по истории Отечества Б1 1. Возникновение и развитие древнерусского государства. Древнерусская держава (IX- XII вв.). Роль христианизации Руси. 2. Развитие культуры в России второй половины XIX века. Б-2 1. Русские земли в Х11-Х111 веках. Русь Удельная. 2. Внутренняя политика Александра III Б-3 1. Древнерусская культура Х-Х111 веков. 2. Основные направления и события внешней политики России во второй половине XIX века. Б-4 1. Борьба Руси с внешними вторжениями в XIII веке. 2. Социально-экономическое и политическое развитие России в начале XIX века. Б-5 1. Объединение русских земель вокруг Москвы и становление единого Российского государства. Противостояние Орде. 2. Культура России в 1900-1917 годах. Б-6 1. Московская Русь в XV-XVI веках. 2. Внешняя политика России в 1900-1917 годах, причины и последствия участия в первой мировой войне. Б-7 1. Основные направления внешней политики и расширение территории России в XV-XVI веках. 2. Револ. 1905-1907 годов: причины, основные события, итоги, отношение различных социальных слоев, полит партий. Б-8 1. Культура и духовная жизнь Руси в XIV-XVI веках. 2. 1917 год в России: основные события, характер и значение революционных потрясений в стране. Б-9 1. Социально-политический кризис конца XVI- начала XVII веков в России. «Смутное время »и его последствия. 2. Экономическая политика советского государства в 20-е годы; особенности, итоги, трудности Б-10 1.
Новелла Паустовского несомненно впитала в себя опыт зарубежной, в частности французской, литературы. Паустовский - художник длительного идейного и творческого становления. И это во многом объясняется тем, что в пору юности он был не столько участником, сколько “заинтересованным свидетелем” эпохи широких общественных движений и революционных преобразований. С 1921 года, побродив и поездив по разным городам России, пережив войну, сменив несколько профессий, Паустовский начинает более регулярно выступать в печати, становится газетчиком, проходит школу журналистики. В насыщенной и разнообразной репортерской деятельности - он пишет заметки, корреспонденции, маленькие рассказы, наброски, зарисовки, небольшие статьи, а еще более в создаваемых одновременно крупных вещах, особенно в книге “Романтики” (написаны в 1916—1923 гг., напечатаны в 1935 г.), уже проступают эстетические интересы и симпатии автора. О ком и как пишет Паустовский в статьях и книгах начальной поры своего творчества? Чья жизнь и судьбы привлекают ею внимание? Это — Максим Горький, “большой человек”, “великий скиталец”, вырвавшийся из чадной, пьяной, пахнущей сапожным варом и сивушной отрыжкой России (“Большой человек”).
Нравственное разложение армейской среды, раскрывшееся в судьбе и гибели Ромашова, в образе Назанского, в объемном критическом изображении полкового офицерства, вырисовывается здесь в общем социоисторическом контексте русской жизни кануна первой революции. В мае 1905 г. повесть была опубликована в сборнике товарищества "Знание", получила широкий литературно-критический и общественный резонанс и воспринималась в соотнесенности с такими трагическими для России событиями русско-японской войны, как падение Порт-Артура и поражение русского флота в Цусимском сражении. Среди произведений Куприна середины и второй половины 1900-х гг., прямо или косвенно отразивших дух революционных потрясений, кризисные явления национальной действительности ("Листригоны", "Механическое правосудие", "Мелюзга", "Яма" и др.), особенно выделяется рассказ "Гамбринус" (1907), явивший на примере южного портового города показательный социальный "срез" русской жизни. Разрушительной энергии "бурных времен", массовых волнений автор противопоставляет стихийную творческую личность, "маленького" человека искусства скрипача Сашку, выступающего в городской пивной.
Неудовлетворенность результатами изучения истории советского общества, которая часто демонстрируется в постсоветской историографии, не имеет никакого отношения к принципу историзма и научному реализму. Народы России, объединенные общностью судьбы и пределами своей страны, на протяжении минувшего века прошли путь, несоизмеримый по масштабу свершений и драматизму ни с одним из известных историкам столетий. Первая половина века вместила две мировые войны, троекратные революционные потрясения основ жизни, Гражданскую войну, две коренные перестройки общественного сознания и хозяйствования. Люди, свершившие великую революцию 1917 г., стремились к радикальному обновлению общества и жили неодолимой жаждой созидания. Неимоверные усилия вложены в социалистическую перестройку деревни и города. В результате удалось создать огромный экономический, научно-технический и военный потенциал, который позволил вывести страну на уровень наиболее развитых держав мира и отстоять ее независимость в противоборстве с фашизмом. К середине 50-х гг. Советский Союз значительно сократил отставание от США в производстве валового внутреннего продукта (совокупная стоимость конечных товаров и услуг, произведенных на территории страны, в соизмеримых ценах). С 60-х гг. разрыв снова увеличивался. В 1955 г. ВВП СССР составлял 35% от ВВП США, в 1965 — 28; в 1975 — 27; 1985 — 22; 1990 –17; 1995 — 9; ныне — 5,8%. По данным на 2006 г., ВВП Российской Федерации составлял примерно 700 миллиардов долларов, ВВП США — около 12 триллионов долларов (65).
С поражением в войне в стране нарастает революционная ситуация ( 1905-1907 года ). России требовались как политические, так и экономические реформы, которые смогли бы укрепить и оздоровить экономику. Вожаком этих реформ должен был быть человек, для которого важна была судьба России. Им стал Пётр Аркадьевич Столыпин. Глава 2: Политическая карьера Столыпина. Петр Аркадьевич Столыпин - один из крупных реформаторов в истории России. Оценка П.А.Столыпина как политического деятеля разноречива: “ оплот силы, власти и законности “, “ богатырь мыслей “, “ николаевский лакей “, “ погромщик “ — такими эпитетами наградили крупного реформатора начала ХХ века. Но как бы ни относиться к П.А.Столыпину и к перспективам задуманных им преобразований, ясно одно: то что мыслил и думал претворить в жизнь этот человек — это последняя попытка дореволюционной России войти в индустриальную эру, минуя цареубийства и эпоху революционных потрясений. Петр Аркадьевич Столыпин был самый молодой губернатор, самый молодой министр на важном посту в Российской империи, самый молодой глава правительства, вершитель самого крупного государственного дела после отмены крепостного права.
Вместе с тем именно он взял на себя роль главного летописца и проповедника идей петербургской неоклассики. Высший расцвет его издательско-литературной деятельности наступил в годы Первой мировой войны, когда одна за другой вышли в свет книги «Памятники старинной архитектуры России в типах художественного строительства», «Старинная архитектура Галиции в очерках и рисунках Г.К. Лукомского», «Прогулки по старым кварталам Парижа», издания о памятниках отдельных губерний. В этом ряду, впечатляющим тематической широтой, для нас особенно значима дилогия «Старый Петербург. Прогулки по старинным кварталам столицы» и «Современный Петроград. Очерк истории возникновения и развития классического строительства. 1900-1915», выразившая квинтэссенцию столичного ретроспективизма в канун революционных потрясений. Поразительно, что такие результаты были достигнуты, в сущности, молодым автором тридцати с небольшим лет. Г.К. Лукомский – график, акварелист, историк архитектуры, занимался изучением памятников исторического прошлого, председатель Художественно-Исторической комиссии (ХИК) по превращению дворцов Царского Села в музеи.
В советском искусстве наступал период единообразия. В 20-е гг. переживает период расцвета русское изобразительное искусство. Революционные потрясения, гражданская война, борьба с голодом и разрухой, которые, казалось бы, должны были снизить активность художественного творчества, в действительности дали ему новый импульс. Блестящими успехами ознаменовалось развитие русского авангарда, признанные мастера которого (П. Н. Филонов, К. С. Малевич) продолжают плодотворно работать и в советское время. Возникают новые творческие объединения. В 1922 г. сложилась самая массовая организация в советском искусстве 20-х гг. – «Ассоциация художников революционной России» (АХРР), возникшая на основе Товарищества Передвижников, «Союза русских художников» и др. Художники АХРР выступали против лозунга «искусство для искусства», боролись с левыми направлениями в искусстве и главную задачу свою видели в том чтобы запечатлеть жизнь революционной России. Основоположником советского пейзажа считают А. А. Рылова. Широкую известность получила его картина «В голубом просторе» (1918 г.). Мастером пейзажа так же был К. Ф. Юон, живописец, график и театральный художник.
В XIX веке сложился "золотой стандарт", в котором главная денежная единица чеканится только в золоте (с правом неограниченного обмена бумажных денежных знаков на золото). Золотой стандарт существовал практически во всех странах (в Англии - с 1816, в Германии - с 1873, в России с 1897, в США - с 1900). Подорванный 1-й мировой войной, золотой стандарт был окончательно отменен во внутреннем обращении в 30-е годы нашего века. Однако нас сейчас интересует промежуточная эпоха - с XV по XVIII веке, когда золотой и серебряный стандарты сосуществовали (в экономический теории такое сосуществование двух стандартов получило название "биметаллизм "): VIII - XIV века - "серебряный стандарт", XV - XVIII века - "биметаллизм". XIX - середина XX века - "золотой стандарт". Понятно, что, несмотря на все указы, предписывавшие руководствоваться официально установленным соотношением стоимостей золотых и серебряных монет, реальное соотношение их стоимостей постоянно изменялось. Все предпринимавшиеся в истории монетного обращения попытки стабилизировать это соотношение оказались безуспешными (в античные ; времена реальное соотношение золота и серебра составляло 1:10, в XVII- XVIII веках - 1:15, в 1900 году - 1:33, в 1950 - 1:50).
В антиутопии Замятина отчетливо видны черты нарождающегося советского тоталитаризма, подчеркивается его антигуманистическая сущность. В русле модернизма написан роман Б. Пильняка (Б. А. Вогау) "Голый год" (1923 г.). Сатирическая литература 20-х гг. представлена рассказами М. Зощенко; романами соавторов И. Ильфа (И. А. Файнзильберга) и Е. Петрова (Е. П. Катаева) "Двенадцать стульев" (1928 г.) и "Золотой теленок" (1931 г.) и др. В 20-е гг. переживает период расцвета русское изобразительное искусство. Революционные потрясения, гражданская война, борьба с голодом и разрухой, которые, казалось бы, должны были снизить активность художественного творчества, в действительности дали ему новый импульс. Блестящими успехами ознаменовалось развитие русского авангарда, признанные мастера которого (П. Н. Филонов, К. С. Малевич) продолжают плодотворно работать и в советское время. Возникают новые творческие объединения. В 1922 г. сложилась самая массовая организация в советском искусстве 20-х гг. - "Ассоциация художников революционной России" (АХРР), возникшая на основе Товарищества Передвижников, "Союза русских художников" и др.
В конце декабря 1917 г. в Москве вышел первый пролетарский иллюстрированный сатирический журнал "Соловей", в котором сотрудничали поэты Д. Бедный и В. Маяковский; именно в этом журнале был опубликован рисунок Маяковского с подписью: "Ешь ананасы, рябчиков жуй, день твой последний приходит, буржуй! " 1917 год заканчивался для России в условиях победившей пролетарской революции. Шли выборы в Учредительное собрание, в Брест-Литовске начались переговоры с Германией. После долгих, изнурительных лет войны, разрухи и революционных потрясений население России, в том числе и москвичи, вправе были надеяться на установление мирной, справедливой и разумной жизни. Но впереди встала иностранная военная интервенция и гражданская война. МОСКВА В 1941 ГОДУ Битва под Москвой занимает особое место в истории Великой Отечественной войны. Основные усилия немецко-фашистских войск осенью 1941 года были направлены на захват советской столицы - 30 сентября началась Московская битва. Реализуя замысел плана "Тайфун", войска группы армий "Центр" в начале октября прорвали слабую оборону Западного (И. С. Конев) , Резервного (С. М. Буденный) и Брянского (А. И. Еременко) фронтов и окружили значительную часть их сил.
Для России на южном и северном направлениях установился мир, обеспечивший реформы второй половины 1850-1860-х годов. Эта мирная передышка, более чем в двадцать лет, до очередной Русско-турецкой войны 1877-1878 годов позволила России провести важные реформы в общественной жизни страны (освобождение крестьян от крепостного прав), в экономике (масштабное строительство железных дорог, развитие телеграфной связи), в реформировании армии и флота (полный переход на нарезное оружие и паровой флот). Благодаря сосредоточенности на своем внутреннем развитии Россия смогла уже к 1871 году устранить негативные для себя последствия Крымской войны. В этом смысле Крымская война послужила импульсом к стремительному развитию страны в ближайшие полтора десятилетия. Миф: накануне и в ходе войны Россия пребывала в международной изоляции Нет. Ее позиция находила отклик и сочувствие в аристократических и консервативных кругах стран Западной Европы, в том числе в Великобритании. В старой Европе не все в одночасье забыли, кто еще недавно спасал монархические режимы от захлестнувшей Европу волны революционных потрясений.
Потому вряд ли случайно апофеозом гарольдовского странствия по миру становится Италия (песнь чевертая) - колыбель общечеловеческой культуры, страна, где красноречиво заявляют о своем величии даже камни гробниц Данте, Петрарки, Тассо, руины римского Форума, Колизея. Униженный удел итальянцев в пору Священного союза становится для повествователя источником незатихающей душевной боли и одновременно стимулом к действию. Хорошо известные эпизоды "итальянского периода" биографии Байрона- своеобразный комментарий к заключительной песни поэмы. Сама же поэма, включая и неповторимый облик ее лирического героя, - символ веры автора, завещавшего современникам и потомкам незыблемые принципы своей жизненной философии: "Я изучил наречия другие, / К чужим входил не чужестранцем я. / Кто независим, тот в своей стихии, / В какие ни попал бы он края, - / И меж людей, и там, где нет жилья. / Но я рожден на острове Свободы / И Разума - там родина моя." Чайльд Гарольд - юноша, которого побуждает к беспредельному скепсису "тоски язвительная сила", сделавшаяся отличительным свойством целого поколения, заставшего только закат героической эпохи революционных потрясений и освободительных войн.
В таком представлении о роли народа в движении истории Толстой оказался близок взглядам революционных демократов. Идея создания исторического романа возникла у писателя под влиянием общественной атмосферы 60-х годов XIX столетия. В этот период формируется движение революционных демократов. Вот Л. Толстой и задумал соединить две эпохи: эпоху первого революционного движения в России — эпоху декабристов — и шестидесятые годы — эпоху революционных демократов. Толстой пытался осуществить нелегкую задачу: понять и осмыслить современность через призму истории. И чем больше он углубляется в работу над романом, тем более ему хочется «провести уже не одного, а многих героев и героинь через исторические события.». Рассказав в своем романе и об исторических деятелях, и о лучших представителях дворянства, об отдаленных семьях и лицах, вымышленных и действительных, и раскрыв «характер русского народа и войска», Л. Толстой создал роман-эпопею. Свое преклонение перед героизмом и жертвенностью «лучших людей» писатель выразил в своем произведении. Отечественная война 1812 года, когда усилия всей русской нации были собраны в единый кулак для отпора наполеоновскому нашествию, была благородной темой.
![]() | 978 63 62 |