![]() 978 63 62 |
![]() |
Сочинения Доклады Контрольные Рефераты Курсовые Дипломы |
РАСПРОДАЖА |
все разделы | раздел: | Законодательство и право | подраздел: | История отечественного государства и права |
Просветительская деятельность декабристов Сибири | ![]() найти еще |
![]() Молочный гриб необходим в каждом доме как источник здоровья и красоты + книга в подарок |
партии «Иттифак аль-муслимин» («Союз мусульман».). В 1908Pг. по обвинению в организации несанкционированных учительских курсов и «панисламизме» Баруди был сослан в Вологодскую губернию, но скоро добился разрешения выехать за рубеж и провёл ссылку в Аравии и Сирии. В 1910Pг. он вернулся в Казань и, несмотря на трудности, продолжал заниматься просветительской деятельностью и спустя два года даже возобновил издание своего журнала «Ад-дин ва-ль-адаб» («Религия и воспитание»), основанного ещё в 1906Pг. В мае 1917Pг. он был избран председателем (муфтием) Центрального духовного управления мусульман Внутренней России и Сибири и сохранил за собой этот пост после прихода к власти большевиков
К просветительской деятельности в Сибири декабристы начали активно готовиться, будучи узниками Петровского каземата в Петровской «каторжной академии». Они усиленно занимались самообразованием, делились друг с другом знаниями в различных отраслях наук и уже в то время искали возможности воспитания молодого поколения. Благодаря настойчивости им удалось открыть школу для детей местных жителей. Школа работала 8 лет, вплоть до отбытия декабристов на поселение. Обучение в казематской школе было строго дифференцированным: одних детей готовили в высшие учебные заведения, других – в уездные училища, третьих учили начальной грамоте и всех – ремеслам. Обучение было столь успешным, что ученики декабристов поступали даже в Горный институт, Академию Художеств, Петербургский технологический университет. Характерной особенностью Сибири являлось то, что она была краем низших учебных заведений. Но даже школ, дающих самые элементарные знания, было явно недостаточно для удовлетворения потребности в обучении детей. Поэтому сибиряки предпочитали обучать детей частным образом, а не отдавать детей в городские училища, расположенные порой за десятки и сотни километров: это и стоило намного дешевле, и дети как подсобная рабочая сила оставались дома.
Даже далекий от знания конкретной деятельности декабристов Пушкин в Михайловском сжигает свои записки, которые, конечно, не содержали ничего определенного о тайных обществах, однако, как ему представлялось, могли бы "замешать имена многих и, может быть, умножить число жертв". Готовность уничтожать личные бумаги была некоторым образом выстрадана дворянским обществом... Как оказывается, именно письма сыграли роковую роль в следственном деле четырех бывших офицеров Семеновского полка: И. Ф. Вадковского, Н. И. Кашкарова, Д. П. Ермолаева и И. Д. Щербатова, которое началось осенью 1821 года, спустя почти год после восстания. Бросается в глаза сходство между развитием этого дела и следствия над декабристами. Это был первый процесс александровского времени, стремившийся в судебном порядке доказать существование тайных обществ и заговора против императора в среде гвардейских офицеров. Хотя на самом деле никто из подсудимых не входил в декабристские организации, все они были непосредственно связаны с этим кругом многими семейными и дружескими связями
Просветительская деятельность декабристов сыграла большую роль в Сибири. Красочнее всего движение декабристов оценил А.И.Герцен: « 14 декабря открыло новую фазу нашего политического воспитания, и – что может показаться странным – причиной огромного влияния, которое приобрело это дело и которое сказалось на обществе больше, чем пропаганда, и больше, чем теории, было само восстание, героическое поведение заговорщиков на площади, на суде, в кандалах, перед лицом императора Николая, в сибирских рудниках». 110. Заключение. Трудно добавлять чего-то к словам людей, занимающихся движением декабристов длительное время, порой посвятив этому всю жизнь. Каждый человек имеет право на свою оценку, свое понимание. Для меня же движение декабристов – это, прежде всего, утопическое движение, но утопическое в хорошем смысле слова. Впервые восставшие не имели никаких личных целей, не добивались личной выгоды. Они действовали во благо государства, не побоялись, в конце концов, умереть за Родину. Это – настоящие патриоты. Они могут служить достойным примером для подражания в наше время, тем более что сейчас бытует мнение об отсутствии патриотичности у молодежи. Хочется верить, что в будущем в нашем государстве все будет хорошо и, главное, справедливо, и больше никогда не найдется повода для новых движений за правду, каким было движение дворянских революционеров – декабристов.
Обмен продуктов как товаров на рынке путем купли-продажи возникает на основе общественного разделения труда. ТОВАРИЩ МИНИСТРА (председателя) - в Российской империи заместитель министра или председателя. Заведовал наиболее важными структурными частями министерства или др. учреждения, выполнял отдельные ответственные поручения. ТОВАРИЩЕСТВА ОСТРОВА - второе название Общества острова. ТОВАРИЩЕСТВО ПЕРЕДВИЖНЫХ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ВЫСТАВОК - 1870-1923, российское объединение художников-реалистов (см. Передвижники), основано в Санкт-Петербурге по инициативе И. Н. Крамского, Г. Г. Мясоедова, Н. Н. Ге и В. Г. Перова. Товарищество развернуло просветительскую деятельность; с 1871 устроило 48 выставок в Санкт-Петербурге, Москве, Киеве и др. городах. ТОВАРИЩЕСТВО ПО СОВМЕСТНОЙ ОБРАБОТКЕ ЗЕМЛИ (ТОЗ) - форма сельскохозяйственной производственной кооперации в первые годы советской власти. В ТОЗе объединялись земельные участки (наделы) и труд его членов. Часть ТОЗ реорганизована в колхозы в кон. 20-х - нач. 30-х гг. ТОВАРИЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ - учреждается одним или несколькими лицами для хозяйственной деятельности
Введение3 1. Просветительская деятельность декабристов в сибирской провинции4 2. Декабристы в Тобольске10 3. Значение деятельности декабристов в Сибири11 Заключение14 Список литературы15 Введение в Тобольском музее-заповеднике. Были обновлены некоторые документальные и иллюстративные материалы, пересмотрено текстовое оформление экспозиции, проведена реконструкция технического оборудования. 3. Значение деятельности декабристов в Сибири Вся деятельность ссыльных декабристов в Сибири была направлена на ускорение социально – экономического, общественно – политического и культурного развития края. В письмах, сочинениях, в практической деятельности, на общественном поприще декабристы поднимали актуальные вопросы современной им эпохи – вопросы развития народного образования, здравоохранения, подъема общего уровня культуры народных масс, продуманного освоения огромных пространств и несметных богатств сибирского края, распространения и утверждения передовых приемов хозяйствования, проблему будущности малых народностей Сибири.
Однако, характеризуя разнообразную деятельность политических ссыльных, они противопоставили друг другу разные поколения революционеров, считая, что только декабристы и народники, как широко образованные люди, смогли оставить глубокий культурный след в Сибири . В ряде небольших статей и воспоминаний, опубликованных в журнале "Каторга и ссылка", затрагивались вопросы, касающиеся научной и культурно- просветительской деятельности политических ссыльных. Некоторые издания посвящались медицинской и педагогической работе , а также участию полити- ческих ссыльных в сибирской периодической печати . Каждая из этих работ вносила определённый вклад в область интересующей нас проблемы, но углубленное и всестороннее изучение началось уже позже . В этот период на изучение ссылки сказывалась также недостаточная разработанность проблемы народнического движения в целом . В работах указанных авторов преобладали личные воспоминания и впечатления, так как они в большинстве своём были не столько исследователями, сколько участниками описываемых событий.
Для Толстого Москва всегда оставалась символом национальной жизни русского народа, центром его мгноговековой культуры.Вот как в незавершенном романе «Декабристы», описывая встречу сво- его героя-декабриста П.И.Лабазова с Москвой, Толстой передает свои глубокие впечатления. « и эти колокольные московские звуки, соединенные с видом белой стены из окна и стуком колес, так живо напомнили ему не то-лько ту Москву, которую он знал тридцать пять лет тому назад, но и ту Москву с Кремлем, теремами, Иванами и т.д., которую он носил в своем сердце, что он почувствовал детскую радость того, что он русский и что он в Москве».1 Москва связана и с просветительской деятельностью Толстого. Толстой отдавал много сил организованному при его участии издательству книг для народа-«Посредник», которое выпускало избранные произведения русской и зарубежной классики, популя- рные брошюры по агрономии, гигиене, воспитанию. К работе в издательстве Толстой привлек многих выдающихся писателей, художников, ученых: Д.В.Григоровича, А.Н.Островского, М.Е.Са-лтыкова-Щедрина И.Н.Крамского, И.Е.Репина, К.А.Тимирязева. Когда с 1881 года Толстой стал по зимам жить в Москве, его дом превратился в своеобразный культурный центр.
Чего стоит его стихотворение "14-е декабря 1825": Народ, чуждаясь вероломства, Поносит ваши имена – И ваша память от потомства, Как труп, в земле схоронена. О жертвы мысли безрассудной Некрасову трудно было оправдывать государственных преступников – не только по цензурным соображениям, но и морально: мало кто одобрял разрушительную для России деятельность декабристов. Иное дело – тема женского подвига как подвига христианского, воистину святого. В самом деле, и автор поэмы, и его героини мыслят поездку в Сибирь вслед за мужем как евангельский по духу поступок. Пойти за мужем, быть верной ему и в счастье и в лихую годину,– таков долг женщины-христианки. Княгиня Трубецкая выслушивает речь губернатора о том, что ее отъезд убил старого ее отца, а значит, нужно вернуться. Но, выбирая между отцом и мужем, княгиня отвечает: Нет! Что однажды решено – Исполню до конца! Мне вам рассказывать смешно, Как я люблю отца, Как любит он. Но долг другой, И выше и святей, Меня зовет. Мучитель мой! Давайте лошадей! Почему же выбор княгини в пользу мужа не только выше, но и "святей"? Этот выбор – выбор не житейский, не случайный, но – христианский.
В соответствии с ним учреждались министерства: иностранных дел, военное, морское, финансов, внутренних дел, народного просвещения, юстиции, полиции, государственное казначейство. главное управление путей сообщения, главное управление духовных дел разных вероисповеданий. Тем самым был завершен процесс пре образования “петровских коллегий” в министерства современного типа, со отрогам регламентом работы. Ориентация на западные (буржуазные) ценности и идеалы проявилась и в просветительской деятельности целой плеяды ученых, философов, публицистов, которых называли западниками: П.Я. Чаадаев (1794-1856), Н.В. Станкевич (1813-1840), Т.Н. Грановский (1813-1855), П.В. Анненков (1812-1887) и др. Идеи западников были значительным событием общественной мысли России. В последующие периоды развития российского общества между “западниками” и “почвенниками” велись, с различной долей успеха, постоянные дискуссии, поскольку вопрос о пути развития для России, в силу ее индоевропейского состояния “тела и души”, всегда актуален. Радикальные теории и методы переустройства российского общества в начале XIX в. были предложены декабристами – представителями революционного дворянского движения.
Но Николай заменил четвертование повешиванием. Во время казни на груди у осужденных висели доски с надписью: «Цареубийца». Когда скамьи были выбиты из-под ног, у трех преступников оборвались веревки. Найти новые веревки рано утром было очень сложно, но процедуру повторили, и казнь была совершена. Свыше 120 человек декабристов было сослано на разные сроки в Сибирь, на каторгу или поселение. Причины поражения декабристов Ставка на заговор и военный переворот Слабость пропагандистской деятельности Несогласованность действий Выжидательная тактика в момент восстания Несомненно, провал первого революционного выступления был обусловлен недостаточной подготовленностью общества к методам военного переворота и к кардинальным социально-политическим переменам. Значение выступления декабристов Восстание на Сенатской площади 14 декабря 1825 г. стало значительным событием в русской истории. Декабристы разработали первую революционную программу и план будущего устройства страны. Впервые была совершена практическая попытка изменить социально-политическую систему России. Идеи и деятельность декабристов оказали существенное влияние на следующие поколения общественных деятелей.
Нельзя не пожалеть, что такие высокие и цельные по своей нравственной силе типы русских женщин, какими были жены декабристов, не нашли до сих пор ни должной оценки, ни своего Плутарха, потому что, если революционная деятельность декабристов мужей, по условиям времени, не допускает нас относиться к ним с совершенным объективизмом и историческим беспристрастием, то ничто не мешает признать в их женах такие классические образцы самоотверженной любви, самопожертвования и необычайной энергии, какими вправе гордиться страна, вырастившая их, образцы, которые без всякого зазора и независимо всякой политической тенденциозности могли бы служить в женской педагогии во многих отношениях идеальными примерами для будущих поколений. Как не почувствовать благоговейного изумления и не преклониться перед этими молоденькими и слабенькими женщинами, когда они, выросшие в холе и в атмосфере столичного большого света, покинули, часто наперекор советам своих отцов и матерей, весь окружавший их блеск и богатство, порвали со всем своим прошлым, с родными и дружескими связями, и бросились, как в пропасть, в далекую Сибирь с тем, чтобы разыскать своих несчастных мужей в каторжных рудниках и разделить с ними их участь, полную лишений и бесправия ссыльно-каторжных, похоронив в сибирских тундрах свою молодость и красоту!»29.
В ней участвовали около 200 человек. Молодой революционер Г.В. Плеханов произнес речь, а рабочий Я. Потапов развернул знамя с надписью «Земля и воля». Полиция арестовала более 30 участников, которые были осуждены затем на каторге и в ссылку в Сибирь. Землевольцы допускали также действия, дезорганизующие правительство, в том числе и террор. Для этого была организована специальная группа, активность которой очень быстро росла. Переход к террору и политической борьбе все больше выдвигались на первый план. Причин было несколько. Немаловажную роль играла психология революционеров, стремившихся к активным действиям, не приспособленных к мирной просветительской деятельности. Росли нетерпение и готовность совершить политический переворот без участия народа. Сказывались репрессии правительства, которые вырывали лучшие кадры и грозили полным развалом. В середине 70-х годов было арестовано 770 человек. Менее чем за полтора года, с августа 1878 г. по декабрь 1879 г., 19 участников движения были казнено. Террор стал формой мести и уничтожения наиболее ненавистных членов правительства. В январе 1878 г. молодая революционерка Вера Засулич стреляла в петербургского градоначальника Ф.Ф. Трепова. Вслед за этим М.С. Степняк-Кравчинскии убил шефа жандармов Мезенцева.
Обсуждался вопрос о цареубийстве. Позже в него вступили П. Пестель и др. - всего около 30 человек. 4) Работа абсолютизма и отмены крепостного права привели 1818 к закрытию «Союза спасения» и основанию более широкого общества - «Союза благоденствия» (около 200 человек). Развернулась просветительская деятельность. Новое общество считало основной целью формирования в стране «общественного мнения», которое представлялось декабристам главной революционной силой, движущей общественную жизнь. В 1820 совещание руководящего органа «Союза благоденствия» - Коренной управы - по докладу Пестеля единогласно высказалось за республику. Основной силой переворота решено было сделать армию, которой руководили бы члены тайного общества. Происшедшее на глазах декабристов выступление в Семеновском полку (1820) в Петербурге дополнительно убедило декабристов, что армия готова к движению. 5) Идейная борьба внутри организации, углубленная работа над программой, поиски лучшей тактики, более эффективных организационных форм потребовали глубокой внутренней перестройки общества.
Позитивный пример участия средств массовой информации в публикации материалов о культурном наследии, обычаях и традициях татар представляет М. А. Абсолямова, когда рассказывает о работе в газете «Чановские вести». Районная печать способствовала открытию мечети в Аул-Тебиссе, начала дискуссию по проблемам национального образования. Деятельность Греческой общины «Эльпида» в большой мере сосредоточена на культурно-просветительской деятельности, в частности на организации фестиваля «Эхо Эллады». В дни фестиваля проходят концерты, театральные постановки, конкурсы детского рисунка. Значительная доля работы «Дома польского» также нацелена на деятельность в сфере пропаганды и изучения национального культурного наследия. Об этом свидетельствует и обучение польскому языку, и лекторий, и концерты, посвященные творчеству великих польских композиторов. Развивается секция истории, основное внимание которой обращено на вопросы депортации поляков в Сибирь. Новосибирский Дом польский наладил плодотворные контакты с посольством республики Польша в России и организацией, руководящей деятельностью всех польских организаций мира, которые оказывают определенную помощь.
На научном небосклоне загорелись такие звёзды как Джордж Уальд, Тайлер Миллер, Гаррет Хардин, Донеллаи Деннис Медоузы, Йорген Рандерси др. Ярчайшим примером научно-просветительской деятельности Римского клуба стал выход в свет в 1992 году книги Д. Медоуз «За пределами роста», ставшей продолжением первой книги – «Пределы роста». В ней коллектив авторов: Донелла и Дениз Медоузы и Йорген Рандерс анализируют общую экологическую ситуацию в мире и доказывают, что при игнорировании естественных законов природы, тревожных сигналов об истощении ресурсов глобальная катастрофа на Земле неизбежна. В то же время, авторы не перестают говорить о том, что переход в стабильную систему ещё возможен, если принять комплекс мер в области защиты окружающей среды, экономики, демографии Миллер в своей книге вывел 5 основных критериев, влияющих на изменения численности народонаселения: коэффициент смертности, коэффициент рождаемости, уровень эмиграции, фертильность и возрастная структура населения. В своей книге Миллер предлагает 3 способа снижения прироста и численности населения в рамках второго пути: регулирование через экономическое развитие, через планирование семьи, через социально-экономические изменения.
Хотя многие из апологетов литературного направления в живописи были блестяще одаренными мастерами, свою основную задачу они опять-таки видели в просветительской деятельности. Не обходилось и без своеобразных демонстраций: в 1863 г. целая группа художников во главе с И.Н.Крамским, не получив официальных дипломов, вышла из Академии в знак протеста против официального академизма и казенщины в академической системе обучения и образовала так называемое “Товарищество российских передвижных выставок”. Передвижники устраивали свои выставки в течение почти четырех десятилетий по всем городам России и внесли весьма значительный вклад в дело художественного образования и нравственного воспитания страны. Однако присутствовала в передвижническом реализме известная ограниченность, излишнее увлечение жанровыми, сюжетными сценками, сами названия которых говорят о стремлении максимально точно сформулировать, обозначить изображенное даже в виде заголовков: мы говорим о всевозможных вариациях на темы – “Приезд гувернантки в купеческий дом”, “Птичьи враги”, “Последний кабак у дороги”, “Купеческие поминки”, “Новый фрак”, “Бабушкин сад”, “Приход колдуна на крестьянскую свадьбу”, «Крах банка», «Проводы начальника» и т.д. Причем, необходимо отметить, что первоначальное обличительство постепенно, с ужесточением режима, сменялось уже незамысловатым развлекательством на уровне анекдотов.
Кстати, о его детских годах. Он был очень впечатлительным и умным ребёнком. Это можно понять из того, что не каждому дано запомнить свои ранние переживания, тем более что переживания были на довольно высоком интеллектуальном уровне: по поводу жестокости самого явления крепостничества (особенно его возмущали браки по приказу), страсть к изучению разных гуманитарных наук (языки, история) и к музыке. В универ после пажеского корпуса он не мог поступить, т. к. это означало бы полностью порвать с отцом, а как следствие – безденежье и голодная смерть. Но и выбор полка оказался не менее сложным решением, чем отказ от дальнейшей учёбы. В гвардию он не пошёл по причине своей неприязни к светской жизни (балам, парадам). Самым реальным местом для службы ему казалась Сибирь – бесконечное поле для применения выработанных или задуманных реформ, широкое поприще для «настоящей деятельности». В Сибири он провёл в целом 5 лет. Если рассказывать обо всём, ни в какой реферат не влезет. Там он пообщался и познакомился с кучей народу. Там он пытался облегчить жизнь ссыльных и заключённых.
![]() | 978 63 62 |