![]() 978 63 62 |
![]() |
Сочинения Доклады Контрольные Рефераты Курсовые Дипломы |
РАСПРОДАЖА |
все разделы | раздел: | Законодательство и право | подраздел: | История отечественного государства и права |
Русские земли в период феодальной раздробленности | ![]() найти еще |
![]() Молочный гриб необходим в каждом доме как источник здоровья и красоты + книга в подарок |
О России и русском государстве Если народ един, то едина и история его государственности. Составителем текста применяется общая терминология к обозначению русского государства, отсчет которого он ведет с V века[3] и заканчивает современными ему событиями века XVII. В главах, посвященных первым русским княжениям, периоду феодальной раздробленности и т. д. вплоть до воссоединения с Великой Россией, мы находим параллельно используемые обозначения страны и государства: «Россия», «Русь», «Земля Русская», «Российская земля», «Земля Российская», «Государство Русское», «все государства Российские», «все Княжения Российские», «Государство Российское». В последних главах появляется «Великая и Малая и Белая Россия». Примечательно, что слово «Украина» и производные от него в «Синопсисе» не встречаются ни разу. Титулы князей, великих князей и царей также служат автору доказательством никогда не исчезавшего единства народа и государства. «Князьями Российскими» были названы Кий, Щек и Хорив (гл. 13); княгиней «Киевской и всея России» была названа Ольга (гл. 25); Святослав и Владимир I Святой именуются «Великими Князьями Киевскими и всея России Самодержцами» (гл. 26-46)
Это вызвало недовольство широких кругов населения. В это время Москва начнёт вести борьбу за объединение русских земель. К ХУ в. под её властью окажется значительная часть русских земель, кроме основных противников, в том числе и Новгорода. К концу ХУ века натиск Москвы на независимость Новгорода усилился. Новгородские бояре обратились за помощью к правителям соседних католических государств - Литве и Польше. Узнав об этом, великий московский князь Иван III предпринял самые решительные меры - в 1471 г. собрал общерусский поход против новгородцев - "отступников к латинству". Бояре Новгорода обратились к населению с призывом оказать москвичам сопротивление. Но за 300 лет вольности население Новгорода устало от боярских усобиц. Новгородцы заняли пассивную позицию. Немногочисленные новгородские полки были разбиты. Независимость Новгорода была окончательно ликвидирована в 1478 г. - вечевой колокол - символ независимости Новгорода - был отвезён в Москву. Сотни новгородских боярских семей были переселены в Москву, а московские - в Новгород. Таким образом, самая большая по территории и самая богатая русская земля периода феодальной раздробленности - Новгородская, из-за стремления отгородиться от общерусских проблем потеряла исторический шанс стать центром объединения всех русских земель.
Из-за усобиц ведь началось насилие от земли Половецкой ! О, печалиться Русской земле, вспоминая первые времена и первых князей!" Насколько выше мелких политических расчетов, сиюминутных удач, к которым стремились правители, выше розни и бесчестья, мелкой выгоды и копеечных обманов был этот человек, автор "Слова о полку Игореве"! Оставаясь современником происходящего, он так опередил свое время и так решительно сломал тесные идейно-политические рамки периода феодальной раздробленности, что у некоторых исследователей появлялись сомнения: полно, мог ли человек так подняться над своим временем, взмыть мыслью надо всей Русской землей и, оглядев раздираемое распрями лоскутное одеяло мельчайших княжеств, столь решительно выступить за единство родины? Откуда этот сильный одинокий голос в диком хоре мелкофеодального политического скудоумия? Но видимо, в этом и есть один из непостижимых секретов человеческого гения, из которого выросло великое призвание всей русской литературы настойчивое стремление к исправлению общественных
Соответственно территория княжества была разделена на воеводства и волости. В общинах избирались старосты, которые ведали административными и мелкими судебными делами. В города назначались и посылались непосредственно князем посадники. Они обладали не только административной и военной властью, но выполняли судебные функции и собирали дани и пошлины с населения. Система права Галицко-Волынского княжества мало чем отличалась от правовых систем, существовавших в других русских землях периода феодальной раздробленности. Нормы Русской Правды, только несколько измененные, продолжали действовать и здесь. Галицко-волынские князья издавали, конечно, и свои собственные акты. Среди них ценным источником, характеризующим экономические связи Галицкого княжества с чешскими, венгерскими и другими купцами, является грамота князя Ивана Ростиславича Берладника 1134 г. Она устанавливала ряд льгот для иноземных купцов. Около 1287 г. было издано Рукописание князя Владимира Васильковича, касающееся норм наследственного права во Владимиро-Волынском княжестве.
Он активно полемизировал с "софиологической" трактовкой православия В.С. Соловьева, П.А. Флоренского и С.Н. Булгакова. Ф. Р. ФЛОТ ВОЕННО-МОРСКОЙ, морские вооруженные силы и речные флотилии в России. Зарождение Русского военно-морского флота и военно-морского искусства связано с борьбой, которую с IV-VI вв вели восточные славяне против Византийской империи. Флотилии славян состояли из небольших парусно-гребных судов (челны-однодеревки, лодьи), которые могли действовать на реках и в то же время обладали неплохой мореходностью В Киевской Руси IX-XII вв. существовали флотилии, насчитывающие несколько сот судов (лодей, коч, 2- и 3-мачтовых лодок и др.). В более позднее время новгородцы совершали морские походы в Швецию (напр., поход 1187, когда была взята штурмом крепость Сигтуна, на месте современного Стокгольма и др.). В морском бою основным тактическим приемом являлась групповая атака своими кораблями вражеских кораблей, завершавшаяся абордажем. В период феодальной раздробленности Русь была отрезана от южных морей, морские силы сохранились только в Новгородской земле. С XVII в
Галицко-волынские князья время от времени, при чрезвычайных обстоятельствах, созывали вече, но оно не имело особого влияния. Они принимали участие в общерусских феодальных съездах. Изредка созывались съезды феодалов и самого Галицко-Волынского княжества. В этом княжестве существовала дворцово-вотчинная система управления, Территория государства делилась на тысячи и сотни. По мере того как тысяцкие и сотские со своим управленческим аппаратом постепенно входили в состав дворцово-вотчинного аппарата князя, вместо них возникли должности воевод и волостелей. Соответственно территория была разделена на воеводства и волости. В общинах избирались старосты, которые ведали административными и мелкими судебными делами. В города назначались посадники. Они обладали не только административной и военной властью, но и выполняли судебные функции, собирали дани и пошлины с населения. Право. Правовая система Галицко-Волынского княжества мало чем отличалась от правовых систем, существовавших в других русских землях периода феодальной раздробленности.
На примере древнейших сводов законов, таких как Русская Правда и Псковская судная грамота, можно проследить путь развития гражданско правовых отношений в разные временные периоды и проанализировать особенности их развития в русских землях периода феодальной раздробленности. Русская Правда знала довольно развитую систему норм, регулирующих гражданские, в том числе и обязательственные отношения. Виды договоров. В Русской правде в области обязательственного права существуют понятия: отдача имущества на хранение (поклажа), простой заем, одолжение по дружбе, что практически не отличалось от простого заема, отдача денег в рост из определенного условленного процента, процентный заем краткосрочный и долгосрочный, торговая комиссия, вклад в торговое кампанейское предприятие. Таким образом, что имущественные отношения представлены в этом документе довольно широко, и в Древней Руси им уделялось значительное внимание. В области гражданско-правовых отношений Русская Правда точно определяет и различает разные институты и области вещных и обязательственных прав.
Являясь великим художественным памятником, «С. о п. И.» — злободневный политический документ своего времени. Повествуя о данном событии — походе Игоря, автор умеет поставить его в контекст всей политической обстановки современности и недавнего прошлого, осветить его как явление, типическое для своей эпохи. Его кругозор конечно ограничен интересами княжеско-боярского класса. Воспевая князей и дружину, он лишь однажды упоминает о «ратаях» (пахарях), обнаруживая заинтересованность феодала-землевладельца в «мирном» труде эксплоатируемого им смерда. Автор «С. о п. И.» в известной мере тяготеет к уже изживавшемуся этапу исторического развития Руси, когда Киев служил подлинным центром земли Русской: намечался период феодальной раздробленности, Киев клонился к упадку, в юго-западной и северо-восточной Руси выдвигались новые крупные центры. Однако заключать отсюда о консервативной в свое время роли «С. о п. И.» было бы неправильным. Ориентация на Киев как на центр в целях создания более широкой организованности русских князей позволяет автору подняться много выше их узкого кругозора, обличая их эгоцентризм, своекорыстие, мелочность.
Кроме княжеского гражданского законодательства в этот период на Руси действовали и церковные правовые документы, которые были направлены на то, чтобы укрепить политические позиции Русской церкви. Тема 2. Русь в период феодальной раздробленности в XII-XIII вв. Со второй четверти XII в. на Руси начался период феодальной раздробленности, длившийся до конца XVII, (Стадная Европа прошла этот этап в Х—ХП вв.). Современная историческая наука рассматривает эпоху феодальной раздробленности как закономерный и прогрессивный по своему содержанию (до того как в нормальное развитие вмешался фактор завоевания) этап в развитии феодального общества, который создал новые, более благоприятные условия для дальнейшего экономического, политического и культурного развития русских земель. «Период феодальной раздробленности полон сложных и противоречивых процессов, которые нередко ставят историков в тупик. Особенно заметны отрицательные стороны эпохи: 1) явное ослабление общего военного потенциала, облегчающее иноземное завоевание; 2) междоусобные войны и 3) возрастающее дробление княжеских владений.
Результат - высокоразвитое государство стало данником монгольского хана. 1209 год - нападение на Хигуров (Туркестан) их земли были также захвачены и разграблены. 1211 год - нападение на Китай, полная победа, разгром войска цзильских императоров. Высокоразвитое государство было разграблено и разрушено. Следующий удар был направлен на государства Средней Азии, которые были покорены после 3-летней (1219-1221 гг.) войны. Чем отличалась судьба этих стран от остальных. Ничем. Города лежали в дымящихся развалинах. Пески заносили плодородные оазисы. Искусные ремесленники были угнаны в Монголию. Одновременно другие отряды кочевников опустошали Северный Иран и, продвигаясь дальше на северо-запад вышли через Закавказье в половецкие степи. Где и произошла первая встреча русских дружинников и воинственных кочевников. К концу жизни Чингисхана (1227) в руки монгольских феодалов попали огромные территории от Тихого океана на востоке до Каспийского моря на западе. Чем же можно объяснить столь поразительные успехи монголо-татар? На мой взгляд, здесь есть две основные причины. Первая - Китай, Средняя Азия и Иран переживали в то время период феодальной раздробленности, были расколоты на множество княжеств.
ПЛАН 1. Вступление. 2. Архитектура. а) Искусство Киевской Руси; б) Искусство периода феодальной раздроблен- ности; в) Искусство периода образования Русского Централизованного государства. 3. Музыка и театр. 4. Заключение. ВСТУПЛЕНИЕ В период складывания и расцвета феодализма на Руси (X -XVII вв.) искусство формировалось на основе достижений художественной куль- туры восточнославянских племен и обитавших до них на этих землях скифов и сарматов. Естественно, что культура каждого племени и ре- гиона имело свои самобытные черты и испытывало влияние соседних земель и государств. Особенно ощутимым было влияние Византии с мо- мента принятия Русью христианства (988 г.). Вместе с христианст- вом Русь восприняло традиции античной, прежде всего греческой, куль- туры. Важно отметить, что русское искусство периода средневековьяформировалось в борьбе двух укладов - патриархального и феодального, и двух религий- язычества и христианства. И как следы патриархально- го образа жизни еще долго прослеживается в искусстве феодальной Ру- си, так и язычества напоминало о себе почти во всех его видах.
Мономах просит князей следить за тем, чтобы войско не причиняло ущерба селянину. Во всех спорных случаях он советует отдавать предпочтение миру, т.к. не видит причин для братоубийственных войн. Поскольку всем народам уготовано место на земле, а правителям следует направить усилия на поиски путей достижения мира. При решении вопроса о взаимоотношениях светской и духовной властей Мономах отводит церкви почетное, но явно подчиненной место. Воспитанные в лучших традициях древнерусской письменности, идеалом которой было предотвращение или хотя бы замедление распадения единого Русского государства на отдельные государства-княжества. Традиции русской политической мысли домонгольского периода нашли свое выражение в произведении, приписываемому Даниилу Заточнику, появившемуся в период феодальной раздробленности. Центральной политической идеей произведения “Моления”, его стержнем служит образ Великого князя. Он явно идеализирован в традициях, разработанных русской политической литературой. Князь привлекателен внешне, он милостив, выступает как верховный глава всем своим людям. Если власть князя организована плохо и в державе отсутствует порядок и управление, то есть существует “Безнарядье”, то в этом случае и сильное государство может погибнуть, поэтому важно не только верховенство князя, но и хорошо организованное управление.
Постоянные то стихавшие, то вспыхивавшие с новой силой усобицы между князьями, истощали силы русских земель, ослабляли их обороноспособность перед лицом внешней опасности. Распад Руси не привел однако к распаду древнерусской народности, исторически сложившейся языковой, территориальной, экономической и культурной общности. В русских землях продолжало существовать единое понятие Руси, Русской земли. "О, Русская земля, ты уже за холмом возглашал автор "Слово о полку Игореве". В период феодальной раздробленности в русских землях выделились три центра: Владимиро-Суздальское, Галицко-Волынское кня- жества и Новгородская феодальная республика. 2. Владимиро-Суздальское княжество. Ростово-Суздальское княжество досталось младшему сыну Ярослава Мудрого Всеволоду Переяславскому и закрепилась за его потомками, как родовое владение. В XII - первой половине XIII века Ростово-Суздальская земля переживала экономический подъем. Плодородные земли, огромные лесные массивы, многочисленные реки, озера создавали возможность для развития земледелия, скотоводства.
Феодальные дружины русских князе потерпели поражение, многие войны погибли. А для ордынских полководцев этот поход показал, что народы Восточной Европы будут оказывать завоевателям упорное сопротивление и что для нашествия на запад потребуются значительно большие силы. После смерти Чингисхана в 1227 году главная роль в наступлении на Восточную Европу отводилась хану улуса Джучи, западной части Монгольской империи, внуку Чингисхана Бату-хану, которого русские летописцы называли Батыем. В конце 20 - начале 30 годов 13 века было совершено несколько попыток нападения на русские и близлежащие земли. На Руси знали о том, что готовится нашествие, и даже знали и место сосредоточения ордынского войска. Однако страна, переживавшая период феодальной раздробленности и разделенная на многие самостоятельные, часто враждовавшие между собой княжества, не могла подготовиться к обороне. Даже если бы удалось собрать общерусское войско, оно по численности значительно уступало бы войску Батыя. Объективные исторические условия делали такое объединение невозможным.
Под его руководством Золотая Орда еще более усилила свой гнет на русские земли, чем способствовала территориальному росту Литвы и ее князя Гедемина. Чтобы как-то уравнять два государства Иван Калита тоже получил покровительство Орды. В 1321 году Гедемин взял Киев, что превратило его княжество в как южный, так и западный центр создания государственности. Закончился период феодальной раздробленности и в Польше, где 25 апреля 1332 года был коронован Казимир Великий. В 1345 году литовским князем стал Ольгерд, при жизни которого Великое Литовско-Русское княжество превзошло по территории Великое Владимирское княжество, заметим, что Орда не воспрепятствовала образованию столь могучего государства в противовес Владимиру и Москве. В конце 14 столетия Москва заняла главенствующее место среди всех других городов Северо-восточной Руси. Иван Калита сделал очень многое для усиления Москвы и для того, чтобы на Руси больше не появлялись Ордынские баскаки и шайки Ордынских грабителей. Внешне он выражал, как мы видели, полную покорность ордынскому хану, но одновременно создавал и создал материальные предпосылки для укрепления Москвы и возвышения ее.
Взгляды на происхождение славян. Восточные славяне в VI-VIII веках новой эры. Быт, нравы, религия, политическая история. Образование государства у восточных славян. Норманнская теория. Киевская Русь - раннефеодальное государство 1Х-Х1 веков. Первые русские князья: Рюрик, Олег, Игорь, Ольга, Святослав. Принятие христианства Владимиром Святым. Русские земли в период феодальной раздробленности XII-XV веков. Раздробленность как следствие развития экономики. Основные княжества и земли. Владимиро-Суздальское княжество, Галицко-Волынское княжество, Новгородская земля и др. Влияние татаро-монгольского нашествия на политику и экономику русских земель. Александр Невский и Даниил Галицкий. Довмонт Псковский. Русь под властью Золотой Орды и начало процесса централизации. Московское государство в XV-XVI веках. Причины объединения и превращения Москвы в центр русских земель. Роль московских князей и царей. Иван III, Василий III, Иван IV. Церковь и власть, идеология ("Москва - Третий Рим") и культура. XVII век - новый период русской истории. Смута начала века. Утверждение династии Романовых.
В 1581 году отряд казаков под предводительством Ермака покорил Сибирское ханство. Часть населения Сибири подчинилась России добровольно. Теперь Русское государство заняло всю Восточную Европу и продвинуло свою границу далеко за Урал. 2. Роль русской православной церкви в становлении и укреплении российского государстваВ консолидации русских земель, формировании единого российского государства важную роль играла православная церковь. В течение относительно короткого времени двух-трех веков христианство пустило глубокие корни на русской земле. Православная церковь стала одним из самых авторитетных институтов. Она оставалась важнейшим связующим звеном всех русских земель в период феодальной раздробленности до татаро-монгольского нашествия. Во время татаро-монгольского ига ее значение еще больше возросло. Православие служило духовно-нравственной опорой русского народа в годы тяжелых лишений. На ее авторитет опирались великие князья московские, проводя свою объединительную политику. Известно, что глава Русской православной церкви митрополит Владимирский Петр был в тесной дружбе с Иваном Кали-той, подолгу жил в Москве, где и умер в 1326 г., и был погребен в Успенском соборе.
Определите, почему Русь приняла христианскую веру, а не другую. 7. Законы древнерусского государства. Наряду с обычным правом у славян в конце XIв. появились письменные законы: “Русская Правда” при Ярославе Мудром, “Правда Ярославичей” при его сыновьях. Законы разбирали споры между свободными людьми, устанавливали наказания, не одинаковые для разных категорий людей. Законы выражали заботу государства о жизни и имуществе феодалов. В начале XIIв. появился “Устав Владимира Мономаха”, в котором появились новые статьи о купле-продаже, займе, закладе, наследовании и опеке. Попытайтесь уяснить, с какой целью издавались русские законы и какое они имели значение для укрепления государства. 8. Русские земли в период феодальной раздробленности. Период феодальной раздробленности начался с 30-х гг. XIIв. и продолжался до конца XVв. Древнерусское государство распалось на отдельные самостоятельные княжества. Главной политической силой разъединительного процесса было местное боярство. К этому времени сложилось крупное боярское землевладение, по богатству часто не уступающее Киевскому князю.
![]() | 978 63 62 |