![]() 978 63 62 |
![]() |
Сочинения Доклады Контрольные Рефераты Курсовые Дипломы |
РАСПРОДАЖА |
все разделы | раздел: | История | подраздел: | История |
С.Ю. Витте – ключевая фигура российской политики конца XIX–начала XX века | ![]() найти еще |
![]() Молочный гриб необходим в каждом доме как источник здоровья и красоты + книга в подарок |
Деталь? Да! Однако одна такая деталь могла удержать умное российское руководство от опрометчивых действий. Но о каком уме и руководстве могла быть речь, если во время русско-японской войны командующий флотом Тихого океана адмирал Бирилев на требование командира Владивостокского отряда подлодок о выделении 24 французских свечей зажигания к двигателю недрогнувшей рукой начертал: «Достаточно двух фунтов казенных стеариновых»? Это не анекдот, а новейшая история царской России, читатель! Англия, Франция, Германия были на карте мира яркими заплатками, а Россия протянулась на полмира и сама была миром самобытным и самодостаточным. Европейские державы уже исчерпали внутренние возможности и устремились в колонии. Но Россия-то не раскрыла, не разработала и сотой доли собственных национальных богатств Имея ум и сердце, это понимал уже Ломоносов, однако российские самодержцы конца XIX начала XX века не имели ни сердца русского, ни ума хоть какого-то Потому и проводили такую глупую дальневосточную политику, которая русской кровью прокладывала дорогу на Дальний Восток не столько русскому, сколько европейскому капиталу
При написании данной работы использовалась монография Л.А. Кассо «Понятие залога в современном праве», публикации в журналах, таких как «Хозяйство и право», «Журнал российского права», «Закон». Изучена практика Высшего Арбитражного Суда. Глава 1.Понятие залога в современном российском гражданском праве. 1.1. История развития института залога в российском гражданском праве. Институт залога был предметом пристального внимания российской цивилистики конца XIX - начала XX века. Вместе с тем, как писал А. С. Звоницкий, «общее понятие о залоговом праве составляет один из наиболее спорных пунктов современной юриспруденции. Редко в какой другой области можно найти столько различных определений, столько взаимно противоречивых взглядов, столько глубокомысленных теорий, столько тонкой критики, столько остроумных концепций, столько эффектных построений. И при всем том ни один вопрос не может считаться решенным, ни одно воззрение не может добиться более или менее общего признания». Другой характерной чертой научных исследований российских ученых в области института залога являлся поиск данных, позволяющих показать зарождение и эволюцию залога в русском праве, его самобытные черты.
Римляне ходили без штанов и позаимствовали их у скифов. В исторической перспективе временные различия в появлении в разных странах телеграфа или хоккея исчезающе малы, а приручение лошади было для цивилизации событием несравненно более важным, чем изобретение паровой машины. И даже если встать на уровень рассуждений Фридберга неужели он всерьез считает, что «большинство видов сельскохозяйственного производства» созданы Западом? 5 Сам же В.Ю. Сурков тут же описывает «демократический порядок», который пришел в Россию с реформой и преемником которого стал В.В. Путин, в таких выражениях: «Подменившая легитимную власть олигархия сопровождалась пандемией нищеты, коррупции и заказных убийств, настоящим коммерческим террором, самоистреблением за деньги». 6 Это установка радикального российского евроцентризма, который принципиально отличается от западничества. Российские западники конца XIX начала XX века признавали за Россией статус одной из самобытных цивилизаций. 7 В книге М. Малиа говорится, что во время Венского конгресса (18141815Pгг.), когда перекраивалась карта Европы, российские дипломаты, чтобы увеличить причитавшуюся России долю, «уверяли, что граница России проходит по Уралу
В этих мактабах буквослагательный метод обучения был заменен звуковым, по примеру русских школ были введены классно – урочная система, обучение письму параллельно с чтением, учащиеся были посажены за парты, стали применять наглядные пособия. Около 1890г. в Коканде и Андижане возникли первые обновленные татарские мактабы. В Ташкенте 1908 году открылась частная школа профессиональная женская школа А.М. Малиновской, готовящая мастериц. Прояснение вопроса о джадидском движении, из которого вышли многие участники революции, общественники в крае, важно не только для понимание истории просвещения на Востоке. Движение джадидов – явление общественной мысли не только Центральной Азии, но и других мусульманских народов Российской империи конце XIX – начала XX века. Вызванное к жизни реалиями социального порядка, движения джадидов с самого начала носило яркое выраженный просветительский характер. В коренной реформе школы, в просвещении масс увидели мусульманские просветители России выход из темноты и бесправия народов. Передовое национальное интеллигенция под влиянием русской и европейской системы образование выступала против застывшей в средневековые школы, преподавание в которой сводилась в основном к заучиванию религиозных догматов и их токованию.
Но именно этот вопрос и остается фигурой умолчания. Была ли революция 1905 года буржуазной? По ряду формальных признаков - да, разрушая отношения феодализма, она приближала закономерный переход к капиталистической формации. В этом случае по ее итогам в России должна была возникнуть буржуазная парламентская республика, и события как будто развивались именно в этом направлении. Но молодая российская буржуазия оказалась в ней полностью контрреволюционной, заняв консервативные позиции, солидаризировавшись с проводниками феодализма помещиками-аристократами, царским правительством и правящей династией. Возникшая благодаря форсированному государственному строительству капитализма в России конца XIX - начала XX веков, она не только миновала классические этапы развития - от гильдий к мануфактурам и крупному машинному производству, но и, получив в свое распоряжение сразу крупные производства, немало способствовала вытеснению "запоздалых" мелких форм капиталистического хозяйства. С одной стороны это соответствовало государственной доктрине. "Отец русского капитализма" С.Ю.Витте, от экономического строительства которого либеральные экономисты пришли бы в ужас, в своих воспоминаниях искренне недоумевал: "Говорят, что я использовал искусственные методы для развития промышленности
Такого мнения придерживаются некоторые российские ученые конца XIX - начала ХХ века, в частности Г.Ф. Шершеневич, П.П. Цитович, А.Ф. Трайнин, но формироваться оно начало значительно раньше. Г.Ф. Шершеневич писал, что «под банкротством следует понимать неосторожное или умышленное причинение несостоятельным должником ущерба кредиторам посредством уменьшения или скрытия имущества».1 Таким образом, Г.Ф. Шершеневич считал, что банкротство предполагает несостоятельность, при этом необходимо только одновременное наличие несостоятельности и преступных действий, причиненную связь между ними искать не следует. А.Ф.Трайнин писал, что «Банкротство – деликт своеобразный: он слагается из двух элементов, из которых один несостоятельность – понятие гражданского права, другой уголовного права. Эта сложность состава банкротства чрезмерно затемняет его юридическую природу».2
За всю истории нашей страны подобных блистательных людей я могу назвать немного, однако период конца XIX начала XX века представляется поистине звёздным. Николай Христианович Бунге, Иван Алексеевич Вышнеградский, Пётр Столыпин, С.Ю. Витте – вот те, кому Россия многим обязана. Тем не менее каждая личность по-своему индивидуальна. Цель моего реферата – выявить черты сходства и различия между С.Ю. Витте и П.А. Столыпиным – наиболее близкими мне реформаторами вышеупомянутого периода, а также между их реформаторскими деятельностями. Итак, проблемный вопрос моего исследования: «Каковы сходства и различия между П.А. Столыпиным и С.Ю. Витте, а также между их реформаторскими деятельностями?». Глава I Реформы С.Ю.Витте Развитие железнодорожного транспорта и российской промышленности, введение винной монополии, приведение в порядок финансов, налогов, внешней торговли, денежного обращения и, наконец, ограничение самодержавия после опубликования Манифеста 17 октября 1905 года – вот основные вехи реформаторской деятельности Сергея Юльевича Витте.
Оторванность художественных, религиозных и философских исканий от политики, от массовой психологии, уход в сферу "чистого искусства" обрекли духовную жизнь на противостояние различных сил. Взаимоисключающий, антагонистический характер двух основных направлений в истории русской культуры предопределил глубокий и непримиримый социокультурный раскол, последствия которого определили все дальнейшее развитие российского общества, всей отечественной культуры. 3. Русская культурологическая мысль на рубеже XIX - XX веков: критика "классических" оснований культуры Особенности культурологической мысли. Культурологическая мысль в России в качестве самостоятельной отрасли знаний развивалась с некоторым опозданием и имела на рубеже XIX - XX веков ряд особенностей, обусловленных, прежде всего, пограничным положением русских между Европой и Азией и их неповторимым духовным миром. Особую специфику культурологическим теориям того времени придавало ощущение неустойчивости, нестабильности, неопределенности и нервозности в русской культуре конца XIX - начала XX веков.
Сибирский кинематограф (1896-1917 гг.) Е.Н. Косых, К.В. Фадеев Сибирский и российский кинематограф конца XIX - начала ХХ в. - интересная и малоисследованная страница истории культуры. Начало изучению кинематографии дореволюционной России положил Б.С. Лихачев монографией "Кино в России. Материалы к истории русского кино"1. Это первая попытка проанализировать историю отечественного дореволюционного кинематографа в его взаимодействии с зарубежным, охарактеризовать тенденции развития кинорепертуара в связи с политическими взглядами кинодельцов, показать политику царизма в области кино. В конце 1930-х гг. вышла в свет книга В. Россоловской "Русская кинематография в 1917 году", в ней содержится описательный обзор российского игрового и документального кино в период между Февральской и Октябрьской революциями. Тогда же был написан и большой труд Н.М. Исзунтова "История русской советской кинематографии", первая глава которого "Киноискусство дореволюционной России" была опубликована в конце 1950-х гг.2 Но развитие предреволюционного кино рассматривалось им лишь в той мере, в какой оно повлияло на киноискусство Советской России. В 1950-1990-е гг. новый фактический материал ввели в научный оборот И.В. Вайсфельд, С.С. Гинзбург, Н.А. Лебедев, В.С. Листов, Л. Погожева, Р.П. Соболев, Р. Юренев3. В частности, в 1963 г. появилась обстоятельная монография С.С. Гинзбурга "Кинематография дореволюционной России"4.
Мы также опирались на исторический материал по рассматриваемой теме, представленный в исследованиях и свидетельствах российских и зарубежных авторов, архивов, обобщённый в книгах «Адыги, балкарцы и карачаевцы в известиях европейских авторов XIII – XIX веков», «По тропам истории» О.Опрышко, а также у С.Броневского («Новейшие известия о Кавказе»), Я.Абрамова («Кавказские горцы»), Н.Дубровина («Черкесы (Адыге)»), в историко-этнографических статьях Л.Люлье и т.д. Для отражения научных дискурсов существующих идеологических подходов были использованы: статья А.Овсянникова «Социология катастрофы: какую Россию мы носим в себе?», монография «Введение в культуроведение» Ю.Рождественского, книги «Золотое сечение» О.Тони, «Россия и русские в мировой истории» Н. Нарочницкой, исследование В.Шнирельмана «Быть аланами. Интеллектуалы и политика на Северном Кавказе в ХХ веке», материалы Интернет-энциклопедий, «Культурологического словаря ХХ века», а также исследования современного информационного поля и массового сознания С.Кара-Мурзы, Е.Павловой, Р.Баландина и др. Для понимания специфики религиозно-культурного сознания адыгов (кабардинцев) весьма полезен оказался фольклорный материал: сборник кабардино-черкесских пословиц и поговорок «Адыгэ псалъэжьхэр», сборники адыгских сказок, сборник кабардинских традиционных благопожеланий «Хъуэхъухэр», собрание сведений о принятых в традиционном кабардинском обществе правилах поведения, народных приметах и обычаях «Адыгэ хабзэу щытахэр», героический эпос «Нартхэр», избранные работы по адыгской публицистике конца XIX – начала ХХ веков.
Основные направления внешней политики конца XIX начала XX в В конце XIX в. приоритеты внешней политики Российской империи по-прежнему были связаны с ее традиционными направлениями; Балканский регион, проблем черноморских проливов, дальневосточный узел противоречий. Не имея достаточно сил и средств для наступательной политики, Россия стремилась не обострять отношений с европейскими государствами. Соглашением с Австро-Венгрией в мае 1897 г. несколько смягчались противоречия России с ее главным соперником на Балканах, где сохранялся статус - кво. Нарастание угрозы общеевропейской войны из-за обострения франко-германских и англо-германских противоречий заставило Россию, не готовую к такой войне, выступить инициатором созыва международной конференции по обеспечению мира и прекращению развития вооружений. Первая такая конференция состоялась в мае - июле 1899 г. в Гааге, в ее работе участвовали 26 государств. Конференция приняла конвенции о мирном решении международных споров, о законах и обычаях войны на суше, но по главному вопросу - ограничение гонки вооружений - решения принять не удалось.
Цель своего участия в развитии утопического жанра поясняет известный публицист-почвенник, экономист, выступавший против мероприятий С. Ю. Витте, консервативный общественный деятель конца XIX - начала XX века С. Ф. Шарапов: "Я хотел в фантастической и, следовательно, довольно безответственной форме дать читателю практический свод славянофильских мечтаний и идеалов, изобразить нашу политическую и общественную программу как бы осуществленною. Это служило для нее своего рода проверкой. Если программа верна, то в романе чепухи не получится"32 . До сих пор существует ошибочное, на наш взгляд, мнение, согласно которому утопическая литература в России имела сугубо коммунистическую окраску, что было обусловлено спецификой российского феномена интеллигенции с ее страдательностью, жертвенностью, обостренным чувством справедливости, оппозиционностью в отношении любых проявлений социально-политической активности автократической власти. В частности, А. Свентоховский заметил: "До сих пор утопия принимала обыкновенно вид социализма и коммунизма.
Поэт-модернист, представитель школы символизма, К. Д. Бальмонт говорит о том, что у современного человека есть насущная потребность «в более утонченных способах выражения чувств и мыслей», чем у человека минувшего века. Реалисты, по мнению поэта, «в рабстве у материи», символисты – «отрешены от реальности», «видят свою мечту», «ушли в сферу идеального» – и поэтому глубже понимают жизнь, ее вечные, а не приземленные законы. Другой поэт- символист, В. Я. Брюсов, говорит, что новое искусство есть «постижение мира иными, не рассудочными путями», «откровение», «приотворенные двери в Вечность». Рассмотрим основные течения и направления, существовавшие в литературе конца XIX – начала XX века. РЕАЛИЗМ. На рубеже веков реализм продолжал оставаться серьезным литературным направлением, игравшим значительную роль в культурной жизни России. Еще живут и работают Толстой и Чехов, крупнейшие фигуры русского реализма XIX века, их творчество оказывает сильнейшее влияние на младших современников. Редакция «Знание». Писатели-реалисты в начале девятисотых годов объединяются вокруг издательства «Знание».
Если бы не сложившиеся роковым образом внешние и внутренние обстоятельства, наша страна, возможно, заняла бы лидирующие положение в мире. Целью данной работы является исследования и анализ деятельности реформаторов периода промышленного переворота в России конца XIX - начала XX века.В ходе работы рассмотрены также события и реформы начала-середины ХIX века, предшествовавшие первой индустриализации России, отмечены особенности и отличия русской модели развития экономики и промышленности от западных образцов. При работе над рефератом были использованы следующие источники: монография В.Т. Рязанова «Экономическое развитие России, XIX-XX век» ма- териалы из сборника работ Московского отделения Российского Научного Фонда и конференции "Реформы и реформаторы в России: история и совре- менность",историко-биографический справочник «Деловой мир России», журнальные статьи «Драма российской индустриализации» и «Король дипло- матов», а также книга «Великие реформаторы России». Глава I Реформы начала-середины XIX в - первые попытки оздоровления российского хозяйства. С IX-XII веков и до второй половины XIX века аграрная колонизация оставалась ведущей стратегией развития государства на Руси.
В экономической политике царизма конца XIX - начала XX века, было немало сильных сторон. В те годы Россия уверенно завоевала позиции на рынках Дальнего и Среднего Востока, тесня там своих соперников. Однако, эта политика оставалась внутренне противоречивой. И не только потому, что в ней преобладали административные меры, и недооценивалось значение частного предпринимательства. Главное заключалось в том, что самому курсу правительства не хватало сбалансированности между потребностями промышленности и сельского хозяйства. Несбалансированность хозяйства стала одной из причин экономического кризиса начала XX столетия, который затем сменился длительной «депрессией» 1904-1908 годов. С 1909 по 1913 год начинается экономический подъем. В результате прошедшего кризиса слабые, маленькие предприятия разорились, ускорился процесс концентрации промышленного производства. В 80 - 90 годы временные предпринимательские объединения замещаются крупными монополиями; картелями, синдикатами (Продуголь, Проднефть и т.д.). Одновременно с этим идет укрепление банковской системы (Русско-Азиатский, Петербургский международный банки).
Практикой стал выдел без земли, влекущий за собой нищету и безземелье. По подсчетам Евреинова безземельные крестьяне в общине составляли от 15 до 30%. Все это накапливало взрывоопасный материал. Неурожаи конца XIX – начала XX века, привели к голоду в Поволжье и на Украине, русско-японская война явилась детонатором массового крестьянского движения: 1901г. –50 выступлений, 1902г. – уже 340. в 1903г. накал борьбы стал спадать, но активность крестьянской массы оставалась высокой. Деревня требовала «Земли» . 3) Политические партии. Представители интеллигенции стали той социальной базой на основе которой в конце XIX – начале XX века формировались радикальные политические партии: социал-демократов и эсеров. Они оформились раньше либерально-оппозиционных партий, так как признавали возможность использования нелегальных методов борьбы, а либералы стремились действовать в рамках существовавшей политической системы. К 1903 году оформилась Российская Социал-демократическая Партия (РСДРП). Партия социалистов-революционеров (эсеров) сложилась в 1902г. В 1905г. создана партия кадетов.
Однако если учесть почти нелегальный характер русской колонизации, отсутствие реальной заботы о переселенцах, парадоксальными представляются толки и слухи, сопутствующие массовым переселениям конца XIX - начала XX века, которые очень походили на бегство, сплошь и рядом были несанкционированными. В них очень отчетливо присутствовал мотив государственных льгот для переселенцев. Еще только-только был занят Мерв, а туда уже направились крестьяне, свято верившие, что там их ждут государственные льготы (которых и в помине не было). «Смелые русаки без раздумья и ничтоже сумняшеся валили из своей Калуги в "Мерву", как они называли Мерв, движимые темными слухами, что вызывали сюда, в "забранный край", народушко российский на какие-то "царские работы"» . Все эти толки показывают, что крестьяне воображали, что служат государству, от которого бегут. Крестьянская колонизация - практически во всех ее формах - может быть представлена как конфликт крестьянского "мира" с централизованным государством. Однако этот конфликт, повторяясь бессчетное число раз, оказывается как бы "снятым". Ведь крестьянская община сама была мини-государством со всеми функциями и даже некоторыми атрибутами государства.
Данная тема выбрана не случайно. В ней делается попытка по-новому подойти к освещению отечественной истории конца XIX - начала XX века. Поставленной задачей является представление этого периода развития России через биографию общественного и политического деятеля Сергея Юльевича Витте, исторические данные о котором практически отсутствуют в современной историографии, показать глубину того следа, который он оставил в истории России. Конец XIX - начало XX века - переломный период в отечественной истории. Самодержавие вынуждено было приступить к осуществлению целого ряда реформ, которые были определены необходимостью экономического развития. Страна стояла перед решением таких задач как капиталистическая индустриализация, аграрный вопрос, задачи подъема культурного уровня народа и демократизации общественно-политического строя. Царизм, вынужденный начать процесс модернизации страны шел по пути, с одной стороны, - "бюрократического насаждения капитализма сверху", а с другой стороны - выступал тормозом капиталистической модернизации, которая проводилась самодержавием ради укрепления собственного политического положения в интересах класса помещиков.
![]() | 978 63 62 |