![]() 978 63 62 |
![]() |
Сочинения Доклады Контрольные Рефераты Курсовые Дипломы |
РАСПРОДАЖА |
все разделы | раздел: | Законодательство и право | подраздел: | История государства и права зарубежных стран |
Северные монастыри и их деятельность по хозяйственному освоению русского севера | ![]() найти еще |
![]() Молочный гриб необходим в каждом доме как источник здоровья и красоты + книга в подарок |
Андрей Александрович указывает, что это право на «места» на далеком Севере «пошло при моем отце и при моем брате».[225] Грамота Андрея Александровича (12941304Pгг.) является ценнейшим источником, свидетельствующим о том, что русская колонизация Севера имела своим исходным пунктом не только Новгород, но и Суздальскую землю. Различное происхождение русского населения Подвинья и Поморья нашло отражение в северо-русских диалектах. Цокающие говоры русского Севера остатки речи новгородцев, колонизовавших край, а нецокающие говоры, распространенные по Шексне, в Белозерье и на Онеге, являются рудиментами речи русских поселенцев, переселившихся из Ростово-Суздальской земли.[226] Итак, не может быть сомнений в том, что в XIXIIPвв. освоение русскими Севера и, в частности, берегов Белого моря, достигло значительных успехов. Выход русских промысловых людей на морское побережье не мог не сделать их поморами. Бойкий торг продуктами северного морского зверобойного промысла, столь характерный для Новгорода того времени, в первую очередь, свидетельствует о том, что новгородцы не побоялись на своих утлых суденышках устремиться по холодным волнам Белого моря далеко на север
Валаам является традиционным местом православного паломничества в России. Соловецкие острова, исторически связанные с Карелией, расположенные у ее северных административных границ в Белом море на территории Архангельской области. В XV веке здесь был основан Соловецкий православный монастырь, сыгравший выдающуюся роль в освоении Русского Севера и ставший одним из крупнейших духовных и культурных центров в России. В его ансамбль входят уникальные археологические комплексы дохристианского периода, грандиозный Кремль - мощнейшая крепость из диких валунов, белокаменные величественные храмы, сеть рукотворных каналов между островными озерами, древний ботанический сад. Три острова, три "жемчужины" Карелии - Валаам, Кижи, Соловки с памятниками мировой культуры на них не только составляют главную культурную достопримечательность Карелии. Они являются знаковыми символами всего культурного наследия России, масштабными культурными и духовными феноменами мирового значения, великолепным обрамлением культурного пространства Карелии, наполненного яркими и самобытными памятниками культуры, историческими достопримечательностями, музеями, живыми художественными и фольклорными традициями.
Несмотря на случавшиеся праздничные утешения, а иногда и послабления, в монастырях не забывали, что праздник — это прежде всего духовное торжество, а утешение должно соответствовать правильной мере. Старцы напоминали братии завет Спасителя: «Да не когда отягчают сердца ваши объядением и пиянством» (Лк. 21, 34) и слова апостола: «Аще ясте, аще пиете, аще ино что творите, все во славу Божию творите» (РНБ. Кир. — Бел. № 489/746. Л. 220–220 об.). По обиходникам Иосифо-Волоцкого, Кирилло-Белозерского и Соловецкого монастырей легко можно сделать вывод, что трапеза здесь была довольно разнообразной и калорийной. Но этот вывод не удается распространить на другие русские обители. Монашество средних и малых русских монастырей жило иначе, часто спасаясь от голода случайными подаяниями и государевой милостыней. Достаточно вспомнить уже упомянутые выше северные монастыри или перелистать хозяйственные книги Нило-Сорского скита. Жил скит в основном за счет государевой руги (жалованья) и своих огородов. Получив запас, строитель (настоятель) раздавал его братии
Топонимия Урала давно привлекла внимание ученых. Еще в ХVIII в. В. Н. Татищев и П. С. Паллас пытались проникнуть в тайны происхождения названий нашего края, иногда с успехом, иногда наивно и беспомощно. Так или иначе, проблема была поставлена, однако понадобилось два столетия, чтобы появились первые уральские топонимические словари1 . С чем связана такая задержка? Во-первых, с объемом материала (в нашей области несколько сот тысяч топонимов, на всем Урале - их миллионы), во-вторых, с его крайней пестротой, обусловленной многоязычностью населения как в настоящем, так и в прошлом. Но самое главное, надо было знать не отдельные факты, а такое их множество, которое позволило бы обнаружить определенную систему. Необходимо было собрать материал как у населения, так и в письменных источниках. Для реализации этой цели сорок лет назад начала работать топонимическая экспедиция Уральского университета. Территория, охваченная ее деятельностью, огромна: Урал, Русский Север, Западная Сибирь. Если не касаться географических названий Крайнего Севера, имеющих свою специфику, топонимическое районирование Урала в основном совпадает с его традиционным членением на Северный, Средний и Южный.
Значит, волок - это специальные люди, транспортное средство, оплата по договорённости, маршрут: всё готово к обслуживанию господ проезжающих. Специально в 1980-е годы вела исследования водно-волоковых путей Русского Севера (Славенского, Кенского, Емецкого и др.) Онежско-Сухонская экспедиция Инсти-тута Археологии АН СССР. Это - пути освоения русскими Севера, и в этом смысле экспедиция получила хорошие результаты. А о функционировании волоков сделала следующие выводы: «Итак, северный волок XI-XIII вв. – это сухопутная тележная дорога в лесу и гнездо связанных с ней поселений. Дорога протяжённостью от 2 до 12 км проложена по сухим, возвышенным участкам водораздела, но так, чтобы на трассе не было крутых подъёмов. Число поселений вблизи волока могло колебаться от 1-2 до 10-12». В этих поселениях (расположенных на водоразделах, где крестьянину селиться незачем, – воды нет) жили, оказывается, люди, задачей которых и было обслуживание волоковой дороги: замостить болотистые места гатями, предоставить лошадей. Посёлки существовали не сами по себе, а как часть системы коммуникаций, которая связывала Ростов, Суздаль и Новгород с Поморьем
С ним же связывают и происхождение родника: по легенде, он остановился здесь отдохнуть, стал взбираться по склону, поставил в землю посох – и в этом месте забил родник. Здесь же у родника лежат конфеты, печенье, восковые свечи, букетики цветов, мелкие деньги в жестяной банке – приношения паломников, которые ходят сюда по обету (обещанию) из деревень по Леди, Кице, а также и со всей Средней Ваги. ( см. подробнее: АМАЭ, д.1569-1570. Архангельская обл. Шенкурский р-н, записи 1987 г.). Варлаамиев колодчик - сакральный центр здешней местности, радиус его влияния составляет примерно 30 км. Подобные местные святыни рассеяны по всей заселенной территории, образуя сетевую структуру, к тому же иерархически организованную: есть локальные (пример – Варлаамиев колодчик: их влияние не выходит за рамки одной локальной группы поселений), региональные (напр., Соловецкий монастырь – сакральная доминанта всего Русского Севера), общероссийские (долгое время эту роль играла Киево-Печорская лавра) и общехристианские (Иерусалим ) святыни.
Прежде всего – особые экономико-географическое положение региона. Для него характерны отдаленность от основных, наиболее обжитых и развитых регионов страны, а также окраинность и ограниченность контактов с единственным соседом – Восточной Сибирью. Второй фактор – мощный ресурсный потенциал. Это дает ему возможность занимать важное место в экономике страны по ряду сырьевых позиций. Так регион производит: “98% алмазов, олова – 80%, борного сырья – 90%, золота – 50%, вольфрама – 15%, рыбы и морепродуктов – более 40%, древесины – 13%, целлюлозы – 7%” . Приграничное положение и незамерзающие морские порты создают благоприятные условия для сотрудничества со странами Азиатско- и Тихоокеанского региона. Транссибирская и Байкало-Амурская железнодорожные магистрали формируют базу для международных транзитных перевозок. Дальневосточный Юг гораздо более благоприятен для хозяйственного освоения, нежели Север. На территории, составляющей около 30% площади всего региона, проживает 80% его жителей. Север, напротив, отличается суровой природой и малонаселенностью.
По ряду основных характеристик (экономико-географическому положению, природным ресурсам, условиям их освоения, специализации хозяйства) выделяют два подрайона: Север (Якутия-Саха и Магаданская область) и Юг (Хабаровский и Приморский края, Амурская, Сахалинская и Камчатская области). Дальневосточный Юг гораздо более благоприятен для хозяйственного освоения, нежели Север. На территории, составляющей около 30 % площади всего региона, проживает 80 % его жителей. Север, напротив, отличается суровой природой и малонаселенностью. Разработка ценных полезных ископаемых - главная специализация района, определяющая его место в хозяйстве России. Промышленные очаги, связанные в основном с добычей полезных ископаемых, значительно удалены друг от друга. Существуют два наиболее важных фактора, которые определяют положение Дальнего Востока в системе российских регионов. Прежде всего - особое экономико-географическое положение региона. Для него характерны отдаленность от основных, наиболее обжитых и развитых районов страны, а также окраинность и ограниченность контактов с единственным соседом - Восточной Сибирью.
В результате удалось совместно осмыслить и определить наиболее привлекательные сферы взаимодействия, как в экономике, так и в научных и культурных обменах. Дальний Восток Общее состояние региона На территории региона располагаются республика Саха-Якутия. Хабаровский край. Приморский край. Амурская, Сахалинская. Камчатская и Магаданская области. По ряду основных характеристик (экономико-географическому положению, природным ресурсам, условиям их освоения, специализации хозяйства) выделяют два подрайона: Север (Якутия-Саха и Магаданская область) и Юг (Хабаронский и Приморский края. Амурская. Сахалинская и Камчатская области). Дальневосточный Юг гораздо более благоприятен для хозяйственного освоения, нежели Север. На территории, составляющей около 30% площади всего региона, проживает 80% его жителей. Север, напротив, отличается суровой природой и малонаселенностью. Разработка ценных полезных ископаемых - главная специализация района, определяющая его место в хозяйстве России. Промышленные очаги, связанные, в основном с добычей полезных ископаемых, значительно удалены друг от друга. Существуют два наиболее важных фактора, которые определяют положение Дальнего Востока в системе российских регионов.
В результате удалось совместно осмыслить и определить наиболее привлекательные сферы взаимодействия, как в экономике, так и в научных и культурных обменах. Дальний Восток Общее состояние региона На территории региона располагаются республика Саха-Якутия. Хабаровский край. Приморский край. Амурская, Сахалинская. Камчатская и Магаданская области. По ряду основных характеристик (экономико-географическому положению, природным ресурсам, условиям их освоения, специализации хозяйства) выделяют два подрайона: Север (Якутия-Саха и Магаданская область) и Юг (Хабаронский и Приморский края. Амурская. Сахалинская и Камчатская области). Дальневосточный Юг гораздо более благоприятен для хозяйственного освоения, нежели Север. На территории, составляющей около 30% площади всего региона, проживает 80% его жителей. Север, напротив, отличается суровой природой и малонаселенностью. Разработка ценных полезных ископаемых - главная специализация района, определяющая его место в хозяйстве России. Промышленные очаги, связанные, в основном с добычей полезных ископаемых, значительно удалены друг от друга. Существуют два наиболее важных фактора, которые определяют положение Дальнего Востока в системе российских регионов.
Мощи его лишь через пять лет вернулись на Соловки. Слава О первоначальниках Соловецких и их обители была столь велика, что, когда Новгород в XVI веке оказался подчинен московскому престолу, Соловецкий монастырь, оставаясь в епархиальном управлении новгородских архипастырей, пользовался особым покровительством московских государей. На картах Московии первой половины XVI века Соловецкий монастырь, форпост православия на Русском Севере, уже отмечен. На Церковном Соборе в 1547 году были прославлены в лике святых преподобные Зосима и Сав-ватий, Соловецкие чудотворцы, и обитель получила щедрые дары от царя Иоанна IV Грозного: земельные угодья в Сумской волости, пребывал в молитве и часто уединялся в особое место, им самим избранное, которое стало известно как Филипповская пустынь. Желал игумен не оставлять обитель до скончания дней своих, но пришлось ему в 1566 году, повинуясь царской воле, принять сан митрополита Московского и всея Руси. Недолго пришлось ему управлять митрополией. Царь Иоанн Грозный, расположение которого к человеку менялось скоро и неожиданно, сослал неугодного святителя, горячо его обличавшего и заступавшегося за жертв опричнины, в Тверской Отрочь монастырь.
Без монастырей невозможно понять российскую историю, они выступают носителями традиций православной культуры, развивавшейся на протяжении тысячелетий. Поэтому монастыри являются крупнейшими культурно-историческими туристскими центрами России. Влияние православных монастырей на многие аспекты жизни русского средневековья было очень велико. Это объясняется множественностью функций монастыря в религиозной, общественно-политической и хозяйственной сферах деятельности. Монастырь (в переводе с греческого – келья отшельника) – это и земное воплощение символической сущности «небесного града Иерусалима», и неприступная крепость, и крупный землевладелец, и мощная экономическая организация. Массовое возникновение монастырей на Русском Севере относится к рубежу XIV-XVвв. Оно было связано с деятельностью монахов обителей Московского княжества, в основном Сергиева монастыря Святой Троицы. По благословению своего духовного учителя монахи отправлялись в пустынные северные земли в поисках более уединенного жития. К отшельникам присоединялись другие монахи, образовывая монастырскую общину.
Главным центром туризма Карелии являются: Петрозаводск с окрестностями и музеем-заповедником северного деревянного зодчества на о.Кижи в Онежском озере, архипелаг Валаамских островов в Ладожском озере, широко известный необычайностью природных ландшафтов, а главное знаменитым Спасо- Преображенским монастырем с его замечательным архитектурным ансамблем, окрестными скитами и монашескими пустыньками. В Карелии и на Русском Севере продолжают вызывать большой интерес туристов туры «Серебряного кольца». Традиционный маршрут проходит по городам Вологодчины и включает Вологду с окресностями, Великие Луки, Белозерск, Кириллов с его знаменитыми монастырями. Новый интересный 10-ти дневный комбинированный тур с использованием авиаперелетов, переездов по железной дороге и на автобусах, водного транспорта по рекам и каналам охватывает города: Санкт-Петербург – Петрозаводск – Архангельск – Вологда – Ярославль – Москва предлагается иностранным туристам. Вариантом его, называемым «Северное ожерелье России», можно считать тур по маршруту «Санкт- Петербург – Петрозаводск – Архангельск – Вологда – Санкт-Петербург» 3. реклама Успешная маркетинговая деятельность туристских предприятий зависит от хорошо продуманной, систематической, эффективной работы, как с потенциальными потребителями туристских услуг, так и торговыми посредниками.
Новый этап в развитии этого направления западной историографии связан с именем Р. Кернера, профессора Калифорнийского университета, где в 1930-е гг. им был основан семинар по северо-восточной Азии. Вслед за Кернером американские исследователи взяли курс на более тщательное изучение источников по истории освоения русскими Северной Азии. Первой значительной работой Кернера стал двухтомный труд, посвященный обзору письменных источников по истории североазиатского региона и опубликованный в 1939 г. под названием «Северо-восточная Азия: избранная библиография». По словам Кернера, в процессе работы над библиографическим исследованием у него возник интерес к вопросу о причинах и сущности «русской восточной экспансии». Стремление историка ответить на сугубо теоретические вопросы и выработать новую концепцию, способную хотя бы отчасти объяснить содержание колонизационного процесса, привело к появлению его монографии «Стремление к морю: курс русской истории — роль рек, волоков, острогов, монастырей и пушнины». В теоретических построениях Кернер опирался на работы русских историков С. Соловьева, З. Ходаковского, В. Ключевского, рассматривавших различные аспекты русской колонизации.
А. Б. Спеваковский ТРАДИЦИОННОЕ В СОВРЕМЕННОЙ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОРЕННОГО ОЛЕНЕВОДЧЕСКОГО НАСЕЛЕНИЯ СЕВЕРА ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА В свете возрастания роли общественных наук в разработке проблем развитого социализма особое внимание этнографической науки сейчас направлено па изучение современности и, в частности, на исследование традиций в хозяйственной деятельности, их значения в развитии современной экономики. Перед этнографами встают задачи сбора и сбережения информации о традиционной производственной культуре, учета ее особенностей, в том числе и у коренных народов Сибири, с целью, как отмечал Ю. В. Бромлей, повышения практической роли этнографии, усиления ее конструктивных и управленческих функций. Социалистические преобразования, начавшиеся уже с первых лет Советской власти, и широкомасштабное освоение пространств Сибири, которое осуществляется особенно интенсивно в последние десятилетия, оказали существенное влияние на все стороны жизни коренного населения Севера. На основе закономерностей общественного развития в эпоху социализма произошла трансформация в материальной и духовной культуре эвенов, эвенков, кoряков, чукчей и других северных этносов, изменился их быт.
издавна были научными центрами Европы. Именно там в борьбе христианской догматики с многочисленными ересями выковывались основы современного научного мышления. Вокруг монастырских богословских школ зарождалось университетское образование современного типа. В России ситуация была иной. При этом роль монастырей в цивилизационном освоении сегодняшней территории нашей страны была исключительно велика. В эпоху преподобного Иосифа Волоцкого или святителя Филиппа (Колычева) крупные обители, такие как Кирилло-Белозерская или Соловецкая, были носителями и распространителями самой передовой технологии того времени. Сегодня важно вспомнить и про значение монастырей как центров трудового образования и воспитания. Так, трудовое послушание в Соловецком монастыре на протяжении нескольких сезонов несли практически все подростки и юноши Русского Севера, распространяя затем по широким русским просторам и накопленную в монастыре технологическую культуру, и сформированную там этику труда. Если же взглянуть на сегодняшние российские монастыри, большая их часть, по однажды сделанному замечанию диакона Андрея Кураева, представляет из себя с хозяйственной точки зрения, в лучшем случае, образцовые колхозы.
О.И. Шафранова Из истории создания женских монастырей на Северном Кавказе во второй половине XIX – начале XX вв. Русские православные монастыри играли значительную роль в социально-экономической и духовной жизни Российской империи. Согласно данным 1887 г. они содержали 93 больницы и 66 приютов для престарелых, две трети которых приходились на женские монастыри, при этом число мужских монастырей составляло 469, женских не превышало 202. В эпоху Александра III (1881-1894) правительство стало поощрять учреждение церковно-приходских школ, женские монастыри стали центрами женского начального образования. При всех женских монастырях открывались церковно-приходские школы на средства самих монастырей [Смолич И.К. Русское монашества (988-1917). Приложение к «Истории Русской Церкви». М., 1997. С. 293.] Православные монастыри в регионе учреждаются по мере инкорпорации Северного Кавказа в социальную, политическую и экономическую систему России. Женские монастыри здесь стали играть ведущую роль в развитии хозяйственного освоения региона, ибо они содержали заводы, мельницы, земельные угодия, где занимались сельским хозяйством, школы, больницы, приюты.
Спасение сохранившихся "островков" первозданной северной природы, запрет на их территориях всех видов хозяйственной деятельности, способных нарушить целостность природных комплексов привели к необходимости создания в области научно-обоснованной сети особо охраняемых природных территорий. Под охрану взяты живописные северные ландшафты, вековые еловые леса, боры-беломошники с богатыми урожаями грибов и ягод, ценные клюквенные болота, уникальные карстовые озера, геологические обнажения, старинные парки помещичьих усадеб. На большинстве особо охраняемых природных территорий установлен природоохранный режим, ограничивающий хозяйственную деятельность. Сеть охраняемых природных территорий области включает Дарвинский заповедник, национальный парк "Русский Север", 82 природных заказника, 80 памятников природы, 11 генетических лесных резерватов. Охраняемыми природными объектами занято 2,6% территории Вологодчины. Кроме того, в области взято под охрану 260 клюквенных болот. В составе природных заказников для охраны и воспроизводства охотничье-промысловых животных создано 14 зоологических заказников, общая площадь которых составляет 471,9 тыс.га. Создание сети особо охраняемых природных территорий позволило уберечь от рубок остатки коренных вологодских лесов.
![]() | 978 63 62 |