![]() 978 63 62 |
![]() |
Сочинения Доклады Контрольные Рефераты Курсовые Дипломы |
РАСПРОДАЖА |
все разделы | раздел: | Политология, Политистория |
Демократия и общественное развитие | ![]() найти еще |
![]() Молочный гриб необходим в каждом доме как источник здоровья и красоты + книга в подарок |
Они уже не допускают возможности ведения широкомасштабных контактных войн на суше с участием своих сухопутных группировок. Существующее большое превосходство возможностей США, тем более всего военного союза НАТО, в контактных и бесконтактных войнах делает невозможным для многих народов и государств мира вести с ними любые войны. Если в XXI веке мировой порядок будет по-прежнему поддерживаться на силовой основе, которую в конце XX века активно начали создавать и проводить США, то человечество не избежит серии бесконтактных войн, наподобие войны в Югославии. Эти войны будут иметь ожесточенный характер, прикрываемый гуманистическими лозунгами о защите демократии, прав человека, ценностей цивилизации, а по существу будут направлены на разрушение экономического потенциала и свержение (замену) политического строя другой страны. Таковы лишь в самых общих чертах противоречия мирового общественного развития, которые оказывают влияние на содержание и характер войн в начале ХХI века. Любую конфронтацию, тем более связанную с вооруженным конфликтом, бывает легче и быстрее предупредить или остановить, нежели потом ликвидировать ее социально-политические последствия
Министерство образования РФ. Самарская государственная экономическая академия.Реферат На тему: Изменение системы государственного управления народным хозяйством в 1957. Выполнил: студент 1 курса дневного отделения, специальности менеджмент организации 1 группы Манагаров Р.И. Проверила: Солдатовна Ольга Евгеньевна. Самара 2002К середине 50-х годов насущной задачей общественной жизни стали развитие демократии, укрепление конституционных норм, повышение роли Советов и упрочение их связи с массами. В предшествующий период, как было отмечено на ХХ съезде КПСС: не соблюдался принцип коллегиальности; сессии Советов созывались нерегулярно, нарушались сроки созыва съездов; депутаты не отчитывались перед избирателями и т.д. По сути дела это означало, что СССР был превращен в тоталитарное государство с авторитарной формой правления. Усиление тенденций замедления темпов общественного развития в конце 50-х — начале 60-х годов посекундно осознавалось руководством страны. Вероятно поэтому, этот период отмечен поисками наилучшего сочетания территориального и отраслевого принципов управления.
Вико искал в истории объективный критерий, пытался вскрыть внутреннюю логику общественного развития, связь социальных событий. Подобно тому как существует логика идей, существует и логика вещей в социальной реальности. Вико выдвинул идею, что каждый народ в своей истории проходит определенные циклы развития: эпоху богов - детство человечества, эпоху героев - юность человечества и эпоху людей - зрелость человечества. Существует некоторая закономерность и в развитии государственности, причем аристократия сменяется демократией, которая для народов, не умеющих достичь идеала, выражается в формах деспотизма. Так, в спорах с Р. Декартом Вико, противопоставляя общий разум индивидуальному, сформулировал идею объективного характера исторического процесса: мы можем осмыслить лишь то, что делаем. Историческое познание он рассматривал как осознание человечеством своих собственных деяний в разных областях общественной жизни. Им выдвинута концепция исторического круговорота - развития всех народов по циклам, состоящим из трех эпох: божественной (безгосударственность, подчинение жрецам), героической (аристократическое государство) и человеческой (демократическая республика или представительная монархия)
Введение в Украине порядка проведения референдума по народной инициативе создаёт правовые гарантии осуществления прямого народовластия . Виды референдумов Выяснению специфических особенностей референдумов, а также выяснению их роли при регуляции общественных отношений способствует анализ видов референдумов. Если выборы непосредственно связаны с представительной демократией, то референдум – институт прямой, непосредственной демократии. Законодательство развитых демократических стран выделяет референдумы: конституционный голосование по новой Конституции или поправкам к ней; обычный законодательный по любому законопроекту, предложенному к ратификации в установленном порядке; дозаконодательный или консультативный; Мнение, высказанное на консультативном референдуме, то есть до утверждения законопроекта не является обязательным ни для парламента, ни для правительства и используется лишь как орудие политического воздействия на них. послезаконодательный (ратифицирующий). После ратифицирующего референдума законопроект приобретает силу закона, даже если нет согласия представительных органов обязательный при наступлении точно установленных законом условий; факультативный по усмотрению правомочного на это действие субъекта права; Также оговорен и территориальный принцип.
В идейных исканиях кружка трансценденталистов нашел отражение духовный кризис американского общества накануне перехода страны на путь широкого промышленно-капиталистического развития. Америка была чревата второй революцией, войной с южным рабовладением, задача которой состояла в том, чтобы довести до конца буржуазно-демократические преобразования, начатые антифеодальной революцией в XVIII в. Далеко не всем идеологам в США было тогда очевидно, что победа буржуазной демократии, к которой они стремились, подготовит быстрое и безраздельное торжество капиталистического порядка. Трансценденталисты были экономическими романтиками. Они продолжали надеяться на "средний исход" общественного развития в США, при котором экономические и социальные противоречия буржуазного строя не получили бы антагонистического характера и самостоятельный мелкий производитель, фермер, ремесленник, остался бы основной фигурой американской жизни. Живая связь трансценденталистов с передовой демократической мыслью в США 40 50-х годов сказалась не только в их идейных исканиях и социальных экспериментах, но также в активном участии в аболиционистском движении и поддержке Севера в Гражданской войне с рабовладельческим Югом
Во-первых, его ориентация только на конституционно-«писанное право», что оставляет в стороне возможность суда руководствоваться общими принципами демократии, как это предусмотрел, например, Съезд Народных депутатов СССР в декларации прав и свобод человека от 05.09.1991г. В правовом государстве правосудие должно обеспечивать надежную защиту прав личности, такие отношения между личностью и государством, которые строятся на взаимной ответственности сторон. Государство определяется как официальный представитель общества, правовое государство - инструмент для эффективной реализации интересов личности. Безопасность государства имеет социальную ценность лишь постольку, поскольку она обеспечивает безопасность общества и личности. 5.Взаимная ответственность гражданина и его государства Совершенное гражданское общество-основа создания правового государства Понятия государства и общества не тождественны. Их следует различать. Государство выделилось из общества на известной стадии его зрелости. Общество-мать государства, и соответственно государство- его дитя, продукт общественного развития. Каково общество, таково и государство.
В своих взглядах на историю Николай Васильевич, казалось бы, приближается к историческому материализму, отправляясь в своих суждениях от материальной основы. Но все эти положения объясняются им как результат действия нравственных сил, и общественная жизнь оценивается с точки зрения здравых экономических понятий. Исторические воззрения Шелгунова идеалистичны, но иными в условиях крепостной эпохи они быть не могли. Возможно, что новые исторические условия подвели бы его и к более глубокому пониманию хода общественного развития. К сожалению, 12 апреля 1891 года Николай Васильевич Шелгунов скончался, и вопрос о том, встал бы он на материалистические позиции или нет, остается в области предположений. По крайней мере, необходимые условия для этого, как представляется нам, были. Похороны Шелгунова превратились фактически в тысячную демонстрацию с участием рабочих, которая имела большое политическое значение для Петербургской социал-демократии. Александр III был вынужден признать, что похороны явились смотром «революционных сил».І Эти факты говорят о большом авторитете и популярности Николая Васильевича как общественного деятеля и публициста.
Тем народам, которые готовы к индивидуальной свободе и ответственности, ограничению собственного эгоизма, уважению закона и прав человека, демократия действительно создает наилучшие возможности для индивидуального и общественного развития, реализации гуманистических ценностей: свободы, равноправия, справедливости, социального творчества. Список использованной литературы: 1. Алексис де Токвиль. Демократия в Америке. М., «Прогресс - Литера», 1994. 2. Арон Р. Демократия и тоталитаризм. М., 1993. 3. Брайс Д. Современные демократии. М., «Прогресс», 1992. 4. Власть при переходе от тоталитаризма к демократии. Свободная мысль. 1993 - № 8 5. Вятр Е. Лекции по политологии Т- 1. Типология политических режимов. 1991. 6. Кельзен Х. О сущности и значении демократии. М., «Проспект», 1996. 7. Стародубский Б.А. Политические режимы европейских стран. Свердловск., 1989.
Но в современных условиях в Украине не хватит средств, чтобы выдержать бремя содержания безработных, а сами безработные, в отличие от западных стран, не выдержат тягот безработицы. Так, исходя из особенностей изменений происшедших к началу XXI века в общественном развитии определение социально-экономической модели развития общества должно осуществляться с учетом движения мирового сообщества к новому типу цивилизации – формированию постиндустриальных социально- интегрирующих обществ, строящихся на основе равенства, свободы, справедливости, демократии, объективно растущей взаимозависимости стран и становления целостного мира, в котором взаимодействуют различные общества, используя достижения науки, техники и социального прогресса (Николай Горлач). Прогрессивный вектор социально-экономических преобразований складывается под влиянием магистральных направлений: усиление индивидуальных личностных начал, всемирное развитие прав и свобод личности, в основе которого лежит частная собственность. К сожалению, в свое время социологи были не готовы к “встрече” с этими и многими другими проблемами. Только сейчас начались: поисковые работы, процесс создания методологии исследования социальной напряженности в обществе, на производстве; разработки рекомендаций для структур управления обществом и производством.
В связи с этим особенно актуальным становится изучение гражданского общества, раскрытие его универсальных характеристик с учетом современных реалий. Гражданское общество является главной опорой всякой настоящей демократии: оно способствует ее построению и служит залогом ее сохранения и укрепления. Гражданское общество выступает основным противником поползновений государства в сторону тоталитаризма и защищает общество от любых злоупотреблений со стороны властей: препятствует нарушению прав человека, ограничивает коррупцию и т.п. Реальность гражданского общества определяется соотношением идеального проекта и реально достигнутого состояния общества, которое может осуществить такой проект. В конце XX – XXI в. на теоретическом и практическом ровнях, так и на ментальном уровне актуализируется формирующийся в России общественный запрос на социальную стабильность и социальный порядок. Кроме того, продолжающийся в течение последних десяти лет поиск парадигмы общественного развития постепенно приводит к тому, что в качестве общенациональной идеи принимается идея создания в России гражданского общества В последние годы становится все больше отечественных исследований теоретических аспектов процесса становления гражданского общества, так как эта проблематика находится в настоящее время в центре научного поиска, является объектом внимания общественности и высших органов государственной власти, ведущих политических лидеров страны.
Маркса, процесс перехода от капитализма к социализму, ибо “буржуазной общественной формацией, — пишет он, — завершается предыстория человеческого общества”. По Марксу, недиалектический подход и необоснованное признание законов капиталистической экономики универсальными, не позволили понять представителям классической политической экономии, которые собственно открыли эти законы, что они имеют специфический и преходящий характер. Обращаясь к сути рассматриваемой концепции К. Маркса, следует заметить, что идея анализа общественного развития как чередования базиса и надстройки не проста в применении. Например, “производительные силы зависят одновременно от технической оснащенности и от организации совместного труда, которая в свою очередь зависит от законов собственности. Последние принадлежат к юридической сфере. Но “право — это часть государства, а последнее относится к надстройке. Мы снова сталкиваемся с трудностью отделения базиса и надстройки”. Но, несмотря на это, с тех пор, да и сейчас, “для марксиста экономический подход означает, что организация производства играет решающую роль, предопределяя социальную и политическую структуру, и основной упор он делает на материальных благах, целях и процессах, конфликте между рабочими и капиталистами и всеобщем подчинении одного класса другому”. По убеждению К. Маркса, капитализм, эра которого “берет свое начало в XVI веке”, исключает гуманизацию общества и демократию из-за частной собственности на средства производства и анархии рынка.
Например, в США около 50% взрослого населения состоит в различных ассоциациях. Группы защиты — это, прежде всего, предпринимательские ассоциации и профсоюзы. Они призваны отстаивать, в первую очередь, материальные интересы своих сторонников. В силу распространения государственного вмешательства в экономическую и социальную сферы эти группы достаточно активно взаимодействуют с государством для решения основных вопросов. Некоторые из них являются постоянными участниками двухстороннего диалога с правящими структурами или трехстороннего диалога групп защиты (предпринимательских и профсоюзных) с участием государства. Необходимо отметить, что роль групп защиты в настоящее время в странах развитой демократии постепенно эволюционирует, а их влияние неуклонно снижается. Наблюдается кризис профсоюзного движения, а трехсторонние отношения бизнеса, профсоюзов и государства постепенно утрачивают свое значение. Эти тенденции обусловлены, в первую очередь, социальными процессами, связанными с переходом к постиндустриальной стадии общественного развития: с изменением социальной структуры, с эволюцией отношений в сфере производства, с индивидуализацией массового сознания и социального протеста.
РЕФЕРАТ по истории ПОЛИТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РОССИИ ПОСЛЕ ПЕРВОЙ РУССКОЙ РЕВОЛЮЦИИ План: Третьеиюньская политическая система: цели и сущность, причины ее кризиса. Позиция и тактика политических партий России в 1907-1914 годах по основным вопросам общественного развития России. ПОЛИТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РОССИИ ПОСЛЕ ПЕРВОЙ РУССКОЙ РЕВОЛЮЦИИ Третьеиюньская политическая система: цели и сущность, причины ее кризиса. 20 февраля 1907 г. начала работу II Государственная дума. Она оказалась левее первой. Хотя главенствующее положение в Думе продолжали занимать кадеты, они потеряли 80 депутатских мест. Представительство кадетов сократилось с 43 до 19%. Октябристам удалось провести 42 своих депутата. Социал-демократы, отказавшиеся от тактики бойкота, получили 65 мест, а всего левые партии завоевали 222 мандата (43%). В Думу были избраны также черносотенцы — 30 депутатов. В начале марта в Думе выступил председатель Совета министров Столыпин с правительственной декларацией о проведении либеральных реформ. В декларации говорилось, что правительство рассмотрело законопроекты о неприкосновенности личности, ненаказуемости участников экономических стачек, реформах в народном образовании и т. д. Как и раньше, центральным был аграрный вопрос.
СОЗДАНИЕ МНОГОПАРТИЙНОЙ СИСТЕМЫ Одним из шагов к демократии в период перестройки было создание многопартийной системы в Советском Союзе. Можно с полной уверенностью утверждать, что это стало одной из причин краха социалистического режима. Многопартийность все явственнее становится естественным атрибутом общественного развития СССР, появляющиеся и растущие новые партии стремятся к установлению в государстве демократического режима, приводят к подрыву авторитета и значимости Коммунистической партии, с 1918 года безраздельно властвовавшей в стране. Путь к созданию подобной системы в России был достаточно нелегок. Проследим эволюцию ее создания. Впервые многочисленные политические партии появляются в конце XIX - начале XX веков. Партии создавались нелегально, подвергались гонениям, что, кстати, происходило и в советском государстве. Лишь после подписания Николаем II Манифеста 17 октября 1905 года было дано официальное разрешение создавать политические партии. Однако уже через несколько лет демократический процесс в царской России был заморожен: монархия начинает наступление на демократические права и свободы, Государственная Дума распускается, деятельность партий не оказывает особого влияния на государственную политику.
В результате этого задержалось и их собственное развитие. Как считал М.Н. Тихомиров, причинами возникновения государства были «развитие земледелия и ремесла в области экономики, развитие феодализма - в области общественных отношений». Так в VII-VIII веках от Рождества Христова, в связи с ростом производительности труда, становилось вполне возможной индивидуализация производства. Подготавливались условия для перехода от раннеклассовых отношений к феодализму. Экономический прогресс у восточных славян являлся движущей силой их общественного развития. При условии существования индивидуальных хозяйств дополнительный продукт, получаемый в них и достигавший значительных размеров, становился собственностью производителя и мог являться источником обогащения. Так возникло сначала имущественное, а потом и социальное неравенство. Так же в это время складывалась и росла частная собственность у зажиточных членов общины. Формировалась социальная верхушка общества. Большое значение для образования государства имели союзы племен. В начале существования таких союзов племен, формой организации управления была военная демократия.
Когда народовольцы, выдававшие себя за поборников народного счастья и социальной справедливости, покушались на царя-освободителя, они тоже, очевидно, полагали, что своим безрассудным поступком в состоянии приблизить Россию к демократии и прогрессу, хотя на самом деле лишь осложняли путь общественного развития страны, делали его мучительно сложным и долгим. Насилие и демократия вещи несовместимые. Императора Александра II убили в тот самый день, когда он намеревался издать высочайший манифест, который либеральная часть российского общества уже успела окрестить первой российской конституцией. Александр III стоял перед сложной дилеммой: продолжать реформы отца по либерализации российского общества, или отступив от них, взять жесткий курс на усиление неограниченной самодержавной власти. К сожалению (и неожиданно для многих россиян), выбор тогда был сделан однозначный - в пользу второго пути. Прошло немногим более тринадцати лет, которые пришлись на царствование Александра III, и его сыну, Николаю II, предстояло снова решать все ту же дилемму: идти ли по стопам отца, сохраняя в неприкосновенности систему абсолютной монархии, или возвратиться к идеям и заветам своего деда.
На всех ступенях общественного развития основой народа, его большинством являются трудящиеся массы – главная производительная сила общества. В классовом обществе народ может включать в себя слои населения с весьма различными и даже противоположными интересами. К народу принадлежит, например, буржуазия, боровшаяся против феодализма в буржуазных революциях, участвующая в национально освободительной борьбе против империализма и колониализма. «Употребляя слово «народ» - писал В.И. Ленин, - Маркс не затушевывал этим словом различия классов, а объединял определенные элементы, способные довести до конца революцию». Марксизм-ленинизм отличает революционный народ, сплоченный идейно и организационно и способный вести борьбу за решение назревших задач общественного прогресса, от тех масс, которые по своему положению заинтересованы в социальных преобразованиях, но не принимают участия в активной политической борьбе. В политическом побуждении и организации народа главную роль играет его авангард, рабочий класс, возглавляемый партией. Конкретно-исторический подход к народу дает возможность коммунистическим партиям проводить гибкую политику, учитывающую изменения в позициях различных классов, что позволяет выковывать широкий народный фронт, объединяющий все прогрессивные элементы населения, способные вести борьбу за мир, национальную независимость, демократию и социализм.
Только такая, достаточно жесткая по своей форме борьба политических сил имеет шансы действительно сформировать новую структуру интересов и сделать их конфликт будущей силой общественного развития. Однако и сохранение основ национального единства выступает фактором фундаментальной значимости. В отсутствие такого единства вместо демократии возникнет совершенно иной политический результат — поляризация приведет к дезинтеграции и расколу по региональному, этническому или какому-либо иному признаку. Процесс перехода к демократии чрезвычайно сложен и может, по мнению Ростоу, потребовать нескольких десятилетий. Для его успеха существенно, чтобы на подготовительной стадии не репрессировались ни свобода оппозиции, ни избирательное право. В этом случае постепенно политические лидеры могут прийти к сознательному решению принять существующее многообразие в условиях единства нации как реальность и институциализировать некоторую важнейшие аспекты демократической процедуры. Фактически это означает наступление третьей фазы — фазы решений. В качестве примера Ростоу называет «Великий компромисс», достигнутый в 1907 г. шведскими политиками и базировавшийся на адаптации избирательного права и пропорционального представительства.
![]() | 978 63 62 |