![]() 978 63 62 |
![]() |
Сочинения Доклады Контрольные Рефераты Курсовые Дипломы |
РАСПРОДАЖА |
все разделы | раздел: | Законодательство и право | подраздел: | История государства и права зарубежных стран |
Столыпинская реформа | ![]() найти еще |
![]() Молочный гриб необходим в каждом доме как источник здоровья и красоты + книга в подарок |
Абстрактно говоря, с такой постановкой вопроса трудно спорить. Но какое же политическое исповедание веры Распутина «как лоскутное одеяло, по кусочкам, отрывкам» (с.179) собрал и представил читателю А.Амальрик? Основа этого исповедания — «царь и народ» (с.179). Распутин -сторонник "сильной самодержавной власти, способной защитить «слабых» от «сильных» (с.181). «Он своим мужицким инстинктом понимал, что России нужна — самодержавная или какая угодно — но сильная власть, способная много переделать по-новому, в частности покончить с земельной аристократией» (с.182). В итоге он отнесся отрицательно к столыпинской реформе как к попытке сохранить дворянское землевладение и «был недоволен тем, что Дума не смогла или не сумела решить земельный вопрос в интересах крестьян», «накануне революции поддержал проект принудительного отчуждения помещичьих земель» (с.180). Дума, по его мнению, «выражала только интересы привилегированных классов» и «народная вера в царя представлялась Распутину более стабильным фактором, чем надежды на Думу» (с.181-182)
Проблему надо решать на федеральном уровне, совершенствуя Налоговый кодекс и памятуя простую истину: чем выше налог, тем меньше сбор денег. Многое можно решить и на уровне субъекта Федерации. - Когда-то саратовский губернатор Столыпин мечтал отдать землю в собственность крестьянам. - Именно крестьянам, а не садоводам. Столыпинская реформа отдавала в собственность хуторские и отрубные земли. Тогда камнем преткновения был консерватизм крестьянской общины, неохотно выделявшей единоличнику часть своей земли. - Поразительное сходство с нынешней реформой. Снова "единоличник", то есть фермер, выделяется из "общины". Не правда ли? - Сходство чисто внешнее, а различие - существенное. Современное законодательство дает собственнику, получившему свидетельство на земельную долю, все права. Можно выделить свою долю земли из общей собственности и вести фермерское хозяйство. Далее. Можно эту земельную долю продать, что, конечно, непросто, как мы уже выяснили, но юридически возможно. Практика, впрочем, показывает: сегодня участки (доли) чаще всего передаются в аренду. Но выделение земли для индивидуальных фермерских хозяйств идет медленно.
Так осуществлялось сочетание нелегальной революционной деятельности большевиков с легальной агитацией и организацией рабочих масс через "Правду". "Правда" писала не только о рабочей жизни, о рабочих стачках и демонстрациях. "Правда" систематически освещала крестьянскую жизнь, голодовки крестьянства, эксплуатацию крестьян крепостниками-помещиками, ограбление лучшей крестьянской земли кулаками-хуторянами в результате столыпинской "реформы". "Правда" показывала сознательным рабочим, как много горючего материала накопилось в деревне. "Правда" учила пролетариат, что задачи революции 1905 года не разрешены, что предстоит новая революция. "Правда" учила, что в этой второй революции пролетариат должен выступить настоящим вождем, руководителем народа, что он будет иметь в этой революции такого сильного союзника, как революционное крестьянство. Меньшевики добивались того, чтобы пролетариат бросил думать о революции. Меньшевики внушали рабочим: бросьте думать о народе, о голодовках крестьян, о господстве черносотенных помещиков-крепостников, боритесь лишь за "свободу коалиций", подавайте об этом "петиции" царскому правительству
Причиной индивидуализации являлось личное участие землевладельца в ведении хозяйства. В сельском хозяйстве личные качества хозяина, писал ученый-аграрник того времени А.И. Скворцов, имеют несравненно большее значение для дела, чем в промышленности. Каждый должен обладать объемом знаний во всех областях земледелия и экономики, науки, техники и т.д. Эти обстоятельства важны для выявления истинной природы общинного землепользования, которое в ходе дискуссии об общине обычно отождествляется с коллективным землепользованием и соответственно с коллективными формами хозяйствования. Однако при общинном землепользовании само землепользование крестьянина, равно как: способ ведения им сельскохозяйственного производства, всегда оставалось индивидуальным. И это сыграло далеко не последнюю роль при реформировании общины в рамках проведения следующих земельных преобразований, вошедших в историю под названием столыпинской реформы. Земельная реформа 1861 г. принесла следующие экономические результаты: площадь пашни увеличилась с 88,8 млн. дес. в 1860 г. до 117 млн. в 1877 г., урожайность зерна возросла с 29 пудов с десятины в 1861—1870 гг. до 39 пудов в 1890—1891 гг.
И какие бы повышенные требования ни предъявляла жизнь к Кутепову, хотя бы в области ему совершенно чуждой - не военной, - он всегда оказывался на высоте положения. Чтобы быть достойным служения Родине, он постоянно учился и совершенствовался. По своей природе воин, Кутепов был выдающимся боевым начальником и исключительным воспитателем войск, что особенно ярко сказалось в Галлиполи, но когда жизнь потребовала, он стал политиком. Он сумел завоевать доверие широких общественных кругов эмиграции. Он сближал русское Зарубежье с теми русскими людьми, которые страдают там, "за чертополохом". Он призывал к борьбе и боролся за освобождение Росcии... Воистину, русская эмиграция потеряла в нем своего вождя, а русский народ своего будущего освободителя. Из этой книги и мы и наши потомки узнают, кем был Кутепов, и кого в нем потеряла Россия. Генерал Миллер. l марта 1934 г. Париж. ОТДЕЛ I ЧАСТЬ ПЕРВАЯ I. Александр Павлович Кутепов родился 16-го сентября 1882 года в городе Череповце Новгородской губернии. Отец Александра Павловича был лесничим, впоследствии, при Столыпинской реформе, председателем Землеустроительной Комиссии
Не смотря на то, что и культура и общество продолжали жить и развиваться, из национального сознания стало исчезать что-то важное, то, что значимее чем культура и образование – некая система ценностей, начала вырождаться духовность. И именно внутренняя деградация народа создала самодержавный строй, слабого царя, тупых генералов, косную систему власти, угнетение народа и т.д. И никакими реформами здесь нельзя было помочь и что-то принципиально изменить. Потому и проваливались столыпинские реформы, нагнеталась революционная ситуация, шли военные поражения, все это происходило затем, чтобы вызвать сотрясение всего общества, чтобы что-то изменилось в самосознании. Развитие далеко не всегда идет по прямой вверх, очень часто для осознания чего-то важного нужны потрясения, кризисы, бедствия. Итак, события 1904-05 гг. лишь звенья большой цепи событий в истории нашей страны. Россия потерпела поражение в русско-японской войне, т.к. это было необходимо всей стране для выхода из состояния упадка национального сознания, в котором Россия оказалась к началу 20 века.
Поэтому массовое укрепление чересполосных земель приводило только к образованию беспредельных общин. К началу столыпинской реформы около трети общин не переделяли землю. Иногда рядом соседствовали две общины – переделяющаяся и беспредельная. Большой разницы в этом нет. Только в беспредельной богатые были побогаче, а бедные победнее. В современной литературе долгое время господствовало представление, будто указ 9 ноября 1906г. ставил своей задачей отдать общинные земли на разграбление богатых крестьян. В действительности правительство, конечно, не хотело сосредоточения земли в руках немногих мироедов и разорения массы землевладельцев. Не имея средств пропитания в деревне, безземельная беднота должна была хлынуть в город. Промышленность до 1910г. находившаяся в депрессии, не смогла бы справиться с наплывом рабочей силы в таких масштабах. Массы бездомных и безработных людей грозили новыми социальными потрясениями. Поэтому правительство поспешило сделать дополнение к своему указу, воспретить в пределах одного уезда сосредотачивать в одних руках более 6 высших душевных наделов, определенных по реформе 1861г.
Столыпин хотел понять, почему люди возвращаются и пришёл к выводу о необходимости внесения в переселенческую политику ряд серьёзных поправок и уточнений. С неохотой шли переселенцы в тайгу, зато на Алтай было настоящее паломничество. Учёт всех земель, доведение участков до установленных норм и некоторое ограничение старожилов в земле, а точнее, приобщение их к более рачительному её использованию также станет поводом нападок на Столыпина за якобы притеснение коренных сибиряков. Будучи принципиальным сторонником частной собственности и категорически отвергая общину, Столыпин тем не менее считал, что на этапе массового переселения самым важным является скорейшее включение в хозяйственный оборот всех переселенцев, а так же развитие инфраструктуры – строительство дорог и тому подобное. 3. Методы столыпинской реформы До Столыпина правительство тоже старалось помогать богатым крестьянам - достаточно вспомнить льготные кредиты Крестьянского банка. Заметим, что Столыпин, напротив, отводил главенствующую роль в деле государственного поощрения не кредитам (т.е. денежным средствам), а говоря современным языком, вещественным рычагам.
Национальная политика проводилась под лозунгом «Россия для русских!», т.е. усилились русификаторские мероприятия. Спад рабочего движения 1907-1910 гг. Столыпинская аграрная реформа. Противоречивость его политики заключалось в том, что она несла в себе прогрессивные черты, содействовала развитию капитализма, но с другой стороне Столыпин был сторонником сохранения монархии. Этой политикой правительство пыталось удовлетворить интересы буржуазии, не ущемляя привилегии дворянства («политика бонапартизма»). Столыпин пытался решить аграрный вопрос не затрагивая помещичьи землевладения. Направление Столыпинской реформы: 1. Разрушение сельской общины с тем, чтобы создать хуторские и отрубные хозяйства (законы: 9.11.06, 14.06.10 г.); 2. Оказание финансовой помощи крестьянству (кредиты, ссуды через крестьянский банк); 3. Переселение малоземельных крестьян в Сибирь и Среднюю Азию. Эта политика должна была решить вопрос малоземельных крестьянства. Столыпин старался создать в деревни слой зажиточного крестьянства, которое было бы опорой государственной власти, но при этом он отвергал попытки удовлетворить нужды крестьян за счет помещиков.
Капитализму потребовались бы многие десятилетия для переработки всей этой пауперизированной социальной среды, крайне слабой в производственном и культурном отношении, пораженной аграрным перенаселением. В реальной жизни из общины выходила в основном беднота, а также некоторые горожане, вспомнившие, что в недавно покинутой деревне у них есть надел, который можно теперь продать. В 1914 г. было продано 60% площадей чересполосно укрепленных в том году земель. Покупателем земли иногда оказывалось крестьянское общество, и тогда они возвращались в мирской котел. Чаще покупали землю зажиточные крестьяне, которые сами не всегда спешили с выходом из общины. Покупали и другие общинники. В руках одного и того же хозяина оказывались земли и укрепленные, и общественные, что запутывало поземельные отношения. Поскольку столыпинская реформа в целом не разрешила аграрного вопроса и земельное утеснение возрастало, неизбежной была новая волна переделов, которая должна была смести многое из столыпинского наследия. И действительно, земельные переделы, в разгар реформы почти прекратившиеся, с 1912 г. возобновились. На хутора и отруба тоже далеко не всегда выходили "крепкие мужики".
Национальная политика проводилась под лозунгом «Россия для русских!», т.е. усилились русификаторские мероприятия. Спад рабочего движения 1907-1910 гг. Столыпинская аграрная реформа. Противоречивость его политики заключалось в том, что она несла в себе прогрессивные черты, содействовала развитию капитализма, но с другой стороне Столыпин был сторонником сохранения монархии. Этой политикой правительство пыталось удовлетворить интересы буржуазии, не ущемляя привилегии дворянства («политика бонапартизма»). Столыпин пытался решить аграрный вопрос не затрагивая помещичьи землевладения. Направление Столыпинской реформы: 1. Разрушение сельской общины с тем, чтобы создать хуторские и отрубные хозяйства (законы: 9.11.06, 14.06.10 г.); 2. Оказание финансовой помощи крестьянству (кредиты, ссуды через крестьянский банк); 3. Переселение малоземельных крестьян в Сибирь и Среднюю Азию. Эта политика должна была решить вопрос малоземельных крестьянства. Столыпин старался создать в деревни слой зажиточного крестьянства, которое было бы опорой государственной власти, но при этом он отвергал попытки удовлетворить нужды крестьян за счет помещиков.
Таким образом, органы местного самоуправления (каковыми тогда были земства), располагающие властными прерогативами и финансовыми возможностями, объявляют содействие кооперативным организациям своей важнейшей задачей. Указываются ведомства, на которые возлагаются обязанности по распространению информации и ведению консультационной работы в этом направлении; регламентируется даже периодичность проведения совещаний представителей кооперации (наверное, и тогда были проблемы с исполнительской дисциплиной). Мы видим, что еще в царской России в структуры местного самоуправления включались представители кооперативных учреждении. Вообще в цитируемом документе немало поучительного. Чего стоит, например, положение о выдаче уездным кассам кредитов «на образование основных капиталов». Имея столь мощную поддержку от земств, а также благодаря росту числа самостоятельных хозяев в результате Столыпинской реформы кооперация в России встала на путь быстрого количественного и качественного развития. В книге С. Маслова можно найти весьма выразительные данные на сей счет.
Спустя 200 лет при Сенате образуется Межевая Канцелярия, расположившаяся в Кремле, она быстро становится важнейшим правительственным органом России, который организовал и провел в жизнь Генеральное (1766 - 1861 годов) и Специальное (1806 - 1882 годов) межевания, позволившие навести порядок в использовании российских земель и существенно поправить финансовое положение Российской империи. Пиком детализации правоотношений, складывающихся по поводу земли, является Аграрная реформа 1906г., ее идейным вдохновителем был П.А.Столыпин, а основой реформы его указ «О дополнении некоторых постановлений действующего закона, касающегося крестьянского землевладения и землепользования» от 9 ноября 1906г. Реализация столыпинских реформ 1906 - 1911 годов потребовала учреждения в России Комитета по землеустроительным делам, а также губернских и уездных землеустроительных комиссий, которые в губерниях возглавили губернаторы, а в уездах - предводители дворянства. Говоря о роли землеустройства в осуществлении аграрных преобразований, Председатель Совета Министров России П.А.Столыпин заявил в Государственной Думе: «Землеустроительные начинания правительства имеют не только экономическое, но и глубоко общественное и политическое значение». В мае 1911г. был принят закон «О землеустройстве», подробно регламентирующий порядок землеустройства.
Община переживет и Столыпинскую реформу, столь почитаемую нынешними приватизаторами и их вроде бы радикальными оппонентами. Власть долго пыталась использовать общину как опору, эксплуатируя в своих интересах принцип круговой поруки. Но вначале XX века именно община возглавила и организовала крестьян на борьбу за землю (крестьянам не хватало трети до половины необходимой земли, "трудовой нормы"). Реформа Столыпина имела, как и ныне не экономические цели, а политические: разрушить общину как орган крестьянской самодеятельности и отвлечь ее от покушения на помещичьи земли. На время удалось сохранить землю за помещиками. Но и в 1917 году аграрный вопрос оказался главным, и большевики победили лишь потому, что приняли крестьянский "Наказ". При этом помещичьи хозяйства почти все сожгли, а хуторян, выселившихся из общины в ходе реформы, загнали назад в общину. О 17-ом годе и "большевистском перевороте" сейчас много пишут, как о какой-то несуразной случайности. А надо бы учитывать, что на выборах в Учредительное собрание свыше 80% проголосовало за партии социалистической ориентации (в том числе в российских губерниях 58% за эсеров и близких к ним группам и около 25% за большевиков).
Они требовали от царя создания правительства, обладающего доверием общества и ответственностью перед Думой. Недоверие и подозрительность все больше определяли отношения между правительством, царем и Думой. Ситуация в отношениях царя и Думы усугублялась также тем, что в это время определённым влиянием на царскую семью пользовался "старец" Г.Е. Распутин, имевший в обществе репутацию пьяницы, распутника, финансового махинатора. В обществе упорно распространялись слухи, что Россией правит малограмотный мужик вместе с немкой-царицей. Авторитет царя, монархии в обществе падал. Столыпинские реформы Столыпинская аграрная реформа. События революции 1905 -1907 гг. показали, что важнейшее место в социально - экономической и общественно - политической жизни страны занимает аграрный вопрос. Ситуация в русской деревне была очень сложной. По реформе 1861 г. крестьяне были наделены землёй, но надельной землёй распоряжалась община. Крестьянские семьи росли, земли в общине становилось всё меньше. И крестьяне свои взоры обращали на помещичьи земли. У крестьян был свой, особый взгляд на землю. Крестьяне считали, что земля не может быть в личной собственности, она - "Богова".
Ношу трудоемкого реформирования крестьянского землеустройства принял на себя кабинет П.А. Столыпина и особенно его глава. Надлежало решить две тесно взаимосвязанные организационно-правовые и экономические проблемы. Во-первых, снять все необоснованные и архаичные юридические ограничения прав крестьянства и, во-вторых, создать условия для развития частного мелкого аграрного хозяйства. Сохранение власти общины вело к упадку крестьянского сельскохозяйственного производства, способствовало нищете самой многочисленной группы населения. Столыпинская реформа в большинстве случаев реализовывалась царскими указами, что гарантировало оперативность ее проведения. Она базировалась на принципе неприкосновенности частной собственности на землю, которая не могла ни в какой форме насильственно отчуждаться. Последние 4-5 лет перед первой мировой войной стали периодом ощутимого прорыва во многих отраслях хозяйства, всестороннего прогресса в различных сферах общественной деятельности. Два обильных урожая 1909 и 1910 гг. стимулировали хозяйственное развитие. В центре внимания власти оставалась аграрная проблема. В сентябре 1910 г. Николай II писал П.А. Столыпину: «Прочное землеустройство крестьян внутри России и такое же устройство переселенцев в Сибири - вот два краеугольних вопроса, над которыми правительство должно неустанно работать.
СТОЛЫПИНСКАЯ РЕФОРМА Реформа 1861 года - первый этап перехода к индивидуализации землевладения и землепользования. Но отмена крепостного права не привела к прогрессу частной собстенности. В 80-90-е годы правительство стремилось к насаждению общинных структур в деревне, что противоречило в будущем свободной крестьянской собственности. Преодолеть данные трудности могли реформы, начатые П.А.Столыпиным. Его концепция "предлагала путь развития смешанной, многоукладной экономики, где государственные формы хозяйства должны были конкурировать с коллективными и частными". Составные элементы его программ - переход к хуторам, использование кооперации, развитие мелиорации, введение трехступенчатого сельскохозяйственного образования,организации дешевого кредита для крестьян, образования земледельческой партии, которные реально представляла интересы мелкого землевладения. Столыпин выдвигает либеральную доктрину управления сельской общиной, устранения черезполосицы, развития частной собственности на селе и достижения на этой основе экономического роста.
Хрестоматия по истории СССР,1861-1918.М.,1990,с.228-337 В августе 1906 года принимаются указы об увеличении земельного фонда, находящегося в распоряжении крестьянского банка. А вскоре выходит Указ “ О дополнении некоторых постановлений действующего закона, касающихся крестьянского землевладения и землепользования” от 9 ноября 1906 года, положения которого и составили основное содержание столыпинской реформы. После осуществления и утверждения Указа Третьей Государственной Думой и Государственным Советом, в 1910 году он становится Законом. Из Указа правительствующему Сенату о дополнении некоторых постановлений действующего закона, касающихся крестьянского землевладения и землепользования 9 ноября 1906 г. “ Каждый домохозяин, владеющий землей на общинном праве, может во всякое время требовать укрепления за собой в личную собственность причитающейся ему части из означенной земли подворные участки, представленные во владение крестьян при наделении их землей, так и укрепленные впоследствии в личную собственность отдельных крестьян из общинных земель, а также усадебные участки при общинном землепользовании составляют личную собственность домохозяев, за коими эти участки значатся по землеустроительным актам ” Итак, произошла переоценка отношения к общине стороны правительства.
![]() | 978 63 62 |