![]() 978 63 62 |
![]() |
Сочинения Доклады Контрольные Рефераты Курсовые Дипломы |
![]() |
РАСПРОДАЖА |
все разделы | раздел: | История |
Татаро-монгольское нашестие и его последствия для русских земель | ![]() найти еще |
![]() Молочный гриб необходим в каждом доме как источник здоровья и красоты + книга в подарок |
Вместе с тем феодальная раздробленность ослабляла силы народа в борьбе с внешней опасностью, что особенно трагически сказалось в годы татаро-монгольского нашествия. WP3. Татаро-монгольское нашествие и его последствия для русских земель В XIIIPв. народам Руси пришлось вынести тяжелую борьбу с иноземными захватчиками. С востока на Русь обрушились полчища татаро-монгольских завоевателей. С запада русские земли подвергались агрессии немецких, шведских и датских рыцарей-крестоносцев. Исход героической борьбы с захватчиками надолго определил исторические судьбы народов нашей страны, оказал огромное влияние на их дальнейшее экономическое и государственно-политическое развитие, привел к значительным изменениям в этнической и политической карте Восточной Европы и Средней Азии. Наиболее разрушительным для Руси было нашествие татаро-монгольских завоевателей. Ордынское иго надолго затормозило экономическое развитие Руси, разрушило ее сельское хозяйство, подорвало русскую культуру. Татаро-монгольское нашествие привело к падению роли городов в политической и экономической жизни Руси
Нашествие татаро-монголов и его последствия для русских земель. В XIIIв. Народам Руси пришлось вести борьбу с иноземными захватчиками. С востока на Русь обрушились полчища татаро-монгольских завоевателей. С запада русские земли подверглись агрессии немецких, шведских и датских рыцарей - крестоносцев. Исход борьбы с захватчиками надолго определил исторические судьбы народов нашей страны, оказал огромное влияние на их дальнейшее экономическое и государственно-политическое развитие, привел к значительным изменениям в этнической и политической карте Восточной Европы и Средней Азии. Особенно разрушительным для Руси было нашествие татаро-монгольских завоевателей. Ордынское иго надолго затормозило экономическое развитие Руси, разрушило ее сельское хозяйство, подорвало русскую культуру, привело к падению городов в политической и экономической жизни Руси, к резкому сокращению населения страны, особенно городского. Ордынскими ханами была создана целая система ограблений завоеванной страны путем регулярной дани. 14 различных видов дани и тягостей истощали экономику Руси, мешали ей оправиться после разорения. А. И. Герцен писал: "Именно в это злосчастное время Россия и дала обогнать себя Европе"'.
А из того, что создано воображением других, русские заимствовали только обманчивую внешность и самое бесполезное. Мы не оставили своего следа в мировой истории, и только татаро-монгольские орды, пройдя через русские земли перед неглубоким вторжением на Запад, хоть как-то отметили нас в глобальной хронике. А чтобы мировая история нас заметила, русским, де, пришлось растянуться от Берингова пролива до Одера. Реформы Петра Первого привели к заимствованию принципов Западной цивилизации, но при этом «к просвещению мы не прикоснулись». Победы над Наполеоном и европейские походы для русских обернулись принесением страну «дурных понятий и гибельных заблуждений», принесших катастрофу декабристского восстания 1825 года, «откинувшую нас на полвека назад». «В крови у нас есть что-то такое, что отвергает всякий настоящий прогресс. Одним словом, мы жили и сейчас еще живем лишь для того, чтобы преподать какой-то великий урок отдаленным потомкам, которые поймут его, пока, что быв там ни говорили, мы составляем пробел в порядке разумного существования» По Чаадаеву, у русских нет идей справедливости, долга и правопорядка
Ульяновская Государственная Сельскохозяйственная Академия кафедра Отечественной истории и культурологии Контрольная работа по курсу «Отечественная история» тема: «Русские земли как объект экспансии в ХIII веке» Выполнил: студент 1 курса биотехнологического факультета Илюхин Д.А шифр: 14 Проверил: Федорова С.И Ульяновск 2009 СодержаниеВведение Социально-экономический и политический строй Монгольской империи Завоевательные походы хана Батыя и их последствия для русских земель Борьба Северо-Западной Руси с агрессией крестоносцев Русские земли в составе Золотой Орды: социально-экономическое и политическое развитие Заключение Список использованной литературы Введение В XIII в. народам Руси пришлось вынести тяжелую борьбу с иноземными захватчиками. С востока на Русь обрушились полчища татаро-монгольских завоевателей. С запада русские земли подвергались агрессии немецких, шведских и датских рыцарей — крестоносцев. Исход героической борьбы с захватчиками надолго определил исторические судьбы народов нашей страны, оказал огромное влияние на их дальнейшее экономическое и государственно-политическое развитие, привел к значительным изменениям в этнической и политической карте Восточной Европы и Средней Азии.
В ничтожных количествах они ничего не могли бы сделать с укрепленными и огороженными городами при наблюдательных и сторожевых пограничных пунктах, какими являются так называемые городища, окруженные иногда даже и двойными валами. Но за восточными границами Руси никогда не было сильно заселенных территорий, а потому не оттуда приходили половцы! Венгры-кумане и Чёрные клобуки Латинский путешественник и миссионер Плано Карпини сообщает, что бессермены (басурманы), сборщики податей, говорят куманским языком. Из этого его сообщения можно вывести лишь то, что и куманы были западного происхождения, так как слово бессермен есть старонемецкое Besteuermann (сборщик налогов), и ни в каком другом языке, кроме немецкого, оно не имеет такого профессионального смысла. Получается, что «татаро-монгольские» собиратели налога в русских землях были западноевропейскими рыцарями-крестоносцами, владеющими куманским (венгерским) языком. Читателям, у которых от такого предположения захватило дух, сообщаем, что действительно в собрании церковных законов Венгрии есть правило: принуждать монахов-доминиканцев и францисканцев к изучению прежде всего куманского языка
Не успев сложиться в языческих формах, она сразу же оказалась в плену богословия. Во-вторых, христианство на Русь пришло из Византии в его восточном варианте, в форме православия. В этом акте проявилось стремление сохранить определенную дистанцию в отношении культурной и религиозной традиций, характерных для западной Европы. Не следует забывать и о том, что в течение нескольких столетий Россию от западноевропейских стран отгораживала религиозная нетерпимость между западной и восточной церквами. Углублению разносторонних связей с Западом мешали также почти 300-летнее татаро- монгольское иго, его негативные последствия. В результате русская мысль вплоть до XVII в. развивалась замкнуто, если не считать архаического влияния афонских монахов (от Афона - "Святой горы" на с.-в. Греции, центра православного монашества). Даже богословская схоластика в российские духовные учебные заведения проникла только в XVII в., когда Запад уже располагал полнокровными философскими системами. В России, в отличие от передовых европейских стран, возникновение светской культуры, естествознания и философии, свободной от религии, запоздало на 200-300 лет.
Вторжение татаро-монгольских орд в пределы русской земли, сопровождавшееся катастрофическими опустошениями, вызвало шок в душе русского человека и породило длительную задержку в духовно-культурном строительстве Руси. Но уже в XIV в. обозначаются признаки вновь наступающего подъема и оживления. Центром этого возрождения Руси становится Москва, поэтому и весь период развития русской духовности и культуры от XIV до XVII вв. можно именовать «московским». Однако по своему внутреннему смыслу процесс этот перерастает рамки местномосковские или даже общерусские и обретает более широкое значение, ибо постепенно Москва становится одним из жизненно важных центров православного мира, средоточием самого духа православия и хранительницей его. Одним из важных этапов этого сокровенного перемещения духовного центра от Константинополя к Москве является благословение Константинопольским Патриархом Филофеем преподобного Сергия золотым мощеносным крестом в 1355 г. Это благословение Вселенского Патриарха подчеркивало значение миссии преподобного Сергия и как бы предвещало грядущий расцвет монашеской жизни на пустынных просторах северной Руси.
Татаро-монгольское иго показало уникальную способность русского народа преодолевать самые тяжкие невзгоды и подниматься “из пепла”. Русской народ освободился от иноземного ига, а затем создал могучее государство. Это чудо возрождения древней Руси В. О. Ключевский объясняет ссылкой на то, что “одним из отличительных признаков великого народа служит его способность подниматься после падения”. При этом Ключевский был твёрдо убеждён, что “как бы ни было тяжко его унижение, но пробьёт час, он соберёт свои растерянные нравственные силы и воплотит их в одном великом человеке или в нескольких великих людях, которые и выведут его на покинутую им временно прямую историческую дорогу”. С татаро-монгольским нашествием в истории Русской земли наступил период, ознаменованный не только длинным противоборством Московского и Тверского княжеств в области общей централизации русской земли, но и началом формирования на Руси института самодержавной власти. Одной из важнейших причин установления самодержавия в России большинство ученых историков считают влияние монголо-татарского ига на процесс формирования русского народа и государства.
Но Мамаю удалось сосредоточить власть в своих руках, и он решил призвать московского князя к порядку. Несмотря на то, что Тверь, Новгород и Нижний Новгород не приняли участия в борьбе с Мамаем, Дмитрий собрал небывалую до того рать в 100-150 тыс. человек. Существенную помощь ему оказал преподобный Сергий Радонежский, благословивший князя на подвиг. Исход сражения решила Куликовская битва, происшедшая в день праздника Рождества Богородицы 8 сентября 1380 г. на правом берегу Дона. Куликовская битва имела огромное политическое и национальное значение. Несмотря на то, что Дмитрию Донскому не удалось освободить Русь от монгольского ига, процесс централизации русских земель в период его правления усилился. Орда была вынуждена признать Москву национальной столицей, хотя ордынский хан по-прежнему считался верховным правителем Руси. Московская княжеская династия добилась от Орды признания своего права на великое княжение как на "отчину" (Дмитрий впервые передал власть своему сыну Василию без ханского ярлыка). Новый порядок престолонаследия прекращал вражду за старшинство, нашел поддержку в народе и среди духовенства русского духовенства самостоятельно назначил митрополитом Иону.
С востока на Русь обрушились полчища татаро-монгольских завоевателей. С запада русские земли подвергались агрессии немецких, шведских и датских рыцарей – крестоносцев. Исход героической борьбы с захватчиками надолго определил исторические судьбы народов нашей страны, оказал огромное влияние на их дальнейшее экономическое и государственно-политическое развитие, привел к значительным изменениям в этнической и политической карте Восточной Европы и Средней Азии. В данной работе рассматривается: борьба Руси с агрессией Запада в начале XIII века, а именно борьба русского народа против немецких, шведских и датских феодалов; роль Александра Невского в отражении натиска с северо-запада; значение одержанных побед. В ходе работы была использована литература таких авторов как Н.А. Шефов и А.Н. Сахаров. Борьба русского народа против немецких, шведских и датских феодалов Смерч Батыева нашествия отбросил далеко назад Русь в ее развитии, хозяйственном и культурном. Грады и веси лежали в развалинах, десятки тысяч жителей пали под ордынскими саблями; других на арканах увели в плен, и они попали на невольничьи рынки, в услужение новым хозяевам, в ремесленные мастерские или в ордынские тумены, чтобы обогащать ханов, мурз и простых ордынцев, служить их честолюбивым целям, украшать их жилища и города.
Разучились изготавливать стеклянную столовую посуду и оконные стекла. На несколько десятилетий прекратилось каменное строительство. Пострадали международные торговые связи Руси. Были перерезаны важнейшие торговые пути, воцарился экономический упадок. Нашествие также привело к гибели многих культурных ценностей. При сожжении городов, бывших основными культурными центрами, оказались уничтоженными многочисленные памятники письменности, выдающиеся произведения искусства. Одним из последствий татаро-монгольского нашествия стало усиление на Руси феодальной раздробленности. Если до завоевания русских земель большую роль играли родственные связи с великим князем, то теперь влияние княжества определялось, прежде всего, его военной силой. Удельные княжества обрели реальную независимость. Великое княжение рассматривалось скорее не как главная цель князя, а в качестве эффективного средства укрепления своего удельного княжения. В свою очередь монгольские ханы старались укрепить систему раздробленности, передавая ярлык от одного князя к другому. §5. Падение монгольского ига«Кто с мечом к нам придет – тот от меча и погибнет.» Александр НевскийВо второй половине XIII в. народ неоднократно восставал против ига и притеснений, творимых сборщиками дани.
Суть военно-феодального империализма в сочетании новейших форм капитализма и пережитков феодализма. Характерные черты 1.) Кап-зм пришел в Р не после буржуазной революции, а после реформы. 2.) Сближение во времени смены феодализма кап-змом и перерастания его в империализм. 3.) Особая близость и связь монополий кап-зма с монополиями феодальной эпохи. 4.) Неразвитость вывоза к-лов и ведущая роль крепостнического гос-ва. 5.) Своеобразие связей с мировым империализмом. ПРИЧИНЫ ЗАВОЕВАНИЯ РУССКИХ ЗЕМЕЛЬ МОНГОЛО-ТАТАРАМИ. РОЛЬ ЗОЛОТОЙ ОРДЫ В ИСТОРИИ РОССИИ. Захват русских земель монголо-татарами был прежде всего обусловлен разными стадиями развития феодализма в Монгольской империи и на Руси в 13 веке. 1) Для русских земель свойственна ФР и княжеская междоусобица. Это не дало собрать единое войско и княжеские войска были разбиты поотдельности. 2) Империя Чингисхана была огромным и достаточно централизованным гос-вом: не было п-ких и военных разногласий между правителями, как на Руси. 3) Империя имела большую, хорошо дисциплинированную и сильную армию.
Новая религия стала распространяться по всей Руси. Принятие христианства не только оказало глубокое влияние на внутреннюю жизнь государства, но и способствовало быстрому укреплению его международных связей. В 1237-1241 гг. русские земли подверглись удару со стороны Монгольской империи - центральноазиатского государства, завоевавшего в первой половине XIII в. огромную территорию от Тихого океана до Центральной Европы. После походов на Северо-Восточную и Южную Русь, соответственно в 1237-1238 и в 1239-1240 гг., объединенного монгольского войска под командованием внука основателя империи - Чингисхана - Батыя установилось так называемое монголо-татарское иго. Русские княжества не вошли непосредственно в территорию Золотой Орды. Их зависимость выражалась в уплате податей - "выхода" и верховном сюзеренитете золотоордынского хана, который утверждал русских князей на их столах. (Как же происходило развитие русских земель в новых условиях?) Киевская земля после нашествия окончательно утратила свое былое значение. Киев был взят татарами в 1240 г. в разгар борьбы за него между соперничающими князьями. В 20-е годы XIV века Киевская земля попала в зависимость от Великого княжества Литовского, а в начале 60-х годов окончательно вошла в его состав.
Мимо Дербента, где был проход по берегу Каспийского моря, монгольские войска вышли в степи Северного Кавказа. Здесь они нанесли поражение аланам (осетинам) и половцам, после чего разорили город Судак (Сурож) в Крыму. Половцы во главе с ханом Котяном, тестем галицкого князя Мстислава Удалого, обратились за помощью к русским князьям. Битва на реке Калке. 31 мая 1223 г. монголы разбили союзные силы половецких и русских князей в приазовских степях на реке Калке. Полки русских воинов и половцев, перейдя Калку, нанесли удар по передовым отрядам монголо-татар, которые отступили. Русские и половецкие полки увлеклись преследованием. Подошедшие же основные монгольские силы взяли преследовавших русских и половецких воинов в клещи и уничтожили. Монголы осадили холм, где укрепился киевский князь. На третий день осады Мстислав Романович поверил обещанию противника с честью отпустить русских в случае добровольной сдачи и сложил оружие. Он и его воины были зверски убиты монголами. Монголы дошли до Днепра, но вступить в пределы Руси не решились. Поражения, равного битве на реке Калке, Русь еще не знала. Оборона Рязани. В 1237 г. Рязань первой из русских земель подверглась удару захватчиков.
Достигнуто это было благодаря тому, что этот город занимал очень выгодное географическое положение – он стоял у начала известного торгового маршрута «из варяг в греки». В результате чего здесь процветали торговля и ремесло, что, в свою очередь, способствовало складыванию богатой и независимой боярской торгово-ремесленной верхушки. А это вело к формированию особого социально-политического строя – феодальной республике. Высшим органом власти было народное собрание – вече, решавшее путем голосования вопросы жизни города. Последствием феодальной раздробленности стало нашествие на Русь монголо-татарского ига. 4. Татаро-монгольское иго на Руси. Возвышение Москвы. Образование русской государственности при Иване III. Конец татаро-монгольского ига и его последствия. В середине XIII в. один из внуков Чингисхана Батый основал государство Золотая Орда. Золотая Орда охватывала обширную территорию от Дуная до Иртыша. Столицей Золотой Орды был город Сарай, расположенный в низовьях Волги. Это было государство, состоявшее из полу самостоятельных улусов, объединенных под властью хана. Управляли ими братья Батыя и местная аристократия.
Более того, оппозиционное власти и Церкви, оторванное от народа либеральное движение имело своей опорой земства. Но об этом - ниже. Даже поверхностный анализ истории национального самоуправления ясно показывает, что выборное начало, позволяющее обустраивать Русь "снизу" всегда наличествовало в русской истории, а если и ослабевало или почти исчезало, то как правило это происходило либо во время иноземных завоеваний ("вече" исчезает на большинстве русских земель в период татаро-монгольского ига), либо, как это ни покажется огорчительным для нынешних либералов-западников, как раз в те эпохи, когда происходили цивилизационные ломки России ("великие реформы"!) по западноевропейским образцам (при Петре I и его преемниках, вплоть до Александра II; большевиках, проводящих в жизнь самую прогрессивную к тому времени западноевропейскую идеологию - марксизм; оказалась почти сведённой на нет роль органов самоуправления и в переживаемый нами пост-"катастроечный" период). Тут надо сразу расставить все точки над "I". Выборное начало на Руси имело мало что общего с современным механическим подсчётом голосов безличных "атомов"-избирателей.
Фактическая власть в республике находилась в руках боярстваи верхушки купечества. За всю ее историю должности посадников,тысяцких и кончанских старост занимали только представители элит-ной знати, называвшейся "300 золотых поясов". "Меньшие" или "черные" люди Новгорода подвергались произ-вольным поборам со стороны "лучших" людей, т.е. боярства и вер-хушки привилегированного купечества. Ответом на это были частыевосстания простых новгородцев. Самым крупным из них было восста-ние 1207 года против посадника Дмитра Мирошкинича и его родствен-ников. Новгород вел постоянную борьбу за свою независимость противсоседских княжеств, в первую очередь против Владимиро-Суздальско-го, стремившихся подчинить себе богатый и вольный город. Новго-род был форпостом обороны русских земель от крестоносной агрессиинемецких и шведских феодалов. 5. Выводы. Таким образом, вырисовывается следующая картина на Руси доначала XIII века (до татаро-монгольского нашествия). Всю фео-дальную Русь мы должны представить себе, как полтора десятка са-мостоятельных княжеств. Все они жили самостоятельно, независимойдруг от друга жизнью, представляя собой микроскопические государ-ства, мало сцепленные друг с другом и в известной степени свобод-ные от контроля государства.
Феодалы присоединенных территорий становились слугами Московского правителя. И если последний в отношении с собственными боярами по традиции мог сохранять какие-то договорные обязательства, идущие еще от вассальных отношений, то по отношению к господствующему классу присоединенных земель он был только господином для своих подданных. Таким образом, вследствие целого ряда исторических причин в становлении государственности Московского царства преобладают элементы восточной цивилизации. Отношения вассалитета, утвердившиеся в Киевской Руси до татаро- монгольского ига, уступают отношениям подданничества. Уже во времена правления Ивана III в русском государстве складывается система авторитарной власти, имевшая значительные элементы восточных деспотий. «Государь всея Руси» обладал объемом власти и авторитетом, неизмеримо большим, чем у европейских монархов. Все население страны — от высшего боярства до последнего смерда — были подданными царя, его холопами. Отношения подданства ввела в закон Белозерская уставная грамота 1488 года.
![]() | 978 63 62 |