![]() 978 63 62 |
![]() |
Сочинения Доклады Контрольные Рефераты Курсовые Дипломы |
РАСПРОДАЖА |
все разделы | раздел: | Законодательство и право | подраздел: | История отечественного государства и права |
Темпы развития плановой экономики СССР на основе выполнения довоенных пятилетних планов | ![]() найти еще |
![]() Молочный гриб необходим в каждом доме как источник здоровья и красоты + книга в подарок |
В этой огромной работе, проводившейся Госпланом и ВСНХ СССР, хозяйственными органами и республиками с участием научно-исследовательских институтов, общественных организаций и предприятий, можно отметить три основных этапа: 1) подготовка проектов пятилетнего плана до принятия XV съездом ВКП(б) директив по его составлению (декабрь 1927 г.); 2) работа над пятилетним планом на основе директив съезда; 3) обсуждение проекта пятилетнего плана XVI Всесоюзной партийной конференцией (апрель 1929 г.) и его утверждение V Всесоюзным съездом Советов (май 1929 г.). В процессе поисков правильного решения задач построения фундамента социалистической экономики Госпланом и ВСНХ были составлены в течение 19251927 гг. несколько первоначальных проектов пятилетнего плана перспективные ориентировки развития народного хозяйства СССР. Эти первые варианты пятилетнего плана во многом еще отражали несовершенство методологии планирования. Они составлялись по преимуществу путем экстраполяции тенденций экономического развития за предыдущие годы
Таким образом, первые годы индустриализации (1926 – 1928) были периодом накопления опыта, формирования кадров, всесторонней подготовкой к великой индустриальной революции, осуществленной в годы предвоенной пятилетки. Решающее значение для превращения СССР из аграрной в индустриальную державу, для создания фундамента социалистической экономики имело успешное выполнение первого пятилетнего плана. Важную роль в разработке первой пятилетки сыграло постановление XV съезда ВКП(б) «О директивах по составлению пятилетнего плана народного хозяйства». Выяснив предпосылки проведения социалистической индустриализации, ее источники, взаимоотношения между городом и деревней, съезд дал четкое определение генерального направления первой пятилетки. Социалистическое преобразование сельского хозяйства является частью ленинского плана построения социализма. Руководствуясь ленинским кооперативным планом, XV съезд ВКП(б) провозгласил курс на коллективизацию сельского хозяйства. В резолюциях съезда «О работе в деревне» указывалось: «Опыт истёкших лет, последних лет в особенности, подтвердил и полностью правильность кооперативного плана Ленина, по которому именно через кооперацию социалистическая индустрия будет вести мелкокрестьянское хозяйство по пути к социализму, переделывая индивидуальные и раздробленные производственные единицы – как через процесс обращения, так все больше и через реорганизацию и объединение самого производства – в крупное обобществленное хозяйство на основе новой техники (электрификации и т.д.). В настоящий период задача объединения и преобразование мелких индивидуальных крестьянских хозяйств в крупные коллективы должна быть поставлена в качестве основной задачи партии в деревне»1.
Даже в США, где процесс индустриализации был более интенсивным, чем в других капиталистических странах, темпы роста выработки в этот период были по меньшей мере в 33,5 раза меньше, чем в СССР. Таким образом, в результате социалистической индустриализации Советский Союз по уровню производства важнейших промышленных продуктов, степени оснащенности народного хозяйства машинной техникой, уровню производительности труда догнал и перегнал промышленно развитые страны Европы, стал могучей индустриальной державой. Глава пятая ТЕХНИЧЕСКАЯ РЕКОНСТРУКЦИЯ ПРОМЫШЛЕННОСТИ. РАЗВИТИЕ ЕЕ ОСНОВНЫХ ОТРАСЛЕЙ Успешное выполнение первого пятилетнего плана обеспечило переход к новому важнейшему этапу социалистического строительства и создания материально-технической базы социализма. Хозяйственные задачи второй пятилетки в области промышленности заключались в том, чтобы «пафос нового строительства» дополнить «пафосом освоения новых заводов и новой техники»261, завершить техническую реконструкцию всего народного хозяйства на новейшей технической базе, продолжить промышленное развитие восточных районов страны, обеспечить более высокий темп роста производства предметов потребления
Менее чем за год эти проблемы были решены. Конкретные пути решения стоящих перед страной задач определила состоявшаяся в марте 1946 г. 1-я сессия Верховного Совета СССР, утвердившая 4-й пятилетний план на 1946-1950 гг. - план восстановления и дальнейшего развития народного хозяйства СССР. По плану предусматривалось увеличение за пятилетку выпуска промышленной продукции на 48 %, сельского хозяйства - на 27 %, производительности труда - на 3{5 %. Планировалось восстановить и построить 5 тыс. крупных заводов и фабрик. Основной поток капиталовложений направлялся в тяжелую промышленность, в. сельское хозяйство только - 7 %. Итоги выполнения 4-й пятилетки превзошли все ожидания. К 1948 г. были восстановлены все разрушенные в годы войны предприятия, построено много крупных заходов. Производительность труда выросла на 45 %, достигнут рост производства в промышленности на 73 %, объем национального дохода - на 64 %. Высокими темпами развивались газовая и нефтяная промышленность. В сельском хозяйстве довоенный уровень производства был достигнут только к 1960г. Чудеса героизма в труде проявляли и труженики Воронежской области.
Поэтому платное здравоохранение и образование по высоким стандартам на основе свободной рыночной саморегуляции — всегда и везде удел наиболее богатых слоёв общества, представители которых в большей или меньшей мере паразитируют на жизни остальных. Но в плановой экономике СССР к середине 1950‑х гг. высокий (по мировым стандартам того времени) уровень образования и здравоохранения был реально доступен большинству населения страны благодаря целенаправленным дотациям общественно полезных видов деятельности, развитие которых было невозможно на основе самоокупаемости. 58 Иными словами прейскурант на конечную продукцию в составе демографически обусловленного спектра представляет собой финансовое выражение вектора ошибки самоуправления общества, поскольку идеальному режиму управления соответствуют нулевые значения ошибок управления, а отклонениям от него — ненулевые значения ошибок управления. Состоятельность такой интерпретации прейскуранта в моделировании процессов управления производством и потреблением показана в работах ВП СССР “Краткий курс…” и “Мёртвая вода”, начиная с редакции 1998 г. 59 Под рентабельностью системы в целом понимается такой режим управления многоотраслевой производственно-потребительской системой общества, в котором её спектр производства в расчёте на душу населения, оцениваемый по базовому прейскуранту начала разсматриваемого срока времени к концу его возрастает. 60 Именно так в 1920–1950‑е гг. в СССР — вопреки закону стоимости — были произведены структурная перестройка народного хозяйства и создана лучшая для своего времени система всеобщего и высшего специального образования
Мировой рынок упаковки развивается очень динамично. Сейчас он оценивается в 500 млрд. долларов США (по данным Всемирной организации упаковщиков WPO), а уже к 2010 прогнозируется его рост до 760 млрд. долларов. Причем в России темпы роста производства упаковки являются одними из самых высоких в мире. Ситуация с упаковкой в России Формирование упаковочной индустрии в России началось десять лет назад - с началом рыночных реформ. Закрытая плановая экономика СССР, характеризовавшаяся отсутствием конкуренции, не нуждалась в таких стимулах поднятия спроса, как качественная упаковка. В начале 90-х на душу населения в стране приходилось всего 10 кг упаковочных материалов в год, тогда как, например, в Германии и США уровень потребления был в 20 раз выше: 190 и 230 кг соответственно. Тогда выпускалась в основном только упаковка для транспортировки товаров. Продукты для розничной продажи упаковывались редко. Большая их часть продавалась на развес в тару потребителя, в лучшем случае завернутыми в бумагу низкого качества. Отсутствие нормальной упаковки вело к большим потерям продукции по пути от производителя к покупателю. По статистике пищевая промышленность СССР теряла более половины товара, тогда как в развитых странах потери были на уровне 5-10%.
Его роль, так же как и всего первого российского консульства в Бомбее, в истории развития российско-индийских отношений все еще не получила адекватных оценок, что еще предстоит сделать как российским, так и индийским историкам. (Однако определенные сдвиги уже налицо – несколько лет назад индийская аспирантка Судешна Саркар с успехом защитила в Институте востоковедения РАН диссертацию на тему “Российское генеральное консульство в Бомбее”, а совсем недавно вышли два тома документов о российско-индийских отношениях в XIX и начале XX века, в 1900 - 1917 гг., в которых нашли заметное место документы, рассказывающие историю сложных перипетий создания и деятельности первой российской консульской миссии в Бомбее.) После победы Октябрьской революции Неру и его коллеги с интересом наблюдали за переменами в СССР. Не разделяя крайностей большевизма, его приверженности насилию, они, вместе с тем, отдавали должное индустриализации, высоким темпам развития советской экономики и социальной сферы - образования, здравоохранения - и стремились воспользоваться советским опытом.
Это искажает мотивацию руководителей предприятий, ориентирует их не на повышение эффективности работы предприятий, а на установление взаимовыгодных условий с органами власти. Во-вторых, льготы способствуют развитию теневой экономики, создают основу для коррупции, позволяют льготникам оказывать услуги по выводу из-под налогообложения всех желающих путем заключения фиктивных сделок. В итоге одни предприятия на вполне законном основании уклоняются от налогов, другие годами накапливают недоимки, а добросовестные плательщики оказываются в наименее выгодном положении, часто становясь неконкурентоспособными, и либо теряют позиции в конкурентной борьбе, либо начинают уклоняться от налогов. Указанные проблемы указывают о кризисе налоговой системы, не способствующей ускорению темпов роста российской экономики. Предпринимаемые государством шаги по налоговой реформе крайне необходимы. Ряд положений, введенных Налоговым кодексом, и последовательность действий по реформированию налоговой системы несомненно свидетельствуют о постепенном изменении налогового климата в стране на более разумный по отношению к предприятиям.
смотреть на рефераты похожие на "Проблемы регулирования внешнеэкономической деятельностью" Тема реферата: Проблемы регулирования внешнеэкономической деятельности. Шаганов. Макроэкономика.1. Управление внешнеэкономической деятельностью: сущность, функции и специфика Управление как общее и универсальное понятие означает воздействие на субъектов, а через них - на результаты их деятельности. Содержание управления определяется его сферой (ВЭД, промышленность, транспорт и т. п.), а также уровнем (государственный, региональный, отраслевой, предприятия и т. д.). Управление в любой сфере и на любом уровне охватывает многообразие отношений и находится под воздействием совокупности объективных и субъективных факторов. Характер управления, его методы, принципы определяются конкретными экономическими, политическими, социальными условиями соответствующего этапа развития страны. Экономика СССР носила закрытый характер и строилась на основе монополии внешней торговли, административном управлении, абсолютном господстве государственной собственности и практически полном отсутствии конкуренции.
Это позволит значительно повысить эффективность надзора, что является одним из основных условий защиты интересов населения. Современная организация системы внутреннего контроля банков, и управления рисками включает оценку и измерение риска, контроль и мониторинг риска. Постановлением Правления Нацбанка от 20 апреля 2001 года № 1 16 утверждены Методические рекомендации по организации систем корпоративного управления и управления рисками в банках второго уровня. В результате повышения устойчивости банковского сектора значительно сократилась доля банков, нарушающих установленные законодательством пруденциальные нормативы. Так, по состоянию на 1 июля 2001 года показатель выполнения банками пруденциальных нормативов составил 91 процент. Количественные и качественные показатели развития банковского сектора в 2000 году превысили темпы развития национальной экономики. В немалой степени этому способствовали мероприятия Нацбанка по защите вкладчиков, а также повышение требований к уровню капитализации банков. Показатели, приведенные ниже, свидетельствуют о росте положительного влияния банковского сектора на национальную экономику. (в млрд. тенге) № П/п Показатель I На конец 1999 г. На конец 2000 г. На конец 2001 г. прогноз 1. ВВП 2016,5 2 596,0 3 044,0 2.
Некоторые утверждают также, что методы оценки эффективности капитального строительства, разработанные и применявшиеся в плановой экономике СССР, непригодны для условий многоукладной экономики. С этим согласиться нельзя. В экономике строительства за рубежом происходит постепенное увеличение роли государственной собственности. И одновременно большее значение придается непрямому инвестированию со стороны государства. Государство управляет, разрабатывая косвенные мероприятия, предоставляя крупные льготы по налогам, государственные займы, ограждая от конкуренции со стороны фирм в уже освоенных районах и т.д. Надо учитывать также, что строительство конкретного объекта может одновременно выступать как крайне эффективное с точки зрения одного субъекта и малоэффективное с точки зрения другого субъекта . Сегодня пока что не развиты методы анализа сложных многосубъектных отношений, которые возникают при решении задач подъема эффективности капитального строительства. Почти не разработаны понятия «капитальное строительство», «строительный комплекс», «строительство» и др. Все это приводит к неадекватному мышлению руководителей и специалистов, к невозможности установить профессиональную мораль и правовые отношения, к неконтролируемости процессов развития капитального строительства.
Происходившие в этот период в СССР процессы конверсии являлись отражением этих решений /80, 81/. Общая логика происходивших в то время в ОК процессов была такова. В результате шагов по сокращению военных расходов и заказов на производство ВВТ происходит высвобождение производственных мощностей и основных фондов, других материальных, трудовых и финансовых ресурсов. Таким образом, создаются предпосылки к переключению ресурсов ОК на мирные цели, освоению гражданской продукции и существенному наращиванию ее производства. Указанные процессы в соответствии с традиционными подходами плановой экономики были отражены в заданиях Государственного плана экономического и социального развития СССР на 1990 г. и Государственной программы конверсии оборонной промышленности до 1995 г. Хронологически конверсия ОК совпала с процессами перехода народного хозяйства страны к рыночной экономике. Это не случайно. Во-первых, шаги по одностороннему сокращению ВВТ явились важным проявлением нового мышления в военно-политической области, в направлении разрядки международной напряженности и уменьшении конфронтации военных блоков.
Советская дипломатия первой поняла необходимость обеспечения безопасности, и этому были подчинены все прочие амбиции государства. Наряду с этим сталинский режим стремился и к территориальным приобретениям там, где этого можно было достичь без угрозы для собственной безопасности. Кто захочет составить перечень советских внешнеполитических целей, должен будет назвать прежде всего защиту и развитие социалистического строительства в СССР. Этот принцип, являющийся основой политики сосуществования, был вновь подтвержден на XVIII съезде ВКП(б) и, с советской точки зрения, служил основой для возобновления отношений с "третьим рейхом". Сталинское руководство надеялось получить таким образом спокойные границы (в том числе и с Японией), а также начать оживленный хозяйственный обмен, в котором оно остро нуждалось при выполнении своих пятилетних планов{32}. Только тогда, когда учтены эти аспекты, можно утверждать, что последовавшие вскоре поставки советского сырья осуществлялись исключительно из заинтересованности в том, чтобы подготовить Германию к войне на истощение с Великобританией.
Объективно его деятельность способствовала распространению в Индии правдивых сведений о России, а в России об Индии (кстати, сам он был автором ряда научных работ об Индии), что открывало новые возможности для более широких контактов между Россией и Индией. Его роль, так же как и всего первого российского консульства в Бомбее, в истории развития российско- индийских отношений все еще не получила адекватных оценок, что еще предстоит сделать как российским, так и индийским историкам. Хотя определенные сдвиги уже налицо - три года назад индийская аспирантка Судешна Саркар с успехом защитила в Институте востоковедения РАН диссертацию на тему “Российское генеральное консульство в Бомбее”, а совсем недавно вышли два тома документов о российско-индийских отношениях в XIX и начале XX века, в 1900 - 1917 гг., в которых нашли заметное место документы, рассказывающие историю сложных перипетий создания и деятельности первой российской консульской миссии в Бомбее. После победы Октябрьской революции Неру и его колл ги с интересом наблюдали за переменами в СССР. Не разделяя крайностей большевизма, его приверженности насилию, они, вместе с тем, отдавали должное индустриализации, высоким темпам развития советской экономики и социальной сферы - образования, здравоохранения - и стремились воспользоваться советским опытом.
По состоянию на 1 января 1951 года численность рабочих составляла 252 человека, т.е. увеличение за год произошло в 2 раза. В октябре 1952 года состоялся XIX съезд КПСС, который утвердил директивы по пятилетнему плану развития народного хозяйства СССР на 1951-1955 года. Пятилетний план коллектив завода выполнил за 4 года 8 месяцев. План 1955 годы выполнен на 105%. После XX съезда КПСС хозяйство Мордовской АССР стало развиваться еще более высокими темпами. Основные задания были определены в «Проекте шестого пятилетнего плана развития народного хозяйства Мордовской АССР на 1956-1960 годы». Так за I и II кварталы 1956 года, завод занял первое место между соревнующимися заводами: Ардатовский светотехнический завод и Саранский завод «Электровыпрямитель». Особенно бурными темпами стал развиваться Ардатовский светотехнический завод в годы седьмой пятилетки, к концу которой он стал крупнейшим заводом Советского Союза, специализирующегося по выпуску осветительной арматуры. Ардатовский светозавод установил творческие связи с другими светотехническими предприятиями нашей страны. ИТР, передовики завода выезжали в творческие командировки, знакомились с техническими новинками, передовыми методами организации труда.
Реализация государственной политики должна создать благоприятные условия для формирования и развития «технологических коридоров», обеспечивающих опережающие темпы развития секторов экономики Российской Федерации, в которых уровень развития отечественной науки и технологий достаточен для модернизации данных секторов преимущественно на основе российских разработок. В целях концентрации ресурсов государства на выбранных направлениях реализации инновационной политики на федеральном уровне в 2002 году были утверждены приоритетные направления развития науки, технологий и техники Российской Федерации и перечень критических технологий Российской Федерации. Приоритетные направления развития науки, технологий и техники РФ задают общий вектор научно-технического развития страны и представляют собой те области реального сектора экономики России, в которых применение новых технологий и техники может принести наибольший совокупный эффект. Критические технологии концентрируют области технологических разработок, которые носят прорывной характер, могут быть использованы в разных отраслях экономики и обладают наибольшим инновационным потенциалом.
Кадровая политика такого типа характерна для компаний, ориентированных на создание определенной корпоративной атмосферы, формирование особого духа причастности, а также работающих в условиях дефицита кадровых ресурсов. При осуществлении закрытой кадровой политики предпочтение в вопросах мотивации и стимулирования отдается мотивации, то есть удовлетворению потребностей в социальных отношениях, стабильности, безопасности. Приведу примеры таких организаций: Московский метрополитен, Российские железные дороги, Газпром и предприятия негосударственного сектора экономики, унаследовавшие госсобственность и традиции управления персоналом, свойственные плановой экономике СССР. II. Практическая часть 2.1 Кадровая политика и стратегия управления персоналом на примере «ОАО Пермские моторы»В современных российских условиях при выборе типа кадровой политики в каждой организации должны учитываться факторы внешней и внутренней среды предприятия. К ним относятся: стратегия организационного развития, финансовые возможности организации, определяющие допустимый уровень затрат на персонал, количественные и качественные характеристики занятого на предприятии персонала, соотношение спроса и предложения на рынке труда на рабочую силу интересующей квалификации, средний уровень заработной платы в отрасли, требования трудового законодательства.
Платежный баланс связан с большим активным сальдо, превысившим 2,5% ВВП. Безработица утвердилась на уровне 5,5% экономически активного населения страны. Уровень безработицы с 1989 по 1995 года характеризует рис.3. рис.3. 1995 год закончился примерно на таком же экономическом уровне. Однако темпы развития нефтяной экономики снижаются. Десять лет тому назад обрабатывающая промышленность давала 20% ВВП, теперь она дает лишь 13%. Норвегия, долго подкрепляемая североморской нефтью, может вступить в критическую фазу, которая определит, сможет ли она сохранить своё положение одной из самых процветающих стран Европы и в ХХI веке. В следующие несколько лет положение может измениться, и возникает сомнение в том, удастся ли этот краткосрочный успех превратить в стойкий долговременный рост. 1.2.Анализ геополитической ситуации. Норвегия как единое государство сформировалась в конце IX века нашей эры. На раннем этапе установились контакты с российскими княжествами. Сыновья норвежских королей росли при княжеских дворах в России, русские принцессы становились королевами Норвегии.
![]() | 978 63 62 |