![]() 978 63 62 |
![]() |
Сочинения Доклады Контрольные Рефераты Курсовые Дипломы |
РАСПРОДАЖА |
все разделы | раздел: | Законодательство и право | подраздел: | История отечественного государства и права |
Вотчинное хозяйство по Русской правде | ![]() найти еще |
![]() Молочный гриб необходим в каждом доме как источник здоровья и красоты + книга в подарок |
В его основе лежат законы, действовавшие при их отце - Ярославе. Князья и бояре боялись за свое добро, за свои вотчины и поэтому огородились многочисленными законами. А охранять было что: господские хоромы, сундуки, набитые парчовыми одеждами, драгоценной мягкой рухлядью, как именовали тогда меха, погреба, полные яств, конюшни, овины, скотные дворы, земельные и охотничьи угодья, пастбища, леса, озера и прочее богатство. В "Русской правде" определены размеры возмещения ущерба за хищение или порчу скота, птицы, пчелиных бортей, домашнего добра... "Если кто сядет на чужого коня, не спросив, то платить ему 3 гривны". "Если кто украдет скот из хлева или клети и будет один, то платить ему 3 гривны и 30 кун, а если будет их много, то всем платить по 3 гривны и 30 кун". В случае неуплаты штрафа совершивший преступление мог попасть в рабство или подвергнуться серьезному телесному наказанию. На страже хозяйского добра бдительно стояли боярские и княжеские огнищане, тиуны, старосты, ключники. Статьи об убийстве, воровстве, разбое и другие устанавливают конкретные наказания за каждое преступление
В “Правде” сыновей и внуков Ярослава значительное число статей посвящено княжескому хозяйству. “Русская Правда” представляет собой целую серию разновременных юридических установлений, постепенно расширяющих круг вопросов, охватываемых ими. Со временем “Русская Правда” из княжеского домениального закона превратилась в сборник норм феодального права в целом. Объединение русских земель вокруг Московского княжества, образование единого русского государства, завершение процесса формирования великорусской народности, успехи в развитии экономики, культуры и дипломатии стали важными причинами подъема национального самосознания россиян. Постепенно, по мере укрепления роли государства, повышения значения православия, идея государственной и церковной независимости России трансформировалась в правящих кругах в идею особой международной православно-политической миссии России. В результате этого была сформулирована концепция “Москва – третий Рим”, ставшая идеологической основой социально-политического согласия в обществе и определения границ государственных и религиозных интересов.
Только образ Александра Невского несколько прикрывал ужас одичания и братского озлобления, слишком часто прорывавшегося в среде русских правителей, родных или двоюродных братьев, дядей и племянников. Если бы они были предоставлены вполне самим себе, они разнесли бы свою Русь на бессвязные, вечно враждующие между собою удельные лоскутья. Но княжества тогдашней Северной Руси были не самостоятельные владения, а даннические "улусы" татар; их князья звались холопами "вольного царя", как величали у нас ордынского хана. Власть этого хана давала хотя призрак единства мельчавшим и взаимно отчуждавшимся вотчинным углам русских князей. Правда, и в волжском Сарае напрасно было искать права. Великокняжеский владимирский стол был там предметом торга и переторжки; покупной ханский ярлык покрывал всякую неправду. Но обижаемый не всегда тотчас хватался за оружие, а ехал искать защиты у хана, и не всегда безуспешно. Гроза ханского гнева сдерживала забияк; милостью, т. е. произволом, хана не раз предупреждалась или останавливалась опустошительная усобица
Такой порядок при составлении завещания был необходим в случае, если имущество отказывалось стороннему лицу, а не наследнику по закону. В Псковской Судной Грамоте в отличие от Русской Правды значительно расширены возможности по реализации завещателем своей воли. Любой член; семьи мог составить завещание («у кого умрет жена без рукописания, а после нее останется недвижимое имущество, то ее мужу пожизненно пользоваться этим имуществом»). Но, несмотря на свободу воли при распоряжении имуществом, наследование по завещанию еще стоит в тесной близости к наследованию по закону, так как воля завещателя по-прежнему склоняется следовать указаниям порядка законного наследования. Вместе с рукописаниями допускалось словесное совершение завещаний, в виде предсмертного дара, который проходил в присутствии священника или сторонних лиц, завещатель передавал лично наследнику отказываемую вещь или акты на вотчину. Наследниками по закону являлись: отец, мать, сын, брат, сестра или кто «ближнего племени», под которыми, вероятно, надо понимать племянников5 Сыновья наследовали лишь те, которые остались в доме, а не вышли в особое хозяйство при жизни отца и матери.
На деле оно было уже союзом великорусского народа и даже завязывало в умах представление о всей Русской земле как о чем-то целом; но мысль еще не поднялась до идеи народа как государственного союза. Реальными связями этого союза продолжали служить воля и интерес хозяина земли. И надобно прибавить, что такой вотчинный взгляд на государство был не династическим притязанием московских государей, а просто категорией тогдашнего политического мышления, унаследованной от удельного времени. Тогда у нас и не понимали государства иначе, как в смысле вотчины, хозяйства государя известной династии, и, если бы тогдашнему заурядному московскому человеку сказали, что власть государя есть вместе и его обязанность, должность, что, правя народом, государь служит государству, общему благу, это показалось бы путаницей понятий, анархией мышления. Отсюда понятно, как московские люди того времени могли представлять себе отношение государя и народа к государству. Им представлялось, что Московское государство, в котором они живут, есть государство московского государя, а не московского или русского народа
Таким образом, окончательно складывается так называемая дворцово-вотчинная система управления, при которой выделяются два центра управления - княжеский дворец и боярская вотчина, власть разделяется между крупными земельными собственниками - князем и боярами, а выполнение важнейших государственных функций поручается их представителям, являвшимся одновременно и должностными лицами и управляющими вотчинным хозяйством. Государственный аппарат фактически совпадал с аппаратом управления княжеской и боярской вотчиной. Судебных органов как особых учреждений в Древнерусском государстве не было. Правосудие осуществлялось князем или его представителями на основе обычного права и норм Русской Правды. По мере становления вотчинного землевладения и оформления боярского иммунитета росло значение боярского суда над зависимыми крестьянами. Превращение христианства в государственную религию привело к появлению церковной юрисдикции, распространявшейся на духовенство. Образование Древнерусского государства не повлекло за собой немедленной ликвидации племенных княжений.
Российская правовая система имеет много корней из немецкого, германского права. Но обладает и своим своеобразием (советское, постсоветское и российское право). Периодизация РПС: 1). Древнерусское право (9-12 в.) – создается право, в основе которого лежат обычаи – «Русская правда» Ярослава Мудрого (начало 11 в.). Татаро- монгольское иго завершило этот период. 1197 г. – Любичский съезд, князья Древней Руси постановили о вотчинах. Киевская Русь разделилась на княжества. 2). Право Московского государства ( 13-17 в.) – собирание русских земель под Московским княжеством. Образование Московского царства. Соборное уложение 1648 г. (уложение Алексея Михайловича), в результате кодификации русского феодального права. 3). Право Российской империи (18-20 в.) – с Петра 1, правовые реформы: Петр реципировал (перевел) европейское право, Екатерина 1 продолжила. 19 в. – Свод законов Российской империи (1835). 4). Период советского права (1917-1990 г.) – до 1990 г. происходило огосударствление права, государство было на первом месте.
Эти походы часто не совпадали с интересами бояр, отрывали их от своих вотчин. Бояре начинали тяготиться службой великому князю, стремились увильнуть от нее, что приводило к многочисленным конфликтам. Противоречия между боярством на местах и великим киевским князем вело к усилению стремления первых к политической самостоятельности. К этому также толкала боярство необходимость своей, близкой княжеской власти, которая могла бы быстро претворить в жизнь нормы "Русской правды",так как сила великокняжеских вирников, воевод, дружинников не могла оказать быструю реальную помощь боярам удаленных от Киева земель. Сильная власть местного князя была необходима боярам и в связи с ростом сопротивления горожан, смердов захватам их земель, закабалению, увеличению поборов. Рост столкновений смердов и горожан с боярством стал второй причиной феодальной раздробленности. Необходимость княжеской власти на местах, создание государственного аппарата вынудили местных бояр приглашать в свои земли князя с дружиной. Но, приглашая князя, бояре были склонны видеть в нем лишь полицейскую и военную силу, не вмешивающуюся в боярские дела. Князьям и дружине такое приглашение тоже было выгодно.
Возможно, что какая-то часть зависимых крестьян обрабатывала барщину, другая платила землевладельцу натуральный оброк. Городское население также попадает в зависимость от княжеской администрации или феодальной верхушки. Вблизи городов крупные феодалы основывали часто специальные поселения для ремесленников. С целью привлечения населения владельцы сел предоставляли определенные льготы, временное освобождение от налогов и т.д. Вследствие этого такие ремесленные поселения назывались свободами или слободами. Распространение экономической зависимости, усиление эксплуатации вызывали сопротивление со стороны зависимого населения. Наиболее распространенной формой были побеги зависимых людей. Об этом свидетельствует и суровость наказания, предусмотренного за подобный побег — превращение в полного, "обельного", холопа. Данные о различных проявлениях классовой борьбы содержит "Русская правда". В ней говорится о нарушениях границ земельных владений, поджоге бортных деревьев, убийствах представителей вотчинной администрации, кражах имущества. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ. 1.Большая историческая энциклопедия школьника, Москва “Росмэн” 2000г. 2.Чтения и рассказы по истории России, Москва “Правда” М.С.Соловьёв 1989г. 3.Русская история, Ростов-на-дону Н.И.Костомаров 1997г.
Нередко историки подходят к летописному свидетельству с мерками феодализма. А. А. Зимин, приведя его в своей работе о феодальной государственности и Русской Правде, заключает: “Итак, Владимир уже думает о "строе земленом", т. е. именно в его переломную эпоху князь и дружина все более и более оседают на землю. "Земляной устав" продолжал, очевидно, строительство княжеского хозяйства, начатое еще бабкой Владимира Ольгой. Какие именно статьи позднейшего домениального устава восходят к установлениям Ольги о "перевесах" и "уставу земленому" Владимира, сказать трудно”. Понятие “земленой” А. А. Зимин, таким образом, тесно увязывает с земельной собственностью князей и дружинников, сведя проблему к интересам зарождающихся феодальных землевладельцев, что вряд ли правомерно. Более широко, казалось бы, смотрел на вопрос Л.В.Черепнин, когда говорил, что в Повести временных лет и Новгородской Первой летописи “речь идет о деятельности киевского князя с дружиной в области государственного устройства, о выработке ими устава (закона), регулирующего общественно-правовые отношения в Древнерусском государстве”. Но затем он, как и А. А. Зимин, перевел законотворческую деятельность князя в плоскость “устанавливающихся феодальных порядков”: “"Устав земленой" Владимира продолжал ту же политическую линию, которую наметила своими "уставами" и "уроками" княгиня Ольга.
В результате кодификации в XV веке в Новгороде и Пскове появились новгородские и псковские судные грамоты. От Новгородской судной грамоты сохранился фрагмент, дающий представление о судоустройстве и судопроизводстве. Судебными правами обладали все органы власти и управления: вече, посадник, тысяцкий, князь, боярский совет, архиепископ, сотский, староста. Судебными полномочиями наделялись купеческие и цеховые корпорации (братчины). Судебными чинами были дьяки, приставы, «позовники», писцы, межники, подверники и другие. Псковская Судная Грамота 1467 года состояла из 120 статей. По сравнению с Русской Правдой в ней более обстоятельно регламентируются гражданско-правовые отношения и институты, обязательственное и судебное право, рассматриваются некоторые виды политических и государственных преступлений. Вещное право предусматривало деление вещей на недвижимые («отчина») и движимые («живот»), различала наследственное («вотчина») и условное («кормля») землевладение. Были определены способы возникновения права собственности: истечение срока давности владения; переход по договору; по наследству; пожалование.
Но попытки князей созывом таких съездов сгладить наиболее отрицательные последствия утраты государственного единства Руси, связать свои местные интересы с встававшими перед ними проблемами общерусского (или общеземельного) масштаба, в конечном счете, терпели неудачу из - за не прекращавшихся между ними усобиц.2. Вассалы и сюзерены 2.1. Схема управления в мелких княжествах Князья обладали всеми правами суверенных государей. Небольшие размеры княжеств позволяли им лично вникать во все дела по управлению и контролировать своих агентов, вершить суд на своем дворе или во время объездов своих владений. Наряду с продолжавшими действовать нормами "Русской Правды", в землях и княжествах начинают складываться свои правовые нормы, находившие отражение в между княжеских договорах и в торговых договорах русских городов с зарубежными городами. В сборниках церковного права содержались нормы, касающиеся семейно - брачных и других сторон жизни феодального общества, отнесенных к юрисдикции церковного суда. В составе княжеской и вотчинной администрации, составлявший в совокупности аппарат управления в княжествах, фигурируют военные, административные, финансовые, судебные, хозяйственные и другие агенты (воеводы, наместники, посадники, волостели, тысяцкие, дворские, казначеи, печатники, конюшие, вирники, тиуны и др.). Материальное обеспечение их осуществлялось передачей им части доходов от управления (кормление) или же пожалованием земель в вотчину. 2.2. Бояре Одной из важнейших обязанностей вассалов было оказание своему сюзерену помощи советом, обязанность думать вместе с ним "о строе земельном и о ратех".
В то же время к данному периоду относится начальный этап складывания на Руси индивидуальной крупной земельной собственности — вотчины. Княжеская вотчина (домен) начала оформляться еще во второй половине Х в. — в этот период уже известны княжеские села и охотничьи угодья. В середине XI в. существование княжеской вотчины было законодательно закреплено в Русской Правде — юридическом кодексе раннесредневековой Руси. В XI в. появляется земельная собственность у дружинников и церкви. Но вотчинная форма собственности не играла еще существенной роли — ее удельный вес был незначителен, основная часть территории находилась в кооперативной (государственной) собственности военно-дружинной знати, реализуемой через систему даней-налогов. Корпорацией, в которую был организован господствующий слой Древней Руси в этот период, продолжала оставаться дружина. Существовали дружины у киевского князя и его родственников-вассалов. В дружинной организации была и внутренняя иерархия; верхушку дружинного слоя представляла старейшая дружина', ее члены именовались боярами. Низшим слоем была молодшая дружина.
Раннефеодальная монархия Рюриковичей. "Норманская теория", ее политический смысл. Организация управления. Внутренняя и внешняя политика первых киевских князей (Олег, Игорь, Ольга, Святослав). Расцвет Киевской державы при ВладимиреI и Ярославе Мудром. Завершение объединения восточного славянства вокруг Киева. Оборона границ. Легенды о распространении христианства на Руси. Принятие христианства как государственной религии. Русская церковь и ее роль в жизни Киевской державы. Христианство и язычество. "Русская Правда". Утверждение феодальных отношений. Организация господствующего класса. Княжеская и боярская вотчина. Феодально-зависимое население, его категории. Холопство. Крестьянские общины. Город. Народные восстания и "Русская Правда". Борьба между сыновьями и потомками Ярослава Мудрого за великокняжескую власть. Тенденции к раздробленности. Любечский съезд князей. Киевская Русь в системе международных отношений XI- начала XIIв. Половецкая опасность. Княжеские усобицы. Владимир Мономах. Окончательный распад Киевской державы в начале XIIв.
Она называлась "миром" или "вервью" и состояла из одного большого села или нескольких разбросанных поселений, а также из больших семей и мелких крестьянских хозяйств, которые самостоятельно обрабатывали землю. Все члены верви были связаны круговой порукой (взаимной ответственностью за уплату дани, за преступления). Помимо земледельцев в общине жили и ремесленники: кузнецы, гончары и др. В ранний период Древнерусского государства крестьянские общины существовали повсюду и являлись объектом притязаний со стороны некоторых феодалов. В XII - XIII вв. основой хозяйства в русских землях продолжало оставаться пашенное земледелие, которое было связано со скотоводством, сельскими промыслами и подсобным домашним ремеслом. Все это обуславливало натуральный характер крестьянского и вотчинного хозяйства. Большое распространение получила паровая система севооборота (двух- и трёхпольная), увеличивавшая, по сравнению с подсекой и перелогом, площадь пахоты и уменьшавшая угрозу полного неурожая. В огородничестве и на пашне начинается удобрение почвы навозом. Растёт и площадь окультуренной земли, особенно в результате усиления колонизации новых земель в связи с тем, что крестьяне стремились вырваться из феодальной зависимости уходом на "вольные земли".
Народ встречал новую веру не всегда дружественно, особенно греческих священников и церковные поборы. Процесс христианизации Руси происходил довольно сложно. С образованием государства складывалась правовая система. Сборником письменных законов Древнерусского государства является "Русская правда" (конец XI - нач. XII в.), принятая при Ярославе Мудром и дополненная при его потомках. "Правда Ярослава" составляла первую часть краткой редакции "Русской правды". Законы Ярослава разбирали споры между свободными людьми и, прежде всего, среди княжеских дружинников. "Правда Ярослава" не отменяла, а только ограничивала кровную месть кругом ближайших родственников. В конце 60-х - начале 70-х гг. "Краткая редакция Русской правды" была дополнена рядом статей, получивших название "Правды Ярославичей". Цель дополнений - защитить право феодала на его вотчину. Из "Правды Ярославичей" мы узнаем об устройстве вотчины. Вотчина - это владение отдельного феодала, передаваемое по наследству. Господствующий класс феодалов сложился из местных князей и бояр, попавших в зависимость от Киева, и из мужей (дружинников) киевского князя, которые получили в держание (или в вотчину) земли.
На основе христианизации происходило становление нового типа государственности в Киевской Руси. Устанавливается тесная взаимосвязь между светской и церковной властью, при главенстве первой над второй. В первой половине XI века начинается оформление церковной юрисдикции. В ведение церкви передаются дела о браке разводе, семье, некоторые наследственные дела. К концу XII века церковь стала осуществлять надзор за службой мер и весов. Значительная роль отводилась церкви в международных делах, связанных с углублением отношений с христианскими государствами и церквями. Митрополит и духовенство управляли и судили подчиненных им людей так, как это делалось в греческой церкви, на основании особого сборника законов, Номоканона, получившего на Руси название Кормчей (одной из частей которой являлась потом Русская Правда). В этом сборнике заключались церковные правила Апостольские и вселенских соборов, также гражданские законы православных Византийских императоров. Церкви принадлежали земли, на которых духовенство и монастыри вели хозяйство по-своему, руководствуясь византийскими обычаями и законами, устанавливая такие юридические отношения к земледельцам, какие были приняты в Греции.
Субъектами преступлений, то есть лицами, способными отвечать за криминальные действия, могли быть “свободные люди”. Любое преступление подразумевало выплату штрафов и имущественные взыскания, для чего требовалось наличие собственности. Холопы и рабы, являясь разновидностью собственности, собственности не имели и имущественную ответственность за них несли хозяева. В Русской Правде отражены только два вида преступлений: против личности (убийство, телесные повреждения, оскорбления, побои) и против собственности (разбой, кража, нарушение земельных границ, не законное пользование чужим имуществом). Закон защищал интересы индивидуума, который, выделившись из общинной системы, нуждался в охране как своей личности, таки своего хозяйства. Государственные преступления в Русской Правде не упоминаются, весьма нечетко обрисованы деяния против княжеской администрации (например, убийство конюха). На данном этапе еще не существовало абстрактного понимания государства и его интересов, вред государству отождествлялся с вредом князю, и посягательства против князей рассматривались как тяжкие деяния.
![]() | 978 63 62 |