![]() 978 63 62 |
![]() |
Сочинения Доклады Контрольные Рефераты Курсовые Дипломы |
РАСПРОДАЖА |
все разделы | раздел: | История | подраздел: | История |
Галаты, кельтоскифы, кимвры и народы "третьего мира" | ![]() найти еще |
![]() Молочный гриб необходим в каждом доме как источник здоровья и красоты + книга в подарок |
В действительности сама земля это идея, которую можно проследить исторически и мифологически. Некогда думали, что земля это великая и безграничная сила, которая может исцелять и разрушать, сила, оберегающая все сущее. Многие народы третьего мира и неиндустриальных стран все еще видят в земле бога, который указывает им, как жить правильно. Западный человек сегодня рассматривает землю как нездоровый организм, задыхающийся от отходов и ядов, едва способный содержать свои перенаселенные районы, сверхнапряженный и готовый взорваться в любой момент. Одна из самых недавних идей по поводу Земли заключается в том, что это нервная сеть взаимосвязей «Гайи», живого антропоса (см. Минделл, Год I, 1989). Согласно некоторым традициям, мы должны стать универсальным духом планеты. Эксперименты с Землей Повторно открывать Землю означает использовать все наши чувства, а не просто старые идеи, касающиеся планеты. Следующий эксперимент способен дать нам личную информацию о Земле. Теперь, когда вы уже развили свою проприоцепцию, положите руки на землю
Первый организованный им симпозиум провел обсуждение проблем, связанных со школьным обучением, капиталовложениями в образование и здравоохранение, а также с учебой на рабочих местах. В своей книге «Преобразуя традиционное сельское хозяйство» (" ra sformi g radi io al Agricul ure"), опубликованной в 1964 г., Ш. утверждал, что даже в примитивном хозяйстве фермеры действуют рационально и используют свои ресурсы эффективно в пределах той информации, которая им доступна. Он подчеркивал важность проблемы, связанной с деятельностью в условиях несбалансированности, риска и неопределенности, обычных при применении новых методов хозяйствования даже тогда, когда преимущества этих методов продемонстрированы. Исследования в этой области были вызваны так называемой «зеленой революцией» – попытками увеличить сельскохозяйственное производство при помощи применения генной инженерии и других технологических методов, частично разработанных Норманом Борлоугом. Там, где не преуспели займы и субсидии, гибридные семена и новая технология агрокультуры обеспечивали повышение урожаев, особенно в Индии, Пакистане и на Филиппинах. Позднее Ш. проявил особенно большой интерес к образованию женщин и к высшему образованию молодежи, которая могла бы применить свои знания в наиболее подходящей с культурной точки зрения форме для улучшения условий здравоохранения, благосостояния и экономического процветания народов «третьего мира». Короче говоря, Ш. с оптимизмом относился к возможностям развития бедных аграрных народов. «Бедные народы, живущие в странах с низким уровнем доходов, не являются заложниками, скованными железными обручами равновесия нищеты, которую экономисты не способны разрушить», – писал он.
В противоположность этому первобытные люди вовсе не предаются, как это любят говорить, «анимизму», то есть идеализму живого, магии иррациональных сил; они не отдают предпочтения ни тому ни другому началу, по тон простой причине что не проводят раздела между ними. 151 То же правило действует и в политической сфере. Так, народы третьего мира (арабы, негры, индейцы) играют роль воображаемого западной цивилизации (и как объекты/пособники расизма, и как основа для революционных упований). И наоборот, наш индустриально-технологический Запад образует их воображаемое, то, о чем они мечтают в своей отторгнутости. На этом и зиждется реальность мирового господства. 152 Разумеется, в психоанализе (лакановском) реальное уже не задается ни как субстанция, ни как позитивная референция; это навсегда утраченный объект, который невозможно найти и о котором, в пределе, нечего и сказать. Такое реальное, понятое как отсутствие, включенное в сетку «символического порядка», сохраняет зато всю прелесть игры в прятки с означающим, обрисовывающим его контуры
Развивающиеся страны, писал В. Келле, "естественно стремятся сохранить свою самобытность, укрепить традиционную культуру, но двинуться вперед, к решению социально-экономических проблем, они могут лишь на основе усвоения современной научно-технической культуры" . В целом попытки увязать категории традиционализма и социализма в последовательной системе идей успеха не имели. Тем не менее О. Оснпова справедливо отмечала: "Принципиально важной в марксистской науке является мысль о том, что борьба за изживание традиционализма и его приспособление к современным потребностям не должна становиться самоцелью социальной стратегии в развивающихся странах" [10,с.41). Некоторым исследователям положение в странах "третьего мира" напоминало российскую ситуацию последней трети XIX века. В. Хорос сравнивал афро-азиатский популизм с русским народничеством и находил в русской истории теоретические рецепты, которые могли бы пригодиться развивающимся странам . Это наводило на мысль о том. что и Россия являлась в определенные моменты своей истории "развивающейся" страной, решительная модернизация которой связана с коллективизацией и индустриализацией 20-30-х годов ХХ века 1 . И. Андреев допускал возможность усвоения народами "третьего мира" моральных норм социалистического общества при сохранении ряда традиций общины .
Есть общества, которые кажутся беспросветно консервативными, замкнутыми и враждебными к переменам. Такое ощущение, например, возникает у многих жителей Запада, которым опыт помощи народам Третьего мира принес только чувство обреченности и разочарования. Поскольку отдельные люди, которым они помогали, производят впечатление вполне интеллектуально развитых личностей, делается вывод, что проблема должна заключаться в специфике их коллективного бытия. Чем еще можно объяснить тот факт, что аборигены Северо-Восточной Австралии так и не освоили лук и стрелы, несмотря на возможность наблюдать это оружие в руках постоянных торговых партнеров обитателей островов Торресова пролива? Может ли заторможенное технологическое развитие какого-то континента объясняться тем, что все общества, его населяющие, оказываются глухими к новому? В этой главе мы наконец подойдем вплотную к ответу на центральный вопрос книги вопрос о том, почему на разных континентах эволюция технологий происходила с такой разной скоростью. Отправной точкой нашего обсуждения послужит расхожая мудрость, которую выражает поговорка «Необходимость мать изобретения»
В историческом контексте современные исследователи выделяют три поколения прав: первое - это политические, гражданские и личные права, провозглашенные в свое время первыми буржуазными революциями и закрепленные в известных Декларациях (американской, английской, французской); второе - социально-экономические права, возникшие под влиянием социалистических идей, движений и систем, в том числе СССР (право на труд, отдых, социальное обеспечение, медицинскую помощь и т.д.); они дополнили собой прежние права, получили отражение в соответствующих документах ООН; третье поколение - коллективные права, выдвинутые в основном развивающимися странами в ходе национально-освободительных движений (право народов на мир, безопасность, независимость, самоопределение, территориальную целостность, суверенитет, избавление от колониального угнетения, достойную жизнь и т.д.)19. Выделение трех поколений прав в значительной мере условно, но оно наглядно показывает последовательную эволюцию в развитии данного института, историческую связь времен, общий прогресс в этой области.
Однако это стало возможным только после того, как им удалось справиться с собственной ограниченностью. Правительства и корпорации сначала действовали очень медленно и неуверенно, но впоследствии некоторые из них стали настоящими лидерами движения. Энвайронменталисты, ранее прозванные «обезумевшими паникерами», на этот раз недооценили проблему. Организация Объединенных Наций в этой истории показала свою способность к распространению важнейшей информации по всему миру, к обеспечению нейтральной основы и мудрой поддержки, в то время как правительства работали над этой, безусловно, международной проблемой. Страны третьего мира нашли в озоновом кризисе новую возможность действовать в своих собственных интересах, отказавшись сотрудничать, пока им не будет гарантирована техническая и финансовая поддержка этого сотрудничества. В конце концов народы мира осознали, что они превысили серьезный предел. Под давление здравого смысла они, хоть и неохотно, все-таки согласились прекратить производство этой экономически выгодной и полезной промышленной продукции как хлорфторуглеводород.
Даже при сохранении современных темпов модернизации технологической базы производящих отраслей промышленности для обеспечения всех материальных потребностей жителей Земли на уровне современных требований (за которые я принимаю средний уровень потребления западных стран) к началу будущего века потребуются усилия не более 1/4 трудозанятых при условии, что каждая страна сообщества будет располагать такой технологией. Если же этого не случится, а это наиболее вероятно в силу усиливающегося технологического разрыва между странами “первого”, “второго” и “третьего мира”, то и в этом случае меньшинство трудозанятого населения наиболее развитых стран мира будет в состоянии обеспечить жизненно важными промышленными и сельскохозяйственными продуктами не только все население своих собственных стран, но и значительную часть потребностей других стран и народов. Если же допустить (а такое допущение весьма правдоподобно), что к концу этого и началу следующего тысячелетия темпы модернизации производящих и добывающих отраслей промышленности и сельского хозяйства, транспорта и т. д. на базе применения электроники, микропроцессорных систем, компьютеров, роботов, автоматических линий и т. д. сделают качественный скачок с точки зрения объема и уровня выпускаемой продукции, то для удовлетворения человеческих потребностей по современным западным стандартам потребуется еще меньше людей, непосредственно занятых в сфере материального производства.
Россия жизненно заинтересована в тесных союзнических отношениях с Украиной. Еще более существенным образом, в этом заинтересован украинский народ. Между тем, время сегодня играет против сближения наших народов: с каждым днем, с каждым часом экономические, а с ними и социальные системы наших государств расходятся все дальше и дальше друг от друга. При этом, если для России сохранение существующего положения дел означает ее переход в круг держав «третьего мира», то для народа Украины оно предполагает почти неизбежную гибель, как самодостаточной этнической единицы. И, разумеется, что сугубо экономическими мерами указанный процесс предотвратить не удастся. Более того, под аплодисменты стран Запада и их Центрально-Европейских сателлитов, сегодня, руками российской буржуазии, в сущности, осуществляется физическое уничтожение русскоязычной части украинского народа. И все это осуществляется посредством ресурсов, созданных совместным трудом всех народов бывшего СССР, под лозунгами «прагматического, экономического подхода» к развитию российско-украинских отношений и при объективном содействии, с одной стороны, пророссийских общественных организаций в Украине, а с другой, - организаций украинских националистов.
Суть концепции состояла в том, что развивающиеся страны способны воспринять и перенести на свою действительность ряд уже готовых и апробированных в развитых странах политических институтов ( централизованное государство, парламент, многопартийная система, всеобщие выборы и так далее ) и ценностей ( экономическая и политическая свобода, индивидуализация ). Следовательно, политическая модернизация на начальном этапе развития данной теории воспринималась как(16): - демократизация развивающихся стран по западному образцу; - одновременно условие и следствие успешного социально-экономического роста стран “ третьего мира”; - результат их активного сотрудничества с развитыми государствами Западной Европы и США. Таким образом, признавая особенности неевропейских развивающихся обществ, теория модернизации 50-х начала 60-х гг. в целом разрабатывалась в рамках универсальной традиции западного либерализма, пологая, что все страны и народы в своем развитии проходят одни и те же этапы. Соответственно и модернизация развивалась как универсальный, всеобщий процесс. Позже с середины 60-х годов, а тем более в 70-е и 80-е гг. сторонники теории политической модернизации значительно углубили и расширили диапазон исследований в области проблематики политического развития стран, находящихся в состоянии перехода от традиционного к современному обществу.
На Балканском полуострове в ислам обращены были некоторые группы болгар, македонцев, боснийцев, албанцев, бывших прежде христианами. Обратных случаев массового обращения какого-либо мусульманского народа в христианство история не знает. Правда, с Пиренейского полуострова (Испания, Португалия) мусульмане в результате христианской Реконкисты (XII-XV вв.) были вытеснены, но это произошло в результате процесса насильственного изгнания исповедующих ислам, а не идейной победы одной религии над другой. Почему же религия Мухаммеда так часто одерживала верх над религией Христа? Видимо, вследствие большей простоты, доступности, понятности народным массам, особенно в восточных странах, где преобладал патриархально- феодальный быт. В последние десятилетия, после первой мировой войны, во многих странах произошли буржуазные реформы, ограничившие влияние религии. Развернувшееся после второй мировой войны широкое демократическое прогрессивное движение в странах “третьего мира” привлекло к еще более радикальным переменам в мусульманских традициях и к их общему ослаблению.
Это сотни тысяч людей, потерявших жилье и средства к существованию благодаря прямой войне российского государства против собственного народа. Большая часть беженцев из так называемого третьего мира также имеет прямое отношение к политике России. Это, в первую очередь, - более 100 тысяч афганцев, которые не могут вернуться на родину после вывода российских войск и падения режима Наджибулы. Беженцы из Северной Кореи и других "стран народной демократии" тоже не чужие для России. Было бы естественно взять на себя хотя бы часть ответственности за их судьбы. Однако российские власти сегодня к этому не готовы. Миграционная ситуация. Официальные справочники ФМС приводят точные данные только по вынужденным мигрантам, получившим статус беженца или вынужденного переселенца. Однако, в процентном отношении число признанных беженцев очень невелико (причем, в Москве существенно ниже, чем по России в целом). Например, из 100 тысяч афганцев статус беженца получили только несколько десятков. Реально в положении вынужденных мигрантов в России находится, по оценкам, не менее 4 миллионов человек, главным образом, граждан бывшего СССР. Табл. 1.1 Количество лиц, получивших в России официальный статус вынужденных мигрантов (, c. 35). всего на начало 1999 г. 1 100 000 чел. (160 000 беженцев, из них 500 из третьих стран, 940 000 вынужденных переселенцев) процент от населения 0,74% России в 1995 г. 274 000 чел. в 1996 г. 172 000 чел. в 1997 г. 120 000 чел. (беженцев - 5 000) в 1998 г. 118 150 чел. (беженцев - 450) Более подробная статистика миграционных потоков приведена в приложении.
В условиях, когда планета Земля становится единым домом человечества, многие противоречия, конфликты, проблемы могут перерасти локальные рамки и приобрести глобальный общемировой характер. Вот эти проблемы: предотвращение угрозы новой мировой войны, сокращение разрыва в уровне экономического развития между развитыми странами Запада и развивающимися странами «третьего мира», стабилизация демографической ситуации на планете, охрана здоровья людей и предотвращение распространения СПИДа, наркомании. И во взаимосвязи со всем этим - экология. Сегодня важно сознавать неразрывную связь природы и общества, которое носит взаимный характер. Здесь уместно вспомнить слова А.И.Герцена о том, что "природа не может перечить человеку, если человек не перечит её законам". С одной стороны, природная среда, географические и климатические особенности оказывают значительное воздействие на общественное развитие. Эти факторы могут ускорять или замедлять темп развития стран и народов, влиять на общественное развитие труда. С другой стороны общество влияет на естественную среду обитания человека. История человечества свидетельствует как о благотворном влиянии деятельности людей на естественную среду обитания, так и о пагубных её последствиях. 1.Правовые меры ответственности за экологические правонарушения.Экологическое право - система норм, регламентирующих общественные отношения в сфере сохранения и рационального использования природных ресурсов.
Независимо от того, оправданы ли самые серьезные опасения экологов или нет, трудно быть уверенным в хорошем будущем планеты. Сколько она сможет просуществовать, если люди одержимы жадностью? В поисках ответа на этот вопрос многие люди возлагают надежды на науку. Может ли наука спасти нас? Скорость научных разработок так велика, что ученые не успевают полностью понять, к чему приведет применение их открытий. Многие из научных разработок оказались палкой о двух концах. Например, «зеленая революция» помогла накормить множество людей, но в то же время она внесла вклад и в уничтожение биоразнообразия. Но в конечном итоге, пропагандой пестицидов и монокультур, «зеленая революция» принесла пользу не простому народу, а крупным сельскохозяйственным компаниям и элите стран третьего мира, которые разбогатели за счет земледельцев. Нельзя так же с точностью определить ни вред, ни пользу, которую могут принести генетически сконструированные организмы, потому что наука не в состоянии предсказать, как повлияют на экологию выведенные в искусственных условиях биологические виды, в том числе генетически сконструированные организмы.
После войны с помощью СССР и других социалистических стран они добились освобождения от колониальной зависимости. Больше всего государств получило политическую независимость в 1950-60-е гг., а в целом колониальная система была ликвидирована в 1980-е гг. Однако колониальная зависимость для большинства освободившихся стран сменилась экономической зависимостью от развитых капиталистических государств. Она выражается в том, что часть созданного народами этих стран прибавочного продукта присваивается монополистическим капиталом развитых стран. Механизм эксплуатации народов слаборазвитых стран включает ценовой механизм (заниженные цены на товары из слаборазвитых стран), дискриминацию в торговых отношениях; низкую оплату труда и вывоз части прибыли филиалами ТНК; предоставление кредитов с целью установления финансовой зависимости; поддержание технологического отставания развивающихся стран и такой структуры экономики, которая делает их зависимыми от поставок из развитых стран. Страны “третьего мира” используются и для вывоза экологически вредных производств, сбыта низкокачественной продукции, как источники дешевого топлива и сырья.
Еще в середине 1950-х гг. складывается т.н. Движение неприсоединения. На его возникновение и дальнейшее становление оказывало влияние два важнейших общемировых процесса: крушение колониальных империй и продолжавшаяся холодная война. Неприсоединение означало поддержание самостоятельности молодых государств от центов биполярного мира — СССР и США, поэтому применительно к участником движения часто употребляется понятие “страны третьего мира”. Идея неприсоединения не означала пассивности и отрешенности развивающихся государств от происходившего на международной арене или самоизоляции от стоявших перед всем человечеством глобальных проблем. Наоборот, объективно борьба народов за освобождение от колониального ига усиливала позиции СССР, добивавшегося переустройства международных отношений на принципах равноправия и взаимной безопасности. В силу этого Движение неприсоединения потенциально являлось геополитическим союзником СССР в деле укрепления политики мира и международного сотрудничества. Совпадение целей в противостоянии неоколониалистской экспансии стран Запада способствовало укреплению позиций Советского Союза в странах “третьего мира”.
Эти связи, имеющие добрые традиции и многовековую исто- рию, способны играть роль мощного стабилизирующего фактора на мировой арене. Россия должна проводить активную политику и в "третьем мире", осуществляя разностороннее сотрудничество с развивающимися государствами Ближнего Востока, Азии, Африки, Латинской Америки. В целях более благоприятного международного политического климата и исходя из собственных интересов России следует поддерживать требова- ния развивающихся стран о пересмотре в сторону большей справедливости мировых экономических отношений, преодолении в них практики неоколони- ального и неэквивалентного торгового обмена. В эффективной и независимой внешней политике заинтересованы все граждане России, стоящие на позициях государственности и патриотизма, независимо от своих политических взглядов - правых, центристских или левых. Иначе говоря, в такой политике заинтересовано громадное боль- шинство россиян. Это создает возможность для широкого и долгосрочного сотрудничества различных политических сил во имя главной цели: в братском союзе свободных народов возродить Россию в силе и славе ее былого державного величия, обеспечить ей достойное место в мировом со- обществе.
Но страны-метрополии в свою защиту говорили о слаборазвитости народов, населяющих эти территории, о том, что их население просто исторически неразвито, у них нет истории, так как они всю жизнь живут в родоплеменных отношениях, и что контроль империй над своими колониями наоборот благоприятен для стран и населяющих их туземцев. Ведь империи несут им блага цивилизации, строят дороги, города, больницы, школы, помогают развивать промышленность. Как не странно, правы были и те и другие. Но империи, отстаивающие сложившейся порядок, оказались правыми в большей степени даже потому, что противники колониализма ошиблись в том, что если дать свободу и независимость странам «третьего мира», то они смогут повысить самостоятельно свое благосостояние, путем свободного труда и увеличения экономического роста. Этот тезис сторонников скорейшей деколонизации был ошибочным, что показала проведенная в начале второй половины 20 века деколонизация. Колонизаторы уходили, причем нередко уходили без серьезной борьбы, однако их уход не привел к стабилизации ситуации в странах «третьего мира», к их экономическому росту и благосостоянию. (Конечно, существуют примеры неоднозначные, например Индия, которая имеет высокие темпы экономического роста, при массовой нищете населения.) Что же произошло? Когда Британия, Франция и другие державы дали своим колониям независимость, в большинстве случаев рост их экономик прекратился, а в некоторых примерах и пошел вниз с сопровождающей постоянной внутринациональной кровавой борьбой.
![]() | 978 63 62 |