телефон 978-63-62
978 63 62
zadachi.org.ru рефераты курсовые дипломы контрольные сочинения доклады
zadachi.org.ru
Сочинения Доклады Контрольные
Рефераты Курсовые Дипломы
путь к просветлению

РАСПРОДАЖАСувениры -30% Красота и здоровье -30% Электроника, оргтехника -30%

все разделыраздел:История

Восточные славяне в древности

найти похожие
найти еще

Гуашь "Классика", 12 цветов.
Гуашевые краски изготавливаются на основе натуральных компонентов и высококачестсвенных пигментов с добавлением консервантов, не
170 руб
Раздел: 7 и более цветов
Коврик для запекания, силиконовый "Пекарь".
Коврик "Пекарь", сделанный из силикона, поможет Вам готовить вкусную и красивую выпечку. Благодаря материалу коврика, выпечка не
202 руб
Раздел: Коврики силиконовые для выпечки
Совок №5.
Длина совка: 22 см. Цвет в ассортименте, без возможности выбора.
18 руб
Раздел: Совки
Наконец, когда готы ушли из Причерноморья, то часть славян, а именно восточная и южная их ветви, двинулись на восток и на юг в Причерноморье и образовала здесь племена южных и восточных славян. А значит, следуя этой «прибалтийской» теории, славяне явились пришлыми на землю, на которой они затем создали свой государства. Существовал и существует ряд других теорий миграционного характера происхождения славян и их «прародины». Отечественные историки в отражении данного вопроса отмечают сложность самого процесса происхождения славян. По их глубокому убеждению, первоначально складывались отдельные мелкие разрозненные древнейшие племена на определённой обширной территории, которые затем образовались в более крупные племена и их объединения и, наконец, в исторически известные народы, образующие нации. Таков общий путь этнического, культурного и языкового развития народов и наций. Следовательно, народы образовались в ходе истории не от единого исконного «пранарода» с его «праязыком» путём последующего его распадения и расселения из какого-то первоначального центра («прародины»), а наоборот, путь развития в основном шел от первоначальной множественности племён к последующему постепенному их объединению и взаимному скрещиванию. При этом мог, конечно, идти в отдельных случаях и вторичный процесс – процесс дифференциации уже сложившихся ранее крупных этнических общностей. В ходе процесса формирования этноса славян племена постепенно и последовательно проходили определённые стадии своего культурного и языкового развития, определявшего их этнические особенности. Роль переселений (миграций) в этом развитии оказывается, по мнению отечественных историков, второстепенной. Происхождение славян На рубеже III – II тысячелетий до н.э. в период бронзового века, когда овладение металлическими орудиями труда и оружием обусловило быстрое развитие индоевропейских племён, они начали обособляться друг от друга и говорить на индоевропейских диалектах. Племена, пользовавшиеся славянским наречием индоевропейского языка, прекрасно понимали тогда своих соседей индоевропейцев – германские и балтийские племена. Близок был славянский диалект и иранским языкам, на которых говорили индоевропейцы, жившие к юго-востоку от будущих славян. Но где же обитали эти предки славян, кто был их ближайшими соседями? Установлено, что во II тысячелетии до н. э. предки славян, ещё не разделившихся на отдельные народы, обитали где-то между балтами, германцами, кельтами и иранцами. Балты жили к северо-западу от славян, германцы и кельты – на западе от них, на юго-востоке обитали индоиранские племена, а на юге юго-западе – греки, италики. В середине II тысячелетия до н. э. мы застаём предков славян, занимавшими огромную территорию Восточной Европы. Их центром по-прежнему остаются земли по реке Висле, но их миграция простирается уже до реки Одер на Западе и Днепра на Востоке. Южная граница этого расселения упирается в Карпатские горы, Дунай, северная часть доходит до реки Припяти. К середине II тысячелетия обозначился процесс консолидации осевших на своих местах родственных племён в большие этнические группы.

Все эти пути покрывали своеобразной сетью земли восточных славян, перекрещивались друг с другом и по существу накрепко привязывали восточнославянские земли к государствам Западной Европы, Балкан, Северного Причерноморья, Поволжья, Кавказа, Прикаспия, Передней и Средней Азии. Религия восточных славян Сложной, разнообразной с детально разработанными обычаями была религия восточных славян. Её истоки уходят в индоевропейские древние верования и ещё дальше к временам палеолита. Именно там, в глубинах древности зарождались представления человека о сверхъестественных силах, которые управляют его судьбой, о его отношении к природе и о её отношении к человеку, о своём месте в окружающем мире. Религия, существовавшая у разных народов до принятия ими христианства или ислама, называется язычеством. Как и другие древние народы, как, в частности, древние греки, славяне населили мир разнообразными богами и богинями. Были среди них главные и второстепенные, могучие, всесильные и слабые, шаловливые, злые и добрые. Во главе славянских божеств стоял великий Сварог – бог вселенной, напоминающий древнегреческого Зевса. Его сыновья – Сварожичи – солнце и огонь, были носителями света и тепла. Бог солнца Даждьбог весьма почитался славянами. Молились славяне Роду и рожаницам – богу и богиням плодородия. Этот культ был связан с земледельческими занятиями населения и был поэтому особенно популярен. Бог Велес почитался у славян в качестве покровителя скотоводства, это был своеобразный «скотный бог». Стрибог, по их понятиям, повелевал ветрами, как древнегреческий Эол. По мере слияния славян с некоторыми иранскими и угро-финскими племенами их боги перекочёвывали и в славянский пантеон. Так, в VIII – IX вв. у славян почитался бог солнца Хорс, который явно пришёл из мира иранских племён. Оттуда же появился и бог Симаргл, который изображался в виде пса и считался богом почвы, корней растений. В иранском мире это был хозяин подземного царства, божество плодородия. Единственным крупным женским божеством у славян была Макошь, которая олицетворяла рождение всего живого, была покровительницей женской части хозяйства. Со временем, уже по мере выдвижения в общественной жизни славян князей, воевод, дружин, начала великих военных походов, в которых играла молодая удаль зарождающегося государства, на первый план у славян всё больше выдвигается бог молнии и грома Перун, который становится главным небесным божеством, сливается со Сварогом, Родом как более древними богами. Происходит это не случайно: Перун был богом, чей культ родился в княжеской, дружинной среде. Но языческие представления не исчерпывались лишь главными богами. Мир был населён и другим сверхъестественными существами. Многие из них были связаны с представлением о существование загробного царства. Именно оттуда к людям приходили злые духи – упыри. А добрыми духами, оберегающими человека, являлись берегини. Славяне стремились защищаться от злых духов заговорами, амулетами, так называемыми «оберегами». В лесу обитали леший, у воды жили русалки. Славяне верили, что это души умерших, выходящие весной насладиться природой.

Византийские авторы оставили в своих трудах немало сведений о своих северных соседях. Они описали, в частности, быт и нравы славян V – VII вв. Описание древних славян «Правосудие у них было запечатлено в умах, а не законах, - писал один греческий историк, отмечая, что у славян в то время ещё не было письменного законодательства, - воровство случалось редко и считалось важнее всяких преступлений. Золото и серебро они столь же презирали, сколько прочие смертные желали его». А вот свидетельство другого автора: «Племена славян ведут образ жизни одинаковый, имеют одинаковые нравы, любят свободу и не выносят рабства. Они особенно храбры и мужественны в своей стране и способны ко всяким трудам и лишениям. Они легко переносят жар и холод, и наготу тела, и всевозможные неудобства и недостатки. Очень ласковы к чужестранцам, о безопасности которых заботятся больше всего: провожает их от места до места и наставляют себя священным законом, что сосед должен мстить соседу и идти на него войной, если тот по своей беспечности вместо охраны допустит какой-либо случай, где чужеземец потерпит несчастье». Греки заметили особенности общинного патриархального порядка жизни славян: «Пленники у славян не так, как у прочих народов, не всегда остаются в рабстве; они определяют им известное время, после которого, внеся выкуп, те вольны или возвратиться в отечество, или остаться у них друзьями и свободными». Часто вступая в схватки со славянами, греки весьма внимательно изучали характер славян и их военные повадки: «Они превосходные войны, потому что военное дело становиться у них суровой наукой во всех мелочах. Высшее счастье в их глазах погибнуть в битве. Умереть от старости или от какого-либо случая – это позор, унизительнее которого ничего не может быть. Они вообще красивы и рослы; волосы их отливают в русый цвет. Взгляд у них скорее воинственный, чем свирепый». «Часто делают набеги, неожиданные нападения и различные хитрости днём и ночью и, так сказать, играют войной». «Величайшее их искусство состоит в том, что они умеют прятаться в реках под водою. Часто, застигнутые неприятелем, они лежат очень долго на дне и дышат с помощью длинных тростниковых трубок, конец которых берут в рот, а другой высовывают на поверхность воды и таким образом укрываются в глубине». Удивительно и такое наблюдение: «Славяне никакой власти не терпят и друг к другу питают ненависть». Хозяйство, социальные отношения восточных славян. Ремесла. Торговля. Путь «из варяг в греки» В землях новгородских словен, где было обилие рек, озёр, хорошо разветвлённая водная транспортная система, бурно развивались мореходство, торговля, различные ремёсла, производящие продукцию для обмена. Край был богат лесами, там расцветал пушной промысел; важной отраслью хозяйства здесь издревле была рыбная ловля. В лесных чащах, вдоль берегов рек, на лесных опушках, где жили древляне, вятичи, дряговичи, ритм хозяйственной жизни был замедленным, здесь люди особенно тяжело осваивали природу, отвоёвывая у неё каждую пядь земли для пашни, лугов. Особенно интенсивно продолжало совершенствоваться земледелие – это основной вид хозяйства раннесредневекового мира. Улучшались орудия труда. Поднепровские славяне занимались не только земледелием.

Молочный гриб необходим в каждом доме как источник здоровья и красоты
Молочный гриб необходим в каждом доме как источник здоровья и красоты + книга в подарок

 Курс русской истории (Лекция 1-86)

Одни начинают её довольно поздно, не ранее половины IX в., с прихода варягов, заставших восточных славян в диком состоянии, без всяких зачатков гражданственности; другие отодвигают начало нашей истории в туманную даль дохристианской древности. Припомнив изученные нами факты и извлечённые из них выводы, мы можем установить своё отношение к тому и другому взгляду. Наша история не так стара, как думают одни, началась гораздо позднее начала христианской эры; но она и не так запоздала, как думают другие: около половины IX в. она не начиналась, а уже имела за собою некоторое прошедшее, только не многовековое, считавшее в себе два с чем-нибудь столетия. ЛЕКЦИЯ X ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕРВЫХ КИЕВСКИХ КНЯЗЕЙ. ОБЪЕДИНЕНИЕ ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯНСКИХ ПЛЕМЁН ПОД ВЛАСТЬЮ КИЕВСКОГО КНЯЗЯ. УСТРОЙСТВО УПРАВЛЕНИЯ. НАЛОГИ; ПОВОЗЫ И ПОЛЮДЬЯ. СВЯЗЬ УПРАВЛЕНИЯ С ТОРГОВЫМ ОБОРОТОМ. ВНЕШНЯЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КИЕВСКИХ КНЯЗЕЙ. ДОГОВОРЫ И ТОРГОВЫЕ СНОШЕНИЯ РУСИ С ВИЗАНТИЕЙ. ЗНАЧЕНИЕ ЭТИХ ДОГОВОРОВ И СНОШЕНИИ В ИСТОРИИ РУССКОГО ПРАВА. ВНЕШНИЕ ЗАТРУДНЕНИЯ И ОПАСНОСТИ РУССКОЙ ТОРГОВЛИ

скачать реферат Рабовладение у восточных славян VIII-Х вв.

Однако можно предположить и другое. Вполне возможно, что в древности отроками славяне называли не только детей, но и тех, кто не умел говорить на славянском наречии - пленников из чужих, неславянских земель. В этой догадке мы опираемся на мнение выдающегося знатока славянских древностей Любомира Нидерле, который писал: «Слово отрок (o rok) первоначально означало того, кто не умеет говорить, и отсюда легко объяснить, почему им назывались и дети и иноплеменные пленные". Еще раз возвращаясь к данной теме, Л.Нидерле отмечал, что поначалу отроками называли тех, "кто не умел говорить, то есть и детей и чужеземных работников». Отроки, стало быть, составляя разряд военных слуг князя, свою родословную вели от рабов-пленников. Они, конечно, не являлись новообразованием X в. Их появление при восточнославянских князьях надо, вероятно, связывать с возникновением в IX в. постоянных княжеских дружин. Полагаем, что сказанного вполне достаточно, чтобы заключить о наличии у восточных славян обращенных в рабство пленников, используемых в военном деле.

Насадка на кран "Палитра", светодиодная.
Светодиодная насадка «Палитра» включается под напором воды и, в зависимости от ее температуры, подсвечивает проходящий поток в синий,
490 руб
Раздел: Ванная
Чайник эмалированный "Шиповник" EM-40X1/45, с керамической ручкой, 4 л.
Объем: 4 л. Внешнее высокопрочное трехслойное эмалевое покрытие. Внутреннее эмалевое покрытие, устойчивое к воздействию пищевых
1323 руб
Раздел: Чайники эмалированные
Папка для труда, А4, на липучке.
Удобная папка для уроков труда на липучках. Полностью раскрывается. Внутри папки находится большое отделение с прозрачным окном, а также
366 руб
Раздел: Папки для труда
 Языческая символика славянских архаических ритуалов

Данными относительно аналогичных изменений обрядности в древности у восточных славян мы не располагаем. Но как в восточнославянской, так и в европейской обрядности широко распространены действа, связанные с разными формами умерщвления и похорон птицы или ее символа. Наиболее близким по характеру и функцииональной сущности являются хорошо известные «похороны кукушки». Эта обрядность аналогична «похоронам Костромы», входит в круг этих действ, разница между этими разновидностями по существу в названиях. В троицко-семицком ритуале мы сталкиваемся с разными символами, заменившими живого человека. Птица — один из характерных и распространенных в ней знаков такого рода. На масленице сохранились более архаические формы. И одной из них является бык — знак человека, его заменивший. Вероятно, эта форма предшествовала чучелу — символу человека. Птица — также символ более поздний, чем бык (кстати, традиционные «похороны кукушки» сохранили этот символ лишь в названии, у восточных славян живая или убитая птица в этой обрядности почти не известна)

скачать реферат Восточные славяне в догосударственный период

Путь "из варяг в греки". Морского побережья у восточных славян не было. Основными торговыми путями у славян стали реки. Они "жались" к берегам рек, особенно самой великой реки русской древности - Днепру. В IХ в. возник великий торговый путь - "из варяг в греки".  Он связывал Новгород и Киев, Северную и Южную Европу. Из Балтийского моря по реке Нева караваны купцов попадали в Ладожское озеро, оттуда по реке Волхов и далее по реке Ловати до верховьев Днепра. С Ловати на Днепр в районе Смоленска и на днепровских порогах переходили "волоковыми путями". Далее западным берегом Чёрного моря доходили до столицы Византии Константинополя (восточные славяне называли его Царьградом). Этот путь стал стержнем, главной торговой дорогой, "красной улицей" восточных славян. Вся жизнь восточнославянского общества была сконцентрирована вокруг этого торгового пути. Занятия восточных славян. Основным занятием восточных славян было земледелие. Они возделывали пшеницу, рожь, ячмень, просо, сажали репу, просо, капусту, свеклу, морковь, редьку, чеснок и другие культуры.

 Язычество Древней Руси

Они связаны соседством с львиноголовыми столбами, связаны четкой идеограммой засеянного поля и дважды повторенной фигурой волка. Культ волка очень древен и сложен. Помимо общеизвестных отрицательных сторон этого хищника, мы в фольклоре нередко находим обрисовку и положительных качеств волка. Волки считаются пожирателями чертей, т. е. носителей активного зла. Встретить волка в пути - к добру. В сказках серый волк помогает Ивану-Царевичу. Быть может, для древних славян-земледельцев волки были полезны весной, когда всходили яровые хлеба и лен, а в лесных чащах было множество рогатой мелочи (косули, дикие козы, серны), оленей, кабанов, которые причиняли огромный вред молодым зеленям. Волки на открытом пространстве засеянных нив легко травили эту живность, невольно оберегая тем поля от потравы. Покровителем волков у восточных славян был святой Георгий, "волчий пастырь", а если углубляться в античную древность, то в Греции таким покровителем был Аполлон (Аполлон Ликейский, "Волчий"); Аполлон в некоторых мифологических эпизодах превращается в волка

скачать реферат Происхождение восточных славян

Миллер писал, что в древности фигурировало слово Русь. А слово россияне возникло и вошло в употребление недавно и не может служить доказательством этого мнения.3 Не удержался в науке и тезис Ломоносова о приходе Рюрика в Новгородскую землю с юго-восточного славянского побережья Балтики. Иначе дело обстоит с вопросом о масштабах культурного влияния норманнов на восточных славян. Вызвавшие решительные возражения со стороны Ломоносова мнение Миллера и Шлецера о совершенной дикости восточных славян до прихода варягов, отвергнута современными историками, как и утверждение о решающем влиянии норманнов. Поддержана и подкреплена специальным анализом мысль М.В.Ломоносова о том, что в славянском языке не заметно “знатной перемены” в сторону языка скандинавов, между тем “и по ныне имеем мы в своем языке великое множество слов татарских”.4 Этот аргумент сохраняет свое значение и сегодня в научных кругах. Вместе со сравнительно небольшим количеством скандинавских археологических памятников на территории Руси он опровергает мнение о сильном норманнском влиянии. Около 1751г. Ломоносов начал подготовительную работу над “Древней Российской историей от начала российского народа до кончины Великого русского князя Ярослава Первого”. До 1754г. он собирал и выписывал данные русских, античных и западных средневековых источников, а затем в течение нескольких лет писал свой труд.

скачать реферат Проблемы специфики социодинамики русской культуры

С учетом этих размышлений и рассмотрим процесс развертывания отечественной культуры во взаимодействии с социальной организацией российского общества. 4. Культура периода Древней Руси Языческая культура древних славян Древнейший слой отечественной культуры - языческая культура восточных славян. Догосударственный период культурного развития восточных славян охватывает по меньшей мере полтора тысячелетия. В ходе него восточнославянский этнический массив не только выделился из единого индоевропейского сообщества народов, но и распался на племенные союзы и группы. Один из них, племенной союз руссов, и дал начало великой культуре. В эпоху славянской древности заложены были начала всего строя русской жизни, духовности, языка, культуры в целом. Языческая культура славян была довольно развитой, имелись мифология, пантеон главных божеств, жрецы. Академик Б. А. Рыбаков выделил целых 3 периода в развитии язычества Древней Руси3: господство культа упырей и берегинь, то есть обожествление сил природы, которых надо было умилостивить, чтобы они не вредили человеку и помогали в трудовой деятельности ; господство культа Рода как божества Вселенной, всей природы и плодородия, то есть культ предков.

скачать реферат Верования и праздники древних славян

Река эта течет внутри двуглавого Ящера, проглатывающего солнце своей западной пастью и изрыгающего из восточной. О древности мифа говорит то, что Ящер не враждебен солнцу: он возвращает светило добровольно. Обычай приносить в жертву подводному богу человека очень долго существовал на севере в преобразованном виде: так, на Онеге еще в начале ХХ в. старики делали чучело и в дырявой лодке отправляли в озеро, где оно и тонуло. Другой жертвой, приносимой Ящеру, был конь, которого сначала выкармливали всей деревней, а потом топили. С переходом к земледелию многие мифы и религиозные представления охотничьей эпохи видоизменялись или забывались, жесткость древних обрядов смягчалась: жертвоприношение человека сменялось на жертвоприношение коня, а позднее чучела. Славянские боги земледельческой поры более светлы и добры к человеку. Древний пантеон. Древнейшим верховным мужским божеством славян был Род. В христианских поучениях против язычества XII – XIII вв. о Роде пишут как о боге, которому покланялись все народы. Род был богом неба, грозы, плодородия. О нем говорили, что он едет на облаке, мечет на землю дождь, и от этого рождаются дети. Род – повелитель земли и всего живого, он – языческий бог-творец.

скачать реферат Первобытнообщинный строй и восточные славяне на территории Московской области

Первобытнообщинный строй и восточные славяне на территории Московской области А.И.Казанский, А.К.Казанская, Н.А.Сундуков § 1. Первобытнообщинный строй на территории Московской области Московская область была заселена в глубокой древности. На ее территории человек жил еще в III—II тысячелетиях до нашей эры. Основное занятие населения этого периода — рыболовство и охота. Вот почему стоянки древних людей обычно располагались на берегах рек и озер. Из стоянок этого периода можно назвать Льяловскую на Клязьме, у деревни Льялово Солнечногорского района. В конце III тысячелетия до нашей эры на территорию теперешней Московской области со среднего течения реки Днепра пришли кочевники-скотоводы. Они оставили после себя интересные могильники. В них обычно находят каменные просверленные топоры, шлифованные топоры-клинья, кремневые наконечники копий и стрел, изделия из кости, глиняные сосуды. Эти могильники называются фатьяновскими, так как впервые они были обнаружены около села Фатьяново Ярославской области. В Московской области фатьяновские могильники обнаружены у деревни Колодези, близ станции Икша Северной железной дороги, около села Карино, недалеко от станции Истра Калининской железной дороги, у сел Большое Буньково и Ямкино и др.

Набор "Леди Баг и Супер Кот" Дизайн 1, 3 предмета (в подарочной упаковке).
Набор из трех предметов (кружка, салатник, тарелка) в подарочной упаковке с изображением героини из мультсериала "Леди Баг и Супер
454 руб
Раздел: Наборы для кормления
Качели со столиком, арт. 15-10960.
Летом на даче не обойтись без качелей со столиком. Ведь они предназначены для самых маленьких. Качели можно подвесить с помощью
770 руб
Раздел: Качели
Фотобумага "Lomond" для струйной печати, А4, 230 г/м, 50 листов, односторонняя, матовая.
Формат: А4 (210х297 мм). Плотность - 230 г/м2. Матовая. Односторонняя. Упаковка - 50 листов.
370 руб
Раздел: Фотобумага для цветной печати
скачать реферат Духи природы в славянском фольклоре

В ряде мест в последний день "русальей недели" совершали обряд "проводов русалки". В этот день обряжали в зеленый наряд одну из девушек, надевали на нее венки и выводили в поле или к реке, где срывали с нее венки и бросали их в воду или костер, после чего убегали. Здесь будет упоминаться о верованиях крестьян европейской части России и Сибири. Возможно, эти сведения будет немного не точны. Одна из причин этого - непростая история изучения крестьянских верований России, сравнительно небольшое количество серьезных, систематических трудов по этой теме (и тем более трудов сводных, охватывающих и весь комплекс верований, и различные регионы страны). Да и имеющиеся труды зачастую имеют противоречащие данные. Очевидно лишь одно - что истоки многих верований уходят в глубокую древность. Однако первые более или менее систематические свидетельства о вере наших непосредственных предков, восточных славян-язычников, относятся к концу I - началу II тысячелетия н.э. В XIX веке мир народных поверий был отнюдь не чем-то отстраненным и пережиточным даже для высокообразованных городских жителей.

скачать реферат Хазары и Русь

В литературе нередко можно встретить утверждение, что Хазарский каганат оказал исключительно благотворное влияния на культурное и государственно-политическое развитие восточных славян. Что касается культурного влияния, то оно не было сколько-нибудь значительным. Раскопки Киева и других Полянских центров показывают, что в их слоях содержатся лишь отдельные вещи хазарского происхождения, которые не оказали заметного влияния на развитие местной материальной культуры. Более заметно хазарское присутствие в северянской среде. Обнаруживаемые здесь памятники волынцевской культуры VII – VIII вв., особенно городища, отличаются сравнительно большим количеством находок салтовского облика. Это гончарная керамика: горшки темно-коричневого цвета, лощеные волнистыми и горизонтальными полосами, серолощеные кувшины, красноглиняные амфоры с зональным мелким рифлением. Соотношение ее с местной лепной керамикой выражается цифрами 1 к 10–15. На волынцевских памятниках обнаруживаются стеклянные бусины с впаянными в них бронзовыми колечками, антропоморфные бляшки поясных наборов, зеркала, которые имеют аналогии в ранне-салтовских Древностях.

скачать реферат Восточные славяне древности

История не знает славянских нашествий, как и не знает имен тех народных вождей, которые, возбуждая у соплеменников триумфальный восторг и заражая их идеей мирового господства, оставили бы, подобно римским императорам, великое, если с завоевательных позиций, и страшное, если обратиться к людским страданиям, наследие отгремевших эпох1. В древности восточные славяне делились на 120-200 отдельных племен, однако уже в VIв. высшей ступенью развития первобытнообщинного строя были большие союзы племен (их было 14-15). Их названия: поляне, древляне, уличи, тиверцы, кривичи, вятичи и т.д. Восточные славяне двинулись от хорватов, из нынешней Галиции, прямо на восток до Днепра – то были древляне и поляне. Потом славянское народонаселение стало распространяться на север по правому берегу Днепра; между Припятью и Двиною явились дреговичи, за ними по Двине, опять прямо на север – полочане и, наконец, славяне новгородские. Кривичи пропущены в первом известии; летописец прямо переходит к ближайшим к Киеву северянам, на восточный берег Днепра, к Десне, Семи и Суле.

скачать реферат Древние мифы в поэзии серебрянного века

Биографию, жизнь и творчество поэтов я нашла в книгах «Русские поэты начала века», «Русские поэты: Антология в четырех томах», «На берегах Невы», словаре «Русские писатели и поэты», учебнике «Русская литература XX века». Стихи поэтов я прочитала в сборниках: «Стихотворения Северянина», «Там шепчутся белые ночи мои: избранные стихи поэтов серебряного века», «Русская литература серебряного века: поэтика символизма», «Творение». Также в моей работе были использованы официальные сайты творчества Н.С. Гумилева, В. Хлебникова, И.Северянина, Д.Д. Бурлюка. 1.Миф древний и миф поэтический. В деле освоения нашего литературного наследства, являющегося частью общекультурного, древней русской литературе принадлежит значительное место, определяемое, прежде всего тем, что она была значительным этапом в развитии русской литературы, приобретшей мировое значение. Задолго до возникновения на Руси книжной литературы восточные славяне обладали широко развитой устной поэзией в разнообразных её видах и жанрах, зародившейся еще дофеодальный период, в пору общинного родового строя. «От глубокой древности, - писал А.М. Горький, - фольклор неотступно и своеобразно сопутствует истории».2 Древний мир есть представленная в образах антропоморфная структура, выражающая мировоззрение её творцов, созданная общенародной фантазией и мыслимая в эпоху её возникновения, как подлинная реальность.

скачать реферат Календарные праздники и обряды на Руси

Первыми, еще в глубокой древности, возникли праздники, связанные с земледельческим календарем предков восточных славян. Начинаясь в декабре, когда солнце на юг-скорой зимы не жди, будет слякоть до Казанской (4.11). ноябрь 4. Казанская. Первый заморозок. Коли на Казанскую небо заплачет, то следом за дождем и зима придет. 8. Дмитриев день. Помин по усопшим воинам. 12. Зиновий. Синичный праздник. Прилет в сады синиц, снегирей, щеглов. 21. Михаиле. Чаще всего бывают оттепели. Настоящая стужа с 22.11. 23. Ераст. С Ераста жди крепкого наста. 24. Федор. На Федора дождь или снег - быть оттепелям до Введения. декабрь 1. Платон и Роман. Платон да Роман кажут зиму нам. 4. Введение. Накладывает на воду ледение. Возможна и оттепель. 9. Юрьев день. Медведь в берлоге засыпает. 12. Парамон. На Парамона снег-быть метелям до Николы (19.12) 17. Варвара. Трещит Варюха: береги нос да ухо. 19. Никола. Хвали зиму после Николы (Гостевой праздник). 29. Аггей. Иней сей. Коли сильный мороз, то стоять ему до Крещения. Сравнив православный и народный земледельческий календари можно сделать вывод, что некоторые праздники совпадают. Например: Рождество Богородицы (21 сентября), Покров (14 октября), Рождество (7 января), Крещение (19 января) и др.

Канистра-бочонок со сливом, 20 л.
Изготовлена из пищевого полиэтилена. Пригодна для хранения питьевой воды. Имеет герметичную крышку, позволяющую полностью избежать
443 руб
Раздел: Баки, канистры
Настольная игра "Эволюция".
Разнообразие живых организмов, населяющих нашу планету, поистине поражает. Теория эволюции объясняет это различием способов, которые
1090 руб
Раздел: Карточные игры
Доска магнитная для рисования, со штампиками.
Магнитная доска предназначена для рисования; у доски стирающееся поле для создания рисунков при помощи специального маркера. На
347 руб
Раздел: Магнитные доски
скачать реферат Правовая система России во 2-й половине XlX - начале ХХ вв. Судебная реформа

Это различие исторических судеб западноевропейских земель и земель восточного славянства давало себя знать еще с глубокой древности. Все основные социально-экономические, политические, культурные, религиозные процессы запаздывали в землях восточных славян и в Древней Руси на несколько столетий. Это определялось и различием географических и климатических условий (на Западе они были намного благоприятнее для развития хозяйства, торговли, культуры, градостроительства), и мощными процессами синтеза античной и новой, варварской, позднее западноевропейской средневековой цивилизаций, чего были лишены в такой же степени русские земли, испытавшие лишь опосредованное влияние античности – через культурно-исторические связи с Византией. К этому надо добавить отчаянную борьбу Руси со степными кочевниками, которая на протяжении столетий уносила животворные народные силы. Огромное тормозящее влияние на общее развитие страны оказало перенесение центра русской государственной деятельности с берегов Днепра на берега междуречья Волги, Оки и Клязьмы.

скачать реферат Восточные славяне в древности

Восточные славяне в древности Славянские племена издавна обитали в Центральной Европе, в Прикарпатье, на Балканском полуострове. Их движение на восток происходит в V-VII вв. н.э. Постепенно они проникают в лесные массивы Восточно-Европейской равнины. Освоение славянами этой обширной территории обошлось без кровавых столкновений с населявшими ее балтийскими и угро-финскими племенами. Пришельцы и старожилы, как правило, мирно уживались друг с другом; при этом в ходе постоянных хозяйственных и прочих контактов значительная часть местного населения ославянивалась. Иначе складывались взаимоотношения славян с их южными соседями — скотоводческими народами, кочевавшими в степях. В начале VII в. союз антов, состоявший в основном из земледельческих славянских племен, был разгромлен в Северном Причерноморье кочевыми племенами аваров. В том же VII в. другие кочевники — хазары — создали здесь сильное государство Хазарский каганат, расположившийся на территории Северного Причерноморья, Северного Кавказа и прикаспийских степей.

скачать реферат Культура Древней Руси

Члены общины вели свое индивидуальное хозяйство. «Дым», «рало», «плуг» стали единицей, с которой члены общины несли свои повинности, чего не знала родовая община. Да и сама община не осталась неизменной: внутри ее уже царило имущественное неравенство.6 в) Религиозные представления восточных славян Центральное место в культуре древних славян занимала языческая религия. Языческая символика проявляется в славянском фольклоре, в мотивах вышивки, в скульптурных изображениях языческих богов из дерева или камня, в зодчестве (на передней части двускатной кровли русских жилищ вытесывали изображение конской головы или птицы), в узелковой письменности древних славян. Возникнув в глубокой древности, язычество проходит длительный и интересный путь. Исследователи выделяют три периода в его становлении у восточных славян: господство культа упырей и берегинь; культ Рода как Божества Вселенной, природы и плодородия; культ Перуна, покровителя дружинно - княжеских кругов формирующегося государства. «Слово об идолах» XII в. также повествует о том, что славяне сначала «клали требы упырям и берегиням», позже начали «трапезу ставити Роду и рожаницам», наконец, стали поклоняться «проклятому Перуну и Хорсу и Мокоши и Вилам».

скачать реферат Соседи восточных славян. Кочевники и Византия

Так, поляне, северяне, радимичи, вятичи платили долгое время дань хазарам. К концу VIII – началу IX в. полянское ядро восточных славян освобождается от власти хазар. Путь «из варяг в греки». Ещё не став самостоятельным политическим целым, восточнославянские племенные союзы вели оживлённую торговлю со своими соседями. Именно в VIII – IX вв. зародился знаменитый путь «из варяг в греки», который способствовал не только торговым контактам славян с окружающим миром, но и связывал воедино сами восточнославянские земли. На этом пути возникали крупные славянские городские центры – Киев, Смоленск, Любеч, Новгород, которые играли позднее столь важную роль в истории Руси. Этот путь шёл из Византии по Чёрному морю и Днепру, затем суда волоком перетаскивали из Днепра в реку Ловать, впадающую в озеро Ильмень, из него путь продолжался по реке Волхов, соединяющий Ильмень и Ладожское озеро, или, как его называли в древности, озеро Нево. Оттуда путники попадали в реку Неву, соединяющую Ладожское озеро с Финским заливом, а уж затем по Балтике, или, как его называли, Варяжскому морю, отправлялись в сторону Рима.

телефон 978-63-62978 63 62

Сайт zadachi.org.ru это сборник рефератов предназначен для студентов учебных заведений и школьников.