![]() 978 63 62 |
![]() |
Сочинения Доклады Контрольные Рефераты Курсовые Дипломы |
РАСПРОДАЖА |
все разделы | раздел: | Политология, Политистория |
Авторитаризм и тоталитаризм | ![]() найти еще |
![]() Молочный гриб необходим в каждом доме как источник здоровья и красоты + книга в подарок |
Для нее характерны куцая рассудочность, которая часто неосознанно, инверсионным образом заменяется на куцую рассудочность с противоположными ценностями. Она создает предпосылки для инфантильности в сложной динамичной ситуации, для решений, продиктованных случайными и преходящими обстоятельствами, но не логикой развития конкретного исторического процесса. АТОМИЗАЦИЯ ОБЩЕСТВА — распад традиционных связей в большом обществе в результате слабости социальных интеграторов, культурных и организационных, в частности экономических, особенно усиливается в условиях крайнего авторитаризма (тоталитаризма), а также при активизации локализма. Распад горизонтальных связей при А. о. стимулирует развитие вертикальных, что превращает ее в мощный стимул активизации авторитарного нравственного идеала в его крайних формах. Последний может выступать как сила, направленная против самого существования локальных миров, круговой поруки на местах, коррупции, автаркии и т. д., препятствующих модернизации, формированию большого общества. Государственный террор может в борьбе за А. о. стремиться любыми средствами отделить людей друг от друга, прежде всего сея ужас перед человеческим общением, перед доносом, насаждая культ секретности, усиливая страх перед отпадением от вождя-тотема с целью оставить каждого наедине с вождем
К антидемократическим режимам относятся тоталитаризм и авторитаризм. Тоталитаризм (от лат. o alis- весь, полный)- политический режим, при котором осуществляется абсолютный контроль государства над всеми областями общественной и личной жизни. Обычным при тоталитаризме является режим личной власти. Главная задача тоталитарного государства - подавить свободные проявления личности, превратиь человека в стадное существо, бессмысленного участника хора, выкрикивающего здравницы в честь вождей и системы. Авторитаризм (от лат.auc ori as - власть)- политический режим, при котором власть сосредотачивается в руках одного человека или в одном органе. При этом, как справило, сводится на нет представительная власть (выбранных народом лиц) и роль оппозиции. Основные политические действия (выборы, референдумы. и т.д.) становятся несущественной формальностью. Все политические акты заранее предрешены. Господствует командный стиль руководства, подразумевающий безусловное повиновение. Однако в отличие от тоталитаризма авторитаризм признает независимость человека в некоторых неполитических сферах - искусстве, науке и т.д. туциях; - реально действует примат государства над правом, что является следствием произвола, нарушением законно- сти, ликвидации правовых начал в общественной жизни; - всеохватывающая милитаризация общественной жизни; - игнорируют интересы государственных образований, особенно национальных меньшинств; Антидемократический режим может устанавливаться как при монархической, так и при республиканской форме правления, однако, будучи отрицанием принципов парламентаризма, он не согласуется с парламентской монархией и республикой.
Но надо принимать во внимание лихорадку. Например, спорят и даже ругаются: что у нас в РФ за политическая система? Демократия? Авторитаризм? Тоталитаризм? Бессмысленно. У нас суверенная демократия — посмотрите на градусник! Определить тип этой культуры трудно, явление многостороннее. Если видеть ее как систему ценностей и институтов, то я бы сказал, что наша политическая культура сегодня — это гибрид соборности с коррупцией. То есть соединение ценностей целого с ценностью предательства — полного отрицания целого. Горбачев с его ГКЧП, Ельцин на танке, ликующая толпа. Из этого «свято-звериного» кентавра массы и политики вырастает провокация как высшее творение этой культуры. Без соборности масс, которые любят власть, такое искусство не могло бы возникнуть. В нем дышит гений Достоевского, и на знамени нынешней политики лики ее духовных отцов — Ивана Карамазова и Смердякова. Строение современной провокации столь совершенно, что люди, видя ловушку, вынуждены в нее лезть — это меньшее зло. Так и ползем, дергаясь. Культура СМИ как «видимой и слышимой» ипостаси политики целиком стоит на провокации
Независимые от государства органы местного самоуправления периодически превращались в очаги активизации локализма, находились с государственным аппаратом в состоянии взаиморазрушающего раскола. Без сомнения, ослабление в результате реформы 1861 года государственной вертикали выявило противостояние крестьянского самоуправления государству, законности, что было важной предпосылкой последующего крушения государственности. Из этого, впрочем, не следует, что если бы реформа не пошла этим путем, государство бы уцелело. Реформа лишь создала более благоприятные условия для выявления определенных процессов, но не породила эти процессы. Двоевластие может казаться поверхностному наблюдателю несуществующим на определенных этапах, например, во времена крайнего авторитаризма, тоталитаризма, но усиливалось во времена кризисов, переходов между этапами, периодами динамики страны. На этапе постсоветской государственности столкновение высшего уровня государства, стремящегося к модернизации целого, и власти советов, несущей в себе власть традиций, вылилось в вооруженный конфликт между Президентом и Верховным советом.
Их, однако, самих по себе недостаточно для того, чтобы демократия уверенно могла себя защищать в менее благоприятных условиях. 2.4. Кроме институтов, характерных для "незрелой" (а отчасти даже и "развитой") демократии, а также "недореформированных" структур, природу нынешнего режима определяет то, что одни условно называют переходными институтами, а другие - "злокачественными новообразованиями", которые в ряде случаев заполняют возникшие "институциональные вакансии". Такие структуры характерны (хотя и очень в разной степени!) для обществ, переходящих в политике от авторитаризма или тоталитаризма к демократии, а в экономике - от жесткого государственного регулирования к рынку. Их образование связано главным, хотя и не исключительным, образом с размытостью представлений о границе между "рыночным" и "государственным". В результате "бюрократический рынок", т.е. рынок взаимных услуг и обязательств внутри государственного аппарата, хорошо известный еще по последним десятилетиям советского строя, органически срастается с рынком настоящим
А именно: «духовность, народовластие, державность». Каждая из составляющих новой формулы государственной российской идеи имеет свое содержание. Духовность означает отнюдь не веру в монарха или православие. Она выражает прежде всего нравственные начала общественной жизни и моральные нормы поведения в обществе, включая терпимость, уважение к различным мнениям, конфессиям; стремление к сотрудничеству, примат добра над злом; приоритет интересов Родины перед всеми другими интересами. Народовластие (демократия) предстает как антипод авторитаризма, тоталитаризма, государственно-бюрократического капитализма и социализма, как обслуживание народа государством (а не наоборот), как власть закона, а не политических крикунов, непримиримых националистов. Державность понимается как воссоздание взаимодействия сосуществующих народов в рамках целостного геополитического пространства, служащего условием сохранения русского и других объединившихся с ним народов в целях избежания геноцида, истребления. Именно державность, по мнению Осипова, являет собой форму перехода к постцивилизации (Рабочая трибуна. 1994. 23 декабря). Важнейший аспект современной национально-государственной идеологии нашел отражение в обстоятельной статье Н. А. Павлова «Русские: бремя выбора» (1995).
В некоторых случаях требуется сумма факторов одновременно, как это сложилось, например, в современных условиях в России. 3.2. Антидемократический политический режим Демократический политический режим (при всем его конкретном многообразии) – это или реальность, или идеал, к которому стремятся народы разных стран. Его антиподом являются антидемократические, недемократические режимы, в которых заинтересованы не все. В обществоведении, в том числе и в юридической литературе, понятие «антидемократический политический режим» используется многовариантно, включая деспотию, авторитаризм, тоталитаризм, фашизм, корпоративизм, режим личной власти, военно-диктаторский режим, расисткой, неофашистской. Последнее время наиболее часто употребляется понятие «авторитаризм», которое либо отличают от тоталитаризма, либо отождествляют с ним. К признакам авторитаризма относят: частичную или полную ликвидацию конституционных прав и свобод, запрещение деятельности демократической партий и организаций, ограничение избирательного права, выборности представительных органов, резкое сужение полномочий парламента, концентрацию власти в руках главы государства или правительства.
Основные школы и течения. 33. Политическая социология Мориса Дюверже. 34. Взгляды Г.Д. Ласуэлла - классика американской политической науки. 35. Сущность и структура политического процесса. 36. Принятие политических решений. Объекты и субъекты политических решений. 37. Культура политических дискуссий. 38. Проблемы политического прогнозирования на современном этапе. 39. Основные этапы развития прогноза. Проблема объективной истинности политического прогнозирования. 40. Типология политических режимов. 41. Политическое развитие: понятие и критерии. 42. Рассмотрите соотношение понятия «Политическое развитие» и «политическая модернизация». Их сущность и характеристики. 43. Характеристика трех критериев политического развития: 44. а) структурная дифференциация 45. б) способности системы 46. в) тенденция к равноправию 47. Основные этапы эволюции теории политической модернизации и их связь с историческим развитием мирового сообщества . 48. Переход от авторитаризма (тоталитаризма) к демократии. Пути перехода к демократии.
Доклад По обществознанию Ученика 11 «Э» класса Школы №1201 г. Москвы Георгия Блинникова на тему: ПОЛИТИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ СОВРЕМЕННОСТИ. ДЕМОКРАТИЯ, АВТОРИТАРИЗМ, ТОТАЛИТАРИЗМ 2005 г. Введение: понятие и типы политических систем Различные политические явления неразрывно взаимосвязаны и составляют определенную целостность, социальный организм, имеющий относительную самостоятельность. Это их свойство и отражает понятие политической системы. Появление этой категории непосредственно связано с развитием системного анализа общества Т. Парсонсом. Впервые теория политических систем была детально разработана крупным американским политологом Д. Истоном в 50-60-хх гг. XX века. Затем она получила развитие в трудах Г. Алмонда, У. Митчелла, К. Дойча, А. Этциони, Д. Дивайна и многих других ученых. Понятие политической системы как инструмента исследования В современной науке понятие политической системы имеет два взаимосвязанных значения. В первом из них политическая система представляет собой искусственно созданный, теоретический, мыслительный инструмент, позволяющий выявлять и описывать системные свойства различных политических явлений.
К нему надо готовиться, его надо предвидеть, обсуждать, дабы не оказаться вновь застигнутыми "врасплох", когда все решается методом проб и ошибок. Конечно, путь каждого общества уникален и принципиально неповторим в главном, но все же не настолько, чтобы отказаться от апробированных цивилизацией вариантов, иначе доруга к демократии окажется мучительнее и длиннее, чем могла бы быть. Людям, живущим в период "смутного времени" смены политических режимов, жизнь в обществе подчас представляется хаосом и неразберихой. Тем не менее, анализ большого числа случаев перехода от авторитаризма к демократии позволяет выделить общие закономерности, примерные этапы этого процесса и, если не предсказать развитие событий в каждом конкретном случае, то, по крайней мере, указать на проблемы, которые следует решать политическим руководством в определенных обстоятельствах и в определенной последовательности, чтобы переход прошел плавно и завершился установлением стабильной формы государства. Демократизация стран с тоталитарными режимами имеет свои особенности, так как авторитаризм и тоталитаризм во многом отличаются друг от друга. В отличие от авторитаризма тоталитаризм практически стирает границы между государством и обществом, стремясь контролировать все стороны жизни человека.
Черты: 1) диктаторская власть правящ. элиты. 2) опора на силу. 3) демократия здесь носит огранич. хар-р. 4) отказ от принципа раздел. властей. 5) милитаризац. гос аппар. Демократия – власть народа. Черты: 1) развите форм непосредств. и посредств. демократии. 2) общест. самоупр. 3) диалог между общ-стью и властями. 4) изуч. общ. мнения и учет его. 5) равные прямые выборы органов влсати, тайное голосование. 6) плюрализм. 7) развитое гражд. общ-во, разделен. властей, мир. внешн. политика. Абс. демократии и абс. авторитаризма не бывает. Чистая демократия – анархия, чистый авторитаризм – тоталитаризм. 40. Человек как субъект и объект политической деятельности. Чел-к становится полит. существом благодаря след обстоятельств.: 1) Отделен. умственного труда от физич. и выделен. управленч. деят-ти в особую отр-ль жизнедеят-ти людей. 2) Соц.-классовое разделен. общ-ва (богатые и бедные).
Боттомор заявил о невозможности целиком сформировать такую личность, которая требуется для полного господства тоталитарного режима. По мере нарастания в странах Запада во второй половине ХХ века государственно-монополистических тенденций исследователи подмечали все больший изоморфизм так называемых коммунистических и либеральных государств. Термин «тоталитаризм» все больше становился анархонизмом. Для описания политических процессов в СССР было достаточно применяемых в исторической науке и политологии терминов: политическая система, политический режим, политические интересы, диктатура определенного класса и т.п. Начала подтверждаться гипотеза Ф. Поллока, выдвинутая в 30-е годы, о возникновении нового типа авторитаризма в СССР, стране государственного капитализма, и США, государстве «интервенционистского» типа. Получила распространение теория конвергенции, а концепция тоталитаризма все больше подвергалась критике. Однако правящие слои общества не торопились списывать ее со счетов: им претила мысль о каком бы то ни было сходстве политических систем.
Проблема заключается в том, чтобы наполнить эту модель реальным социальным содержанием и юридически и фактически гарантировать общество от авторитаризма и уже один раз пережитого нашей страной тоталитаризма. Необходимые для этого правовые гарантии предусмотрены в действующей Конституции. Как бы ни были широки полномочия Президента, они небеспредельны. Эти полномочия тесно связаны и переплетены с полномочиями других федеральных органов государственной власти, а отношения Президента и органов законодательной и исполнительной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов РФ характеризуются не только правами, но и взаимной ответственностью, подотчетностью и подконтрольностью друг другу. 1. ИНСТИТУТ ПРЕЗИДЕНТСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. Президентство является относительно молодым, новым и еще не полностью устоявшимся юридическим институтом в российской конституционно-политической практике, особенно если рассматривать его в сравнении с институтом Президента ряда зарубежных стран (США, Франция и т.п.), в которых он насчитывает достаточно длительную историю и обширную историю практической деятельности.
Все это делает ее достаточно эффективным средством проведения радикальных общественных реформ. В современных условиях постсоциалистических стран «чистый» авторитаризм, не опирающийся на активную массовую поддержку и некоторые демократические институты, едва ли может быть инструментом прогрессивного реформирования общества и способен превратиться в криминальный диктаторский режим личной власти, не менее разрушительный для страны, чем тоталитаризм. Поэтому сочетание авторитарных и демократических элементов сильной власти и ее подконтрольности гражданам – важнейшая практическая задача на пути конструктивного реформирования общества. Демократически ориентирующиеся авторитарные режимы не долговечны. Их реальной перспективой является более устойчивый в современных условиях тип политической системы – демократия. Тоталитаризм. Крайняя форма авторитарного режима - тоталитаризм. Не следует рассматривать данный термин лишь как негативно оценочный. Это научное понятие, требующее соответствующего теоретического определения.
И именно эта принципиальная заостренность, выявившаяся как на интеллектуальном уровне, так и на уровне исполнительной власти, была собственно гитлеровским вкладом в суть национал- социализма. Его дерзкое бесстрашие перед лицом действительности не было лишено признаков маниакальности. Только в крайнем радикализме он казался тем, кем он был. В этом смысле национал-социализм без него немыслим. Степень радикальности того или иного варианта фашизма зависит от соотношения в нем экстремизма низов и верхов, поскольку сам фашизм представляет собою сплав экстремизма того и другого типа. Это ключевая типологическая особенность фашистского тоталитаризма по сравнению с коммунистическим, в котором однозначно доминирует экстремизм низов, а прежние господствующие классы незамедлительно устраняются. Внутри же фашистского ряда ситуация сложнее. Например, во франкистской Испании традиционная элита оказалась намного сильнее фашистской партии — фаланги. Сам Франко был ближе к традиционному типу военного диктатора, чем к тоталитарному вождю. Там тоталитарный режим фактически не сформировался, дальше авторитаризма с фашистскими чертами дело не пошло, что облегчило эволюционный переход к парламентской демократии.
Государство при тоталитаризме берет как бы на себя заботу о каждом члене общества. Со стороны населения при тоталитарном режиме развивается идеология и практика социального иждивенчества. Члены общества полагают, что обеспечивать поддерживать, защищать их во всех случаях должно государство, особенно в сфере здравоохранения, образования, жилищной сфере. Развивается психология уравнительности, идет существенная люмпенизация и деградация общества. Тоталитарные режимы существовали в фашистских государствах, в некоторых африканских и других странах с пожизненными президентами, в условиях военных режимов. Авторитарный режим При любой форме авторитаризма государственная власть не формируется и не контролируется народом. Не смотря на то, что существуют представительные органы, реально они никакой роли в жизни общества не играют. Парламент штампует решения, выработанные правящей элитой во главе с вождем или группой лиц (олигархией). Реально жизнь в стране направляется элитой, которая себя не ограничивает законом, особенно в части привилегий, льгот.
Вот это и называется государством. Итак, согласно библейскому учению, главная функция государства, это - борьба со злом в обществе. В этом его главный смысл, и именно для этого оно, собственно, и существует. В каких же случаях и почему одни государства становятся деспотичными и тоталитарными, как на Востоке или у нас во времена Сталина или Ивана Грозного, а другие - демократическими, где население имеет гражданские и политические свободы? Термин "тоталитарное государство" означает такое государство, которое вмешивается во все сферы человеческой деятельности, то есть происходит как бы "всеобщее", "тотальное" проникновение государства в жизнь людей, вплоть до их частной жизни, не говоря уж о политике или экономике. Демократическое государство подразумевает довольно ограниченное вмешательство в дела людей. А понятие "деспотия" или "авторитаризм" означает нечто промежуточное между демократией и тоталитаризмом. Как видим, все эти термины, по сути, просто означают различные степени вмешательства государства в дела общества. Когда государство мало вмешивается в дела людей - это называется демократией и свободой.
Третья разновидность тоталитаризма - национал- социализм. Как реальный политический и общественный строй он возник в Германии в 1933 г. Цель: мировое господство арийской расы и социальное предпочтение - германская нация. Если в коммунистических системах агрессивность направлена прежде всего вовнутрь - против собственных граждан (классового врага), то в национал- социализме - вовне, против других народов. И все же тоталитаризм - исторически обреченный строй. Это общество - самоед, не способное к эффективному созиданию, рачительному, инициативному хозяйствованию и существующее главным образом за счет богатых природных ресурсов, эксплуатации, ограничения потребления большинства населения. Тоталитаризм - закрытое общество, не приспособленное к современному качественному обновлению, учету новых требований непрерывно изменяющегося мира.3.2.Авторитаризм. Одним из наиболее распространенных в истории типов политической системы является авторитаризм. По своим характерным чертам он занимает как бы промежуточное положение между тоталитаризмом и демократией. С тоталитаризмом его роднит обычно автократический, не ограниченный законами характер власти, с демократией - наличие автономных, не регулируемых государством общественных сфер, особенно экономики и частной жизни, сохранение элементов гражданского общества.
![]() | 978 63 62 |