![]() 978 63 62 |
![]() |
Сочинения Доклады Контрольные Рефераты Курсовые Дипломы |
РАСПРОДАЖА |
все разделы | раздел: | Политология, Политистория |
SkinHeads - История борьбы | ![]() найти еще |
![]() Молочный гриб необходим в каждом доме как источник здоровья и красоты + книга в подарок |
Проблема соотношения понятий "элита" и "класс" - предмет полемики в западной, в том числе американской социологии. Это признает и большинство современных исследователей. Так, Р. Мартин считает, что исторически теории элиты развивались как реакция на марксистскую теорию классов, хотя при этом оговаривается, что впоследствии некоторые элитаристы стали относиться к понятию класса с большей терпимостью. Еще более определенно высказываются американские социологи К. Прюит и А. Стоун. "Элитарные теории [266] находятся в конфликте с марксистской идеей классовой борьбы, - заявляют они. - Если "Манифест Коммунистической партии" провозглашает, что история до сих пор существовавших обществ была историей борьбы классов, то кредо элитаристов заключается в том, что история до сих пор существовавших обществ была историей борьбы элит... Неэлиты являются пассивными наблюдателями в этой борьбе"(1). Элитаристы, отмечают американские социологи Дж. Корветарис и Б. Добратц, "всеми силами стремятся опровергнуть марксистский тезис о том, что правящий класс - это владельцы средств производства, утверждая, что элита это продукт чисто политических отношений"(2)
С момента образования на территории современного государства первых английских переселенческих колоний в первой половине XVII века и до юридического оформления США в единое федеративное государство после принятия Конституции в 1787 году прошло чуть более полутора веков. Но именно в тот период были заложены основы американской государственности, созданы предпосылки для появления на свет юридического документа номер один в истории Соединенных Штатов Америки - Конституции 1787 года. Процесс ее разработки неотделим от истории борьбы за государственную независимость, свободу и объединение штатов в единое государство. А воплощением в ней традиции закладывалось еще первыми поселенцами, принесшими на новые земли идеалы естественного права, английское “общее право”, суд присяжных заседателей и другие прогрессивные правовые институты того времени, ставшие первоосновой при формировании колониальных органов управления. Так, уже в период становления первых колоний, непременным условием считалось признание свободы религии, невмешательство властей в дела культа, право граждан выбирать должностных лиц, носить оружие, создавать по своей воле военные отряды, участвовать в налогообложении и т.д. С течением времени, в процессе укрепления колоний и их борьбы за независимость, зарождается и развивается специфическая американская практика компромиссов, сыгравшая впоследствии решающую роль в процессе принятия Конституции 1787 года.
В городах складывается система правильного налогообложения и регулярных государственных повинностей, будь то строительные или военные. Именно в городах - и это отражено даже в русском слове - формируется понятие гражданства (ст. слав, "гражданин" - русск. "горожанин"). В древних обществах оно играет колоссальную роль: в Греции гражданство считалось величайшей ценностью, поскольку только гражданин пользовался всеми политическими правами, а лишение гражданства вело к изгнанию, продаже в рабство и т.п.; история Римской империи - это во многом история борьбы римских провинций за гражданские права. Хотя общие процессы, приведшие к урбанизации, понятны, о конкретных причинах возникновения тех или иных городов можно говорить только гипотетически (разумеется, здесь не берутся в расчет города, а их немало, основанные завоевателями в чужих землях и выстроенные по уже известным образцам). Изложим поэтому одну из гипотез появления городов, развитую известным исследователем Древней Месопотамии Л.Оппенхеймом. Существенную роль в появлении городов сыграли, по его мнению, напряженные отношения между оседло жившими рыбаками, земледельцами, садоводами и полукочевниками, переходившими с места на место на определенной территории
Где образа, там и молитва. Но об этом речь пойдет во второй главе. А здесь, подводя итог всему написанному в этой части дипломной работы, необходимо отметить следующее. Все книги Ветхого и Нового Завета - это история борьбы двух начал - Добра и Зла, Бога и Дьявола; этот же мотив проходит через всё творчество Лермонтова. Отношение поэта к Богу, основанное на текстологическом анализе, является весьма противоречивым. Ветхозаветные книги и пророчества представляют для Лермонтова наибольший интерес, и в процентном отношении мотивы из Ветхого завета преобладают над собственно христианскими. Наиболее важными в лично-психологическом плане являются библейские мотивы, затрагивающие темы сверхчеловеческой мощи (пророчества), необъяснимых "метафизических" тревог и страданий, странничества и одиночества; скоротечности человеческой жизни. А так же два мотива из Апокалипсиса, перешедшие туда из ветхозаветных "пророческих" книг. Библейские мотивы своеобразно воплощены в текстах то в виде собственного библейского имени, то образа, то сюжета, то идеи.
Преподавал теорию и историю . лит-ры во Всесоюзном лит.-художеств. ин-те им. Брюсова в Москве, в ИФЛИ, Моск. ун-те, ГИТИСе, Ташкентском ун-те и Театр. ин-те, на Высших лит. курсах Союза писателей СССР, Всесоюзном гос. ин-те кинематографии. В течение ряда лет заведовал кабинетом Горького и советской драматургии, научно-творческим отделом Всероссийского театр. об-ва; был зам. председателя Президиума ВТО. Соч.: Сценическая композиция чеховских пьес, М 1924; Драматургия Горького и Чехова, в кн.: Горький и театр. Сб. статей, М.-Л., 1938; Горький-драматург и критик, М., 1946; Советский театр. К тридцатилетию советского государства, М., 1947 (редакция, предисловие и статья "На линии огня"); Библиотека театра Горького, М., 1946-47 (редакция серии выпусков, посвященных отдельным пьесам Горького и их сценической истории); К истории борьбы за социалистический реализм, М., 1959. С Г ГРИГОРЬЕВ, Пётр Григорьевич (Григорьев 2-й; 1807-54)- русский актёр и драматург-водевилист. Окончил Петерб. театр. уч-ще (1829). С 1831 был актёром Александрийского т-ра
В общих чертах, азиатский, античный, феодальный и современный, буржуазный, способы производства можно обозначить, как прогрессивные эпохи экономической общественной формации. Буржуазные производственные отношения являются последней антагонистической не в смысле индивидуального антагонизма, а в смысле антагонизма, вырастающего из общественных условий жизни индивидумов; но развивающиеся в недрах буржуазного общества производительные силы создают вместе с тем материальные условия для разрешения этого антагонизма. Поэтому буржуазной общественной формацией завершается предистория человеческого общества. К.Маркс, Ф.Энгельс. Избранные произведения в трёх томах. Т.1.- М.:1970.С.535-537. К.Маркс, Ф.Энгельс. Манифест Коммунистической партии. 1848г. История всех до сих пор существовавших обществ была историей борьбы классов. Свободный и раб, патриций и плебей, помещик и крепостной, мастер и подмастерье, короче, угнетающий и угнетаемый находились в вечном антагонизме друг к другу, вели непрерывную, то скрытую, то явную борьбу, всегда кончавшуюся революционным переустройством всего общественного здания или общей гибелью борющихся классов.
Таких проблем три – это история становления и развития самодержавной власти, история крепостного права в России и история борьбы народных масс за свое освобождение. Все три проблемы носят острый социальный характер, что в свою очередь свидетельствует о принципиально ином по сравнению с дворянскими и буржуазными историками подходе демократических деятелей к содержанию исторического процесса. Публицисты-демократы распространяли принципы демократической идеологии на познание исторических явлений, они анализировали допетровскую историю России с позиций защиты интересов народных масс, - в этом заключается коренное отличие их исторических воззрений от либерально-буржуазной исторической мысли. 2.2 История послепетровского («Нового») времени в освещении Н.В.Шелгунова. Преобразования первой четверти ХVIII в., признанные идеологами революционного демократизма рубежом «новой» истории России, вызвали на страницах подцензурных демократических журналов 60-70-х годов ХIХ в. своего рода дискуссию. В оценке роли Петра I у публицистов-демократов наметились две точки зрения. Г.З.Елисеев, В.В.Водовозов, Е.П.Карпович, М.А.Филлипов явно идеализировали преобразовательную роль Петра I, его личную инициативу в осуществленных им реформах.
Он придавал, в частности, большое значение экономическому положению населения, таким факторам, как социальное неравенство и нищета, и отмечал, что буржуазное общество не способно ликвидировать ни причины, порождающие преступность, ни сами преступления. В. Г. Белинский подчеркивал, что речь должна идти не об отдельных, частных причинах преступности, а обо всей системе общественных отношений. Ближе всех к пониманию классовой обусловленности преступности подошел Н. Г. Чернышевский. Рассмотрим теперь вкратце специальные теории о природе преступности и ее причинах, разрабатывавшиеся в области социальных наук. История развития учений о природе преступности — это в основном история борьбы двух направлений. Представители одного из них исследовали преступность как социальное явление» представители другого — как явление биологическое. Известны и попытки соединения двух направлений в одно - естественно, на уровне развития науки своего времени. Хотя исторически идеи о социальном характере преступности были развиты раньше и подробнее, чем представление о ее биологической сущности, все же начало принадлежало не им.
Совершенно утопичной эту идею можно назвать только не зная многовековой истории борьбы за братство и свободу в Испании. Отношение ко всем формам власти либертарных коммунистов было однозначно отрицательным. Между тем ради объединения усилий против фашизма они вошли в коалиционное правительство, носившее отчасти совещательный характер. Сразу после исчезновения угрозы внутреннего покорения анархисты намеревались упразднить все органы власти. Признавались только добровольные объединения. Ставка делалась на синдикаты - рабочие объединения. "Общество будет удерживаться инстинктом взаимности, свойственным каждому человеку, а также согласием и преимуществами, которые принесет с собой коммунизм," - считали анархисты. Основным способом решения вопросов они предполагали т. н. ассамблею - совещательное собрание - синдикальное или местное. Труд предполагался добровольным, с обеспечением неспособных работать их сообществом. Гармонию и равновесие, довольствие трудящихся своим видом деятельности должно было обеспечить отсутствие принуждения. Общество должно было взять на себя функцию защиты продуктов труда от посягательств не участвовавших в производстве. "Мы боремся не с бродягами, а с паразитами.
Производство и все экономические отношения упоминались лишь между прочим, как второстепенные элементы истории культуры. Новые факты заставили подвергнуть всю прежнюю историю новому исследованию, и Маркс доказал, что вся история, за исключением первобытного состояния, была историей борьбы классов, то есть социальных групп людей, связанных общим отношением к орудиям и результатам труда, способу производства и присвоения, характеру экономической формации. Во всей разнообразной и сложной политической борьбе речь шла всегда именно об общественном и политическом господстве тех или иных классов общества, о сохранении господства со стороны старых классов, о достижении господства со стороны поднимающихся новых. Но вследствие чего возникают и существуют эти классы? Вследствие имеющихся всякий раз налицо материальных условий, при которых общество в каждую данную эпоху производит и обменивает необходимые средства существования. Феодальное господство в средние века опиралось на хозяйство мелких крестьянских общин, которые сами производили почти все необходимые предметы своего потребления, почти не знали обмена и которым воинственное дворянство давало защиту от внешних врагов и политическую связь.
Разброс их взглядов и настроений был чрезвычайно широким – от большивистско-анархистских – слева, до меньшевистско-энесовских – справа. Немало было и тех, кто руководствовался лишь корыстными побуждениями, рассчитывая извлечь выгоду из членства в правящей и самой влиятельной партии. Сама эсеровская печать нередко называла «мартовских» эсеров «случайным, недоброкачественным элементом», «формальными эсерами». Внутренняя история партии эсеров в 1917 г. представляет собой историю борьбы и компромиссов между постепенно сложившимися в ней тремя течениями: правым, центристским и левым, каждое из которых имело внутри себя немало различных оттенков. Официальный курс партии определялся в конечном счете центристами, позицию которых выражали прежде всего Чернов и секретарь ЦК Зензинов. Если Чернов, при всей его гибкости при его искусстве находить равнодействующую между противостоящими мнениями, оказывался нередко на позициях левого центра, то такие влиятельные члены ЦК, как А.Р. Гоц, председатель эсеровской фракции в Петроградском совете и товарищ председателя ВЦИК, и Авксентьев, бывший в 1917 г. председателем ВЦИК Советов крестьянских депутатов, министром внутренних дел во II коалиционном Временном правительстве и председателем Временного совета Российской республики (Предпарламента), были правоцентристами.
Оно определило как реакционное и антинародное практически воспроизведения устной и письменной литературы дореволюционного казахского общества. («Ер-Саин, «Кобланды», «Кок бар», «Козы Корпеш и Баян Сулу», «Кыз-Жибек», «Айман – Шолпан», «Едыге» и др.). Огульному отрицанию и охаиванию подверглись крупные поэтн, публицисты, мыслители. В их числе оказался, например, С. Торайгыров. Постановление в отрицательном тоне констатировало, что «творческая деятельность МНОГИХ представителей казахской литературы Х1Х-ХХ веков оценивается однобоко, только с положительной стороны». В конце 40-х - начале 50-х гг. политические преследования с вытекающими отсюда последствиями широко применялись в отношении научной и художественной интеллигенции В 1950г. в газете «Правда» в статье «За марксистско - ленинское освещение вопросов истории Казахстана» авторы «Истории Казахской ССР» обвинялись в том, что история казахского народа до Октябрьской социалистической революции рассматривается не как история классов и классовой борьбы в Казахстане, а преимущественно как история борьбы казахов за свою независимость.
В августе 1944 было практически полностью завершено освобож-дение Черногории. 28.09.44 после мощного применения артиллерии Советская Армияперешла в наступлдение на Югославском фронте с целью освобожденияБелграда. 4.10.44 с другого фланга на Белград начала наступление НОАЮ 21.10.44 Белград был освобожден. Как мы видим, в каждой из стран, подвергшихся оккупации, во-оруженный народ вставал на борьбу с агрессором, однако бесспорнои то, что основной причиной , по которой Движение Сопротивлениямогло существовать, являлась беспрецендентная в истории борьба сгитлеровской Германией Советского Союза, а также других стран Ан-тигитлеровской Коалиции. И все же нельзя не восхищаться героизмом борцов ЕвропейскогоСопротивления, ведь, как справедливо было замечено в ноте Времен-ного правительства Французской Республики от августа 1944 "Сопро-тивление возродило военную сторону борьбы, но в еще большей сте-пени оно возрадило ее моральный аспект. Оно сражалось за общуюконцепцию существования против чуждой концепции человеческой жиз-ни и судьбы". Примечание: В данной работе сознательно не была затронута тема ДвиженияСопротивления в Германии, т.к. данная проблема не укладывается вобщие рамки Европейского Сопротивления и требует отдельного исследования. ЛИТЕРАТУРА 1. Движение Сопротивления в Западной Европе 1939-1945 / Подред. Н.П. Комоловой, М.: Наука, 1990.-240 с. 2. Семиряга М.И. Немецко-фашистская политика нацинальногопорабощения в странах Западной и Северной Европы.- М.: Наука,1980.-238 с. 3. Краткая история Албании / Под ред. Г.Л. Арша, М.: Наука,1992.-505 с. 4. Штайнер Герберт Приговорен к смерти.
Почему идея перестает существовать? З-н, открытий Энгельсом в области мировоззрения: собирание идей происходит вокруг 2-х полюсов - идеализма и материализма. Идеи возникают из-за наличия объективной научной необходимости, коренящейся в природе изучаемых явлений. Теплов “О некоторых общих вопросах разработки истории психологии” Задачи и требования, связанные с пониманием истории психологии как области исследования, необходимой для разработки актуальных проблем современной науки: а) и.п - история борьбы идей, матер. и идеалист. понимания психики б) и.п. - история накопления конкретных знаний и методов исследования, история накопления фактов, приводящих к открытия Существенный признак науки - ее кумулятивный характер, поскольку прогресс возможен только при аккумуляции знаний. Слияние теоретических концепций и накопленного фактического материала происходит в системе науки - концепции превращают совокупность имеющихся в науке знаний в науку. Подлинная система науки органически вырастает из хода развития науки и является теоретическим осмыслением всей совокупности достигнутых знаний в данной области.
О развитии на российской почве в конце XX века плодов западной цивилизации в более широком смысле (то есть техники, науки, культуры), к тому же более успешном, чем на современном Западе, можно говорить лишь с очень большими оговорками. Часть II Религиозно- нравственные идеи. Огромное место в истории русской и мировой философской мысли занимает великий писатель-гуманист Ф. М. Достоевский (1821-1881). В своих общественно-политических исканиях Достоевский пережил несколько периодов. После увлечения идеями утопического социализма (участие в кружке петрашевцев) произошел перелом, связанный с усвоением им религиозно-нравственных идей. Начиная с 60-х годов исповедовал идеи почвенничества, для которого была характерна религиозная ориентированность философского осмысления судеб русской истории. Вся история человечества с этой точки зрения представала как история борьбы за торжество христианства. Самобытный путь России в этом движении заключался в том, что на долю русского народа выпала мессианская роль носителя высшей духовной истины. “ Он призван спасти человечество через “новые формы жизни, искусства” благодаря широте его “нравственного захвата””8.
Смех Гоголя творил великое дело. Он обладал огромной разрушительной силой. Он уничтожал легенду о незыблемости феодально-помещичьих устоев, развенчивал созданный вокруг них ореол мнимого могущества, выставлял на “всенародные очи” всю мерзость и несостоятельность современного писателю политического режима, творил суд над ним, будил веру в возможность иной, более совершенной действительности. Писателем, остро чувствующим современность, оставался Гоголь и тогда, когда он обращался к исторической теме. Гоголь советовал поэту Н. Языкову опуститься “во глубины русской старины” и в ней поразить “позор нынешнего времени”. Такое отношение к исторической теме было свойственно и самому автору “Тараса Бульбы”. Гоголь мечтал о сильном, героическом характере. В многовековой истории борьбы украинского народа за своё освобождение от гнета польской шляхты он находил такие характеры. Человеческое обаяние героев повести, красота и благородство их нравственных принципов, величие их национальных и патриотических идеалов - всё это не могло не выступать резким контрастом современной писателю действительности, мелочному, пошлому миру Иванов Ивановичей и Иванов Никифоровичей.
Чтобы уяснить возможный исход составляющей сокровенный смысл истории борьбы между силами добра и зла, "следует определять, какой час дня мы переживаем в христианстве. Но если еще не наступила ночь, то мы узрим прекрасные и великие вещи" (Старина и новизна. Пг., 1915. Кн. 19. С. 205). Между тем в самой атмосфере общественного развития, господстве нарождавшегося капиталистического и социалистического панэкономизма в идеологии, а также грубых материальных интересов и псевдоимперских притязаний отдельных государств в политике поэт обнаруживал "нечто ужасающее новое", "призвание к низости", воздвигнутое "против Христа мнимыми христианскими обществами". В год смерти он недоумевает, почему мыслящие люди "недовольно вообще поражены апокалипсическими признаками приближающихся времен. Мы все без исключения идем навстречу будущего, столь же от нас сокрытого, как и внутренность луны или всякой другой планеты. Этот таинственный мир может быть целый мир ужаса, в котором мы вдруг очутимся, даже и не приметив нашего перехода" (Аксаков И.С. Биография Федора Ивановича Тютчева. М., 1886. С. 198). Не преображение, а, напротив, все большее доминирование (хитрое, скрытое и лицемерное) ведущих сил "темной основы нашей природы" и служило для него основанием для столь мрачных пророчеств.
Участвовало очень много специалистов и речь, конечно, шла не только о теориях Л.В., но и о многом другом (о близких экономических теориях, например, В.В.Новожилова, о кибернетике, о роли математики и машин, и др.). Запомнилась многолюдная конференция математиков и экономистов в 1960 г. в Москве, где выступали и маститые, и молодые ученые, притом, за редким исключением, -- в поддержку новых идей. В целом, это несомненно была победа разума, но и Л.В. потратил на эту борьбу слишком много сил, отнятых у математики и науки в целом. Фактически с конца 50-х гг. он прекратил свои систематические занятия "чистой" математикой, и одна из его последних математических работ была опубликована в "Успехах" в конце 50-х гг. История борьбы за признание его идей обширна и интересна как для историка науки, так и для историка советского периода. Она плохо отражена в литературе и, к сожалению, мало кто занимается ею сейчас; в то же время как сам этот опыт, так и сами экономические принципы, пропагандировавшиеся Л.В., необходимы сейчас. Лишь в этом году был выпущен сборник "Очерки истории информатики в России" (Новосибирск, СО РАН), где есть материалы и об этой эпопее.
![]() | 978 63 62 |